Главная
страница 1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет истории, политологии и права

Кафедра истории древнего мира и средних веков


ПОДГОТОВКА КУРСОВЫХ И КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Методические рекомендации для студентов

Москва 2011
Пояснительная записка

Настоящие методические рекомендации отражают специфику написания курсовых и контрольных работ на кафедре истории древнего мира и средних веков. Вместе с тем они могут быть использованы студентами при подготовке всех курсовых работ, предусмотренных учебным планом. Часть рекомендаций может быть также использована при подготовке дипломной работы. Однако особенности подготовки квалификационной (дипломной) работы требуют отдельных рекомендаций, а поскольку издан значительный объем методических рекомендаций по написанию дипломных работ, целесообразно непосредственно адресовать студентов к ним, сосредоточившись здесь на письменных работах, с которых, как правило, начинается освоение студентом азов самостоятельной научно-исследовательской работы.

В соответствии с учебным планом первая курсовая работа пишется на кафедре истории древнего мира и средних веков (в первом семестре второго курса для студентов дневной формы обучения и на втором курсе для студентов заочной формы обучения), и основные сложности возникают именно на этом этапе.

Среди особенностей подготовки курсовых работ по профилю кафедры – по археологии, истории древнего Востока, античности и средних веков – следует отметить работу с материалами археологических исследований и возникающую в ряде случаев необходимость обращения к литературе на современных иностранных языках и к источникам на древних языках. Вместе с тем основной перечень знаний и навыков, необходимых для подготовки контрольной и курсовой работы по кафедре истории древнего мира и средних веков, не отличается от такового для написания контрольной и курсовой работы по истории Отечества и новой и новейшей зарубежной истории.

В данном методическом издании дается представление о цели и задачах написания курсовых и контрольных работ, их правильном оформлении, выборе темы работы, подборе источников и литературы и критериях оценивания.
Курсовая работа

Курсовая работа есть самостоятельная комплексная работа студента, выполняемая на заключительном этапе освоения учебного предмета, предполагающая решение исследовательских задач, но не требующая научной новизны итогов исследования. Решение исследовательских задач при этом должно носить творческий характер.

При подготовке курсовой работы студенты вырабатывают навыки самостоятельного изучения конкретной проблемы, формируют умения работать с литературой и историческими источниками, проводить поиск по библиотечному каталогу, учатся сравнивать различные факты и точки зрения, анализировать, обобщать, последовательно и логично излагать материал. Вместе с тем курсовая работа есть средство проверки знаний студента, умения работать самостоятельно, творчески. По ее содержанию и качеству ее выполнения можно судить о том, насколько глубоко студент усвоил изучаемый материал и в какой помощи он нуждается.

На факультете истории, политологии и права МГОУ курсовые работы пишутся с 2 по 4 курс для бакалавров социально-экономического образования дневной и заочной форм обучения. Первая курсовая работа пишется по кафедре истории древнего мира и средних веков.

В соответствии с особенностями профиля обучения студентов на факультете истории, политологии и права МГОУ курсовые работы выполняются письменно и посвящены конкретным проблемам, изучаемым исторической наукой, либо историографической или источниковедческой проблематике, либо проблематике специальных исторических дисциплин.
В ходе подготовки курсовой работы студенту следует приобрести и продемонстрировать в работе ряд полезных умений и навыков, а именно:

– умение определять цель и задачи исследования, формулировать тему работы, строить содержание, подбирать источники и литературу в соответствии с темой исследования;

– отбирать и классифицировать источники, делать их описание и характеристику, подвергать источник изучению с помощью различных методик, проверять сведения, предоставляемые источниками, прежде всего письменными, на достоверность;

– находить и осваивать исследовательскую литературу по изучаемому вопросу, уметь ее классифицировать, устанавливать преемственность и взаимоотношение точек зрения, вклад тех или иных авторов в изучение проблемы;

– уметь правильно оформлять сноски и ссылки, список использованных источников и литературы.
Значение курсовой работы

Значение курсовой работы для формирования необходимых как учителю и преподавателю истории, так и исследователю качеств, знаний, умений и навыков огромно. Прежде всего в процессе написания курсовой работы студент приобретает навыки самостоятельной исследовательской работы, изучения и анализа источников и литературы, формирования собственной исследовательской позиции, осваивает формы и методы исследовательской работы, приобретает навыки оформления и структурирования письменных работ, учится верно и грамотно излагать свои мысли, критически и в то же время конструктивно оценивать точки зрения других исследователей.

Курсовая работа по археологии, истории древнего мира и средних веков пишется студентами очной и заочной форм обучения на факультете истории, политологии и права на втором курсе. Студент должен получить оценку за курсовую работу до начала зимней экзаменационной сессии.
О качестве курсовой работы говорят:

– использование круга источников, достаточного для решения поставленных задач, творческая работа с ними; работа с источниками на языке оригинала;

– учет и освоение основной (в недостижимом идеале всей) литературы, отечественной и зарубежной, по данному вопросу; использование литературы на иностранных языках;

– формирование у автора курсовой собственной позиции по поднимаемой проблеме;

– построение новых предположений и гипотез, разработка слабоизученных аспектов избранной проблемы.

Подготовка курсовой работы

Подготовка курсовой работы проходит под научным руководством преподавателя ведущей кафедры. Студент на кафедральной страничке сайта МГОУ может заблаговременно ознакомиться с научными интересами преподавателей кафедры и выбрать научного руководителя в соответствии со своими собственными исследовательскими предпочтениями. Вместе с тем, если студент не определится со своими интересами, на кафедре будет проведено распределение таких студентов по преподавателям в соответствии с кафедральной учебной нагрузкой.


Выбор темы курсовой работы и научное руководство

При выборе темы студент ориентируется на список тем курсовых работ, который приведен в УМК по археологии, истории древнего мира и истории средних веков. С примерными темами курсовых работ студент также может ознакомиться на кафедральной страничке сайта МГОУ. Выбор темы происходит после консультации с научным руководителем. Студент может предложить интересующую его тему курсовой, если ее нет среди примерных тем курсовых, однако консультация с научным руководителем обязательна. Научный руководитель вправе отказаться руководить подготовкой курсовой работы, тема которой не соответствует требованиям либо выходит за рамки научных интересов и познаний руководителя. В свою очередь, студент может обратиться к заведующему кафедрой с письменной обоснованной просьбой о смене научного руководителя. Уважительными причинами для такой просьбы могут стать как личные, так и организационные разногласия между руководителем и студентом, делающие невозможным научное руководство.

На протяжении всей подготовки курсовой работы студент обязан являться для консультаций к научному руководителю в рабочие часы, определенные последним.

Темы курсовых работ утверждаются на кафедре в соответствии с графиком заседаний кафедры, обычно в конце сентября.


Подготовка курсовой работы

Не позднее начала октября студент должен начать работу над курсовой. Промежуточные отчеты о ходе работы над курсовой должны быть сделаны не позднее конца ноября. Неявка на консультации к научному руководителю и не предоставление промежуточных текстов и отчетов о ходе работы над курсовой могут быть причинами отказа от руководства студентом со стороны научного руководителя.

При подготовке курсовой студенту необходимо изучить сначала общие работы по избранной проблематике, затем специальные исследования. В процессе ознакомления с источниками и литературой составляется их основной список, который дополняется по мере надобности.

При необходимости следует обращаться к справочным изданиям: словарям, энциклопедиям, глоссариям. В работе с источниками используются общенаучные и общеисторические методы исследования. К первым относятся анализ, синтез, описание, измерение, сравнение, индукция и дедукция. Ко вторым – историко-сравнительный, историко-типологический, историко-системный и историко-генетический методы. Существенную помощь в освоении этих методов окажут специальные издания по методологии научного исследования.

Изучая особенности происхождения источников, их палеографические особенности, материалы археологических исследований, необходимо предварительно ознакомиться с учебными пособиями по специальным историческим дисциплинам.

Финальный вариант курсовой работы должен быть сдан научному руководителю для проверки не позднее середины декабря. В случае нарушения этих сроков защита студентом курсовой работы может быть осуществлена и позже, однако в этом случае в ведомость выставляется отметка «незачет» по курсовой работе, и студент не допускается к сдаче экзаменационной сессии.


Защита курсовой работы

Защита курсовой работы заключается в представлении на кафедре чистового варианта курсовой работы перед кафедральной комиссией, краткого выступления студента (не более 5 минут) о теме, источниках и литературе, содержании и выводах курсовой работы. Решение об оценке принимается кафедральной комиссией большинством голосов без присутствия студентов в конце всех защит, назначенных на этот день. После этого студенты вызываются в аудиторию, им объявляются оценки, и научные руководители проставляют их в зачетки. Чистовики курсовых работ сдаются и хранятся на кафедре в течение 2 лет.



Оформление курсовой работы

При подготовке курсовой работы необходимо обратить особое внимание на правильное оформление основного текста работы, сносок и ссылок, списка использованных источников и литературы.


Оформление основного текста работы

Объем курсовой работы составляет приблизительно один печатный лист (т.е. около 40 000 знаков, или около 25 страниц 1 800 знаков каждая). Возможно увеличение объема (желательно не более чем в 2 раза), существенное уменьшение объема недопустимо. Текст курсовой работы должен быть написан от руки обязательно разборчивым почерком, напечатан на печатной машинке или распечатан на принтере. Курсовые работы в электронном виде при отсутствии бумажного варианта не оцениваются. Если он распечатывается на принтере, текст должен печататься 14 шрифтом Times New Roman Cyr через полуторный интервал (возможны другие шрифты), форматирование по ширине. Текст пишется или печатается на белых листах формата А4 с одной стороны листа. Обязательно должны быть оставлены поля приблизительно 2–2.5 (верхнее, нижнее и правое) и 3 см (левое). Абзацный отступ в пределах 1–1.27. Страницы обязательно нумеруются.


Оформление сносок в курсовой работе

Ссылки на используемые источники и литературу обязательны везде, где автор обращается к конкретным сведениям, полученным из источников, и научным заключениям и мнению исследователей. Ссылки делаются в виде подстраничных сносок и размещаются внизу страниц под горизонтальной чертой слева, доходящей до середины страницы. Нумерация сносок заново начинается на каждой странице.

Сноски оформляются единообразно и согласно библиографическим требованиям, в соответствии с действующим стандартом либо по упрощенному варианту:

Монография оформляется следующим образом (упрощенный вариант):

Фамилия автора (авторов) и его (их) инициалы. Название работы. Год издания, место издания. Страница (цы). Например: Глазырина Г.В. Сага об Ингваре Путешественнике: Текст. Перевод. Комментарий. М., 2002. С. 153–155. Примеры с двумя и более авторами: Чекалова А.А., Поляковская М.А. Византия: быт и нравы. Свердловск, 1989; Першиц А.И. История первобытного общества. М., 1982.

В случае, если автор ссылается на коллективный труд, указывается редактор: Древняя Греция / Под ред. В.В. Струве, Д.П. Каллистова. М., 1956; Источниковедение истории южных и западных славян. Феодальный период / Отв. ред. Л.П. Лаптева. М., 1999.

В случае, если в сноске указана статья в сборнике или периодическом издании, ссылка оформляется так:

Сидоров А.И. Организация власти во Франкском королевстве в VIII–IX вв. // Средние века. Вып. 64. М., 2003. С. 16; Григорьева И.Л. Представления Эразма о человеке // Средние века. Вып. 46. М., 1983.

Сочинения ряда античных и средневековых авторов (например, Геродота, Цицерона, Тацита, Августина Блаженного, Фомы Аквинского и многих других) имеют устоявшуюся нумерацию книг, глав и параграфов. Ссылки на них можно давать прямо в тексте в круглых скобках (например, Herod. VI, 3).

При ссылках на периодические и серийные издания, а также на часто используемые корпусы источников, применяются сокращения, например альманахи «Вопросы древней истории», «Российская археология», «Средние века» сокращаются как ВДИ, РА, СВ; Корпус боспорских надписей. М.; Л., 1965 сокращается как КБН, и т.д. Все сокращения обязательно расшифровываются в конце работы.

Ссылки на архивы оформляются так: указывается аббревиатура названия архива (например, РГАДА – Российский государственный архив древних актов, ЦГАМО – Центральный государственный архив Московской области), затем название или номер фонда, название или номер описи, номер дела, номера листов. Если сведения находятся на обороте листа, это указывается, например: Л. 14 об. Ссылки на археологические отчеты приводятся так: Крушкол Ю.С. Отчет об археологических исследованиях в Анапском районе Краснодарского края в 1969 г. // Архив ИА РАН. Р–1. № 4264. 1969.

В первой ссылке на работу или источник все их описание приводится полностью, далее оно сокращается: опускаются выходные данные издания, длинное название сокращается до первых слов. Например: Уваров П.Ю. Парижский университет: европейский универсализм, местные интересы и идея представительства // Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т. 4. Extra muros: город, общество, государство. М., 2000. С. 51–65. Можно сократить при повторной ссылке как: Уваров П.Ю. Парижский университет… С. 58.

Если подряд следуют две или несколько ссылок на ту же публикацию на той же странице, впервые указываемая публикация оформляется полностью, последующие сокращаются до «Там же» или «Там же. С. N», сочинение того же автора начинается с «Его же». Если в работе делаются ссылки на единственную работу какого-либо автора, при повторном цитировании пишется «Автор. Указ. соч.», однако при ссылках на несколько работ так оформлять сноску нельзя, поскольку неясно, на какое именно сочинение идет ссылка.

Аналогично оформляются ссылки на иностранную литературу и источники на древних языках. Если приводится несколько ссылок подряд, вместо «Там же» следует приводить латинский аналог: Ibid. (сокр. от: Ibidem), если подряд идут ссылки на того же автора, вместо русского «Его же» следует использовать латинский аналог: Idem.

Структура и содержание курсовой работы

Курсовая работа состоит из титульного листа (образец прилагается), плана работы (оглавления или содержания), введения, основной части, разделенной на главы и параграфы, заключения и списка использованных источников и литературы. В курсовой возможны приложения в виде таблиц, иллюстраций, схем, карт, графиков и диаграмм, переводов источников и исследовательской литературы.

Каждая часть курсовой работы начинается с нового листа. Параграфы начинаются на том же листе, на котором закончился текст предыдущего параграфа.
Титульный лист

Титульный лист – первый лист курсовой работы. Он оформляется определенным образом и не нумеруется.


Оформление титульного листа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ, ПОЛИТОЛОГИИ И ПРАВА

Кафедра истории древнего мира и средних веков

 

Курсовая работа на тему: 



СТАНОВЛЕНИЕ ФРАНКСКОГО ГОСУДАРСТВА

ПО «ИСТОРИИ ФРАНКОВ» ГРИГОРИЯ ТУРСКОГО

 

Выполнил: Сидоров И.П.



студент II курса д/о

 

Научный руководитель:



к.и.н., доц. А.В. Смирнов

Москва — 2011




Содержание

Содержание (или оглавление) работы размещается на втором листе курсовой работы. Начиная со второго листа, начинается пагинация (проставление номеров) листов курсовой работы.

В содержании обязательно указываются название глав и параграфов, номера страниц.
Введение

Во введении студент обязательно:

– дает характеристику актуальности (важности и значимости) работы, формулирует цель и задачи работы;

– обосновывает хронологические и географические рамки исследования;

– делает обзор источников и историографии (если в работе нет отдельной главы, посвященной анализу литературы) по избранной проблематике;

– обосновывает структуру работы.


Основная часть

Основная часть работы состоит из глав, которые могут быть разбиты на параграфы. Главы и параграфы имеют номера и названия. Оптимальное число глав в курсовой работе – от 2 до 4. Большее число глав делает структуру слишком дробной. Объем глав должен быть сбалансирован; нежелательно, чтобы одна глава была существенно больше другой. По тексту и в конце каждой главы крайне желательно сформулировать выводы и заключения.


Заключение

В заключении курсовой работы подводятся итоги исследования и обобщаются выводы и заключения, сделанные в главах основной части.


Список использованных источников и литературы

Список использованных источников и литературы включает в себя все источники и исследовательскую литературу, использованные в курсовой работе. Они располагаются в азбучном порядке по категориям (см. оформление курсовой работы). Оформляется список в соответствии со стандартом библиографического описания. Электронные ресурсы указываются также в соответствии со стандартом описания таких ссылок.

Нельзя вносить в список работы, которые студент не использовал и с которыми не ознакомился. Это грубейшая ошибка, ведущая к снижению оценки.

Этапы подготовки курсовой работы

Подготовка курсовой работы складывается из следующих этапов:



  • выбор темы и научного руководителя, утверждение темы курсовой работы;

  • составление плана работы;

  • работа с источниками и изучение исследовательской литературы;

  • написание черновых текстов и исправление их в соответствии с замечаниями научного руководителя;

  • написание чистового варианта курсовой работы;

  • защита курсовой работы.


План курсовой работы составляется самим студентом при помощи научного руководителя до начала работы над текстом. Работа над текстами источников и изучение исследовательской литературы сопровождаются выписыванием необходимых данных и фрагментов источников и литературы. Удобно использовать для этого чистые каталожные библиотечные карточки. Выписки помогают оформлять сноски без обращения к изученным источникам и литературе. Также можно использовать электронные закладки при работе на компьютере.

При написании текста нельзя часто использовать прямые цитаты из источников и литературы. Цитаты источников используются там, где это уместно: необходимо проиллюстрировать тезис, либо в случае, если цитируемый пассаж содержит ценные сведения в лаконичной форме. Часто цитаты лучше убрать в подстраничные сноски. Исследовательскую литературу цитировать имеет смысл при обращении к мнению авторов по конкретному вопросу или при использовании источниковых данных, которыми не удается воспользоваться по изданиям источников. При цитировании обязательно следует делать ссылки на издания источников и литературы.

Брать из литературы данные, которые можно почерпнуть напрямую из источников, категорически запрещается. Это влечет снижение оценки за курсовую работу.

Чистовой вариант курсовой работы составляется с учетом замечаний научного руководителя по черновому тексту и собственных доработок и редактирования.



Оформление списка использованных источников и литературы

Источники и литература приводятся в азбучном порядке без нумерации. Сначала перечисляются неопубликованные, затем опубликованные источники, потом литература; в перечне письменных источников сначала указываются издания на языке оригинала, затем русские переводы, в перечне литературы, напротив, сначала приводятся издания на русском, затем на иностранных языках. Неопубликованные источники размещаются в азбучном порядке по названиям хранилищ, архивов, отделов рукописей, а в хранилище по порядковым номерам фондов, описей и дел.

При включении в список статей в сборниках и периодических изданиях обязательно указываются страницы, которые занимает использованная статья.

Аналогично оформляется перечень иностранной литературы.



Критерии оценивания курсовых работ

Курсовая работа не может быть оценена положительно, если:

1. Какая-либо ее часть, не говоря уже о всем тексте работы, является плагиатом, скомпилирована из фрагментов работ других авторов и носит несамостоятельный характер. Проще говоря, если студент выдает чужую работу за свою. Использование текстов, взятых на специальных сайтах сети Интернет, в качестве якобы «своей» работы также является плагиатом.

2. Содержание курсовой работы не соответствует ее теме.

3. При написании работы не были использованы источники и литература.

4. Оформление работы совершенно не соответствует требованиям.


Курсовая работа оценивается «удовлетворительно», если:

1. Работа выполнена с нарушениями графика, в оформлении, структуре и стиле работы есть недостатки.

2. Работа выполнена самостоятельно, присутствуют собственные обобщения, заключения и выводы.

3. При этом литература и источники по теме работы использованы в недостаточном объеме, их анализ слабый или вовсе отсутствует.

4. Тема работы раскрыта не полностью.
Курсовая работа оценивается «хорошо», если:

1. Работа выполнена в срок, в оформлении, структуре и стиле работы нет грубых ошибок.

2. Работа выполнена самостоятельно, присутствуют собственные обобщения, заключения и выводы.

3. Использованы основная литература и источники по теме работы, однако работа имеет недостатки в проведенном исследовании, прежде всего в изучении источников.

4. Тема работы в целом раскрыта.
Курсовая работа оценивается «отлично», если

1. Работа выполнена в срок, оформление, структура и стиль работы образцовые.

2. Работа выполнена самостоятельно, присутствуют собственные обобщения, заключения и выводы.

3. Использовано оптимальное количество литературы и источников по теме работы, их изучение проведено на высоком уровне. Автор работы владеет методикой исследования. Использованы источники в оригинале (по возможности), литература на иностранных языках.

4. Тема работы четко сформулирована, тема раскрыта полностью, дано обоснование ее актуальности.
Некоторые распространенные ошибки при написании курсовой работы:

1. Курсовая работа – не самоцель, а показатель успехов студента в обучении. Не следует браться за неподъемную тему, не обеспеченную источниками и литературой.

2. Не следует демонстрировать свою эрудицию ссылками на работы на языках, которыми автор не владеет, и тем более на работы, с которыми автор не смог ознакомиться.

3. Оформление работы везде должно быть единообразным. Нельзя использовать одновременно несколько вариантов оформления. То же касается вариантов транскрипции иностранных и древних названий, имен и понятий (скажем, нельзя Фому Аквинского в одной работе называть Фомой Аквинским, Томасом Аквинатом и Фомой Аквинатом).

4. Имеет смысл учиться стилю и логике изложения, читая лучшие труды ученых-историков. Не увлекайтесь красотой слога! В научной работе это обычно, напротив, мешает. Не перегружайте работу цитатами из литературы и источников, а если используете их, обязательно берите в кавычки и делайте ссылку. Содержание источников и литературы можно передать своими словами. Кавычки в этом случае не ставятся, но ссылка обязательно должна быть!

5. Выдвигая свои гипотезы, не акцентируйте внимание на своей научной исключительности. Начинающий исследователь нечасто делает большие открытия. Однако из вашей работы должна быть видна и ваша позиция по рассматриваемому вопросу, и ваш вклад в его изучение.

6. Перед сдачей работы внимательно прочитайте ее, как если бы вы ее проверяли. Чем больше недочетов будет устранено вами, а не вашим научным руководителем, тем больше вы преуспеете в искусстве писать научные труды.

Контрольная работа

Контрольные работы пишутся в обязательном порядке студентами-заочниками, входя в семестровую отчетность, и, по решению преподавателя, в качестве промежуточного и текущего контроля на всех формах обучения.

Выполнение контрольных работ учит навыкам самостоятельной работы с источниками и литературой и дополняет курсовые работы.

Основные требования к контрольным работам те же, что и к курсовым. Отличия состоят в следующем. Контрольные работы имеют примерно вдвое меньший, чем у курсовых, объем. Соответственно, тема контрольной работы должна выбираться с учетом того, что ее раскрывать придется в существенном меньшем объеме. Глубина раскрытия темы и объем привлекаемых источников и литературы также меньше, чем у курсовой.

При этом, выбирая локальную тему, студент должен изучить более обширную проблему, частью которой является избранная им тема. Изучая историю античного Милета, к примеру, необходимо ознакомиться с литературой по античной истории и более узко – по истории античного полиса.

При оформлении контрольной работы допускается писать от руки в обычной школьной тетрадке с разлинованными листами. При этом, как и в курсовой, страницы нумеруются и оставляются поля. Титульный лист оформляется по менее строгим правилам, чем в курсовой. Там обязательно указывается название вуза (МГОУ), кафедры истории древнего мира и средних веков, учебной дисциплины, тема, ФИО автора полностью, курс и группа, место и год выполнения работы (Москва – 2011).

Работа, выполненная от руки, пишется разборчивым почерком, без сокращений слов и с минимумом исправлений.


Рекомендуемая литература

Абрамсон М.Л. Контрольные работы по истории средних веков. М., 1984.

Авдеева К.Д., Абрамсон М.Л. История средних веков. М., 1982.

Баскаков М.И. От реферата до дипломной работы. Рекомендации студентам по оформлению текста. Учеб. пособие для студентов вузов и колледжей. Ростов н/Д., 2001.

В помощь студентам исторических факультетов педагогических институтов (К организации индивидуальной работы по истории средних веков) / Отв. ред. И.А. Дворецкая. М., 1995.



Гецов Г.Г. Работа с книгой: рациональные приемы. М., 1989.

ГОСТ 7. 1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание: общие требования и правила составления. М., 2004.



Ефременков Н.В. Основы научного исследования и самостоятельной работы студента-историка. Калинин, 1990.

Жуков Е.М. Очерки методологии истории. М., 1987.

Как писать курсовую работу по истории древнего мира (методические указания и тематика). Учебно-методическое пособие для вузов / Сост. Н.П. Писаревский. Воронеж, 2007.



Кибасова Г.П. Самостоятельная и научно-исследовательская работа студентов и аспирантов: методическое пособие. Волгоград, 2002.

Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987.

Колесницкий Н.Ф. Контрольные работы по истории средних веков: Для студентов-заочников 2-го курса исторических факультетов педагогических институтов. М., 1957.

Колесницкий Н.Ф. Основы научных исследований по истории. Пособие для студентов исторических факультетов. М., 1988.

Методика преподавания истории средних веков по опыту Московского университета. Сб. статей. М., 1981.

Методическое пособие по выполнению курсовых и дипломных работ / Сост. Н.А. Головин. СПб., 1996.

Никитюк Е.В. Библиография античной истории: учеб.-методич. пособие к спецкурсу. СПб., 2005.

Оформление списка литературы и ссылок к научной работе. М., 2002.



Подзорова Т.С. Научная организация умственного труда студентов. Л., 1972.

Правила оформления списка литературы и ссылок к научной работе с краткими правилами библиографического описания / Сост. В.А. Ситникова, Я.Г. Каменева. М., 1988.



Рузавин Г.И. Методология научного исследования. М., 1999.

Сапрыкин Ю.М. Методология и методика исследования политических учений (средние века, начало нового времени). М., 1973.

Смышляев А.Л. Курсовая работа по истории древнего мира в семинарской группе 1 курса. Н.-Новгород, 1994.


Смотрите также:
Методические рекомендации для студентов Москва 2011
194.02kb.
1 стр.
Методические рекомендации для студентов
570.51kb.
5 стр.
Методические рекомендации по выполнению практических работ Нижний Новгород 2011 ббк п-26
757.33kb.
10 стр.
Методические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья»
1045.73kb.
11 стр.
Методические рекомендации по изучению дисциплины и самостоятельной работе студентов специальности 240702 «Химическая технология полимерных композиций, порохов и твердых ракетных топлив»
358.67kb.
1 стр.
Методические рекомендации для студентов Методические рекомендации к семинарским занятиям
288.04kb.
1 стр.
Методические рекомендации для студентов и дипломантов факультета культуры Санкт-Петербург 2009
536.02kb.
4 стр.
Методические рекомендации для преподавателей 24 2 Методические рекомендации для студентов
386.33kb.
1 стр.
Методические рекомендации для преподавателя 88 Общие методические рекомендации по изучению курса 89 и самостоятельной работе студентов 89
1898.59kb.
14 стр.
Методические рекомендации для студентов-заочников технических специальностей зтб, зртб, зсб, затб
1380.15kb.
8 стр.
Методические рекомендации по выполнению контрольных работ Оренбург 2012 ббк
1640.49kb.
7 стр.
Методические рекомендации для студентов естественнонаучного профиля Брест 2009 (07) ббк 74. 58
410.63kb.
2 стр.