Главная
страница 1страница 2страница 3
ОРГАНИЗАЦИЯ X7i

ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ E







Экономический

и Социальный Совет

Distr. GENERAL

E/CN.4/2006/52/Add.4 30 December 2005

RUSSIAN Original: ENGLISH


КОМИССИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

Шестьдесят первая сессия

Пункт 14 d) предварительной повестки дня

ГРАЖДАНСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА, ВКЛЮЧАЯ ВОПРОСЫ НЕЗАВИСИМОСТИ СУДЕЙ, ОТПРАВЛЕНИЯ ПРАВОСУДИЯ,

БЕЗНАКАЗАННОСТИ

Доклад Специального докладчика по вопросу о независимости судей и адвокатов

г-на Леонардо Деспуи

Добавление МИССИЯ В ТАДЖИКИСТАН*

Резюме доклада распространяется на всех официальных языках. Сам доклад содержится в приложении к настоящему документу и распространяется только на английском и русском языках.

GE.06-10056 (R) 010206 010206


E/CN.4/2006/52/Add.4 page 2

Резюме

Откликаясь на официальное приглашение, Специальный докладчик по вопросу о независимости судей и адвокатов с 23 по 30 сентября 2005 года совершил поездку в Таджикистан. Он имел содержательные беседы с государственными должностными лицами и свободно встречался с широким кругом лиц, которые поделились с ним подробной справочной информацией и своим знанием состояния дел в судебной системе. Он выражает глубокую признательность всем своим собеседникам.

Из доклада видно, что после получения независимости, и в частности после окончания гражданской войны, Таджикистан провел ряд реформ, к числу которых относится введение моратория на смертную казнь, принятие новых гражданского и уголовного кодексов, увеличение срока полномочий судей и ратификация всех основных международных договоров по правам человека. Признавая важное значение этих реформ, Специальный докладчик вместе с тем испытывает беспокойство по поводу "отката реформы" в вопросе о роли и полномочиях прокурора, что особенно нашло свое отражение в недавно принятом Конституционном законе об органах прокуратуры. Он хочет особо подчеркнуть, что всеохватывающая роль прокурора создает серьезные препятствия для реформистских усилий, направленных на создание эффективной и независимой судебной системы. Кроме того, это не позволяет обеспечить соблюдение принципа равенства сторон в судебном процессе. Более того, наряду с необходимостью в дальнейшем укреплении независимости Совета юстиции рекомендуются также определенные изменения в отношении процесса отбора будущих судей. Коррупция в судебной системе по-прежнему является основным предметом беспокойства и реальной проблемой, решать которую необходимо в срочном порядке и решительно. Что касается адвокатуры, то необходимость создания единого, основанного на принципах самоуправления и независимого органа, ведающего всеми вопросами, касающимися юристов, является вполне очевидной. В докладе также особо подчеркивается неотложная необходимость в повышении уровня юридического образования и образования по правам человека у всех представителей юридической профессии посредством осуществления всеобъемлющих программ подготовки, в частности по вопросам отправления правосудия. В связи с этим Специальный докладчик обращается к международному сообществу с призывом и далее оказывать и усиливать свою поддержку предстоящих основных реформ.

Специальный докладчик хочет верить, что наряду с содержащимся в докладе критическим анализом в нем излагаются выводы и рекомендации, которые окажут пользу Таджикистану в его дальнейших усилиях по осуществлению реформ, направленных на устранение основных препятствий, сказывающихся на независимости его судебной системы. Он надеется, что эти выводы и рекомендации, несмотря на всю их ограниченность ввиду объема настоящего доклада, будут отвечать чаяниям и служить подспорьем для всех тех, кто стремится к созданию независимой судебной системы, которая бы заслуженно пользовалась доверием и уважением людей.

E/CN.4/2006/52/Add.4 page 3

Приложение

ДОКЛАД СПЕЦИАЛЬНОГО ДОКЛАДЧИКА ПО ВОПРОСУ О НЕЗАВИСИМОСТИ СУДЕЙ И АДВОКАТОВ Г-НА ЛЕОНАРДО ДЕСПУИ О ЕГО МИССИИ

В ТАДЖИКИСТАН

(23-30 сентября 2005 года)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

I. ОСНОВНЫЕ ФАКТЫ

A. Общие политические и правовые условия

B. Судоустройство

C. Другие соответствующие учреждения

D. Основные реформы и изменения последнего


времени, затрагивающие судебную систему

E. Судопроизводство

F. Равный доступ к судам

G. Судьи

Н. Прокуратура

I. Адвокатура

J. Доля женщин и представителей этнических

меньшинств среди юристов

К. Условия работы судейского корпуса

L. Транспарентность и подотчетность

М. Судебная система и политическая оппозиция

N. Правосудия по делам несовершеннолетних

. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

A. Выводы



B. Рекомендации


Пункты

Стр.

1 - 3

4

4 - 82

5

4 - 8

5

9 - 12

6

13 - 19

8

20 - 29

11

30 - 45

13

46 - 47

19

48 - 53

19

54 - 58

21

59 - 66

22

67 - 68

25

69 - 73

26

74 - 80

27

81

29

82

29

83 - 97

30

83 - 87

30

88 - 97

31

E/CN.4/2006/52/Add.4 page 4

Введение

  1. В соответствии со своим мандатом и откликаясь на официальное приглашение,
    Специальный докладчик по вопросу о независимости судей и адвокатов посетил
    Таджикистан с 23 по 30 сентября 2005 года.

  2. Этой поездке оказывало содействие Отделение Организации Объединенных Наций
    по поддержке миростроительства в Таджикистане (ЮНТОП), и она предусматривала
    посещение Душанбе, Худжанда и Курган-Тюбе. Специальный докладчик встретился с
    министром иностранных дел и министром юстиции. Он также провел обстоятельные
    консультации с широким кругом судей и других должностных лиц: Председателем
    Конституционного суда, Председателем Верховного суда, Генеральным прокурором,
    главным прокурором прокуратуры Худжанда, главой Управления конституционных
    гарантий прав граждан в аппарате Президента и исполняющим обязанности председателя
    правительственной Комиссии по обеспечению выполнения международных обязательств
    Таджикистана в области прав человека, Председателем парламентского комитета по
    законодательству, конституционной законности и правам человека, Председателем Совета
    юстиции, председателем городского суда Душанбе, председателем городского суда
    Худжанда, председателем и судьями городского суда Курган-Тюбе, деканом
    юридического факультета Таджикского государственного национального университета,
    директором Учебного центра для судей, председателем Ассоциации судей и
    председателем Коллегии адвокатов. Кроме того, он встретился с представителями
    различных местных неправительственных организаций (НПО), таких, как Центр
    правового обучения, Бюро по правам человека, Ассоциация адвокатов, Лига женщин-
    юристов, Центр по правам человека, организации "Общество и право", "Право и
    процветание" и "Твердый контракт", Юридическая клиника, Центр экономических и
    правовых реформ и Институт прав человека. Помимо этого, он провел консультации с
    представителем Генерального секретаря в Таджикистане, координатором-резидентом и
    главами и представителями местных отделений различных учреждений Организации
    Объединенных Наций. Он встретился с представителями Организации по безопасности и
    сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и провел обсуждения с представителями различных
    международных организаций и национальных учреждений в области сотрудничества:
    Законодательной инициативы Американской ассоциации адвокатов для
    центральноевропейского и евразийского регионов (АБА/СЕЕЛИ), Фонда АРД/Чекки и
    института "Открытое общество".

  3. Специальный докладчик глубоко признателен правительству Таджикистана за
    предоставление ему этой уникальной возможности рассмотреть вместе с ним нынешнее
    состояние судебной системы и произошедшие в ней в последнее время изменения. Он

E/CN.4/2006/52/Add.4 page 5

высоко ценит оказанное ему правительством всестороннее содействие и откровенность и открытость диалога, который между ними состоялся. Он имел возможность встретиться со всеми, с кем он хотел встретиться, без каких бы то ни было ограничений или препятствий, включая неправительственные организации, которые проводят весьма полезную работу. Он выражает глубокую признательность всем тем, с кем он встретился, за предоставленную ими информацию и за их анализ происходящих изменений и того, что требуется для будущих реформ. Он надеется, что его рекомендации будут отвечать чаяниям и послужат подспорьем для всех тех, кто в правительстве, в парламенте, в судебной системе и в гражданском обществе стремится к созданию независимой, эффективной и транспарентной судебной системы, и что они послужат основой для дальнейших плодотворных обменов и достижения прогресса.



I. ОСНОВНЫЕ ФАКТЫ А. Общие политические и правовые условия

  1. После обретения Таджикистаном в 1991 году независимости в стране началась
    шестилетняя гражданская война. В 1997 году между правительством и Объединенной
    таджикской оппозицией под эгидой Организации Объединенных Наций было заключено
    мирное соглашение, которое было выполнено к 2000 году. В соответствии с мирным
    соглашением 30% государственных должностей выделялись таджикской оппозиции.

  2. Президентом Таджикистана в 1994 году был избран г-н Эмомали Рахмонов, который
    в 1999 году был переизбран. В 2003 году прошел референдум, в результате которого
    г-ну Рахмонову по истечении в 2006 году срока его нынешних полномочий разрешено
    баллотироваться еще на два семилетних срока подряд. Таким образом, г-н Рахмонов
    сможет оставаться президентом до 2020 года, т.е. в общей сложности срок его
    полномочий может составить 25 лет. Это следует рассматривать в качестве ситуации,
    вступающей в противоречие с четвертым пунктом статьи 65 Конституции, которым
    предусмотрено лишь два семилетних срока подряд.

  3. В период с 1994 по 1997 год контроль за соблюдением соглашения о прекращении
    огня между правительством Таджикистана и Объединенной таджикской оппозицией
    осуществляла Миссия наблюдателей Организации Объединенных Наций в Таджикистане
    (МНООНТ). После подписания мирного соглашения в 1997 году мандат МНООНТ был
    расширен и охватывал содействие наблюдению за его выполнением. После вывода
    МНООНТ в мае 2000 года было учреждено Отделение Организации Объединенных Наций
    по поддержке миростроительства в Таджикистане (ЮНТОП), мандат которого, в
    частности, предусматривает укрепление демократических институтов и механизмов

E/CN.4/2006/52/Add.4 page 6

предупреждения конфликтов, содействие укреплению правопорядка и оказание помощи в создании национального потенциала в области прав человека. Таким образом, Таджикистан имеет давние и позитивные отношения с Организацией Объединенных Наций.



  1. Согласно Конституции страны, Республика Таджикистан является суверенным,
    демократическим, правовым, светским и унитарным государством, которое признает
    неприкосновенность прав и свобод человека. В статье 19 говорится, что каждому
    человеку гарантируется судебная защита и право требовать рассмотрения его или ее дела
    компетентным и беспристрастным судом, учрежденным в соответствии с законом.

  2. Со времени обретения независимости Таджикистан ратифицировал все

семь основных международных документов по правам человека: Конвенцию о правах ребенка (ратифицирована в 1993 году); Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (ратифицирована в 1993 году); Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации (ратифицирована в 1994 году); Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (ратифицирована в 1994 году); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (ратифицирован в 1998 году); Международный пакт о гражданских и политических правах и Факультативный протокол к нему (ратифицированы в 1998 году); и Международную конвенцию о защите прав всех трудящихся мигрантов и членов их семей (ратифицирована в 2002 году). Согласно пункту 3 статьи 10 Конституции, международно-правовые акты, ратифицированные Таджикистаном, являются составной частью правовой системы страны. В случае несоответствия законов Республики международно-правовым актам применяются нормы международно-правовых актов.

В. Судоустройство



Конституционный суд

9. Конституционный суд был учрежден в 1995 году в качестве судебного органа,


обеспечивающего защиту положений, закрепленных в Конституции. Перечень
полномочий, приведенный в Конституции (статья 89), не является исчерпывающим и
дополняется статьями 14 и 15 Конституционного закона о Конституционном суде. Суд в
основном рассматривает конституционность правовых актов и споров между
государственными органами относительно их компетенции. Важно отметить, что в
компетенцию Суда также входит рассмотрение жалоб граждан о предполагаемом
нарушении их конституционных прав и свобод в результате применения закона, который

E/CN.4/2006/52/Add.4 page 7

считается неконституционным (пункт 5 статьи 37 Конституционного закона о Конституционном суде). Однако такое средство судебной защиты Конституцией не предусмотрено и, как представляется, использовалось редко. Решения Конституционного суда являются окончательными.

Система судов общей юрисдикции

10. В 2001 году был принят Конституционный закон о судах Таджикистана, в котором


сводились воедино и систематизировались ранее принятые законы о статусе судей, о
судопроизводстве, о Верховном суде, о военных судах, об экономических судах и о
Совете юстиции. Районные и городские суды функционируют в качестве судов первой
инстанции по гражданским делам, уголовным делам и административным делам. Их
председатели и заместители председателей (пункт 2 статьи 85) и судьи (пункт 2 статьи 14)
назначаются Президентом в соответствии с Конституционным законом о судах.
Районные и городские суды могут обратиться в Конституционный суд по вопросу о
конституционности того или иного конкретного закона, примененного по конкретному
делу. Областные суды, суд Горно-Бадахшанской автономной области и городской суд
Душанбе могут действовать либо как кассационные суды, либо как суды первой
инстанции по гражданским, уголовным и административным делам. Они действуют в
качестве судов первой инстанции и по делам, предусмотренным статьей 32 измененного
Уголовно-процессуального кодекса. Надзор за деятельностью этих судов осуществляют
президиумы каждого из этих судов. Судьи назначаются Президентом по представлению
Совета юстиции. Высшим судебным органом является Верховный суд, который
осуществляет судебный надзор за деятельностью военных судов гарнизонов, суда Горно-
Бадахшанской автономной области, районных судов, городского суда Душанбе, городских
судов и областных судов по гражданским, уголовным, административным и иным делам
(статья 22 Конституционного закона о судах). Верховный суд действует в качестве суда
первой инстанции по уголовным делам, предусмотренным в статье 33 Уголовно-
процессуального кодекса. Председатель и судьи Верховного суда избираются Маджлиси
милли Маджлиси Оли (верхней палатой парламента) по представлению Президента. Суд
состоит из трех коллегий, рассматривающих соответственно гражданские дела, уголовные
дела и дела, относящиеся к военной юрисдикции.

Экономические суды

11. В Таджикистане существует особая система экономических судов, предусмотренная


статьями 45-60 и 91-94 Конституционного закона о судах. Высший экономический суд
является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел,

E/CN.4/2006/52/Add.4 page 8

рассматриваемых экономическими судами, и осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики (статья 45).

Военные суды

12. В соответствии с Конституционным законом о судах военные суды гарнизонов


функционирующие в качестве судов первой инстанции, и Военная коллегия Верховного
суда являются составной частью системы судов общей юрисдикции. Полномочия
военных судов и процедуры, регулирующие их создание и деятельность, изложены в
Конституционном законе о судах. В соответствии со статьей 67 этого закона военные
суды рассматривают гражданские и уголовные дела. Статьей 63 определена подсудность
военным судам гражданских дел при условии, что одной из сторон является
военнослужащий. Военным судам подсудны дела об уголовных преступлениях,
совершенных как военнослужащими, так и гражданскими лицами, при условии, что по
крайней мере одно из преступлений (в случае нескольких совершенных преступлений)
или один из обвиняемых (в случае нескольких обвиняемых) подсудны военным судам
(статья 62).

С. Другие соответствующие учреждения

Совет юстиции

13. До 1999 года компетентным органом по вопросам деятельности судебной системы


являлось министерство юстиции. Для придания судебной системе большей
независимости Указом Президента от 14 декабря 1999 года, который был позднее
подтвержден Законом о Совете юстиции, принятым 6 июня 2000 года, и
Конституционным законом о судах, принятым 6 августа 2001 года, был создан Совет
юстиции Таджикистана. В разделе 4 этого Закона говорится, что Совет юстиции является
коллегиальным органом, призванным организационно обеспечивать деятельность судов
(кроме Конституционного суда, Верховного суда и Высшего экономического суда) путем
проведения мероприятий кадрового, финансового и материально-технического характера.
В соответствии с Указом Президента от 14 марта 2003 года Совет юстиции состоит из
семи членов, из которых только один является судьей (Председатель Верховного суда).
Другими членами Совета юстиции являются соответственно председатели нижней палаты
(палаты представителей, или Маджлиси намояндагон) и верхней палаты (Маджлиси
милли) парламента (Маджлиси Оли), государственный советник Президента по кадровой
политике и Председатель, первый заместитель Председателя и заместитель Председателя
(Секретарь) Совета юстиции. Последние трое назначаются указом Президента (статья 99
Конституционного закона о судах с внесенными в него поправками). Такой состав Совета

E/CN.4/2006/52/Add.4 page 9

юстиции, а вместе с ним и вся судебная система оказывается в зависимости от Президента и его администрации.

Квалификационная коллегия Совета юстиции

14. Совет юстиции является государственным органом, ответственным за подбор


кандидатов для занятия должностей судей. С этой целью в рамках Совета была создана
коллегия, состоящая только из судей.

Учебный центр Совета юстиции для судей

15. Указом Президента от 14 марта 2003 года был учрежден Учебный центр для судей в


качестве учреждения Совета юстиции. После назначения директора Центра в марте
2004 года Учебный центр приступил к разработке и выполнению своей программы
деятельности. Три должности (директора и двух заместителей) финансируются из
государственного бюджета. При финансовой поддержке со стороны фонда АРД/Чекки,
ЮСАИД и Института "Открытое общество" была создана библиотека и компьютерный
центр. Начиная с сентября 2004 года осуществляется 14-дневная учебная программа, в
которой четыре учебных часа отводятся для занятий по международным обязательствам
Таджикистана. В настоящее время готовится специальный курс по международному
праву, который будет рассчитан на три дня и который намечается подключить к
14-дневной основной учебной программе. Совсем недавно была создана
экспериментальная "Воскресная школа", которой предусматривается 25-часовой учебный
курс по международным стандартам. В настоящее время в этой школе обучаются

40 судей и будущих судей. Эти учебные курсы проводятся почти полностью за счет поддержки со стороны международных доноров. Кроме того, в настоящее время разрабатываются программы дистантного обучения. В Учебном центре обсуждается идея создания единой академии для представителей всех отраслей юридической профессии. Следует также отметить, что многими собеседниками подчеркивалась острая необходимость в подготовке сотрудников правоохранительных органов.



Управление конституционных гарантий прав граждан

16. В 1997 году в исполнительном аппарате Президента было создано Управление


конституционных гарантий граждан. Задачей этого Управления является оказание
содействия Президенту и правительству в осуществлении контроля за состоянием
соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Кроме того, Управление
консультирует Президента и правительство по вопросам разработки и проведения в жизнь
политики, затрагивающей права человека, и вносит вклад в законотворческий процесс по

E/CN.4/2006/52/Add.4 page 10

вопросам, относящимся к компетенции Управления. Управление уполномочено получать жалобы граждан. Однако оно остается в подчинении у администрации Президента, в рамках которой оно и было создано. Кроме того, наряду с функциями, касающимися прав человека, на Управление возложены дополнительные административные функции, что мешает ему сосредоточивать свои усилия на области прав человека.

Комиссия при правительстве по обеспечению выполнения международных обязательств Таджикистана в области прав человека

17. Созданная правительством в марте 2002 года, эта Комиссия является органом на


уровне заместителей министра; ее возглавляет заместитель премьер-министра, и в ее
состав входят два представителя неправительственных организаций. Комиссия
собирается по мере необходимости, и ей поручена задача улучшения координации
деятельности различных министерств и других государственных ведомств по выполнению
международных обязательств страны в области прав человека. Комиссии принадлежит
последнее слово в подготовке проектов докладов Таджикистана, которые должны быть
представлены договорным органам Организации Объединенных Наций по правам
человека. С декабря 2004 года у Комиссии нет председателя, и она временно
возглавляется заместителем председателя, который одновременно является главой
Управления конституционных гарантий прав граждан.

Комиссия при правительстве по правам ребенка

18. В состав этой Комиссии, которая была создана 7 сентября 2001 года, входят


заместители министров, представители исполнительного аппарата Президента и два
представителя от организаций гражданского общества. Ее мандат, в частности,
заключается в координации деятельности министерств, государственных комитетов и
других государственных органов по выполнению национальных законов и
международных документов, касающихся прав ребенка, и в оказании содействия в
подготовке докладов государства, которые должны быть представлены Комитету по
правам ребенка.

Национальный омбудсмен

19. Таджикистан не имеет омбудсмена. Однако идея учреждения такого института


обсуждается.

E/CN.4/2006/52/Add.4 page 11



следующая страница >>
Смотрите также:
Гражданские и политические права, включая вопросы независимости судей, отправления правосудия, безнаказанности
496.92kb.
3 стр.
Гражданские и политические права в школах Редакционная статья: Гражданские и политические права в школах «Дети не теряют своих прав человека, переступая порог школы »
105.07kb.
1 стр.
М. М. Зубович к ю. н., доцент кафедры судебного права Юридического института Иркутского государственного университета
78.16kb.
1 стр.
Применение европейских стандартов отправления правосудия в российском арбитражном процессе
339.02kb.
1 стр.
Вопросы по «официальным правилам баскетбола фиба»
228.94kb.
1 стр.
Организация Объединенных Наций hri/core/sle/2012
1177.44kb.
7 стр.
Курсовая работа по гражданскому праву дееспособность граждан
259.85kb.
1 стр.
Информация о деятельности управления по обеспечению деятельности мировых судей области и категориях дел, рассмотренных на судебных участках области в 2010 году
129.43kb.
1 стр.
Общественный штаб за равенство в сфере здравоохранения Объединение "Галиль" ║ "Адам, тева ве-дин" ║ Ассоциация "За гражданские права" ║ Коалиция "За общественное
33.9kb.
1 стр.
Вопросы политическая философия
25.92kb.
1 стр.
Ради жизни на Земле
2892.03kb.
17 стр.
Ш. Н. Хазиев Судебная экспертиза и принцип состязательности в уголовном процессе
67.97kb.
1 стр.