Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 Информационная война против российской оппозиции 2005-2010 годов Аннотация Статья посвящена проблеме информационных войн в российской политике в середине 2000-х годов, их особенностям и основным методам проведения. При помощи информационно-аналитической системы «Медиалогия» анализируется информационная война против представителей российской оппозиции: М. Касьянова, В. Рыжкова, Б. Немцова. Ключевые слова: информационная война, российская оппозиция. Abstract
The article dedicated to the problem of information warfare in the Russian policy in the middle of 2000s, their characteristics and the basic conducting methods. With the data-processing system "Medialogia" analyzed information warfare against members of the Russian opposition Mikhail Kasyanov, Vladimir Ryzhkov, Boris Nemtsov. Keywords: information warfare, the Russian opposition. В политологии и смежных науках на сегодняшний день не существует единого мнения относительно определения термина «информационная война», к тому же информационную войну часто отождествляют с психологической войной. На наш взгляд, наиболее полно смысл информационной войны описывает следующее определение: «Информационная война это комплекс информационной поддержки, информационных контрмер, мер информационной защиты, предпринимаемых в соответствии с единым планом и нацеленных на достижение и поддержание информационного превосходства над противником». [Комов, 1996, с. 73]. Информационная война в политике осуществляется путем использования политического языка. Политический язык - «особая подсистема национального языка, предназначенная для политической коммуникации: для пропаганды тех или иных идей, эмотивного воздействия на граждан страны и побуждения их к политическим действиям, для выработки общественного консенсуса, принятия и обоснования социально-политических решений в условиях множественности точек зрения в обществе». [Золина, Кравченко, 2009, с.139]. Мы подробно рассмотрим основные технологии информационной войны, проводимой против российской оппозиции в 2005-2010 годах, конкретно против Б. Немцова, В. Рыжкова, М. Касьянова. Этот временной период был выбран по следующим причинам:
Анализ информационной войны против российской оппозиции в 2005-2010 года на примере М. Касьянова, В. Рыжкова, Б. Немцова проводился при помощи информационно-аналитической системы «Медиалогия». Система позволяет проводить количественный и качественный анализ сообщений. Преимущество работы в системе «Медиалогия» заключается в том, что она учитывает тональность сообщения – негативную, позитивную или нейтральную. Все сообщения, в которых в той или иной мере упоминались вышеназванные лидеры оппозиции, можно условно разделить на следующие группы:
Мы рассмотрим проведенную в 2005-2010 годах информационную войну против оппозиции в двух направлениях. Первое направление - с точки зрения анализа количества сообщений и их тональности, с учетом характера средств массовой информации, с помощью которых они были переданы. Второе направление – текстологический анализ самих сообщений. График динамики сообщений за период 2005-2010 годов, которые связаны с событиями вокруг трех лидеров оппозиции - М. Касьянова, В. Рыжкова, Б. Немцова - показывает несколько пиков по количеству информационных поводов. Это статьи, посвященные следующим темам: запрос депутата Госдумы А. Хинштейна о незаконной продаже оператором Минимущества резиденции «Сосновка» экс-премьеру Правительства М. Касьянову (июль-декабрь 2005 г.); участие Б. Немцова в выборах на пост мэра г. Сочи (март-апрель 2009 г.); организация конференции «Другая Россия» (июль 2006 г.); конфликт между М. Касьяновым и движением «Наши» (декабрь 2005 г.). Наглядно пики роста сообщений об оппозиционных лидерах представлены на гистограмме ниже:
Статья «Коммерсанта» от 13 марта 2009 года вышла под заголовком «Борис Немцов ввязался в «звериную схватку» и с подзаголовком «Борис Немцов подыскал себе теплое место»1. Статья рассказывала о кандидатах на должность мэра г. Сочи. В ней была заметна ирония и недоверие автора к оппозиционеру, например в этом утверждении: «На вопрос о том, как в случае избрания он намерен строить отношения с властями, которым с такой яростью оппонирует». Далее следовал стереотипный вывод о его персоне, с которым, по всей видимости, должны согласиться и принять в будущем на веру читатели: «Еще надо будет посмотреть, что он сделал для города, кроме того, что здесь родился», - для авторитетности приводилась цитата лидера фракции «Единой России» Н. Левичева. Наличие цитат представителей обеих сторон и их эмоциональная окраска – важный параметр для описания информационной войны. В большинстве сообщений этого периода (2005-2010 гг.) присутствуют цитаты только одной из сторон.
Для большинства материалов этого периода характерно преобладание негативных статей об оппозиции и ее деятельности над позитивными. И в то же время практическое отсутствие негативных сообщений о правящей элите. Преимущественно во всех материалах, посвященным выборам мэра г. Сочи, кандидаты, не имеющие отношение к правящей партии, показаны в неблагоприятном свете, а партия власти либо в нейтральном свете, либо ее роль не оценивается вообще. "То, что он обыгрывал в карты на пляже в Сочи отдыхающих, не дает ему права баллотироваться на этот пост", - пример еще одной не очень корректной и не совсем имеющей отношения к его политической деятельности оценки персоны Б. Немцова. Стратегия поведения правящей партии в ходе предвыборной кампании выражается еще одной цитатой: «Для большинства кандидатов неприятным сюрпризом стало то, что абсолютное большинство местных средств массовой информации отказалось от размещения рекламных материалов кандидатов. Из газет в агитации участвуют только коммунистическая "Сочинская правда" и рекламная "Курортная неделя". Из электронных СМИ - кабельное телевидение с аудиторией 1500 человек2.
Еще один пример информационной кампании против Б. Немцова, проводимой в ходе выборов мэра г. Сочи: «…на подконтрольных телеканалах целыми днями транслируют три сюжета о двух негодяях: «О британском шпионе в дизайнерских кедах Лебедеве и друге Березовского, нанятого Кореей, Немцове. И о герое Пахомове, совершающем по десять подвигов Геракла в день типа чистки сортиров и уборки улиц3». Сообщения такого рода не оставляют альтернативы для анализа деятельности оппозиционных политиков, и принуждают принять на веру, и поверить в то, что они сообщают. Плюс к этому, они несут четкое противопоставление «свой - чужой».
Правильно подобранная лексика также формирует стереотипы и восприятие. Даже само понятие «оппозиция» без отсылки к конкретным политикам, скорее всего, даст у среднестатистического россиянина негативную ассоциацию и вызовет из памяти образы тех или иных известных политиков.
Влияние на восприятие оказывает визуальная подача информации – размер и цвет шрифта, наличие и размещение в тексте фотографий, наличие и размер заголовка и подзаголовка, место размещения сообщения в издании в целом. Для материалов об оппозиции периода 2005-2010 года характерны две особенности: 1. Если в тексте идет речь и об оппозиционных политиках, и о представителях «Единой России», то размещаются преимущественно фотографии членов правящей партии, видимо, для того, чтобы они еще раз отложились в памяти. 2. Если же текст целиком посвящен деятельности оппозиции, то он, как правило, вообще не снабжен фотографиями или какими-либо графическими изображениями.
Среди регионов-лидеров по количеству публикаций об оппозиционерах – Москва, Санкт-Петербург, Нижегородская область, Алтайский край. Разброс в количестве публикаций за того или иного политика показан на гистограмме следующими цветами: Немцов Б.Е. – желтым, Касьянов М.М. – зеленым, В.А. Рыжков – красным. ![]() Лидером по количеству сообщений за весь период является Борис Немцов (8822), единственное исключение – Алтайский край, в котором первое место по количеству упоминаний занял Владимир Рыжков. Алтай это родина В. Рыжкова, и место начала его политической карьеры. Всего в региональных средствах массовой информации М. Касьянов упоминается в 6633 сообщениях, Владимир Рыжков – в 2726 сообщениях. Кроме Алтая, «своего» оппозиционера поддержала Нижегородская область (Борис Немцов). В федеральных средствах массовой информации было опубликовано 55829 сообщений о трех рассматриваемых политиках. На федеральном уровне большая часть информационных материалов посвящено Михаилу Касьянову, в отличие от региональных изданий. Владимир Рыжков и на федеральном, и на региональном уровне находится на третьем месте. Больше всего материалов по теме российской оппозиции опубликовано в относительно независимых СМИ и информационных агентствах – в радиоэфире и на сайте «Эха Москвы», «Коммерсанте», «Грани.ру», «NewsRu.com», ИА «Росбалт», Радио «Свобода», «Газете.ру», РИА Новости. Распределение показано на гистограмме ниже:
Количество сообщений в федеральной прессе – за период 2005-2010 годов представлено в таблице ниже. По всем показателям лидируют М. Касьянов и Б. Немцов. Больше всего негативных сообщений было опубликовано об экс-премьере России М. Касьянове. Отношение к В. Рыжкову со стороны средств массовой информации можно назвать самым лояльным среди оппозиционеров.
Диаграмма ниже показывает характер сообщений зарубежной прессы за период 2005-2010 гг. Большинство сообщений носит нейтральный характер. Лидер по упоминаемости в иностранной прессе – Б. Немцов. ![]() Количественные данные по зарубежной прессе, представленные в таблице, демонстрируют, что средства массовой информации, находящиеся за пределами России, в целом достаточно лояльны к российской оппозиции.
Значительная доля сообщений, имеющих отношение к М. Касьянову, Б. Немцову, В. Рыжкову, публиковалась в интернете, затем по количеству публикаций идут газеты и радио. Это, в принципе, указывает на преимущественный путь получения информации о российской политике, и о преобладающих местах ее дальнейшего обсуждения. ![]() Наглядно данные по категориям зарубежных средств массовой информации с указанием числовых значений указаны в таблице ниже.
Итак, проанализировав значительное количество сообщений, посвященных деятельности оппозиции в 2005-2010 годах, и опубликованных в российских и зарубежных средствах массовой информации, можно сделать следующие выводы. Лидерами по числу негативных упоминаний в средствах массовой информации стали Б. Немцов и М. Касьянов, большая часть упоминаний о В. Рыжкове является нейтральной. Наиболее часто использовавшиеся методы – убеждение и внушение, главным образом, за счет приведения цитат представителей власти. Преобладающее количество публикаций об оппозиции носят негативный характер, на фоне того, что негативные материалы о политической элите практически отсутствуют. Освещение деятельности оппозиции в нейтральном и позитивном ключе осуществлялось, что было ожидаемо, в относительно независимых средствах массовой информации. Список литературы
1 Перевозчиков В., Беспалова Н. Борис Немцов ввязался в «звериную схватку». URL: http://www.kommersant.ru/doc/1137222. 2 Перевозчиков В. Анастасия Волочкова сошла с сочинской сцены. URL: http://www.kommersant.ru/doc/1150614. 3 Тирмастэ М.- Л.Сочи поправили выбор. URL: http://www.kommersant.ru/doc/1157875. Смотрите также: Информационная война против российской оппозиции 2005-2010 годов
109.25kb.
1 стр.
Александр Прозоров Информационная война против России
501.65kb.
3 стр.
Открылся сайт Постпредства России при нато
12.66kb.
1 стр.
Реферат «Сербо-хорватский конфликт 1991-1995 годов»
136.73kb.
1 стр.
«Новое время». 2012.№4. С. 36-38. Иран против Азербайджана: война спецслужб
67.4kb.
1 стр.
Владимир Лисичкин, Леонид Шелепин Третья мировая информационно-психологическая война
5363.59kb.
25 стр.
Все против всех. Неизвестная гражданская война
956.07kb.
6 стр.
Разработка германских стратегических планов войны против СССР. План Барбаросса
244.3kb.
1 стр.
«Война, пережитая не однажды» (Великая Отечественная война в творчестве писателей-фронтовиков) 1 вед
155.88kb.
1 стр.
Москва Центр
2311.54kb.
33 стр.
Дети военной поры
28.54kb.
1 стр.
Отечественная война 1812 года 52.03kb.
1 стр.
|