Главная
страница 1страница 2 ... страница 8страница 9

УДК 808.2:37(072)

ББК 74.268Л Рус ..,

П30 !

*Л.

^г ■ ■. 'ОГу Л

Петрановская Л.

ГТ30 Игры ни уроках русского языка: Пособие для учителя. - М.: МИРОС - МАИК «Наука/Интерпериодика », 2000. — 144 с: ил. 15ВЫ 5-7084-0160-5

В книге Представлены разнообразные игры, которые сделают изучение родного языка увлекательным, помогут активизировать знания ребят, раз­вить чувство языка и умение внимательно всматриваться в языковые явления.

Учителям-словесникам, родителям, организаторам досуга.

УДК 808.2:37(072) ББК 74.268. I Рус

Л%..'

15ВЫ 5-7084-0160-5 © Петрановская Л.. 2000

; © Московский институт развития

образовательных систем (МИРОС), 2000 , © Подгаговка к изданию МАИК «Наука/Интерпериодика», 2000

Одно из самых закоренелых и труд­нопреодолимых представлений о педаго­гическом процессе заключается как раз в убеждении, что процесс этот должен протекать угрюмо.

Дж. Родари

Почему появилась эта книга

Игра — самое любимое, самое естественное занятие детей. Да и взрослых тоже, хотя игры у них порой быва­ют невеселые и небезопасные.

Игрой в широком смысле слова можно назвать лю­бые действия по заранее известным правилам. Правила дорожного движения и война, президентские выборы и семейная сцена, встреча Нового года и увольнение с ра­боты — все это очень важные для нас игры, в которых каждый знает правила и свою роль. Похоже, в играх мы проводим большую часть своей жизни.

Но значение детской игры еще больше. Именно в дет­ской игре мы впервые оказываемся мамой и папой, сво­им и чужим, героем и трусом, лидером и аутсайдером. Мы получаем опыт, который необходим для всей даль­нейшей жизни, и получаем его оптимальным образом. Ведь, с одной стороны, в игру мы верим, поэтому все всерьез, с другой — это только игра, поэтому здесь нет тяжелых травм и непоправимых ошибок. Игра дает нам реальный опыт, которого не дали бы рассказы и книги, но щадит, как не стала бы щадить жизнь. Человек, у ко­торого в детстве было много разнообразных, сложных и справедливых игр, вырастет более развитым, гармонич­ным и готовым к общению с другими людьми.

В связи с этим невозможно с тревогой не думать о нынешних детях. В какие игры они играют, много ли их знают? В большинстве случаев — не более пяти, и среди



3

них — ни одной со сколько-нибудь сложными правила­ми и почти ни одной — командной, разве что мальчики еще футбол не забыли.

Вырастая, дети чувствуют себя одинокими, боятся лю­дей, не умеют спорить и договариваться, действовать со­обща, не понимают сложных отношений.

Сегодня дети все больше времени проводят в обще­стве компьютера и телевизора: проще иметь дело с по­слушным прибором, пассивно потребляя предлагаемые развлечения. Часто ребенок попадает в сильнейшую за­висимость от теле- или компьютерной реальности, а игры со сверстниками, которые проявляют собственную волю и которых не выключишь кнопкой, его просто пугают.

Запреты здесь не помогут. Выход один — детям дол­жно быть известно что-то более интересное, чем компью­терные игры и телевизор. Наши дети нуждаются в игре, в развитой культуре игры, ведь это лучший способ раз­вить способности, подготовиться к жизни, к общению с людьми. Школа не может считать игру не своим делом.

Школа наша — учреждение серьезное. Успехи уче­ников и труд учителя измеряются в знаниях, умениях и навыках, а развитие ребенка, способность самосто­ятельно мыслить, строить взаимоотношения с людьми — все это в задачу школы обычно не входит. Главное тре­бование к ученику — пассивно усваивать сообщаемые сведения и легко воспроизводить их. Общество оценива­ет работу школы по количеству сведений, которыми уда­лось наполнить головы учеников, именно на этом по­строена сегодняшняя экзаменационная практика.

■ ■: Между тем здравый смысл подсказывает: для ребят, да и для общества было бы лучше, если бы выпускники владели только самыми важными сведениями, но полно и глубоко и умели все понадобившиеся им знания быст­ро добыть, осмыслить и применить. По некоторым оцен­кам, уже в начале следующего века человек будет вы-



4 'I "'

нужден менять профессию в среднем каждые пять лет. В этой ситуации способность к познанию будет значить гораздо больше, чем сумма полученных сведений. Для человека, входящего в жизнь, важнее не помнить цикл производства серной кислоты или классификацию при­даточных, а больше знать о себе, о законах общения, о мире. Сегодняшняя школа встает перед самой, видимо, главной проблемой образования: как выпускать не на­тасканных детей, а детей, способных продолжать учиться самостоятельно в течение всей жизни.

Трудно ожидать скорого и легкого решения этой за­дачи — слишком многое стоит за старыми традициями: большие классы, заставляющие учителя работать с «мас­сой», устаревшие программы, репрессивная по своей сути система контроля знаний, административный контроль за учителем.

Учитель привык преодолевать сопротивление учени­ков, нормальным считается учиться «через не хочу», есте­ственным стремление скорее уйти с урока. Отделенный от учителя невидимой баррикадой, ребенок и с однокласс­никами не привык сотрудничать: подсказки пресекаются, обсуждение с соседом тоже, вдвоем писать сочинение не­мыслимо. Все это взаимосвязано и по-своему оправдано: попробуйте-ка разрешить не делать, если не хочется, и спрашивать соседа, если не уверен, — вообще никакой уче­бы не будет. Изменить что-либо очень сложно.

Шанс дает игра. У игры есть прекрасное свойство — она сама, организует обучение. Не обязательно сначала учить по какому-то новому методу и тогда уже вводить игры. Можно наоборот — начнем играть, а сама форма игры не позволит принуждать, читать нотации и требо­вать зубрежки. В игре незаметно, сами собой исчезнут стены, разделяющие сейчас учителя и ученика и самих учеников, родится новая атмосфера и новые отношения. Игра сама учит, учит и детей и взрослых, в ней рождает­ся живая реальность свободного обучения, творческого, радостного, эффективного.

5

Чего в этой книге нет

К играм на уроке можно относиться по-разному: хоро­шо и плохо. Хорошо тоже можно относиться по-разному.

Часто игры воспринимаются учителем как удобный способ подсластить горький корень учения, чтобы детки не заметили, как проглотят очередную порцию знаний, умений и навыков. Сегодня трудно заставить детей учиться: принуждать нечем, обещать в награду за обра­зованность тоже, в общем, нечего. И вот, отчасти из гу­манных соображений, отчасти из-за невозможности зас­тавлять, школа пытается детей развлекать.

Игры на уроках приветствуются и рекомендуются. Однако довольно часто при словах «играть на уроке» на лицах учителей появляется выражение тоскливой готов­ности к худшему. Это неудивительно, если посмотреть на ситуацию глазами учителя. Он должен найти время и силы, чтобы подготовить «развлекаловку», затем с весе­лым видом задавать на уроке глубоко неинтересные ему самому загадки или вопросы викторины, потратить боль­ше обычного нервов на поддержание порядка в классе, да еще и отбиваться на следующем уроке от деструктив­ного хныканья «не хотим диктант, хотим играть». Подобный «игровой» урок учитель совершенно справед­ливо считает пропавшим.

Именно такие «игры» получили в свое время очень точное название — «оживляж». Его основные признаки:


  • пассивная роль ребенка, он должен только отгадать заранее приготовленную для него и заведомо имеющую ответ загадку, он является не субъектом игрового дей­ствия, а объектом развлечения и заинтересовывания;

  • примитивность заданий, отсутствие степеней сво­боды в решении, стремление избегать вопросов, ответы на которые неоднозначны;

  • догматичность, закрытость методики игры, связан­ная прежде всего с объектным отношением к детям:

с ними не обсуждаются ни цели игры, ни правила и их мотивировка;

  • явная искусственность, когда в форму игры обле­кается заведомо нетворческая работа;

  • пропасть между игрой и «суровой прозой» обуче­ния: во время игры невозможен серьезный разговор, а сложная тема несовместима с игрой.

Подобные игры ничего по сути не меняют в традици­онной системе обучения, дети остаются все так же пас­сивны, принуждение к учебе маскируется под развлече­ние (манипуляция — тоже принуждение), а для учителя это оборачивается лишней нагрузкой. А главное, ребята чувствуют, что в сущности все это скучно и фальшиво. Они будут громко кричать «ура!», когда традиционный урок заменят на урок с играми, но ни знаний, ни уваже­ния к учителю у них не прибавится.

Можно ли согласиться с использованием игры — та­кой важной для развития формы общения — всего лишь для развлечения и смягчения учебной скуки? Конечно, если выбирать между казарменным стилем и стилем «оживляж», то второе, пожалуй, лучше. Но такой выбор — не тема этой книги. Итак, в ней нет «оживляжа», или по­чти нет, потому что формально провести грань между ним и подлинной игрой сложно. И «оживляж» может быть неплох, например, для запоминания скучного материала, только не надо утверждать, что это и есть игровой метод.

Что же в книге есть

Играть всерьез непросто. В пединституте этому не учат, на курсах повышения квалификации тоже (возмож­но, скоро начнут). А проблем множество. Как играть, что­бы не сорвать урок? Как себя вести? А если они не хотят? А если они только играть и хотят? Наконец, во что иг­рать? Какие могут быть игры?




6

7

Многие из этих вопросов учитель может решить для себя только сам, исходя из своих склонностей, отноше­ний с детьми, педагогических целей. Задача нашей кни­ги — помочь учителю с выбором игр. Здесь пред­ставлены несколько десятков игр, подходящих прежде всего для уроков русского языка и словесности (есте­ственно, их можно использовать и для проведения вече­ров, конкурсов и т. п.).

Некоторые игры общеизвестны, другие придуманы автором или родились в процессе общения с детьми, рас­сказаны кем-то из знакомых. Иногда возможно устано­вить авторство игры (в этих случаях даются ссылки), чаще — нет. Многие игры представляют собой значи­тельно переработанные варианты известных. Объединя­ет все эти игры то, что они переосмыслены именно в свя­зи с задачами обучения родному языку, способствуют раз­витию тех качеств, которые могли бы повысить уровень освоения материала на уроках русского языка и улуч­шить владение родной речью. Приводимые в книге игры были опробованы с ребятами V—XI классов, и в описа­ниях содержатся указания на возможные сложности и неожиданности при их проведении.

Есть множество способов классифицировать игры. В этой книге в разделы объединены игры, имеющие общую методическую цель, развивающие определенную грань способностей. Думается, для учителя-практика такая классификация наиболее удобна. Таким образом, весьма условно (классификация в принципе не может быть стро­гой, ведь почти все игры могли бы оказаться сразу в не­скольких разделах) выделены игры:

учебные — наиболее простые и традиционные игры, помогающие закрепить учебный материал и приобрести устойчивый навык применения знаний;

комбинаторные — достаточно широко известные игры, в которых играющий работает с материальной сто-

8

роной языкового знака, обычно слова; эти игры требуют умения быстро и эффективно просчитывать варианты, подбирать комбинации, а кроме того, существенно акти­визируют словарный запас ребенка;

аналитические — игры, которые развивают аналити­ческое мышление, помогают приобрести навык свободно­го, раскованного, но вместе с тем корректного логическо­го анализа, научиться видеть закономерности, общность и различие, причину и следствие;

ассоциативные — игры, в основе которых лежит об­ращение к ассоциативному мышлению, поиск сравне­ния, разгадывание намека;

контекстные — игры, привлекающие внимание к сложным смысловым связям в тексте, развивающие способность интерпретировать, понимать то, что прямо не выражено, и наоборот — передавать информацию самы­ми разными способами;

языковые — игры, в которых играющие экперимен-тируют с языковыми единицами и закономерностями; эти игры разработаны в наименьшей степени, хотя, для языкового образования являются самыми значимыми;

творческие задания — разнообразные задания на со­чинительство, обычно с соблюдением некоторых более или менее трудных условий, они способствуют развитию, с одной стороны, фантазии и изобретательности в исполь­зовании средств языка, с другой — способности контро­лировать и критически оценивать свою творческую работу.

В сборник не включены игры, требующие от учителя длительной и сложной подготовки, сочинения или поис­ка заданий (например, кроссворды, викторины).

Описание всех игр строится по сходному плану: ука­зывается возраст ребят, для которых игра предназначена в первую очередь, желательное количество участников, необходимый реквизит, описывается ход игры, приводит -

9


4:

ся ряд возможных вариантов игры и, наконец, говорится о методических целях игры, о том, чем она будет полез­на играющим.

Несколько слов о методическом принципе, наиболее важном при проведении игр на уроке — принципе от­крытой методики. Любая ивфа будет во много раз эф­фективнее, если играть открыто, то есть обсудить с деть­ми, зачем проводится игра, почему правила таковы, мож­но ли игру усложнить, изменить, улучшить и т. д. Неред­ко такое обсуждение приносит больше пользы, чем сама игра, развивая творческие способности и мышление ребенка, и кроме того, закладывая фундамент игровой культуры.

Поэтому можно сказать, что обсуждение правил игры равно по значимости самой игре. Процесс обсуждения, со­гласования, освоения сложных правил, решение возника­ющих при игре разногласий, обращение к кодексу пра­вил, попытки его изменить — прекрасная школа слож­ных взаимоотношений, которой так не хватает не только детям, но и взрослым. Это лучший путь к развитому, гиб­кому мышлению, способному учесть сразу несколько то­чек зрения и при этом увидеть главное. Можно провес­ти отдельные занятия, посвященные теме игры: зачем люди играют, что мы называем игрой, какие игры нам нравятся и почему, как правильно описывать игру, как можно ее модифицировать, к каким последствиям при­водят те или иные изменения в правилах и какие могут быть критерии «хороших» и «плохих» изменений.

Успех игры зависит прежде всего от атмосферы, кото­рая сложится в группе. Есть игры, которые немыслимы без азарта, шумных выкриков, стремительно принимае­мых решений. А есть другие, требующие спокойной, до­верительной обстановки, тишины и неспешности. Если состояние ребят в какой-то момент не соответствует на­строению игры, лучше отложить ее для другого случая.

При этом чем чаще дети будут играть, чем меньше бу дут воспринимать игру как неожиданный «перерыв» I учебе, тем легче и точнее они будут настраиваться ш игру.

В заключение остается выразить благодарность ребя там из московских школ: частной школы «Кладезь» школы социальной адаптации и игрового обучения «Вы бор», школы № 1804 УВК «Кожухово» и слушателя» Зимней лингвистической школы 1997 года, без помощз и активного участия которых все эти игры не были бь опробованы, осмыслены, усовершенствованы, а многи просто не появились бы на свет. Большая часть заданш и творческих работ, которыми иллюстрированы описани: игр, тоже созданы этими ребятами.



10

» УЧЕБНЫЕ ИГРЫ

Учебными в этой книге названы игры, помогающие закреплять и, что более важно, активизировать полу­ченные ребятами знания. В игровой ситуации из памя­ти извлекается то, о чем обычно говорят: «Я и не знал, что я это знаю». Если же играют в командах, то сам процесс горячего обсуждения задания, исключения невер­ных вариантов может дать ребятам больше, чем сис­тематические объяснения учителя.

Особенно полезны игры, которые как бы обратны привычным заданиям: не написать правильно встре­тившиеся в тексте слова, а самому начинить текст орфографически трудными словами, не разобрать пред­ложение, а придумать свое по предложенной схеме. Та­кой вид работы позволяет переосмыслить уже имеющи­еся сведения, посмотреть на проблему с другой стороны, восполнить пробелы в знаниях. Ведь обычно от ребят требуется проанализировать, «расчленить» на элемен­ты явления языка, а в этом случае они, опираясь на свои знания, реализуют возможности, заложенные в языке.

Учебных игр можно придумать множество. В прин­ципе в форму игры можно облечь любое задание, вплоть до «кто быстрее и правильнее сделает упражнение № 127». Вряд ли стоит этим злоупотреблять. Сами по себе учебные игры довольно примитивны и быстро на­доедают, но в умеренных количествах, особенно при

12

изучении скучноватого, требующего запоминания мате риала они незаменимы. Кроме того, эти игры развива ют быстроту мышления, критичность оценки сделан ного, речевую изобретательность, приучают сосредото ченно работать в условиях цейтнота.



Предлагаемые игры можно использовать при изуче нии различных разделов курса русского языка. Они до статочно типовые, поэтому по аналогии с ними не трудно придумать учебные игры для любого случая.

«ПРОВЕРКИ»*

Л5Р Игра предназначена для детей младшего школь­ного возраста и пятиклассников, но иногда может быть полезна даже выпускникам, не освоившим или забывшим правила работы с проверяемыми гласными и согласными. Продолжительность игры зависит от числа играющих, но минимум 15 минут на игру уйдет. Понадобятся ручки и бу­мага. Детям младшего школьного возраста лучше играть с ведущим.



Ход игры. Задача играющих — найти за отведенное время как можно больше проверочных слов к заданно­му слову, например: кто за 5 минут найдет и запишет больше проверок к слову ломать? Ребята работают само­стоятельно или в маленькой команде.

Когда отведенное время истекло, списки проверок чи­таются вслух. Выигрывает тот, у кого оказалось больше правильных проверок.

Обратный вариант игры: кто за 5 минут больше при­думает слов, для которых может быть проверочным сло­во дом? Далее все так же, как и в первом варианте.

* Игра описана в книге М. В. Панова «Занимательная орфогра­фия» (М., 1984).

13

Варианты. Очень полезный вариант: поиск типовых проверок. Если ребята раньше не были знакомы с этим понятием, можно объяснить его перед игрой.

Типовые проверки — это удобные проверки, которые подходят сразу ко многим словам, а то и ко всем сло­вам определенного грамматическо/о класса. Например, очень часто существительное в единственном числе удоб­но проверить существительным множественного: вода воды или сказка сказок, а глагол часто можно прове­рить формой другого вида: вставать встать.

В игре с типовыми проверками играющие должны за отведенное время привести как можно больше пар «про­веряемое слово — проверочное слово» заданного типа. Например:

вода воды, река реки, нога ноги; сказка сказок, маска масок, пробка пробок; вставать встать, давать дать, бросать бро­сить.

Выигрывает тот, у кого будет больше пар, относящих­ся к заданному типу проверок.

Можно играть и по командам, только они не должны быть большими (7—8 человек). При командном вариан­те лучше принять более строгие правила и начислять штрафное очко за каждую неправильную проверку. Ина­че в азарте ребята будут предлагать все, что придет в го­лову, и пользы от игры не будет.

Цели. Главная цель — закрепить навык работы с про­верочными словами и увеличить запас проверок, находя­щихся в активной памяти ребят. Особенно полезна про­цедура проверки списков, отбраковки неподходящих про­верочных слов.

Кроме этого, игра увеличивает словарный запас, при­учает к быстрой сосредоточенной работе.

14

«МНЕМОНИКА»

ЛзР Игра подходит для детей любого возраста. Луч­ше, если она станет регулярной.

Ход игры. Суть игры в следующем: всякий раз, ког­да работа с очередной темой требует механического за­поминания чего-либо (исключений, списка слов, сложных терминов), объявляется конкурс на лучший мнемоничес­кий прием, позволяющий запомнить то, что необходимо. Это могут быть стихи, рисунки, афоризмы, зрительные об­разы, аллегории, ассоциации — что угодно.

Через несколько дней после объявления конкурса подводятся итоги. Мнемонические находки ребят пред­ставляются классу, и все вместе определяют победителей.

Задача учителя — оценивать мнемонические наход­ки с точки зрения корректности: в них не должно содер­жаться неверных или неточных утверждений.

Варианты. Со старшеклассниками можно проводить конкурс по номинациям: зрительное запоминание, слу­ховое, образное. Для этого сначала нужно рассказать об основах теории запоминания (если в школе не читается курс психологии). Пусть каждый путем экспериментов установит, память какого типа развита у него лучше, и старается использовать подходящие мнемонические при­емы — это очень пригодится в дальнейшей жизни.

Цели. Обычно в использовании придуманных мнемо­нических приемов уже не возникает необходимости — после конкурса все исключения и термины и так хорошо запоминаются (только детям не надо об этом говорить).

Главный же результат — формирование осознанного, активного отношения к процессу запоминания, способно­сти выбрать оптимальный для себя способ работы с ма­териалом, который необходимо механически запомнить.

15

«Мнемонику» ребята не раз с благодарностью вспомнят в выпускных классах и на студенческой скамье.

С^ Вот какие мнемонические приемы предложили ребята.



»

Когда я хочу вспомнить разносклоняемые существи­тельные, я представляю себе конкурс музыкальных групп. Они выходят одна за другой и объявляют свои названия: «Время», «Племя», «Пламя», «Семя», «Имя», «Путь». И все эти названия серьезные, скучные. Потом выходит следующая группа и говорит: «Стремя». Это уже интереснее. А за ней: «Темя». Все заулыбались. И наконец выходит последняя и объявляет: «Выступает группа «Вымя»!» Весь зал как захохочет!

Правописание корней с чередующимися гласными Е/И мне помог запомнить такой рисунок:



«НАСЫЩЕННЫЙ ТЕКСТ»

3 С заданием справляются уже пяти-шестиклас-сники. Сочинять лучше дома, имея возможность совершенствовать свой текст.



Ход игры. Играющим предлагается сочинить связ­ный интересный текст, в который должно быть включе­но как можно больше слов, содержащих заданную орфо­грамму. Эти слова в тексте нужно подчеркнуть. (На ра­боту лучше отвести не менее двух дней.)

В указанный срок все желающие могут прочесть свои тексты вслух, объявив при этом, сколько слов с заданной орфограммой удалось использовать (формы одного слова считаются за одно). Если позволяет время, хорошо пря­мо в классе прочитать вслух тексты и проверить, соблю­дены ли в них условия игры. Можно провести взаимо­проверку или просто сдать тексты учителю.

Победителем становится тот, у кого при максималь­ном количестве использованных слов будет самый инте­ресный и остроумный рассказ. Особенно эффектный приз: весь класс пишет диктант по лучшему тексту, а по­бедитель от него освобождается.


следующая страница >>
Смотрите также:
Петрановская Л. Гт30 Игры ни уроках русского языка: Пособие для учителя
1402.93kb.
9 стр.
Методическое пособие по русскому языку для работы на уроках русского языка как иностранного
461.11kb.
3 стр.
Словарная работа на уроках русского языка
595.56kb.
3 стр.
Уроках русского языка и литературы". В "Концепции модернизации российского образования"
131.17kb.
1 стр.
Тимошко Галина Ивановна Мотивационная деятельность учителя на уроках русского языка и литературы
444.84kb.
2 стр.
Уроках русского языка в 9 классе Методическое пособие. Работа выполнена учителем русского языка и литературы Жилкиной Раисой Николаевной
507.08kb.
1 стр.
Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы
52.88kb.
1 стр.
Учебное пособие для учителя. Настольная книга учителя физкультуры. Активные игры для детей
53.52kb.
1 стр.
Уроки русского языка Издательство «Глобус» На уроках русского языка 3 Биология. Репетитор
128.71kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по олимпийскому и паралимпийскому образованию для использования на уроках русского языка в начальной школе
226.97kb.
1 стр.
Использование топонимического краеведческого материала на уроках русского языка и литературы
85.36kb.
1 стр.
Отчет Учителя русского языка и литературы Муниципального общеобразовательного учреждения Лицей №1
1007.91kb.
4 стр.