Главная
страница 1
Гретченко А.А. Международный опыт государственных фондов поддержки активизации научной и инновационной деятельности// ЭКОНОМИКА. НАЛОГИ. ПРАВО. Научное периодическое издание ВГНА Минфина РФ. № 1 (1) – 2007. с.15 - 27

А.А. Гретченкок.э.н, докторант Российской экономической

академии им. Г.В. Плеханова



Международный опыт государственных фондов поддержки активизации научной и инновационной деятельности
В статье проанализирован опыт ряда промышленно развитых стран (США, Великобритании, Канады, Ганконга, Сингапура, Швеции), активно использующих научные и инновационные фонды с государственным финансированием, для развития своих национальных инновационных систем. Акцент делается на наиболее характерные современные программы, поддерживаемые фондами.
Позиции стран в глобальном мире во многом определяются конкурентоспособностью их национальных экономик. В структуре экономик мировых лидеров главенствующее место занимает производство товаров и услуг с высокой долей добавленной стоимости, а в нем очень быстро растет «знаниеемкая» инновационная составляющая.

В развитых странах уже утвердилось понимание того, что для перехода к инновационной экономике необходима целостная национальная инновационная система, преобразующая новое знание в продукты и услуги, необходимые экономике и обществу. Эти национальные инновационные системы, включающие финансовую инфраструктуру, формируются при активном участии государств, которые поддерживают систему научных и инновационных фондов. Научные и инновационные фонды имеют четко сформулированную логику и проверенные временем механизмы деятельности.

Научные и инновационные фонды предоставляют поддержку инновационной деятельности на её разных стадиях - от фундаментальной науки, прикладных исследований и разработок до выведения научно-технической продукции на рынок и создания молодых наукоёмких инновационных предприятий.

Основная цель деятельности государства в этой сфере состоит в достраивании недостающих звеньев финансирования науки и инновационной деятельности и создании через систему фондов механизма «непрерывного инвестирования» для реализации высокоэффективных научно-технических проектов и устранении тем самым имеющихся разрывов в цепи «наука -технология - производство -рынок».

В настоящее время большое внимание уделяется нишам так называемого «посевного» и «стартового» инвестирования в создающиеся или находящиеся на начальной стадии развития наукоёмкие компании. На старте молодые инновационные компании не владеют необходимыми для развития бизнеса ресурсами и, не имея соответствующего обеспечения и гарантий возвратности средств, не в состоянии получить банковский кредит, коммерческий заём или разместить свои ценные бумаги на фондовом рынке.

Анализ мирового опыта показывает, что через систему фондов государство оказывает на конкурсной основе финансовую поддержку малым технологическим предприятиям на ранних стадиях развития. Эта система включает фонды, представляющие финансовые ресурсы компаниям на стадии научно-исследовательских разработок, и фонды, инвестирующие в компании, находящиеся на раннем этапе развития (фонды посевного и стартового финансирования), а также гарантийные фонды.

В статье проанализирован опыт ряда промышленно развитых стран, использующих научные и инновационные фонды с государственным финансированием, для развития своих национальных инновационных систем. Акцент делается на наиболее характерные современные программы, поддерживаемые фондами.

Широко используемые в последние годы понятия «новая экономика», «экономика, основанная на знаниях» означают, что в этом типе экономик основным фактором роста является масштабное использование новых знаний в практической хозяйственной деятельности. Нередко считается, что единственным источником нового знания являются научные исследования и опытно-конструкторские разработки. Строго говоря, это неверно. Новое знание появляется не только в результате деятельности профессионального сообщества ученых и инженеров, но и в сообществах предпринимателей, менеджеров и т.д. Более того, в сугубо экономических обсуждениях под абстрактной категорией «новое знание» чаще всего подразумеваются инновации1, т.е. полезные нововведения или новшества.

Инновационный процесс, т.е. процесс создания, распространения и потребления субъектами экономики научно-технических, организационных, управленческих и др. новшеств, является основным содержанием процесса модернизации экономики.

В промышленно развитых странах к настоящему времени сформировалось четырехзвенное отраслевое деление национальных экономик, а именно:

- отрасли добычи и первичной переработки сырья;

- отрасли традиционной тяжелой, обычно материало- и трудоемкой,


промышленности;

  • высокотехнологичные отрасли, характеризующиеся относительно
    низкой материало- и трудоемкостью, но очень высокой долей затрат на НИОКР
    в добавленной стоимости;

  • отрасль так называемых «мягких» технологий (услуг), таких как
    разработка программного обеспечения, системная интеграция, консалтинг,
    образование и т.п.2

В странах с новой экономикой, под которой подразумевают экономику, основанную на знаниях, отраслевая структура хозяйства меняется в сторону постоянного увеличения доли последних двух групп отраслей в структуре их народного хозяйства. При этом весьма существенно, что основная специфика технологий этих двух групп состоит в том, что они базируются, прежде всего, на широком использовании результатов интеллектуального труда, т.е. новых знаний.

Так, например, в США создана одна из самых развитых организационно-правовых инфраструктур поддержки инновационной деятельности. Несмотря на высокую активность частного бизнеса, государство, через поддержку науки и инновационной активности, оказывает существенное прямое и косвенное влияние на повышение конкурентоспособности национального бизнеса.

Активизация роли государства в научно-технической и инновационной сферах началась в 1980-х годах с принятия Конгрессом США целой серии актов и поправок. В соответствии с новой доктриной, государство стало крупным инвестором в научно-технической и инновационной сферах. Особое внимание было уделено обеспечению взаимовыгодного партнерства университетов и малого бизнеса, развитию малого наукоемкого бизнеса, а также совершенствованию инфраструктуры трансферта технологий из сферы науки в производственный сектор.

Своего рода эталоном фонда, занимающегося финансированием фундаментальной науки и инновационной деятельности, является Национальный научный фонд США, NSF3, который успешно функционирует уже более полувека. Опыт NSF используется во многих странах, в том числе и в России такими фондами, как РФФИ,4 РГНФ5 и др.

Отличительной особенностью современной деятельности NSF является ее многопрофильность и многопрограммность. Фонд, изначально созданный для решения задачи точечной поддержки научно-исследовательских проектов, в настоящее время поддерживает самые разнообразные программы, такие, например, как создание центров коллективного пользования научными приборами, поддержка национальных меньшинств, развитие отдельных территорий и др. Фонд NSF в процессе своей эволюции, вышел за границы финансирования фундаментальной науки и уже более двадцати лет поддерживает инновационную деятельность, в частности, малый инновационный бизнес6. Программы NSF имеют четкую ориентацию на использование научных результатов для модернизации экономики.

Ниже, на примере двух программ - Программы инновационных исследований малого бизнеса SBIR и Программы передачи технологий малому бизнесу STTR, рассмотрим логику финансовой поддержки государством научной и инновационной деятельности в США.

Заметим, что программа SBIR создана по инициативе Конгресса США и Администрации Малого Бизнеса7 в кооперации с Федеральными агентствами США. С 1982 г. в программе SBIR принимают участие 11 федеральных агентств, которые формулируют приоритетные темы НИОКР и обеспечивают финансирование программы. Программа SBIR помогает малому высокотехнологичному бизнесу находить заказы федеральных агентств, а также оказывает поддержку в формировании начального капитала8.

Всем федеральным агентствам, чей внешний бюджет на научные исследования и разработки превышает 100 млн. долл., законодательно предписана обязательность участия в программе SBIR. Федеральные агентства предварительно оповещают о приоритетных направлениях своей деятельности, чтобы малые предприятия смогли заранее сориентироваться, и отчисляют в настоящее время на программу SBIR по 2,5% своих бюджетов на НИОКР. Средства в рамках SBIR выделяются на конкурсной основе в соответствии с научными приоритетами, заявленными федеральными агентствами.

Программа SBIR призвана облегчить малому бизнесу нахождение начального капитала и помочь ему участвовать в НИОКР, финансируемых правительством. Кроме того, в последние годы большое значение также придается развитию коммерческих приложений результатов работ, созданных при финансовой поддержке SBIR. В данной программе государство выступает как своего рода «бизнес-ангел», вкладывая через свои федеральные агентства средства в самую начальную стадию высокорисковых проектов.

Практика показала, что компаниям требуется в среднем 5-9 лет для того, чтобы развить проект от концепции до коммерческого продукта. Около 12% фирм, получивших грантовую поддержку, оказываются в состоянии коммерциализировать результаты своих НИОКР. Данные по 50 наиболее успешным компаниям, поддержанным в рамках Программы, свидетельствуют о том, что государственные вложения полностью окупились9.

В плане усилий государства по использованию потенциала науки в модернизации производства весьма показательна государственная Программа передачи технологий малому бизнесу (Small Business Technology Transfer, STTR), созданная в 1992 году по инициативе Конгресса США и Администрации Малого Бизнеса в кооперации с Федеральными агентствами США.

Эта программа поддерживает контрактные работы государственных исследовательских организаций с компаниями, относящимися к категории "малый бизнес". Программа STTR предоставляет финансовую поддержку предприятиям малого бизнеса10 для осуществления ими совместных НИОКР с неприбыльными исследовательскими организациями, такими как университеты и федеральные научные центры. По условиям программы вклад в исследовательскую работу в исследовательской организации должен составлять не менее 30%, а вклад малого предприятия должен быть не менее 40%. Особое внимание уделяется урегулированию отношений интеллектуальной собственности Исследовательская организация и предприятие должны заключить между собой соглашение о том, как создаваемая совместно интеллектуальная собственность будет распределена между ними.

По мнению специалистов программа STTR достаточно перспективна, так как реально соединяет высокий научно-технологический уровень достижений университетов и научных центров США с коммерческим потенциалом малого бизнеса.

В Великобритании Правительство считает содействие развитию науки и инноваций своей стратегической целью. Инновации рассматриваются как ключевой фактор построения экономики, основанной на знаниях. За формирование политики Великобритании в научной сфере, а также за создание и продвижение инноваций в промышленность отвечает Министерство Торговли и Промышленности через свой Офис по Науке и Технологиям.

Средства Бюджета Науки распределяются между Исследовательскими Советами, которые через систему грантов предоставляют финансирование для проведения базовых, стратегических и прикладных исследований, а также на соответствующее послевузовское обучение.

Следует отметить, что еще в 2001г. Министерство Торговли и Промышленности разработало и опубликовало Научную и Инновационную Стратегию11, в которой провозглашается, что государство выполняет регулирующие функции, является главным инвестором в научно-технической сфере, и что оно должно стимулировать развитие сотрудничества между университетами и бизнесом.

Согласно данной Стратегии, государство должно решать три ключевые задачи:



  • инвестировать в фундаментальную и прикладную науку
    Великобритании и в технологии;

  • способствовать развитию предпринимательства и инноваций;

  • развивать сильные конкурентные рынки; администрировать вопросы, связанные с защитой прав интеллектуальной собственности; и др.

Эта стратегия реализуется через организационно-финансовую поддержку научной и инновационной деятельности, а также через развитие инновационных инфраструктур на федеральном, региональном, муниципальном, университетском и др. уровнях.

Одной из важных инфраструктурных инициатив по созданию и продвижению инноваций была организация в 2001 г. Фонда Инноваций Высшей Школы12 с финансированием в размере 140 млн. ф. стерл. на три года. Фонд рассматривается как источник финансирования «третьей задачи», стоящей перед университетами - осуществления инновационной деятельности. При этом первые две задачи университетов - это исследования и обучение.

Министерство Торговли и Промышленности поддерживает целый ряд организаций и программ по развитию инновационной деятельности и промышленному использованию результатов научно-исследовательской деятельности. Среди них отметим следующие: Сообщества Фарадея, Инновационный Фонд Высшего Образования, Схема Обучения Компаний, программа Foresight и целый набор проектов LINK.

В настоящее время успешным проектом по налаживанию сотрудничества науки и бизнеса являются Сообщества Фарадея — это сообщества различных организаций и институтов, включающих исследовательские и технологические организации, университеты, профессиональные институты, торговые ассоциации и фирмы. Цель сообществ состоит в организации взаимодействия между научной и технологической сферой и бизнесом, в организации трансферта технологий для повышении конкурентоспособности промышленности Великобритании.

Правительственными спонсорами Сообществ Фарадея являются целый ряд организаций13.

Общий портфель вложений 24-х Сообществ Фарадея в исследования превышает 100 млн. ф. ст. В период 2005-2007 гг. более 1700 компаний включились в деятельность Сообществ Фарадея. Количество исследовательских команд из университетов, привлекаемых в Сообщества Фарадея, увеличилось в 2005-2007 гг. до 381. Студенты, претендующие на получение степени Ph.D., могут проходить практику в компаниях-членах Сообществ, что дает им опыт работы в промышленности и увеличивает их шансы на рынке труда.

На наш взгляд, весьма показательной является деятельность Правительственного фонда университетских поисковых посевных фондов14. Цель этой программы заключается в заполнении того финансового пробела, который существует между исследованиями в университетах и стадией их возможного коммерческого использования. Именно привлечение посевных фондов университетами может способствовать успешной трансформации качественных исследований в конкурентный бизнес. Для помощи университетам в коммерциализации результатов Правительство Великобритании приняло решение создать посевные фонды для финансирования услуг опытных менеджеров, для защиты интеллектуальной собственности, осуществления предкоммерциализационных НИОКР, разработок прототипов, подготовки бизнес-планов, покрытия юридических издержек и др.

Бюджет программы образуется за счет вкладов траста Wellcome Trust, фонда Gatsby Charitable Foundation и средств Правительства Великобритании. Общая сумма внесенных ими средств составила в 2006 г. 45 млн. ф. ст. и была распределена между 15 специально созданными университетскими посевными фондами15. Фонды должны быть в конечном счеты самоокупаемыми и, по возможности, минимально бюрократизированными. К этой программе посевного финансирования имеют доступ 57 институтов.

Эффективность программы подтверждается тем фактом, что за первые два года ее существования было организовано 106 новых венчурных компаний. В качестве одного из примеров успешно действующего университетского фонда можно привести Посевной поисковый фонд Оксфордского Университета16, который инвестирует в программы факультетов Университета, в новые венчурные компании, а также финансирует внешние услуги, например, маркетинговые исследования, бизнес-планирование и т.д.

Программа Foresight17 была создана Министерством Торговли и Промышленности еще в 1994 г. для определения, какие новые возможности для экономики и общества в целом открывают наука и технологии, а также каким образом в будущем наука и технологии смогут ответить на предъявляемые к ним требования. Для выбора проектов в программе Foresight проводятся масштабные консультации с представителями академической среды, бизнеса и государства. Перечень проектов все время меняется, поскольку суть самой программы состоит в оперативном реагировании на требования современной науки и экономики.

Инновационная деятельность рассматривается как основной механизм повышения конкурентоспособности бизнеса в регионах страны. Правительство Великобритании через свои Региональные агентства по развитию проводит активную инновационную политику в регионах18. Им также создан Региональный Инновационный Фонд19, осуществляющий поддержку инновационной деятельности с учетом потребностей регионов Великобритании.

Часть программ нацелена на вовлечение малых и средних предприятий в инновационную деятельность. В частности это программы:



  • Гранты Предприятиям — это форма финансовой помощи государства малым и средним предприятиям соответствующих регионов. Министерство Торговли и Промышленности также создало Группу Конкурентоспособности Бизнеса, ответственную за предоставление поддержки инновационному бизнесу в использовании научных достижений - через трансферт технологий из науки в бизнес, демонстрацию результатов НИОКР и технологий и развитие инновационных инфраструктур.

  • Исследовательская Инициатива Малого Бизнеса20 - предоставляет доступ малым предприятиям к министерским заказам на НИОКР. Каждое участвующее министерство выделяет 2,5% от своих заказов малым предприятиям.

  • Университетские Инновационные центры21 были созданы для того, чтобы способствовать трансферту технологий между высшими учебными заведениями и промышленностью, стимулировать участие малого бизнеса в создании и использовании новых знаний.

Экономическая политика Великобритании по активизации инновационной деятельности в стране осуществляющаяся через разнообразные национальные и региональные программы поддержки инновационной активности, такие, как Mercia, Connect, Enterprise Fellowship Scheme, Medici, признается экспертами достаточно успешной. В стране растет число ежегодно регистрируемых новых патентов и активно создаются венчурные компании.

В Канаде существует хорошо развитая и постоянно совершенствующаяся многокомпонентная инфраструктура государственной поддержки инновационной деятельности. Для стимулирования инновационной деятельности на федеральном, провинциальном, муниципальном, университетском и др. уровнях в Канаде используются различные механизмы -финансовый, правовой, организационный, информационный.

Правительство Канады рассматривает научную и инновационную деятельность как единый процесс развития знания. Рациональный подход к новым знаниям, связанный с их использованием в бизнесе, активно пропагандируется на всех уровнях. По нашему глубокому убеждению, именно эта четкая и ясная позиция канадских властей по поводу того, что инновации являются ключевым фактором в повышении конкурентоспособности национального бизнеса, объясняет столь качественное построение национальной инновационной инфраструктуры.

Из целого ряда грантодающих организаций, занимающихся поддержкой инновационной деятельности, мы выделим деятельность Национального Исследовательского Совета22, Национального Научно-Технического Исследовательского Совета23, Инновационного Фонда Канады24 и Университетских офисов по связям с промышленностью25.



Национальный Исследовательский Совет (NRC) является государственной организацией федерального уровня, которая уже более 80 лет поддерживает научно-исследовательскую и инновационную деятельность в Канаде. В системе NRC функционируют 17 научно-исследовательских институтов, 6 технологических и инновационных центров, 17 информационных центров. Структуры NRC представлены во многих регионах страны и в них работают более 3500 научно-технических сотрудников, около 1000 приглашенных ученых и 260 консультантов по вопросам коммерциализации результатов научных исследований. В качестве приоритетных направлений деятельности институтов и центров NRC выбраны физика, инженерные науки, науки о жизни, информационные и производственные технологии. Годовой бюджет NRC составляет 700 млн. кан. долл.

Приоритетными задачами для NRC являются создание условий для использования результатов научных исследований в сфере бизнеса, а также стимулирование коммерциализации результатов исследований. Поддержка инновационной деятельности в исследовательских институтах NRC осуществляется в виде предоставления ученым различного вида услуг -консультационных, технологических, технических по вопросам доработки и коммерциализации технологий.

Институты и центры NRC рассматривают трансферт технологий и партнерские отношения с промышленностью как естественный процесс использования знаний в условиях новой экономики основанной на знаниях.

Инновационная деятельность NRC осуществляется в следующих направлениях:



  • Развитие инновационных инфраструктур (технологические кластеры, инкубаторы технологий и сервисы для новых технологических компаний);

  • Трансферт технологий, созданных в институтах и центрах NRC (лицензирование, создание новых технологических компаний);

  • Партнерство институтов и центров NRC с промышленностью (НИОКР по заказу промышленности).

Очень успешной является поддерживаемая NRC национальная Программа активизации инновационной деятельности в промышленности, IRAP26 с годовым бюджетом программы 150 млн. кан. долл., основной целью которой является улучшение инновационного потенциала МСП. С учетом того, что в настоящее время на мировом технологическом рынке только 4% технологий имеют канадское происхождение, становится вполне очевидной необходимость государственной поддержки НИОКР в МСП и коммерциализации полученных результатов.

В настоящее время в Канаде зарегистрировано около 2 млн. малых и средних компаний (МСП).27 В форме МСП представлено около 99% канадского бизнеса и 6 из 10 занятых работают в МСП. За последнее десятилетие МСП создали более 85 % новых рабочих мест. На этих предприятиях быстро идет обновление производства. По статистике быстрорастущие МСП более половины дохода получают от продажи новой продукции менее чем 2-х годичной давности. Именно непрерывные инновации являются основным источником повышения конкурентоспособности МСП.



В соответствии с новым стратегическим планом IRAP будет оказывать помощь компаниям на самой ранней стадии развития, активнее развивать международные связи в интересах канадских МСП, больше внимания уделять развитию технологических кластеров и коммерциализации результатов НИОКР, выполненных в университетах и государственных научных центрах.

NRC также поддерживает Канадскую Технологическую Систему и Канадский Институт научно-технической информации28, которые играют важную роль в инновационной инфраструктуре.

Национальный Научно-Технический Исследовательский Совет (NSERC)29 - это государственная организация федерального уровня, которая через систему грантов и программ поддерживает науку и инновационную деятельность в Канаде, а также способствует укреплению партнерских отношений между университетами, правительством и частным сектором. NSERC осуществляет поддержку более 17700 студентов, аспирантов и более 9600 университетских профессоров. Через NSERC более 500 канадских компаний вовлечено в финансирование исследований, проводимых в университетах. В 2003-2004 гг. NSERC должен оказать финансовую поддержку университетских исследований и обучения на сумму 760 млн. кан. долл.

NSERC выполняет целый ряд программ, которые помогают канадским компаниям в партнерстве с университетами проводить НИОКР, в частности следующие30:

  • Привлечение молодых ученых и студентов к выполнению промышленных НИОКР в компаниях - 2-годичные стипендии молодым ученым на исследования по заказам компаний на началах со-финансирования между NSERC и компаниями31; совместная с компаниями оплата работы на часть ставки магистров и аспирантов; небольшие денежные вознаграждения бакалаврам за работу на компаниях;

  • Поддержка исследований с участием университетов32;

  • Проведение промышленно-ориентированных НИОКР и трансферт результатов исследований в промышленность, осуществляемый в форме финансовой поддержки исследований, инициированных компаниями и выполненных в партнерстве с университетскими учеными в течение 5 лет (до 50% стоимости);

  • Программа «От идеи до инновации»33;

  • Развитие долгосрочного потенциала университетов.

Инновационный Фонд Канады34 (CFI), был создан правительством Канады в 1997 г. как независимая некоммерческая организация. Управление CFI осуществляется Советом директоров, в состав которого входят представители научной (академической) общественности и представители бизнеса. Основная цель CFI состоит в усилении возможностей канадских университетов, колледжей, клиник, исследовательских институтов (имеющих статус некоммерческих организаций) по выполнению НИР, ОКР и осуществлению научной подготовки.

За период с 1997 г. по 2007 г. CFI поддержал 2300 инновационных проектов на сумму 2 млрд. кан. долл. Стандартная практика финансирования CFI такова, что фонд обеспечивает 40% бюджета проекта, а оставшиеся 60% обеспечивает провинциальное правительство, на территории которого осуществляется проект или работают бизнес-структуры, участвующие в проекте. Основными критериями CFI при рассмотрении заявок на получение финансирования являются: качество исследований, инновационность проекта, потенциальные выгоды от результатов исследований для Канады.

Для деятельности CFI характерны хорошее качество подготовки и формулирования программ (приоритеты, критерии, правила подачи заявок и т.д.), что существенно облегчает доступ заявителей и повышает эффективность выполнения проектов. Существенное внимание CFI уделяет поддержке и совершенствованию инфраструктуры научных институтов Канады. Долевое финансирование проектов CFI в партнерстве с провинциальными и муниципальными организациями является успешной практикой.

Университетские офисы по связям с промышленностью35. Важными элементами инновационной инфраструктуры являются Университетские офисы по трансферту технологий. Одним из самых успешных таких офисов является офис по связям с промышленностью университета Альберта (RSO). Основной целью RSO является продвижение университетских технологий в промышленность. Это достигается в результате помощи, оказываемой ученым-изобретателям в лицензировании, создании компаний, привлечении контрактных работ, консультирования в интересах изобретателей, университета и общества. RSO помогает коммерциализировать технологии - организует защиту интеллектуальной собственности, помогает в лицензировании и создании венчурных компаний и т.д. RSO также помогает университетам привлекать контрактные (заказные) НИОКР и гранты, содействует университету в организации совместных проектов с промышленностью, фондами и другими организациями в научно-технической сфере.

Формулирование основных принципов и политики Гонконга в научно-технической и инновационной сферах началось в 1990-х годах. Была сформулирована долгосрочная цель преобразования Гонконга во всемирный центр развития инноваций и технологий мирового класса, в частности в мирового лидера в области медицины, фармацевтики, информатики, коммуникаций, моды и дизайна

В 1998 г. была создана Комиссия по Инновациям и Технологиям, которая формирует государственную политику в области научно-технического и инновационного развития Гонконга. Разрабатываемые Комиссией принципы, политика и программы рассматриваются и принимаются правительством Гонконга. В последние несколько лет деятельность Комиссии Инноваций и Технологий была направлена на совершенствование научно-технической и инновационной инфраструктуры Гонконга.36

Фонд Инноваций и Технологий Гонконга (ITF)37 был создан в 1999 году по решению правительства Гонконга. В1999 - 2007 г. было получено 1498 заявок на общую сумму 5 млрд. долл. США, из которых 338 проектов были одобрены для получения финансирования на общую сумму 854 млн. долл. США. Финансируемые проекты нацелены на реструктуризацию промышленности, сферы услуг и технологические инновации.

В настоящее время ITF реализует следующие программы: Программа поддержки инноваций и технологий (ITSP); Программы сотрудничества университетов с промышленностью (UICP); Программа содействия небольшим проблемно ориентированным исследовательским проектам (SERAP); Общая программа поддержки (GSP).

За последние 2 года IFT в наибольшей степени поддерживал информатику (коммуникации) и электронную промышленность. Основными организациями, получившими финансирование фонда, были высшие учебные заведения и частные компании.

В систему научных и инновационных фондов Гонконга также входят Фонд прикладных исследований, ARF, Совет по профессиональному обучению, Совет по производству Гонконга38 и др.

Основным приоритетом экономической стратегии Сингапура в последнее время является развитие бизнеса и предпринимательства в области высоких технологий. Акцент в политике государства сделан на поддержке электронной и химической отраслей промышленности, а также технологических разработок. Правительство Сингапура большое внимание уделяет инфраструктуре поддержки предпринимательства в научно-технической сфере. Для координации этой деятельности при Министерстве торговли и промышленности39 созданы Совет по экономическому развитию Сингапура, Совет по стандартам, производительности и инновациям Сингапура и другие структуры.

Совет по экономическому развитию Сингапура (EDB), является ведущим агентством Сингапура в области планирования, инвестиций и поддержки бизнеса. EDB предоставляет различные виды помощи как начинающему бизнесу, так и действующим международным и сингапурским компаниям, которые хотят повысить свою конкурентоспособность за счет внедрения инноваций.

Членами EDB являются представители как государственного, так и частного сектора. EDB тесно сотрудничает с другими учреждениями, поддерживающими и финансирующими инновации и развитие интеллектуального потенциала Сингапура. EBD также тесно сотрудничает и пользуется консультационными услугами организаций Франции, Германии, Англии и США.

Особое внимание EBD уделяет поддержке начинающих компаний. Для поддержки начинающего бизнеса EDB инициировал следующие программы: Программа финансирования посевного капитала для начинающих компаний; Программа поддержки технологических инвестиций; Программа консалтинга для технологических компаний40 .

Инновационная инфраструктура Швеции развивается весьма активно. Государственные структуры Швеции поддерживают проведение НИОКР и создание новых компаний, в том числе и венчурных. Поддержка оказывается в форме грантов, кредитов, прямых инвестиций, а также посредствам юридических консультаций и консультаций по вопросам бизнеса. При формировании программ учитываются потребности регионов.

Важным аспектом является поддержка инновационными фондами ранних стадий научных исследований в приоритетных областях знаний. Шведские организации поддержки научных исследований, инноваций и развития малого и среднего бизнеса в научно-технической сфере активно взаимодействуют друг с другом при выработке и осуществлении национальных программ, а также стимулируют участие грантополучателей в программах Европейской Комиссии.

Основными институтами финансовой и консультационной поддержки инновационной деятельности являются следующие организации: Шведское Агентство Стратегических Исследований, Шведское инновационное агентство, Фонд поддержки малого и среднего бизнеса, Фонд поддержки малого технологического бизнеса, Шведский фонд промышленного развития.41

В данной статье кратко рассмотрим только деятельность Шведского инновационного агентства, VINNOVA. Миссией государственного агентства VINNOVA является поддержка НИОКР и содействие развитию эффективной инновационной системы в стране. Приоритетными целями VINNOVA являются финансирование НИОКР; создание и демонстрация прототипов; развитие взаимовыгодной кооперации между университетами, научными центами и МСП; информационное обеспечение технологических МСП; VINNOVA проводит стратегический анализ технологического развития и содействует участию своих клиентов в программах Европейской Комиссии.

В 2006 г. VINNOVA с ежегодным бюджетом 100 млн. долл. США определила приоритеты в поддержке «областей роста». Ими оказались информационные и коммуникационные технологии, биотехнологии, материалы, транспорт, производственные технологии, сервис и соответствующие им «платформы знаний». VINNOVA объявила программы для осуществления НИОКР и демонстрации результатов в приоритетных «областях роста»42. Большое внимание VINNOVA уделяет инновационному развитию шведских регионов.

Совместно с другими агентствами, такими как NUTEK и ISA, VINNOVA принимает участие в национальной программе «Развитие инновационных систем и кластеров».

В настоящее время существенное внимание в Швеции уделяется созданию университетских офисов по трансферту технологий, которые способствуют продвижению результатов исследований университетов в реальный сектор экономики.

Таким образом, анализ международного опыта развития научно-технической сферы свидетельствует о том, что успешное развитие современной экономики, основанной на знаниях, во многом связано с качеством национальной инновационной системы. Фонды и программы активизации инновационной деятельности, использующие государственное финансирование, являются важнейшими элементами такой системы. Можно выделить характерные черты системы фондов и других грантодающих организаций в инновационно-ориентированных экономиках.

Прежде всего, государственная поддержка научной и инновационной деятельности через грантодающие организации оказывается на конкурсной основе на всех стадиях - от выполнения научно-исследовательских работ до создания и коммерциализации технологической продукции или услуг. Как правило, фонды предлагают целый спектр программ, каждая из которых ориентирована на конкретную стадию создания научного и технологического продукта. Фонды предоставляют различные виды помощи для научных и инновационных проектов - не только финансовую, но и консультационную, информационную и др.

Поддержка инновационной деятельности строится с учетом региональных особенностей и конкурентных преимуществ территорий. Фонды активно участвуют в разработке идеологии, формировании и поддержке технологических кластеров.

Большое внимание грантодающие организации уделяют программам «доводки результатов научных исследований до стадии коммерциализации». В частности, они создают и реализуют комплексные программы поддержки начинающего технологического бизнеса, в т.ч. создания венчурных компаний. Государство поддерживает создание посевных фондов, специализирующихся на финансировании начальных стадий технологического бизнеса.

Государство через фонды поддерживает НИОКР, проводимые компаниями, в том числе и с участием университетов и научных центров, и тем самым способствует повышению инновационного уровня технологических компаний.

Фонды и другие грантодающие организации постоянно информируют научное и бизнес-сообщество о проводимых ими конкурсах и программах.



Как показывает международная практика у каждого из фондов своя миссия и свое место в инновационном цикле. Государственная политика в этой области направлена на гармонизацию деятельности фондов и, тем самым, на создание дополнительных возможностей конкурсного финансирования научной и инновационной деятельности.

Литература


  1. Авдулов А.Н., Кулькин А.М. Новая парадигма технологического развития. Опыт США. Вестник РФФИ №1, 2003.

  2. Аскарова А.А. Оценка инновационного потенциала предприятий малого бизнеса. Автореферат дис. на соиск. степ. канд. экон. наук: 08.00.05/ БАГСУ, Уфа. 2006. 22 с.

  3. Волынкина М.В. Правовая сущность термина «инновация» // Инновации №1(88)/2006 с. 64-69.

  4. Зиновьева И.В., Л.Э. Миндели, И.Е. Постникова. Инновации в России: аналит.-стат. сб., Центр исследований проблем развития науки РАН. – М.: Наука , 2006. – 254 с.

  5. Контуры инновационного развития мировой экономики. Сб. ИМЭМО под редакцией Дынкина А.А., Москва, Наука, 2000.

  6. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Россия — 2050: стратегия инновационного прорыва М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. — 632 с.

  7. Кузьминов Я.И., Яковлев А.А. Модернизация экономики: глобальные тенденции, базовые ограничения и варианты стратегии. Препринт WP5/2002/01. Москва, ГУ-ВШЭ, 2002.

  8. «Основные направления политики РФ в области развития инновационной системы на период до 2010г.», утвержденные постановлением Правительства РФ № 2473п-П7 5 августа 2005г.

  9. Стиглиц Джозеф. Глобализация: тревожные тенденции. М.: Мысль, 2003.

  10. Яковец Ю.В. Эпохальные инновации XXI века. М.: Экономика, 2004.

  11. Afuah A. Innovation management. New York;Oxford :Oxford univ. press, 2003 IX, 390 с

  12. Alfimov M.V., Minin V.A., Tsyganov S.A. What funding organizations can do with regard to knowledge transfer into industry and society. Proceedings of ISCONIS Workshop, June 1999, Bonn.

  13. Metcalfe, S. 1995. The Economic Foundation of Technology Policy: Equilibrium and Evolutionary Perspectives in Handbook of the Economics of Innovation and Technological Change. Oxford: Blackwell.

  14. Mustar P., Laredo P. Innovation and Research Policy in France (1980-2000) or the disappearance of the Colbertist State // Rsearch Policy, 2002, no.31.

  15. Turning Science Into Business: Patenting and Licensing at Public Research organizations. OECD, 19-Feb.-2003, DSTI/STP (2003)22.



1 Инновация — это новшество, доведенное до стадии нового продукта, технологии или услуги и нашедшее своего потребителя на рынке. Образно говоря, можно считать, что инновация — это проданное новшество, или новшество, нашедшее реальный спрос на рынке. Применительно к
административной экономике, инновацией называется новшество, реально «внедренное» в практическую деятельность того или иного субъекта народного хозяйства.

2 См. например, Я.И. Кузьминов, А.А. Яковлев. Модернизация экономики: глобальные тенденции, базовые ограничения и варианты стратегии. Препринт WP5/2002/01. Москва, ГУ- ВШЭ, 2002.

3 http://www.nsf.gov/

4 http://www.rfbr.ru/

5 http://www.rfh.ru/

6 Национальный научный фонд США поддерживает следующие программы: Программу инновационных исследований малого бизнеса (Small Business Innovation Research, SBIR), Программу передачи технологий малому бизнесу (Small Business Technology Transfer, STTR), Гранты для поддержки сотрудничества ученых с промышленностью (Grant Opportunities for Academic Liaison with Industry, GOALI), Инновации и организационные изменения (Innovation and Organizational Change, IOC).

7 http://www.sba.gov

8 Программа SBIR предоставляет поддержку компаниям малого бизнеса, действующим на территории США, управляющимся гражданами США и имеющим не более 500 работников.

9 И все же оценки эффективности программы SBIR неоднозначны. Имеющиеся данные о результатах можно интерпретировать в том смысле, что чем больше грантов получает компания по этой государственной Программе, тем меньше растут её собственные затраты на НИОКР.
Таким образом, имеет место классический эффект замещения частных затрат государственными. Однако, даже если этот критический вывод и верен для экономики США, его нельзя механически переносить на переходную экономику России, т. к. у высокотехнологичных МСП в России нет такого выбора альтернативных источников финансирования, как у их аналогов в США, и без государственной финансовой помощи ряд успешных проектов просто может не начаться.

10 Требования к малой компании следующие: независимая коммерческая компания с собственным капиталом, оперирующая на территории США, управляющаяся американским гражданином и имеющая не более 500 служащих. Для исследовательской организации необходимо ее местоположение в США.

11 Department of Trade and Industry Science and Innovation Strategy 2001, http://www.dti.gov.uk/scienceind/strategy.htm


12 Higher Education Innovation Fund - HEIF, http://www.hefce.ac.uk/reachout/heif/default.com

13 BBRSC - Исследовательский Совет по биотехнологиям и биологическим наукам - http://is.bbsrc.ac.uk); DEFRA - Министерство окружающей среды и сельского хозяйства -http://www.defra.gov.uk; DTI — Министерство торговли и промышленности; EPSRC -Исследовательский Совет по прикладным (инженерным ) и физическим наукам - http://www.epsrc.ac.uk/website/index.aspx; NERC - Исследовательский Совет по окружающей среде - http://www.nerc.ac.uk; PPARC – Исследовательский Совет по физике элементарных частиц и астрономии - http://www.pparc.ac.uk; The Scottish Executive – полномочное правительство для Шотландии – http://www.scotland.gov.uk

14 Government's University Challenge Seed Fund Scheme ("SCHEME")

15 University Challenge Seed Funds, UCSF

16 The Oxford University Challenge Seed Fund - см. http://www.isis- innovation.com/researchers/UCSF-1 .html

17 См. http://www.foresight.gov.uk

18 См. http://www.dti.gov.uk/regions/index.htm

19 Regional Innovation Fund, RIF - http://www.odpm.gov.uk/stellent/groups/odpm_urbanpolicy/documents/page/odpm_urbpol_608439.hc

20 Small Business Research Initiative, SBRI - http://www.sbri.org.uk; http://www.bbsrc.ac.uk/business/sbri/sbri_faq.pdf

21 University Innovation Centres - http://www.dti.gov.uk/regions/uicpage.htm

22 National Research Council - NRC, http://www.nrc.ca

23 Natural Sciences and Engineering Research Council of Canada - NSERC, http://www.nserc.ca

24 The Canada Foundation for Innovation, CFI - http://www.innovation.ca

25 Research Service Office of the University of Alberta, RSO - http://www.rso.ualberta.ca

26 Industrial Research Assistance Program, IRAP - http://irap-pari.nrc-cnrc.gc.ca


27 И это при численности населения в Канаде в 50 млн. человек!

28 Canadian Technology Network - http://ctn-rct.nrc-cnrc.gc.ca и Canada Institute for Scientific and Technical Information - http://cisti-icist.nrc-cnrc.gc.ca

29 Natural Sciences and Engineering Research Council of Canadа, NSERC

30 Опыт таких программ чрезвычайно важен для России.

31 Industrial Research Fellowships (IRF) Program

32 Research Partnership Agreements (RPA) Program, Strategic Projects Program (SPP), Research Networks (RN) Program

33 Idea to Innovation Program

34 The Canada Foundation for Innovation, CFI

35 Research Service Office of the University of Alberta, RSO

36 См. сайт http://www.info.gov.hk/itc/eng/funding/intro1.shtml

37 Innovation and Technology Fund - ITF, www.itf.gov.hk

38 Applied Research Fund, ARF - http://www.info.gov.hk/itc/eng/funding/table1.shtml; Vocational
Training Council, VTC - http://www.vtc.edu.hk/vtchome/main.jsp и New Technology Training Scheme, NTTS- http://www.info.gov.hk/itc/eng/funding/ntts.shtml; http://www.info.gov.hk/digital21/eng/structure/sciencepark.html

39 Ministry of Trade and Industry, MTI- http://www.mti. gov.sg

40 http://www.singaporehotspots.com/hotspot.asp

41 Swedish Foundation for Strategic Research, http://www.stratresearch.se; Swedish Agency for Innovation Systems, VINNOVA, http://www.winnova.se; ALMI, http://www.almi.se; NUTEK, http://www.nutek.se; Swedish Industrial Development Fund, http://www.industrifonden.se

42 http://publiceng.vinnova.se





Смотрите также:
Гретченко А. А. Международный опыт государственных фондов поддержки активизации научной и инновационной деятельности
274.64kb.
1 стр.
Основные результаты научно-исследовательской работы и инновационной деятельности
2908.77kb.
20 стр.
Закон рязанской области о государственной поддержке инновационной деятельности в рязанской области принят
96.61kb.
1 стр.
Закон костромской области о науке и научно-технической деятельности в костромской области
141.3kb.
1 стр.
Вопрос №25. 3 Социально-экономическая сущность государственных внебюджетных фондов и классификация их видов. Правовой статус и состав государственных внебюджетных фондов
66.06kb.
1 стр.
А. А. Гретченко
193.77kb.
1 стр.
Закон оренбургской области об областных грантах в сфере научной и научно-технической деятельности
58.58kb.
1 стр.
Закон города москвы о научно-технической и инновационной деятельности в городе москве
94.94kb.
1 стр.
Гретченко, А. А. Формирование экономики знаний на национальном
184.85kb.
1 стр.
Закон волгоградской области о государственных научных грантах волгоградской области принят областной Думой
72.58kb.
1 стр.
Закон волгоградской области о государственной поддержке инновационной деятельности в волгоградской области
64.09kb.
1 стр.
Закон о научной деятельности и научно-технической политике новосибирской области принят
362.66kb.
1 стр.