Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4
§3.3. Деятельность объединенной Германии по развалу СФРЮ.

 

После разрушения берлинской стены и краха Советского Союза в политическом, экономическом и идеологическом планах в 1989-1990 годах на политическую сцену возвращается «Великая Германия», которая начинает проводить активную внешнюю политику с целью закрепления своего лидерства в Европе. Крах советской системы представлял, по сути дела, конец послевоенной эры и ограничений, наложенных на Германию странами-победителями. К 1990 году канцлер ФРГ Гельмут Коль, использовав благоприятную ситуацию (кризис ГДР, политика Горбачева-Шеварднадзе) сумел добиться объединения, а фактически включения ГДР в ФРГ. Он смог сформулировать политику, которая превратила ФРГ в ведущую державу в Европе, способную в экономическом и финансовом отношениях осуществлять контроль в рамках ЕС. Одновременно вновь созданная Германия располагала финансовой и экономической мощью, которая обеспечила ей установление контроля над странами Центральной и Юго-Восточной Европы ранее входившими в социалистический блок стран.



Конечную цель внешней политики и методы ее осуществления четко сформулировал в начале 90-х годов министр иностранных дел ФРГ Ганс Дитрих Геншер: « Те, кто верил в то, что поражения в двух мировых войнах усмирили немецкие экспансионистские амбиции, оказались полностью не правы. Немцам, сейчас, больше чем когда-либо нужна территория, и они горят желанием расширить свое влияние…на мировой политической сцене. Различия между нацистской агрессией прошлого и современным продвижением Германии состоят в методах. Немцы сейчас …не пачкают своих рук при осуществлении плана установления протектората Рейха. Это означает, что мы хотим превратить центральную Европу в конгломерат малых государств полностью зависимых от Бонна…. Эти страны будут полностью зависеть от германского капитала и превратятся в марионеток этой великой силы…».101[101]. Реализация новой внешнеполитической доктрины ФРГ началась незамедлительно на территории Социалистической Федеративной Республики Югославии.

Стратегической целью Германии (и Австрии) в югославском кризисе было возвращение утерянного после Первой и Второй мировых войн контроля над северо-западной частью Балканского полуострова и северо-восточным побережем Адриатического моря. При существовании единой СФРЮ реализовать эту программу политическим кругам Германии не представлялось возможным, так как единая Югославия с центром в Белграде всегда была противником немецкого экспансионизма на Балканах. Поэтому ставка была сделана на всестороннюю поддержку югославских сепаратистов, которые в случае прихода к власти и отделения своих республик от Федерации стали бы верными союзниками Великой Германии и тем самым дали бы зеленый свет немецкому экономическому и финансовому вторжению на Балканы.

Также необходимо учитывать и то, что в случае распада СФРЮ новые государства-члены ООН при постановке вопроса о предоставлении Германии места в СБ ООН проголосовали бы в пользу Германии.

Начало деятельности ФРГ по подрыву югославской государственности приходится на 1985 год. В этом году, в присутствии большого числа официальных немецких лиц, в Бонне был открыт «Informativni ured Hrvatskog nacionalnog vijeća»102[102] (ХНВ), который усташская эмиграция и неонацисты Германии сразу же окрестили «хорватским посольством» в Германии.103[103] На открытии ХНВ, было официально заявлено, что «главной целью Информационного бюро Хорватского национального веча является уничтожение конституционного строя Югославии…и создание новой Независимой Державы Хорватской».104[104] ХВН стало своеобразным координационным центром хорватских сепаратистов как внутри Хорватии, так и за ее пределами. Бюро сыграло значительную роль в формировании общественного мнения в Хорватии через каналы спутникового телевидения, радио и печатные СМИ, а также в сборе денежных средств на проведение предвыборной кампании Ф.Туджмана и его «Хорватского демократического содружества» (ХДС). Бюро ХНВ в начале 90-х годов стало главным нелегальным каналом закупки вооружения и боеприпасов в Германии и других частях света и переправки этого вооружения в Хорватию.105[105]

Следующим шагом на пути к возрождению независимого хорватского государства стала тайная встреча Ф.Туджмана с канцлером ФРГ Г.Колем и другими членами германского правительства в 1988 году, в Бонне. Цель визита, по сведениям, имеющимся у английского исследователя Т.В.Карра, заключалась в определении совместной политики раздела Югославии, которая приведет к созданию нового Независимого Государства Хорватия с международными границами, которые в 1941 году были проведены А.Гитлером и А.Павеличем.106[106] На тайной встрече в Бонне германское правительство пообещало политическую, финансовую и секретную военную поддержку в случае выхода Хорватии из состава СФРЮ.107[107] Такая акция полностью совпадала со стратегическими целями ФРГ на Балканах, подразумевающими включение католической Хорватии и Словении в германскую экономическую зону, обеспечивая тем самым для Германии прямой выход на Адриатическое и Средиземное море.

Финансовая помощь, обещанная на встрече Туджман-Коль, не заставила себя долго ждать. Уже 4 октября 1990 года Германия через подставное лицо выделила Хорватии беспроцентную ссуду в два миллиарда долларов со сроком выплаты в десять лет. Формально, ссуда была выделена со стороны «Ordre Souverain et Militaire de Saint-Jean de Jerusalem, Chevaliers-Hospitaliers de Malte»108[108]. Ссудные средства предназначались для финансирования якобы приоритетных строительных объектов, причем ставилось условие, что они не могут использоваться для строительства военных объектов и для закупки вооружения. Но как нетрудно догадаться, ссуда высвободила финансовые средства Хорватии, предназначавшиеся для гражданских строительных проектов, и таким образом обеспечили возможность направления денег на строительство военных заводов и закупку оружия. От имени Хорватии этот контракт подписали вице-президент Мате Бабич и советник министерства финансов Макс Зелен Мирьяна.109[109]

Обещанная тайная военная поддержка начала осуществляться сразу же после объединения двух Германий и начала модернизации восточногерманских вооруженных сил. Уже в 1990 году списанное в результате модернизации армии в Восточной Германии вооружение и оставшиеся без работы в новой «Великой Германии» военные специалисты нелегально отправляются в Хорватию для вооружения и обучения хорватских сепаратистов.110[110] Таким образом была вооружена и обучена Национальная Гвардия Хорватии, которая была сформирована сразу после избрания на пост президента Хорватии Ф.Туджмана, в 1990 году.111[111]

Для подтверждения вышесказанного приведем несколько конкретных примеров военной поддержки Хорватии со стороны ФРГ.

По сведениям югославских органов безопасности, в течение июля 1991 года в Хорватию, при посредничестве хорватской фирмы “OLT “, из Германии было доставлено 20 танков из арсеналов бывшей ГДР под видом металлолома.112[112] В конце сентября 1991 года Германия, при посредничестве Австрии, направила в Хорватию ракеты «стингер» и «милан» на сумму в 60 миллионов долларов. В начале октября Министерство обороны Хорватии, используя тот же канал, получило партию танков «Т-92» на сумму свыше 61 миллиона долларов и перечислило эту сумму в австрийский банк “Die Erste Osterreichische Sparkasse - Bank” на счет немецкого предпринимателя из Франкфурта Герхарда Мерца.113[113] В конце этого же месяца в Хорватию при посредничестве австрийской фирмы из Беча “Xandill International Ltd. Consultina” из Германии было доставлено 3.500 автоматических ружей и 40 тысяч гранат на сумму свыше 1 миллиона 750 тысяч долларов. Готовясь к признанию «права на самоопределение» Хорватии и Словении до католического Рождества 1991 года, Германия 9 ноября направляет в Хорватию две баржи с ракетами «стингер» и другими видами вооружения, а 19 декабря немецкие суда доставляют в хорватский порт Риека 60 танков.114[114]

По сведениям, опубликованным югославскими органами безопасности, все эти и другие нелегальные поставки вооружения проходили при непосредственном участии таких финансовых организаций Германии, как Deutsche Bank, Dresdner banк A.G. Darmstadt , Faba, Foga Nirnberg, Franconia-JAGD Minhen, Messerschmitt и других.115[115]

Что касается военных специалистов из Германии, то первые сведения об их пребывании на территории Хорватии относятся к середине 1991 года. Так, в июле 1991 года на полигоне у поселения Нови Чаковци в Восточной Славонии службой безопасности было выявлено 20 немецких инструкторов (офицеров из бывшей ГДР), которые обучали незаконные воинские формирования Хорватии «тактике ведения боя в условиях гражданской войны» и использованию ракетных систем «армбруст» и «стингер».116[116]

Как мы теперь видим, Германия полностью выполнила свои обязательства по военной поддержке Хорватии, взятые на упомянутой выше встрече 1988 года в Бонне.

Из взятых на себя обязательств Германии оставалось выполнить лишь обещание политической поддержки Хорватии в случае ее выхода из СФРЮ.

25 июня 1991 года Хорватия и Словения официально провозгласили свою независимость. Мировое сообщество весьма сдержанно прореагировало на это: США, СССР, Франция, Венгрия и Австрия сразу заявили, что не признают Хорватию и Словению.117[117] Официальный Бонн также заявил о своем отказе признать Хорватию и Словению в качестве независимых государств. Это объясняется тем, что несколькими днями раньше, а точнее19-20 июня, Германия вместе с другими государствами на Берлинской встрече министров иностранных дел СБСЕ, выступила за сохранение «территориального единства Югославии».118[118] Но уже через несколько дней после официальной поддержки целостности Югославии Ганс Дитрих Геншер в Мюнхене сделал заявление о том, что «ситуацию в Югославии следует расценивать как непредвиденную» и Германия теперь «не имеет никакого интереса в деле сохранения «Бейрута» на Балканах». Одновременно он высказал «поддержку Словении и Хорватии, которые вступили на путь демократии и рыночной экономики».119[119]

Через два дня после этого заявления, 3 июля в 9 часов 30 минут Геншер связался по телефону с новоизбранным председателем Президиума СФРЮ Степаном Месичем, хорватом по национальности, никогда не скрывавшим своих сепаратистских настроений и впоследствии написавшим книгу воспоминаний «Как мы разрушили Югославию», и спросил его: «нужно ли Германии признавать суверенитет и самостоятельность Словении и Хорватии?». С. Месич на это ответил: «Это то, что мы больше всего желаем, и в этом случае Словении и Хорватии будут открыты двери в цивилизованное мировое сообщество». «В этом случае, - ответил Геншер, - я начинаю работу с ведущими государствами».120[120] В тот же день Геншер связался с министрами иностранных дел Великобритании, Австрии и ряда других государств121[121], а 9 июля 1991 года позвонил государственному секретарю США Джеймсу Бейкеру, требуя решительной акции Запада против «сербского террора», введения экономических санкций против Сербии и Черногории и признания Хорватии и Словении как самостоятельных государств.122[122] Не добившись однозначной поддержки своих предложений, ФРГ не отказалась от борьбы за признание независимости Хорватии и Словении. Так, 15 августа 1991 года Отто фон Габсбург, депутат Германии в Европарламенте, от имени ФРГ сделал заявление, которое было опубликовано французской газетой «Фигаро». «Хорваты, будучи цивилизованной частью Европы, не имеют ничего общего с сербским примитивизмом, с этими Балканами. Будущее Хорватии в Европейской конфедерации…».123[123] Данное заявление не нашло поддержки среди членов ЕС, так как большинство в ЕС все еще пыталось добиться мирного решения проблемы и сохранить единство Югославии. Потерпев неудачу в Европарламенте, Германия, используя свое влияние, направила все усилия на включение проблемы СФРЮ в повестку дня предстоящей в декабре 1991 года встречи министров в Маастрихте. Эта встреча должна была стать символом превращения Европы в единое экономическое и валютное пространство с общей внутренней и внешней политикой. За несколько месяцев до Маастрихта Германия убедила глав государств ЕС в необходимости включения в дебаты о европейской безопасности и совместной внешней политике проблемы Югославии.

На встрече в Маастрихте, 9 декабря 1991 года, восемь из двенадцати государств-членов выступили за признание независимости Хорватии и Словении, а четыре-против.124[124] Такой исход не удовлетворил Г.Д. Геншера, и он заявил о том, что не закроет совещание до тех пор, пока все министры ЕС не согласятся с признанием сепаратистов. Давление на министров продолжалось с 22 часов 9 декабря до 4 часов утра 10 декабря 1991 года, когда все министры иностранных дел дали согласие относительно признания Хорватии и Словении в качестве самостоятельных государств.125[125] Давление на министров осуществлялось Германией путем блокирования всех вопросов европейской интеграции до единогласного решения югославского вопроса, а также путем уступок со стороны ФРГ в финансовых вопросах в пользу сторонников сохранения СФРЮ. По сути дела, в Маастрихте территориальная целостность Югославии была принесена в жертву ради сохранения единства ЕС.

Решив судьбу Югославии, министры иностранных дел перенесли рассмотрение конкретных вопросов связанных с дезинтеграцией СФРЮ на заседание Совета министров иностранных дел 16 декабря. На этом заседании министры определили по предложению Франции критерии, обусловившие решение о признании, и запросили заключение Арбитражной комиссии, чтобы иметь возможность принять свое решение 15 января 1992 года. Ориентиром для решений о признании югославских республик должны были служить следующие критерии:

1.      Соблюдение положений Устава ООН и обязательств, записанных в Заключительном акте в Хельсинки и Парижской хартии, в частности относительно правового государства, демократии и прав человека.

2.      Гарантии прав этнических и национальных групп и меньшинств в соответствии с обязательствами, принятыми в рамках СБСЕ.

3.      Обязательство разрешать путем соглашения все вопросы о право- преемственности и о региональных разногласиях. Сообщество и его члены не признают формирования, которые явятся результатом агрессии. Они будут учитывать и то воздействие, которое признание нового государства окажет на соседние государства.126[126]

Эти критерии, а также и ряд других, поставили ряд предварительных условий, выполнение которых стало необходимо для признания Хорватии и Словении. Председатель мирной конференции по Югославии представил запросы в Арбитражную комиссию, для того чтобы она дала свое заключение до 15 января 1992 года. Уже через несколько дней комиссия объявила, что по всем выработанным 16 декабря критериям можно признать только независимость Словении. Относительно Хорватии дело обстояло сложнее. В этой югославской республике война между этническими группами набирала обороты и ни по одному из вышеупомянутых критериев Хорватия не могла быть признана странами ЕС. Германия попала в весьма затруднительное положение. С одной стороны, на основании решения Совета министров иностранных дел от 16 декабря Германия уже не могла выполнить своего обещания признать Хорватию до католического рождества(25 декабря)127[127], так как министры ЕС перенесли дату окончательного признания на 15 января 1992 года. С другой стороны, правительство ФРГ на основании работы Арбитражной комиссии понимало, что и 15 января решение о признании независимости Хорватии может быть заблокировано на основании ее несоответствия выработанным критериям. В этих условиях, дабы не терять лицо, Германия, не дожидаясь 15 января и заключения Арбитражной комиссии, односторонне признала независимость Хорватии и Словении 23 декабря 1991 года.128[128]Таким образом, она опередила и предопределила общее решение Совета министров иностранных дел ЕС. Она нарушила решения от 16 декабря, а также правила поведения, касающиеся совместной внешней политики стран ЕС, зафиксированные 9 декабря в Маастрихтском договоре, и навязала свою волю, поставив своих партнеров по Сообществу перед свершившимся фактом. К 15 января все страны Европейского Сообщества признают независимость Хорватии и Словении, а через некоторое время их признают и США.

С признанием независимости Хорватии и Словении Германия добилась своей стратегической цели: Социалистическая Федеративная Республика Югославия исчезла с политической карты мира, открыв тем самым дорогу для экономической и политической экспансии Германии на Балканах.

Рассмотрев деятельность ФРГ по подрыву югославской государственности, можно с уверенностью сказать, что Германия сыграла значительную роль в деле развала СФРЮ. Вмешательство во внутренние дела Югославии, заинтересованность в дестабилизации и нагнетании обстановки в этой стране, поддержка, исходя из своих государственных интересов, сепаратистских сил, способствовали расшатыванию и без того хрупких основ югославской федерации и стали одной из главных причин развала СФРЮ в1991-1992 годах.

 

 



 



1[1] Основной закон об управлении государственными хозяйственными предприятиями и высшими хозяйственными объединениями со стороны трудовых коллективов // Конституция и основные законодательные акты Федеративной Народной Республики Югославии. М., 1956. С. 362-374

2[2] Каменецкий В.М. Указ. соч. С. 15

3[3] Конституционный закон об основах общественного и политического устройства Федеративной Народной Республики Югославии и о союзных органах власти // Конституция и основные законодательные акты Федеративной Народной Республики Югославии. М., 1956. С. 45-84

4[4] Конституционный закон…ст. 4. С. 45

5[5] Конституционный закон…Глава 2. С. 50-80 ; Каменецкий В.М. Указ.соч…С. 18

6[6] Службени лист СФРJ, 1971, №29

7[7] Конституция Социалистической Федеративной Республики Югославии. Белград, 1974.ст.132,143. С.176, 183; Каменецкий В.М. Указ. соч. С.75

8[8] Конституция…ст. 282. С. 259

9[9] Социалистическая Федеративная Республика Югославия. М., 1985. С. 46

10[10] Конституция …ст. 299. С. 271

11[11] Николић П. Прилог расправи о карактери jугословенског федерализма.// Марксистична мисао. 1988 №5

12[12] Устав СФРJ. Члан 1. Београд, 1974

13[13] Конституция ФНРЮ 1946 года. // Конституция и основные законодательные акты Федеративной Народной Республики Югославии . М., 1956. ст. 1. С.9

14[14] Устав СФРJ. Основне одредбе.

15[15] Вилић Д. Тодоровић Б. Разбиjање Jугославиjе. 1990-1992. Београд, 1995.С. 143-144

16[16] Социалистическая Федеративная Республика Югославия, М., 1985. С. 54

17[17] Там же. С. 54

18[18] Вилић Д., Тодоровић Б. Указ.соч..С.106

19[19] Вилић Д., Тодоровић Б. Указ.соч..С.106

20[20] Там же.

21[21] Там же. С. 117

22[22] Јовић Б. Комадање Југославије. Београд ,1992. С.102

23[23] Устав СФРЈ. Члан 239

24[24] Устав СФРЈ. Члан 240

25[25] Самарџија М. Привредни систем Југославије. Београд , 1980. С. 325

26[26] Чубра Н. Војска и разбијање Југославије. Београд , 1997. С. 42

27[27] Bilandzic D., Higtorija Socijalisticke Federativhe Republike Jugoslavije: Glavni procesi, 1918—1985. – Zagreb, 1985. S. 391

28[28] Istorija Jugoslavije 1943-1975. Sarajevo, 1977. S. 115

29[29] Isto.

30[30] Denić B. Etnički nacionalizam: Tragična smrt Jugoslavije. Beograd, 1996. S.60

31[31] Шмелев Б. Причины распада СФРЮ/ Балканы между прошлым и будущим. М., 1995. С. 32

32[32] Чубра Н. Указ.соч… С. 43

33[33] Korać M. Privredni sistem Jugoslavije. Zagreb, 1985. S. 105

34[34] Isto.

35[35] Isto., S. 108

36[36] Конституция СФРЮ…ст. 70 - 71, 124 – 128. С. 138 –139, 172 –173 Шмелев Б. Указ.соч… С. 33

37[37] Михайлович К. Экономическая действительность Югославии. М., 1986. С. 106

38[38] Устав СФРЈ. Основне одредбе.

39[39] Вилић Д., Тодоровић Б. Разбијање Југославије. Београд , 1995. С. 149-150

40[40] Там же.

41[41] Вилић Д., Тодоровић Б. Указ.соч.. С. 153

42[42] Там же. С. 154

43[43] Pereљin I. Svijetski financijski vrtlog. Zagreb, 1988. S. 24

44[44] Вилић Д., Тодоровић Б. Указ.соч. С. 154

45[45] Vudvord S. Balkanska tragedija. Haos i raspad posle hladnog rata. Beograd , 1997. S. 60

46[46] Isto.

47[47] Mencinger J. Privredna reforma i nezaposlrnost // Privredna kretanja Jugoslavije. Vol. 3. 1989, s. 27

48[48] Вилић Д., Тодоровић Б. Указ.соч. С. 159

49[49] Вилић Д., Тодоровић Б. Указ.соч. С. 159

50[50] Известия. 7.08.1990.

51[51] Там же.

52[52] Известия. 7.08.1990.

53[53] Борба. 31.12.1990; 1-2.1.1991.

54[54] Борба. 29-30.12.1990.

55[55] Известия. 10. 08. 1990.

56[56] Хуберт Х.П. Рат у Југославији: Интереси и могуће последице.// Tanjug Press. 21.12.1993. С. 21

57[57] Цит. по: Вилић Д., Тодоровић Б. Разбијање Југославије. 1990 – 1992. Београд, 1995. С. 7

58[58] Солано Е. Х. Њемачки подстицај кризи у Југославији.// Tanjug Press. 21.12.1993. С. 24

59[59] Вилић Д., Тодоровић Б.Указ. соч.. С. 102 – 104

60[60] Вилић Д., Тодоровић Б. Указ. соч. С. 9

61[61] Конфликт малого масштаба определяется как широкое понятие, которое обозначает локальную военно-политическую борьбу между национальными силами, спровоцированную для достижения политических, социальных, экономических и психологических целей, страной стоящей над этим конфликтом. Эта борьба может носить длительный характер и осуществляться дипломатическими, экономическими и психологическими методами, а также путем террора и междоусобицы. Конфликт малого масштаба используется страной – заказчиком для поднятия своего авторитета, а также для демонстрации и ограниченного непосредственного использования регулярных военных сил.

<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Груздев И. С. Причины распада Социалистической Федеративной Республики Югославии
646.47kb.
4 стр.
В отношении соотечественников за рубежом
225.95kb.
1 стр.
Статья 1 Следующие термины означают: «военные пенсионеры»
61.29kb.
1 стр.
Памятка участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на территории Курской области
1515.12kb.
10 стр.
Кремлевцы России
257.09kb.
1 стр.
Принят 3 октября 1991 г. 38 государствами – участниками
337.01kb.
1 стр.
0415. Экз. 02;ЭЭ. 01;1 1 сентября 1917 г сформирована Директория из пяти человек во главе с Керенским, а Россия была объявлена
282.6kb.
1 стр.
За свободную россию
22.67kb.
1 стр.
Между правительством союза советских социалистических республик и правительством социалистической республики румынии о международном
63.01kb.
1 стр.
День предательства России Что мы празднуем 12 июня? Видео
70.68kb.
1 стр.
Международная комиссия по гражданскому состоянию конвенция об установлении материнства внебрачных детей
62.55kb.
1 стр.
Русские в Словении Александр Наумов, «Русский мир»
94.5kb.
1 стр.