Главная
страница 1страница 2 ... страница 4страница 5


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И КИНЕМАТОГРАФИИ

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

ФОРТЕПИАНО
ПРИМЕРНАЯ ВАРИАТИВНАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ

И МУЗЫКАЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ

ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ

Москва 2006

ОДОБРЕНА

Научно-методическим центром

по художественному образованию





Директор: И.Е.Домогацкая






Составители: Е.И.Гудова

заместитель директора Методического кабинета по учебным заведениям искусств и культуры Комитета по культуре города Москвы, преподаватель ДШИ № 1 им. Н.А.Римского-Корсакова, преподаватель методики МГУМИ имени Ф.Шопена, заслуженный работник культуры РФ


С.А.Чернышков


член методического совета Методического кабинета по учебным заведениям искусств и культуры Комитета по культуре города Москвы, преподаватель ДМШ № 104



Рецензенты: В.А.Салахидинова

А.В.Моздыков


А.С.Цодокова



преподаватель Государственного музыкального колледжа имени Гнесиных
доцент кафедры «Специальное фортепиано» Московского государственного института музыки имени А.Г.Шнитке
директор Методического кабинета по учебным заведениям искусств и культуры Комитета по культуре города Москвы, заслуженный работник культуры РФ

Редактор: С.Ф.Максимова




Программа является победителем Всероссийского конкурса на лучшие образовательные программы для детских школ искусств 2006 года.

Программа создана на базе Методического кабинета по учебным заведениям искусств и культуры Комитета по культуре города Москвы.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«…музыка обогащает человека, совершенствует его мышление.

Насколько более наблюдательным и чутким, оснащенным столь необходимым сегодня навыкам общения становится тот

кто любит музыку и рад ей отдать свое свободное время»

Г. Рождественский


Существенные изменения последних десятилетий во всех сферах общественной жизни России, новые социально-экономические условия поставили перед такими учреждениями дополнительного образования детей как детские школы искусств широкий круг задач, успешное решение которых есть вопрос востребованности учебных заведений подобного типа и их выпускников в современном обществе.

Необходимость широкого внедрения художественного образования в жизнь каждого ребенка в настоящее время неоспоримо подтверждается не только практически, но и научно.

Музыкальная психология сказала свое веское слово «о пользе музыки» в самом широком воспитательном и социальном аспектах. Оперируя многочисленными историческими и научными фактами, ученые и психологи подтверждают то, что интуитивно ощущает мыслящий педагог – практик: «Умственные навыки человека на протяжении тысячелетий складывались в рамках искусства Музыки с тем, чтобы потом отделиться от нее... Цивилизация признала выдающуюся роль музыки в становлении человеческого мозга. Музыку человечество никогда не отделяло от мышления... Нет ничего правильней, чем в воспитании своих умственных сил припасть к музыкальному истоку… Научиться мыслить в звуках и затем перенести свое умение на другие сферы – это психологически органично, поскольку опирается на естественный ход эволюции» (Д.Кирнарская «Музыкальные способности»).

Занятия любым видом искусства позволяют ребенку раскрыть весь свой природный потенциал, способствуют его успешной личностной и творческой реализации в различных жизненных сферах и разнообразных профессиях.



«Всеобщая музыкальная грамотность» - именно в этом направлении, на наш взгляд, должна развиваться детская музыкальная педагогика. «Девиз» взят из названия монографии замечательного деятеля культуры, музыканта, методиста - Елены Петровны Макуренковой. Хочется сразу оговориться, что данное направление нисколько не исключает и не противоречит задаче выявления детей, одаренных в области музыкального исполнительства (которых, безусловно, меньшинство), и ни в коей мере не предполагает снижения требований к созданию профессиональной базы для их дальнейшего музыкального образования.

Идея всеобщей музыкальной грамотности (акцент - на слове «грамотность») полноценно и творчески может быть претворена именно в таком типе образовательного учреждения, каким является детская школа искусств настоящего времени:



  • здесь на практике осуществляется комплексный подход к музыкальному развитию и обучению учащихся, т.е. понятие «учебный план» включает в себя набор образовательных программ по предметам («Инструмент», «Сольфеджио», «Слушание музыки», «Музицирование», «Музыкальная литература» и т.д.), а наличие «предмета по выбору» способствует более индивидуальному проявлению ребенка в процессе обучения;

  • здесь реально существует преемственность традиций обучения, создан и бережно сохраняется академический дух, необходимый для освоения любого вида искусства, а в практической деятельности конкретизировано такое понятие как «качество обучения»;

  • здесь сохранился и, несмотря на объективные трудности, пополняется уникальный педагогический состав, способный умно и гибко сочетать традиции и новации;

  • здесь (особенно в последнее десятилетие) найдены формы, непосредственно обеспечивающие активную художественную практику каждого ученика, что позволяет удерживать его интерес к обучению;

  • здесь успешно реализуется преемственность в профессиональном обучении одаренных учащихся (школа – училище – ВУЗ).

Готовность детской школы искусств откликнуться на социальный заказ общества, поставить в центр образовательного процесса интересы каждого ребенка, обеспечить ему самые широкие возможности для успешного овладения выбранным видом искусства, предполагает особые требования к учебным программам.

До настоящего времени в учебном процессе используется в качестве примерной программа по музыкальному инструменту (фортепиано), утвержденная и рекомендованная Министерством культуры СССР в 1988, которая, в свою очередь, сменила ранее действующую программу по классу специального фортепиано 1973 года. Обе эти программы в полной мере выполнили свои задачи, заложив методические основы обучения игре на фортепиано, сформулировав учебно-воспитательные цели предмета, предложив зарекомендовавшие себя формы и методы их реализации.

Благодаря им, в учебную практику было введено понятие «программный академический комплекс», подкрепленный обширным и тщательно продуманным репертуарным списком; определен приблизительный уровень трудности произведений, исполняемых в каждом классе; предложены основные формы учета успеваемости, намечены те художественные критерии музыкальной педагогики, которые выгодно отличали и ныне отличают детские музыкальные школы и школы искусств от других учреждений дополнительного образования детей. В обеих указанных программах подчеркивается важность принципа индивидуального подхода к обучению и ясно декларируется «двуединая» задача деятельности музыкальных школ:


  • широкое эстетическое воспитание детей через общее музыкальное образование; выявление и развитие их творческих задатков через обучение игре на инструменте;

  • подготовка наиболее одаренных учащихся для поступления в средние специальные учебные заведения.

Данные программы могли быть с успехом реализованы теми детьми, которые составляли основу контингента учащихся–пианистов в 70-е, 80-е годы прошлого столетия:

  • учащимися, которые имели необходимый комплекс способностей и при желании могли бы продолжить свое музыкальное образование, но выбирали другие жизненные приоритеты;

  • учащимися, которые не только имели необходимый комплекс способностей, но и желали продолжить (при всемерной поддержке родителей) свое музыкальное образование. Для таких учащихся исполнительские навыки игры на фортепиано приобретают значение цели, являясь фундаментом их дальнейшего профессионального становления.

Указанные выше категории учащихся составляют в настоящее время безусловное меньшинство.

Анализируя контингент учащихся - пианистов, нельзя не отметить его исключительную неоднородность по составу. Подавляющее большинство составляют дети, обладающие рядом проблем:



  • ограниченность музыкальных способностей или кажущаяся ограниченность музыкальных способностей из-за их неразвитости;

  • нарушения психофизического и двигательно-моторного характера (плохая координация, вялость мышечного тонуса и др.);

  • загруженность в общеобразовательных школах, не позволяющая учащимся проводить за инструментом достаточное количество времени, обеспечивающего быстрое и качественное формирование и поддержания в форме необходимых игровых навыков;

  • отсутствие должного контроля и помощи со стороны родителей в силу различного рода обстоятельств.

Это далеко не полный перечень причин, которые негативно влияют на овладение столь трудным инструментом, каким является фортепиано. И не случайно, одной из самых тревожных тенденций последнего времени в детском художественном образовании является падение интереса у детей и их родителей к обучению игре на этом замечательном инструменте, позволяющем (как никакой другой) наиболее полно и широко «объять» в своем оригинальном репертуаре и в переложениях бесконечный мир музыки! Поэтому вопрос обновления программы является назревшим и весьма актуальным.

Новизна данной программы в том, что она, базируясь на лучших достижениях предыдущих программ, развивая и закрепляя их академическую направленность, предлагает более широкое и демократичное понимание учебно-воспитательных целей предмета и формулирует их следующим образом.

Цель обучения игре на фортепиано – заложить у детей основы культуры музицирования, создать условия для овладения необходимым уровнем функциональной грамотности и художественно–практической компетентности с учетом особенностей музыкального развития и природных возможностей каждого ребенка.

Музицирование в этом контексте рассматривается широко - как устойчивая потребность ребенка к общению с музыкой через конкретную практическую деятельность – игру на любимом инструменте.



Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • обеспечить равноправие элементов образовательной триады: обучения, воспитания, развития - как основы гармоничного становления личности ученика;

  • сформировать начальный уровень художественно-практической компетентности, который предполагает овладение определенным комплексом средств художественной выразительности данного вида музыкального искусства;

  • обеспечить учащихся необходимым уровнем функциональной грамотности, которая на практике выражается:

    • в умении грамотно и осмысленно работать с нотным текстом;

    • в практическом владении инструментом, основанном на сформированности основных технических и пианистических навыков;

    • в понимании законов музыкальной речи, знании характерных особенностей музыкальных жанров и основных стилистических направлений;

  • привить умения и навыки, необходимые для реализации комплекса видов учебной и исполнительской деятельности ребенка: чтения с листа, аккомпанемента, подбора по слуху, ансамблевой игры, сольного исполнения;

  • воспитать и поощрять у ребенка интерес и вкус к целенаправленной самостоятельной работе во время обучения и после окончания школы.

Новизна программы – в новых подходах к учебным требованиям и распределению учебного материала не только по классам, но и по более крупным этапам.

1 класс рассматривается как отдельный «стартовый» этап (выявление возможностей ученика в процессе работы, активное музыкальное развитие, воспитание осмысленного отношения к занятиям, привитие навыков самостоятельности, диагностика перспектив его музыкального и технического продвижения).

2, 3, 4 классы – обучение основным навыкам и умениям, активное применение их в учебной практике в доступной для каждого ребенка форме на фоне его всестороннего музыкального развития. Данная программа не случайно объединяет учебные требования 2, 3, 4 годов обучения в единый блок, без строгого разделения учебных требований по классам. Именно в этот период закладываются психологические, музыкальные, технические и художественно-интеллектуальные основы для реализации главной цели обучения – воспитания культуры музицирования.

Особая сложность этого периода заключается в том, что он охватывает время перехода ученика из детского состояния к взрослому (т.н. подростковый, переходной возраст, границы которого современные психологи определяют как возраст от 10-11 до 14-15 лет) со всеми соответствующими психическими, психологическими, физическими и интеллектуальными перестройками организма и сопровождающими их трудностями. Необходимость решить целый комплекс многообразных и сложных задач должна сопровождаться творческим правом преподавателя «вести» каждого ученика в том темпе, который диктуется индивидуальными особенностями развития ребенка.



5 класс – итоговый для первого этапа обучения. За пятилетний срок обучения можно с достаточной достоверностью выявить музыкальные перспективы и интересы ребенка, выбрать для него оптимальный вариант дальнейшей учебной деятельности (+2) или завершить обучение.

Новизна программы – в отсутствии жестких регламентаций по уровню трудности произведений, поэтому предлагаются не репертуарные списки, а сборники, вышедшие в различных издательствах за последние годы.

Новизна программы – в использовании разных форм промежуточной аттестации для разных категорий учащихся с целью создания наиболее благоприятных условий для выявления качества и объема их знаний, умений и навыков в том или ином виде учебной деятельности.

Новизна программы – в попытке впервые предложить конкретные рекомендации по практической реализации в педагогической практике различных (3-х) уровней освоения образовательной программы.

Новизна программы заключается в ее структуре. Она рассчитана на 5-летний срок реализации и может рассматриваться как отдельная образовательная программа и как базовая основа, «инвариант» множества программ, идея которых структурно выглядит следующим образом - «5+2».

«5» - пятилетняя основа, позволяющая учащемуся полноценно освоить первый этап обучения. За эти годы реально сформировать у ученика тот комплекс знаний, умений, навыков, который позволяет ему овладеть игрой на инструменте в определенном (доступном для него) объеме, позволяет говорить о наличии у него определенного уровня функциональной грамотности и позволяет в дальнейшем самостоятельно ориентироваться в истинных ценностях огромного и неоднородного культурного пространства.

В течение пяти лет (учащиеся, поступившие в школу в 7-9 лет, а также – после 9 лет) дети, вовлеченные в активную и посильную музыкальную деятельность в наиболее благоприятный момент их развития и становления, могут более осознанно и самостоятельно определиться с целями дальнейшего обучения.

После окончания пятилетнего этапа обучения и успешной сдачи экзамена, учащиеся (с помощью родителей) могут выбрать несколько вариантов:


  • закончить обучение в детской школе искусств, сосредоточившись на целенаправленной подготовке к любому другому виду профессиональной деятельности;

  • реализовать в ДШИ другую образовательную программу (например, начать обучение на другом инструменте);

  • продолжить обучение игре на фортепиано в рамках образовательной программы (дальше оп тексту ОП) «Инструментальное музицирование» (6,7 классы);

  • продолжить обучение игре на фортепиано в рамках ОП повышенного уровня «Музыкальное исполнительство» (6,7 классы);

  • продолжить обучение в 6, 7 классах на инструментальных отделениях ДШИ, реализующих семилетнюю программу обучения.

Таким образом, в программе последовательно и в разных аспектах реализуется принцип вариативности.

Основной формой учебной и воспитательной работы в классе «Фортепиано» является индивидуальное занятие - урок. Периодичность занятий – по 1 академическому часу два раза в неделю, исключая каникулярное время и праздники.

Форма индивидуальных занятий создает преподавателю и ученику чрезвычайно благоприятные условия для работы, но при этом не является единственно возможной для реализации учебных и воспитательных задач. Творческое использование преподавателем различных коллективных форм общения (например, классные собрания, совместное посещение различных культурных мероприятий) может не только усилить воспитательный аспект процесса обучения в стенах школы, благотворно сказаться на атмосфере взаимодействия учителя и ученика, но и способствовать более осмысленному и заинтересованному отношению ребенка к занятиям.

Создавая данную программу, авторы стремились строго придерживаться принципа «не навреди», имея в виду богатейшие традиции, наработанные педагогической практикой более чем за 100-летнюю историю российской музыкальной педагогики.

Творческое осмысление и применение преподавателями идей, заложенных в данной программе, ускорит реальное применение метода дифференцированного подхода к обучению в современной педагогической практике и будет способствовать оптимизации учебного процесса для его главных участников: Ученика и Учителя.
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
«Хороший педагог досконально знает способности своих учеников;

приспособившись к наклонностям и возможностям каждого,

он обучает его с помощью наиболее подходящей для него системы….»

Из трактата французского клавесиниста и педагога де Сен - Ламбера


Цели и задачи обучения игре на фортепиано реализуются через конкретный музыкальный материал, который ребенок проходит и осваивает в процессе обучения.

Формирование и выбор репертуара для каждого ученика представляют собой серьезную методическую и художественную работу преподавателя – пианиста. Индивидуальный подход к выбору программы ученика естественным образом заложен в самой форме взаимодействия ученика и учителя – индивидуальном занятии.

При составлении индивидуального плана ученика учитываются:


  • особенности его общего и музыкального развития;

  • психологические и возрастные особенности;

  • музыкальные способности и динамика их развития;

  • технические данные и динамика их развития;

  • вкусовые пристрастия ученика и степень необходимости их корректировки;

  • конкретные исполнительские возможности на данный период времени;

  • перспективные учебные задачи;

Но множество индивидуальных подходов в области формирования репертуара, а также огромное количество музыки, написанной для этого инструмента вообще и для детей в частности за всю историю ее развития, не исключает единства принципов в выборе художественного материала.

Важнейшие принципы в формировании репертуара ученика
1. Сохранение академического репертуарного комплекса.

Согласно сложившейся педагогической терминологии, под академическим репертуарным комплексом подразумевается обязательное присутствие в программе ученика следующих видов репертуара: «крупная форма», «полифония», «этюды», «пьесы».

Каждый из видов работы над произведениями репертуарного комплекса подразумевает определенную методическую и художественную специфику работы и конкретику учебных задач, что в комплексе позволяет развивать и обучать ученика всесторонне, расширяет его эрудицию, позволяет охватить исторический процесс развития музыкального искусства, способствует целостному восприятию музыки.

Работа в классе над видами репертуара, составляющими академический репертуарный комплекс, позволяет заложить основы художественной, технической и интеллектуальной культуры ученика не зависимо от конечной цели его обучения.



Тем не менее, узкая направленность в обучении детей на формирование только сольных исполнительских навыков и достижение исполнительского качества в таких трудных видах академического комплекса, какими являются произведения крупной формы и полифонии, не всегда оправданна.

2. Доступность художественного материала по музыкальным и техническим задачам.

В педагогической практике последнего времени явно проявляется тенденция к неоправданному завышению уровня трудности произведений ученического репертуара. При неоправданном завышении уровня трудности программы тормозится развитие и более и менее способных учащихся. Необходимо учитывать, что непосильная художественная задача является зачастую еще более вредной, чем чисто техническая, так как приводит к эмоциональной и умственной перегрузке ученика.

К негативным последствиям работы над завышенными программами можно отнести и снижение исполнительских требований, необходимых для качественного воплощения трудного произведения. Также, часто работа над завышенным репертуаром влечет за собой сокращение изучаемых произведений, что отрицательно сказывается на общем музыкальном развитии ребенка и может привести к потере его интереса к занятиям.

3. Разнообразие репертуара по содержанию, форме, стилям и видам фортепианных фактур.

Данный принцип в формировании репертуара обеспечивает возможность каждому учащемуся, независимо от его природных способностей, максимально проявить свои творческие возможности на самом интересном для него и любимом музыкальном материале, способствует его успешной реализации в любой форме практической деятельности (различные выступления: в рамках всех видов аттестационных проверок, на классных концертах, выступления перед своими сверстниками и родственниками и т.д.), вселяет уверенность в своих возможностях, что, несомненно, помогает более широкому и свободному владению выразительными возможностями инструмента.



4. Высокий художественный уровень качества музыкального материал.

Как правило, академический репертуарный комплекс гарантирует музыкальный материал самого высокого качества. Это, в свою очередь, способствует воспитанию у ребенка хорошего вкуса, что в настоящее время особенно актуально. Но, при огромном многообразии фортепианного репертуара, разнообразии и специфики вкусов как преподавателя, так и ребенка, чрезвычайно трудно «прописать» те параметры произведений, которыми определяется понятие «художественное качество». Обратимся за помощью к великим авторитетам прошлого: «Избегайте изучать произведение, которому не суждено пережить его творца» (Леонардо да Винчи).



5. Комплексный подход к развитию, воспитанию и обучению ученика становится в программе одним из важнейших принципов.

Полноценная учебно–воспитательная работа в классе фортепиано предполагает обязательное активное включение в работу с учениками различных форм музицирования (в данном контексте понятие «музицирование» трактуется более узко – как ансамблевое исполнительство в аккомпанементах, фортепианных ансамблях, камерных ансамблях, а также традиционно включает в себя целенаправленную работу по формированию и совершенствованию навыков чтения с листа). На определенном этапе музыкальных занятий ученика и при определенных условиях развития учащегося, именно ансамблевая игра может стать основой его концертных выступлений, дополнить и украсить его выступления в ходе различных аттестационных мероприятий.

Особое место в работе с учениками всех уровней способностей занимают произведения, выбранные и выученные самостоятельно. Они не только являются показателем музыкальных предпочтений ребенка, но и ясно демонстрируют уровень развитости его вкуса, уровень функциональной грамотности.

Перечисленные принципы выстраивания репертуарной политики в сочетании с индивидуальным подходом к выбору произведений должны быть дополнены ясным видением преподавателя конечной цели при работе над каждым произведением. Умение творчески сочетать в программе ученика произведения для публичного исполнения (освоенные с максимальной степенью завершенности) с произведениями для общего развития, выявления перспектив развития, поддержания интереса к работе (т.е пройденные в порядке ознакомления) является одним из серьезных показателей педагогического мастерства, определяющим в конечном счете успешное освоение образовательной программы каждым ребенком.

Для создания оптимальных условий развития и обучения учащихся различных уровней способностей пятилетняя «базовая основа» предлагает 3 варианта (3 уровня) прохождения и освоения учебного материала.


следующая страница >>
Смотрите также:
Программа для детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств), Москва 1988 г. Сольфеджио. Программа для детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств), Москва 2003 г
27.18kb.
1 стр.
Программа для детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских школ искусств москва 2006 одобрена
820.04kb.
5 стр.
Программа для детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств), М. 1988 г. Сольфеджио. Программа для детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств), М. 2003 г
22.47kb.
1 стр.
Примерная программа для детских художественных школ и изобразительных отделений детских школ искусств. Мк РФ москва, 2004 год. «Декоративная композиция»
1463.93kb.
12 стр.
Задорощенко Валентины Владимировны г. Абинск 2011
190.27kb.
1 стр.
Общеобразовательные программы в области музыкального искусства «струнные инструменты», «духовые и ударные инструменты»
729.66kb.
4 стр.
«История русского искусства XI-XVII веков»
68.27kb.
1 стр.
Программа для детских художественных школ и художественных отделений детских школ искусств «История изобразительного искусства»
75.5kb.
1 стр.
Программа для детских музыкальных школ. Министерство культуры СССР. Методический кабинет по учебным заведениям искусств Утверждено Управлением кадров и учебных заведений Министерства культуры ссср,
433.79kb.
3 стр.
Программа «Фортепиано»
437.17kb.
1 стр.
Программа для детских художественных школ и художественных отделений школ искусств
784.66kb.
4 стр.
Программа для театральных отделений школ искусств «Сценическая речь»
242.07kb.
1 стр.