Главная
страница 1страница 2 ... страница 4страница 5
Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»



Е.И. Сатаева


ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Учебное пособие

Нижний Новгород

2012

УДК 159.9



ББК 88.3

С 21

Рецензенты:

кандидат психологических наук, доцент Н.Ю. Стоюхина

кандидат педагогических наук, доцент Е.А. Челнокова





Сатаева, Е.И.

С 21

Общая психология: учебное пособие / Е.И. Сатаева. – Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2012. – 115 с.

Учебное пособие представляет собой систематизированный теоретический материал по общей психологии. Пособие позволит студентам овладеть базовыми психологическими понятиями и создаст предпосылки для более успешного освоения теорией и практикой современной психологической науки.

Целью учебного пособия является повышение качества подготовки студентов к практическим, семинарским занятиям и экзамену по дисциплине «Общая психология».

Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям) очной, заочной и очно-заочной форм обучения.

УДК 159.9

ББК 88.3

© Сатаева Е.И., 2012

© НГПУ им. К.Минина, 2012


Содержание


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..

4

РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПсихологиИ как науки…………………………………………………………………….

5

РАЗДЕЛ 2. Психика и сознание………………………………..

21

РАЗДЕЛ 3. психические процессы…………………………..

37




Ощущение………………………………………………………

36




ВОСПРИЯТИЕ……………………………………………………..

39




ПРЕДСТАВЛЕНИе………………………………………………..

41




ВООБРАЖЕНИЕ…………………………………………………..

44




ПАМЯТЬ……………………………………………………………

46




МЫШЛЕНИЕ………………………………………………………

48




ЯЗЫК И РЕЧЬ……………………………………………………...

51




ВНИМАНИЕ……………………………………………………….

55




ВОЛЯ……………………………………………………………….

57




Эмоции и чувства…………………………………………..

60

РАЗДЕЛ 4. психические состояния………………………..

64

РАЗДЕЛ 5. психические свойства…………………………..

70




ЛИЧНОСТЬ………………………………………………………..

70




МОТИВЫ И ПОТРЕБНОСТИ ЛИЧНОСТИ. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ………………………………

88




СПОСОБНОСТИ…………………………………………………..

93




ТЕМПЕРАМЕНТ…………………………………………………..

98




ХАРАКТЕР…………………………………………………………

104

Раздел 6. Психология деятельности……………………..

106

заключение…………………………………………………………..

112

СПИСОК ЛитературЫ………………………………………………

113



ВВЕДЕНИЕ
Учебное пособие подготовлено на основе лекций по дисциплине «Общая психология». Его цель – является повышение качества подготовки студентов к практическим, семинарским занятиям и экзамену по дисциплине «Общая психология».

В нем раскрыто содержание таких разделов как: «Общая характеристика психологии как науки», «Психические процессы», «Психически состояния», Психические свойства», «Психология деятельности». Каждый раздел содержит: план текущей темы, краткое изложение основного материала по теме.

Краткий курс лекций, прежде всего, адресован студентам, обучающимся по направлению подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям) очной, заочной, очно-заочной форм обучения.

РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПсихологиИ как науки
ПЛАН


  1. Этапы развития психологической науки

  2. Основные направления отечественной и зарубежной психологии

  3. Область изучаемых явлений в психологии

  4. Характеристика отраслей психологической науки

  5. Взаимосвязь психологии и современных наук



  1. Этапы развития психологической науки




Этап

Содержание

1 этап

Психология

как наука о душе



Такое определение психологии было дано более 2000 лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека

2 этап

Психология

как наука о сознании



Начинается в XVII в. В связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать желать называли сознанием. Основным методам изучения считалось наблюдения человека за самим собой и описание

3 этап

Психология

как наука о поведении



Начинается в XX в. Задачи психологии – наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека. Мотивы, вызывающие поступки не учитывались

4 этап

Психология

как наук, изучающая факты, закономерности и механизмы психике



Сформировалась на базе материалистического взгляда на мир. Развитие предмета психологии (психика) в рамках отдельных психологических школ. Совершенствование методов экспериментального исследования психики, появление разнообразных диагностических методик

1-й этап. Первые представления о психике имели анимистический характер, наделявший каждый предмет душой. B одушевленности видели причину развития явлений и движения.

Аристотель. Представления о душе изложены Аристотелем в одноименном трактате («О душе»). Душа – это форма, или организующее, управляющее начало живой материи; кроме того, душа – это функция живого тела, или то, для чего оно предназначено, его причина и цель (например, зрение – это функция глаза и одновременно его душа). Четыре понятия – материя, форма, причина и цель – объединены в философии Аристотеля в одно – энтелехия (от греч. целенаправленность). Душа и тело существуют слитно, так как душа является сущностью тела. Она представляет собой некое органическое вещество – «пневму», которая у животных вырабатывается в крови. Субстанция души неоднородна, часть души связана с телом, и она смертна, другая часть имеет божественную сущность, и жизнь ее циклична.

Аристотель выделяет так называемые способности (или свойства) души, которые отличаются у представителей живой природы, стоящих на разных ступенях жизни.



Растительная душа обладает свойством уподобления, извлекая из окружающей природы питательные вещества, которые сначала инородны по отношению к ней; она уподобляет их согласно своей природе, и за счет этого процесса происходят питание, рост и размножение. Эта способность – общая у растений, животных и человека.

Животная душа обладает свойством воспринимать образы вещей (сенсорные свойства), переживать аффекты и стремления. Эта способность души свойственна животным и человеку.

Душа человека обладает способностью мыслить и формировать понятия. Этой способностью обладает только человек.

Позже сложились две противоположные точки зрения на психику – материалистическая (Демокрита) и идеалистическая (Платона).



Демокрит считал, что психика, как и вся природа, материальна.

Основоположник атомистической материалистической философии – имел следующие представления: атомы – мельчайшие субстанции, недоступные чувствам, которые различаются по форме, величине и подвижности.

Душой обладают все предметы живой и неживой природы. Душа человека материальна и состоит из атомов особого рода, самых мелких, круглых и гладких, необыкновенно подвижных. Атомы души рассеяны по всему телу человека, они никогда не находятся в покое, именно потому, приводят тело в движение.

По мнению Платона, душа не имеет ничего общего c материей и в отличие от последней идеальна.

Душа – это сущность, которая посредничает между миром идей и миром чувственных (воспринимаемых) вещей. В своем истинном состоянии она является частью мирового духа и пребывает в царстве вечных идей. Души ниспадают на землю и восходят от земли на небо; таким образом, жизнь души циклична и бесконечна.

Структура души. Душа имеет трехчастную структуру и локализована в теле: рациональная часть души – разум (головной мозг), иррациональная часть состоит из яростного духа или пыла (сердце) и вожделеющей души (печень). Конфликт между рациональней и иррациональной частями души обнаруживается в сновидениях, «раскрывая за внешностью вполне умеренного человека страшный, беззаконный, дикий вид желаний» («Республика»).

2-й этап. B XVII в. были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания.

P. Декарт. Декарт видел мир состоящим из двух субстанций – мыслящей (духовной) и материальной (телесной). Две субстанции различаются между собой по одному крайне значительному критерию – измеримости. Материальный мир измерим с помощью числа, так как имеет протяжение, мыслящая духовная субстанция – неизмерима. Возникает возможность изучать природу, измеряя ее. Это суждение, естественно, переносится и на человеческое тело. Понятие, с помощью которого можно описать функции тела, – рефлекс (отражение), механическая передача внешнего воздействия в мышечный ответ. Механические метафоры, с помощью которых Декарт описывает живые организмы и соответствующее мышление, оказали сильное влияние на формирование естественнонаучного мышления и подход к телу как к объекту, которым можно манипулировать, по аналогии с механизмами. На основе этого мышления сформировалась практика современной медицины, связанная с протезированием органов и тканей, искусственным поддержанием жизни с помощью технических имитаций работы органов (почек, легких, сердца) и др.

С философии Декарта начинается принципиально новое понимание души: душа (психика) – это внутренний мир самонаблюдения, духовное бытие, открытое только самому носителю, но никому другому, мир сознания и самосознания. Духовное бытие противопоставлено телесному бытию: они несоизмеримы, абсолютно различны, так как подчиняются разным законам. Такая позиция относительно души и тела получила название психофизиологического дуализма (двойственности).



Д. Локк. Критика теории врожденных идей: если бы идеи были врожденными, они были бы доступны детям, идиотам и дикарям, но поскольку это не так, можно с уверенностью утверждать, что разум результат опыта, которым наполняется душа в течение всей индивидуальной жизни. Человек черпает знания из двух источников – внешнего и внутреннего опыта. Из внешнего опыта человек получает через образы ощущений и восприятий знание о внешнем мире. Эти образы становятся предметом рефлексии – внутреннего опыта, из него рождаются общие идеи и сложные понятия.

Продуктом человеческого ума являются простые идеи, состоящие из одного представления, и сложные идеи – результат суммирования, сравнения и обобщения простых идей. Так же как и Гоббс, Локк полагал, что речь – необходимый атрибут мышления, и приписывал речи две функции – обозначающую (с помощью которой осуществляется мышление) и функцию выражения (с помощью которой люди общаются между собой).

В рамках интроспективной психологии в 1879 г. в Лейпциге В. Вундтом была создана первая экспериментальная психологическая лаборатория. Это событие ознаменовало появление экспериментального метода в психологии, а 1879 год стал годом рождения научной психологии. Начавшаяся критика интроспекции (невозможность одновременно выполнять действие и его анализировать; игнорирование бессознательного и пр.) подготовила переход к следующему этапу.

3-й этап. Большую роль в выделении психологии как самостоятельной отрасли знаний сыграли разработка метода условных рефлексов в физиологии и практика лечения психических заболеваний, а также проведение экспериментальных исследований психики.

B начале ХХ в. основатель бихевиоризма американский психолог Д. Уотсон указал на нeсocтoятeльность декарто-локковской концепции сознания и заявил, что психология должна отказаться от изучения сознания и сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, т.e. на поведении человека.

Так появляются основные психологические концепции:


  • гештальтпсихология – В. Келер, М. Вертгеймер (предмет изучения - особенности восприятия);

  • психоанализ и неофрейдизм – З. Фрейд, К.Г. Юнг, А. Адлер (предмет изучения - бессознательное);

  • когнитивная психология – У. Найсер, Дж.С. Брунер (предмет изучения - познавательные процессы);

  • генетическая психология – Ж. Пиаже (предмет - развитие мышления).

Основы отечественной научной психологии тоже закладываются в конце XIX - начале XX вв. Происходит становление «рефлексологии» - В.М. Бехтерев, Б.Г. Ананьев.

4-й этап (современный) (вторая половина XX века). Для него характерно многообразие подходов к сущности психики, превращение психологии в многoотpаслевую прикладную область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности человека.

Знаменуется появлением в отечественной психологии диалектико-материалистической концепции, которая базировалась на философской теории отражения (предмет изучения - психика) – П.П. Блонский, К.Н. Корнилов.

Одним из наиболее важных направлений, сформировавшимся в 20-30-х гг., стала «культурно-историческая теория», разработанная Л.С. Выготским, затем – психологическая теория деятельности, связанная с именем А.Н. Леонтьева (предмет - психическая деятельность).

На Западе появляется гуманистическая психологияК. Роджерс, А. Маслоу (предмет – особенности личности).

В 60-х годах XX в. приковывает к себе внимание новое направление - трансперсональная психология (С. Гроф), изучающая предельные возможности психики человека.

В настоящее время происходит интеграция разных направлений. Психологи используют понятия и методы того или иного направления в зависимости от особенностей решаемых проблем и задач. Единого представления о предмете психологии не существует.





  1. Основные направления отечественной и зарубежной психологии


Направления отечественной психологии
Развитие отечественной психологии, так же как и мировой, первоначально осуществлялось в русле двух основных направлений - философско-религиозного и естественнонаучного.

Первое направление восходит к идеям выдающегося отечественного философа В. Соловьева. Представители этого направления - Н.Я. Грот, Г.И. Челпанов, Л.М. Лопатин, Н.О. Лосский и др. - считали, что основным предметом психологии является душа, ее действие, а в качестве основного метода выделяли интроспекцию.

Второе связано с идеями объективно-экспериментального исследования человеческой психики. Его представители - выдающиеся отечественные физиологи И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, А.А. Ухтомский. Их идеи легли в основу рефлексологии - научного направления, основоположником которого был В.М. Бехтерев. В качестве предмета психологии в этом направлении стали рассматриваться рефлексы, протекающие с участием коры головного мозга в соотношении с теми внешними раздражителями, которые запускали их действие. Психическая деятельность изучалась в связи с протеканием нервных процессов, а для объяснения психических явлений использовались теории физиологии высшей нервной деятельности.

К.Н. Корнилов (1879-1957) — известный российский психолог. Разрабатывал принципы изучения личности, проблемы психологии воли и характера. Основатель научного направления «реактология». В основе поведения человека, по мнению реактологов, лежит не физиологический рефлекс и не психическое переживание каждое порознь, а то и другое вместе, неразрывно слитые в акте реакции как ответе живого организма на раздражения окружающей среды. По своим основным принципиальным подходам реактология очень близка к рефлексологии. Оба эти направления, сводя психическую деятельность к реакциям или рефлексам, недооценивали роль сознания и во многих отношениях были сходны с бихевиоризмом.

Вместе с тем развивались и другие подходы, которые, будучи строго научными, позволяли понять целостную картину развития человека. В 1911 г. А.Ф. Лазурский предложил схему естественного эксперимента (см. тему «Методы психологии»). Эти идеи нашли продолжение в трудах М.Я. Басова, посвященных развитию метода наблюдения как ведущего при изучении психического развития детей.

После Октябрьской революции отечественная психология продолжала бурно развиваться. Возникло множество школ и направлений. Однако постепенно, особенно в 30-50-е годы, отечественная психология, как и другие отрасли науки и культуры, все более и более оказывается под идеологическим давлением, все более внедряется управление наукой с помощью административных методов.

Запрещаются все направления так называемой идеалистической психологии, т.е. психологии как науки о душе. Ее основатели изгоняются из институтов и университетов. В качестве единой философско-методологической базы советской психологии выдвигается марксизм. Максимально усиливается значение физиологических объяснений, которые начинают рассматриваться не просто как необходимое, но как центральное звено при исследовании любых психологических явлений.

Большой урон психологическая наука понесла в связи с Постановлением ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» (1936) и решением Объединенной научной сессии Академии наук СССР и Академии медицинских наук СССР, провозглашавшими учение И.П. Павлова единственно верным и возможным, в том числе и для развития психологии.

Однако психология продолжала развиваться вопреки идеологическому диктату. На основе марксистско-ленинского учения развивались различные школы и направления, формировались различные отрасли психологии, внесшие существенный вклад в мировую психологию.



Культурно-историческая концепция. Основателем этой концепции был Л.С. Выготский. Согласно этой концепции психика человека имеет культурно-исторический характер. В процессе истории человечество выработало определенные средства, с помощью которых человек строит свои отношения с миром, с окружающими людьми, с самим собой. Эти средства воплощены во всем, что составляет человеческую культуру, начиная от способов действия с различными предметами (например, пользование ложкой), более сложных способов человеческой деятельности до высших образцов науки, произведений искусства. Поэтому высшие формы психики - опосредствованные формы.

Ребенок, считал Л.С. Выготский, может стать человеком только в совместной деятельности со взрослым. Психическое развитие ребенка - это, прежде всего, процесс его культурного развития, овладения, присвоения культурно заданных средств действия с предметами и овладения собой, своей психической деятельностью, в результате чего развиваются собственно человеческие, высшие психические функции и формируется личность. Высшие психические функции (логическая память, понятийное мышление, произвольное внимание) отличаются от простых, элементарных, «натуральных», по терминологии Л.С. Выготского, форм. Высшие психические функции первоначально возникают во внешней предметной деятельности, общении между людьми и опосредуются знаками, т.е. теми средствами и способами, которые были созданы культурой. Универсальной формой знака является слово. И только затем она переходит во внутренний, психический план, становясь содержанием психического развития. Этот закон развития высших психических функций Л.С. Выготский сформулировал следующим образом: «Каждая высшая психическая функция проявляется в процессе развития поведения дважды: сначала как функция коллективного поведения, как форма сотрудничества или взаимодействия, как средство социального приспособления, т.е. как категория интерпсихологическая, а затем вторично как способ индивидуального поведения ребенка, как средство личного приспособления, как внутренний процесс поведения, т.е. как категория интрапсихологическая».

Одним из важнейших направлений развития отечественной психологии была разработанная А.Н. Леонтьевым (1903-1979) теория деятельности. Деятельность рассматривалась А.Н. Леонтьевым как активное взаимодействие с окружающей действительностью, выражающее отношение человека к миру и способствующее удовлетворению его потребностей. Психическое развитие человека во многом составляет процесс развития его деятельности.

А.Н. Леонтьевым разработана теория ведущей деятельности как такой, которая становится центральной, основной на различных этапах развития и оказывает наибольшее влияние на формирование сознания, личности ребенка на этом этапе. Такой деятельностью для дошкольников является игра, а для младших школьников - учение.

В русле этого направления работали такие отечественные психологи, как П.Я. Гальперин, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Л.И. Божович, В.В. Давыдов и др.

Единство сознания и деятельности. Как уже неоднократно отмечалось, одним из важнейших вопросов, которые волновали психологию с самого ее основания, был вопрос о недоступности явлений сознания объективному исследованию. Отечественный философ и психолог С.Л. Рубинштейн подошел к решению этого вопроса сформулировал в качестве основного объяснительного принципа психолога принцип единства сознания и деятельности. Деятельность для С.Л. Рубинштейна - это, прежде всего, труд по преобразованию окружающего мира. В труде человек создает всю «очеловеченную» среду, культуру, свою собственную психику, изменяет и окружающий мир, и самого себя. Тем самым для изучения сознания необходимо не описывать те или иные его стороны, доступные лишь самосозерцанию, а анализировать, как в процессе конкретной деятельности происходят изменения в объектах. Этот метод психологического исследования С.Л. Рубинштейн назвал методом единства воздействия и изучения.

С.Л. Рубинштейн дал свой ответ и на вопрос о том, что определяет психические явления - влияние среды или внутренние факторы. Он возражал против абсолютизации роли среды, которая была в то время едва ли не господствующей идеологической установкой, охватывавшей не только психологию, но и все естественные науки. В противовес этому он выдвинул принцип, согласно которому внешние причины воздействуют на объект, в том числе и человеческую психику, через внутренние условия.



Психология индивидуальных различий. Это направление в отечественной психологии связано с такими именами, как Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын, В.С. Мерлин. В этом направлении получила содержательную психологическую разработку теория И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности. На ее основе была разработана психология индивидуально-психологических различий, или дифференциальная психология.

В русле этой теории получила новую разработку теория типов темперамента. Получила новую разработку и теория способностей. Было показано, что в основе способностей лежат врожденные особенности - задатки. Однако реальное развитие способностей осуществляется только в деятельности, создающей возможность для реализации и формирования этих способностей.



Психология отношений. Основателем этой теории был отечественный психолог, психоневролог и психотерапевт В.Н. Мясищев. Он исходил из представления о том, что всякий человек с самого рождения включен в систему общественных отношений. Эти отношения формируют его субъективные отношения к окружающему миру, другим людям и самому себе. Формирующаяся таким образом внутренняя система отношений составляет ядро личности человека. Именно она, а не характер, способности или темперамент, определяет особенности личности человека. Истинные отношения человека, подчеркивал он, до определенного момента могут не проявляться, они существуют лишь потенциально и раскрываются лишь тогда, когда человек действует в очень значимой для него ситуации.

При этом личность В.Н. Мясищев рассматривал не как застывшее, раз и навсегда сформировавшееся психическое образование. Он подчеркивал ее динамичность, изменчивость под влиянием внешних, в первую очередь социальных воздействий.



Человекознание как комплексная дисциплина. Это направление получило свою разработку в исследованиях Б.Г.Ананьева. Он исходил из представления о том, что полноценное изучение человека может осуществляться в русле особой комплексной дисциплины - человекознания, объединяющего весь комплекс наук о человеке, в его единстве с историей человечества и развитием Вселенной.

Теория установки предложена Д.Н. Узнадзе поначалу касалась особого рода состояния предварительной настройки, которое под влиянием опыта возникает в организме и определяет его реакции на последующие воздействия. Например, если человеку дать в руки два одинаковых по объему, но разных по весу предмета, то затем он будет по-разному оценивать вес других, одинаковых предметов. Тот из них, который окажется в руке, где раньше находился более легкий предмет, на этот раз покажется более тяжелым, и наоборот, хотя два новых предмета на самом деле во всех отношениях будут одинаковыми. Говорят, что у человека, обнаруживающего такую иллюзию, сформировалась определенная установка на восприятие веса предметов.

Установка, по мнению Д. Н. Узнадзе, напрямую связана с вниманием. Внутренне она и выражает собой состояние внимания человека. Этим объясняется, в частности, то, почему в условиях импульсивного поведения, связанного с отсутствием внимания, у человека, тем не менее, могут возникать вполне определенные психические состояния, чувства, мысли, образы. С понятием установки в теории Узнадзе также связано понятие объективации. Она трактуется как выделение под влиянием установки определенного образа или впечатления, полученного при восприятии окружающей действительности. Этот образ, или впечатление, и становится объектом внимания (отсюда название — «объективация»).


Направления зарубежной психологии


п/п

Направление психологии

Ученые

Предмет исследования

1.

Психоанализ

З. Фрейд

Бессознательное

2.

Бихевиоризм

Дж. Уотсона Б. Скиннера

Поведение

3.

Гештальтпсихология

М. Вертгеймер В. Келер К. Коффка К. Дункер

К. Левин


Гештальт (фигура, форма, образ, структура)

4.

Гуманистическая психология

К. Роджерс

А. Маслоу



Личность, индивидуальность

5.

Когнитивная психология

Дж. Миллер

Дж. Брунер

У. Найссер


Познавательные процессы



  1. Область изучаемых явлений в психологии

Понятие «психология» имеет как научный, так и житейский смысл. B первом случае оно употребляется для обозначения соответствующей научной дисциплины, во втором — для описания поведения или психических особенностей отдельных лиц и групп людей. Поэтому в той или иной степени каждый человек знакомится с психологией задолго до ее систематического изучения.




п/п

Житейское психологическое знание

Научное психологическое знание

1.

Знания конкретны

Знания обобщены

2.

Интуитивный

характер знаний



Знания

рациональны и осознанны



3.

Передача

знаний затруднена



Знания

накапливаются и передаются



4.

Источник знаний – наблюдение

Источник знаний – эксперимент

5.

Знания ограничены

Знания

постоянно расширяются


Слово психология и переводе c древнегреческого буквально означает «наука o душе» (psyche — «душа», logos – «наука»). B научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI в. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т. e. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самoнaблюдeния. Позднее, в XVII-XIX вв. область, изучаемая психологией, расширяется и включает в себя не только осознаваемы, но и неосознаваемые явления. Таким образом, психология - это наука o психике и психических явлениях. И для того, чтобы конкретизировать, что изучает психология рассмотреть классификацию психических явлений.



Психические явления





Психические состояния

Психические процессы

Психические свойства


Специфические

бодрствование, сон, медитация, гипноз, боль, анальгезия, вера, эйфория



Волевые

Воля


Эмоциональные

Эмоции, чувства



Отрицательные

психическая напряженность, стресс, тревога, фрустрация



Положительные

профессиональная заинтересованность, творческое вдохновение, решительность



Познавательные

Ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь, внимание



Темперамент

Характер

Способности

Направленность

Рисунок 1 – Классификация психических явлений





  1. Характеристика отраслей психологической науки


Общая психология

Педагогическая психология

Возрастная психология

Социальная психология

Дифференциальная психология

Психология личности

Психофизиология

Нейропсихология

Медицинская психология, патопсихология, психотерапия

Специальная психология

Сравнительная психология

Зоопсихология

Психология труда

Инженерная психология

Юридическая психология

Космическая психология

Военная психология

Психология спорта

Психология творчества



  1. Взаимосвязь психологии и современных наук

Взаимосвязи психологии с другими отраслями научных знаний прочны и закономерны.



С одной стороны, философия, социология и другие общественные науки предоставляют психологии возможность методологически точно и теоретически правильно подходить к пониманию психики и сознания человека, их происхождения и роли в жизни и деятельности людей.

Исторические науки показывают психологии, как осуществлялось развитие психики и сознания людей на различных этапах становления общества и человеческих отношений.

Физиология и антропология позволяют психологии более точно понять строение и функции нервной системы, их роль и значение в формировании механизмов функционирования психики.

Науки о трудовой деятельности ориентируют психологию в направлениях правильного осмысления функционирования психики и сознания в условиях труда и отдыха, их требований к индивидуально- и социально-психологическим качествам людей.

Медицинские науки помогают психологии понимать патологию психического развития людей и находить пути для психокоррекции и психотерапии.

Педагогические науки предоставляют психологии информацию об основных направлениях обучения и воспитания людей, позволяющую ей вырабатывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов.

С другой стороны, психология, изучая условия и специфику протекания психических явлений и процессов, позволяет естественным и общественным наукам более правильно интерпретировать законы отражения объективной действительности, конкретизировать причинно-следственную обусловленность социальных и иных явлений и процессов.

Исследуя закономерности формирования личности в своеобразных общественно-исторических обстоятельствах, психология оказывает определенную помощь и историческим наукам.



Медицинские науки в настоящее время также не могут обойтись без результатов психологических исследований, поскольку многие болезни, как показывают результаты самых новейших исследований, имеют психологическое происхождение.

Психология дает рекомендации руководителям и организаторам экономического производства, какими психологическими средствами и методами можно повысить эффективность трудовой деятельности людей, снизить конфликтность в ходе нее и т. д.

Особое значение имеет психология для педагогики, так как знание закономерностей развития личности, возрастных и индивидуальных особенностей людей служит теоретическим обоснованием для выработки наиболее эффективных методов обучения и воспитания.


следующая страница >>
Смотрите также:
Учебно-методический комплекс дисциплины «дифференциальная психология»
183.61kb.
1 стр.
Психология трансформации ментальности поколений 19. 00. 01 «Общая психология, психология личности, история психологии»
736.86kb.
4 стр.
Общая психология (память)
2389.83kb.
11 стр.
Программа кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 01 Общая психология, психология личности, история психологии
494.85kb.
3 стр.
Лживость в структуре интегральной индивидуальности
472.16kb.
2 стр.
Специальность 19. 00. 01 Общая психология, психология личности, история психологии
24.96kb.
1 стр.
Психологические характеристики эмоциональной отзывчивости на музыку
373.94kb.
3 стр.
2005 год дементий людмила Ивановна
52.84kb.
1 стр.
Понимающая психотерапия как психотехническая система
854.89kb.
13 стр.
Развитие личностного потенциала летчика в процессе профессионального становления 19. 00. 01 Общая психология, психология личности, история психологии
581.26kb.
4 стр.
Программа вступительного экзамена по специальности 19. 00. 05 «Социальная психология»
266.55kb.
1 стр.
История когнитивной психологии
107.63kb.
1 стр.