Главная
страница 1

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»


Программа дисциплины «Социология девиантного поведения» для направления
040100.62 «Социология» подготовки бакалавра


Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет социологии

Кафедра социологии

Программа дисциплины

«Социология девиантного поведения»

для направления 040100.62 «Социология» подготовки бакалавра

Автор программы:

Колпакова С.В., ст. преподаватель, e-mail: kolpakovasvetlana.v@gmail.com, ksv15@yandex.ru

Одобрена на заседании кафедры социологии «___»____________ 2012 г.

Зав. кафедрой

Протокол №__ от «__»_____________2012 г.

Согласована УМО «___»_____________ 2012 г.

Начальник Шереметова В.В. _____________________

Утверждена УС факультета социологии «___»____________ 2012 г.

Председатель УС _____________________

Санкт-Петербург, 2012

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы

Социология девиантного поведения

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

Программа предназначена для студентов 3-4 курсов бакалавриата обучающихся по направлению «Социология»

Программа разработана в соответствии с рабочим учебным планом университета по направлению

«Социология»

Краткая аннотация курса

Что такое девиация? Самый распространенный ответ на этот вопрос – отклонение от правил и норм. Именно такое определение можно встретить в большей части социологической литературы по данной теме. Но, если задуматься, то мы увидим, что обсуждение «девиации» в терминах «поломки правил» или «отклонения от норм» скорее затрудняет понимание, чем проясняет его. Что такое правило? Что такое норма? Как мы в повседневной жизни маркируем кого-либо или что-либо как «ненормальное», «отклоняющееся»? Данный авторский курс предлагает слушателям критически взглянуть на, казалось бы, привычные и понятные определения. Для этого, мы обратимся к работам Ж.Кангилема, Л.Витгенштейна, этнометодолгов. Другая проблема такого «традиционного» определения девиации заключается в том, что оно было разработано в 20 веке и едва ли подходит для описания «множественности норм» современного общества. Как следствие возникает вопрос: а возможно ли вообще говорить о «девиации» сегодня? Таким образом, курс состоит из четырех основных блоков: Традиционные теории «девиации»; Что такое «норма» (Ж.Кангилем) и «правило» (Л.Витгенштейн); «Девиация» в обществе пост-модерна; Возможные определения девиации. Кто участвует в процессе номинирования?

Курс рассчитан на 32 аудиторных часа (16 лекций и 16 семинаров) и состоит из лекций, презентаций, семинаров и тематических дискуссий, просмотра и анализа кинофильма по одной их тем курса. В качестве зачета по курсу- эссе.

Цели и результаты изучения дисциплины

Общепредметные:

  • Расширение категориального и понятийно-терминологического аппарата;

  • Повышение уровня социально-культурной компетенции;

Специальные:

  • Углубление и спецификация полученных ранее знаний о социальных феноменах, социальных отношениях, сетях, организациях;

  • Совершенствование умения использования того или иного социологического и антропологического инструментария для анализа конкретной социальной проблемы;

  • Углубление способностей анализировать конкретные социальные контексты;

  • Умение анализировать влияние и корреляцию социальных факторов разного уровня.

В рамках курса решается задача формирования у студентов следующих навыков и умений:

  • умение выделять единицы анализа различных социальных контекстов;

  • умение применять различные концепции к анализу актуальных проблем в данной области;

  • умение анализировать динамику развития социальных процессов;

  • владение базовыми навыками анализа текстов;

  • умение работать в исследовательской команде;

Оценка курса:

Работа в аудитории – 50 %

Проведение и презентация исследования – 20%

Письменный экзамен (эссе) – 30%

Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Онакопленная= 0,5* Оауд + 0,2* Оэмпир.исследовние



Орезульт = 0,7* Онакопл + 0,3 *·Оэкз/зач

Требования к слушателям

  1. В рамках курса от студентов требуется посещение занятий, участие в дискуссиях, прочтение текстов. В случае систематической неподготовленности студентов к занятиям будут вводиться такие меры контроля, как тестирования, письменные работы на занятиях, оценка за которые будет влиять на итоговую.

  2. За каждое пропущенное занятие, студенту необходимо предоставить письменный конспект лекции/ одного из текстов к семинару. Отсутствие конспекта повлечет снижение финальной оценки.

  3. Если накопленная оценка за курс составляет 8 и более баллов, студент может быть освобожден от финального экзамена (по желанию студента).

  4. Округление оценки: в случаях, когда финальная оценка 0,6 и больше, оценка округляется в пользу студента; 0,4 и меньше, не в пользу студента, соответственно. Если оценка, полученная за курс составляет 0,5, студент посещал почти все занятия, за пропущенные представил конспекты, участвовал в дискуссиях, коллоквиумах, оценка округляется в пользу студента. В остальных случаях, студент должен быть готов ответить на дополнительные вопросы на экзамене.

  5. Требования к финальному эссе: эссе должно обязательно должно содержать цель/задачу, прописанные в начале работы. В работе будет оцениваться знание материала, пройденного в рамках курса, анализ самостоятельно найденного материала по теме, умение четко и аргументированно излагать свою позицию. В идеале, эссе должно сочетать как теоретическую, так и эмпирическую части или может представлять собой исследовательский проект. Работа сдается в электронном виде и защищается студентом устно на финальном занятии.

  6. Требования к оформлению финального эссе: недопустимым является приведение очень длинных цитат из лекций и учебных пособий (более одной трети объема текста). Плагиат автоматически означает «неудовлетворительно» по всему курсу; некорректно оформленные ссылки (несоответствующие источнику, неверные страницы или вообще отсутствие указаний на таковые, ссылка, проставленная через 1,5 страницы после цитирования источника и проч.) - значительное снижение балла (выше, чем «удовлетворительно», такая работа оценена не будет). За опоздание с работой – минус треть балла за каждый просроченный день (не считая выходных дней).




Примерный тематический план курса

Тема 1. Классические основания социологии девиации (позитивизм, Чикагская школа и теория ярлыков, теория аномии, «левый реализм» и феминистский подход, теория субкультур, теория конфликта, теория социального контроля, «девиантные роли, медикализация отклонений).

Тема 2. «Стандартизация» и «нормализация»: история вопроса (Ж.Кангилем, М.Фуко). Пример: преступники, сумасшедшие.

Тема 3. «Норма», «нормальное», «нормативное». Пример: С.Соколов «Школа для дураков».

Тема 4. Что такое правило, правильное и неправильное действие? Л. Витгенштейн. Действительно ли правила могут быть расценены как основа для социологического объяснения социального порядка?

Тема 5. Критика конвенционального определения девиации. Этнометодология и аналитическая философия (A.W.Imershein, R.L.Simons). Располагает ли социология инструментарием для изучения/ определения отклонений?

Тема 6-7. Повседневный язык и определение «девиации», практики управления и контроля. (M.Lynch). Можем ли мы определить границу между нормальным и ненормальным? Категория «членства» (E.Anscombe, A.W.Imershein, R.L.Simons, Г.Гарфинкель).

Тема 8-9. Кто решает кто такой девиант? Какие силы и процессы включены в определение нормального и ненормального? Кто определяет реакцию на ненормальное? Роль экспертов и масс-медиа в «создании» и воспроизводстве девиации. Общественное мнение, социальные движения (Просмотр фильма по теме, анализ газетных статей, телевизионных передач).

Тема 10. Возможна ли «девиация» в современном обществе? «Смерть» социологии девиации? Пост-модерн и критика «традиционных» нормализирующих дискурсов. Возможен ли сегодня «социальный консенсус» по поводу того или иного типа действия, поведения?

Тема 11. Общая дискуссия: проблематичность определения «девиации». Так как же определить «девиацию»?

Примерные темы для финальных эссе:

1.Как определяется «нормальное» в повседневном языке?

2.Как определяется «отклонение» в повседневном языке? (возможно сравнение)

3. Процесс «нормализации» в современном обществе.

4. Анализ случая «педофилии, гомосексуальности или (..) как пример «создания» ненормальных.

5.РПЦ как пример власти нормализации (анализ случая)

6.Медицина как пример власти патологизации (анализ случая)

7. Существует ли девиация в современном обществе? Возможна ли универсальная концепция девиации?



8. Своя тема

Обязательная литература по курсу:

  1. Бергер П.,Бергер Б., Коллинз Р.(2004). Личностно-ориентированная социология. М.Академический проект.

  2. Витгенштейн Л. (1994). Философские исследования. М. Гнозис.

  3. Волков В.В. (1998).“СЛЕДОВАНИЕ ПРАВИЛУ” КАК СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА. Социологический журнал 3-4.

  4. Мертон Р. (1966). Социальная структура и аномия (пер.). Социология преступности М.

  5. Омельченко Е.(2000). Молодежные культуры и субкультуры. М. Институт Социологии РАН

  6. Омельченко Е. (ред.) (1995). Нормальная молодежь: пиво, тусовка, наркотики. Ульяновск. Ульяновский Государственный Университет.

  7. Терборн Г. (2003). О границах и динамике норм и нормативного действия. Социологическая рефлексия.

  8. Фуко М. (1999). Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М. Ad Marginem.

  9. Фуко М. (2004). Ненормальные. СПб. Наука

  10. Barron M.C., Meier R.F. (2004). Sociology of Deviant Behavior. Thomson Wadsworth.

  11. Becker H.S (1997) Outsiders: Studies in the sociology of deviance.

  12. Georges Canguilhem (1991). The Normal and the Pathological, trans. Carolyn R. Fawcett & Robert S. Cohen. NY: Zone Books

  13. Deflem M. (2009). Terrorism In 21st Century Criminology: A Reference Handbook, edited by J. Mitchell Miller. Sage. 

  14. Imershein A.W., Simons R.L. (1976). Rules and Examples in Lay and Professional Psychiatry: An Ethnomethodological Comment on the Scheff – Gove Controversy. American Sociological Review 41(3): 559-563.

  15. Goffman E. 1986 (1963).Stigma. Notes on the management of spoiled identity. London, New York,etc. Touchstone. (избранные главы в переводе Добряковой М.).

  16. Goffman E. (1961). Asylums: Essays on the Condition of the Social Situation of Mental Patients and Other Inmates.

  17. Gove W.R. (2004). The Career of the Mentally Ill: An Integration of Psychiatric, Labeling/Social Construction and Lay Perspectives. Journal of Health and Social Behavior 45 (4):357-375.

  18. Heckert A., Heckert D.M. (2004). Using an Integrated Typology of Deviance to Analyze Ten Common Norms of the U.S. Middle Class. The Sociological Quarterly 45(2):209-228.

  19. Lanzer I. A. (1950). A critique of the concept of Normality in Behavior. Journal of Educational Sociology 24 (2):86-92.

  20. Lemert E.M.(1981).Issues in the Study of Deviance. The Sociological Quarterly 22(2):285-305.

  21. Lymon S.M.(1995). Without Morals or Mores: Deviance in Post-Modern Social Theory. International Journal of Politics, Culture, and Society 9(2):197-236.

  22. Lynch M. (1983). Accommodation Practices: Vernacular treatments of Madness. Social problems 31 (2):152-164.

  23. McNulty T.L. (2000). Race, crime and public housing in Atlanta: Testing a Conditional Effect Hypothesis. Social Forces.

  24. Merton R. K., Nisbet R. A. (1961). Contemporary social problems: an introduction to the sociology of deviant behavior.

  25. Reiss I.L. (1981). Some Observations on Ideology and Sexuality in America. Journal of Marriage and Family 43(2):271-283.

  26. Rock P. (1998).Rules, Boundaries, and the Courts: Some Problems in the Neo-Durkheimain Sociology of Deviance. The British Journal of Sociology 49(4):586-601.

  27. Terry J. (1990). Lesbians under medical Gaze: Scientist Search for remarkable Difference. The Journal of Sex Research 27 (3):317-339

  28. Troyer R.J., Markle G.E. (1982). Creating Deviance Rules: A Macroscopic Model. The Sociological Quarterly 23(2):157-169.

  29. Tönnies Ferdinand (1999).On Crime and Society: An Unexplored Contribution to Criminological Sociology by Mathieu Deflem. History of the Human Sciences 12(3):87-116.

  30. Ulmer T.J. (2000). Commitment, Deviance, and Social Control. The Sociological Quarterly 41(3):315-336.


Смотрите также:
Программа дисциплины «Социология девиантного поведения»
88.19kb.
1 стр.
Программа дисциплины «Социология молодежи»
393.15kb.
7 стр.
1. цель и задачи дисциплины, требования к знаниям и умениям цель и задачи изучения дисциплины
304.4kb.
1 стр.
Программа дисциплины «Социология музыки»
132.24kb.
1 стр.
Программа дисциплины «Социология рекламы»
341.69kb.
4 стр.
Программа учебной дисциплины «Социолингвистика и социология языка»
158.38kb.
1 стр.
-
181.22kb.
1 стр.
Программа дисциплины Социология гендера для направления 040200. 68 Социология подготовки магистра
214.64kb.
1 стр.
Психология девиантного поведения
67.82kb.
1 стр.
Программа дисциплины Для студентов, обучающихся по направлению 040100. 62 «Социология» Профиль «Экономическая социология»
1676.83kb.
8 стр.
Учебная программа дисциплины дисциплина опд. Ф 1 Социология: Общая социология Укрупненная группа 040000 Социальные науки
452.58kb.
3 стр.
Программа дисциплины «Социология права»
190.29kb.
1 стр.