Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1страница 2страница 3 У ![]() 1. Программа подготовки инструкторов Организация и проведение «Курсов» включает в себя проведение занятий в учебных группах, школах и клубах согласно утвержденной Федеральным агентством по ФК и спорту учебно-методической программе по подготовке и аттестации инструкторов «Обучение и совершенствование техники катания на горных лыжах и сноуборде» от 03.08.2007 г. № СК-02-13/2330. Занятия предполагают изучение теоретической, методической и практической частей учебной программы. В основе обучения лежит выполнение системы контрольно-зачетных мероприятий и итогового экзамена, а также стажировки и аттестации с целью достижения слушателями наивысших показателей в избранном виде деятельности. Нормативная часть программы включает в себя 4 уровня обучения инструкторов технике катания на горных лыжах и сноуборде: Первый уровень - Инструктор без категории (кандидат в инструкторы) – 144 часа, из них: теория - 20 часов, практические занятия на склоне – 52 часа, стажировка – 72 часа. Параметры склона: длина 400-700 м, перепад высот – 60 метров. Второй уровень – Инструктор третьей категории - 144 часа, из них: теория - 20 часов, практические занятия на склоне – 52 часа, стажировка – 72 часа. Параметры склона: длина 1500 м, перепад высот – 200 метров. Третий уровень – Инструктор второй категории - 144 часа, из них: теория - 20 часов, практические занятия на склоне – 52 часа, педагогическая практика – 72 часа. Параметры склона: длина 3000 м, перепад высот – более 300 метров. Четвертый уровень – Инструктор первой категории (высшей) - 144 часа, из них: теория - 20 часов, практические занятия на склоне – 52 часа, педагогическая практика – 72 часа. Параметры склона: длина 6000 м, перепад высот – более 800 метров. Методическая часть программы включает в себя 3 класса: Первый класс – начинающие горнолыжники и сноубордисты; Второй класс – средние и прогрессирующие (совершенствующиеся) горнолыжники и сноубордисты; Третий класс – опытные и эксперты горнолыжники и сноубордисты;
Полное обучение по образовательным программам подготовки и повышения квалификации инструкторов горных лыж и сноуборда состоит из пяти последовательных курсов, включая стажировку. Каждый курс имеет свою специальную направленность: - на первом и втором курсах изучается ШКОЛА (техника и методика обучения фундаментальным приемам, которыми должен владеть инструктор); - на третьем курсе повторяется ШКОЛА, отрабатываются спуски по целинному снегу, изучаются правила организации и проведения соревнований по горнолыжному сорту или сноуборду, прохождения спортивных трасс; - на четвертом курсе совершенствуется демонстрационная техника, отрабатывается техника экстремальных спусков, осваиваются приемы оказания доврачебной помощи, поиска людей в лавине, транспортировки пострадавших при проведении спасательных работ в условиях зимних гор; - на пятом курсе совершенствуется техника экстремальных спусков, ведется подготовка демонстраторов горных лыж и сноуборда России; По окончании курсов слушателям выдаются государственные документы о повышении квалификации: Удостоверение (свыше 72 часов) или Свидетельство (свыше 100 часов); производится соответствующая запись в удостоверении инструктора и, после утверждения аттестации, выдается новая классификационная карта.
Слушатели курсов, успешно овладевшие техникой и методикой обучения по специализации, получают направление на стажировку, действительное в течение одного года. После прохождения стажировки слушателям второго курса присваивается квалификации инструктора по горным лыжам или сноуборду третьей категории, что дает право на получение лицензии для работы в негосударственных организациях и у индивидуальных предпринимателей в сфере оказания образовательных услуг по начальному обучению и совершенствованию техники катания на горных лыжах или сноуборде; На курсы повышения квалификации принимаются аттестованные инструкторы Школы УЦ горных лыж и сноуборда России, ведущие физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу, без предварительного тестирования; Периодичность повышения квалификации регламентируется сроком действия удостоверения и сертификационной карты инструктора и рекомендуется не реже одного раза в три-четыре года; 3.Организация учебного процесса: Проведение занятий по обучению инструкторов-методистов технике катания на горных лыжах и сноуборде предусматривает: - занятия в группах согласно мобильности и уровня подготовки; - обучение по индивидуально-групповому методу; - основная форма промежуточной аттестации – теоретические экзамены, зачеты по демонстрационной технике, педагогическое тестирование, выявление уровня физической и технической подготовленности; - Руководство курсами осуществляет директор, назначаемый Приказом УЦ; - Учебный процесс на курсах проводится в соответствии с современными методиками по рабочим учебно-тематическим планам и образовательным программам УЦ с применением технических средств обучения; - Обучение слушателей курсов ведется на русском языке; - Продолжительность обучения на разных этапах подготовки и повышения квалификации инструкторов зависит от индивидуальных способностей и возможностей слушателей курсов и определяется образовательными программами УЦ ФГСС России; - Система оценок и порядок проведения аттестации устанавливается УЦ. Основными формами промежуточной аттестации инструкторов являются: * Теоретические экзамены; *Практические зачеты по демонстрационной технике; * Педагогическое тестирование; * Выявление уровня физической и технической подготовленности; * Иные формы промежуточной аттестации. - Режим учебных занятий на очных учебно-тренировочных сборах не должен превышать 8 учебных часов. Распорядок занятий устанавливается расписанием учебно-тренировочных занятий и режимом дня; - Учебно-тренировочный процесс осуществляется ежедневно, включая выходные и праздничные дни; - Отношения со слушателями курсов регулируются локальными актами УЦ; - Лица, успешно окончившие курс, проходят аттестацию и повышение квалификации в установленном порядке; - Главной задачей «Курсов» является подготовка и повышение квалификации инструкторов по горным лыжам и сноуборду для оказания образовательных услуг по начальному обучению и совершенствованию техники катания на горных лыжах или сноуборде, направленные на увеличение числа любителей горнолыжного отдыха и популяризации горнолыжного спорта и сноуборда России; - организацию соревнований в рамках учебного процесса; Аттестация слушателей: При успешной аттестации на «Курсах» выдается удостоверение инструктора-методиста установленного образца, имеющего ограниченный срок действия (согласно Положения о «Курсах» УЦ) которое содержит следующие разделы: * Ф.И.О.; * Номер приказа о присвоении звания; * Категория; * Место проведения и сроки курсов; * Место работы. Горнолыжные трассы и учебные склоны должны быть безопасными для исполнителей, потребителей услуг, а также окружающей среды. Горнолыжные трассы и учебные склоны должны соответствовать классификации горнолыжных трасс, утвержденной приказом Федерального агентства по туризму от 14 ноября 2006 года № 145 (зарегистрированного в Минюсте России 08 декабря 2006 года за № 8573). Выбор мест занятий при обучении инструкторов-методистов технике катания на горных лыжах и сноуборде: - Первый уровень - Инструктор без категории (кандидат в инструкторы). Трасса по маркировке – зеленая до 12 градусов (от 5% до 15 % перепада на каждые 100 метров длины трассы). - Второй уровень – Инструктор третьей категории. Трасса по маркировке – синяя до 20 градусов (до 25 % перепада на каждые 100 метров длины трассы). Опасные участки следует избегать. - Третий уровень – Инструктор второй категории. Трасса по маркировке – красная до 30 градусов (до 40 % перепада на каждые 100 метров длины трассы). Опасные участки допускаются в порядке исключения. Их следует обязательно обезопасить. - Четвертый уровень – Инструктор первой категории (высшей). Трасса по маркировке – черная (Крутые склоны, леденистый снег, бугристые трассы, глубокий снег разной плотности) свыше 30 градусов (свыше 40 % перепада на каждые 100 метров длины трассы). Следует избегать наклона свыше 60 % перепада на каждые 100 метров длины трассы, резкие боковые наклоны при этом их необходимо обязательно обезопасить.
ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ИНСТРУКТОРОВ-ПРОВОДНИКОВ для туристических программ внетрассового катания на горных лыжах и сноуборде « ХЕЛИ-СКИ, ФРИРАЙД и СКИ ТУР» В рамках учебных семинаров, проводимых УЦ ФГСС России, осуществляется преподавание специального курса, рассчитанного на подготовку инструкторов-проводников, сопровождающих горнолыжников и сноубордистов во время катания вне подготовленных трасс: Хели-ски, helicopter skiing (Heli-Ski) – спуски на лыжах и сноубордах с использованием вертолёта для подъема к месту начала спуска с вершины горы или горного перевала. Фрирайд, free ride – спуски вне подготовленных трасс с использованием механических подъемников, а также физической силы и навыков участников для выхода к началу маршрута спуска. Ски тур, ski tour – однодневные и многодневные походы в горной местности с применением специального снаряжения. Разработана программа этого курса, целью которой является подготовка и аттестация квалифицированных специалистов по организации и сопровождению горнолыжников и сноубордистов в время спусков вне подготовленных трасс, а также организация походов горнолыжников и сноубордистов в горах. Реализация данной программы осуществляется преподавателями Учебного Центра ФГСС России, а также специалистами по направлениям подготовки: лавиноведению, медицине, альпинизму, туризму. Слушателями данного курса могут быть инструкторы по горным лыжам и сноуборду, горному туризму и альпинизму, спортсмены, имеющие разряд не ниже второго. Аттестованными признаются лишь те участники, которые успешно сдали теоретические и практические экзамены по следующим дисциплинам:
Учебно-тематический план специального курса по подготовке инструкторов-гидов для сопровождения катания вне подготовленных трасс
6. Требования по подготовке к экзаменам В соответствии с утвержденной Федеральным агентством по физической культуре и спорту Учебно-методической программой "Обучение и совершенствование техники катания на горных лыжах и сноуборде" Теоретический блок: 1. Обучение детей. Анатомо-физиологические и психологические особенности. Классификация детского возраста. Комплектация детских групп. Принципы обучения. Особенности методики обучения. Проблемы при обучении. 2. Безопасность. 10 правил ФИС. Правила пользования КД. Классификация горнолыжных трасс. 3.Техника выполнения приемов. Горные лыжи: Понятие стойки горнолыжника. Стойка прямого и косого спусков. Упоровая техника. Типы соскальзываний. Простейшие повороты на параллельных лыжах. Скользящий поворот на параллельных лыжах. Комбинированный поворот. Резанный поворот. Сноуборд: Стойка: основная направленная стойка, основная центральная стойка. Определение опорной, "ведущей" ноги (регуляр, гуфи, свитч). J – Поворот (поворот «front side», поворот «backside»). Типы соскальзываний. Виды разгрузки. Скользящий поворот. Комбинированный поворот. Резанный поворот.
Предвидение опасности, избегание опасности и адекватные действия при ЧП. Виды помощи и место оказания. Первая медицинская помощь. Доврачебная медицинская помощь. Первая врачебная медицинская помощь. Квалифицированная медицинская помощь. Специализированная медицинская помощь. Определение первой медицинской помощи и сроки оказания. Первые действия оказывающего помощь. Понятие о клинической смерти. Признаки клинической смерти. Тактика проведения реанимации. Признаки эффективной реанимации. Признаки биологической смерти. Техника реанимационных мероприятий. Алгоритм оказания помощи при клинической смерти Алгоритм оказания помощи при черепно-мозговой травме. Кровотечения. Наружные и внутренние кровотечения. Способы остановки. Техника наложения жгута или закрутки. Переломы. Открытые и закрытые переломы. Алгоритм оказания помощи при переломах. Раны. Профилактика травматического шока. Содержание поясной сумки инструктора.
Сондре Норхейм 1825-1997 – отец горнолыжного спорта. Изобретение телемарка. Изобретение христиании и первые соревнования в 18979 г. в Гусби. Лилиенфельдская техника лыж М. Здарски (1896г.) Арлбергская школа Ганса Шнейдера в начале 20 века. Техника Т. Зеелоса 30-е годы «параллельный мах» (чистая Христиания) – ротационный поворот. Поворот «руада» Эмиля Алле. Французская техника. Австрийская школа С. Крукенхаузера в послевоенные годы. Легкая Христиания – французская школа 60-х годов. Техника 70-80-х годов (жимовый поворот, авальман, коньковый поворот). Техника «диагонального поворота» конца 80-х годов. Карвинговая техника с конца 90-х годов. История сноубординга. 6. Биомеханика горнолыжного спорта. Центр масс. Внешние и внутренние силы, воздействующие на горнолыжника (сноубордиста) - трения, тяготения, центробежная, центростремительная, сила реакции опоры (склона), давления и т.д. 7. Инвентарь и оборудование. Подбор инвентаря. Классификация. Назначение. Подготовка лыж, сноуборда. 8. Педагогика, психология и методика. Цели (задачи) обучения Безопасность катания на горных лыжах. Эффективность. Ситуация успеха (радость, удовлетворение обучаемых). Эстетичность (красивое катание). Методы обучения горнолыжной технике I и II класс объяснительно-иллюстративный репродуктивный проблемный III класс эвристический, исследовательский
Принцип научности содержания и методов учебного процесса. Принцип сознательности самостоятельности и активности. Принцип наглядности. Принцип систематичности. Принцип последовательности. Принцип преемственности. Принцип прочности. Принцип связи теории с практикой. Принципы доступности обучения: «от известного к неизвестному»; «от простого к сложному»; «от легкого к трудному»; «от главного к второстепенному»; «от общего к частному». Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы. Технология обучения Полная управляемость учебным процессом. Проектирование учебного процесса. Воспроизводимость обучающего цикла. Средства обучения Материальные (технические) средства обучения ТСО: тренажеры, батут, бом, роликовые коньки, маркеры трасс, древки и т. П. Идеальные (умственные) – речь, письмо, схемы, графики и т.п. Методы стимулирования (побуждения) Соревнования. Поощрения. Наказания. Оценка результатов обучения Контроль как педагогическая диагностика. Формы контроля – экспертный и объективный. Методы контроля: устный, письменный, тестовый, практический. Оценка знаний и навыков: знаком, применяет, овладел и т.д. Особенности комплектования учебных групп В зависимости от возраста, пола, уровня физической и технической подготовленности. Структура (план) занятий Подготовительная часть (разминка) 10-15% времени. Согревающие упражнения. Растяжка. Основная часть – 80-85% времени. Упражнения на координацию и равновесие. Изучение нового элемента. Повторение пройденного материала. Заключительная часть – 5% времени. Свободное катание. Заминка. Этапы изучения нового элемента техники Название нового элемента. Краткая характеристика и описание биомеханики движения. Демонстрация в конечном виде. Подводящие упражнения. Отработка движения в целом. Исправление ошибок (корректирующие упражнения). Совершенствование техники выполнения приема. Исправление ошибок. Принцип позитивной педагогики. Этический кодекс тренера (инструктора). Психологические аспекты общения с клиентами (техники общения). Дистанции общения. Профилактика конфликтных ситуаций.
Формы снега и его метаморфизмы. Понятие о лавинной опасности. Признаки ранее сходивших лавин. Классификация лавин. Поражающие факторы лавин. Европейская шкала лавинной опасности. Правила поведения на лавиноопасном склоне. Действия группы при попадании участника в лавину. 10. Факторы высокогорья. Малогорье - до 400 м. Низкогорье - от 400 до 1000 м. Среднегорье - от 1000 до 2000м. Высокогорье - более 2000 м. Пониженное парциальное давление во вдыхаемом воздухе. Понятие о горной болезни. Сроки акклиматизации. Профилактика. Пониженное барометрическое давление. Симптомы расстройств. Повышенная инсоляция. Способы профилактики. Воздействия пониженной температуры. Профилактика. Ветровое воздействие. Объективные опасности в горах. Субъективные опасности в горах. Статистика травм.
Подбор инвентаря. Лыжи. Лыжные палки. Ботинки. Регулировка креплений. Одежда, очки, перчатки. Способы переноски лыж. Упражнения на равновесие на месте. Повороты на месте веером (вокруг носков, пяток лыж и центра ботинок). Скользящие шаги на месте. Попеременный ход и одновременный ход с опорой на палки. Приставные шаги. Коньковый ход. Разворот «махом». Подъем вверх по склону. Умение падать и вставать. Помощь инструктора при падениях.
Склон пологий (3-5º) с выкатом. Описание стойки прямого спуска. Демонстрация. Первые спуски с остановкой на выкате. Упражнения на продольное (полуприсед в движении, наклоны, подпрыгивания и т.д.) и боковое равновесие (наклоны, подъем пяток лыж, скользящие шаги, переступания во время движения, спуск по диагонали и т.д.) в прямом спуске. Корректирование ошибок. Переступание к склону.
Склон пологий (5-7º). Контроль скорости и остановка. Отработка положения плуга на ровном месте (переступанием, прыжком, раздвиганием пяток лыж). Скольжение в плуге. Широкий, узкий плуг. Прямой спуск, скольжение в плуге. Торможение плугом до полной остановки. Плуг по диагонали. 4. Поворот плугом Склон пологий (4-6º). Простейший поворот, дающий возможность изменять направление спуска. Описание поворота. Демонстрация сопряженных поворотов плугом. Подводящие упражнения (Поворот с линии падения склона, поворот через линию падения склона. Исполнение полного поворота в обе стороны. Сопряженные повороты плугом на трассе слалома.) Корректировка ошибок (упражнения: давить руками на внешнее колено, приподнимать пятку внутренней лыжи, в паре - копирование инструктора и т.д.). 5. Косой спуск (траверс) Склон средней крутизны (10-12º). Вариант безопасного спуска и способ пересечения широких склонов. Описание стойки косого спуска. Демонстрация косого спуска с маховым разворотом в обе стороны. Отработка стойки на месте. Косой спуск и анализ следа. Корректирующие упражнения (поворот верхней руки вниз по склону, смена траектории переступанием вверх, поднимать пятку верхней лыжи и т.д.). 6. Соскальзывания Объяснение, демонстрация и отработка бокового соскальзывания в основной стойке. Объяснение, демонстрация и отработка косого соскальзывания. Объяснение, демонстрация и отработка скругленного соскальзывания. Серия скругленных соскальзываний различного радиуса. 7. Поворот из упора Склон средней крутизны (10-12º). Объяснение и демонстрация поворота из упора в режиме резаного ведения. Подводящие упражнения (Из положения плуга в пологом траверсе во время движения придвинуть верхнюю лыжу параллельно нижней и закончить в стойке косого спуска; то же из крутого траверса; то же с линии ската. Одиночный поворот.) Исполнение элемента в общем виде. Коррекция ошибок. Объяснение, демонстрация и отработка скользящих сопряженных поворотов из упора.
Склон пологий (5-7º) с выкатом. Объяснение, демонстрация и отработка скользящих поворотов. Коррекция ошибок. Объяснение, демонстрация и отработка простейшего поворота на параллельных лыжах. Подготовительные упражнения (поворот к склону со сменой стартовой позиции, «гирлянда», одиночный поворот, сопряженные повороты). Укол палкой. Коррекция ошибок. Отлогий резаный поворот. (Вспомогательные упражнения: спуск с палками под задней частью бедер, с кулаком между коленями, имитация стойки скоростного спуска и т.д.).
Определение, характеристика скользящих поворотов. Подводящие упражнения. Исполнение в общем виде. Совершенствование техники скользящих поворотов большого и среднего радиуса на склонах разной крутизны и переменном рельефе. 10. Резаный (карвинговый) поворот Определение, описание, демонстрация карвингового поворота. Подготовительные упражнения. Резаный поворот большого радиуса на пологом склоне. Коррекция ошибок. Резаный поворот среднего радиуса на пологом склоне. Совершенствование техники исполнения. 11. Обучение детей Подвижные игры и соревновательные методы проведения разминки. Применение дополнительного оборудования и инвентаря для обучения детей и оформления склона. Модификация «взрослых» упражнений в «детские». Нюансы «детской» методики обучения. Темы занятий - сноуборд: Критерии проведения занятия * Выбор склона; * Соблюдение техники безопасности; * Владение группой; * Знание методического ряда; * Знание корректирующих упражнений; * Знание подводящих упражнений; * Демонстрационная техника приема; * Умение выявлять ошибку.
* «Тест выявление ошибки» * «Тест анализ техники»
* элементарные приемы * прямой спуск с серией упражнений * торможение плугом * поворот плугом * косой спуск * соскальзывание-торможение * поворот из упора скользящий, резаный * серия соскальзываний * простейший поворот на параллельных лыжах * скользящий поворот среднего и малого радиуса с уколом палкой * отлогий резаный поворот * комбинированный поворот разного радиуса * резаный поворот большого, среднего и малого радиуса с уколом палкой * прохождение трассы * фристайл Технические приемы (сноуборд): * элементарные приемы * прямое скольжение на пологом спуске * прямые соскальзывания * косые соскальзывания * «падающий лист» - элементарные скругленные соскальзывания * траверс простой * гирлянда косых соскальзываний * J – поворот (фронтсайд, бэксайд) * J – гирлянда – скругленные соскальзывания * траверс с активной разгрузкой (с подскоком) * скользящий поворот большого, среднего, малого радиуса * комбинированный поворот разного радиуса * резаный поворот большого, среднего, малого радиуса * прохождение трассы * фристайл, джиббинг 6. Как стать преподавателем? УЦ ФГССР рад приветствовать молодых перспективных инструкторов, имеющих спортивную и профессиональную квалификацию (высшее образование и действующее удостоверение инструктора-методиста не ниже второй категории), которые хотят пополнить ряды преподавателей Учебного центра. Необходимо заполнить анкету-заявление, пройти обучение и сдать экзамены, пройти стажировку в качестве преподавателя на "Курсах" различных уровней. После аттестации комиссии присваивается звание Преподаватель УЦ ФГССР. 7. Программа подготовки для любителей Лыжники и сноубордисты успешно освоившие первый и второй класс подготовки могут поступать в Школу инструкторов. ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ
8. Терминология Инструкторы и тренеры-преподаватели УЦ ФГСС России пользуются следующей терминологией при обучении: АВАЛЬМАН – Элемент горнолыжной техники. Способ разгрузки лыж с использованием мышц брюшного пресса. Способ поворота с подтягиванием коленей к груди при входе в поворот. Смотрите также: Учебный центр Федерации горнолыжного спорта и сноуборда России Программа подготовки инструкторов
521.63kb.
3 стр.
Пложение о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях по сноуборду на 2012 год номер-код вида спорта: 0420003611я москва
471.71kb.
3 стр.
Отчёт о работе Региональной общественной организации «Федерация горнолыжного спорта и сноуборда Рязанской области»
114.81kb.
1 стр.
Тренеры горные лыжи: Помогалов Алексей Витальевич
7.76kb.
1 стр.
В. Н. Павлов Директор Департамента
21.34kb.
1 стр.
Минмухаметов Р. М. Директор Магнитогорского Филиала сети магазинов
34.9kb.
1 стр.
Программа подготовки инструкторов альпинизма
14.8kb.
1 стр.
Всероссийская школа инструкторов туризма – 2012 Дополнительная информация Программы отдельных курсов «Всероссийской школы инструкторов туризма – 2012»
879.65kb.
5 стр.
Программа подготовки парашютистов-инструкторов
217.09kb.
1 стр.
И. А. Поздеев н. А. Гордеев в. Л. Будовский
343.55kb.
1 стр.
Федеральный стандарт спортивной подготовки по легкой атлетике (прыжки)
441.78kb.
2 стр.
В работе стартовавшей 8 июня Центральной школы инструкторов примут участие горные гиды uiagm и эксперт из Mountaineering Commission uiaa 38.33kb.
1 стр.
|