Главная
страница 1страница 2 ... страница 9страница 10


МОУ Красногвардейская СОШ

МУЗЫКА

Программу разработала

Хмелькова М.И., учитель музыки




п. Красногвардейское, 2006
Пояснительная записка

Предлагаемая программа курса обобщает лучшие достижения предшествующих программ по музыке для общеобразовательных школ, созданных под руководством Д.Кабалевского, А.Апраксиной, Ю.Алиева, Н.Терентьевой и др. и развивает их связи с особенностями социокультурной ситуации сегодняшнего дня.

Предлагаемый курс предназначен для преподавания в государственных и муниципальных школах, лицеях и гимназиях с 5 по 8 класс.

Курс рассчитан на обучение по 1 часу в неделю на каждом году обучения.

Программа подготовлена на базе обязательного минимума со­держания основного общего образования

Программа построена с учетом возрастных особенностей учащихся по принципу постепенного усложнения учебного материала.

Программа создана в соответствии с законом «Об образовании РФ»: она призвана создать условия для духовной «самореализации личности» и средствами искусства в школьнике «сформировать человека и гражданина», обеспечить «адекватный мировому уровень музыкального образования», интегрировать личность школьника в национальную и мировую культуру (закон РФ «Об образовании»).

Программа построена по принципу «минимакса», сформулированному академиком А.А.Леонтьевым в статье «Педагогика здравого смысла» (сборник «Школа 2000…, М.,1997). Максимум содержания Программы для тех, кто хочет научиться (в том числе и для музыкально-одаренных детей, не имеющих возможности учиться в музыкальных школах), и минимум – для всех, с учетом природных способностей.

Данная программа направлена на постижение учащимися основ музыкального искусства, его содержания, его роли в жизни человека, специфики выразительных средств.

Особенности тематического построения программы предоставляют учащимся возможность для творческой свободы учителя в выборе им форм, методов, приёмов, видов деятельности на уроках музыки. Закономерность музыкального искусства может быть раскрыта средствами классической музыки и авангарда; фольклора и джаза; в процессе углубленной вокально-хоровой работы.. Главное для учителя – уяснить для себя и детей, что есть – цель, а что есть – средство.

Программа ставит своей целью формирование музыкальной культуры школьников как части их духовной культуры. В программе предлагается разнообразный художественный материал, позволяющий педагогу-музыканту ввести ребенка в многообразный художественный мир музыкальной культуры разных эпох и народов на основе использования различных форм музыкально-творческой деятельности

Основанная на творческом развитии концепции Д.Б.Кабалевского и переосмыслении её основных идей с точки зрения технологии развивающего обучения, программа предоставляет возможность современно мыслящему учителю организовать по-новому процесс обучения.

Педагогика подлинного сотрудничества; моделирование художественно-творческого процесса как ведущий принцип и метод, определяющий основные виды деятельности композитора – исполнителя - слушателя; творческая деятельность и импровизация и т.д. – все эти положения , лежащие в основе программы, направлены на воплощение самых актуальных требований к образованию современного человека – активного члена общества, способного самостоятельно, творчески мыслить и действовать.

Специфика урока искусства вдохновляет и педагога и детей на творческую деятельность, внимательное отношение, как к коллективной, так и к индивидуальной работе и результатам творческой работы учащихся.


Главная новизна программы кроется в самом подходе к музыкальному воспитанию и образованию, которое рассматривается в ситуации современного глобального духовно-нравственного кризиса духовной жизни человека. Поэтому программа построена на историческом развитии музыки. Понятие музыкального воспитания связано с внешней музыкальной средой окружающей жизни и в личностном плане – с той внутренней музыкой, которую каждый человек с рождения и до могилы носит в своей душе. Уроки музыки трактуются как уроки духовно-нравственного оздоровления детей средствами искусства.

Цель курса— формиро­вание музыкальной культуры школьников как части их духовной культуры. приобщение к основам мировой культуры, развитие музы­кально-эстетического вкуса, воспитание нравственных чувств, по­нимание истинных духовных ценностей.

Задачи курса:

1. Гармонично развивать средствами музыки творческий потенциал каждого школьника, его эвристическое мышление, познавательную деятельность.

2. Раскрывать преобразующую силу музыки и ее влияние на нравственные и эстетические идеалы, формировать жизненную позицию.

3. Овладевать языком музыкального искусства на основе музыкально-теоретических знаний и навыков, постигать суть музыки во взаимосвязи со смежными видами искусства.

4. Постигать сущность музыкальной интонации, ее драматургии через различные формы пения: сольного и ансамблевого, хорового.

5. Изучать, осваивать народные музыкальные традиции, которые являются путем к формированию творческой личности, способной постичь красоту и непреходящую ценность духовной культуры народа, понять и оценить вклад каждого народа в сокровищницу общечеловеческой духовной культуры.

Музыкально-эстетическое образование в школе нацелено на гармоничное развитие личности в духовно-нравственном плане, на создание условий  для раскрытия всех его дарований и на формирование  системы дальнейшего за пределами школы духовного самораскрытия, что невозможно без творческого потенциала. Поэтому создание условий для максимальной оптимизации творческих способностей школьников – одна из важнейших задач музыкально-эстетического воспитания. На повестке дня современной школы – разработка и внедрение творческой системы массового музыкально-эстетического воспитания. Чувство прекрасного целесообразно развивать не только в пассивных формах объяснения и слушания музыки, но и более активных доступных для детей формах музицирования и собственного музыкального творчества. Большие перспективы в этом направлении открывает  интеграция различных видов искусства и учебных предметов, способствующая единому процессу постижения окружающего мира (отражается в мире искусства) в его целостности. В этом – стык предметов эстетического цикла с другими учебными предметами (чтение, изо, природоведение, экология, математика и др…). Учащиеся должны постигать учебные предметы в их взаимосвязи, понимать специфику процесса художественного отображения мира (внешнего и внутреннего). Такой комплексный подход к образованию создает условия  для формирования универсальных способностей, важных для любых сфер деятельности, и является мощным стимулом развития ассоциативного мышления. В итоге школьный урок музыки может стать искусством постижения жизни во всем ее многообразии.

Настоящая программа базируется на принципах целостности и комплексности музыкально-эстетического образования. Достоинством нацеленность  на духовно-нравственные аспекты воспитания, а также – единство знания, ассоциативного мышления, творческой деятельности.  Идеи и материалы могут быть использованы для учебного процесса, для внеклассных и домашних занятий.

     В основу программы легли следующие положения, разработанные в музыкальной педагогике:
     - восприятие музыки является способностью, определяющей интерес к музыкальному искусству и успешность музыкальной деятельности (В.Н. Шацкая, Д.Б. Кабалевский);
     - тематика занятий носит воспитательно-образовательный характер и соответствует содержанию самой музыки (Н.Л. Гродзенская, Ю.Б. Алиев);
     - воспитательно-образовательный процесс направлен на развитие творчески активной личности ребенка (О.А. Апраксина, Н.А. Ветлугина);
     - систематическое развитие музыкально-слуховых представлений о языке музыки и овладение соответствующими музыкальными навыками являются базой для развития личности ребенка (Т.Л. Беркман, М.А. Румер);
     - певческая культура - важнейшая составная часть общей музыкальной культуры школьников (Н. Д. Орлова, Т. Н. Овчинникова)

Условия реализации программы и основные методические рекомендации


  • с целью формирования у школьников ассоциативного мышления привлекать аналогичный материал из смежных областей других видов искусства;

  • умело импровизировать в неожиданных ситуациях;

  • использовать разнообразные формы работы, способствующие созданию на занятиях атмосферы творческой активности, заинтересованности (словесно-иллюстративная, поисковая и т.д.);

  • разрабатывать серии творческих заданий и находить наиболее эффективные формы их постановки перед школьной аудиторией (в основном для этого используется внеклассная работа);

- применять различные виды творческой деятельности на каждом занятии, исходя из главной задачи каждого конкретного занятия.

  • интересно, грамотно, разносторонне и образно рассказывать детям о музыке, дополняя рассказ иллюстрацией музыкальных произведений .

  • определять основные черты того или иного музыкального стиля, направление, течения;

  • определять основные черты стиля данного композитора в его связях с эпохой:

  • свободно анализировать произведения, выявляя закономерности образного содержания и его воплощение во всем комплексе формообразующих и выразительных средств;

  • выявлять в произведении узловые моменты музыкальной драматургии.

- ориентироваться в исторических особенностях формы, стиля,

жанра при целостном анализе музыкальных произведений;

- комплексно воспринимать форму, фактуру, гармонию
произведения;


  • логически осмысливать каждую музыкальную форму в процессе

изучения и исполнения музыкальных произведений.

Целью уроков музыки является воспитание у учащихся музыкальной культуры как части их общей культуры, где содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всем богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений.

Задача учителя музыки – не сводить проблемы музыкального воспитания и образования к информации, а средствами искусства учить мыслить, чувствовать, сопереживать, чтобы у школьников развивался не только интеллект, но и душа. Учитель (как детоводитель в первичном значении этого слова) должен ориентировать школьников в мире музыки, привить им вкус и приобщить средствами искусства к высшим духовным ценностям частое повторение которых должно восприниматься как истина, указывающая путь через чувства прекрасного в искусстве к любви, состраданию, милосердию, чувства долга в жизни. … Научить познавать Мир и формировать образ Мира средствами искусства. В общении с искусством музыки понять себя и свое место в Мире. Духовно-нравственные понятия, которые несет высокое искусство, должны прорасти в житейские и стать личным для каждого школьника. Учить учащихся применять знания в конкретной жизненной ситуации, погружая их в трудности реальной жизни. Учить оценивать явления в жизни и в искусстве на основе духовно-нравственных критериев. Педагог призван формировать у учеников нравственные ориентиры, без которых знания могут быть направлены во зло человечества.

- увлечь музыкой, развить интерес и любовь к музыке, способность ценить ее красоту, вызвать музыкально- эстетический отклик на произведения, чувство сопереживания музыкальным образам, т. е. развить эмоциональную сферу учащихся;

- развить музыкально- образное мышление, постижение закономерностей искусство восприятия музыки, способность размышлять о ней в связи с жизнью и другими искусствами;

- развить творческие музыкальные способности, практические умения и навыки в процессе исполнения, слушания и сочинения музыки, движения под музыку и ее пластическое интонирование;

- развить музыкально- эстетический вкус и потребность общения с музыкальными шедеврами и музыкального самообразования.

- важно в содержание учебных предметов художественно эстетического цикла включать музыкальный фольклор как необходимую часть знаний школьников о жизни.

- воспитательная работа школы должна быть направлена на понимание непреходящей ценности народной культуры, ее обращенности в будущее народа – это воспитывает национальное достоинство, патриотизм.


- музыкальный фольклор имеет богатое наследие, которое должно выступать эффективным средством формирования музыкально-эстетической культуры учащихся в приобщении их к национальной культуре.

Принципы построения уроков музыки:

1. Урок строится на основе принципа целостного представления об искусстве с привлечением его различных видов (темы соотнесены по другим предметам природоведение, литература, живопись, окружающий мир, математика и др.)

2. Принцип минимакса (согласно концепции образования А.Леонтьева): давать знания по максимуму, а требовать по минимуму.

3. Ведущий принцип – целостность теоретической и практической деятельности с целью приблизить школьника к созиданию в разных формах музыкального творчества.

4. Принцип ассоциативного сравнения «все познается в сравнении», сопоставления и противопоставления, поиск идентичных состояний в разных произведениях облегчает восприятия искусства.

5. Претворение принципа межпредметных связей.

6. Проблемное развивающее обучение.

7. Мотивирующее отношение к обучению.



Специфика уроков музыки

1. Музыкальное искусство обращено ко всем и каждому в отдельности. Чтобы музыка стала для каждого школьника глубоко личным явлениям – исповедью души, необходимо сочетание принципов коллективного обучения с индивидуальными.

2. В отличие от других видов искусства, музыка боле непосредственно связана с психологическими движениями и прямо адресована душе каждого школьника, тотчас же вызывая ее резонанс. Следует использовать эту особенность искусства в воспитательных целях.

3. Постижение музыкального содержания школьниками кроется в единстве слуховых, зрительных, словесных, двигательных впечатлений на основе жизненных прообразов музыкального искусства и, прежде всего, его собственной речи и движения и в целом носит синкретичный характер.

4. Специфика уроков музыки связана также с возрастной особенностью – особой художественной одаренностью, в уникальным творческим потенциалом, эмоциональной отзывчивостью на прекрасное: детям изначально присуща талантливость. И важно не упустить уникальной возможности детского возраста для развития художественно-творческих способностей, так как позднее компенсировать их невозможно.

Музыка пробуждает и стимулирует творческий потенциал детей, ибо эмоциональная сфера и воображении тесно взаимосвязаны с творческими способностями. Музыкально-творческая деятельность – это деятельность школьника в области искусства, направленная на создание новых духовных ценностей, материализованных в художественных произведениях. Творческий потенциал – это чувство нового художественного ценного, связанное с высокой степенью развития мышления и способностью быстро действовать в новой ситуации.



Формы работы на уроке

Урок музыки это единый учебно-творческий процесс, все формы которого слиты в органичном единстве. Однако при подготовке к уроку следует продумать, каким образом развивать у детей музыкальные способности и навыки Музыкальное воспитание в школе предполагает развитие не только интеллектуальных (в беседах о музыке) но собственно музыкальных способностей школьников: вокально-хоровых, чувство ритма, темпа, тембрового, мелодического и гармонического слуха, способностей двигаться под музыку, а также музыкально-исполнительских навыков. Этим задачам соответствуют определенные формы работы. Развитие музыкального восприятия осуществляется в традиционной форме слушания музыки с привлечением смежных видов искусства. Эта форма способствует расширению музыкально-слухового запаса, формированию определенного музыкально-слухового сознания, музыкального мировоззрения, вкуса, оценочных установок. Большое значение здесь имеют словесные объяснения учителя, его беседы с учениками. Учитель призван помочь детям выявить нравственную направленность произведения, его положительное влияние на человека, научить детей высказывать свое отношение к прослушанной музыке. Активизировать восприятие музыки могут такие формы как выражение впечатлений по поводу прослушанной музыки в рисунках или передать ее настроение в музыкальном движении (свободная пластическая импровизация под музыку, дети привыкли делать в дошкольных учреждениях). Детям легче будет импровизировать, если учитель сам покажет первые простейшие движения, которые подходят под данную музыку. Дети любят двигаться под музыку и быстрее запоминают именно ту музыку, которая связана с движением.



Предпочтительные методы обучения:
1) небольшой иллюстрированный рассказ с обсуждением наиболее сложных вопросов темы, предусмотренных учителем или предложенных учениками, на следующем этапе этого же урока;

2) беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя;

3) сократический урок;

4) короткая иллюстрированная лекция с заданиями на закрепление материала;

5) чтение фрагментов из Библии(если на уроке звучит духовная музыка) с последующим обсуждением (на этом же уроке) и творческим заданием;

6) анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов;

7) работа с текстами, картами, составление кроссвордов.

5 класс (35 ч)

Этническая музыка народов мира


Европа.

9 ч.

Азия

8 ч.

Северная Америка

5 ч.

Латиноамериканская музыка

5 ч.

Музыка Африки

4 ч.

Музыка Востока

4 ч.

6 класс(34 ч) Зарубежная музыка



Название темы

Кол-во часов

  1. XVII век - первая половина XVIII века. Новая эпоха в музыке.


1 ч.
  1. Опера. Рождение жанра.


1 ч.
  1. Хоровая музыка.


1 ч.
  1. Вокальная музыка.


2 ч.
  1. Вторая половина XVIII века. Развитие инструментального жанра.


2 ч.
  1. Барокко.


2 ч.
  1. Классицизм.


2 ч.
  1. Венский классицизм.


2 ч.
  1. Идеи Великой французской революции.


2 ч.

10. Зарубежная музыкальная культура первых

десятилетий XIX века.


2 ч.

11. Романтизм.


2 ч.

12. Веризм.


1 ч.

13. Консерватории.


1 ч.

14. Программность.


3 ч.

15. На рубеже XIX- XX веков


2 ч.

16. Новые направления в опере.


2 ч.

17. Музыка XX века.


3 ч.

18. От прошлого к современности


3 ч.

7 класс(34 ч) Русская музыка



Название темы

Кол-во часов

  1. Первоистоки русской музыки


1 ч.
  1. Киев как первый центр русской музыкальной культуры


1 ч.
  1. Роль Новгорода в развитии русской музыки


1 ч.
  1. Достижения русской музыки в XV-XVI веков


1 ч.
  1. XVII век в развитии русской музыки


1 ч.
  1. Русская музыка XVIII века


2 ч.
  1. Накануне нового столетия


2 ч.
  1. Русская музыкальная культура первых десятилетий XIX века


3 ч.
  1. Глинка в русской музыке


1 ч.
  1. Ведущие тенденции в русской музыкальной культуре 1840-1850 годов


3 ч.
  1. Развитие музыкальных жанров и главные творческие направления в русской музыке 1860-1870 годов


3 ч.
  1. Русская музыка в 1880-1890 годы


3 ч.
  1. На рубеже XIX- XX веков


2 ч.
  1. Русское народное творчество к началу XX века


1 ч.
  1. Советский период.


5 ч.
  1. От прошлого к современности


4 ч.


следующая страница >>
Смотрите также:
Моу красногвардейская сош музыка программу
1746.37kb.
10 стр.
Детская организация «Солнечный круг»: результаты и перспективы. Название детской организации Чемальского района «Солнечный круг»
47.84kb.
1 стр.
Справка о моу сош №1 с. Доброго
1010.75kb.
6 стр.
Утверждено: на заседании Совета моу сош №47 от 2011 г. Председатель Совета моу сош №47
38.09kb.
1 стр.
Шаблон «Визитной карточки» проекта
164.77kb.
1 стр.
Количество обучающихся в образовательном учреждении на 20 сентября 2011 года
48.35kb.
1 стр.
Из истории моу сош №1 г. Кашин (дата основания – 1905 г.)
986.51kb.
5 стр.
Программа «Туризм и экскурсии»
157.5kb.
1 стр.
Завершен визит (07-14. 12. 2008г.)
15.94kb.
1 стр.
Моу «Красногвардейская гимназия» Рабочий дневник участника педсовета «Творческий учитель- творческий ученик»
96.42kb.
1 стр.
Отчет о работе уполномоченного по правам ребёнка моу сош №17
48.69kb.
1 стр.
Анализ работы 1 ступени обучения моу сош №68 за 2010 2011 учебный год
459.2kb.
5 стр.