Главная
страница 1
Введение

ВВЕДЕНИЕ.


Актуальность темы исследования. Актуальность темы исследования определена необходимостью обобщения имеющихся на настоящий момент разрозненных знаний по истории различных сфер культуры Германии XVII века, представления их в целостности общественного развития. Кроме того, актуальность исследования вытекает из своеобразия XVII века как "первого современного столетия", отделенного от предшествовавшего ему Возрождения не только границей двух сопредельных эпох, но и линией грандиозного стадиального сдвига, по одну сторону которого оказываются тысячелетия патриархального жития в союзе с вечностью и природой, с преобладанием ручного труда и отвечающих ему традиционных форм культуры (от начала начал до середины XVI века) - к трехвековому периоду становления буржуазной эры (до конца XIX века). XVII век как ранний этап этого движения еще во многом связан с патриархальными основами мировосприятия: этим объясняется, в частности, сохранение также и на протяжении первого столетия Нового времени выдающегося значения пространственных видов творчества. Однако коренные изменения в системе культуры в целом (вступление из мира вещей в мир процессов, рождение новой науки - самого нового, что принесло с собой Новое время, столкновение ее с возрожденными универсалистскими претензиями обновленной веры, вызванный этим "философский взрыв", углубляющееся размежевание между сферами абстрактно-логического и образного мышления, формирование нового типа художественного образа, несущего в себе внутреннее противоречие) способствуют постепенному перемещению общекультурной моделирующей функции из круга претворяющих возможностей живописи, искусства пространственного, статического, апеллирующего к созерцанию, - к театру, искусству пространственно-временному, сочетающему картинность с действенностью, с ценностями становления и более активными и непосредственными реакциями
соучастия. Формируется образный язык музыки Нового времени, переживающей кардинальный поворот в своей судьбе — переход от полифонического к гомофоническому многоголосию (монодии с сопровождением, ярко проявившейся в рождении оперы).
В отличие от предшествующих этапов господства эпохальных стилей . параллельно друг другу по закону противоположности и взаимодополнения действуют две стилевые системы - барокко и классицизм. Отражая фактом своей биполярности, резкое разрастание объема и качественного многообразия жизненной и концептуальной наполненности эпохи, требующей для себя не одной, а двух «стилевых формул», они, в свою очередь, оказываются перед лицом возникновения впервые в истории радикально нового внестилевого типа художественного мышления. В результате складывается новая система немецкой культуры, сохраняющаяся в своих фундаментальных особенностях до наших дней.
В изучаемый нами период наблюдался идеологический кризис, шел переход от одного способа мышления к другому. В настоящее время в нашей стране наблюдается подобный феномен обретения новой идеологии и переживается период безвременья. Крушение советской империи повергло население в глубокий кризис национальной идентичности. Тем больший интерес и актуальность представляет исследование такого переходного состояния. Изучение становления общего и особенного в национальном менталитете, культуре, истории разных народов, позволяет понять его содержание, а значит, имеет ценность не только в научном, но и практическом плане для развития общества и культуры.
Степень научной разработанности проблемы. Рассмотрение феноменологического образа художественной культуры Германии XVII века неразрывно связано с историей страны обозначенного периода. Великие писатели и ученые Германии были озабочены судьбой своей страны. Подробный анализ Тридцатилетней войны, ее причин и последствий дан в работе Ф. Шиллера «Тридцатилетняя война». Изменения в жизни общества
периода Реформации и последующей реакции на новое идеологическое течение рассмотрены в многочисленных работах К. Маркса и Ф. Энгельса. Проблемы истории Германии раскрываются в трудах В.Косминского, Р.Ю.Виппера, С.Г.Лозинского, С.Токарева и ряда других.
XVII век стал преемником предыдущего столетия в сфере идеологии. Продолжалось распространение идей протестантизма, которые нашли яростное сопротивление со стороны католицизма, что вылилось в грандиозное противостояние в виде контрреформации. Несомненно влияние двойственной идеологии на жизнь социума и художественную культуру. Проблемы соотношения религии и культуры изучаются в трудах видных философов и социологов: М.Вебера, Э.Дюркгейма, З.Фрейда, К.Юнга, Э.Фромма, У.Джемса, Ж.Маритена, А.Тэнасе, Р.Нибура, К.Хюбнера, И.Ильина, П.Флоренского, Н.Бердяева, В.Соловьева, Г.Федотова, Ю.В.Бромлея, И.А.Крывелева, В.И.Гараджы, П. Тиллиха, Г.Померанца, М.Элиота. Так как художественная культура есть часть всеобщей культуры, то очевидно влияние идеологии и на нее.
В научной и искусствоведческой литературе представлено огромное число исследований по отдельным аспектам художественной культуры исследуемого периода. Положение литературы в Германии XVII столетия волновало великих писателей-философов Г. Гейне и Ф. Шлегеля. Ф. Шлегель ошибочно считал, что литературы, как таковой, в Германии XVII века не существовало, в то время как Г. Гейне в работе «К истории религии и философии в Германии» представил сравнительный анализ литератур XVI и XVII веков, что доказывает совершенно обратное. В нашем исследовании представлена достоверная картина в сфере, как литературы, так и других форм художественной культуры. Неоценимый вклад в исследование художественной культуры Германии XVII века внесли Б.Виппер, Т.Ильин, И.Роттенберг, Н.Бюрюкова, Л.Дукельская, Т.Воронина, И.Бартеньев, С.Монульский, А.Аникст, В.Конен, Г.С.Харламова, Ч.А.Мезенцева,
Л.Любимов, А.Ф.Лосев, Т. Н.Ливанова, Е.А.Кондакова, Ж.Делёз, Р.И.Грубер, Ю.Б.Виппер, М.Иванов-Борецкий.
В XVII-XVIII веках продолжался процесс секуляризации художественной культуры, и точкой отсчета для осмысления бытия стал разум. Язык синтезирует разные аспекты жизни человека. Именно через язык человек усваивает представления, оценки, ценности - все то, что определяет его картину мира. Фундаментальный смысл языка в том, что он концентрирует и воплощает в единстве все основания человеческой жизни. Проблемы языка в сопоставлении с различными сферами культуры и художественной культуры широко обсуждались — философами: М.Хайдеггером, М.Фуко, Л.Витгенштейном, А.Ф.Лосевым, С.Н.Булгаковым, П.А.Флоренским, Н.С.Трубецким; лингвистами: В. фон Гумбольдтом, Э.Сепиром, Б.Уорфом; психологами: Л.С.Выготским, А.Н.Леонтьевым, Н.И.Жинкиным, А.Р.Лурией; социолингвистами: В.А.Звегинцевым, Р.Т.Беллом; культурологами: Ю.М.Лотманом, Б.А.Успенским, М.К.Петровым; этносемантиками: А.Вежбицкой, Б.М.Гаспаровым и др. Изучением языка как социокультурного явления в художественной культуре занимались С.С.Фролов, Б.С.Ерасов, З.Бауман, Н.Смелзер. Лингвокультурологический аспект проблемы динамики языка представлен в трудах В.Ярцевой, В.В.Воробьева, С.Беркнера, Л.Медведевой и др.
Становление единого литературного языка - это длительный процесс, который охватывает не одно столетие. Происходят изменения на всех уровнях языка: лексическом, фразеологическом, грамматическом, фонетическом. Данное исследование пытается реконструировать состояние немецкого языка в обозначенный период и выявить, что повлияло на его функционирование и развитие. Тщательный анализ и подробное описание этого процесса представлены в работах по вопросам истории немецкого языка В.М.Жирмунского, О.И.Москальской, М.М.Гухмана, В.Г.Адмони, Б.Задорожного, Н.С.Чемоданова, Ф.Штарка. Лингвистическими аспектами немецкого языка занимался ряд выдающихся ученых: Ф.М.Березин,
Л.В.Гинзбург, Ю.В.Рождественский, А.А.Потебня, Н.И.Филичева, Т.Г.Логутенкова, О.В.Крачинская, Л.Б.Копчук, Л.В.Едомских, Б.Н.Головин, В.И.Симонов, Л.Я.Тоичкина. Широкий спектр работ представлен с целью разностороннего, объективного и целостного исследования и создания феноменологического образа художественной культуры Германии XVII века. Цель и задачи исследования. Цель работы - представить феноменологический образ художественной культуры Германии XVII века в виде целостного феномена, в котором отображены различные сферы духовно-культурной жизни.
Для достижения заявленной цели ставятся следующие задачи:
- рассмотреть основные тенденции развития и специфические черты художественной культуры Германии XVII века в связи с особенностями ее исторического опыта и социальных событий исследуемого периода;
- посредством описания индивидуальных судеб крупнейших мастеров Германии исследуемого периода и процесса их творческой эволюции определить соответствующие черты и характерные направления радикальных изменений в области тематики, сюжетов и жанров живописного и архитектурного искусств;
- проследить основные вехи развития музыкального искусства в системе художественной культуры Германии XVII века;
- раскрыть общность тенденций в становлении литературы и в развитии других сфер художественной культуры (живописи, архитектуры, музыки) Германии XVII столетия;
- рассмотреть процесс становления литературного немецкого языка, проследить изменения в его лексическом составе, его грамматическихч структурах, стилистических уровнях и показать влияние языка на характер и менталитет народа.
Объектом исследования является художественная культура Германии XVII века.
Предметом исследования выступают феноменологические явления (процессы и тенденции) в художественной культуре Германии XVII века. В поле нашего исследования находятся живопись, архитектура, музыка, литература, развитие языка, динамика художественного восприятия картины мира Германией XVII века.
т
Методологические основы исследования.
Для решения основных задач в исследовании используются сравнительно-исторический и компаративный методы, применяемые при сравнении биографий выдающихся деятелей культуры Германии XVII века (Ганса фон Ахена, Иоганна Генриха Шёнфельда, Элиаса Холя, Мартина Опица, Пауля Флеминга, Ганса Якоба Кристофа Гриммельсгаузена, Генриха Шютца) и жанров художественной культуры. Автор опирался на дескриптивный, этимологический, лингвистический, герменевтический методы, а также применил междисциплинарный подход с использованием плюралистических, неклассических методологических концепций. Автор принял за основу понимание феноменологии Лосевым А.Ф. как . конструирование эйдоса1 из его отдельных моментов, и, кроме того, его идеи о художественных формах. Эвристической базой нашего исследования были работы О. Шпенглера, В.М. Жирмунского, Ю. и Б. Виппер, М. Иванова-Борецкого, В. Гумбольдта, М.М. Гухмана и ряда других.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
- совершена попытка создать целостный образ художественной культуры немецкого общества XVII века и исторических условий исследуемого периода;
- определены некоторые общие черты и закономерности живописи и архитектуры, имевшие место в художественной культуре Германии XVII века, в виде индивидуализации персонажей, а так же целостного замысла и композиции;
1 Эйдос - отвлеченная смысловая предметность /Лосев А.Ф. Форма - Стиль - Выражение. - М.: Мысль, 1995,- СЮ.
- показаны основные направления развития музыкального искусства, приведшие к зарождению гомофонического многоголосия в недрах полифонии, и как следствие этого процесса - оперы, появлению инструментальной музыки, новых гармонических форм в музыкальных произведениях;
- вскрыты общие тенденции радикальных изменений в литературе и других областях художественной культуры Германии XVII века, выразившиеся в изменении тематики, сюжетов и жанровых композиций произведений, появлении новых жанров и стилей;
- описан процесс становления единого литературного языка в Германии XVII века, прослежены изменения в его лексическом составе, его грамматических структурах, стилистических уровнях" и показано влияние языка на характер и менталитет народа.
Положения, выносимые на защиту;
1. В XVII столетии наблюдается конфликт религии в обеих ее ветвях — «новой», протестантской и «старой», католической, переживающей период обновления, так называемой Контрреформации. Борьба идеологических течений вылилась в длительное противостояние и кровавую войну, в которую была вовлечена вся Европа, но ареной сражений была территория Германии. Тридцатилетняя война (1618-1648) значительно истощила экономические и демографические ресурсы страны. Эти обстоятельства более чем на сто лет превращают Германию в культурное «захолустье» Европы, здесь успешно усваиваются культурные европейские достижения, но обратного воздействия практически нет. В Германии процветало подражательство, наблюдалось отсутствие своего стиля, художников, оказавших маломальское влияние на культуру европейских стран. Но, несмотря на все эти факты, в художественной культуре зарождаются ростки нового, смелого, самостоятельного искусства, что найдет свое развитие в XVIII- XIX веках.
10
2. Различные виды и жанры искусства, имевшие место в художественной культуре Германии XVII века, обладают некоторыми общими чертами и -закономерностями. В архитектуре, скульптуре и живописи Германии XVII века остро ощущается тенденция подражанию образцам, проверенным временем и опытом других стран. В результате следования европейским образцам в немецкой живописи также происходит индивидуализация персонажей на основе общечеловеческих ценностей. В живописи возрастает интерес к портрету; в архитектуре, несмотря на вычурность стиля барокко, «разрыв» между фасадом и экстерьером, наблюдается стремление к целостности интерьера.
3. Музыка - культурно обусловленный феномен, опосредованное отражение идей, наличествующих в обществе, преломление творческого замысла художника в музыкальном произведении. Внутренний мир творческой личности определяется культурной средой, которая постоянно вырабатывает эстетические нормы и вкусы, порождающие типовые формы переживания и мышления, порой канонизируемые, а порой стихийно бытующие в культуре. Под влиянием идеологии протестантизма происходит «обмирщение» музыки, значительно развилось скрипичное искусство. В музыке намечается переход от полифонического к гомофоническому многоголосию, к музыке солирующего голоса, построенной на ведущей роли мелодического начала. Появляется инструментальная музыка. Альтерация, производя повышение или понижение ступеней лада на полутон, обогатила музыкальное выражение чувств, усилила музыкальную экспрессию.
4. Немецкая литература XVII века развивается в условиях, коренным образом отличных от условий, существовавших в других европейских странах. Среди условий, сформировавших духовную атмосферу эпохи, следует выделить, прежде всего, резко выступившую к этому времени борьбу идеологий протестантизма и католицизма, натиск контрреформации и как следствие противоречие между успехами естественных наук и религиозным мировоззрением. Трагическое мироощущение усугублялось разрушительной
11 »
и затяжной Тридцатилетней войной. Все эти факты наложили заметный
отпечаток на немецкую литературу, в особенности лирическую поэзию XVII века, насыщенную религиозно-философскими и нравственными мотивами. В литературе сосуществуют несколько стилевых течений - барокко,
классицизм и маньеризм, но деление на стили условно, так как в каждом т
произведении наличествует некоторая эклектичность. Освоение большой
^ формы романа — главное художественное достижение повествовательной литературы в Германии XVII века. Ярко выраженные признаки ее — независимая точка зрения автора и продолжение сюжетно-тематической линии, индивидуализация главных персонажей.
5. В различных областях художественной культуры Германии XVII века наблюдаются общие тенденции к радикальной перестройке, выразившиеся в изменении тематики, сюжетов и жанровых композиций произведений, появлении новых жанров и стилей. Центральная проблема художественной культуры Германии XVII столетия - кризис эпохального стиля, естественной -> формы существования всех искусств. Коллективное, общее начало, теперь
ш осмысливаемое как общественное, государственное или как догма,
проявляется в противоречивом соединении с индивидуальным, которое, однажды эмансипировавшись, уже не может быть отменено. Нерасторжимость этих двух начал в жизни и духовном сознании эпохи получает отражение в двуединой природе стилевой формы в искусстве: в существовании не одного, а двух, контрастных и взаимодополняющих друг друга эпохальных стилей, барокко и классицизма, каждый из которых несет в
щ своей «формуле» конфликт индивидуального и общего, и, кроме того, оба они
соседствуют с тем новым типом образного мышления, который связан не с характерным для XVII века компромиссом старого и нового, а с принципиально иной и магистральной, направляющей линией развития, устремленной в будущее и отмеченной дальнейшим усилением роли индивидуального момента в художественном творчестве. Внестилевое художественное мышление освобождает художника от власти готовых,
12
заранее заданных решений, завещанных коллективным опытом (при этом главный «интерес», концептуальное содержание его творчества сосредоточивается не на «своем», а на «общем», жизненно насущном, всечеловеческом), и ставит его один на один и лицом к лицу с реальностью, с миром.
6. Язык - культурное явление, поскольку культурные изменения определяют особенности его функционирования. В то же время такие его характеристики как алфавит, грамматика, орфография, морфология обусловливают воздействие языка на культуру нации, ее менталитет и характер. Единство литературного немецкого языка, продолжившего оформление в XVII веке, обусловило становление национального самосознания, национальной самоидентификации. С одной стороны, элитарная литература высшего слоя общества оставалась общей, несмотря на политические границы княжеств, с другой — литературный язык Лютера нивелировал диалектные различия и стал языком народной литературы, независимо от конфессиональной принадлежности его носителей.
Теоретическая и практическая значимость работы. Результаты диссертационного исследования могут представлять интерес для историков, культурологов, лингвокультурологов и социолингвистов. Вопросы, рассмотренные в диссертации, имеют не только теоретическое, но и практическое значение. Материалы диссертационного исследования могут быть включены в чтение вузовских курсов по культурологии, лингвострановедению, межкультурной коммуникации, а также использоваться при написании учебных пособий, лекционных курсов.
Апробация работы. Основные результаты диссертационного исследования были представлены в докладах на научно-практических конференциях в 2000-2003 гг. (ежегодные вузовские конференции ВИ ЮРГТУ (НПИ) и ЮРГТУ (НИИ), межвузовские конференции г. Волгодонска), и получили отражение в четырех научных публикациях в
13
сборниках по итогам этих конференций. Работа обсуждалась на кафедре философии и культурологи ИППК при РГУ.
Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и библиографического списка использованной литературы (202 источника). Объем исследования -170 страниц.
т
14
1. ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ
ГЕРМАНИИ XVII ВЕКА
1.1. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ И ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ГЕРМАНИИИ XVII ВЕКА КАК
ЦЕЛОСТНОСТИ
Художественную культуру можно лаконично определить как «образ» -образ мира и человека, переработанный в сознании художника и выраженный им в звуках, красках, формах, словах, языке. В художественных образах отражается не только действительность, но и мироощущение, мировоззрение культурных эпох. «Мы живем в мире культуры. Более того, мы находимся в ее толще, внутри нее, и только так мы можем продолжать свое существование. Отсюда важность понятия «культура» и, одновременно, его трудность для определения»1.
Вряд ли можно найти другое понятие, которое имело бы столько оттенков смысла, как "культура". Оно имеет сложную и запутанную языковую историю. Как формировались и развивались разные значения слова "культура", показал английский языковед Р. Уильяме. Появлению этого слова в различных европейских языках непосредственно предшествовало латинское "cultura", происходившее от "colere". Последнее имело множество значений: населять, культивировать, покровительствовать, поклоняться, почитать и т.д. Некоторые из них со временем образовывали самостоятельные термины, хотя и с частично перекрывающими друг друга значениями. Так, значение "населять" через латинское "colonus" трансформировалось в "колонию", а "почитать", "поклоняться" через латинское "cultus" - в "культ". Во всех случаях раннего употребления слово "culture" означало процесс культивирования, выращивания чего-нибудь,
1 Лотман Ю.М. Избранные статьи в трех томах. Том 1. Статьи по семиотике и топологии культуры. Таллинн: Александра, 1992. - С. 9.
15
обычно животных и растений. Такое соединение было неслучайным, поскольку в римском обществе любое социально значимое действие сопровождалось религиозными обрядами. Дальнейшая эволюция связана, ( очевидно, с перенесением представлений о культивировании, возделывании с \ естественных процессов на человеческое развитие, причем ' "агрикультурный", сельскохозяйственный смысл долгое время сохранялся. Так, Френсис Бэкон говорил о "культуре и удобрении умов".1
Два момента нужно отметить особо. Во-первых, метафора становилась все более привычной, пока, наконец, такие термины, как "культура ума", не начали восприниматься прямо и непосредственно, а не в переносном смысле; во-вторых, слово "культура", относящееся к частным процессам, все чаще использовалось при характеристике развития и совершенствования вообще, что означало универсализацию термина. Именно с этого на рубеже XVIII -XIX веков и началась многообразная и запутанная современная история слова "культура". Важный поворот в интерпретации термина произошел в немецком языке: до конца XIX века была распространена форма "Cultur", a на смену пришла сегодняшняя "Kultur". В конце XVIII века, прежде всего в трудах Гердера, было сделано нововведение, едва ли не решающее в истории изучения феномена: речь зашла не о культуре, а о "культурах" (во множественном числе). И.Г. Гердер понимал это явление как историческую ступень совершенствования человечества и связывал его со степенью развития наук и просвещения.2 Другим важным нововведением, предложенным несколько позже, стало характерное для Германии и нередко встречающееся как в обыденной, так и в научной лексике прочих европейских языков, противопоставление культуры цивилизации.
Конспективно излагая богатейший материал культурологических направлений, школ и течений, можно привести лишь некоторые позиции, чтобы прийти к собственной трактовке культуры.
1 Ионин Л.Г. Социология культуры - М.: Логос, 1998.
2 Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. - М., 1977. с.441-442.
16
Вплоть до середины XIX века большинство авторов концепций культуры, за исключением Моргана, Тайлора и Маркса, недооценивало материальную сторону культуры, включая в это понятие лишь духовные проявления человека - науку, мораль, искусство, религию, философию, право и т.п., использовало эволюционистский подход к анализу ее развития и приходили к ее пониманию:
а) как восхождение от «животного», чувственного состояния к высоконравственному существованию, повинуясь внутреннему повелению к добру, или «категоричному императиву» (Кант)1;
б) как гармонии и примирения физической и нравственной природы человека (Шиллер);
в) как духовного приобщения индивида к мировому целому путем максимального постижения «мирового духа», «абсолютной идеи» (Гегель)2;
г) как деятельности «духа» через язык (Гумбольдт)3;
д) как истории отдельных изобретений путем развития материального производства (Морган);
е) как общего усовершенствования человеческого рода путем высшей организации отдельного человека и общества в целом (Тайлор)4;
и) как деятельности широких трудящихся масс в процессе производства материальных благ - основы и источника для развития духовности (Маркс).
В XX веке на базе предшествующего знания и достижений новых экспериментальных наук: антропологии, этнографии, социологии, социальной психологии, этнопсихологии, демографии, фрейдизма, семиотики, информатики, кибернетики и т.д. - складывается культурология (разработана как самостоятельная наука Л. Уайтом) в виде ряда
1 Кант И. Сочинения в 8-ми т. Т.7. -М.1994.
2 Гегель Ф. Работы разных лет в 2-х т. - М.: Мысль, 1973.
3 Гумбольдт В. Язык и философия культуры. - М.: Прогресс, 1985.
4 Тайлор Э. Первобытная культура. - М.: Политиздат, 1989.
17
культурологических школ, которые можно условно сгруппировать по четырем направлениям:
1) общественно-историческая школа, восходящая к «классическим» традициям, рассматривает историю как чередование культур:
а) в виде спаянных внутренним единством, но обособленных друг от друга «организмов», которые, умирая, вырождаются в «цивилизацию» без осуществления преемственности в культуре (Шпенглер)1;
б) в виде движения от локальных культурных общностей к единой общечеловеческой культуре, благодаря духовному совершенствованию человечества (Тойнби)2;
2) натуралистическая школа подчеркивает биологическую обусловленность культуры, ибо психобиологическая природа человека приспосабливается к окружающей среде и
а) устанавливает (по аналогии с животным миром) законы борьбы за существование и «право сильного» в человеческом обществе (социальный дарвинизм);
б) вырабатывает механизм социального подавления полового инстинкта «либидо», который путем «сублимации» преобразуется в общественную деятельность и культурное творчество (Фрейд)3;
в) сохраняет изначальные представления о мире - «культурные архетипы» - в виде опыта предшествующих поколений на уровне «коллективного бессознательного», которые формируют деятельность творческого мышления (Юнг);
г) находит для решения элементарных биологических запросов особые формы, которые в современной цивилизации предстают в виде сложной органической системы социальных институтов, призванных удовлетворить
1 Шпенглер О. Закат Европы. - Новосибирск, 1993.
2 Тойнби А. Постижение истории. - М.: Прогресс, 1991.
3 Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. - М.: Ренессанс, 1992.

Список литературы


Смотрите также:
Общая характеристика работы актуальность темы исследования
305.15kb.
1 стр.
А актуальность темы диссертационного исследования.​
1381.08kb.
5 стр.
Общая характеристика работы актуальность темы исследования
330.69kb.
1 стр.
Актуальность темы исследования
2837.36kb.
12 стр.
I. Общая характеристика работы Актуальность темы исследования
320.66kb.
1 стр.
Актуальность темы исследования. Проведение данного исследования обусловлено всем современным культурным, политическим и экономическим положением в России
157kb.
1 стр.
Введение актуальность темы исследования
1651.63kb.
11 стр.
Развитие центробежных тенденций в Югославии введение актуальность исследования
521.61kb.
3 стр.
Актуальность темы исследования. Проблема совершенствования управления экономическим развитием одна из ключевых в современной России
103.31kb.
1 стр.
Актуальность темы исследования
821.45kb.
7 стр.
Актуальность темы исследования
165.05kb.
1 стр.
Актуальность выбранной темы
210.03kb.
1 стр.