Главная
страница 1
Российская Федерация

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Чашинская средняя общеобразовательная школа

Учитель русского языка и литературы Житникова Татьяна Александровна, высшая категория

с. Чаши

2009 г.
Цель:



  • расширение кругозора учащихся о русской бане;

  • стимулирование творческой активности учащихся;

  • развитие речи учащихся;

  • привитие интереса к русским обычаям.


Оформление:

  • вид предбанника;

  • развешанные веники, ушаты, полотенца, мочалки.


Ход урока

  1. Организационная часть урока

  2. Соционастрой

Учитель: Испокон века на Руси баня была в большом почёте, и в каждой крестьянской усадьбе ставили свою. Баня была лучшим отдыхом и любимым удовольствием народа. Иностранцы, бывавшие на Руси, с давних пор много писали о секретах русской бани. А что мы, наследники русской культуры, знаем о ней?

Уверена, что сегодняшний урок выявит немало знатоков удивительных секретов русской бани.

Форма урока- конкурс с элементом групповой работы, поэтому я разбиваю класс на 2 команды. Вам необходимо придумать название и девиз своей команде. Время пошло.

(Представление команд)


  1. Конкурсные задания.

-Начнём конкурсную программу с самого простого: дополнить предложенную пословицу, можно предложить свой вариант (поочерёдно):



  • Баня- мать … (наша)

  • Баня без пара … (что щи без навара)

  • В бане веник … (дороже денег)

  • В баню идти … (пару не бояться)

  • Пар любить … (баню топить)

  • Баня здоровит … (разговор веселит)

  • Кости расправишь … (всё тело поправишь)

  • Баня парит … (баня правит)

Учитель: много мудрых мыслей о бане мы услышали. Главной силой бани была вода. Наши предки уважали её наравне с солнцем, с матушкой- землёй. Воде приписывались удивительно чудодейственные свойства. Чтобы узнать об этом, достаточно вспомнить хорошо известные нам русские народные сказки. Этому и посвящён наш следующий конкурс.

-Я рассказываю отрывок из сказки, а вы вспоминаете её название.



  • Баба Яга и говорит: «поди, истопи баню, воды в неё решетом наноси, вымой меня, причеши. Тогда дам тебе веретено» пошла Аннушка, истопила баню, намазала глиной решето, наносила воды. Пришла за Бабой Ягой и отвела её в баню мыться («Золотое веретено»)

  • Месяц затопил старику баню и говорит: «Ступай мыться». Пошёл старик в баню, а Месяц запихал поглядел в дырочку, и оттого в бане светлым- светло стало. Старик выпарился, вымылся да и домой пошёл («Солнце, месяц и Ворон Воронович»)

  • Шли, шли они и видят: пасётся у воды стадо коз.

-Ах, как пить хочется!

- Не пей, а то будешь козлёночком.

Он не вытерпел, не послушался, напился и стал козлёночком («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

  • В саду разливалась ключевая хрустальная вода. Уговорила женщина молодую княгиню искупаться. Скинула та сарафанчик и прыгнула в воду. Только окунулась- женщина ударила её по спине и говорит: «Плыви ты…» («Белая уточка»)

  • Ворон брызнул мёртвой водой, тело срослось, съединилось. Сокол брызнул живою водою- Иван- царевич вздрогнул, встал и говорит:: «Ах как я долго спал!» («Марья Моревна»)

  • Серый Волк взял у ворона пузырьки, спрыснул Ивана- царевича мёртвою водою- его тело срослося, спрыснул живою водою- Иван- царевич встал и промолвил: «Как я долго спал!» («Сказка об Иване- царевиче и Сером Волке»)

Учитель: крестьянская усадьба- целый мир, созданный руками человека. Центром его была изба. Баня ставилась подальше от жилья- слишком опасна она была в пожарном отношении, но поближе к воде- реке, озеру. И, как и весь мир, усадьбы населялись особыми духами. Мой вопрос к командам: вспомните поочерёдно домашних духов:

  • Домовой (хранитель либо обидчик дома)

  • Дворовой (хранитель двора)

  • Овинник (хранитель места, где сушили хлеб)

  • Гуменник (ранитель места, где ставили хлеб в кладях и его молотили)

  • Банник (злой дух бани)

  • Хлебный (хранитель хлеба) -(на доску прикрепить названия, кратко охарактеризовать каждого)

Интересно, что домовой из них был самым добрым. А самым опасным духом, в представлении наших предков, был банник. Он почитался хозяином бани. Ему и посвящён следующий конкурс.

Хоть и опасен был банник, да всё же можно было его задобрить, установить с ним добрососедские отношения. Как это делали наши предки?

Вы заранее готовились к этому конкурсу и готовы поделиться с нами своими знаниями (либо дать заранее написанные приметы)


  • При строительстве новой бани под порогом закапывали задушенную чёрную курицу

  • Когда первый раз топили новую баню, на каменку бросали соль

  • Когда первый раз мылись в новой бане, оставляли хлеб- соль на полке в бане

  • Не разрешалось мыться поздно ночью

  • Не мылись в бане в одиночку

  • Входя в баню, просили разрешения банного хозяина

  • Не полагалось шуметь и ругаться в бане

  • Не ходили мыться в третий пар, мылся сам хозяин бани

  • Выходя из бани, благодарили духа бани

  • Оставляли ему чистой воды и веник

  • Если нападал банник на моющегося, звали домового

- Да, не очень приветлив был банный хозяин. Однако с баней были связаны многие стороны жизни наших предков. У них была даже такая поговорка» «Без бани дело не справишь». Это и будет названием нашего следующего конкурса. Задача- перечислить все дела и обряды, связанные с баней (поочерёдно)



  • Мылись

  • Лечились

  • Парились

  • Рождались

  • Совершали ритуальные омовения:

- омовения ребёнка и матери в день родов;

- мылись в бане накануне и после свадьбы;

- мылись обязательно после Масленицы;

- омовение в день Аграфёны Купальницы (купальный день)

- топили баню для предков перед большими праздниками.


  • Гадали (Каляда, купальница)

  • Стирали

  • Ночевали



Задача: вытянув билетик, объяснить значение слова, связанного с баней

  • Ушат- (небольшое деревянное ведро)

  • Шайка -(небольшая деревянная ёмкость с одной ручкой)

  • Каменка –(банная печь из камней без трубы раньше)

  • Щёлок-(раствор золы в воде для её смягчения)

  • Мовница -(баня)

  • Пепелуйник- (пепел, зола)

  • Полок- скамья для мытья

  • Вехотка – (мочалка)

- Вот и подходит к концу наш урок- конкурс. Остался последний конкурс

- Мы вспомним, как устроена русская баня. Вы по очереди вытягиваете элемент бани и объясняете лексическое значение этого слова:



  • Предбанник помещение перед входом в баню, где раздевались, отдыхали)

  • Дверь в баню – её делали маленькой, обивали войлоком, чтобы сохранять тепло

  • Камелёк- банная печь из крупных камней. Её затапливали заранее, на неё плескали водой, чтобы был пар, камнями из печи грели воду.

  • Полок- специальная высокая полка, где парились веником

  • Лавки- скамейки для мытья, рядом ставили ушаты с водой

  • Веник- главное орудие парильщика. Его делали из берёзы, дуба, добавляли веточки смородины, пихты, разные душистые травы

Итог урока


Смотрите также:
Цель: расширение кругозора учащихся о русской бане; стимулирование творческой активности учащихся; развитие речи учащихся; привитие интереса к русским обычаям. Оформление
49.44kb.
1 стр.
Классный час. (Для учащихся 10-11 классов). Цель: расширение кругозора учащихся в области Отечественной истории
49.88kb.
1 стр.
Внеклассное мероприятие по информатике для учащихся 2-го класса "Путешествие по острову числовой информации"
50.65kb.
1 стр.
«В мире космоса»
152.52kb.
1 стр.
Россия космическая держава!
87.56kb.
1 стр.
Сценарий внеклассного мероприятия
148.83kb.
1 стр.
Урок английского языка Литературная гостиная, посвященная творчеству В. Шекспира
50.05kb.
1 стр.
Программа для учащихся начальных классов Цель: расширение кругозора, развитие познавательного интереса, сплочение коллектива, воспитание волевых качеств, собранности
43.3kb.
1 стр.
Викторина «Что ты знаешь о сша?» Струнина З. В., учитель английского языка Гвардейского увк симферопольского района Крым
20.72kb.
1 стр.
Интеллектуальное развитие учащихся младших классов на уроках русского языка Цель
86.87kb.
1 стр.
Олимпийские игры в Лондоне 2012
25.28kb.
1 стр.
Географический калейдоскоп «По странам и континентам»
153.27kb.
1 стр.