Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1страница 2 ... страница 8страница 9 УДК 808.2:37(072) ББК 74.268Л Рус .., П30 !
^г ■ ■. 'ОГу Л Петрановская Л. ГТ30 Игры ни уроках русского языка: Пособие для учителя. - М.: МИРОС - МАИК «Наука/Интерпериодика », 2000. — 144 с: ил. 15ВЫ 5-7084-0160-5 В книге Представлены разнообразные игры, которые сделают изучение родного языка увлекательным, помогут активизировать знания ребят, развить чувство языка и умение внимательно всматриваться в языковые явления. Учителям-словесникам, родителям, организаторам досуга. УДК 808.2:37(072) ББК 74.268. I Рус
15ВЫ 5-7084-0160-5 © Петрановская Л.. 2000 ; © Московский институт развития образовательных систем (МИРОС), 2000 , © Подгаговка к изданию МАИК «Наука/Интерпериодика», 2000 Одно из самых закоренелых и труднопреодолимых представлений о педагогическом процессе заключается как раз в убеждении, что процесс этот должен протекать угрюмо.
Почему появилась эта книга Игра — самое любимое, самое естественное занятие детей. Да и взрослых тоже, хотя игры у них порой бывают невеселые и небезопасные. Игрой в широком смысле слова можно назвать любые действия по заранее известным правилам. Правила дорожного движения и война, президентские выборы и семейная сцена, встреча Нового года и увольнение с работы — все это очень важные для нас игры, в которых каждый знает правила и свою роль. Похоже, в играх мы проводим большую часть своей жизни. Но значение детской игры еще больше. Именно в детской игре мы впервые оказываемся мамой и папой, своим и чужим, героем и трусом, лидером и аутсайдером. Мы получаем опыт, который необходим для всей дальнейшей жизни, и получаем его оптимальным образом. Ведь, с одной стороны, в игру мы верим, поэтому все всерьез, с другой — это только игра, поэтому здесь нет тяжелых травм и непоправимых ошибок. Игра дает нам реальный опыт, которого не дали бы рассказы и книги, но щадит, как не стала бы щадить жизнь. Человек, у которого в детстве было много разнообразных, сложных и справедливых игр, вырастет более развитым, гармоничным и готовым к общению с другими людьми. В связи с этим невозможно с тревогой не думать о нынешних детях. В какие игры они играют, много ли их знают? В большинстве случаев — не более пяти, и среди 3 них — ни одной со сколько-нибудь сложными правилами и почти ни одной — командной, разве что мальчики еще футбол не забыли. Вырастая, дети чувствуют себя одинокими, боятся людей, не умеют спорить и договариваться, действовать сообща, не понимают сложных отношений. Сегодня дети все больше времени проводят в обществе компьютера и телевизора: проще иметь дело с послушным прибором, пассивно потребляя предлагаемые развлечения. Часто ребенок попадает в сильнейшую зависимость от теле- или компьютерной реальности, а игры со сверстниками, которые проявляют собственную волю и которых не выключишь кнопкой, его просто пугают. Запреты здесь не помогут. Выход один — детям должно быть известно что-то более интересное, чем компьютерные игры и телевизор. Наши дети нуждаются в игре, в развитой культуре игры, ведь это лучший способ развить способности, подготовиться к жизни, к общению с людьми. Школа не может считать игру не своим делом. Школа наша — учреждение серьезное. Успехи учеников и труд учителя измеряются в знаниях, умениях и навыках, а развитие ребенка, способность самостоятельно мыслить, строить взаимоотношения с людьми — все это в задачу школы обычно не входит. Главное требование к ученику — пассивно усваивать сообщаемые сведения и легко воспроизводить их. Общество оценивает работу школы по количеству сведений, которыми удалось наполнить головы учеников, именно на этом построена сегодняшняя экзаменационная практика. ■ ■: Между тем здравый смысл подсказывает: для ребят, да и для общества было бы лучше, если бы выпускники владели только самыми важными сведениями, но полно и глубоко и умели все понадобившиеся им знания быстро добыть, осмыслить и применить. По некоторым оценкам, уже в начале следующего века человек будет вы- 4 'I "' нужден менять профессию в среднем каждые пять лет. В этой ситуации способность к познанию будет значить гораздо больше, чем сумма полученных сведений. Для человека, входящего в жизнь, важнее не помнить цикл производства серной кислоты или классификацию придаточных, а больше знать о себе, о законах общения, о мире. Сегодняшняя школа встает перед самой, видимо, главной проблемой образования: как выпускать не натасканных детей, а детей, способных продолжать учиться самостоятельно в течение всей жизни. Трудно ожидать скорого и легкого решения этой задачи — слишком многое стоит за старыми традициями: большие классы, заставляющие учителя работать с «массой», устаревшие программы, репрессивная по своей сути система контроля знаний, административный контроль за учителем. Учитель привык преодолевать сопротивление учеников, нормальным считается учиться «через не хочу», естественным стремление скорее уйти с урока. Отделенный от учителя невидимой баррикадой, ребенок и с одноклассниками не привык сотрудничать: подсказки пресекаются, обсуждение с соседом тоже, вдвоем писать сочинение немыслимо. Все это взаимосвязано и по-своему оправдано: попробуйте-ка разрешить не делать, если не хочется, и спрашивать соседа, если не уверен, — вообще никакой учебы не будет. Изменить что-либо очень сложно. Шанс дает игра. У игры есть прекрасное свойство — она сама, организует обучение. Не обязательно сначала учить по какому-то новому методу и тогда уже вводить игры. Можно наоборот — начнем играть, а сама форма игры не позволит принуждать, читать нотации и требовать зубрежки. В игре незаметно, сами собой исчезнут стены, разделяющие сейчас учителя и ученика и самих учеников, родится новая атмосфера и новые отношения. Игра сама учит, учит и детей и взрослых, в ней рождается живая реальность свободного обучения, творческого, радостного, эффективного.
К играм на уроке можно относиться по-разному: хорошо и плохо. Хорошо тоже можно относиться по-разному. Часто игры воспринимаются учителем как удобный способ подсластить горький корень учения, чтобы детки не заметили, как проглотят очередную порцию знаний, умений и навыков. Сегодня трудно заставить детей учиться: принуждать нечем, обещать в награду за образованность тоже, в общем, нечего. И вот, отчасти из гуманных соображений, отчасти из-за невозможности заставлять, школа пытается детей развлекать. Игры на уроках приветствуются и рекомендуются. Однако довольно часто при словах «играть на уроке» на лицах учителей появляется выражение тоскливой готовности к худшему. Это неудивительно, если посмотреть на ситуацию глазами учителя. Он должен найти время и силы, чтобы подготовить «развлекаловку», затем с веселым видом задавать на уроке глубоко неинтересные ему самому загадки или вопросы викторины, потратить больше обычного нервов на поддержание порядка в классе, да еще и отбиваться на следующем уроке от деструктивного хныканья «не хотим диктант, хотим играть». Подобный «игровой» урок учитель совершенно справедливо считает пропавшим. Именно такие «игры» получили в свое время очень точное название — «оживляж». Его основные признаки:
с ними не обсуждаются ни цели игры, ни правила и их мотивировка;
Подобные игры ничего по сути не меняют в традиционной системе обучения, дети остаются все так же пассивны, принуждение к учебе маскируется под развлечение (манипуляция — тоже принуждение), а для учителя это оборачивается лишней нагрузкой. А главное, ребята чувствуют, что в сущности все это скучно и фальшиво. Они будут громко кричать «ура!», когда традиционный урок заменят на урок с играми, но ни знаний, ни уважения к учителю у них не прибавится. Можно ли согласиться с использованием игры — такой важной для развития формы общения — всего лишь для развлечения и смягчения учебной скуки? Конечно, если выбирать между казарменным стилем и стилем «оживляж», то второе, пожалуй, лучше. Но такой выбор — не тема этой книги. Итак, в ней нет «оживляжа», или почти нет, потому что формально провести грань между ним и подлинной игрой сложно. И «оживляж» может быть неплох, например, для запоминания скучного материала, только не надо утверждать, что это и есть игровой метод. Что же в книге есть Играть всерьез непросто. В пединституте этому не учат, на курсах повышения квалификации тоже (возможно, скоро начнут). А проблем множество. Как играть, чтобы не сорвать урок? Как себя вести? А если они не хотят? А если они только играть и хотят? Наконец, во что играть? Какие могут быть игры? 6 7 Многие из этих вопросов учитель может решить для себя только сам, исходя из своих склонностей, отношений с детьми, педагогических целей. Задача нашей книги — помочь учителю с выбором игр. Здесь представлены несколько десятков игр, подходящих прежде всего для уроков русского языка и словесности (естественно, их можно использовать и для проведения вечеров, конкурсов и т. п.). Некоторые игры общеизвестны, другие придуманы автором или родились в процессе общения с детьми, рассказаны кем-то из знакомых. Иногда возможно установить авторство игры (в этих случаях даются ссылки), чаще — нет. Многие игры представляют собой значительно переработанные варианты известных. Объединяет все эти игры то, что они переосмыслены именно в связи с задачами обучения родному языку, способствуют развитию тех качеств, которые могли бы повысить уровень освоения материала на уроках русского языка и улучшить владение родной речью. Приводимые в книге игры были опробованы с ребятами V—XI классов, и в описаниях содержатся указания на возможные сложности и неожиданности при их проведении. Есть множество способов классифицировать игры. В этой книге в разделы объединены игры, имеющие общую методическую цель, развивающие определенную грань способностей. Думается, для учителя-практика такая классификация наиболее удобна. Таким образом, весьма условно (классификация в принципе не может быть строгой, ведь почти все игры могли бы оказаться сразу в нескольких разделах) выделены игры: учебные — наиболее простые и традиционные игры, помогающие закрепить учебный материал и приобрести устойчивый навык применения знаний; комбинаторные — достаточно широко известные игры, в которых играющий работает с материальной сто-
роной языкового знака, обычно слова; эти игры требуют умения быстро и эффективно просчитывать варианты, подбирать комбинации, а кроме того, существенно активизируют словарный запас ребенка; аналитические — игры, которые развивают аналитическое мышление, помогают приобрести навык свободного, раскованного, но вместе с тем корректного логического анализа, научиться видеть закономерности, общность и различие, причину и следствие; ассоциативные — игры, в основе которых лежит обращение к ассоциативному мышлению, поиск сравнения, разгадывание намека; контекстные — игры, привлекающие внимание к сложным смысловым связям в тексте, развивающие способность интерпретировать, понимать то, что прямо не выражено, и наоборот — передавать информацию самыми разными способами; языковые — игры, в которых играющие экперимен-тируют с языковыми единицами и закономерностями; эти игры разработаны в наименьшей степени, хотя, для языкового образования являются самыми значимыми; творческие задания — разнообразные задания на сочинительство, обычно с соблюдением некоторых более или менее трудных условий, они способствуют развитию, с одной стороны, фантазии и изобретательности в использовании средств языка, с другой — способности контролировать и критически оценивать свою творческую работу. В сборник не включены игры, требующие от учителя длительной и сложной подготовки, сочинения или поиска заданий (например, кроссворды, викторины). Описание всех игр строится по сходному плану: указывается возраст ребят, для которых игра предназначена в первую очередь, желательное количество участников, необходимый реквизит, описывается ход игры, приводит -
4: ![]() Несколько слов о методическом принципе, наиболее важном при проведении игр на уроке — принципе открытой методики. Любая ивфа будет во много раз эффективнее, если играть открыто, то есть обсудить с детьми, зачем проводится игра, почему правила таковы, можно ли игру усложнить, изменить, улучшить и т. д. Нередко такое обсуждение приносит больше пользы, чем сама игра, развивая творческие способности и мышление ребенка, и кроме того, закладывая фундамент игровой культуры. Поэтому можно сказать, что обсуждение правил игры равно по значимости самой игре. Процесс обсуждения, согласования, освоения сложных правил, решение возникающих при игре разногласий, обращение к кодексу правил, попытки его изменить — прекрасная школа сложных взаимоотношений, которой так не хватает не только детям, но и взрослым. Это лучший путь к развитому, гибкому мышлению, способному учесть сразу несколько точек зрения и при этом увидеть главное. Можно провести отдельные занятия, посвященные теме игры: зачем люди играют, что мы называем игрой, какие игры нам нравятся и почему, как правильно описывать игру, как можно ее модифицировать, к каким последствиям приводят те или иные изменения в правилах и какие могут быть критерии «хороших» и «плохих» изменений. Успех игры зависит прежде всего от атмосферы, которая сложится в группе. Есть игры, которые немыслимы без азарта, шумных выкриков, стремительно принимаемых решений. А есть другие, требующие спокойной, доверительной обстановки, тишины и неспешности. Если состояние ребят в какой-то момент не соответствует настроению игры, лучше отложить ее для другого случая. При этом чем чаще дети будут играть, чем меньше бу дут воспринимать игру как неожиданный «перерыв» I учебе, тем легче и точнее они будут настраиваться ш игру. В заключение остается выразить благодарность ребя там из московских школ: частной школы «Кладезь» школы социальной адаптации и игрового обучения «Вы бор», школы № 1804 УВК «Кожухово» и слушателя» Зимней лингвистической школы 1997 года, без помощз и активного участия которых все эти игры не были бь опробованы, осмыслены, усовершенствованы, а многи просто не появились бы на свет. Большая часть заданш и творческих работ, которыми иллюстрированы описани: игр, тоже созданы этими ребятами. 10 ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Учебными в этой книге названы игры, помогающие закреплять и, что более важно, активизировать полученные ребятами знания. В игровой ситуации из памяти извлекается то, о чем обычно говорят: «Я и не знал, что я это знаю». Если же играют в командах, то сам процесс горячего обсуждения задания, исключения неверных вариантов может дать ребятам больше, чем систематические объяснения учителя. Особенно полезны игры, которые как бы обратны привычным заданиям: не написать правильно встретившиеся в тексте слова, а самому начинить текст орфографически трудными словами, не разобрать предложение, а придумать свое по предложенной схеме. Такой вид работы позволяет переосмыслить уже имеющиеся сведения, посмотреть на проблему с другой стороны, восполнить пробелы в знаниях. Ведь обычно от ребят требуется проанализировать, «расчленить» на элементы явления языка, а в этом случае они, опираясь на свои знания, реализуют возможности, заложенные в языке. Учебных игр можно придумать множество. В принципе в форму игры можно облечь любое задание, вплоть до «кто быстрее и правильнее сделает упражнение № 127». Вряд ли стоит этим злоупотреблять. Сами по себе учебные игры довольно примитивны и быстро надоедают, но в умеренных количествах, особенно при 12
Предлагаемые игры можно использовать при изуче нии различных разделов курса русского языка. Они до статочно типовые, поэтому по аналогии с ними не трудно придумать учебные игры для любого случая. «ПРОВЕРКИ»* Л5Р Игра предназначена для детей младшего школьного возраста и пятиклассников, но иногда может быть полезна даже выпускникам, не освоившим или забывшим правила работы с проверяемыми гласными и согласными. Продолжительность игры зависит от числа играющих, но минимум 15 минут на игру уйдет. Понадобятся ручки и бумага. Детям младшего школьного возраста лучше играть с ведущим. Ход игры. Задача играющих — найти за отведенное время как можно больше проверочных слов к заданному слову, например: кто за 5 минут найдет и запишет больше проверок к слову ломать? Ребята работают самостоятельно или в маленькой команде. Когда отведенное время истекло, списки проверок читаются вслух. Выигрывает тот, у кого оказалось больше правильных проверок. Обратный вариант игры: кто за 5 минут больше придумает слов, для которых может быть проверочным слово дом? Далее все так же, как и в первом варианте. * Игра описана в книге М. В. Панова «Занимательная орфография» (М., 1984). 13
Типовые проверки — это удобные проверки, которые подходят сразу ко многим словам, а то и ко всем словам определенного грамматическо/о класса. Например, очень часто существительное в единственном числе удобно проверить существительным множественного: вода — воды или сказка — сказок, а глагол часто можно проверить формой другого вида: вставать — встать. В игре с типовыми проверками играющие должны за отведенное время привести как можно больше пар «проверяемое слово — проверочное слово» заданного типа. Например:
Выигрывает тот, у кого будет больше пар, относящихся к заданному типу проверок. Можно играть и по командам, только они не должны быть большими (7—8 человек). При командном варианте лучше принять более строгие правила и начислять штрафное очко за каждую неправильную проверку. Иначе в азарте ребята будут предлагать все, что придет в голову, и пользы от игры не будет. Цели. Главная цель — закрепить навык работы с проверочными словами и увеличить запас проверок, находящихся в активной памяти ребят. Особенно полезна процедура проверки списков, отбраковки неподходящих проверочных слов. Кроме этого, игра увеличивает словарный запас, приучает к быстрой сосредоточенной работе.
«МНЕМОНИКА» ЛзР Игра подходит для детей любого возраста. Лучше, если она станет регулярной. Ход игры. Суть игры в следующем: всякий раз, когда работа с очередной темой требует механического запоминания чего-либо (исключений, списка слов, сложных терминов), объявляется конкурс на лучший мнемонический прием, позволяющий запомнить то, что необходимо. Это могут быть стихи, рисунки, афоризмы, зрительные образы, аллегории, ассоциации — что угодно. Через несколько дней после объявления конкурса подводятся итоги. Мнемонические находки ребят представляются классу, и все вместе определяют победителей. Задача учителя — оценивать мнемонические находки с точки зрения корректности: в них не должно содержаться неверных или неточных утверждений. Варианты. Со старшеклассниками можно проводить конкурс по номинациям: зрительное запоминание, слуховое, образное. Для этого сначала нужно рассказать об основах теории запоминания (если в школе не читается курс психологии). Пусть каждый путем экспериментов установит, память какого типа развита у него лучше, и старается использовать подходящие мнемонические приемы — это очень пригодится в дальнейшей жизни. Цели. Обычно в использовании придуманных мнемонических приемов уже не возникает необходимости — после конкурса все исключения и термины и так хорошо запоминаются (только детям не надо об этом говорить). Главный же результат — формирование осознанного, активного отношения к процессу запоминания, способности выбрать оптимальный для себя способ работы с материалом, который необходимо механически запомнить.
С^ Вот какие мнемонические приемы предложили ребята. » Когда я хочу вспомнить разносклоняемые существительные, я представляю себе конкурс музыкальных групп. Они выходят одна за другой и объявляют свои названия: «Время», «Племя», «Пламя», «Семя», «Имя», «Путь». И все эти названия серьезные, скучные. Потом выходит следующая группа и говорит: «Стремя». Это уже интереснее. А за ней: «Темя». Все заулыбались. И наконец выходит последняя и объявляет: «Выступает группа «Вымя»!» Весь зал как захохочет! Правописание корней с чередующимися гласными Е/И мне помог запомнить такой рисунок:
1Ш3 С заданием справляются уже пяти-шестиклас-сники. Сочинять лучше дома, имея возможность совершенствовать свой текст. Ход игры. Играющим предлагается сочинить связный интересный текст, в который должно быть включено как можно больше слов, содержащих заданную орфограмму. Эти слова в тексте нужно подчеркнуть. (На работу лучше отвести не менее двух дней.) В указанный срок все желающие могут прочесть свои тексты вслух, объявив при этом, сколько слов с заданной орфограммой удалось использовать (формы одного слова считаются за одно). Если позволяет время, хорошо прямо в классе прочитать вслух тексты и проверить, соблюдены ли в них условия игры. Можно провести взаимопроверку или просто сдать тексты учителю. Победителем становится тот, у кого при максимальном количестве использованных слов будет самый интересный и остроумный рассказ. Особенно эффектный приз: весь класс пишет диктант по лучшему тексту, а победитель от него освобождается.
Смотрите также: Петрановская Л. Гт30 Игры ни уроках русского языка: Пособие для учителя
1402.93kb.
9 стр.
Методическое пособие по русскому языку для работы на уроках русского языка как иностранного
461.11kb.
3 стр.
Словарная работа на уроках русского языка
595.56kb.
3 стр.
Уроках русского языка и литературы". В "Концепции модернизации российского образования"
131.17kb.
1 стр.
Тимошко Галина Ивановна Мотивационная деятельность учителя на уроках русского языка и литературы
444.84kb.
2 стр.
Уроках русского языка в 9 классе Методическое пособие. Работа выполнена учителем русского языка и литературы Жилкиной Раисой Николаевной
507.08kb.
1 стр.
Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы
52.88kb.
1 стр.
Учебное пособие для учителя. Настольная книга учителя физкультуры. Активные игры для детей
53.52kb.
1 стр.
Уроки русского языка Издательство «Глобус» На уроках русского языка 3 Биология. Репетитор
128.71kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по олимпийскому и паралимпийскому образованию для использования на уроках русского языка в начальной школе
226.97kb.
1 стр.
Использование топонимического краеведческого материала на уроках русского языка и литературы
85.36kb.
1 стр.
Отчет Учителя русского языка и литературы Муниципального общеобразовательного учреждения Лицей №1 1007.91kb.
4 стр.
|