Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 Þ.Â. Æóêîâà. Âåëèêàÿ êíÿãèíÿ Åêàòåðèíà Ïàâëîâíà (1788-1818) Ю.В. Жукова Российская национальная библиотека (г. Санкт-Петербург) Великая княгиня Екатерина Павловна (1788-1818). Жизнь и судьба Одной из задач, которую ставит перед собой феминистское движение сегодня, является написание “женской истории” – истории женских судеб, опыта, оценок и свершенийi. В последнее время, обращаясь к истории русских женщин, мы стараемся по-новому оценить их вклад в культуру общества. Особое место в галерее судеб принадлежит образам русских императриц и женщин царствующего дома, которые, благодаря исключительному положению в обществе, представляют собой уникальную социальную группу. Традиционным для них было совмещение двух функций —воспитания детей и представительскойii. С одной стороны, они получали лучшее из доступного для женщин-современниц образование, обладали большими средствами и властью, но с другой стороны, трагедия несвободного выбора брачного партнера, ограничения бытовой жизни рамками придворного ритуала, возможность самореализации на политическом поприще только посредством влияния на мужа, сына и т.д. – все эти проблемы проявились в их судьбах особенно ярко. Одной из замечательных женщин в русской истории была великая княгиня Екатерина Павловна. Пятая, предпоследняя дочь Павла I, Екатерина, благодаря уму, энергии, образованности и честолюбию сумела оставить след в истории России. Названная при крещений именем своей знаменитой бабки (сама Екатерина II помогала при рождении и была ее восприемницей от купели 21 мая 1788 г.)iii, Екатерина Павловна пыталась подражать ей, создавая образ “просвещенной властительницы”, интриговала, проводя собственную политику, частью которой было привлечение Карамзина. Просматривая многочисленные воспоминания о ней современников, нельзя не заметить общего духа поклонения и обожания. А.В.Кочубей пишет, что “княгиня была добра, умна и любезна в обществе, так что многие из приближенных, в том числе и знаменитый живописец Кипренский, были в нее влюблены”iv. Екатерина Павловна получила “воспитание строгое, но сравнительно разностороннее для тогдашнего времени”v. Воспитанием ее руководила гувернантка детей Павла I —статс-дама Шарлотта Карловна Ливен, женщина “отменного ума, неуклонных нравов и убеждений, умевшая в течение с лишком 40 лет оставаться в милости”vi (твердости характера и качеств графини Ливен С.Р.Воронцов желал генерал-адъютантам Александра I)vii. Екатерина Павловна хорошо говорила и писала по-русски, что было редкостью для высшего общества XVIII столетия в России, и знала прекрасно не только французский и немецкий язык, но и английскийviii (что, кстати, тоже было редкостью. – Ю.Ж.). Она изучала математику у профессора Крафта, а политэкономии, истории и другим общественным наукам училась у одного из основателей отечественной статистики, академика Г.Шторхаix. Своей образованностью Екатерина Павловна гордилась, пользовалась репутацией умной женщины и при случае умела произвести на собеседников сильное впечатление. Свидетельством тому может служить эпизод, относящийся ко времени ее путешествия по Европе в 1814 г., запечатленный в воспоминаниях адъютанта Александра I генерала А.О.Имберга. Несколько дней марта 1814 г. Екатерина Павловна провела в Дрездене, дожидаясь Александра и принимая различных визитеров: “Когда представлялись ее высочеству все чины российские саксонские, то она очень многих важных лиц, и особенно ученых париков, изволила принимать поодиночке, в кабинете, и удивляла ученых немцев своими вопросами так, что они становились в тупик и выходили от нее с восторгом и удивлением глубокой ее учености”x. Впервые на политической арене великая княжна Екатерина Павловна появилась в связи с обсуждением вопроса о возможности ее брака с представителями различных дворов Европы. В связи с проведением политики упрочения союза с Францией в сентябре 1808 г. в Эрфурте всерьез обсуждался вопрос о браке Наполеона с одной из сестер Александра I, впервые поднятый еще в Тильзите. Французский посланник в Петербурге, генерал Л.Коленкур, записал в своем блокноте среди прочих сентенций, озаглавленных им “on dit” (“говорят”): “Когда императору Александру выражали сожаление, что ему придется расстаться с сестрою Екатериною, она сказала, что нечего жалеть, так как она явится залогом вечного мира и что ведь ее выдадут за величайшего из когда-либо живших людей”xi. Не исключено, впрочем, что это высказывание было фантазией Коленкура, страстного сторонника франко-русского союза, потому что придворные дамы русского двора передают реакцию великой княжны иначе. Записки фрейлины М.С.Мухановой донесли до нас резкую фразу, будто бы сказанную Екатериной отцу: “Я скорее выйду замуж за последнего русского истопника, чем за этого корсиканца”xii. Графиня Шуазель-Гоффье подводила под этот отказ политическую платформу: “Александр был не прочь согласиться на этот брак, но встретил такую сильную оппозицию со стороны императрицы Марии Федоровны и самой молодой великой княжны, что должен был им уступить. Они обе были женщины с характером и открыто восстали против континентальной системы, принятой Александром”xiii. Довольно скоро после провала брачных переговоров с Наполеоном Екатерина Павловна была помолвлена с принцем Георгом Голштейн-Ольденбургским, своим двоюродным братом, впервые приехавшим в Петербург в марте 1808 г. иезуит граф Жозеф де Местр, проживший в России около 14 лет (с 1803 г.) в качестве посланника сардинского короля Виктора-Эммануила, в одном из своих подробных писем-отчетов в Италию, замечал: “...первое ее желание заключается в том, чтобы не оставлять своей семьи и милой ей России, ибо принц поселяется здесь, и вы можете представить, какая ожидает его блестящая судьба... Он уже обратил на себя внимание в качестве Ревельского губернатора, он всеми силами старается усвоить себе русский язык, и по всему видно, что его главная забота – снискать благорасположение своей новой Родины”xiv. Ходившие слухи о романтическом увлечении Екатерины Павловны блестящим генералом Барклаем-де-Толли не смогли помешать этому бракуxv. Выйдя замуж за принца Ольденбургского и, возможно, оставив мечты о влиянии на крупную европейскую политику, Екатерина Павловна не лишилась возможности влиять на своего брата, императора Александра, а также сделала ставку на карьеру мужа. 18 апреля 1809 г. состоялось бракосочетание, в честь которого Г.Р.Державин написал оду “Геба” (“Славься им, Екатерина, / Славься россиянкой быть!”), а 29 августа 1809 г. Екатерина Павловна прибыла в Тверь “с супругом своим принцем Георгием Голштейн-Ольденбургским, для постоянного здесь пребывания”xvi. Герцог Ольденбургский был назначен Тверским генерал-губернатором (под его управление подпадали три большие губернии северо-запада страны – Тверская, Ярославская и Новгородская), а также главным директором Министерства путей сообщения. Принцу были даны самые широкие полномочия. Указом от 20 ноября 1809 г. его предписания было повелено исполнять с такою же точностью, “как бы от Его Императорского Величества последовали”xvii, а 19 октября вышел высочайший указ о Комитете по благоустройству г.Твери. Этот комитет, также подпавший под начало принца, просуществовал до 1827 г., особенно активно он работал в 1810-1811 гг., когда был перестроен старый дворец Екатерины II (по проекту К.И.Росси), благоустроены набережные, построены каменные дома для многочисленной свиты герцогаxviii. Знакомясь с материалами, относящимися ко времени пребывания в.кн. Екатерины Павловны в Твери, мы пришли к выводу о существовании весьма своеобразного “культурного гнезда" (пользуясь определением Н.К.Пиксановаxix). Благодаря особому положению ее правителей, Тверь того времени представляла собой как бы “государство в государстве”. Александр I, по воспоминаниям очевидцев, сказал даже как-то сестре, любуясь пейзажем: “У тебя тут... маленький Петергоф”xx (заметим здесь, что Петергоф мог вспомниться императору не только как прекрасное созвездие дворцов и парков, но и как место пребывания двора опального Петра III). Во внутренней жизни этого “государства” переплетались две противоречивые тенденции: с одной стороны, привлечение ко двору большого количества, как мы бы теперь сказали, иностранных специалистов, с другой – проводимая Екатериной Павловной линия подчеркивания “русскости”. Обратимся к фактам. В 1810-1811 гг. в окрестностях г. Твери производились исследования минеральных источников, для чего были приглашены немецкие профессора Рейсс и Шнабельxxi. В Комитете по благоустройству г.Твери делами заправлял немец А.Ф. фон Дребут (принц сам хлопотал о предоставлении ему бесплатной квартиры)xxii. Сформированный Г.Ольденбургским Корпус инженеров путей сообщения почти сплошь состоял из лиц иностранного происхождения. В мемуарах декабриста Д.И.Завалишина есть эпизоды, относящиеся к детским годам, прошедшим в Твери, где его отец служил генерал-инспектором путей сообщения. Завалишин вспоминает: “...при первом формировании Корпуса инженеров путей сообщения в него вошло множество иностранцев разных наций, которые почти ежедневно бывали у моего отца... Деволан, Карбенье, Базен, Дестрем и другие были французы, Бетанкур (знаменитый механик, возглавивший Институт путей сообщения в Петербурге, где учились будущие декабристы С.И. и М.И.Муравьевы-Апостолы. – Ю.Ж.), Эспехо, Сабир – по происхождению испанцы, Трузсон, де Витте и др. – немцы. Были голландцы, датчане, итальянцы и др.”xxiii. И принц, и Екатерина Павловна заботливо относились к своим поданным. Сохранился один достаточно ехидный анекдот, дошедший до нас из писем немца-путешественника, посетившего Россию в 1810-1811 гг. Он писал: “Ордена Аннинский и Владимирский раздаются в России весьма щедро и не совсем разборчиво. Вы можете в Петербурге встретить множество пожалованных этими крестами молодых чиновников, которые прослужили не более одного или полутора года. Особенно изобильно и торовато расточаются эти награды по Ведомству водных сообщений, состоящему под убавлением принца Петра-Фридриха-Георга Голштейн-Ольденбургского. Стоит кому-либо из его подчиненных, хотя бы простому писцу, сойти в воду по колено при распоряжении работами на глазах принца, совершитель такого подвига может быть твердо уверенным в скором получении Владимирского креста”xxiv. Великая княгиня Екатерина, вероятно, руководила своим мужем, став за его спиной реальным губернатором. Мемуарист вспоминает: “Великая княгиня часто принимала участие в делах убавления: заставляла принца делать внезапные ревизии уездов и в городе”xxv. Екатерина Павловна, при всем своем женском обаянии, обладала сильным мужским характером (вспомним отзыв о ней де Местра: “Это голова, способная на дальновидные планы и на сильную решимость”). В полной мере характер ее проявился во время Отечественной войны 1812 г. Она писала гневные письма своему брату-императору, предавая ему общественное мнение и упрекая его в пассивности (после занятия французами Москвы): “Вас громко обвиняют в общем разгроме и отдельных разрушениях, даже в потере чести государства и Вашей лично. Это говорит не один какой-нибудь класс, вас винят все”xxvi; просила его послать ее мужа в действующую армию (когда ни Александра, ни Константина там не было), едва оправившись от родов, сама рвалась к театру военных действий. В письме от 6 декабря 1812 г. Александр отвечал ей: “Дамам не место в армии. Это послужило бы прецедентом для других и увеличило и без того большой обоз”xxvii. Она говорила: “Всего более сожалею я в своей жизни, что не была мужчиной в 1812 году”xxviii. Екатериной Павловной был составлен один из первых планов ополчения. “Ранее других, собственно еще до Манифеста об ополчении, 30 июня (Манифест об ополчении вышел 18 июля 1812 г. – Ю.Ж.) началась организация отдельного батальона в.кн. Екатерины Павловны... В первую очередь брались “охотники” (добровольцы), затем те, на кого приходилась рекрутская очередь. В виде поощрения княгиня принимала на себя за всех воинов платежи государственных податей и оброчных денег, пожизненно освобождая от них вступивших в батальон”xxix. Существует легенда о том, что Екатерина Павловна лично помогла игуменье Тверского Христорождественского монастыря Шванвич эвакуировать детей из Московского Военно-сиротского дома в Ярославльxxx. Важен вопрос и об отношении Екатерины Павловны к благотворительности. Благотворительность была одной из немногих доступных для женщин форм участия в общественной жизни. Отечественная война 1812 г. явилась катализатором общественной активности всех слоев населения Российской империи, новым шагом в развитии общественного самосознания. Первая женская светская организация в России, Женское патриотическое общество, возникшая в Петербурге в ноябре 1812 г., была благотворительная. Благотворительность существовала в русском обществе и до войны 1812 г.xxxi Но в военную пору это явление приобрело новый смысл, а понятие – новые оттенки значения. Еще в “Приглашении о вступлении в члены Общества, опубликованном 15 ноября 1812 г. в журнале “Сын Отечества”, говорилось: “...прилично ныне свету доказать, что Русские жены не уступают своим супругам, братьям, сыновья в любви к Отечеству. Природа, не даровав им силы телесной, умножила в них силу душевную. Нельзя им подвизаться за Отечество, но они избирают другой способ быть полезными верным его сынам”. Таким способом является благотворительность, посредством которой “они будут сильно содействовать к истреблению общего врага человечества и к возвращению спокойствия нашему Отечеству, а с ним и всему миру”xxxii. Авторы “Приглашения” писали: “Никогда любовь к Отечеству не ознаменовалась между нами столь блистательными подвигами, столь трогательными чертами, как ныне. Сему священному чувству свойственно умножаться среди народных бедствий, посреди больших опасностей и больших надежд. Любовь к Отечеству рождает Героев, стремящихся с неусыпным рвением на защиту престола и алтарей. Но желание быть полезным обществу не заключается в одном мужеском поле. Руководствуясь сими чувствами, С.Петербургские дамы положили учредить ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО... И так ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО С.ПЕТЕРБУРГСКИХ ДАМ будет иметь единственной целию призрение всех от войны страждущих семейств, по мере возможности и общего содействия”. И далее: “Оно надеется также, что и в других городах Империи будут основаны на тех же самых правилах, такие же патриотические общества...”xxxiii. Женские патриотические общества были созданы в 1812-1813 гг. во многих городах России (известно о существовании Пензенского женского патриотического обществаxxxiv, в отчетах о деятельности Патриотического общества в Петербурге за 1816 и 1817 гг. перечислены губернии, из которых в Петербург поступали средства, и среди них Тверская губерния). Лично Екатерина Павловна давала Патриотическому обществу в Петербурге 15 тысяч рублей ежегодно (что более чем в 2 раза превышало сумму, жалуемую обществу его официальной покровительницей)xxxv. Александр I писал сестре в одном из писем: “...что касается Патриотического общества, почему бы Вам не сделаться его членом”xxxvi. Отказ Екатерины Павловны встать во главе Тверского и Ярославского отделений общества, был, вероятно, связан с её нежеланием афишировать и как-либо организационно оформлять свою общественную активность, хотя нам удалось найти документ, подтверждающий факт существования и активной деятельности в Твери Женского патриотического обществаxxxvii. Активная общественная жизнь Екатерины Павловны в России была прервана неожиданной смертью ее супруга принца Ольденбургского в конце декабря 1812 г. Выйдя замуж вторично в 1815 г. за короля Вюртембергского, она окончательно покинула Россию в 1816 г. (1813-1815 гг. она провела, путешествуя по Европе, в том числе сопровождала Александра I на Венский конгресс). Она скоропостижно скончалась в Штутгарте в 1818 г., когда ей не было еще и 30 летxxxviii. Самыми яркими годами в жизни княгини остались годы ее владычества в Твери. Коленкур писал, что она “ласкала старорусскую партию, переписывалась с выдающимися генералами” и т.д. – словом, как будто “подготовляла издалека большие события”xxxix. “Большие события” подготовлялись ею в Твери, куда к ней приезжал император с многочисленной свитой, крупными сановниками и дамами, для которых она устраивала балы с фейерверками. По воспоминаниям очевидцев, к ней приезжали и представлялись фельдмаршал и главнокомандующий Москвы граф Гудович, граф Мусин-Пушкин, А.Л.Нарышкин, Ф.В.Ростопчинxl, вместе с Александром приезжали Аракчеев, Уваров и Коленкурxli. Екатерина Павловна при своем дворе пыталась создать атмосферу, резко отличную от обычаев “большого” петербургского двора, как бы “выстраивала” свой имидж, главными чертами которого стали русскость, верность народным традициям. На устроенном ею для Александра балу летом 1809 г. дамы появились в сарафанах, шитых жемчугом, на Пасху “было заведено, чтобы после обедни шли во дворец, великая княгиня с каждым христосовалась и каждому яйцо давала”xlii (вспомним здесь, что Екатерина II тоже всячески подчеркивала “русскость”; письмо ее Фридриху-Мельхиору Гримму от 25 февраля 1796 г.: “...вчера на маскараде великие княжны... и придворные девицы, всего 24 особы, без кавалеров исполняли русскую пляску под звуки русской музыки, которая всех привела в восторг...”)xliii. Такие черты Екатерины Павловны, как стремление пользоваться только русским языком, попытки ее завоевать авторитет у купечества и более низких сословий, удивляли многих. Де Местр доносил: “Образ жизни великой княгини Екатерины Павловны в Твери поистине изумителен. Она сама учит своего мужа русскому языку, знакомит его с простолюдинами, играя при этом роль переводчика”xliv. Изумление дипломата станет более понятным, если заметить, что в распространении галломании, утверждении французского языка как ведущего в обиходе высших членов общества главная роль принадлежала женщинамxlv. Де Местр был не совсем точен, говоря, что Екатерина сама учила мужа русскому языку, поскольку специально для этой цели в Тверь в августе 1809 г. приехал И.М.Борн, один из основателей “Вольного общества любителей словесности, наук и художеств”. Выпускник Академической гимназии, он затем преподавал в знаменитой Петершуле. Свой педагогический опыт Борн обобщил в вышедшей в 1808 г. книге “Краткое руководство к российской словесности” – одном из первых учебников по истории отечественной литературы “от древнейших времен” до Карамзина. До смерти Екатерины Павловны И.М.Борн служил при ней секретарем, он многое сделал для развития просвещения и культуры в Твери (в частности, по его предложению в Тверь был приглашен О.А.Кипренский)xlvi. Особый блеск образу Екатерины Павловны придала ее дружба с Н.М.Карамзиным, которой она очень дорожила. Так же, как и её бабка, Екатерина II, она интересовалась идеями просветителей. В ее тверской гостиной на видном месте лежал бархатный альбом, подаренный ей Карамзиным к 24 ноября 1811 г. Этот рукописный альбом разительно отличался от альбомов светских дам тем, что был заполнен не славословиями в адрес его владелицы, а содержал рекомендации Карамзина относительно политических взглядов и нравственных идеалов. Каждая мысль была цитатой из сочинений Руссо, А.Попа, Боссюэ, Монтеня, Бюффона, Паскаля или самого Карамзина. Близкими Екатерине Павловне стали записанные в альбоме многие мысли Карамзина. Так, он переписал отрывок из своей статьи “О любви к Отечеству и народной гордости” (“Любовь к Отечеству может быть физическая, нравственная и политическая. Человек любит место своего рождения и воспитания...”), а также столь важный раздел о дружбе (“Вернейшая, приятнейшая спутница жизни для сердца благоразумного, чувствительного от колыбели до могилы есть дружба... В то время, когда все иные утехи, склонности, страсти, удовольствия оставляют нас, когда любовь хладеет в сердце и в воображении, когда честолюбие, напыщенное или обманутое, засыпает в душе утомленной, когда самая надежда отлетает от угрюмой старости, – дружба и тогда еще стоит за нами с кроткою улыбкой приветствия, готовая внимать последним нашим беседам о жизни и мире, ободрять нас именем Провидения, вечности и добродетели”xlvii). Такое представление о ценности дружбы заставило Карамзина позже отказаться от лестных предложений Екатерины Павловны – взять ее крестной матерью одного из его детей, от поста Тверского губернатора, от предложения, высказанного ему Александром I, о вступлении в должность государственного секретаря. Превыше всего историограф ценил личную независимость, выражая свое политическое credo словами Жан-Жака Руссо: “Я бы желал, чтобы самодержцем был Бог”. Выраженное в альбоме отрицательное отношение к насильственно вводимым реформам сближает его с написанной по просьбе Екатерины Павловны знаменитой запиской “О древней и новой России”. Знакомство Екатерины Павловны с Карамзиным относится к 1809 г., ее переписка с историографом, имевшим репутацию “русского Вольтера”, охватывает 1810-1818 гг.xlviii Н.М.Карамзин проездом из Москвы в Петербург и обратно трижды бывал в Твери у великой княгини. Приезды Карамзина были заметным явлением. Особенно известен факт чтения Карамзиным “Истории государства Российского” в Твери зимой 1810 г. “Дом ее (великой княгини. – Ю.Ж.) по вечерам род монастыря. Г-н. Карамзин, замечательный писатель, читает тут лекции русской истории... и лица, которых она, по здешнему обычаю, удостаивает приглашения на свои вечера, не находят на них иного развлечения”, – писал де Местрxlix. В Твери Карамзин бывал не только во дворце, но и на вечерах в домах Огаревых, кн. В.П.Оболенского, предводителя дворянства Шишкина. Там мог он встретить чету помещиков Бакуниных – родителей будущего “всемирного агитатора” М.А.Бакунинаl. При дворе Екатерины Павловны фрейлиной жила смолянка О.П.Шишкина, ставшая впоследствии одной из первых русских исторических романисток (ее романы “Князь Скопин-Шуйский”и “Прокопий Ляпунов” вызвали одобрение В.Г.Белинского)li. Интерес к русской истории, в том числе и “неписанной”, т.е. к истории последних царствований, был в Твери очень велик. Екатерина Павловна, интересуясь страницами истории, которой “не было в учебниках”, обращалась с этой целью к Ф.В.Ростопчину, отправлявшему ей списки с секретных документов, сделанные им при разборке после смерти Екатерины II бумаг ее Кабинетаlii. Также по просьбе великой княгини Екатерины Павловны Ростопчиным была написана “Записка о мартинистах”, в которой излагалась (правда, весьма тенденциозно) история масонства в Россииliii. Гораздо более значительным документом, вышедшим из недр “тверского салона” Екатерины Павловны, стала записка “О Древней и Новой России в ее политическом и гражданском отношениях” Н.М.Карамзина. Идея “Записки”, вероятно, возникла во время второго приезда Карамзина в Тверь в декабре 1810 г. Он писал брату 13 декабря 1810 г.: “Недавно был я в Твери, и осыпан новыми знаками милости со стороны Великой Княгини. Она русская женщина: умна и любезна необыкновенно”liv. В беседах с Екатериной Павловной Карамзин много внимания уделял новым государственным мерам, предпринимаемым правительством. Мнения Карамзина были резко отрицательными, а доводы – убедительными. Великая княгиня попросила его изложить свои мысли на бумаге, чтобы передать их Александру I. Уже 14 декабря, по возвращении Карамзина в Москву, она писала ему: “Жду с нетерпением Россию в ее гражданском и политическом отношениях”. В письме от 5 января: “С нетерпением ожидаю Вас и Россию”lv. В марте 1811 г. Тверь посетил Александр I. Через И.И.Дмитриева Карамзину было передано приглашение приехать туда же. Карамзин отправился в Тверь с написанными томами “Истории Государства Российского”. В письме Дмитриеву из Твери от 20 марта 1811 г. Карамзин пишет: “Читал Государю свою историю долее двух часов, после чего говорил с ним немало – и о чем же – о самодержавии!! Я не имел счастия быть согласным с некоторыми его мыслями...”lvi. На следующий день Александр, уезжая, холодно простился с Карамзиным, причиной чему было прочтение им “Записки”. Подача “Записки” была со стороны Карамзина актом гражданского мужества, потому что “Карамзин с суровой беспристрастностью рассмотрел все государственные начинания императора и все осудил”lvii. Такая критика, даже с позиций просвещенного консерватизма, не была приятна императору. Близких политических взглядов придерживалась и великая княгиня Екатерина Павловна, которая, как утверждал историк начала нашего столетия Н.Богоявленский, “считала конституцию “совершенным вздором”, а самодержавие полезным не только в России, но и в западноевропейских государствах. Она охотно подписала бы свое имя под известным рассуждением Карамзина “О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях...”lviii. Память о Екатерине Павловне живет и в Твери, где в Тверской областной картинной галерее в зале, где она принимала Карамзина, висит ее портрет, и в Аничковом дворце в Петербургеlix, и на земле Германии: в замке Анштальт Штеттея, когда-то принадлежавшем Екатерине, королеве Вюртембергской, по сей день располагается творческая мастерская для лечения искусством людей, признанных обществом неполноценными. Она была основана врачом Г.Ф.Мюллером, сподвижником Екатерины Павловны еще в Твери. Приезжавший в Санкт-Петербург для открытия выставки художников этой мастерской в залах Инженерного замка священник Клаус Дитер Коттник вспоминал о великой княгине в речи на открытии выставки летом 1995 г. ПРИМЕЧАНИЯ i См.: Walchevska S. O portrzebie historii kobiecej // Gоlos maja kobiety: Teksty feministyezne. Krakow: Convivium, 1992. Р. 57-63. ii См.: Чернуха В.Г. Императрица Мария Александровна и ее место и роль в российской государственной жизни // Российские женщины и европейская культура: Тез. докл. II науч. конф. СПб., 1994. С.12-13. iii Божерянов И.Н. Великая княгиня Екатерина Павловна. Биографический очерк. СПб., 1888. С.6. iv Кочубей А.В. Семейная хроника. СПб., 1890. С.38. v Божерянов И.Н. [Вступительная статья] // Великий князь Николай Михайлович. Переписка императора Александра I с его сестрой в.кн. Екатериной Павловной. СПб., 1910. С.ХХIV. vi Шишкина О.П. Записки и воспоминания русской путешественницы по России в 1845 году. СПб., 1848. Ч.2. С.65. vii Эделинг Р.С. Из записок графини Эделинг, урожденной Стурдзы // Русский архив. 1887. Т.1. С. 199. viii Божерянов И.Н. Вступительная статья. С.ХХV. ix Божерянов И.Н. Великая княгиня Екатерина Павловна... С. 10. x Имберг А.О. Из записной книжки // Русский архив. 1870. Т.1. Стлб. 380. xi Коленкур Л. Из записной книжки // Русский архив. 1870. Т.1. С. 467. xii Муханова М.С. Из записок М. С. Мухановой, фрейлины высочайшего двора // Русский архив. 1870. Т.1. С. 307. xiii Шуазель-Гоффье. Воспоминания // Русская старина. 1877. Т.3. С. 587. xiv Местр де, Ж. Письма из Петербурга в Италию // Русский архив. 1871. Т.1. Стлб. 125-126. xv См., напр.: Тартаковский А.Г. Неразгаданный Барклай: Легенды и были 1812 года (М.: Археографич. центр, 1996. С.58-60). xvi ГАКО, ф.103, оп.1, д.844, л.2. xvii Колосов В.И. Прошлое и настоящее г. Твери. Тверь, 1917. С.80. xviii Там же. С. 75-90. xix “Культурным гнездом” назовем не механическую совокупность культурных явлений и деятелей, но тесное единение их между собой, некоторое органическое слияние” (Пиксанов Н.К. Областные культурные гнезда. М.;Л., 1928. С. 60). xx Светозарова М.П. Из рассказов старушки о Твери // Сб. Тверского общества любителей археологии, истории и естествознания. Тверь, 1903. Вып. 1. С. 283. xxi Колосов В.И. Указ. соч. С.82-83. xxii ГАКО, ф. 21, оп. 1, д. 137. xxiii ЗавалишинД.И. Записки декабриста. Мюнхен, 1904. Т.1. С. 18. xxiv Анекдоты из времен императора Александра Павловича (1810-1811 гг.) // Русский архив. 1875. Вып. 2, т.1. С. 335. xxv Кочубей А.В. Семейная хроника. СПб., 1890. С.39. xxvi Цит. по: Предтеченский А.В. Отражение войн 1812-1814 гг. в сознании современников // Исторические записки. М., 1959. Т.31. С. 231. xxvii Император Александр и в.кн. Екатерина Павловна // Русская старина. 1911. Апрель. С.74. xxviii Там же. С.75. xxix Ливчак Б.Ф. Народное ополчение в вооруженных силах России 1806-1856 гг. Свердловск, 1961. С.94-95. xxx Игуменья – родная сестра сподвижника Е.И.Пугачева М.И.Шванвича (по сведениям, полученным от знатока истории Тверского края Ю.А.Шаркова). xxxi Еще в 1802 г. по указу Александра I было основано Благодеятельное общество, переименованное в 1817 г. в Императорское человеколюбивое общество. xxxii Сын Отечества. 1812. Кн. 7. С. 17. xxxiii Приглашение // Сын Отечества. 1812. Кн.7. С. 16-18. xxxiv Ермолаев В. Пензенский край в Отечественной войне 1812 года. Пенза, 1945. С.11. xxxv Дух Журналов. 1816. Кн.26. С.101. xxxvi Переписка императора Александра I с сестрой... С.75. xxxvii Билет Тверского женского патриотического общества на выдачу пособия Светогоровой // ГАКО, ф.103, оп.1, д.1836, л.1. xxxviii Лонгинов М.Н. Рассказ о кончине великой княгини Екатерины Павловны // Сб. старинных бумаг, хранящихся в музее П.И.Щукина в Москве. М., 1899. Ч.5. С.251-252. xxxix Цит. по: Покровский М.Н. Избранные произведения: В 4 кн. Русская история с древнейших времен. М., 1965. С.211. xl Кочубей А.В. Указ. соч. С.38-39. xli Светогорова М.П. Указ. соч. С.289. xlii Там же. С.286. xliii Цит. по: Божерянов И.Н. Великая княгиня Екатерина Павловна. С.289. xliv Местр Ж. Указ. соч. Стлб. 191 (письмо от января 1810 г.). xlv См.: Алексеев А.А. Язык светских дам и развитие языковой нормы в XVIII веке // Функциональные и социальные разновидности русского литературного языка XVIII в. Л., 1984. С.82-95; Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Споры о языке в начале XIX в. как факт русской культуры // Учен. зап. ТГУ. Тарту, 1975. Вып. 358. С.47-285. xlvi Поэты-радищевцы. Л., 1952. С. 187-189. xlvii Альбом Н.М.Карамзина (с предисловием Н.П.Лыжина) // Летописи русской литературы и древностей. М., 1859. Кн.2. С.161. xlviii Известно 27 писем. См.: Письма в.кн. Екатерины Павловны. Тверь, 1888. xlix Местр Ж. Указ. соч. Стлб. 192. l Кочубей А.В. Указ. соч. С. 39, 44. li Шишкина О.П. Заметки и воспоминания русской путешественницы по России в 1845 году. СПб., 1848. Ч.1. С.17-19, 244, 253-254. lii Ростопчин Ф.В. Три письма в.кн. Екатерине Павловне // Русский архив. 1869. Т.1, ч.5. С.759. liii Ростопчин Ф.В. Записка о мартинистах // Русский архив. 1875. Кн. 9. С.75-81. liv Цит. по: Погодин М.П. Николай Михайлович Карамзин по его сочинениям, письмам и отзывам современников. М., 1866. Т.2. С. 58. lv Цит. по: История создания и публикаций трактата “О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях” // Литературная учеба. 1988. № 3. С.132. lvi Письма Н.М. Карамзина к И.И. Дмитриеву. СПб., 1866. С. 140. lvii Лотман Ю.М. "О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях" Н.М.Карамзина – памятник русской публицистики начала XIX века // Литературная учеба. 1988. №3. С.91. lviii Богоявленский Н. Три эпохи: Екатерининская, Александровская, Николаевская. СПб., 1913. С.76. lix Буланкова Л.П. Страницы жизни Аничкова дворца: Документы, мемуары, были, легенды. СПб., 1992. С.9-10. Смотрите также: Великая княгиня Екатерина Павловна (1788-1818). Жизнь и судьба
213.77kb.
1 стр.
Святая Мученица Российская Великая Княгиня Елизавета Фёдоровна
61.2kb.
1 стр.
-
470.98kb.
3 стр.
«Святая преподобномученица великая княгиня Елизавета Фёдоровна»
111.39kb.
1 стр.
Святая равноапостольная великая княгиня Российская Ольга. Псков : Светоносец, 2000. 16 с ил. Богушевский, Н. К
30.8kb.
1 стр.
Великая княгиня Александра Иосифовна – альтенбургская принцесса и августейшая благотворительница
327.18kb.
1 стр.
Йен Воррес. Последняя Великая Княгиня
4404.01kb.
16 стр.
Равноапостольская Ольга, великая княгиня Российская
34.59kb.
1 стр.
Екатерина Николаевна Вильмонт Куда исчез папа?
1856.89kb.
17 стр.
Иван сергеевич тургенев (1818-1883)
183.37kb.
1 стр.
Великая княгиня Ольга Константиновна и Павловск
193.12kb.
1 стр.
Республиканская литературная викторина, посвященная 125-летию со дня рождения Галимджана Ибрагимова Екатерина Гусева, методист гбук рт «Республиканская юношеская библиотека» 75.6kb.
1 стр.
|