Главная
страница 1

На правах рукописи



Сиренко Дмитрий Владимирович

методика развития скоростных способностей

у юных футболистов с учетом

их игрового амплуа

13.00.04 – теория и методика физического воспитания, спортивной

тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

АВТОРЕФЕРАТ




диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук



Волгоград – 2008

Работа выполнена на кафедре теории и методики футбола

Волгоградской государственной академии физической культуры

Научный руководитель – кандидат педагогических наук, доцент



Герасименко Александр Петрович

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор



Золотарев Александр Петрович;

кандидат педагогических наук



Никитин Дмитрий Валентинович

Ведущая организация – Московская государственная академия



физической культуры

Защита диссертации состоится «7» октября 2008 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 311.011.01 при Волгоградской государственной академии физической культуры по адресу: 400005, город Волгоград, проспект Ленина, 78, ауд. 52.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Волгоградской государственной академии физической культуры.

Автореферат разослан «___» сентября 2008 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета

профессор ______________________ МОСКВИЧЕВ Ю.Н.

I. общая характеристика работы

Актуальность исследования. Уровень развития скоростных способностей – один из важных показателей специальной физической подготовленности футболистов (Л.М. Люкшинов, 1988; Д. Динков, 1995; С.Ю. Тюленьков, 1999, 2003). Сформированность скоростных качеств способствует более быстрому выполнению различных технико-тактических показателей, что обеспечивает дополнительное время для эффективного решения важных двигательных задач в футболе.

Вместе с тем, даже ведущие футболисты мира часто не обладают высоким уровнем развития скоростных способностей для данной категории занимающихся. Только отдельные футболисты (Д. Джаич, О. Блохин, Пеле, Г. Еврюжихин) пробегали 100-метровую дистанцию быстрее 11 секунд (Е.В. Скоморохов, 1987; С.Ю. Тюленьков, 2001). По данным М.А. Годика (2001), большинство игроков супер-лиги России показывают на этой дистанции значительно более низкие показатели (11,3-12,6 с). Такой уровень развития скоростных способностей российских футболистов в определенной мере обуславливает и низкий объем перемещений с максимальной интенсивностью в процессе игровой деятельности, а также невысокую эффективность атакующих действий. Результаты исследований, проведенные С.Ю. Тюленьковым (2002), свидетельствуют о том, что ведущие Российские футболисты пробегают с максимальной скоростью за игру всего 400-600 м.

Анализ тренировочной деятельности юных футболистов позволил выявить ряд значимых противоречий: между комплексом теоретических разработок развития скоростных способностей человека и программно-методическим обеспечением физической подготовки юных футболистов; между существующими разрозненными подходами решения проблем развития скоростных способностей футболистов и необходимостью создания единой целостной системы их подготовки; между нормативными основами скоростной подготовленности юных футболистов и требованиями различных их игровых амплуа.

Необходимость разрешения указанных противоречий и объективная потребность в проведении дополнительных исследований определяют содержание нашего исследования, которое ориентировано на научное обоснование эффективной методики развития скоростных способностей у юных футболистов с учетом их игрового амплуа.



Объект исследования: скоростная подготовка юных футболистов.

Предмет исследования: средства, методы и формы развития скоростных способностей юных футболистов с учетом их игрового амплуа.

Цель исследования – разработать типоспецифическую методику развития скоростных способностей у юных футболистов.

Гипотеза исследования. Методика повышения скоростных способностей юных футболистов будет эффективной, если в её основу положить
идею учета специфики двигательных действий юных футболистов в процессе скоростного ведения мяча, а подбор средств и методов скоростной подготовки осуществлять в соответствии с оптимальными параметрами физической нагрузки для каждого из амплуа и возраста футболиста.

Задачи исследования:

1. Установить основные возрастные закономерности формирования скоростных способностей у юных футболистов различных игровых амплуа, выделить главные недостатки в их технике бега на скорость.

2. Определить возрастные особенности точности скоростных дифференцировок у юных футболистов различных игровых амплуа, изучить структуру двигательной активности с различной скоростью передвижения.

3. Разработать методику развития скоростных способностей у юных футболистов с учетом их игрового амплуа.

4. Определить эффективность авторской методики развития скоростных способностей у юных футболистов с учетом их игрового амплуа в ходе педагогического эксперимента.

Методологическую базу исследования составили: системный подход (Л. фон Берталанфи, Н.В. Блауберг, Э.Г. Юдин); теория функциональных систем (П.К. Анохин); деятельностный подход (А.Н. Леонтьев); теория развивающего обучения (В.В. Давыдов); концепция уровневого построения движений (Н.А. Бернштейн), теория оптимального функционирования систем физического воспитания на разных этапах онтогенеза (В.К. Бальсевич, Л.П. Матвеев, В.Г. Никитушкин, В.Н. Платонов, В.П. Филин); теория развития физических способностей (Ю.В. Верхошанский, В.И. Лях, В.П. Филин), теория структурирования тренировочного процесса в игровых видах спорта (Ю.Д. Железняк, А.П. Золотарев, А.А. Сучилин, С.Ю. Тюленьков, А.И. Шамардин, М.М. Шестаков).

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературных источников; педагогическое наблюдение; хронометрирование; обобщение передового практического опыта; анкетирование и экспертный опрос; антропометрические измерения; методы определения половой зрелости; дифференцировки скоростных характеристик; педагогические контрольные испытания; медико-биологические методы исследования; педагогический эксперимент; методы математической статистики.

Исследования проводились поэтапно в период 2004-2008 годы на контингенте юных футболистов ДЮСШ и ФК «Олимпия» города Волгограда, всего обследовано 278 человек в возрасте 12-17 лет.

Достоверность результатов исследования обеспечена надежной методологической базой, научной обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических положений, разнообразием использованных методов и их адекватностью поставленным задачам, достаточным объемом
выборки и репрезентативностью экспериментального материала, корректной статистической обработкой данных с применением ЭВМ.

Научная новизна диссертации состоит в разработке методики развития скоростных способностей у юных футболистов с учетом их игрового амплуа. В результате проведенного исследования выделен состав тренировочных средств, обеспечивающий высокий уровень развития скоростных способностей у юных футболистов, определена структура взаимосвязи показателей их скоростных способностей. Выявлены ведущие компоненты физической подготовленности, обуславливающие уровни развития скорости бега с ведением мяча, разработаны варианты ведения мяча, определен способ оценки эффективности скоростного ведения мяча. У юных футболистов выявлены особенности техники бега с максимальной скоростью, разработаны оптимальные параметры нагрузок скоростного бега.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в уточнении и дополнении теории и методики спортивной тренировки футболистов положениями и выводами, в которых:

- дано рациональное объяснение критериальных основ формирования скоростных способностей у юных футболистов;

- уточнены параметры кинематических характеристик скоростного ведения мяча;

- описаны основные приемы дифференцирования параметров физической нагрузки в процессе развития скоростных способностей юных футболистов, объясняется механизм влияния метода дифференцированной нагрузки на скоростную подготовку футболистов.



Практическая значимость результатов исследования заключается в более высокой эффективности игровой деятельности юных футболистов, вызванной применением разработанной в диссертации методики развития их скоростных способностей.

Полученные результаты могут быть использованы в тренировочном процессе других игровых видов спорта, в подготовке студентов физкультурных и педагогических вузов и на курсах повышения квалификации тренеров по игровым видам спорта.



Основные положения, выносимые на защиту:

1. Скоростной, эффективный и обычный варианты ведения мяча существенно различаются по кинематическим и динамическим характеристикам двигательного действия, имеют специфическое предназначение в игровой деятельности, разную результативность и типологическую предрасположенность к реализации.

2. Юные футболисты различных игровых амплуа существенно различаются по скоростным возможностям, объему выполненной нагрузки скоростной направленности в игровой деятельности, эффективности скоростного ведения мяча, что требует спецификации тренировочных средств

и специфического структурирования тренировочных нагрузок различной направленности.

3. Структурирование компонентов скоростного ведения мяча, моделирование условий игровой деятельности, спецификация скоростных характеристик по игровым амплуа является существенными моментами авторской методики, которая обеспечивает качественную скоростную подготовку юных футболистов.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования апробированы на международной (Волгоград, 2006) и региональных научных и научно-методических конференциях (Волгоград, 2004, 2008; Самара, 2006) по проблемам совершенствования системы подготовки юных спортсменов, на заседаниях кафедры теории и методики футбола Волгоградской государственной академии физической культуры и опубликованы в пяти печатных работах.

Структура и объем текста диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, выводов, списка литературы. Она изложена на 133 страницах машинописного текста, иллюстрирована 14 рисунками и 15 таблицами. Список литературы состоит из 232 наименований, из которых 13 – иностранных.
II. Основное содержание работы

Во введении обосновывается актуальность темы, определяется объект, предмет, цель и задачи исследования, выдвигается гипотеза исследования, характеризуется научная новизна, теоретическая и практическая значимость, формулируются основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе диссертации рассматриваются индивидуальные различия как основа оптимизации спортивной деятельности в игровых видах спорта, изучается теоретико-методические основы формирования эффективной системы движений в беге на скорость, выявляется рациональная структура физической подготовленности футболистов различных игровых амплуа.

Во второй главе работы дается описание методов исследования, раскрывается содержание основных этапов организации исследования.

В третьей главе диссертации «Развитие скоростных способностей у юных футболистов различных игровых амплуа» показатели скоростной подготовленности юных спортсменов изменяются под влиянием возраста. В беге на 15 м с высокого старта у полузащитников выявлены два периода интенсивного роста данных показателей (возраст 15 и 16 лет), у защитников существенный прирост проявляется в возрасте 15 лет (4,3 %, р<0,05), а у нападающих – в 16 (3,8 %, р<0,05) и 17 лет (6,4 %, р<0,05). Показатели бега на 30 м у защитников существенно (пятипроцентный уровень значимости) изменялись в 15 лет (3,5 %, р<0,05), у нападающих – в 15-17 лет (3,5-5,1 %), у полузащитников – в 15 (4,0 %) и 16 лет (4,7 %). Результаты

бега на 60 м у нападающих достоверно улучшились в 15-17 лет (3,9-6,0 %, р<0,05), у защитников (6,1 %, р<0,05) и полузащитников (6,9 %, р<0,05) – в 16 лет.

Показатели бега на 100 м изменяются с возрастом, но интенсивно (пятипроцентный уровень значимости) у защитников (5,0 %), нападающих (4,8 %) и полузащитников (4,1 %) - в 15 лет. В анализируемом возрастном периоде показатели бега на 15 м с ходу существенно улучшаются у защитников в 15 лет (5,4 %, р<0,05) и 17 лет (6,4 %, р<0,05), у нападающих – в 17 лет (10,3 %, р<0,01), у полузащитников – в 16 лет (6,7 %, р<0,05). Результаты челночного бега 7×50 м изменяются с возрастом относительно равномерно, но существенно у защитников - в 13 лет (10,7 %, р<0,01) и 15 лет (5,7 %, р<0,05), у нападающих и полузащитников – в 13-14 лет (пятипроцентный уровень значимости).

Показатели бега на 30 м с ведением мяча изменяются с возрастом скачкообразно, но интенсивно (пятипроцентный уровень значимости) у защитников – в 14 (4,1 %) и 15 лет (4,4 %), у нападающих – в 14 (3,1 %), 16 (6,4 %) и 17 (6,1 %) лет, у полузащитников – в 13 (5,6 %), 15 (4,5 %) и 17 (5,3 %) лет. Характеристики бега на 60 м с ведением мяча изменяются с возрастом также неравномерно: достоверно у защитников и полузащитников – в 14 и 16 лет, у нападающих – в 15 и 16 лет.

Таким образом, многие анализируемые характеристики скоростной подготовленности юных футболистов различных игровых амплуа изменяются скачкообразно, имеют асимметричность распределения результатов, большинство показателей вариабельны, коэффициенты эксцесса в основном не попадают в граничные значения критерия.

Анализ показателей соотношения скорости бега на 30 м с ходу и скоростного ведения мяча на эту дистанцию показывает, что в возрасте 12-17 лет защитники теряют скорость передвижения в процессе ведения мяча от 8,6 % (возраст 17 лет) до 12,3 % (возраст 13 лет). У полузащитников эти показатели составили от 4,9 до 8,5 %, а у нападающих – от 4,5 до 10,4 %. У различных контингентов обследуемых с возрастом снижаются показатели потери скорости передвижения в процессе ведения мяча. У юных футболистов различных игровых амплуа показатели скорости ведения мяча с возрастом повышаются: у защитников – от 5,86 до 7,79 м/с, у полузащитников – от 6,38 до 8,20 м/с, у нападающих – от 6,14 до 8,96 м/с. Таким образом, в большинстве возрастных периодов самые быстрые – нападающие, а самые медленные – защитники.

Материалы нашего исследования позволяют заключить, что для каждой категории игроков необходим свой арсенал вариантов скоростного ведения мяча: защитникам – обычный и эффективный, полузащитникам – в основном эффективный, а нападающим – скоростной и эффективный.

8
Таблица 1



Возрастная динамика показателей скоростных способностей юных футболистов различного игрового амплуа

Возраст, лет

Бег 15 м с высокого старта, с

Бег 30 м, с

Бег 60 м, с

Бег 100 м, с

Бег 15 м с ходу, с

З

П

Н

З

П

Н

З

П

Н

З

П

Н

З

П

Н

12

3,24

3,17

3,20

5,15

5,12

5,13

9,23

9,12

9,17

14,59

14,31

14,46

2,26

2,15

2,19

13

3,13

3,05

3,10

4,96

4,90

4,94

8,92

8,80

8,88

13,84

13,60

13,81

2,15

2,06

2,10

14

3,05

3,01

3,02

4,83

4,81

4,85

8,64

8,62

8,70

13,27

13,19

13,20

2,05

2,02

2,03

15

2,92

2,90

2,93

4,66

4,62

4,68

8,33

8,38

8,36

12,60

12,65

12,56

1,94

1,93

1,95

16

2,86

2,78

2,82

4,52

4,40

4,44

7,82

7,80

7,86

12,34

12,10

12,20

1,88

1,80

1,84

17

2,77

2,70

2,64

4,45

4,32

4,26

7,75

7,64

7,52

12,15

12,02

11,92

1,76

1,70

1,65




Челночный бег 7×50 м, с

Бег 30 м с ведением мяча, с

Бег 60 м с ведением мяча, с

Разница результатов гладкого бега на 30 м и с ведением мяча, с

Разница результатов гладкого бега на 60 м и с ведением мяча, с

З

П

Н

З

П

Н

З

П

Н

З

П

Н

З

П

Н

12

84,25

82,90

83,27

6,37

6,25

6,30

11,59

11,42

11,50

1,22

1,13

1,17

2,36

2,30

2,33

13

75,20

75,82

76,96

6,15

5,96

6,04

11,32

11,10

11,15

1,19

1,06

1,10

2,40

2,30

2,27

14

74,33

70,52

71,80

5,90

5,80

5,85

10,90

10,85

10,81

1,07

0,99

1,00

2,26

2,23

2,11

15

70,10

66,40

67,70

5,64

5,54

5,60

10,43

10,40

10,35

1,02

0,96

0,92

2,10

2,02

1,99

16

67,15

63,15

65,05

5,37

5,31

5,24

9,75

9,67

9,58

0,85

0,79

0,80

1,93

1,87

1,72

17

65,80

61,80

63,04

5,12

5,03

4,92

9,42

9,29

9,02

0,75

0,71

0,66

1,71

1,65

1,50


Условные обозначения: З – защитники, П – полузащитники, Н – нападающие

Выделены достоверные приросты результатов.

9

Для формирования скоростных способностей у юных футболистов необходимо разработать специфические средства подготовки с учетом их игрового амплуа. Это позволит полнее реализовать скоростные способности юных футболистов в процессе их игровой деятельности.



Нами также изучался вклад фактора «игровое амплуа» в результативность скоростного бега. У юных футболистов различных игровых амплуа результаты бега на 15 м (способность увеличивать скорость бега) существенно различаются в возрасте 12-13 лет и 16-17лет, в беге на 15 м с ходу (максимальная скорость бега) такие отличия проявляются в возрасте 12-13 лет и 16-17 лет, а в беге на 30 м - только в 16-17 лет.

В возрасте 14-15 лет отмечены наименьшие различия показателей скоростных способностей у игроков различных амплуа. Это предполагает выделить этот возрастной период для выраженного дифференцирования тренировочных средств скоростной направленности с учетом игрового амплуа.

Существенные различия параметров бегового шага получены нами при сопоставлении бега на скорость и скоростного ведения мяча. Юные защитники в процессе ведения мяча передвигаются с достоверно (пятипроцентный уровень значимости) меньшей длиной шагов. У полузащитников в одни возрастные периоды (13 и 15 лет) потеря скорости передвижения в процессе ведения мяча происходит за счет преимущественного снижения длины шагов, в другие периоды (12, 14, 16 и 17 лет) – частоты шагов. У нападающих изменение скорости передвижения с мячом происходит в основном за счет уменьшения длины шагов.

Анализ параметров бега показывает, что многие юные футболисты не используют свои потенциальные возможности в беге на скорость: имеют относительно низкие показатели длины и частоты шагов. Это обусловлено рядом недостатков в технике бега: низкий уровень подъема бедра, не размашистая работа рук, низкая беговая посадка, пассивная работы стопы.

В процессе ведения мяча нужна несколько другая техника бега (сравнение со скоростным бегом): меньшая длина шагов (для того, чтобы лучше контролировать мяч), частота шагов должная быть на уровне скоростного бега. Такой бег сопровождается меньшей полетной фазой и меньшими вертикальными колебаниями ОЦМТ. Этот вариант техники бега целесообразен только в процессе обводки соперника, а затем при выходе на свободное пространство нужно перестраивать параметры бегового шага: включать вариант скоростного ведения мяча, повышая показатели длины шагов и сохраняя характеристики частоты шагов. Это позволит существенно увеличить скорость передвижения футболиста и тем самым ему быстрее выйти на ударную позицию.

Результаты нашего исследования дают основание утверждать, что для эффективной игровой деятельности юных футболистов необходимы

различные варианты техники скоростного ведения мяча: скоростное, эффективное и обычное.

Для организации учебно-тренировочного процесса важны сведения об особенностях взаимосвязи показателей скоростных способностей юных спортсменов различных игровых амплуа.



У 12-13-летних защитников между анализируемыми показателями выявлено 7 (из 28 возможных) достоверных взаимосвязей, большинство – при однопроцентном уровне значимости. Показатели скоростных способностей распределились по группам: первая (бег 15 м, бег 30 м, бег 60 м, бег 100 м, бег 15 м с ходу); вторая (бег 30 и 60 м с ведением мяча). Результаты челночного бега 7×50 м проявились обособленно. Анализируемые характеристики скоростных способностей сгруппировались по однородным признакам.

У полузащитников нами выявлено 18 достоверных взаимосвязей результатов. Показатели скоростной подготовленности сгруппировались в четыре ветви. Результаты бега на 15 м с высокого старта – центральное звено анализируемых характеристик. Наиболее высокие ветви образовали показатели бега на 30 м и бега на 15 м с ходу (ветвь 1). Результаты бега на 60 м и бега на 100 м составили вторую ветвь, бега на 30 м и бега на 60 м с ведением мяча – третью ветвь, челночного бега 7×50 м – четвертую ветвь.

У юных нападающих выявлено 10 достоверных взаимосвязей. В центральное звено включены показатели бега на 15 м с высокого старта, наиболее высокую ветвь образовали результаты бега на 15 м с ходу (ветвь 1). Показатели бега на 30 м, бега на 60 м и бега на 100 м образовали вторую ветвь. Характеристики бега с ведением мяча составили третью ветвь. Результаты челночного бега 7×50 м проявились обособленно.

У 14-15-летних защитников показатели скоростных способностей распределились системно. Результаты бега на 15 м с высокого старта - центральное звено данных характеристик. Наиболее высокую ветвь образовали показатели бега на 30 м, вторую ветвь составили характеристики скоростного ведения мяча. Третья ветвь – бег 60 м, бег 100 м, четвертая – челночный бег 7×50 м, бег 15 м с ходу. У полузащитников анализируемые показатели скоростной подготовленности проявились системно. Нами выявлено 18 достоверных взаимосвязей, в основном они проявились при пятипроцентном уровне значимости. Бег 15 м с высокого старта – центральное звено. Выявлено три ветви распределения результатов: бег 30 м – первая ветвь; бег 60 м, бег 100 м, челночный бег 7×50 м, бег 30 м с ведением мяча, бег 60 м с ведением мяча – вторая; бег 15 м с ходу – третья.

Показатели скоростной подготовленности нападающих также проявились системно. Бег 15 м с высокого старта - центральное звено. Выявлено шесть ветвей распределения результатов: пять – монокомпонентных и одна – комплексная. Бег 30 м – первая ветвь, бег 60 м – вторая, бег 100 м –

третья, бег 15 м с ходу – четвертая, челночный бег 7×50 м – пятая, бег 30 и 60 м с ведением мяча – шестая.

У 16-17-летних защитников анализируемые показатели скоростной подготовленности выделялись в три независимые группы. Первая группа включает пять показателей, в ней выделено центральное звено – бег 15 м с высокого старта (рис. 1).

Нами выявлены три ветви распределения результатов. Наиболее высокую ветвь образовали показатели бега на 30 м и бега на 60 м, результаты бега на 100 м составили вторую ветвь, бега на 15 м с ходу – третью ветвь. Показатели бега на 30 и 60 м с ведением мяча и результаты челночного бега 7×50 м проявились обособленно.



У полузащитников показатели скоростной подготовленности сгруппировались системно. Бег 15 м с высокого старта - центральное звено. Выявлено четыре ветви распределения данных показателей: результаты бега на 30 м составили первую ветвь; бега на 60 м и бега на 100 м – вторую ветвь; бега на 15 м с ходу – третью ветвь; челночного бега 7×50 м, бега на 30 и 60 м с ведением мяча – четвертую ветвь. У данной категории испытуемых анализируемые показатели скоростной подготовленности отчетливо сгруппировались по однородным признакам.

У нападающих анализируемые характеристики проявились системно, выделено три ветви распределения показателей: бег 30 м, бег 30 с ведением мяча и бег 60 м – первая ветвь; бег 60 м, бег 100 м, челночный бег 7×50 м – вторая ветвь; бег 15 м с ходу – третья ветвь.

Результаты исследования показывают, что в основном показатели скоростной подготовленности юных футболистов проявляются системно, кроме игроков, выполняющих функции защитников. С возрастом количество достоверных взаимосвязей постепенно увеличивается, что предполагает повышение значимости комплексной скоростной подготовки. Бег на 15 м с высокого старта занимает ключевую роль в процессе развития скоростных способностей у юных футболистов различных игровых амплуа.

У большинства занимающихся отмечается проблемность формирования дифференцировок скоростных способностей. Пробегание коротких отрезков (от 15 до 30 м), наиболее характерных для игровой деятельности юных футболистов, показало специфичность их тонких скоростных (0,1 с) дифференцировок. В процессе наращивания скорости бега (бег 15 м со старта) преимущество в дифференцировании скорости бега имеют защитники, в беге на максимальной скорости (бег 15 м с ходу) - нападающие, в беге на 30 м со старта – полузащитники. В определенной степени выявленные закономерности изменения более грубых дифференцировок скоростного бега (0,3 и 0,5 с) совпали с результатами тонких дифференцировок (0,1 с). Таким образом, специфика игровой деятельности юных футболистов оказала определенное влияние на точность дифференцировок скоростного бега.


Защитники


Полузащитники

Нападающие

Рис. 1. Корреляционные дендрограммы показателей скоростных способностей у 16-17-летних футболистов различных игровых амплуа


Условные обозначения: 1 - бег 15 м с высокого старта; 2 - бег 30 м; 3 - бег 60 м; 4 - бег 100 м; 5 - бег 15 м с ходу; 6 - челночный бег 7×50 м; 7 - бег 30 м с ведением мяча; 8 - бег 60 м с ведением мяча.

По нашим данным, уровни развития скоростных способностей юных футболистов влияют на точность дифференцировок. Приросты показателей в тестовых заданиях скоростного характера коррелируют с характеристиками точности дифференцировок скоростного бега (r = - 0,645 ÷ -0,836). Это имеет важное значение в процессе развития скоростных способностей у юных футболистов различных игровых амплуа.

На основе анализа взаимосвязи показателей скоростной подготовленности юных футболистов были выделены две характеристики – бег 30 м и бег 30 м с ведением мяча, сопоставление которых позволяло оценить эффективность техники скоростного ведения мяча. Нами рассчитано уравнение регрессии: у = 1,42х – 1,04, где у – бег 30 м с ведением мяча, с; х – бег 30 м, с.

Эффективность техники скоростного ведения мяча оценивалась по пяти уровням: высокий (меньше рассчитанного показателя на 0,28 с), выше среднего (меньше на 0,14 с), средний (±0,13 с от рассчитанного показателя), ниже среднего (больше на 0,14 с), низкий (больше на 0,28 с).



Рис. 2. Показатели эффективности техники скоростного ведения мяча у юных футболистов на основе сопоставления результатов бега на 30 м и бега на 30 м с ведением мяча

Диапазон результатов бега на 30 м варьировал от 4,0 до 5,5 с, показателей бега на 30 м с ведением мяча - от 4,8 до 6,5 с. Такой широкий диапазон скоростных возможностей юных футболистов позволял определить показатели эффективности техники скоростного ведения мяча у юных футболистов в возрасте 12-17 лет. Оценив у каждого спортсмена эти два показателя, можно определить уровень эффективности техники скоростного ведения мяча.

Данный подход позволяет дифференцировать юных футболистов по уровням эффективности техники скоростного ведения мяча, что дает возможность тренерам вносить коррективы в тренировочный процесс, обуславливает выбор рациональных тренировочных средств в процессе скоростной подготовки.

Нами обследовались 36 спортсменов футбольного клуба «Олимпия» в возрасте 16-17 лет города Волгограда. На этом этапе экспериментальных исследований решалась задача изучения количественных и качественных показателей двигательной активности юных футболистов в процессе официальных игр чемпионата Волгоградской области среди юношей. Всего было проанализировано 42 календарных игры.

В целом за игру футболисты пробегают от 6,2 до 9,1 км. Суммарный объем двигательной деятельности игроков команды составляет 70-80 км. Наибольшая доля двигательной активности приходится на скорость 1,0-2,4 м/с: выигранные матчи – 34,9 %, проигранные – 35,4 %.

Результаты исследований указывают о наличии взаимосвязи между объемом двигательной активности футболистов в матче со скоростью передвижения 2,5 – 4,9 м/с и результативностью игры (r = 0,675). При этом не обнаружено достоверных различий в объемах ходьбы и малоинтенсивного бега (скорость бега до 2,4 м/с) в выигранных и проигранных встречах. Передвижения со скоростью 5,0-5,9 м/с составляют 7,0-7,1 % в структуре режима двигательной активности, в то время как на ходьбу и бег со скоростью до 2,5 м/с приходится 43-45 %.

Бег со скоростью 6,0 м/с и выше занимает всего 5,6 % (проигранные матчи) и 5,9 % (выигранные матчи). Нами не выявлены различия между показателями двигательной активности юных футболистов на этом уровне скорости бега в выигранных и проигранных матчах.

Важным моментом обеспечения эффективной адаптации организма к мышечной деятельности является соответствие применяемых упражнений скоростной направленности требованиям эффективной соревновательной деятельности. В этом аспекте были изучены количественные показатели ускорений на различных отрезках, преодолеваемых в процессе соревновательной деятельности.

Ярко выражено проявляются достоверные различия в количестве отрезков различной длины, которые пробегают во время игры юные футболисты различных игровых амплуа: наибольшее число таких ускоре-

ний выявлено у полузащитников (61,9±1,6), а наименьшее - у защитников (48,4±1,4). Важно отметить, что в структуре передвижений (в зависимости от игрового амплуа) бег до 15 метров занимает 55-60 %, бег от 15 до 30 метров - 29-33 %, бег от 30 до 50 метров - 5-9 %. Перемещения на расстояние более 50 метров составляют в структуре передвижений лишь 2,0-3,7 %.

Результаты исследований убедительно доказывают возможность осуществления срочных целенаправленных педагогических воздействий на кинематические и динамические характеристики скоростного передвижения футболиста (с ведением и без ведения мяча). Это позволяет качественно изменить структуру скоростного двигательного действия спортсмена в процессе игровой деятельности.



Четвертая глава диссертации посвящена разработке и экспериментальному обоснованию методики развития скоростных способностей у юных футболистов с учетом их игрового амплуа.

В эксперименте принимали участие юные спортсмены в возрасте 13-14 лет, прошедшие медицинское обследование. Занимающимся экспериментальной группы давались практические рекомендации по использованию средств скоростной направленности с учетом игрового амплуа, рекомендовались индивидуальные комплексы скоростных упражнений. В начале эксперимента для каждого юного футболиста составлялась тестограмма скоростной подготовленности, совместно с ним она обсуждалась и анализировалась, определялись «ведущие» и «отстающие» компоненты скоростных способностей.



На первом этапе формировалась внешняя форма движений скоростного бега, на втором регулировались реактивные силы, которые возникают при взаимодействии звеньев тела в движениях с резкими ускорениями и торможениями. Третий этап подготовки осуществлялся на основе последовательности дифференцировок параметров бегового шага, а четвертый этап был посвящен развитию скоростных способностей в процессе ведения мяча. На пятом этапе в зависимости от игрового амплуа совершенствуются различные варианты техники ведения мяча: обычный, эффективный и скоростной.

За период исследования юные футболисты контрольной и экспериментальной групп сохраняли одинаковые темпы прироста длины тела. В обеих группах выявлен достоверный прирост (пятипроцентный уровень значимости) массы тела (контрольная – 7,6 %, экспериментальная – 8,0 %). В экспериментальной группе отмечается выравнивание показателей массы тела, которое выражается в снижении коэффициентов вариации в конечном обследовании, а в контрольной группе наблюдается «расслоение» данных характеристик (увеличение коэффициентов вариации).

Показатели ОГК достоверно изменились только у занимающихся экспериментальной группы (5,0 %, р<0,05), однако существенных меж-

групповых различий в конечном обследовании у данных контингентов не выявлено. Только в экспериментальной группе достоверно изменились показатели силы кисти (15,6 %, р<0,05).

За период исследования у юных футболистов контрольной группы показатели ЖЕЛ увеличились при пятипроцентном уровне значимости (10,4 %), а в экспериментальной группе – при однопроцентном уровне значимости (13,6 %). Это выразилось в межгрупповой конечной достоверности различий (р<0,05).

Инновационные тренировочные занятия способствовали формированию более совершенного уровня функционирования сердечно-сосудистой системы: показатели ЧСС в покое улучшились в обеих группах, но только в экспериментальной – достоверно (4,6 %, р<0,05). По данной характеристике в конечном обследовании выявлена межгрупповая достоверность различий (пятипроцентный уровень значимости). За период исследования показатели САД и ДАД изменились недостоверно в обеих группах. За период исследования коэффициент здоровья у спортсменов контрольной группы не изменился, а в экспериментальной группе данный показатель улучшился существенно (2,9 %, р<0,05).

Таким образом, дифференцированная скоростная подготовка обеспечила более качественное изменение соматического развития юных спортсменов, способствовала повышению их уровней морфофункционального развития и здоровья.

За период исследования отмечается заметное отличие в показанных результатах физической подготовленности у юных футболистов различных групп. Инновационная методика подготовки способствовала повышению скоростных способностей юных футболистов (6,8 %, р<0,01), выравнивая их двигательные возможности. В экспериментальной группе достоверно улучшились и показатели метания набивного мяча (20,6 %, р<0,01), подтягивания на перекладине (21,4 %, р<0,01), поднимания и опускания туловища (13,2 %, р<0,01), 6-минутного бега (6,0 %, р<0,05), прыжка в длину с места (5,6 %, p<0,05), челночного бега 310 м (5,2 %, р<0,05). Результаты наклона туловища вперед также улучшились, но недостоверно.

В контрольной группе приросты анализируемых показателей менее выражены: только результаты бега на 30 м (4,2 %, р<0,05) и подтягивания на перекладине улучшились (14,6 %, р<0,05) достоверно.

Преимущество юных футболистов экспериментальной группы подтверждается и результатами, характеризующими их двигательные возможности в тестовых заданиях учебной программы ДЮСШ. В конечном обследовании у испытуемых этой группы достоверно улучшились пять показателей: вбрасывание мяча (11,0 %, р<0,05), высота выпрыгивания вверх с ударом головой мяча (10,9 %, р<0,05), дальность удара мяча (8,5 %, р<0,05), точность удара мяча (7,6 %, р<0,05), бег на 60 м с ведением мяча (7,1 %, р<0,05).



17

Таблица 2



Динамика показателей специальной физической подготовленности юных футболистов различных групп





№ п/п


Показатели



Группы

Межгрупповая начальная достоверность различий


Межгрупповая конечная достоверность различий



Контрольная

Экспериментальная

Этапы обследования

Начальный

Конечный

Прирост, %

Достоверность различий

Начальный

Конечный

Прирост, %

Достоверность различий

1.

Бег 60 м с ведением мяча, с


10,62

10,28

-3,2

>0,05

10,65

9,89

-7,1

<0,05

>0,05

<0,05

2.

Точность удара мяча, м

2,75

2,66

3,3

>0,05

2,73

2,52

- 7,6

<0,05

>0,05

>0,05

3.

Прыжок вверх с места, см

42,6

45,7

7,3

>0,05

43,0

47,7

10,9

<0,05

>0,05

<0,05

4.

Вбрасывание мяча, м

15,9

17,1

7,5

<0,05

16,3

18,1

11,0

<0,05

>0,05

>0,05

5.

Дальность удара мяча, с

25,4

26,7

5,1

>0,05

25,9

28,1

8,5

<0,05

>0,05

<0,05


Примечание. Выделены достоверные внутригрупповые и межгрупповые приросты показателей.
18

За период исследования в контрольной группе достоверно изменился только один показатель, характеризующий уровень специальной физической подготовленности юных футболистов, - вбрасывание мяча (7,5 %, р<0,05). По трем характеристикам (прыжок вверх в места, дальность удара мяча, бег 60 м с ведением мяча) определена межгрупповая достоверность различий (преимущество экспериментальной группы).

По нашим данным, у юных футболистов экспериментальной группы существенно (пятипроцентный уровень значимости) улучшились следующие показатели соревновательной деятельности: удары по воротам (15,3 %), голевые передачи (14,6 %), количество передач мяча «на ходу» (12,2 %), результативность ударов по воротам (10,3 %), перехват мяча (9,7 %). В контрольной группе данное изменение проявилось только при анализе показателей количества передач мяча «на ходу» (10,7 %) и перехвата мяча (9,4 %).

За период исследования только у юных спортсменов экспериментальной группы выявлен достоверный прирост экспертной оценки техники бега на 60 м (15,5 %, р<0,05), средний показатель которой составил 3,82 баллов (контрольная - 3,64 баллов).

У юных футболистов экспериментальной группы существенно (пятипроцентный уровень значимости) улучшились показатели самочувствия (20,0 %), активности (7,3 %) и настроения (10,3 %). В контрольной группе отмечено только достоверное увеличение самочувствия занимающихся (9,6 %, р<0,05).

Таким образом, методика развития скоростных способностей у юных футболистов с учетом их игрового амплуа может быть эффективно использована в тренировочном процессе юных футболистов.



В заключении дается анализ проведенных научных исследований, уточняются концептуальные положения развития скоростных способностей у юных футболистов, намечаются ориентиры дальнейших исследований в данном проблемном поле.
выводы

1. Скоростные способности юных футболистов различных игровых амплуа с возрастом изменяются специфически: у защитников интенсивный прирост результатов бега на 15 м с высокого старта выявлен в 15 лет, полузащитников в 15 и 16 лет, нападающих – в 16 и 17 лет; показатели бега на 30 м существенно изменились у защитников в 15 лет, полузащитников – в 15 и 16 лет; нападающих – в 15-17 лет; результаты бега на 60 м достоверно улучшались у защитников и полузащитников – в 16 лет, а у нападающих – в 15-17 лет, Показатели бега на 100 м изменяются с возрастом, но наиболее интенсивно (пятипроцентный уровень значимости) у защитников, нападающих и полузащитников улучшаются в 15 лет.

2. Показатели бега на 30 м с ведением мяча под влиянием возраста изменяются скачкообразно, но достоверно у защитников – в 14 и 15 лет, полузащитников – в 13, 15 и 17 лет, нападающих – в 14, 16 и 17 лет,. Характеристики бега на 60 м с ведением мяча улучшаются с возрастом также неравномерно: у защитников и полузащитников существенно - в 14 и 16 лет, нападающих – в 15 и 16 лет. У 12-17-летних футболистов различных игровых амплуа показатели скорости ведения мяча с возрастом повышаются: у защитников изменяются от 5,86 до 7,79 м/с, полузащитников – от 6,38 до 8,20 м/с, нападающих – от 6,14 до 8,96 м/с.

3. Многие юные футболисты имеют низкий уровень развития скоростных способностей. Недостатки в их технике бега: низкий подъем бедра, скованные движения рук, низкая беговая посадка, пассивная работа стопы. В процессе скоростного ведения мяча (чтобы лучше его контролировать) необходима меньшая длина шагов, а частота шагов должна быть на уровне скоростного бега (сравнение с обычным бегом). Для каждого игрового амплуа необходим специфический арсенал вариантов техники ведения мяча: защитникам – обычный и эффективный, полузащитникам – в основном эффективный, а нападающим – скоростной и эффективный.

4. С возрастом количество достоверных взаимосвязей между различными показателями скоростной подготовленности юных футболистов постепенно увеличивается. Бег на 15 м с высокого старта занимает ключевую роль в процессе развития их скоростных способностей. Лучшие результаты точности скоростных дифференцировок защитники показывали в беге на 15 м со старта, нападающие - в беге на 15 м с ходу, полузащитники – в беге на 30 м.

5. Наибольшая доля двигательной активности в процессе игры приходится на скорость 1,0-2,4 м/с (34,9-35,4 %). Передвижения со скоростью 2,5-3,9 м/с составляют 31,3-31,4 % в структуре режимов двигательной активности, 4,0-4,9 м/с – 12,2-12,6 %, 5,0-5,9 м/с - 7,0-7,1 % а со скоростью 6,0 м/с и выше - всего 5,6 -5,9 %. Выявлена взаимосвязь между объемом двигательной активности юных футболистов в матче со скоростью передвижения 2,5 – 4,9 м/с и результативностью игры (r = 0,675). В структуре передвижений юных футболистов бег до 15 м занимает 55-60 %, бег от 15 до 30 м - 29-33 %, бег от 30 до 50 м - 5-9 %, перемещения более 50 м - 2,0-3,7 %.

Наибольший объем перемещений в игре характерен для юных полузащитников, а наименьший - для нападающих. Игроки средней линии принимают активное участие как в оборонительных действиях, так и в создании развития атаки и непосредственно участвуют в ее завершении. Для нападающих свойственен больший объем перемещений в зоне максимальной интенсивности, отмечаются частые скоростные перемещения по всему фронту атаки.

6. Методика поэтапного развития скоростных способностей у юных футболистов, основными структурными компонентами которой являлись: формирование внешней формы движений скоростного бега; обучение двигательным действиям, предназначенным для получения реактивных сил при взаимодействии звеньев тела в движениях с резкими ускорениями и торможениями; развитие скоростных способностей на основе последовательности дифференцировок параметров бегового шага; развитие скоростных способностей в процессе ведения мяча; акцентированное совершенствование техники ведения мяча (обычный, эффективный и скоростной варианты) с учетом игрового амплуа.

7. Экспериментальная методика развития скоростных способностей юных футболистов, учитывающая их игровые амплуа, позволила существенно улучшить показатели бега на 30 м (6,8 %, р<0,01), вбрасывания мяча (11,0 %, р<0,05), высоты выпрыгивания вверх с ударом головой мяча (10,9 %, р<0,05), дальности удара мяча (8,4 %, р<0,05), точности удара мяча (7,6 %, р<0,05), бега на 60 м с ведением мяча (7,1 %, р<0,05), техники скоростного бега (15,5 %, р<0,05).



III. Список работ, опубликованных
по теме диссертации

1. Сиренко Д.В. Особенности развития скоростных способностей у юных футболистов // Современное профессиональное образование в сфере физической культуры и спорта: актуальные проблемы и пути совершенствования: Труды Международной научно-практической конференции.- Волгоград: ВГАФК, 2006.- С. 236-238.

2. Сиренко Д.В.Формирование скоростных способностей у юных футболистов // Физическая культура и спорт: Труды региональной научно-практической конференции.- Самара: СГПУ, 2006.- С. 115-117

3. Сиренко Д.В.Возрастная динамика показателей скоростных способностей у юных футболистов различных игровых амплуа //Актуальные вопросы физической культуры и спорта: Материалы итоговой научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых за 2006 год. – Выпуск № 13. - Волгоград: ВГАФК, 2007. – С. 92-94.

4. Сиренко Д.В., Шамардин А.А., Дронов К.М. Эффективность соревновательной деятельности юных футболистов под воздействием уровней развития их физических способностей и психических характеристик // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта: Научно-теоретический журнал. – 2008. - № 1 (35). – С. 96-98 (в соавторстве, авторские - 40 %).

5. Сиренко Д.В. Характеристика дифференцировок скоростных способностей у юных футболистов // Современная методика преподавания физической подготовки в образовательных учреждениях России: Тезисы докладов и статей Всероссийской научно-практической конференции. – Волгоград: ВА МВД России, 2008. - С. 168-172.


Научное издание


Сиренко Дмитрий Владимирович

Методика развития скоростных способностей у юных футболистов с учетом игрового амплуа: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.04 – теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры. – Волгоград: ВГАФК, 2008. – 21 с.

Подписано в печать 28.08.2008 года


Формат 60x84 1/16. Усл. печ. л. 1,0

Тираж 100 экз. Заказ № 17

___________________________________

Издательство Волгоградской государственной

академии физической культуры,

400005, Волгоград, пр. Ленина, 78






Смотрите также:
Методика развития скоростных способностей у юных футболистов с учетом их игрового амплуа 13. 00. 04 теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
361.86kb.
1 стр.
Методика применения народных подвижных игр на уроках физической культуры в 6 классах в школах мозамбика 13. 00. 04 теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
366.16kb.
1 стр.
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
226.55kb.
1 стр.
Методика тренировки юных шахматистов на этапе начальной специализированной подготовки 13. 00. 04 теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
415.84kb.
2 стр.
Комплексный подход при отборе юных боксеров 13. 00. 04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
357.65kb.
1 стр.
Диссертационной работы
69.34kb.
1 стр.
Теория и методика формирования техники и тактики передвижений спортсменов в соревновательном пространстве и технология совершенствования приемов в многолетней тренировке (на примере фехтования) 13. 00
605.7kb.
5 стр.
Программа вступительного экзамена по специальности
83.55kb.
1 стр.
Советы по защите докторских и кандидатских диссертаций
56.84kb.
1 стр.
Система управления специальной физической и технической подготовкой высококвалифицированных легкоатлетов-прыгунов 13. 00. 04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
847.92kb.
4 стр.
Система управления специальной физической и технической подготовкой высококвалифицированных легкоатлетов-прыгунов 13. 00. 04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
847.88kb.
4 стр.
Совершенствование скоростно-силовой подготовки квалифицированных разгоняющих бобслеистов 13. 00. 04 теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
366.13kb.
2 стр.