Главная
страница 1страница 2 ... страница 4страница 5
  1. ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ТЕМА 1. СУДЕБНИК ЦАРЯ ХАМУРАППИ - 4 часа.


Цель занятия — изучение на семинарском занятии памятников истории права древневосточных цивилизаций Междуречья — Судебника царя Хаммурапи (Вавилон XVIII в. до н.э.) и позволяет познакомиться с правовым положением отдельных групп населения, рассмотреть особенности государственного строя стран Древней Месопотамии, источники и основные институты права этих государств.
Вопросы:

1. Источники права стран Древнего Междуречья. Общая характеристика Судебника царя Хаммурапи.

2. Социальная структура и правовое положение основе групп населения Древнего Вавилона.

3. Собственность и обязательства по Судебнику Хаммурапи.

4. Брак и семья в Древнем Вавилоне.

5. Преступления и наказания.

 

1 вопрос. При ответе на этот вопрос студент должен установить типологическое сходство и преемственность источников права Древнего Междуречья, и, в частности, Судебника Хаммурапи (СХ). В общих и особенных чертах этих источников воплотились наиболее существенные элементы права Древнего Востока. СХ представляет, главным образом, запись норм обычного права, установления судебной практики, царских узаконений.



Студенту следует выявить, особенности системы изложения правовых норм в памятниках права Древнего Вавилона, внутреннюю логику, на которой строилось их изложение.

Следует обратить внимание и на другие особенности СХ: казуистичность норм, формализм, связь с религией, моралью и ритуалом, с символической процедурой и др.

 

2 вопрос. В силу многоукладного характера экономики стран древнего Востока, наличия относительно обособленных производственных комплексов (царского, храмового, общинного хозяйства), тесных контактов многочисленных культурно-этнических общностей и ряда других факторов, СХ отразил сложность и своеобразие социальной структуры древневосточных обществ.



При ответе на этот вопрос студент должен рассмотреть правовое положение различных групп свободного и зависимого населения. Анализируя нормы СХ, следует выявить правовые различия в положении свободных: авилумов и мушкенумов, в правовом статусе купцов (тамкаров), их агентов (шамаллуму), арендаторов, наемных работников, жрецов, воинов и др., особо подчеркнуть различия в нормах права, касающихся свободных и рабов, а также закабаленных должников и др.

На основе анализа правовых материалов необходимо обратить особое внимание на правовое и социальное положение рабов по СХ (напр., СТ.15-18, 129 СХ и др.).

 

3 вопрос. При рассмотрении данного вопроса студенты должны иметь в виду, что основным объектом права собственности в странах Древнего Востока выступала земля, являвшаяся главным средством производства. Это нашло свое отражение в СХ. При ответе на этот вопрос студент должен выявить характерные особенности экономического строя Древнего Вавилона, наличие здесь государственной собственности на землю. СХ регулирует главным образом те отношения, которые связаны с царско-храмовым хозяйством, не рассматривая внутриобщинные поземельные отношения, хотя кроме царя право владения на землю в Вавилоне имели храмы, общины в целом (ст.9, 25, 53), общинники-землевладельцы (ст39, 60, 65 и др.), что и следует показать на основе анализа соответствующих норм права, подчеркнув при этом весьма специфический характер землепользования воинов (ст. 26,27,29 и др.).



Следует подчеркнуть, что как право владения свободного общинника на землю в Вавилоне, были весьма широкими, близкими к правам собственника. Студенту необходимо рассмотреть вопрос о том, как защищались правом эти различные формы земельной собственности и землевладения с конкретными ссылками на СХ.

Рассмотрение обязательственных отношений следует начать с общих положений о договорах: понятие договора, условия его действительности, гарантии выполнения и т.д. Студент должен уметь объяснить, каким образом эти общие условия преломлялись в конкретных видах обязательств — в договоре займа (ст.48-51, 113-119 СХ; и др.), в договоре личного и имущественного найма (аренды), договоре поручения, хранения, товарищества и т.д. Необходимо обратить внимание на особу регулирующую роль древневавилонского государства в обязательственных отношениях, проявлявшуюся в твердой фиксации ставок вознаграждения за труд врача, оплаты найма ремесленника, скота, установление твердых процентных ставок ростовщикам и др. На этих примерах студент должен обосновывать степень развития товарно-денежных отношений в древневавилонском обществе.

 

4 вопрос. Студенту необходимо на основании конкретных норм выделить основные черты брака и семьи в странах Древнего Междуречья: их патриархальный характер, что проявлялось, например, в ярко выраженном неравенстве членов семьи, в приниженном положении женщины и детей, в тесном переплетении семейных отношений с рабовладельческими (ст. 146, 171 СХ). Сословный характер брака наиболее ярко воплотился в нормах ЗМ (гл. III).



Следует остановить свое внимание и на весьма характерных для СХ нормах права о брачном договоре, о последствиях его невыполнения, об условиях действительности браков (ст. 154, 155, 157, 158), об основаниях развода. С нормами семейного права непосредственно связаны нормы, регулирующие наследственные отношения. Уже в СХ отражено возникновение института наследования по завещанию (ст. 150 и др.).

 

5 вопрос. Общее понятие преступления лишь начало складываться ко времени появления СХ и трактовалось как общественно опасное деяние, направленное против государства, царя (ст. 275,280, 289), храмов, религии, либо против личности, собственности, семьи и т.д. В СХ отражены некоторые общие принципы уголовного права, такие, как формы вины (ст.206,207), соучастие ( п.16,109), обстоятельства, усугубляющие ответственность (ст.25).



Студент должен на основе анализа отдельных норм права выявить характер наказания по СХ, зависимость тяжести наказания от сословной принадлежности преступника и потерпевшего и тяжести преступления.

 

Источники:

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / Под ред. Н.А.Крашенинниковой. в 2 т.- М.: Норма, 2007. Т. 1. С.12-56.  

Литература:

История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые шага рабовладельческой цивилизации. Ч.1 Месопотамия. —М., 1983.

История древнего мира. Ранняя древность.// Ред. И.М. Дьяконов и др.-М.. 1989.

История Востока. Т.1. Восток в древности.// Отв. ред. В.А. Якобсон.- М., 1997.

Дандамаев М.А. Рабство в Вавилонии VII-IV вв. до н.э. (626-331г.). М.,1974

Кленгель-Брандт Э. Путешествие в древний Вавилон. М., 1979.


ТЕМА 2. ЗАКАНЫ МАНУ И АРТХАШАСТРА - 4 часа.
Цель занятия — изучение уникальных памятников истории права древнеиндийской цивилизации — Законов Ману (Индия II в. до н.э. - II в.н.э.) и Артхашастры. Это позволяет познакомиться с правовым положением отдельных групп населения Древней Индии, рассмотреть особенности государственного строя, источники и основные институты права.

Вопросы:


1. Происхождение и эволюция источников права стран Древней Индии, их своеобразие. Общая характеристика Законов Ману и Артхашастры.

2. Социальная структура и правовое положение основе групп населения Древней Индии. Особенности варно-кастового деления древнеиндийского общества.

3. Собственность и обязательства по Законам Ману.

4. Брак и семья в Древней Индии.

5. Преступления и наказания.

 

1 вопрос. При ответе на этот вопрос студент должен установить типологическое сходство и различия источников Судебника Хаммурапи (СХ) и Законов Ману (ЗМ). В общих и особенных чертах этих источников воплотились наиболее существенные элементы права, тем не менее ЗМ являются традиционным литературным произведением, написанным жрецами (брахманами), которые с позиций своего сословно-варнового правосознания, с учетом многочисленных обычаев толковали священные книги индусов (Веды). Дхармашастры, написанные брахманами для своих учеников, лишь со временем приобрели характер источников права.



Необходимо выявить соотношение дхармашастр с другими источниками права Древней Индии: артхашастрами, обычаями, царскими узаконениями, судебной практикой, а также объяснить, в силу каких исторических причин развитие права Древней Индии пошло по такому необычному пути.

Студенту следует выявить, особенности системы изложения правовых норм в вышеуказанных памятниках права, внутреннюю логику, на которой строилось их изложение.

Следует обратить внимание и на другие особенности этих памятников права: казуистичность и условный характер норм ЗМ, тесную связь с представлениями о ритуальной чистоте, с символической процедурой и др.

 

2 вопрос. В силу многоукладного характера экономики стран древней Индии, контактов многочисленных культурно-этнических общностей ЗМ и Артхашастра отрази своеобразие социальной структуры древневосточных обществ. При ответе на этот вопрос студент должен рассмотреть правовое положение различных групп свободного и зависимого населения, должен проследить процесс зарождения варнового деления в Древней Индии как специфической формы социального неравенства, выявить правовой статус отдельных варн (применительно к роду их деятельности, правовым и религиозным привилегиям и ограничениям и др.), рассмотреть соотношение таких понятий, как варна и каста и проиллюстрировать это отдельными шлоками (стихами) из ЗМ.



На основе анализа правовых материалов необходимо обратить особое внимание на правовое и социальное положение рабов ЗМ (ст. 415, 416.XIII ЗМ и др.).

 

3 вопрос. При рассмотрении данного вопроса студенты должны иметь в виду, что основным объектом права собственности в странах Древнего Востока выступала земля, являвшаяся главным средством производства. Это нашло свое отражение как и СХ, так и в ЗМ. При ответе на этот вопрос студент должен выявить характерные особенности экономического строя Древней Индии.



Следует выявить также специфический характер отношений земельной собственности в Древней Индии, в которой выделялись государственные земли, находящиеся в непосредственной собственности царя-раджи, и земли, находящиеся во владении общин или отдельных крестьян-общинников, в отношении которых правитель выступал как верховный собственник (что и реализовывалось в получении им от общин ренты — налога /бали/). Следует подчеркнуть, что владельческие права индийского общинника, отличались широтой и были близкими к правам собственника.

Студенту необходимо рассмотреть вопрос о способах защиты прав на земельную собственность и землевладения с конкретными ссылками на ЗМ и Артхашастру.

Рассмотрение обязательственных отношений следует начать с общих положений о договорах: понятие договора, условия его действительности, гарантии выполнения и т.д. Студент должен уметь объяснить, каким образом эти общие условия преломлялись в конкретных видах обязательств — в договоре займа (ст. 140-142 гл. VIII, ст. 117 гл. Х, ЗМ и др.), в договоре личного и имущественного найма (аренды), договоре поручения, хранения, товарищества и т.д. В ЗМ различные виды договоров были закреплены в основном в казуистической форме. На конкретных примерах студент должен обосновывать степень развития товарно-денежных отношений в древнеиндийском обществе.

 

4 вопрос. Студенту необходимо на основании конкретных норм ЗМ выделить основные черты брака и семьи в Древней Индии: его патриархальный и сословно - варновый характер, что проявлялось, например, в ярко выраженном неравенстве членов семьи, в приниженном положении женщины и детей. Сословный характер брака наиболее ярко воплотился в нормах ЗМ (гл. III), где особо унизительным было положение детей, рожденных от "смешанных" браков — "пратилома", когда варновый статус жены был выше статуса мужа. В стремлении авторов ЗМ закрепить нормы, направленные на сохранение ритуальной чистоты каст наглядно проявилась тесная связь норм права и религии.



 

5 вопрос. Общее понятие преступления лишь начало складываться ко времени появления ЗМ и трактовалось как общественно опасное деяние, направленное против государства, царя (ст. 275,280, 289 гл. IX ЗМ), храмов, религии, либо против личности, собственности, семьи и т.д.

Студент должен на основе анализа отдельных норм права выявить характер наказания по СХ и ЗМ, зависимость тяжести наказания от сословной принадлежности преступника и потерпевшего и тяжести преступления.

 

Источники:

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / Под ред. Н.А.Крашенинниковой. в 2 т.- М.: Норма, 2007. Т. 1. С.73-128.

 

Литература:

Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. - М. 1985.

Крашенинникова НА. Индусское право: история и современность-М. 1982.

История древнего мира. Ранняя древность.// Ред. И.М. Дьяконов и др.-М.. 1989.

История Востока. Т.1. Восток в древности.// Отв. ред. В.А. Якобсон.- М., 1997.

ТЕМА 3. ЗАКОНЫ XII ТАБЛИЦ. 2 часа.
Цель занятия — изучение законов XII таблиц — древнейшего памятника римского права, в котором нашли отражение процессы социальной дифференциации в древнем Риме и становления его основных институтов. Приступая к изучению римского права, надо усвоить его периодизацию. Римское право лишь в процессе длительного развития превратилось в наиболее совершенную форму права, "покоящуюся на частной собственности". Оно пережило падение Рима, будучи реципировано в феодальной Европе, легло в основу гражданских кодификаций периода капитализма. При изучении истории римского права и, в частности, одного из древнейших его источников — Законов XII таблиц, надо учитывать меняющийся характер институтов этого права, зависящий от конкретных исторических условий развития римского общества. Данное замечание относится не только к теме этого семинара, но и к следующей теме, посвященной Институциям Гая.

Законы XII таблиц как отражение начального этапа в эволюции римского права регулировали правовые отношения римских граждан в период становления и развития римской рабовладельческой республики.


Изучение Законов ХП таблиц включает в себя рассмотрение следующих вопросов:

1. История составления и источники Законов ХП таблиц.

2. Правовое положение основных групп населения в древнем Риме.

3. Вещное право по Законам ХП таблиц.

4. Обязательства из договоров и деликтов.

5. Суд и процесс.

 

1 вопрос. При подготовке к этому вопросу необходимо изучить историю возникновения государства в древнем Риме. В середине V в. до н.э. когда составлялись Законы ХП таблиц Рим представлял небольшое государство, в котором шел бурный процесс социальной дифференциации и борьбы плебеев за свои права. В связи с этим необходимо вспомнить содержание реформ Сервия Тулия и их значение в становлении рабовладельческого государства.



Важнейшими источниками Законов были обычаи и судебная практика. При характеристике Законов надо отметить наличие пережитков родового строя и незавершенность процесса развития рабовладельческих отношений (таблицы III и IV), формализм норм и влияние религии на право (таблицы 1, VI, X, XII).

 

2 вопрос. Основными социальными группами в древнем Риме изучаемого периода были патриции, плебеи, клиенты и рабы. Кроме того, в Риме проживали и иностранцы, так называемые перегрины. При освещении этого вопроса необходимо: а) выявить происхождение этих групп; б) объяснить их правовое положение; в) указать на источники рабства.



 

3 вопрос. Рассматривая вопрос о вещном праве (собственность и владение) необходимо уяснить различие между этими понятиями, а также определить значение деления вещей на движимые и недвижимые, которое играло большую роль и при заключении договоров и при установлении сроков давностного владения, а также деления на манципируемые и неманципируемые вещи, что имело значение для способов их отчуждения.

Для уяснения понятий: собственность и владение — студенты должны проанализировать содержание пп. 1, 3, 4, 56, 7, 8 таблицы VI, а также пп. 4, 86, 9, 96, II таблицы VII.

Особое внимание следует уделить вопросу о собственности на землю и уяснить правовые различия ее форм в связи с длительным существованием в Риме так называемой общественной земли, провинциальной собственности и др.

Следует также уяснить институт сервитута (таблица VII), который представлял собой ограничение прав собственника.

 

4 вопрос. Рассматривая обязательства по Законам XII таблиц, студентам необходимо:



а) четко уяснить содержание понятий договора и деликта; б) при этом следует учитывать, что в эпоху составления Законов XII таблиц товарно-денежные отношения в Риме были развиты еще слабо, несовершенна была и юридическая техника.

Сохранившиеся отрывки из Законов XII таблиц дают возможность выяснить, что в древнем Риме существовали уже различные виды договоров: займа (таблиц III пп. 1-6), купли-продажи (таблица VII п.1, II), хранения (таблица VIII п.1а), товарищества (таблица VIII п.27). По-видимому были и другие виды договоров, но о них сведения крайне скудны.

Необходимо более подробно остановиться на договоре займа, который часто заключался в виде самозаклада должника кредитору для обеспечения исполнения договора (таблица III). Следует рассмотреть размер процентов и порядок ограничения их взимания по Законам XII таблиц,

В эпоху составления законов XII таблиц основанием для значительного числа обязательств оставались деликты. Деликт — противоправное причинение вреда имуществу или личности. В Законах XII таблиц еще не было проведено четкого разграничения между деликтом и преступлением. К частным деликтам были отнесены кража, нанесение телесных повреждений, неумышленное повреждение чужого имущества и др. (таблицы VI, V1I), к публичным — лжесвидетельство, убийство, умышленный поджог и др.

 

5 вопрос. Древнейшей формой процесса в Риме был легисакционный процесс. Его характерными чертами были: строгий формализм и деление процесса на две стадии. При освещении этого вопроса студент должен проанализировать пп. 1-3, 7, 8 таблицы 1; пп. 1,2 телицы II; пп. 1,2,5а таблицы VI и .22 таблицы VIII .



Законы ХII таблиц регулировали порядок вызова в суд, рассмотрение дела перед магистратом и перед судьей, а также точное перечисление видов доказательств.

 

Источники:



Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / Под ред. Н.А.Крашенинниковой. в 2 т.- М.: Норма, 2007. Т. 1. С.200-223.
Литература:

Бартошек М. Римское право (понятия, термины, отделения) - М.,1989.

История древнего Рима. — М., "Высшая школа", 1997.

Кофанов Л.Л. Обязательственное право в архаическом Риме (VI-IV вв. до н.э.), М.,1994.

ТЕМА 4. ИНСТИТУЦИИ ГАЯ. 4 часа.
Цель занятия — изучение классического литературного источника римского права — своеобразного учебника по римскому праву знаменитого римского юриста II в. н.э. Гая, содержание которого вошло в переработанном виде в Corpus juris civilis (Свод Римского гражданского права) (VI в.н.э.). Этот источник познания римского права в период его наивысшего развития дает представление об эволюции основных правовых институтов и сословно-классовой дифференциации населения Рима в период кризиса республики, перехода к монархии и первых веках империи (принципат). В то же время в Институциях Гай описывает и отдельные нормы древнего квиритского права, регулируемого Законами ХП таблиц.

Особое место при изучении данной темы должно быть отведено характеристике так называемого преторского права, его значению, роли формулярного процесса в закреплении норм преторского права.


Изучение темы включает следующие вопросы:

1. Источники римского права по Институциям Гая.

2. Статус физических лиц и правовое положение различных групп населения.

3. Право собственности: квиритская и бонитарная собственность.

4. Обязательства из договоров и деликтов.

5. Брак и семья по Институциям Гая.

 

1 вопрос. Студент должен охарактеризовать названные Гаем источники права (Гай, книга 1, пп.2-7), указав их появления. При этом надо выявить место каждого источника в том или ином периоде истории римского права, проследив прямую связь между изменением формы правления римского государства и характером источника права.



Особое внимание надо уделить преторскому праву, объяснив причины его появления и механизм действия.

 

2 вопрос. Рассмотрение этого вопроса необходимо начать с выяснения основного классового деления древнеримского общества на рабовладельцев и рабов. При характеристике рабства необходимо раскрыть содержание общего принципа римского права — рабы суть вещи.



Что касается свободного населения, то его деление на различные группы определялось прежде всего принадлежностью к той или иной территории римского государства.

Прежнее деление на патрициев, плебеев и клиентов исчезает, однако в праве находят отражение сословные различия римских граждан, латинов, перегринов. Студент должен выявить общие и особенные черты в их правовом статусе.

Римское гражданство приобреталось: а) рождением от римских граждан; б) освобождением от рабства и в) путем пожалования римского гражданства (за заслуги перед народом) иностранцу (Гай, Книга 1, пп. 10, 11, 19). При рассмотрении этого вопроса необходимо показать, что переход в разряд римских граждан был чрезвычайно трудным и сложным. Во-первых, освобождение раба на свободу сопровождалось сложной процедурой (Гай, Книга 1, пп. 36, 37, 38, 40, 42, 43, 44). Во-вторых, вольноотпущенник, хотя и считался римским гражданином, не пользовался всеми правами свободных римских граждан.

В заключении следует раскрыть понятие правоспособности римских граждан (физических лиц). При этом надо не только перечислить элементы (статусы), из которых слагалась правоспособность (состояние свободы, состояние гражданства и семейное положение), но и раскрыть три вида ее ограничения.

 

3 вопрос. При ответе на этот вопрос студенту надо раскрыть понятие права собственности, его основные элементы, способы передачи и приобретения.



Особое внимание надо обратить на различие института собственности по квиритскому и по преторскому праву. Следует рассмотреть также вопрос о появлении бонитарной собственности, устранение чрезмерного формализма квиритского права и формулярный процесс. Давая характеристику институту владения, надо указать на его особенности применительно к залоговому праву, рассмотреть формы ограничения права собственности, сервитуты. Студент должен уметь объяснить различия между личными и вещными сервитутами, назвать их основные виды и пр.

 

4 вопрос. Отвечая на этот вопрос, студент должен рассказать о классификации договоров и выделить вербальные, литеральные, реальные, консенсуальные. При этом надо усвоить, какие договоры входили в ту или иную группу, и дать подробную характеристику каждому из них.



Особую трудность обычно представляет разграничения между реальными и консенсуальными контрактами. Для понимания этого различия необходимо уяснить момент переход права собственности на вещь в том или ином договоре, а также, какое значение в данном случае имело деление вещей на индивидуально-определенные и определенные родовыми признаками.

При рассмотрении различий этих групп контрактов надо объяснить, на какую из сторон и когда ложится риск случайной гибели вещи, а также, какие последствия наступали при неисполнении обязательных условий договора и пр.

При анализе вербальных контрактов особое внимание надо уделить стипуляции.

Обязательства из деликтов претерпели в эпоху Гая значительные изменения, большая их часть перешла в разряд преступлений. Какие из деликтов остались в числе обязательств?

 

5 вопрос. Этой теме в Институциях Гая отводится много места. Студенту следует изучить содержание соответствующих разделов Институций и ответить на следующие вопросы:



а) какие формы брака существовали в древнем Риме и как они изменялись исторически? Как менялся характер власти мужа над женой и отца над детьми, институт развода и приданного?

б) в чем заключались различия между агнатами и когнатами, форм завещания, определение обязательной доли?

 

Источники:

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / Под ред. Н.А.Крашенинниковой. в 2 т.- М.: Норма, 2007. Т. 1. С.223-291.

 

Литература:

Черниловский З.М. Римское частное право. М, 1991.

Пухан И., Поленак-Акимовская М. Римское право. М. 1999.

Савельев В. А. Римское частное право. М., 1995.

 

ТЕМА 5. САЛИЧЕСКАЯ ПРАВДА. 4 часа.


Целью занятия является изучение Салической правды — одной из так называемых Варварских правд — правового памятника салических франков. Время ее появления — правление Хлодвига (конец V — начало VI вв.). Среди других Варварских правд Салическая правда имеет наибольшую познавательную ценность, т.к. ее содержание знакомит с социально-экономическими и политическими процессами первых этапов развития раннегосударственного общества в Западной Европе, а также с процессами формирования раннефеодального права, его институтов и правовых норм.
Изучение темы включает в себя рассмотрение следующих вопросов:

1. Общая характеристика Салической правды. Отражение в Салической правде процессов укрепления королевской власти, социальной дифференциации, а также пережитков первобытно-общинных отношений.

2. Правовое положение основных групп населения по Салической правде.

3. Отражение в Салической правде отношений собственности на землю.

4.Преступление и наказания.

5. Суд и процесс в государстве франков.

 

1 вопрос. Салическая правда — судебник, руководство для судей, запись норм обычного права. Несмотря на свое практическое предназначение, она не содержит систематического изложения правовых норм, касающихся всех сторон жизни франкского общества. Написанная в форме конкретных юридических казусов, Салическая правда особое внимание уделяет преступлениям против движимого имущества, описанию различных процедур и ритуальных действий, соответствующих обвинительному характеру судебного процесса у германцев.



Ответ на этот вопрос должен быть основан на анализе конкретных правовых норм, на знании различных процедур и ритуальных действий, отразивших те глубинные процессы, которые происходили в варварском обществе франков. Здесь особое внимание следует уделить титулам XLV, VII, LVIII, LX и др.

 

2 вопрос. При ответе на второй вопрос студент должен прежде всего показать на конкретных примерах различия в правовом статусе между свободными и различными категориями несвободных или полусвободных членов франкского общества (рабы, литы и др.), а также социально-правовых различий среди самих свободных (зарождающаяся знать, королевские сотрапезники, служители церкви и пр.). Эти различия носили скорее "сословный" характер, ибо были связаны, главным образом, с правовым статусом лица или той социальной группы, к который это лицо принадлежало, в частности, с отношением к королевской службе, королевской дружине, складывающемуся государственному аппарату. Соответствующие сведения студент может почерпнуть из тех титулов, которые относились к отдельным видам преступлений и наказаний за них.



 

3 вопрос. В Салической правде отсутствует однозначное понятие собственности. К движимому имуществу, перешедшему уже в собственность отдельных лиц, применяется термин suus ("свой"), в отличии oт alienus ("чужой"). Процессы развития частной собственности на землю нашли отражение в различном правовом статусе приусадебных участков, пахотной земли, лугов и лесов. Эти различия и следует выявить на основе анализа соответствующих титулов Салической правды, в частности, титулов IX, XI, XXXIV и др.

 

4 вопрос. Рассматривая вопрос о преступлениях и наказаниях, студент должен уяснить условность этих понятий применительно к Салической правде, в которой под преступлением понимались обида, вред, причиняемый личности или имуществу другого человека, и нарушение "королевского мира". Соответственно, наказание - это, прежде всего возмещение (композиция) за обиду, а вред, например, вергельд за убитого.



Следует выяснить также, существовали ли у франков такие общие понятия, относящиеся ко всем правонарушениям, как формы вины, умысел и неосторожность, покушение на преступление, соучастие, смягчающие вину обстоятельства и пр. Рассматривать отдельные виды преступлений целесообразно по установившейся в уголовном праве классификации: преступления против государственной власти, личности, собственности, нравственности и пр. При рассмотрении наказания следует выяснить, в какой мере его тяжесть зависела от социального положения преступника и потерпевшего и от тяжести совершенного преступления.

 

5 вопрос. У франков существовали как общинный (сотенный), так и королевский суды. О судебной системе франков говорят, в частности, титулы XVIII, XLVI, LVII и др. О состязательности, институте соприсяжничества, ордалиях, свидетельских показаниях и пр. ярко характеризующих судебный процесс франков, имеются свидетельства в титулах I, XLVIII, XLIХ, LIII, LVI и др. Их надо проанализировать и истолковать применительно к особенностям социальной структуры древнегерманского общества.



 

Источники:

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / Под ред. Н.А.Крашенинниковой. в 2 т.- М.: Норма, 2007. Т. 1. С. 395-439.

 

Литература:

Корсунский А.Р. Образование раннефеодального государства в Западной Европе. —М., 1963.

Неусыхин А.И. Проблемы европейского феодализма. —М., 1974.

Гуревич АЛ. Проблемы генезиса феодализма в Западной Европе.—М„ 1970.

Лебек С. Происхождение франков V -IХ вв. М., 1993.

Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М.. 1992.

Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М. 1994.

Право в средневековом мире / Отв. ред. О.Варьяш. М. 1996.

 

ТЕМА 6. КУТЮМЫ БОВЕЗИ. 4 часа.



Цель занятия состоит в том, чтобы на основе изучения Кутюмов Бовези выявить особенности правовой системы и правовой мысли средневековой Франции, рассмотреть наиболее характерные принципы и институты французского средневекового права.

Вопросы:

1.Общая характеристика Кутюмов Бовези.

2.Правовое регулирование имущественных отношений.

3.Преступления и наказания по Кутюмам Бовези.

4.Суд и процесс. Принципы королевской юстиции.


1 вопрос. Общая характеристика документа предполагает изучение его структуры, выявления уровня его юридической техники. Необходимо определить круг регулируемых им отношений.

Прежде всего необходимо отметить, что в Кутюмах Бовези закрепился целый ряд важных политико-правовых идей. Филипп Бомануар являлся сторонником сильной королевской власти. Наиболее ярко это видно в п.1043 гл.34 «О суверене», а также в п.1512.

В то же время конкретная политическая ситуация во Франции в конце XIII в. Не позволяет автору Кутюмов забывать о том, что власть отдельных сеньоров остается достаточно сильной. Это нашло свое отражение в п.322, 731, 1043, 1165 и др.

Для Франции, как и для других европейских государств, в этот период чрезвычайно важной была проблема взаимоотношений между светской властью и властью католической церкви, римских пап, стремившихся к созданию теократии. В Кутюмах Бовези эта проблема раскрывается через призму сложившейся в Европе в конце XII - начале XIII в. Теории «двух мечей», главным аспектом которой стало разграничение светской и духовной юрисдикции. При рассмотрении этой важной политической теории студенту необходимо проанализировать пп. 311, 1465, 1474-1475 сборника.

Вопрос 2. Для эпохи феодализма неприменимы трактовки современного права, особенно если речь идет об отношениях собственности на землю.

Ярким примером этому служит один из наиболее важных и специфических институтов вещного права средневековой Франции – сейзина. Сейзина представляет собой особое вещное право, регулирующее отношения между сеньором и вассалом. Главная особенность института сейзины состоит в том, что в ней как бы стираются грани между правом собственности и владением. С правом собственности сейзину сближает наличие широкого спектра владельческих прав и способов исковой защиты. Владелец сейзины мог владеть ею, получать от нее плоды и распоряжаться ею (последнее – с некоторыми оговорками). Он пользовался исковой защитой не только против всех третьих лиц, нарушающих его право, но в отдельных случаях даже против своего сеньора – верховного собственника земли. Правда, комплекс полномочий владельца сейзины, основанных на феодальных правах, часто варьировался в пределах одной и той же сеньории (п. 963). В то же время владелец сейзины нес службу в пользу своего сеньора (будь то вассальная служба или различные повинности и платежи). В этом состоит условный характер сейзины как собственности в рамках сеньории.

Отношения, связанные с сейзиной, возникали, как правило, в результате инвеституры, когда сеньор торжественно вводил своего вассала во владение феодом или в результате давностного владения землей в течение одного года и одного дня (см.п. 685).

В Кутюмах Бовези рассматриваются различные случаи нарушений владения сейзиной. Необходимо проанализировать содержание пп.955-960, 984 и др. гл.32 «О захвате сейзины, о силе и т.д.»

Вопрос о сейзине является наиболее важным при рассмотрении правового регулирования имущественных отношений в Кутюмах Бовези. В то же время нельзя забывать о том, что здесь рассматриваются и некоторые виды договоров, содержащиеся главным образом в пп. 968-970, которые студенту также необходимо изучить.
Вопрос 3. Преступлениям и наказаниям специально посвящена гл. 30 Кутюмов Бовези «О преступлениях». Анализ этой главы позволяет сделать вывод о том, что французские правоведы в этот период уже смогли выработать некоторые общие подходы к дефиниции преступного деяния, определению его тяжести и др.

Анализ гл.30 позволит выделить отдельные институты так называемой общей части уголовного права: формы вины (умысел и неосторожность), соучастие, обстоятельства, отягчающие и смягчающие ответственность, и др.

В основу классификации преступных деяний по Кутюмам Бовези положена не только тяжесть преступления, но и вид налагающегося за него наказания, о чем прямо говорится в п. 823. Необходимо четко обозначить три основные вида наказаний и круг преступлений, за которые они предусмотрены.

Главной целью наказания по Кутюмам Бовези является возмездие и устрашение.


Вопрос 4. Характерной чертой средневекового права является тесное взаимодействие норм материального и процессуального права.

В Кутюмах Бовези закрепляется существование различных видов судов со своей подсудностью. Различались светские и церковные суды. Светские суды в свою очередь делились на королевские и сеньориальные. Систему королевских судов образовывали суды прево, бальи и Парижский парламент. Здесь особо подчеркивается необходимость соблюдения принципа подсудности: «со ступеньки на ступеньку» (п.32).

Анализ Кутюмов Бовези позволяет выявить и такие важные черты организации судебной системы в средневековом обществе, как сословный характер суда, существование «суда равных» на всех ступенях социальной лестницы. Участие в суде сеньора являлось одной из основных обязанностей его вассала, прямо вытекало из договора о вассалитете. Разобраться в этих предписаниях позволит анализ пп. 1884, 1920 и др.

В Кутюмах Бовези закрепляется состязательный судебный процесс: привод ответчика в суд, а также сбор доказательств по-прежнему лежал на истце. В документе подробно рассматривается процедура вызова на суд, уважительные причины неявки и отложения судебного разбирательства (пп. 57-58, 98-102 и др.).


Источники:

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / Под ред. Н.А.Крашенинниковой. в 2 т.- М.: Норма, 2007. Т. 1. С. 570-598.

Литература:

Берман Г. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1994.

Хачатурян Н.А. Сословная монархия во Франции (XIII-XV вв.). М., 1984.
ТЕМА 7. ВЕЛИКАЯ ХАРТИЯ ВОЛЬНОСТЕЙ 1215 г. В АНГЛИИ. 4 часа.
Великая хартия вольностей 1215 г. — важнейший памятник феодального права Англии, ставший в модифицированном виде одним из основных документов ее неписаной конституции. Целью занятия является анализ памятника феодального права, имевшего конституционное значение и отразившего противоречивые тенденции развития английского средневекового государства, проведение дискуссии о значении этого памятника для исторического развития данной конкретной страны.
Изучение темы предполагает рассмотрение следующих вопросов:

1. Источники и общая характеристика документа.

2. Отражение в хартии материальных интересов различных социальных слоев феодальной Англии.

3. Положения хартии, относящиеся к деятельности королевской юстиции.

4. Хартия и политические требования баронства: так называемые "конституционные статьи".

5. Историческая судьба Хартии 1215 г.

 

1 вопрос. При изучении данной темы необходимо пользоваться полным тестом Хартии, который имеется в соответствующих сборниках документов по истории зарубежного права. Квалифицированный анализ положений хартии возможен только на основе рассмотрения основных особенностей развития английского государства после нормандского завоевания. Необходимо остановиться на тенденциях к укреплению государственной централизации и усилению королевской власти, диктовавшихся общим ходом исторического развития страны в конце XI — начале XIII вв. Особого внимания при этом заслуживают мероприятия Вильгельма Завоевателя и Генриха II, направленные на укрепление прерогатив английской короны.



Далее необходимо уяснить причины усилившихся в конце ХII — середине ХIII в. столкновений свободного населения Англии с королевской властью, отметив, что конфликт 1215г. был первым конфликтом с участием в оппозиции традиционных союзников короля. Вместе с тем, широта сил оппозиции не должна скрывать объективную противоречивость интересов различных слоев свободного населения, выступивших под общим лозунгом борьбы со злоупотреблениями королевского аппарата. На эти противоречия, нашедшие отражение в стилистике и содержании документа, следует обратить особое внимание.

 

2, 3 и 4 вопросы. Необходимо проследить по тексту хартии, как закрепляются в ней интересы и требования сил, входящих в оппозиционный королю лагерь в конфликте 1215 г., каким образом отразился в документе компромисс короля и его противников, какие моменты в деятельности королевской администрации, юстиции были отвергнуты или, напротив, получили толчок для дальнейшего развития. Целесообразно при этом придерживаться следующих направлений исследования:



1) Желательно произвести определенную группировку статей. Например, все статьи хартии можно условно разделить на те, которые закрепляют интересы только баронов, с особым выделением политических, "конституционных положений", и статьи, закрепляющие интересы всех свободных. На основе другой классификации, учитывающей более детально содержание документа, можно подразделить их на те статьи, которые отразили чисто материальные интересы различных социальных слоев и на статьи, относящиеся к деятельности судебно-административного аппарата короны. При этом следует иметь в виду, что подавляющее большинство положений хартии фиксирует или восстанавливают обычаи, права и порядки, ранее уже признанные за отдельными сословиями и нарушенные королевским произволом.

2) В каждом конкретном случае нужно тщательно разобраться, интересы какого сословия, социальной группы выражает та или иная статья хартии (многие статьи отражают интересы сразу несколько слоев). При таком разборе следует обратить внимание на далеко неоднозначное употребление в различных статьях хартии термина "свободный человек" (особенно в ст. 20, 34, 39). Тщательного анализа заслуживает многочисленная группа статей, связанных с правосудием, его принципами и формами. Следует особо выделить и те статьи, которые выражали реакционные политические идеалы баронства (ст. 12, 14, 61,21,34).

 

5 вопрос. Историческая судьба хартии непроста, так же как неоднозначна ее оценка в отечественной и зарубежной литературе. При ее оценке следует избегать таких крайних характеристик, как "феодальная реакция' или "хартия неприкосновенности личности". Правильная оценка документа может быть дана лишь в результате вдумчивого анализа проблемы, насколько положения хартии отразили требования общественного прогресса в условиях того времени, либо вступили в противоречие с ними. Для последующей истории Англии и всего мира оказался важнее сам характер и назидательный смысл этого документа, который подчеркивал необходимость установления определенных законных границ для государственной власти, которая и должна подчиняться закону и не прибегать к произвольным действиям, какую бы цель они ни преследовали.



 

Источники:

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / Под ред. Н.А.Крашенинниковой. в 2 т.- М.: Норма, 2007. Т. 1. С. 508-521.
Литература:

Гутнова Б.В. Возникновение английского парламента. — М.,1960.

Петрушевский Д.М. Великая хартия вольностей и конституционная борьба в английском обществе во второй половине XIII в. Изд-е 2-е. - М., 1918.

 
ТЕМА 8. КАРОЛИНА- 1532 г. 2 часа.


"Каролина" 1532г. — судебник "Священной Римской империи германской нации", принятый в царствование Карла V, является одним из характерных памятников уголовного и уголовно-процессуального права позднего феодализма. Составленная и изданная вскоре после Крестьянской войны 1525г. "Каролина" явилась одним из итогов поражения крестьянской революции, чем в частности, объясняется ярко выраженный классовый характер многих ее положений. Целью занятия является изучение памятника права, который способствовал не только унификации норм германского права, но и оказал влияние на развитие права в других феодальных государствах Европы, в частности, на формирование в науке уголовного права и законодательстве таких понятий, как формы вины, стадии преступлений, основания уголовной ответственности, цели наказания. Особое внимание при изучении "Каролины" следует уделить анализу основных черт инквизиционного процесса.
Изучение темы включает в себя рассмотрение следующих вопросов:

1. История создания "Каролины". Общая характеристика, отражение в судебнике принципов феодального уголовного права.

2. Основные виды преступлений и наказаний.

3. Суд и процесс по "Каролине".

 

1 вопрос. При ответе на этот вопрос необходимо осветить историческую обстановку в Германии накануне принятия "Каролины", характер тех источников, которые действовали до принятия этого документа. Студенту надо рассмотреть вопрос о влиянии на феодальное право Германии норм римского обычного права и о формах рецепции римского права в этой стране. Особое внимание следует уделить выявлению тех принципов, которые способствовали принятию рейхстагом общегерманского уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Студент должен уметь дать общую оценку "Каролины", показать уникальный характер этого памятника феодального права, отметить его историко-политическое значение для империи, обратив при этом внимание на вопрос о действии этого кодекса в пространстве, на специальную оговорку в "Каролине" по этому поводу (см. вводную ст. "Каролины"). На основе анализа статей "Каролины" необходимо осветить положения "общей части" уголовного права: о формах вины (умысел, неосторожность), об основаниях ответственности, об обстоятельствах, освобождающих от наказания (необходимая оборона, случай и пр.), о покушении, соучастии, формах пособничества и др.



 

2 вопрос. Студенту необходимо самостоятельно систематизировать все упомянутые "Каролиной" преступления по принятой в нашей науке классификации: государственные преступления и преступления против религии; против личности; против собственности; против нравственности и пр. При этом надо дать анализ каждого вида преступлений. Что касается системы наказания, то целесообразно сгруппировать их по видам, начав с наиболее тяжких: смертная казнь, членовредительские наказания, телесные наказания, позорящие наказания, изгнание, тюремное заключение, возмещение вреда и штраф. На основании анализа текста памятники нужно определить частоту применения смертной казни и ее виды, привести примеры неопределенных санкций, отсылающих к усмотрению "знатоков права".

 

3 вопрос. При подготовке ответа по этому вопросу необходимо уяснить, в чем состоят характерные черты так называемого инквизиционного процесса и привести конкретные примеры по тексту документа. Особое внимание надо уделить рассмотрению стадий уголовного процесса, отметить роль судей в расследовании дел, методы досудебного и судебного следствия, положение подозреваемого, процедуру вынесения приговора и отсутствие "презумпции невиновности". Следует подчеркнуть важную роль системы формальных доказательств, направленную, главным образом, на получение признания обвиняемым его вины.



 

Источники:

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / Под ред. Н.А.Крашенинниковой. в 2 т.- М.: Норма, 2007. Т. 1. С.688-714.


 

ТЕМА 9. КОНСТИТУЦИОННЫЕ АКТЫ АНГЛИИ XVII-XVIII вв. 2 часа.


Целью занятия является изучение важнейших актов конституционного характера, принятых в результате английской буржуазной революции XVII в. и положивших начало оформлению конституционной монархии в Англии как одной из форм буржуазного государства. Важнейшие конституционные акты Англии впервые в истории буржуазных государств утвердили принцип разделения властей (законодательной, исполнительной и судебной), выразившийся в: а) верховенстве законодательного органа — парламента, б) ответственности министров перед парламентом и в) независимости судей.
Изучение темы включает в себя рассмотрение следующих вопросов:

1. Законодательство основных этапов английской буржуазной революции.

2. Основные конституционные акты: Habeas Corpus Amendment Act 1679 г.; «Билль о правах» 1689г., «Акт об устроении» 1701г.

3. Формирование конституционной монархии в Англии в XVIII - 1 пол. XIX в.

 

1 вопрос. Английская буржуазная революция, которая произошла в середине XVII в. была первой буржуазной революцией европейского масштаба. Принципиальную важность в связи с этим приобретает выяснение предпосылок, причин, характера и особенностей этой революции, уяснение связи между особенностями и результатами революции. При этом следует иметь в виду, что английская революция носила компромиссный характер, что привело к скорой реставрации монархии и сохранению пережитков феодализма в правовой и политической сферах после так называемой Славной революции 1688г. Касаясь предпосылок революции, следует ознакомиться с текстом «Петиции о праве» 1628 г. Выделяя основные этапы английской революции, студент должен обратить внимание на первые законодательные акты Долгого парламента — «Трехгодичный» акт, акты об уничтожении чрезвычайных судов; ознакомиться с текстом "Великой ремонстрации" 1641 г. и др. и определить историческое значение этих документов. Следует также изучить акты периода ликвидации монархии и провозглашения Англии республикой (об отмене королевского звания, об отмене палаты лордов и объявлении Англии республикой 1649 г. и др.).



При характеристике последнего этапа английской революции, когда была установлена диктатура Кромвеля, следует особое внимание уделить анализу "Орудия управления" 16 декабря 1653 г. — конституции Англии времен протектората. Дальнейшее развитие событий, как известно, привело после смерти Кромвеля к восстановлению на английском престоле сына казненного короля — Карла II.

 

2 вопрос. Полное название Habeas Corpus Amendment Act 1679 г. — "Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями". Этот акт является важнейшим конституционным документом, закрепляющим гарантии неприкосновенности личности. Согласно акту, любое лицо, задержанное и заключенное в тюрьму, имело право лично или через своих представителей обратиться в королевский суд с просьбой выдать приказ "Habeas Corpus" (дословный перевод "привести тело"), в котором предписывалось должностным лицам (шерифу, тюремщику, надзирателю и т.д.) в течение трех дней по предъявлении приказа доставить арестованного или задержанного в суд для проверки оснований его ареста (ст.2). Этот закон, принятый для защиты от произвольных арестов или задержанный, до сих пор рассматривается английскими юристами краеугольным камнем свободы личности в Англии.



При анализе этого акта студенты должны выявить его ограниченный характер. Так, с просьбой о выдаче приказа "Habeas Corpus" не мог обратиться заключенный, если он был задержан по обвинению в государственной измене или тяжком уголовном преступлении (п.2). Возможностью быть отпущенным под залог, размер которого определялся самими судьями, мог воспользоваться только состоятельный человек. Кроме того, действие закона могло быть приостановлено парламентом на определенный срок и в определенных регионах страны.

Важнейшим конституционным документом Англии является "Билль о правах" 1689г. Билль о правах состоит из органически связанных между собой положений, относящихся: а) к перечню злоупотреблений английского короля Якова II, б) тринадцати пунктам, декларирующим права и "вольности" народа и парламента, в) положений о порядке наследования престола, г) запрещающих занимать престол католику. Студент должен главным образом проанализировать пп. 1, 2, 4, 6, 9, 13 этого правового документа, устанавливающие ограничение королевской власти по отношению к парламенту, пп. 5, 7, 8, устанавливающие права подданных и пп. 3, 10, II, 12, направленные на совершенствование судебной системы. Билль о правах был дополнен постановлением палаты общин "О цивильном листе королю" от 20 марта 1689г.

Акт "Об устроении" 1701г. содержал требования, которыми должно обладать лицо, вступающее в обладание английской короной: а) обязательная принадлежность к англиканской церкви, б) запрещение выезжать за пределы страны без согласия парламента.

Помимо этих положений акт закрепил три очень важных конституционных принципа: а) несменяемость судей, б) отрицание права короля на помилование осужденного, если в отношении его было возбуждено преследование в порядке импичмента, в) правило контрассигнатуры.

 

3 вопрос. Процесс формирования конституционной монархии, основы которой были заложены в принятых в результате "Славной революции" актах, носил длительный характер. Помимо указанных выше актов, надо ознакомиться с так называемым "Трехгодичным" актом 1694 г., Актом "О должностях" 1707 г. и др. Уже в первой половине 18 века в Англии устанавливается правило, что правительство формируется партией, получившей большинство мест на выборах в палату общин, а министры ответственны перед парламентом за все правительственные действия. К министрам переходит значительная часть прерогатив короны. Студент должен знать, как сформировался в Англии кабинет министров, как определялось его место по отношению к парламенту, как утверждался принцип "господства парламента" (парламентаризм) в середине XIX в.



Последующий этап конституционного развития Великобритании был связан с формированием двухпартийной системы и борьбой за избирательные реформы 1832 и 1867 гг. Текст этих избирательных законов (Акты о народном представительстве), ограничивающих неимущих в избирательных правах, помещены в соответствующих хрестоматиях, рекомендуемых в качестве источников.

 

Источники:

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / Под ред. Н.А.Крашенинниковой. в 2 т.- М.: Норма, 2007. Т. 2. С.1-43.

 

Литература:

Бромхэд Л. Эволюция британской конституции. — М.,1980.

 

ТЕМА 10. КОНСТИТУЦИЯ США 1787 г. 4 часа.


Целью занятия является изучение процесса образования в ходе войны за независимость английских колоний в Северной Америке 1775-1783 гг. независимых американских государств в связи с принятием Декларации независимости 1776г., становления конфедеративного союза бывших английских колоний и его закрепления в Статьях конфедерации 1781 г., а также конституционного оформления в 1787r. американской федерации, рассмотрение ныне действующей Конституции США 1787 г., Билля о правах 1789-1791 гг. и последующих поправок к Конституции.
Рассмотрение темы предполагает изучение следующих вопросов:

1.Декларация независимости 1776 г. Возникновение конфедеративного союза американских штатов. Статьи конфедерации 1781 г.

2. Общая характеристика Конституции США 1787 г., ее основные принципы.

3. Государственный строй США по Конституции 1787 г.

4. Билль о правах — первые десять поправок к Конституции.

 

1 вопрос. Ответ на этот вопрос следует начать с анализа исторического развития английских колоний в Северной Америке, их правового статуса и отношений с метрополией. Необходимо проанализировать экономические и политические причины, приведшие к войне за независимость и к провозглашению Декларации независимости в 1776 г. При анализе этого документа студент должен выделять три ее основные части: ее социально-философскую часть, отражавшую естественно-правовую доктрину; перечень злоупотреблений метрополии по отношению к своим североамериканским колониям, а также резолюцию независимости. Среди основных положений Декларации, сформулированных ее автором — Т. Джефферсоном, следует выделять прежде всего принцип народного суверенитета, а также право народа на восстание против тиранического правительства и демократические положения о равенстве, о естественных, неотчуждаемых правах человека: на жизнь, свободу и стремление к счастью.



При рассмотрении созданных по плану Б. Франклина "Статей конфедерации и вечного союза" 1781 г. следует учитывать характер государственного строительства в американских штатах после провозглашения независимости, — в середине 70-х гг. во всех тринадцати штатах уже были приняты конституции, действовали выборные органы власти и пр. Студент должен раскрыть конфедеративный характер связей отдельных штатов по Статьям конфедерации, отразивших наличие уже сложившейся сильной политической организации в штатах, выявить особенность управления конфедерации: слабость центральной власти, узость компетенции конфедеративного Конгресса, несовершенство системы принятия решений Конгрессом и пр.

 

2 вопрос. Ответ на этот вопрос связан с анализом внутриполитической обстановки в США после окончания борьбы за независимость, характеризовавшейся усугублением экономических трудностей и ростом поляризации социально-классовых сил — плантаторов, буржуазии, фермеров, рабочих и пр., стремившихся по-своему воспользоваться результатами победы над бывшей монополией. Студент должен проанализировать причины созыва весной 1787 г. в Филадельфии конституционного конвента, охарактеризовать социально-политическое лицо его участников.



Давая общую характеристику Конституции США 1787 г. студенту следует особое внимание уделить ее структуре и кругу регулируемых вопросов, анализируя основные принципы Конституции — федерализм и разделение властей, необходимо показать их неразрывную связь. Студент должен четко себе представлять содержание обоих принципов и их воплощение в нормах Конституции.

 

3 вопрос. Студент должен назвать основные законодательные, исполнительные и судебные органы США на федеральном уровне и уровне штатов и показать их взаимоотношения в рамках реализации принципа федерализма и разделения властей. Особое внимание при этом следует удалить так называемой "системе сдержек и противовесов как части конституционного механика США. Необходимо указать, каким образом представительство штатов реализуется на федеральном уровне и как разделялись полномочия законодательных и исполнительных органов федерации и отдельных штатов.



 

4 вопрос. Ответ на этот вопрос связан с предшествующим анализом круга регулируемых отношений Конституцией 1787 г. Студент должен указать, почему вопрос о политических правах и свободах американских граждан не был включен в статьи американской Конституции, и какую реакцию это вызвало в демократических кругах американского общества. При анализе статей Билля о правах 1789-1791 годов необходимо показать, какие именно права и свободы нашли свое отражение в этом документе и в какой степени они выражали интересы основной массы граждан США, обратив особое внимание на I, IV и IX поправки. Следует проанализировать и другие поправки к Конституции, связанные с крупными вехами в американской истории — отменой рабства, с предоставлением политических прав женщинам, с ограничением сроков пребывания у власти президента США и др.

 

Источники:

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / Под ред. Н.А.Крашенинниковой. в 2 т.- М.: Норма, 2007. Т.2. С. 182-214.

 

Литература:

Бельсон Я.М., Ливанцев К.Е. История государства и права США.- Л., 1982.

Мишин А.А., Власихин В.А. Конституция США. Политико-правовой комментарий. — М., 1987.

Борисюк В.И. Джапаридзе Т.З. м др. Политические институты США: история и современность. — М. 1988.

 

ТЕМА 11. КОНСТИТУЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ВЕЛИКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ XVIII в. 2 часа.


Целью занятия является изучение конституционных документов революции, истории их создания и содержание: Деклараций 1789 и 1793 г. и Конституций 1791 и 1793 гг. Великая Французская буржуазная революция, ее конституционные документы имеют всемирно-историческое значение. ВФР дала гигантский импульс прогрессу человечества, в ходе ее были провозглашены и конституционно закреплены общечеловеческие ценности и идеалы демократии, неотчуждаемые права человека и гражданина. Принципы, провозглашенные в революционных документах, оказали мощное воздействие на развитие буржуазного государства и права, на формирование нового гуманистического образа мышления не только во, Франции, но и в других странах. Эти принципы получили новое звучание в процессе тех радикальных изменений, которые осуществляются в настоящее время в нашем обществе.

Созданный в соответствии с первой Конституцией революционной Франции 1791 г., конституционный механизм основывался на буржуазно-демократических принципах парламентского правления, разделения властей, национального суверенитета.

Сравнительный анализ конституционных документов первого и третьего этапов французской революции дает возможность глубже понять поступательные процессы Великой французской буржуазной революции, в ходе которых происходило столкновение устремлений и требований различных социальных сил: умеренных и радикально-революционных, выявить соотношения таких понятий, как демократия и революционное насилие, нашедшее особенно яркое выражение в революционном терроре якобинцев.

Изучение темы включает в себя рассмотрение следующих вопросов:

1. Декларация прав человека и гражданина 1789 г. Закрепление в ней демократических прав и свобод, принципов буржуазного государства и права.

2. Конституция 1791 г., история ее создания. Государственный строй Франции по Конституции 1791 г.

3. Декларация прав человека и гражданина 1793 г. как выражение идеалов и требований якобинцев. Ее отличие от Декларации прав человека и гражданина 1789 г.

4. Якобинская Конституция 1793 г., ее историческое значение.

 

1 вопрос. Декларация прав человека и гражданина 1789 г. в четкой обобщенной форме выразила политико-правовые взгляды просветителей, энциклопедистов: Вольтера, Дидро, Руссо, Гольбаха и др. Но особенно большое влияние на ее содержание оказали политические взгляды Ш. Монтескьё, его произведение "О духе законов". Как отразились эти идеи на содержании Декларации, студенту следует уяснить на основе анализа положений Декларации "о естественных, неотчуждаемых правах" /ст.2/, трактовки понятий "свобода" и "закон" /ст.4/, требований уголовно-процессуальных гарантий этих прав /ст. 4,8, 9 и пр./, разделения властей, неприкосновенности частной собственности /ст.17/. О социально-политическом содержании декларации свидетельствует и то, что она обходит молчанием, например, власть короля, запрещение рабства, свободу ассоциаций и собраний и пр. Глубокому пониманию Декларации поможет знание исторической обстановки, в которой она принималась, знакомство с другими правовыми документами 1-го этапа революции.



 

2 вопрос. Студент должен при изучении второго вопроса выявить характерные черты конституционной монархии, формы правления, которая утвердилась на 1-м этапе Великой Французской буржуазной революции и отразила соотношение социально-классовых сил в этот период. Особое внимание следует уделить вопросу о полномочиях и пределах власти короля и парламента, других органов конституционного механизма, на воплощение в Конституции принципа разделения властей. В контексте исторической обстановки следует уяснить принципы цензового избирательного права, не народного, а национального суверенитета, основанного на теориях "избирательных функций" (ст. 2, разд. 3 Конституции) и "представительного мандата" (разд. 1, гл. 1, разд. 3, ст.1), закрепленных а Конституции.

Для правильного понимания Конституции 1791 г. и ее исторической роли большое значение имеет и анализ того раздела Конституции, который называется "Основные положения, обеспеченные Конституцией".

 

3 вопрос. При анализе Декларации прав человека и гражданина 1793 г. следует уяснить ее радикально-революционное содержание, те принципиальные положения, которые отличали ее от Декларации прав человека и гражданина 1789 г. (ст. 1, 2, 25, 26, 35 и пр.). Вместе с тем необходимо учесть и ограниченный характер тех демократических требований, прав и свобод, которые закреплялись Декларацией 1793 г.



 

4 вопрос. Студент должен рассмотреть те особые черты, которые были свойственны Конституции 1793 г., построенной на принципах всеобщего избирательного права, народного суверенитета, закрепившей республиканскую форму правления. Это нашло особое отражение в ее разделах о "народном представительстве", о "функциях законодательного корпуса", в частности, в положениях о делении правовых актов на законы, утверждаемые первичными собраниями граждан и декреты, принимаемые законодательным корпусом, о компетенции Исполнительного совета и др.

Следует выяснить также, почему эта Конституция не была введена в действие, и какую историческую роль она сыграла.

 

Источники:

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / Под ред. Н.А.Крашенинниковой. в 2 т.- М.: Норма, 2007. Т.2. С. 83-136.

 

Литература:

Батыр К.И. История государства и права Франции периода буржуазной революции 1789-1791 гг. — М„ 1984.

История Франции. Т.2. - М., 1973.

Манфред A.3. Великая Французская буржуазная революция XVIII в. — М., 1956.

Олар А. Политическая история Французской революции. Происхождение к развитие демократия и республики. М.—Л., 1986.

История буржуазного конституционализма. XVII -XVIII вв. М., 1983.

 

ТЕМА 12. КОНСТИТУЦИЯ ГЕРМАНСКОЙ ИМПЕРИИ 1871г. 2 часа.


Конституция Германской империи 1871 г. оформила создание единого централизованного государства, включившего в свой состав 22 мелких и крупных немецких монархий и несколько "вольных городов". Она выражала интересы немецкого юнкерства, выступившего в союзе с буржуазией, при гегемонии первого. Характер конституции предопределен и особенностями создания Второго рейха — объединением большинства германских государств вокруг Пруссии "железом и кровью" (по определению Бисмарка).

Целью занятия является выработка навыков анализа буржуазных конституций и изучение весьма специфического основного закона, закрепившего политико-правовые порядки в помещичье-буржуазной Германской империи (1871-1918 гг.).


Изучение темы включает рассмотрение следующих вопросов:

1. История создания Германской империи и принятия имперской Конституции 1871 г.

2. Организация государственного единства Германии по Конституции.

3. Форма правления и особенности государственного аппарата по Конституции.

 

1 вопрос. При рассмотрении первого вопроса необходимо учитывать, что создание централизованного германского государства произошло не "снизу", не революционным путем, а "сверху" — в результате присоединения к королевству Пруссия Баварии, Саксонии, Вюртемберга, Бадена, Гессена, Мекленбурга и других немецких княжеств. Это обстоятельство в значительной мере предопределило характер основного закона Германской империи.



Знание истории создания Второго рейха предполагает знание событий, которые происходили в Германии в 40-50-х гг. Необходимо учитывать возможность объединения страны через создание республики в ходе буржуазно-демократической революции 1848 г., а также знать проекты первых имперских конституций, не воплощенных в жизнь из-за поражения революции.

 

2 вопрос. Проблема организации государственного единства Германской империи чрезвычайно сложна. Следует рассмотреть особенности немецкой имперской федерации, основанной на "союзе династий", а также проследить, как эти особенности отражаются в конкретных нормах конституции, — о законодательных и исполнительных полномочиях государств, членов империи и полномочиях имперских органов власти (ст. 2, 4, 19 и др.), о возможности Пруссии блокировать принятие законодательных актов и изменений конституции, которые не соответствовали ее интересам (ст. 6, 78), а также о возможности подавления сепаратизма или неповиновения отдельных земель вооруженным путем (ст.. 19,68).



Перечисленные обстоятельства говорят о ярко выраженной унитаристской тенденции в организации государственного единства Германской империи.

 

3 вопрос. При рассмотрении данного вопроса следует обратить внимание на положения Конституции 1871 г. о доминирующей роли в империи прусского короля, за которым закреплялось Президентство в союзе и титул Императора, а также канцлера, главы исполнительной власти (ст. 11, 12, 64 и т.д.). В этой связи следует рассмотреть конкретные полномочия императора, а также права Союзного Совета и Рейхстага по конституции, характер взаимоотношений императора и канцлера, как между собой, так и с парламентом и каждой из его палат, обратив особое внимание на то, что ни император, ни канцлер не несли ответственности ни перед Союзным советом, ни перед Рейхстагом. Необходимо определить также, как формировались палаты, каковы были их взаимоотношения и роль в принятии законов.


Источники:

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / Под ред. Н.А.Крашенинниковой. в 2 т.- М.: Норма, 2007. Т.2. С. 234-255.


Литература:

Брехт А. О государственном устройстве Германии. —М., 1947.

Прокопьев В.П. Армия и государство в истории Германии Х-ХХ вв. Л.1982.

 

ТЕМА 13. КОНСТИТУЦИЯ IV И V РЕСПУБЛИК ВО ФРАНЦИИ (1946 И 1958 гг.). 4 часа.


Целью занятия является отработка навыков сравнительно-правового анализа современных буржуазных конституций, изучение двух последних основных законов в истории Франции, в том числе ныне действующей Конституции 1958г.
Вопросы темы:

1. Основное содержание Конституции 1946г. и государственный строй IV республики.

2. Падение IV республики и принятие новой Конституции 1958г.

3. Характерные черты и особенности Конституции V республики (в сравнении с предшествующей Конституцией).

 

1 вопрос. Сравнительный анализ двух конституций Франции предполагает тщательное изучение каждой из них в отдельности, а также знание основных тенденций развития французского государства после II мировой войны.



Историческое значение Конституции 1946 г. состоит в том, что она закрепила основные принципы буржуазно-демократического общества и государства в их наиболее последовательной трактовке. Необходимо выявить эти принципы, которые проявились, в частности, в законодательном закреплении демократического парламентского режима и широкого круга демократических прав и свобод.

Далее следует определить форму правления по конституции, рассмотреть структуру и компетенцию основных государственных органов — парламента, президента, правительства. Особое внимание необходимо обратить на распределение компетенции между ними и между палатами парламента, на характер взаимоотношений законодательной и исполнительной власти.

 

2 вопрос. Необходимо рассмотреть постепенный отход от основных положений Конституции 1946 г., обусловленный, в свою очередь, социально-политическими факторами, кризис и падение парламентского режима IV республики. Необходимо рассмотреть также идейно - политическую платформу голлистского движения, определившего дальнейшее конституционное развитие французского государства.



Что же касается законодательного материала, то студенты должны знать основные конституционные изменения, связанные с постепенным пересмотром положений Конституции 1946 г. в начале — середине 50-х годов ХХ века.

 

3 вопрос. Тщательно ознакомившись со структурой и содержанием основного закона 1958 г., можно сделать вывод о существенных, принципиальных различиях двух конституций, позволяющих государствоведам противопоставлять их друг другу. Эти главные различия студенты должны отметить. Следует подробно рассмотреть и систематизировать полномочия президента, разделив их на постоянные и чрезвычайные, а также по сферам деятельности (законодательной, исполнительной, судебной).



Очень показательным является также раздел конституции, посвященный взаимоотношениям между правительством и парламентом. С учетом уже имеющегося у студентов опыта анализа формы правления в буржуазных странах следует попытаться определить ее по Конституции 1958г.

Необходимо отметить и роль конституционной практики в дальнейшем развитии государственного строя V республики.

 

Источники:

 Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / Под ред. Н.А.Крашенинниковой. в 2 т.- М.: Норма, 2007. Т.2. С. 155-182.


Литература:

История Франции. Т.3. -М., 1971.

Дюкло Ж. Голлизм, технократия, корпоративизм. М., 1964.

Крутоголов М. А. Государственный строй современной Франции (IV республика)— М., 1958.

Арсеньев Э.А. Франция под знаком перемен. М. 1984.

Крутоголов М.А. Президент Французской республики. Правовое положение. М., 1980.

Маклаков В.В. Государственный строй Франции. - М., 1957.

Молчанов Н.Н. Генерал де Голль. М., 1972.

Серебренников В.П. Конституционное право Франции. - М.,1978
 

ТЕМА 14. ВЕЙМАРСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ 1919 г. 2 часа.


Конституция Германской империи от 11 августа 1919 г., получившая название Веймарская по месту разработки и принятия, закрепила изменения в государственном и общественном строе, которые произошли в результате революционных событий 1918-1919 гг. Характер основного закона предопределили, с одной стороны, влияние борьбы трудящихся масс за свои права, с другой — их поражение в ходе революции.
Целью занятия является отработка навыков анализа буржуазных конституций, изучение основного закона Германии, действовавшего в сложный исторический отрезок времени от подъема революционного движения 1918-1919 гг. до утверждения фашистской диктатуры.
Изучение данной темы предполагает рассмотрение следующих вопросов:

1. История создания конституции Германской империи 1919 г.

2. Организация государственного единства Германии по Веймарской конституции.

3. Государственный строй Веймарской республики.

4. Буржуазно-демократические права и свободы граждан.

 

1 вопрос. При изучении истории создания Веймарской конституции необходимо выяснить соотношение классовых сил, сложившееся в результате революционных событий 1918-1919 гг., обратить внимание на расстановку сил в Учредительном собрании, на характер политико-правовых установок различных социальных слоев и политических фракций, принимавших участие в его работе. Следует выявить демократические нормы, а также те ограничения этих норм, которые содержались в конституции (ст. 48 и др.).



 

2 вопрос. Отвечая на этот вопрос, студент должен определить весьма специфический характер формы организации государственного единства Германской империи по Веймарской конституции, рассмотреть, какие конституционные права закреплялись за отдельными землями империи, с одной стороны, с другой - полномочия имперских органов, охватывающих все более или менее значительные сферы государственного управления.

Полезно провести сравнительно-правовой анализ соответствующих положений Конституций 1871 и 1919 гг., отметив общее и особенное в их содержании, выявить те конституционные возможности, которыми располагали земли при формировании высших имперских органов власти, их политики, а также весьма широкие возможности империи проводить сбою политическую линию.

 

3 вопрос. Следует четко определить форму правления, закрепленную конституцией, выяснить, к какому виду буржуазной республики относилась Веймарская республика и проиллюстрировать этот вывод соответствующими статьями конституции. Студенты должны рассмотреть основные звенья системы высших органов власти и управления по Конституции 1919 г. порядок их формирования, их компетенцию и характер взаимоотношений. Особое внимание необходимо уделить анализу прерогатив исполнительной власти — президента, канцлера. При рассмотрении данного вопроса также полезно провести сравнение с соответствующими положениями Германской Конституции 1871 г. Необходимо проследить отражение федеративного характера государственного устройства Германской империи в конкретных статьях конституции.



 

4 вопрос. При рассмотрении данного вопроса необходимо обратить внимание на широкий круг демократических прав и свобод граждан, отметив их зачастую декларативный характер, различные оговорки, закрепленные в статьях Конституции, сводящие к минимуму характер их общих предписаний. Особо нужно отметить ряд положений конституции, касающихся различных сторон социальной жизни общества — о собственности и обязанностях собственников перед обществом (ст. 153), о рабочем законодательстве (СТ.157), о социальном обеспечении (ст-161) и др., что явилось завоеванием германского пролетариата в революции 1918-1919 гг. В целом, Веймарская конституция открывает новую страницу в истории буржуазного конституционализма в области прав и свобод граждан. Буржуазные конституции более позднего периода, особенно конституции "новой волны", т.е. принятые после II мировой войны, восприняли и развили этот социальный аспект прав и свобод граждан.

 

Источники:

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / Под ред. Н.А.Крашенинниковой. в 2 т.- М.: Норма, 2007. Т.2. С. 302-318.


Литература:

Овчинникова П.В. Крах Веймарской республики в буржуазной историографии ФРГ. — М., 1983.

Руге В. Германия в 1917-1933 гг. - М., 1974.

 

 ТЕМА 15. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В США В XX в. 4часа.


В XX в. активизируется вмешательство государства в экономические процессы и социальную сферу, создается особый аппарат управления промышленностью и трудовыми отношениями. Усиление регулирующего воздействия государства особенно проявляется в периоды неблагоприятной экономической конъюнктуры, политических катаклизмов. После II мировой войны катализатором указанной тенденции служат обострение международной конкуренции, научно-техническая революция, требующая крупных капиталовложений в новые отрасли экономики, развитие международной капиталистической интеграции.

Формы регулирующего воздействия государства на систему общественного воспроизводства многообразны и находят отражение в праве. Это, в частности, законы о национализации и создании государственного сектора экономики, принудительное слияние различных отраслей промышленности и антимонополистическое законодательство.

Целью настоящего занятия является ознакомление студентов с отдельными примерами правового регулирования экономики ("новый курс" Рузвельта) и трудовых отношений (законодательство США).

Вопросы темы:

1. Законодательство "нового курса" Ф.Рузвельта.

2. Закон Вагнера 1935г. и Закон Тафта-Хартли 1947г. в США.

 

1 вопрос. Новый курс президента США Ф.Д.Рузвельта был первым опытом масштабного вмешательства государства в капиталистическое хозяйство страны и представлял собой комплекс мер (в области .экономики, финансов и трудовых отношений), призванных ослабить разрушительное воздействие мирового экономического кризиса 30-х годов. Необходимо ознакомиться с изложенными президентом в своем послании конгрессу целями "нового курса" и изучить ряд законодательных актов: Закон о восстановлении промышленности 1933 г., Закон о регулировании сельского хозяйства 1933г., Чрезвычайный банковский закон 1933 г. и пр. Кроме того, для ответа на третий вопрос необходимо ознакомиться с положениями закона Вагнера 1935г.



 

2 вопрос. В 20-х 30-х гг. XX века в США начало активно осуществляться государственное регулирование отношений между рабочими и предпринимателями, которое было оформлено актами "об отношениях в промышленности". Тем самым государство стало выступать в качестве третьей стороны (наряду с профсоюзами и предпринимательскими объединениями), которая выступала гарантом поддержания "нормальных" трудовых отношений, используя как методы социального партнерства и арбитража, так и методы прямого государственного принуждения.

Основной из целей законодательства об отношениях в промышленности является регламентация государством права на забастовки. Студенту предлагается изучить два примера такого законодательства. Если Закон Вагнера 1935г., принятый в период "нового курса" под давлением чрезвычайных обстоятельств, признал за рабочими право на организацию профсоюзов и удовлетворение своих экономических требований путем различных форм забастовок, то закон Тафта-Хартли 1947г. отличались ограничениями прав профсоюзов и антизабастовочной направленностью. Можно отметить такие общие черты англо-американского социального законодательства: провозглашение "равенства прав" рабочих и предпринимателей, объявление незаконными стачек солидарности рабочих разных отраслей промышленности и забастовок, выдвигающих политические требования.

Сравнивая законы Вагнера и Тафта-Хартли, необходимо обратить внимание на следующие положения: о "нечестной трудовой практике" как предпринимателей, так рабочих и ее последствиях, о коллективных договорах и их регламентации, о формах контроля государства за деятельностью профсоюзов, о полномочиях президента по разрешению трудовых конфликтов, о механизме запрещения забастовок.

 

Источники:



Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / Под ред. Н.А.Крашенинниковой. в 2 т.- М.: Норма, 2007. Т.2. С. 223-255.
Литература:

Ливанцев К.Е. История буржуазного государства и права. Л.1986.

Глушков В.П. Корпорации, государство, экономика. \М.1972.

Жидков О.А. Законодательство о капиталистических монополиях. М. 1968.

  

ТЕМА 16. КОНСТИТУЦИЯ ЯПОНИИ 1947 г. 4 часа.


Конституция Японии 1947г. относится к буржуазным конституциям так называемой новой волны, созданным по окончании II мировой войны. В ней нашли отражение прогрессивные демократические положения, институты и нормы, на содержание которых оказали большое влияние требования демократических сил страны. На примере Конституции Японии 1947 г. можно выявить характерные черты этих конституций, отметить особенности, которые предопределены недавним монархическим прошлым этой азиатской страны.
Изучение темы предполагает рассмотрение следующих вопросов:

1. История создания послевоенной Конституции Японии.

2. Государственный строй Японии по Конституции 1947г.

3. Буржуазно-демократические права и свободы граждан Японии.

4. Антивоенные положения конституции Японии.

 

1 вопрос. Принятие основного закона 1947 г. означало поворот Японии от одной конституционной модели к другой, в основу которой легли американские и европейские конституционные институты. Студент должен рассмотреть те внешнеполитические и внутренние социально-политические условия, в которых принималась конституция, предшествующие ей демократические реформы, демилитаризация страны и т.д. При исследовании Конституции Японии 1947 г. необходимо сравнить ее с предшествующей Конституцией страны 1889 г.



 

2 вопрос. Конституция 1947 г. закрепляет парламентарную монархию как форму правления послевоенной Японии. При рассмотрении государственного строя Японии следует проанализировать полномочия японского императора, выяснить его роль в системе высших органов, взаимоотношения с парламентом и кабинетом и др. Следует выявить также структуру, принципы деятельности и формирования каждой из палат парламента, их взаимоотношения, возможность их досрочного роспуска, порядок рассмотрения законопроектов и т.д.

Студент должен проанализировать механизм формирования кабинета — правительства Японии, его компетенцию и формы ответственности за свою деятельность. При анализе судебной власти по Конституции 1947 г. нужно обратить внимание на закрепление за судами права конституционного надзора

 

3 вопрос. Конституция Японии 1947 г. декларирует довольно широкий перечень прав и свобод. Среди них — равенство перед законом, свобода совести, собраний, уголовно-процессуальные права, гарантии личной свободы и неприкосновенности личности и др. Ряд положений направлен против пережитков феодализма — отмена пэрства и других аристократических институтов, отказ государства от какой-либо религиозной деятельности и покровительства религии и пр.



 

4 вопрос. Одна из отличительных черт японской конституции - ее антимилитаристская направленность, явившаяся отражением подъема борьбы антивоенных сил после поражения Японии во Второй мировой войне. Студент должен проанализировать соответствующие положения преамбулы конституции, содержащие принципы антивоенной политики и их нормативное закрепление в статьях основного закона (ст. 9, 66). Следует отметить, как впоследствии обходились эти антивоенные положения Японской империи (за счет создания так называемых сил национальной обороны и др.).

 

Источники:

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / Под ред. Н.А.Крашенинниковой. в 2 т.- М.: Норма, 2007. Т.2. С. 371-387.

 

Литература:

Латышев И.А. Конституционный вопрос в послевоенной Японии. — М., 1959.

Норман Г. Возникновение современного государства Япония / пер. с англ. М. 1961.

История Японии / Отв. ред. А.Е. Жуков. Т.2. М.. 1999.



 


следующая страница >>
Смотрите также:
Тема судебник царя хамураппи 4 часа
1052.62kb.
5 стр.
План урока лабораторно-практического занятия Тема программы : Приготовление блюд и гарниров из жареных овощей и грибов. ( 3 часа)
104.95kb.
1 стр.
В стоимость входит: Тур классика лайт с севера на юг
76.24kb.
1 стр.
Программа дисциплины «Пол, гендер и сексуальность»
191.61kb.
1 стр.
6 июня. Среда 15. 00-16. 30 «Судьба Царя – судьба России»
27.77kb.
1 стр.
Тематический план четвертого года обучения (2 часа в неделю 72 часа в год) Тема занятия всего теория практика Вводное занятие 2 2
106.53kb.
1 стр.
2 часа в неделю, всего – 68 часов в год( 34 часа федерального компонента, 34 часа регионального компонента) 6 класс
385.48kb.
4 стр.
Тема №12 «современные религиозные секты» (2 часа) Вопросы для самостоятельного изучения
67.62kb.
1 стр.
Законы пирамид; Законы Ману; Законы царя Хаммурапи; Законы царя Соломона
92.25kb.
1 стр.
Краткое содержание по поэме "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"
37.33kb.
1 стр.
Андрей белянин: отстрел невест тайный сыск царя гороха IV отстрел невест
2596.45kb.
16 стр.
№ уроков Тема (раздел) Тип урока Планируемы результаты обучения
312.39kb.
3 стр.