Главная
страница 1
Дистанционные материалы

к дополнительной профессиональной образовательной программе проблемных курсов для руководителей РМО/ГМО

учителей технологии общеобразовательных школ

«Проблемы методической поддержки стратегии и тактики внедрения современной модели образования»
IV. Актуальные вопросы современного технологического образования
Тема 4.5. Обобщение опыта проведения олимпиад по технологии как мероприятия по оценке качества образования

ПЛАН

1. Всероссийские олимпиады школьников по технологии: история и проблемы

2. Опыт проведения олимпиад по технологии в Оренбургской области как мероприятие оценки качества образования
1. Всероссийские олимпиады школьников по технологии: история и проблемы
В апреле 2008г. в г.Тамбове был проведён пятый, заключительный этап IХ Всероссийской олимпиады школьников по технологии.

История олимпиадного движения насчитывает, таким образом, 10 лет.

Опыт проведения олимпиад по технологии показал их огромную роль в повышении уровня преподавания предмета, в мотивации учебной деятельности школьников, в формировании их интереса к предмету, в осознанном выборе профессии. Анализ результатов олимпиады дает богатейший материал для дальнейшей корректировки и совершенствования учебного процесса.

Олимпиада уже успела стать мероприятием мониторинга качества технологического образования.

Логично было бы рассмотреть новые подходы к оценке качества образования, содержащиеся в проектах документов нового стандарта, позволяющие обрисовать контуры сосвременных требований к качественному образованию.

Требования к результатам освоения основных образовательных программ

Общие требования к результатам образования

Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты.

Предметные результаты образовательной деятельности выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, – знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей.

Под метапредметными результатами понимаются освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Под личностными результатами понимается сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.

Предметные и метапредметные результаты образовательной деятельности получают конкретизацию преимущественно в Фундаментальном ядре содержания образования, примерных (базисных) программах по каждому предмету, в программе формирования универсальных учебных действий.

Личностные результаты получают конкретизацию преимущественно в комплексной программе социализации и воспитания обучающихся.

Все виды результатов конкретизируются в образовательной программе общеобразовательного учреждения.

Необходимым условием эффективности системы оценивания результатов образовательной деятельности является оптимальное сочетание:

- коллективных (групповых) и индивидуальных форм оценивания;

- количественных и качественных показателей успешности образовательной деятельности;

- статичных (итоговых) и динамичных (процессуальных) методик оценивания;

- внутреннего (личностного) и внешнего (социально-репрезентативного) аспектов образовательного портфолио ученика.

Общие положения:

1. Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ являются составной частью федерального государственного стандарта общего образования.

2. Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ представляют собой описание целевых установок общего образования, выделенных на основе согласования потребностей личности, общества и государства в общем образовании. Они характеризуют и регулируют планируемые результаты общего образования.

3. Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ задают интегральные критерии оценки предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования. Требования к результатам не дифференцируются по отдельным учебным предметам.

4. Планируемые результаты образования формулируются на основании настоящих требований и являются обязательной составной частью всех видов общеобразовательных программ: основных общеобразовательных программ, примерных программ по учебным предметам, программ развития универсальных учебных действий, комплексных программ воспитания и социализации личности.

5. Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ характеризуют планируемые результаты, возможность достижения которых должна быть гарантирована всеми учреждениями, реализующими основные общеобразовательные программы, независимо от их вида, местонахождения и организационно-правовой формы.

Настоящие Требования являются инвариантными и обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации; они могут быть дополнены субъектами Российской Федерации, образовательными учреждениями, авторами программ и пособий в целях более полного отражения потребностей региона, специфики образовательной программы образовательного учреждения, специфики контингента обучающихся.

Общая характеристика результатов образования:


    1. В результате обучения у обучающихся должны быть сформированы

  • умения организовывать свою деятельность – определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты;

  • умения на основе приобретенных знаний объяснять явления действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, т. е. выделять их существенные признаки, систематизировать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать их значимость, выдвигать и проверять гипотезы;

  • умения ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей – различать факты, суждения и оценки, их связь с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;

  • умения решать проблемы, связанные с выполнением человеком определенной социальной роли (избирателя, потребителя, пользователя, жителя определенной местности и т. д.), – обладать способностью анализировать конкретные жизненные ситуации и выбирать и реализовывать способы поведения, адекватные этим ситуациям;

  • ключевые (универсальные) навыки – решения проблем, принятия решений, работы с информацией, ее поиска, анализа и обработки, коммуникации, сотрудничества;

  • способность ориентироваться в мире профессий, в ситуации на рынке труда и в системе профессионального образования, в собственных интересах и возможностях, экономических условиях; быть подготовленным к условиям обучения в профессиональном учебном заведении, обладать знаниями и умениями, имеющими опорное значение для профессионального образования определенного профиля.

    1. Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ отражают специфику основных образовательных результатов на разных ступенях обучения.

Реализация Требований к результатам освоения основных общеобразовательных программ обеспечивает постепенное расширение сферы самостоятельности и ответственности учащихся. Ученики действуют самостоятельно, решая сначала специально отобранные и сконструированные учебные задачи в начальной школе. Затем в основной школе – задачи, в том числе творческие, включающие социальный контекст. И, наконец, приобретают самостоятельность и эффективность в решении широкого круга жизненных задач – в старшей школе.

Как известно, основными целями и задачами олимпиад являются выявление и развитие у обучающихся общеобразовательных учреждений творческих способностей и интереса к научной деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, пропаганда научных знаний.



2. Опыт проведения олимпиад по технологии в Оренбургской области как мероприятие оценки качества образования
В этом - 2009 - году в Оренбургской области впервые проводились 1-3-й этапы Всероссийской олимпиады школьников.

Как известно, ныне действует Положение о всероссийской олимпиаде школьников, утвержденное приказом Минобрнауки России от 22 октября 2007г. N286.

Содержание конкурсных испытаний учитывало то, что Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования, а также обязательный минимум содержания начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования по технологии включает ряд разделов и тем, отражающих многоплановость человеческой деятельности.

Например, по номинации "Техника и техническое творчество" предполагались мероприятия, связанные с оценкой знаний и навыков детей по следующим вопросам:

1. Общие принципы технологии - науки о преобразовании материалов, энергии и информации. Роль технологий и техники в развитии общества. История технологий и техники

2. Машиноведение

3. Материаловедение

4. Технологии обработки конструкционных материалов (создание изделий из конструкционных и поделочных материалов)

5. Электротехника и электроника (электротехнические работы)

6. Черчение и графика

7. Художественное конструирование (дизайн)

8. Художественная обработка материалов

9. Техническое творчество

10. Экологические проблемы производства

11.Семейная экономика и основы предпринимательства

12.Ремонтно-строительные работы (технологии ведения дома)

13.Профориентация и выбор профессии

14.Выполнение проектов

Содержание тестов отражало эти направления и темы.

Практические задания областного этапа были связаны с разделами "Технология обработки конструкционных материалов" и должны были позволить оценить умения учащихся обрабатывать металл, а также в ряде случаев оценить творческие способности школьников.



В 2009г. не предусматривалось проведение презентации проектов.

С результатами областной олимпиады можно познакомиться на сайте Минобразования Оренбургской области.


Смотрите также:
«Проблемы методической поддержки стратегии и тактики внедрения современной модели образования» IV
75.98kb.
1 стр.
Предпосылки образования политических партий в России Теоретико-методологические аспекты проблемы
245.86kb.
1 стр.
Дифференцированный подход при формировании стратегии и тактики интенсивной терапии пострадавшим с тяжелой черепно-мозговой травмой 14. 00. 37 анестезиология и реаниматология
743.67kb.
4 стр.
Ресурсный центр на базе гимназии №1530 «Школа Ломоносова» «Индивидуализация образования на основе внедрения индивидуальных учебных планов»
122.96kb.
1 стр.
Место процессов внедрения в жц информационных систем. Модели внедрения ис
8.54kb.
1 стр.
Программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы»
2058.44kb.
9 стр.
«Опыт и проблемы внедрения в органах Федерального казначейства асфк»
159.98kb.
1 стр.
Приложение Рекомендации по оказанию финансовой поддержки молодым специалистам сферы образования
203.26kb.
1 стр.
Роль ноосферного образования в эволюции общества
122.7kb.
1 стр.
I. Теоретические аспекты организации внеурочной деятельности по истории в современном образовательном процессе
1339.75kb.
8 стр.
Журнал современной стоматологической практики
326.43kb.
1 стр.
Рабочей программы по дисциплине «Актуальные проблемы теории и практики современной психологии» Место дисциплины в структуре ооп. Дисциплина «Актуальные проблемы теории и практики современной психологии»
748.26kb.
4 стр.