Главная
страница 1страница 2страница 3

Западный административный округ города Москвы

Государственное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа «Школа Здоровья» №712

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №__

от ______20__ года

Председатель педсовета

_____________ __________

подпись руководителя ОУ Ф.И.О.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по химии

Ступень обучения (класс)основное общее образование8-9 классы

Количество часов140 в год/2ч в неделю Уровень базовый

Учитель Потина Ирина Станиславовна

Программа разработана на основе программыН.Н.Гары к учебникам химии Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдманадля 8-9 классов общеобразовательных учреждений «Просвещение», Москва, 2008

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа раскрывает содержание обучения химии учащихся в 8—9 классах общеобразовательных учреждений. Она рассчитана на

140 ч/год (2 ч/нед.).

В системе естественно-научного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в формировании научной картины мира, а также в воспитании экологической культуры людей.

Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в научное миропонимание, в воспитание и развитие учащихся; призвана вооружить учащихся основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования химических знаний как в старших классах, так и в других учебных заведениях, а также правильно сориентировать поведение учащихся в окружающей среде.

Изучение химии в основной школе направлено:

на освоениеважнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;


  • на овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

  • на развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

  • на воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

  • на применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

В содержании данного курса представлены основополагающие химические теоретические знания, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.

Фактологическая часть программы включает сведения о неорганических и органических веществах. Учебный материал отобран таким образом, чтобы можно было объяснить на современном и доступном для учащихся уровне теоретические положения, изучаемые свойства веществ, химические процессы, протекающие в окружающем мире.

Теоретическую основу изучения неорганической химии составляет атомно-молекулярное учение, периодический закон Д. И. Менделеева с краткими сведениями о строении атомов, видах химической связи, закономерностях химических реакций.

Изучение органической химии основано на учении А. М. Бутлерова о химическом строении веществ. Указанные теоретические основы курса позволяют учащимся объяснять свойства изучаемых веществ, а также безопасно использовать эти вещества и материалы в быту, сельском хозяйстве и на производстве.

В изучении курса значительная роль отводится химическому эксперименту: проведению практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описанию их результатов; соблюдению норм и правил поведения в химических лабораториях.

Распределение времени по темам программы дано ориентировочно. Учитель может изменять его в пределах годовой суммы часов.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8 класс

70 ч/год (2 ч/нед.; 2 ч — резервное время)
НЕОРГАНИЧЕСКАЯХИМИЯ
Тема 1. Первоначальные химические понятия (18 ч)

Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция, хроматография. Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций.

Атомы и молекулы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Качественный и количественный состав вещества. Простые и сложные вещества. Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава веществ.

Атомная единица массы. Относительная атомная и молекулярная массы. Количество вещества, моль. Молярная масса.

Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам их соединений. Составление химических формул по валентности.

Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ.



Демонстрации. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ. Способы очистки веществ: кристаллизация, дистилляция, хроматография. Опыты, подтверждающие закон сохранения массы веществ.

Химические соединения количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газов.



Лабораторные опыты. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами. Разделение смеси с помощью магнита. Примеры физических и химических явлений. Реакции, иллюстрирующие основные признаки характерных реакций. Разложение основного карбоната меди(II). Реакция замещения меди железом.

Практические работы

  • Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием.

  • Очистка загрязненной поваренной соли.

Расчетные задачи. Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов. Вычисления по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.

Тема 2. Кислород (5 ч)

Кислород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Получение, применение. Круговорот кислорода в природе. Горение. Оксиды. Воздух и его состав. Медленное окисление. Тепловой эффект химических реакций.



Топливо и способы его сжигания. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.

Демонстрации. Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха, методом вытеснения воды. Определение состава воздуха. Коллекции нефти, каменного угля и продуктов их переработки.

Лабораторные опыты. Ознакомление с образцами оксидов.

Практическая работа. Получение и свойства кислорода.

Расчетные задачи. Расчеты по термохимическим уравнениям.
Тема 3. Водород (3 ч)

Водород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Водород — восстановитель. Получение, применение.



Демонстрации. Получение водорода в аппарате Киппа, проверка водорода на чистоту, горение водорода, собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды.

Лабораторные опыты. Получение водорода и изучение его свойств. Взаимодействие водорода с оксидом меди(II).

Тема 4. Растворы. Вода (7 ч)

Вода — растворитель. Растворимость веществ в воде. Определение массовой доли растворенного вещества. Вода. Методы определения состава воды — анализ и синтез. Физические и химические свойства воды. Вода в природе и способы ее очистки. Круговорот воды в природе.



Демонстрации. Анализ воды. Синтез воды.

Практическая работа. Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества.

Расчетные задачи. Нахождение массовой доли растворенного вещества в растворе. Вычисление массы растворенного вещества и воды для приготовления раствора определенной концентрации.

Тема 5. Основные классы неорганических соединений (10ч)

Оксиды. Классификация. Основные и кислотные оксиды. Номенклатура. Физические и химические свойства. Получение. Применение.

Основания. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Реакция нейтрализации. Получение. Применение.

Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Вытеснительный ряд металлов Н. Н. Бекетова. Применение.

Соли. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Способы получения солей.

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.



Демонстрации. Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей. Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора.

Лабораторные опыты. Опыты, подтверждающие химические свойства кислот, оснований.

Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений».
Тема 6. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома (7ч)

Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. Периодический закон Д. И. Менделеева. Периодическая таблица химических элементов. Группы и периоды. Короткий и длинный варианты периодической таблицы. Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева.



Строение атома. Состав атомных ядер. Электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева.

Лабораторные опыты. Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей.

Тема 7. Строение веществ. Химическая связь (9 ч)

Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная, ионная. Валентность элементов в свете электронной теории. Степень окисления. Правила определения степени окисления элементов. Окислительно-восстановительные реакции.

Кристаллические решетки: ионная, атомная и молекулярная. Кристаллические и аморфные вещества. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.

Демонстрации. Ознакомление с моделями кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений. Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями.

Тема 8. Закон Авогадро. Молярный объем газов (3 ч)

Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Объемные отношения газов при химических реакциях.



Расчетные задачи. Объемные отношения газов при химических реакциях.

Вычисления по химическим уравнениям массы, объема и количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.



Тема 9. Галогены (7ч)

Положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов. Хлор. Физические и химические свойства хлора. Применение. Хлороводород. Соляная кислота и ее соли. Сравнительная характеристика галогенов.



Демонстрации. Знакомство с образцами природных хлоридов. Знакомство с физическими свойствами галогенов. Получение хлороводорода и его растворение в воде.

Лабораторные опыты. Распознавание соляной кислоты, хлоридов, бромидов, иодидов и иода. Вытеснение галогенов друг другом из раствора их соединений.

Практическая работа. Получение соляной кислоты и изучение ее свойств
9 класс

70 ч/год (2 ч/нед.; 2 ч — резервное время)


НЕОРГАНИЧЕСКАЯХИМИЯ
Тема 1. Электролитическая диссоциация (11 ч)

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы. Гидратная теория растворов. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель. Гидролиз солей.



Демонстрации. Испытание растворов веществ на электрическую проводимость. Движение ионов в электрическом поле.

Лабораторные опыты. Реакции обмена между растворами электролитов.

Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация».
Тема 2. Кислород и сера (9 ч)

Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропия кислорода — озон.

Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение серы. Оксид серы(IV). Сероводородная и сернистая кислоты и их соли. Оксид серы(VI). Серная кислота и ее соли. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты.

Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы.

Демонстрации. Аллотропия кислорода и серы. Знакомство с образцами природных сульфидов, сульфатов.

Лабораторные опыты. Распознавание сульфид-, сульфит- и сульфат-ионов в растворе.

Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера».

Расчетные задачи. Вычисления по химическим уравнениям реакций массы, количества вещества или объема по известной массе, количеству вещества или объему одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.

Тема 3. Азот и фосфор (11 ч)

Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота в природе. Аммиак. Физические и химические свойства аммиака, получение, применение. Соли аммония. Оксиды азота(II) и (IV). Азотная кислота и ее соли. Окислительные свойства азотной кислоты.

Фосфор. Аллотропия фосфора. Физические и химические свойства фосфора. Оксид фосфора(V). Ортофосфорная кислота и ее соли.

Минеральные удобрения.

Демонстрации. Получение аммиака и его растворение в воде. Ознакомление с образцами природных нитратов, фосфатов.

Лабораторные опыты. Взаимодействие солей аммония со щелочами. Ознакомление с азотными и фосфорными удобрениями.

Практические работы


  • Получение аммиака и изучение его свойств.

  • Определение минеральных удобрений.


Тема 4. Углерод и кремний (8ч)

Положение углерода и кремния в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Углерод, аллотропные модификации, физические и химические свойства углерода. Угарный газ, свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ, угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода в природе.

Кремний. Оксид кремния(IV). Кремниевая кислота и ее соли. Стекло. Цемент.

Демонстрации. Кристаллические решетки алмаза и графита. Знакомство с образцами природных карбонатов и силикатов. Ознакомление с различными видами топлива. Ознакомление с видами стекла.

Лабораторные опыты. Ознакомление со свойствами и взаимопревращениями карбонатов и гидрокарбонатов. Качественные реакции на карбонат- и силикат-ионы.

Практическая работа. Получение оксида углерода(IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.

Тема 5. Общие свойства металлов (14 ч)

Положение металлов в периодической системе химических элементов


Д. И. Менделеева. Металлическая связь. Физические и химические свойства металлов. Ряд напряжений металлов.

Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза). Проблема безотходных производств в металлургии и охрана окружающей среды.



Щелочные металлы. Положение щелочных металлов в периодической системе и строение атомов. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Применение щелочных металлов и их соединений.

Щелочноземельные металлы. Положение щелочноземельных металлов в периодической системе и строение атомов. Нахождение в природе. Кальций и его соединения. Жесткость воды и способы ее устранения.

Алюминий. Положение алюминия в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства алюминия. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.

Железо. Положение железа в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства железа. Оксиды, гидроксиды и соли железа(II) и железа(III).

Демонстрации. Знакомство с образцами важнейших солей натрия, калия, природных соединений кальция, рудами железа, соединениями алюминия. Взаимодействие щелочных, щелочноземельных металлов и алюминия с водой. Сжигание железа в кислороде и хлоре.

Лабораторные опыты. Получение гидроксида алюминия и взаимодействие его с кислотами и щелочами. Получение гидроксидов железа(II) и (III) и взаимодействие их с кислотами и щелочами.

Практические работы

  • Решение экспериментальных задач по теме «Элементы IА—IIIА-групп периодической таблицы химических элементов».

  • Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».

Расчетные задачи. Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.

ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

Тема 6. Первоначальные представления об органических веществах (2 ч)

Первоначальные сведения о строении органических веществ. Основные положения теории строения органических соединений А. М. Бутлерова. Изомерия. Упрощенная классификация органических соединений.



Тема 7. Углеводороды (4 ч)

Предельные углеводороды. Метан, этан. Физические и химические свойства. Применение.

Непредельные углеводороды. Этилен. Физические и химические свойства. Применение. Ацетилен. Диеновые углеводороды.

Понятие о циклических углеводородах (циклоалканы, бензол).

Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение. Защита атмосферного воздуха от загрязнения.

Демонстрации. Модели молекул органических соединений. Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения. Качественные реакции на этилен. Образцы нефти и продуктов их переработки.

Лабораторные опыты. Этилен, его получение, свойства. Ацетилен, его получение, свойства.

Расчетная задача. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.

Тема 8. Спирты (2 ч)

Одноатомные спирты. Метанол. Этанол. Физические свойства. Физиологическое действие спиртов на организм. Применение.

Многоатомные спирты. Этиленгликоль. Глицерин. Применение.

Демонстрации. Количественный опыт выделения водорода из этилового спирта. Растворение этилового спирта в воде. Растворение глицерина в воде. Качественные реакции на многоатомные спирты.

Тема 9. Карбоновые кислоты. Жиры (2 ч)

Муравьиная и уксусная кислоты. Физические свойства. Применение.

Высшие карбоновые кислоты. Стеариновая кислота.

Жиры — продукты взаимодействия глицерина и высших карбоновых кислот. Роль жиров в процессе обмена веществ в организме. Калорийность жиров.



Демонстрации. Получение и свойства уксусной кислоты. Исследование свойств жиров: растворимость в воде и органических растворителях.

Тема 10. Углеводы (1 ч)

Глюкоза, сахароза — важнейшие представители углеводов. Нахождение в природе. Фотосинтез. Роль глюкозы в питании и укреплении здоровья.

Крахмал и целлюлоза — природные полимеры. Нахождение в природе. Применение.

Демонстрации. Качественные реакции на глюкозу и крахмал.

Тема 11. Белки. Полимеры (4 ч)

Белки — биополимеры. Состав белков. Функции белков. Роль белков в питании. Понятие о ферментах и гормонах.

Полимеры — высокомолекулярные соединения. Полиэтилен. Полипропилен. Поливинилхлорид. Применение полимеров.

Химия и здоровье. Лекарства.



Демонстрации. Качественные реакции на белок. Ознакомление с образцами изделий из полиэтилена, полипропилена, поливинилхлорида.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения химии ученик должен


знать/понимать:

химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;



уметь:

называть химические элементы, соединения изученных классов;

объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д. И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

определятьсостав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

составлять формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы


Д. И. Менделеева; уравнения химических реакций;

обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

распознавать опытным путем кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат- и карбонат-ионы;

вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;



использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью:

• безопасного обращения с веществами и материалами;

• экологически грамотного поведения в окружающей среде;

• оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

• критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

• приготовления растворов заданной концентрации.



Календарно-тематическое планирование по химии 8 класс

Количество часов в год - 70 в неделю - 2



п/п

Дата

Тема урока

Химический

эксперимент.


Медиа-ресурсы

ЭРК

ЗСТ

Вводимые

понятия

Актуализация

опорных

знаний

Дом.

задание

8 класс

НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

Тема 1. Первоначальные химические понятия (18 ч)







Химия как часть естествознания. Понятие о веществе.

Вводный инструктаж по ТБ. Правила ТБ. Первая доврачебная помощь пострадавшему.




Презентации «Правила ТБ в кабинете химии», «История развития химии», «Химия и повседневная жизнь человека».

ЭРК: Ломоносов М.В., Менделеев Д.И.


Вводный инструктаж по ТБ. Правила ТБ. Первая доврачебная помощь пострадавшему. Вещество. Свойства веществ.

Естественные науки. Химическая промышлен-ность.

С.3-4, §1, определе-ния, отве-тить на вопросы 1-5 на с.13






Практическая работа №1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием.

П/Р №1







Правила ТБ при работе с химическими веществами. Приемы обращения с химическим оборудованием.




Правила ТБ,с.48, с.51-52






Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей


Дем.: Способы очистки веществ: кристаллизация, дистилляция, хроматография.

Л/О №2: Разделение смеси с помощью магнита.

Презентация «Чистые вещества и смеси».




Чистое вещество, смеси веществ. Способы разделения смеси веществ.кристаллизация, дистилляция, хроматография.

Вещество

§2, №5,7, с.13






Практическая работа № 2. Очистка загрязненной поваренной соли.

П/Р. №2.







Правила Т/Б при работе с химическими веществами. Приемы обращения с химическим оборудованием.

Чистое вещество, смеси веществ. Способы очистки веществ: фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция, хроматография.

повторить§2, правила ТБ, С.48-50






Физические и химические явления


Л/О №1: Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами.

Л/О №3: Примеры физических явлений.

Л/О №4: Примеры химических явлений.

Презентация «Физические и химические явления».




Признаки хим. реакций. Условия возникновения и течения химических реакций.




§3, №11,13






Атомы и молекулы. Атомно-молекулярное учение. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.




Презентация «Атомно-молекулярное учение»

ЭРК: Ломоносов М.В., Менделеев Д.И.

Атомно-молекулярное учение.

Атомы и молекулы.

§4,№8,9, с 25






Простые и сложные вещества. Химический элемент.

Дем.: Ознакомление с образцами простых и сложных веществ.

Презентация «Простые и сложные вещества»










§5, схема 5, с.18, таблица 1, с.19, №12 на с.25






Язык химии. Знаки химических элементов. Относительная атомная масса.










Х. э., символы х. э., знакомство с ПСХЭ, масса атома, относительная атомная масса. Атомная единица массы.

Атом.

§6,7,8, №17, с.25






Закон постоянства состава веществ










.




§9, , №2, с.31,зада-

ние по тетради.








Относительная молекулярная масса. Химические формулы. Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле.










Качественный и количественный состав вещества. Относительная молекулярная масса. Химические формулы. Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле.

Вещества, металлы, неметаллы, молекулы, НОК. Относительная атомная масса.

§10, до с.30, № 9, с.32






Массовая доля химического элемента в соединении. Вычисление массовой доли х.э. в соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.




Презентация «Массовая доля хим. элемента в веществе»




Массовая доля химического элемента в соединении. Вычисление массовой доли х.э. в соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.

Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле.

§10, , № 10, с.32






Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам их соединений. Составление химических формул по валентности.




Презентация «Составление формул по валентности химических элементов»

ЭРК: Менделеев Д.И.

Валентность высшая и низшая, валентность кислорода и водорода, определение высшей и низшей валентности хим. элементов по ПСХЭ, по формуле.

Индекс, НОК

§11, 12, №4,5, с.37, задача2






Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения.

Дем.: Опыты, подтверждающие закон сохранения массы веществ.

Л/О №5: Реакции, иллюстрирующие основные признаки характерных реакций.

Презентация «Составление уравнений химических реакций»

ЭРК: Ломоносов М.В.

Роль М.В.



Ломоносова в развитии химии.

Материальный баланс хим. реакции. Сохранение массы веществ. Уравнение химической реакции.

.

§14,№2, с.47, §15






Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ.

Л/О №6: Разложение основного карбоната меди (II).

Л/О №7:Реакция замещения меди железом.

Презентация «Типы химических реакций»




Признаки хим. реакций и условия возникновения и течения химических реакций.




§16, схема 6, с.41, №6, с.47






Моль — единица количества вещества. Молярная масса.

Дем. Химических соединений, количеством вещества 1 моль.

Презентация «Моль — единица количества вещества»




Количество вещества, моль. Молярная масса. Вычисление молярной массы вещества по формуле.

Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле.

§17, задача2, с.48






Решение расчетных задач по уравнениям химических реакций.




Презентация «Расчеты по химическим уравнениям».




Решение задач по уравнениям химических реакций.

Уравнение химической реакции.

повторить §16,17, две задачи






Повторение и обобщение материала по теме: «Первоначальные химические понятия»
















повторить §§5,10,11,12,16,17, задача






Контрольная работа №1 по теме: «Первоначальные химические понятия».
















задача

Тема 2. Кислород (5 ч)


1/19




Анализ результатов к/р №1. Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода и его физические свойства.

Дем.Получение и собирание кислорода ме
тодом вытеснения воздуха и воды.

Презентация «Кислород».




Содержание кислорода в земной коре, гидросфере. Количественный состав воздуха. Биологическая роль кислорода на планете. Круговорот кислорода в природе

Качественный состав воздуха, валентность кислорода.

§18,19, №2, с.59

2/20




Химические свойства кислорода. Оксиды. Применение. Круговорот кислорода в природе.

Л/О №8: Ознакомление с образцами оксидов.







Окисление, горение. Оксиды, их состав.

Зависимость растворимости газов в воде от t и p. Валентность кислорода.

§20, №7, с.60

3/21




Практическая работа №3. Получение и свойства кислорода.













Правила Т/Б при работе с хим. веществами и хим. оборудованием.

повторить§19, правила ТБ

4/22




Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнения.

Дем. Определение состава
воздуха.

Презентация «Воздух».

ЗСТ:Влияние загрязненного воздуха на здоровье человека.


Количественный состав воздуха.

Качественный состав воздуха.

§22, до с.62, из §24 с.68, №11,13, с.68

5/23




Горение имедленное окисление. Тепловой

эффект химических реакций. Расчеты по термохимическим уравнениям.










ЗСТ:ПРАВИЛА ПОЖАРОТУШЕНИЯ.

Расчетные задачи.

Расчеты по термохимическим уравнениям.




Уравнение химической реакции. Состав пламени.

§22, 23, задача 2 с.69

Тема 3 Водород (3 ч)


1/24




Водород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение водорода и егофизические свойства.

Дем. Получение водорода в аппарате Киппа, проверка его на чистоту, собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды.

Л/О №9: Получение водорода и изучение его свойств.

Презентация «Водород».




Физические свойства водорода.

Лабораторный и промышленный способы получения водорода.



Валентность атома водорода.

Способы собирания газов.



§25,26, №4,5, с.76

2/25




Химические свойства водорода. Применение.

Дем.

Горение водорода.



Л/О №10: Взаимодействие водорода с оксидом меди (II)

Презентация «Водород».




Восстановление, восстановитель. Гидроксиды, основания.

Правила ТБ. Окисление. Оксиды.

§27, №9, с.77, задача

3/26




Повторение и обобщение по темам «Кислород», «Водород».










Сравнение свойств кислорода и водорода.

Оксиды. Восстановитель.

повторить§§20, 22, 23, 25, 27, задача

Тема 4. Растворы. Вода (7 ч)


1/27




Вода — растворитель. Растворы. Насыщенные и ненасыщенные растворы. Растворимость веществ в воде.







Р/К, ЗСТ: Целебные свойства минеральной воды КМВ.

Дистиллированная вода, экологические проблемы, связанные с очисткой воды. Растворитель. Растворимость, насыщенный и ненасыщенный растворы, хорошо и плохо-растворимые вещества.

Растворимость в воде газов, жидкостей и твердых веществ.

§28, до с.80

2/28




Концентрация растворов. Массовая доля растворенного вещества.




Презентация «Массовая доля растворенного вещества в растворе».




Расчетные задачи. Нахождение массовой доли растворенного вещества в растворе. Вычисление массы растворенного вещества и воды для приготовления раствора определенной концентрации.

Массовая доля и концентрация веществ.




Процент, массовая доля.

§28, №2-4, с.81

3/29




Практическая работа №4. Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества













Вычисление массы растворенного вещества и воды для приготовления раствора определенной концентрации.

Правила Т/Б при работе с хим. веществами и хим. оборудованием.




§28 пов. правила ТБ

4/30




Вода. Методы определения состава воды — анализ и синтез. Вода в природе и способы ее очистки. Круговорот воды в природе


Дем.

Анализ воды. Синтез воды.




Презентация «Вода на Земле».










§29, до с.84

5/31




Физические и химические свойства воды.





Презентация «Все о воде».




Взаимодействие воды с натрием, кальцием, железом, углеродом и с оксидами.

Состав оксидов.

Гидроксиды, основания



§29, № 5,6, с.88, задача

6/32




Повторительно-обобщающий урок
















Повторить §§20, 22, 23, 25, 27, 28, 29.

7/33




Контрольная работа №2 по темам: «Кислород. Водород. Растворы. Вода»

















Задача1,3

Тема 5.Основные классы неорганических соединений (10 ч)


1/34




Анализ результатов к/р №2. Оксиды. Свойства оксидов.

Дем.Знакомство с образцами оксидов.


Презентация «Оксиды».




Классификация, свойства оксидов. Применение.

Оксиды. Получение оксидов.

Повторить §20. §30, схема 12, таблица 9, упр.№4,6, с.92,93.

2/35




Основания. Классификация. Номенклатура. Получение


Дем. Знакомство с образцами оснований.







Основания, щелочи. Номенклатура. Получение


Состав оснований. Основные и кислотные оксиды, гидроксогруппа, индикаторы.

Повторить §20,29.

§31,до с.95, схемы13,14 с.94,95, №3, с.99



3/36




Физические и химические свойства оснований. Реакция нейтрализации


Дем.

Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора.



Л/О №14: Свойства растворимых и нерастворимых оснований.

Л/О №15: Взаимодействие щелочей с кислотами.

Л/О №16: Взаимодействие нерастворимых оснований с кислотами.

Л/О №17: Разложение гидроксида меди (II) при нагревании.

Презентация «Основания».




Реакция нейтрализации.

Кислоты, основания, индикаторы.

§31, таблица 11, №6,7,с.99

4/37




Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства кислот


Дем. Знакомство с образцами кислот.

Л/О №11: Действие кислот на индикаторы.

Л/О №12: Отношение кислот к металлам.

Л/О №13: Взаимодействие кислот с оксидами металлов.

Презентация «Кислоты».

ЗСТ: Кислотные дожди и их последствия.

ЭРК: Н.Н.Бекетов

Определение кислородсодержащих и бескислородных кислот, основность кислот, индикаторы.

Вытеснительный ряд металлов Н.Н.Бекетова.




Кислоты

§32, таблица 13, №6,7, с.104

5/38




Соли. Классификация. Номенклатура. Способы получения солей


Дем. Знакомство с образцами солей.







Кислые, основные, средние, двойные и соли.




§33, до с.108, схема 17, таблица 15, с.110, №2,5, с.112

6/39




Физические и химические свойства солей





Презентация «Соли».




Физические и химические свойства солей





§33, №6,9, с.112, задача

7/40




Генетическая связь между основными классами неорганических соединений





Презентация «Генетическая связь между классами веществ».




Генетическая связь.




§33, №10 а), г), з)

8/41




Практическая работа №5. Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений»














Правила Т/Б при работе с хим. веществами и хим. оборудованием.

Повторить §30-33, правила ТБ

9/42




Повторение и обобщение темы «Основные классы неорганических соединений».

















Повторить §30-33, схема превраще-

ний


10/

43





Контрольная работа №3 по теме: «Основные классы неорганических соединений».

















задача

Тема 6. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

Строение атома (7 ч)





1/44




Анализ результатов к/р №3. Классификация химических элементов. Амфотерные соединения.

Л/О №18: Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей.


Презентация «Амфотерные соединения».

ЭРК: Д.И. Менделеев

Амфотерные соединения.





§ 34, №1-3, с.122

2/45




Периодический закон Д. И. Менделеева.

Периодическая таблица химических элементов. Группы и периоды







Презентация «Путешествие по ПСХЭ».




Периодический закон Д. И. Менделеева.

Периодическая таблица химических элементов. Группы и периоды.






§ 35, 36, №4-5, задача, с.122

3/46




Строение атома. Состав атомных ядер. Изотопы. Химический элемент — вид атома с одинаковым зарядом ядра











Строение атома. Состав атомных ядер. Изотопы. Химический элемент — вид атома с одинаковым зарядом ядра.




§ 37, до с.129, № 1-5, с.138

4/47




Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева. Современная формулировка периодического закона





Презентация «Строение электронных оболочек атома».




Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева. Современная формулировка периодического закона.





§ 37, № 6-7,с.138

5/48




Состояние электронов в атомах. Периодическое изменение свойств химических элементов в периодах и главных подгруппах










Состояние электронов в атомах. Периодическое изменение свойств химических элементов в периодах и главных подгруппах.




§ 37, задания в тетради

6/49




Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева





Презентация «Великий гений из Тобольска».




Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева.




§ 38, 39, презентации уч-ся

7/50




Повторение и обобщение по теме: Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома.

Зачет – «вертушка».

















§ 34-37, задания КИМ, задача

Тема 7. Строение веществ. Химическая связь (9 ч)


1/51




Электроотрицательность химических элементов

















§ 40, №1, с. 145

2/52




Основные виды химической связи. Ковалентная связь




Презентация «Основные виды химической связи».










§ 41, до с.144, №2, с.145

3/53




Полярная и неполярная ковалентные связи

















§ 41, задания по тетради

4/54




Ионная связь

















§ 41, до с.144, №2-7, с.145

5/55




Кристаллические решетки


Дем. Ознакомление с моделями кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений.













§ 42, № 1-3, с.152

6/56




Валентность истепень окисления. Правила определения степеней окисления элементов

















С. 148, § 43, повторить § 27, примеры по тетради

7/57




Окислительно-восстановительные реакции





Презентация «ОВР».










§ 43, примеры по тетради,№7,задачи 1,2, с.152

8/58




Повторение и обобщение по темам: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома. Строение веществ. Химическая связь»

















Повторить §§ 34-43, ОВР, строение атома.

9/59




Контрольная работа №4 по темам: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома. Строение веществ. Химическая связь»

















Задача 2

Тема 8. Закон Авогадро. Молярный объем газов (3 ч)


1/60




Анализ результатов к/р №4. Закон Авогадро. Молярный объем газов

















§44

2/61




Относительная плотность газов

















§ 44,№1,с. 156

3/62




Объемные отношения газов при химических реакциях


Расчетные задачи. Объемные отношения газов при химических реакциях.

Вычисления по химическим уравнениям массы, объема и количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества..
















§ 45, № 3,4, с.156

Тема 9. Галогены (7 ч)


1/63




Положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов. Хлор. Физические и химические свойства хлора. Применение


Дем. Знакомство с образцами природных хлоридов.

Знакомство с физическими свойствами галогенов.



№ 6,9, с.164




Строение атома. Химическая связь




§ 46, 47, № 6,9, с.164

2/64




Хлороводород. Получение. Физические свойства. Соляная кислота и ее соли


Дем. Получение хлороводорода и его растворение в воде.








ОВР




§ 48, 49 № 1,2, задачи 1,2, с.169

3/65




Сравнительная характеристика галогенов


Л/О №19: Распознавание соляной кислоты, хлоридов, бромидов, иодидов и иода.

Л/О №20: . Вытеснение галогенов друг другом из раствора их соединений.








ОВР




§ 50, 3 3-5, С.172

4/66




Практическая работа №6 Получение соляной кислоты и изучение ее свойств.

















Пов. § 49

5/67




Повторение и обобщение по темам: «Закон Авогадро. Молярный объем газов. Галогены».

















Пов. § 40-50, задания КИМ

6/68




Контрольная работа №5 по темам: «Закон Авогадро. Молярный объем газов. Галогены».
















Задача 3

7/69




Анализ результатов контрольной работы №5. Повторение. Осуществление схем превращений.
















Схемы превращений задача

8/70




Повторение. Решение задач.
















Схемы превращений задача

следующая страница >>
Смотрите также:
Рабочая программа по химии Ступень обучения (класс)
541.87kb.
3 стр.
Рабочая программа по предмет, курс, модуль
388.93kb.
1 стр.
Рабочая программа по искусству (музыка, изо) Ступень обучения (класс) начальное общее образование (1 класс) Количество часов: 66
98.74kb.
1 стр.
Программа курса для 1-11 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края», издательство оипц «Перспективы образования»
339.46kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа по истории Ступень обучения
349.53kb.
2 стр.
Рабочая программа по химии 10-11 класс базовый уровень
404.59kb.
1 стр.
Рабочая программа учебного предмета «Литература» 7 класс, II ступень на 2012-2013 учебный год
282.47kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «дополнительные главы неорганической химии. Химия элементов»
670.48kb.
3 стр.
Рабочая программа Химия Класс 8
303.51kb.
1 стр.
Рабочая программа по черчению 9 класс 1 год обучения Разработчик: Обсуждена и согласована на
156.07kb.
1 стр.
Кафедра «химии» учебн0-методический комплекс основы общей химии
187.36kb.
1 стр.
Рабочая программа по биологии 6 класс на 2012-2013 учебный год год разработки 2011 Учитель биологии-химии первой категории
561.29kb.
4 стр.