Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 ОБ ОПЫТЕ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНИВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Лашина Л.С, Пашкевич Т. С., научный руководитель Вахромеева Т.А. Красноярский педагогический колледж №1 им.М.Горького Федеральный государственный стандарт начального общего образования предъявляет требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: «метапредметным, включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (далее УУД) (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями» [1]. Метапредметные результаты, универсальные учебные действия, необходимо формировать не только в учебной деятельности (в рамках предметных дисциплин учебного плана), но и во внеурочной деятельности, которая «организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.» [1]. В связи с этими новыми требованиями возникла цель исследования, связанная с поиском и разработкой таких форм организации внеурочного пространства в начальной школе, которые могут способствовать развитию УУД и одновременно их оцениванию. Данная тема разрабатывалась в студенческой мастерской «Внеурочная деятельность младших школьников», действующей на базе МБОУ «Гимназия №7» г. Красноярска. Одной из таких форм, выбранной для разработки и проведения, являлся фестиваль проектных задач «К-РОшечка». Данный фестиваль проводится уже несколько лет среди школ развивающего обучения города Красноярска. Однако данный фестиваль ранее не рассматривался как инструмент формирования и оценивания УУД. Наша деятельность – студентов и преподавателей колледжа заключалась в проектировании фестиваля: определение замысла, конкретизация данного замысла, составление проектных задач и критериев их оценивания. Понятие проектной задачи было введено в развивающем обучении А. Б. Воронцовым. Он рассматривает проектную задачу как «задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и, в ходе решения которой, происходит качественное самоизменение группы детей» [2]. Ключевыми, на наш взгляд, в данном определении являются слова «система действий», которые «стимулируются», а значит, развиваются и формируются. Проектные задачи нами конструировались таким образом, чтобы были учтены следующие параметры:
- 1 задание предполагает работу с текстом (вычленение главного содержания в тексте), а также схематизацию представленной в тексте ситуации (см. Приложение 1); - 2 задание направлено на использование учащимися диаграмм для решения практической задачи; - 3 задание предполагает действие анализа, установления аналогий, построение рассуждений; - 4 задание предполагает построение речевое высказывания в письменной форме. - 5 задание направлено на выделение критериев оценивания собственного продукта и результата деятельности. Текст получившейся задачи (в сжатом варианте) представлен в приложении. Фестиваль нами был проведен 5 апреля 2012 года на базе Красноярского педагогического колледжа №1. В нём приняли участие 8 команд из разных образовательных учреждений города. Опыт разработки удался, остается серьезный исследовательский вопрос об анализе полученных данных, описании эффективности данной формы как средства формирования и оценивания УУД. Приложение 1. Дорогие ребята! Президент РФ Дмитрий Медведев объявил 2012 год Годом российской истории. Вам будет предложены несколько заданий, которые объединяет одна тема - Год истории.
На рассвете 5 апреля 1242 года немецкие рыцари построились клином, русские называли этот строй "свиньей": впереди – острое рыло, позади – толстая туша. Клин состоял из закованных в броню всадников и имел своей задачей раздробить центральную часть войска противника, а шедшие в центре клина колонны рыцарей должны были разгромить фланги противника. В кольчугах и шлемах, с длинными мечами, они казались неуязвимы. Александр Невский применил новое построение русских войск, прямо противоположное традиционному русскому строю. Основные силы Александр сосредоточил не в центре ("челе"), как это всегда делали русские войска, а на флангах. Впереди расположился передовой полк из легкой конницы, лучников и пращников. Боевой порядок русских был обращен тылом к обрывистому крутому восточному берегу озера, а княжеская конная дружина укрылась в засаде за левым флангом. Избранная позиция была выгодна тем, что немцы, наступавшие по открытому льду, были лишены возможности определить расположение, численность и состав русского войска. Выставив длинные копья и прорвавшись сквозь лучников и передовой полк, немцы атаковали центр ("чело") боевого порядка русских. Центр русских войск был рассечен, а часть воинов отошла назад и на фланги. Фланги русского боевого порядка ("крылья") не позволили немцам развить успех операции. Немецкий клин оказался зажатым в клещи. В это время дружина Александра нанесла удар с тыла и завершила окружение противника. Немецкие рыцари потерпели полное поражение. Словарь для справок: фланг - правая и левая сторона строя; лучники - отряд легковооруженных воинов, снабженных луками и стрелами; пращники - человек, метающий камни с помощью пращи; праща - примитивное метательное оружие в виде верёвки или ремня с петлёй для пули (камня) на конце; тыл – 1) территория позади фронта, за боевой линией; 2)задняя сторона чего-нибудь. Измените данную схему так, чтобы русские войска оказались также победителями. Обоснуйте ответ. Представьте схему ниже. Задание 2. С историей России связана и культурная жизнь населённых пунктов. По-разному складывается она в российских и сибирских городах. Красноярск является одним из быстрорастущих культурных городов, самым крупным из пяти городов края. Существенное влияние на формирование культурной жизни города оказывают учреждения культуры и театры, среди которых: Красноярский государственный театр оперы и балета, Драматический театр им. А. С. Пушкина, Красноярский государственный музыкальный театр, филармония, Красноярский государственный молодёжный театр «ТЮЗ», Театр кукол и др. На основании данных, приведённых ниже в таблице 1, запишите последовательность основания разных культурных заведений города (расположите в порядке возрастания). Постройте столбчатую диаграмму, в которой будет отражено количество открытых в Красноярске культурных заведений в определённых временных рамках: до 1950 года; с 1951 до 1980 года; с 1981 до 2012. Таблица 1
Задание 5. Когда закончите выполнять задания, заполните оценочную таблицу. Напишите, по каким критериям вы можете оценить свою проделанную работу. По выделенным критериям сами оцените собственную работу. Оценочная таблица
Список литературы:
Смотрите также: Об опыте разработки проектных задач как средства формирования и оценивания универсальных учебных действий в начальной школе
72.11kb.
1 стр.
Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения английскому языку в начальной школе
88.75kb.
1 стр.
Управление образования и молодёжной политики Сасовский район Рязанская область
154.28kb.
1 стр.
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени
43.07kb.
1 стр.
Программа формирования универсальных учебных действий
565.59kb.
2 стр.
Анализ внеурочной деятельности в начальной школе маоу лицей №17 за 2012-2013 учебный год
62.19kb.
1 стр.
Западное окружное образование города москвы
6542.94kb.
32 стр.
Пояснительная записка Планируемые результаты Система оценки достижения планируемых результатов Программа формирования универсальных учебных действий
3212.88kb.
19 стр.
Образовательного стандарта
2073.71kb.
10 стр.
Экспериментальная городская пилотная площадка: «Разработка и реализация программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на всех ступенях обучения»
102.88kb.
1 стр.
Программа развития универсальных учебных действий один из базовых документов, призванных конкретизировать требования к результатам предшкольного и начального общего образования и дополнить традиционное содержание учебно-воспитательных
597.44kb.
4 стр.
Образовательная программа 1-3 классы Целевой раздел 7379.05kb.
41 стр.
|