Главная
страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5

ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КАЗАХСТАНА «АК ЖОЛ»

Председатель Политисполкома партии – Байменов Алихан Мухамедьевич. Партия зарегистрирована 3 марта 2004 года. Численность партии составляет 172 тысячи человек. Цели партии: независимый, процветающий, демократический и свободный Казахстан. Фундаментальные ценности: демократия, независимость, свобода, справедливость. Партия активно участвует в работе согласительных комиссий по выработке рекомендаций по дальнейшей демократизации Казахстана. На выборах в Мажилис в 2004 году партия получила 12,04% голосов. Всего в Мажилисе третьего созыва партия имеет 2 мандата.


ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КАЗАХСТАНА

Председатель партии – Нарикбаев Максут Султанович. Демократическая партия Казахстана зарегистрирована 14 июня 2004 года. Численность партии составляет 60,1 тысяч человек. Партия строится по территориальному принципу и имеет отделения во всех областях республики и в городах Астане и Алматы. Своей главной задачей партия считает построение в Казахстане правового демократического социального государства, создание эффективной, передовой и развитой экономической системы, формирование гражданского общества. По итогам выборов в Мажилис в 2004 году партия получила 0,76% голосов при голосовании по партийным спискам. В Мажилисе третьего созыва имеет одного депутата, избранного по одномандатному округу.



КОММУНИСТИЧЕСКАЯ НАРОДНАЯ ПАРТИЯ КАЗАХСТАНА

Первый секретарь ЦК Коммунистической народной партии Казахстана – Косарев Владислав Борисович. 21 июня 2004 года партия прошла государственную регистрацию. На момент регистрации в рядах партии насчитывалось около 70 тысяч членов. В рядах партии рабочие, студенты, интеллигенция, пенсионеры, предприниматели и др. Согласно политической платформе партии, в основе деятельности КНПК лежит марксистко-ленинская идеология, адаптированная к новым условиям общественного развития. По итогам выборов в Мажилис в 2004 году партия получила 1,98% голосов. В Мажилисе третьего созыва депутатов не имеет.



РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ «АСАР»

Председатель партии - Назарбаева Дарига Нурсултановна. Партия была зарегистрирована в декабре 2003 года. В партии «Асар» состоит около 200 тысяч человек. Отделения партии функционируют во всех областных центрах, городах Астане и Алматы. Своей целью «Асар» декларирует построение в Казахстане экономически сильного, демократического, правового и социального государства с развитыми институтами гражданского общества, углубление демократических преобразований, улучшение благосостояния всех казахстанце. По итогам выборов в Мажилис в 2004 году партия получила 11,38% голосов, проведя по партийному списку одного депутата. В одномандатных округах депутатами Парламента стали 3 члена партии.



ПАРТИЯ «РУХАНИЯТ»

Председатель партии – Жаганова Алтыншаш Каиржановна. Партия была зарегистрирована 6 октября 2003 года. Численность партии составляет около 54 тысяч человек. Филиалы партии действуют в областных центрах, городах Астане и Алматы. Социальная база партии – работники сфер образования, здравоохранения, науки и культуры, предприниматели, студенты и др. Своими главными задачами партия видит подъем экономики, решение социальных вопросов, развитие высоконравственного и духовно богатого общества. По итогам выборов в Мажилис в 2004 году партия получила 0,44%, в Мажилисе третьего созыва депутатов не имеет.


Слияние партий

Процесс консолидации ведущих политических сил страны продолжается. В Астане с участием Главы государства состоялся VII съезд Гражданской партии Казахстана. Более трехсот делегатов из всех регионов проголосовали за присоединение ГПК к партии «Отан». Этот шаг наряду со слиянием «Отана» и «Асара» открывает новую страницу в развитии отечественной партийной системы, подчеркнул Нурсултан Назарбаев в своей речи на съезде.

Поздравив партийцев с принятым решением, Президент отметил, что, откликнувшись на идею о консолидации всех конструктивных политических сил Казахстана, озвученную им на IX съезде партии «Отан», Гражданская партия продемонстрировала ответственную позицию и понимание тех стратегических задач, которые стоят сегодня перед нашей страной. Глава государства напомнил, что в 1998 году в Актобе, когда в большом зале собралось около трех тысяч делегатов, и была создана ГПК, отражающая интересы промышленных кругов.

С самого начала Гражданская партия находилась в авангарде прогрессивных политических сил, поддерживала государственную политику, направленную на социально-экономическое и политическое развитие страны, была надежной опорой лидера государства. Результатом эффективной работы партии стало избрание более трехсот ее представителей в Парламент и маслихаты различных уровней. При этом они активно работают в представительных органах, подают пример того, как нужно защищать интересы избирателей.

Гражданская партия последовательно поднимала вопросы развития казахстанской промышленности, отстаивала интересы отечественных товаропроизводителей, работников предприятий — металлургов, горняков, энергетиков, в целом людей труда. Как сказал Президент, это большая и нужная работа, которая должна продолжаться в рамках объединенной партии, ведь в реализации индустриально-инновационной программы республики главная роль принадлежит именно названным отраслям. Чаяния работников этих отраслей Главе государства близки и понятны. Как известно, молодые годы Нурсултана Назарбаева прошли среди металлургов и горняков. «Я вышел из вашей среды, поэтому всегда, всю жизнь буду с вами!» — с такими словами обратился Президент к представителям Гражданской партии.

Безусловно, немалая заслуга в эффективной работе ГПК принадлежит членам ее центрального комитета и первому секретарю Азату Перуашеву, руководителям региональных филиалов. Президент поблагодарил руководство и весь партийный актив за позитивный вклад в развитие нашей страны, отметив, что все активисты Гражданской партии после объединения должны быть вовлечены в деятельность объединенной партии.

В июле этого года на съезде «Отана» Нурсултан Назарбаев говорил о необходимости появления общенациональной партии, обладающей стратегическим видением развития страны. Такой партии, которая обладает массовой поддержкой, мощными организационными и интеллектуальными ресурсами. На съезде же ГПК Глава государства представил свое видение причин сближения здоровых, нацеленных на будущее, а значит, и на конструктивную работу политических сил, а в данном конкретном случае — объединения Гражданской партии и «Отана».

Во-первых, слияние партий соответствует новым стратегическим задачам, стоящим перед Казахстаном. Республика вступила в новый этап своего развития, гораздо более сложный, чем все предыдущие. Поставлена цель по ускоренной модернизации страны. Первой ее стадией станет реализация Стратегии вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных государств. За прошедшие пятнадцать лет мы достигли немало успехов — наш прогресс признан международным сообществом, экономика и благополучие народа растет. Но это не повод, чтобы останавливаться, подчеркнул Президент. Весь мир развивается высокими темпами, и мы должны успевать за этими темпами, постоянно подниматься на новые высоты. Реализация индустриальных и инновационных программ потребует от всех казахстанцев еще больших усилий, а значит, и большей консолидации. Только единство, доверие и стабильность в обществе могут привести Казахстан к успеху.

Достичь поставленных целей мы сможем только при условии мобилизации усилий всего общества, массового проявления лидерской психологии, продолжил Нурсултан Абишевич. Мы ставим феноменально высокие цели, но для их осуществления нужен столь же яркий феномен личностной персонализации этих целей — причем каждым казахстанцем, чувствующим ответственность за свою семью и свою страну. Поэтому нужна консолидация всех созидающих сил общества для совершения нового модернизационного рывка. Единая партия должна стать основной движущей силой дальнейших прогрессивных преобразований, одной из главных опор в реализации стратегии повышения международной конкурентоспособности республики.

Во-вторых, нынешнее объединение будет способствовать созданию в Казахстане партийной структуры нового образца — сильной, современной, эффективной и конкурентоспособной. С этой точки зрения слияние близких по своим целям и идеологическим установкам партий — закономерный шаг. Наша партия должна действовать исходя из общегосударственных интересов, сказал лидер «Отана». Политическая конкуренция — это, прежде всего, соперничество идей. Лидирующие позиции занимают только те партии, которые могут предложить обществу наиболее эффективную стратегию развития.

Кстати, наша республика не единственная, где применяется подобный опыт. К примеру, Социал-демократическая рабочая партия Швеции, насчитывающая около миллиона человек, возглавляла правительство 56 лет, в течение которых в стране проводятся выборы с момента введения всеобщего избирательного права. Стратегическая линия шведских социал-демократов, направленная на защиту интересов большинства населения, постепенно улучшила ситуацию в стране и вывела уровень жизни и социальной защищенности на тот рубеж, который называется «шведским чудом».

В Азии таким примером стала Япония, в которой либерально-демократическая партия более сорока лет, практически всю послевоенную историю, возглавляет правительство. Возьмем Малайзию, где вот уже 35 лет партия власти не сменяется, и это не означает, что других партий в стране нет. Еще один пример Сингапур — другое процветающее государство. Там партия, возглавляемая Ли Куан Ю, сегодня является лидирующей и ведет страну к процветанию.

Таким образом, ничего нового в процессе объединения политических сил нет. Обновленная партия «Отан» должна добиваться реализации своих программных целей через максимально эффективную работу в Парламенте и в маслихатах.

В-третьих, отметил Глава государства, создание объединенной, общенациональной партии имеет важное значение для дальнейшей демократизации общественной жизни. В демократической политической системе партии играют ключевую роль во властных отношениях. В рамках Госкомиссии по разработке и конкретизации программы демократических реформ обсуждаются различные предложения по повышению роли партий. Предлагается увеличить численность депутатов, избираемых по партийным спискам, расширить полномочия партийных фракций в Парламенте, ввести государственное финансирование политических партий, создать механизм участия парламентских партийных фракций в формировании Правительства.

Подобные предложения достойны внимательного изучения, сказал Президент. Но нужно избегать слепого копирования чужих схем, а также необдуманных решений. После того, как данный вопрос всесторонне проанализируют и обсудят члены Госкомиссии, будут предприняты конкретные шаги в этом направлении. Но только сбалансированные и соответствующие казахстанским реалиям и интересам нашего народа, подчеркнул Нурсултан Назарбаев.

В данном контексте начавшийся процесс объединения ведущих казахстанских партий позволит решить две задачи. С одной стороны, собираясь наделить партии значительными полномочиями, надо быть уверенными, что они готовы к своей новой роли. В этой связи решение об объединении позволит ускорить формирование именно таких партий — массовых, ответственных, поддерживаемых населением и обладающих всеми необходимыми ресурсами. С другой, учитывая высокую значимость предстоящих демократических реформ, создание эффективной единой партии позволит сохранить общественно-политическую стабильность в период их проведения, а в стратегической перспективе — обеспечит преемственность проводимого политического курса. Кроме того, учитывая, что «Отан» доминирует в Парламенте, можно рассчитывать, что депутаты от партии обеспечат принятие эффективной законодательной базы дальнейших демократических реформ, необходимых Казахстану на данном этапе развития.

Также политические партии — это наиболее действенные каналы взаимодействия гражданского общества и государства, транслирующие общественные настроения и встраивающие интересы социальных групп в повседневную политику всех уровней власти. Но сильные партии — не только «глас и око народа», но и своего рода институты общественного контроля. Партии должны активно бороться с недостатками — а их немало в окружающей нас жизни. Не надо быть равнодушными. Мы знаем наши цели. Именно активная позиция позволяет нам завоевывать голоса людей и доверие народа, сказал Президент.

Государство активно предпринимает комплексные шаги, направленные на поддержку и развитие гражданского общества. Политические партии, средства массовой информации, неправительственные организации, профсоюзы — это институты гражданского общества и общественного контроля. В качестве своей главной задачи они должны ставить бескомпромиссную борьбу с коррупцией, нарушениями прав казахстанцев, экологическими безобразиями, головотяпством и равнодушием нерадивых чиновников, подчеркнул Нурсултан Назарбаев. Такое под силу далеко не каждой партии, а только той, у которой есть общественный авторитет, инициатива, четкие целевые установки и умение их выполнять. Президент выразил убеждение в том, что объединенная партия «Отан» — это сила, которая может справиться с такой серьезной задачей.

Наконец, слияние ведущих партий воспринимается как действенный стимул для развития всей партийной системы страны. Процесс консолидации «Отана», «Асара» и Гражданской партии будет стимулировать партийное строительство в Казахстане в целом. Глава государства уверен также, что объединительная тенденция на партийном поле не завершится после принятого нынче решения. Консолидация политических сил, причем не только вокруг «Отана», в республике будет продолжаться.

Как отметил Президент, сейчас ходит много разговоров о том, какой будет отечественная партийная система в свете объединительного процесса вокруг одной организации. Есть «горячие головы», которые твердят, что в Казахстане должна быть однопартийная система. Этот путь мы уже прошли и знаем, что он ведет в тупик. Другие видят дальнейшую динамику в формировании двухпартийной системы. Третьи вообще предлагают экзотические схемы, полностью оторванные от нашей реальности.

По словам Нурсултана Назарбаева, такие разговоры ведут те, кто не учитывает, что политический процесс и формирование партийного поля нельзя ограничить искусственными рамками. Партийное строительство — это процесс, у которого есть своя логика, свое прошлое, а также будущее, в котором невозможно предусмотреть все детали, как в лабораторных опытах. Поэтому следует исходить из одного простого и ясного постулата: стране нужна партийная система, которая соответствует демократическим стандартам и нормам.

В итоге у нас должна сложиться устойчивая демократическая многопартийная система, ключевая роль в которой будет принадлежать нескольким сильным, конкурентоспособным, лидирующим партиям, способным эффективно отражать и защищать интересы населения. Надо двигаться к тому, чтобы в стране было несколько крупных политических партий, которые могут взять на себя ответственность возглавлять страну и проводить реформы, необходимые для улучшения жизни народа.

Таким образом, объединение Гражданской партии и партии «Отан» — это не спонтанное решение. Оно является отражением объективных политических процессов и закономерным продолжением партнерских отношений между этими двумя политическими партиями. В лице новой организации мы получаем действительно массовую, можно сказать, народную партию, отметил Глава государства.

Он подчеркнул также, что ГПК продолжит свою деятельность в новом объединении. Партия получает новую жизнь и дыхание в составе «Отана». Присоединение к «Отану» позволит сохранить влияние на ту часть электората, разделяющую цели и лозунги Гражданской партии, которая теперь имеет возможность опираться на сложившуюся партийную инфраструктуру «Отана». Как показывают опросы, пять из шести казахстанцев считают «Отан» партией, способной продвигать интересы нации более эффективно, чем все другие партии вместе взятые. Большинство населения считает, что партия нацелена не только и не столько на участие в выборах, сколько на решение насущных социальных проблем. Это очень важные характеристики партийного имиджа.

Но все это не повод для самоуспокоения, заметил Президент. Необходимо устранить любые поводы для самолюбования и «почивания на лаврах». Реального политического авторитета, каким располагают общенациональные партии в некоторых странах, нельзя добиться лишь слиянием с другими партиями. Это лишь шанс, который надо умело использовать.

Глава государства выразил надежду, что актив Гражданской партии сразу же включится в работу. Для этого нужно быстро решить все организационные вопросы объединения. Важно добиться гармоничной интеграции и партийных программ, и стилей работы в рамках одного партийного механизма. Руководству политической партии «Отан» дано поручение очень внимательно отнестись к организационному процессу, не потерять ни одного активного партийного функционера, все должны быть вовлечены в деятельность партии.

Нельзя утерять и тот кадровый потенциал, которым обладает Гражданская партия. Наиболее сильных руководителей региональных филиалов и членов центральных партийных органов следует выдвигать на соответствующие должности в «Отане». Наиболее достойных и опытных нужно включить в Бюро и Политсовет объединенной партии, в руководство местных филиалов. В целом объединение Гражданской партии и «Отана» — хороший пример для других политических структур. Этот альянс даст мощный импульс развитию и укреплению демократической партийной системы в Казахстане, сказал Президент.

В своем выступлении Глава государства также остановился на достижениях Казахстана за последнее время. Нынешний год для республики является не менее успешным, чем предыдущие. Рост экономики по его итогам составит не менее десяти процентов. Если в 1994—1995 годах ВВП на душу населения был 400 долларов, то в следующем году цифра превысит шесть тысяч долларов. Золотовалютные запасы страны на сегодня составляют 25 миллиардов долларов. И если сравнить эти результаты с тем, с чего мы начинали, приходишь к выводу, что казахстанский народ проделал огромную, героическую работу, отметил Нурсултан Назарбаев.

Недавно во время официального визита Президента РК в Соединенные Штаты Америки Джордж Буш, принимая нашу делегацию, отметил, что Казахстан достиг удивительных успехов, которые не демонстрировали молодые независимые государства в этот период. Политик мирового масштаба Хосни Мубарак, недавно впервые посетивший Астану, сказал, что поражен нашими успехами. Он увидел здесь мощное, динамично развивающееся государство.

Между тем залог всех достижений, констатировал Глава государства, в правильном политическом курсе, стабильности и единстве общества. Сейчас проводится большая сложная работа по индустриализации отечественной экономики. Созданные институты развития реализуют проекты стоимостью в шесть миллиардов долларов. И скоро будут введены в строй десять промышленных объектов. Но этого мало, чтобы конкурировать. Надо развивать экспорт, а для этого требуется повышать качество казахстанской продукции. Этого нельзя достичь без инновационного оборудования и новых технологий, без современных знаний. Вот над чем надо работать, отметил Нурсултан Абишевич. И в этой связи возникает целый комплекс задач, начиная с обучения детей в школе, университетах, профессиональной подготовки людей, которые необходимо решать в соответствии с современными требованиями.

Недавно в Алматы открылся парк информационных технологий. 25 крупнейших мировых компаний, действующих в IT-сфере, выразили желание работать в нем. В итоге — выбраны 11 достойнейших. И эти компании не только будут производить продукцию в Казахстане, но и ежегодно готовить 200 высококвалифицированных отечественных специалистов. Подобные парки, но в разных отраслях открываются во всех регионах страны.

Программа жилищного строительства реализуется стремительными темпами. Руководство страны поставило задачу за три года построить 12 миллионов квадратных метров жилья. Это сделано за два года. Сейчас людям дается возможность самим строить себе жилье, и таким образом в ближайшее время будет возведено 18 миллионов квадратных метров.

Продолжает развиваться и сельское хозяйство, которое является одним из важнейших секторов экономики. Не подняв АПК, не улучшив жизнь на селе, нельзя говорить об устойчивом развитии государства. В этом году сельчане собрали рекордный урожай — 18,5 миллиона тонн пшеницы, из которых шесть-семь миллионов пойдут на экспорт. Нурсултан Назарбаев еще раз поздравил аграриев с этим успехом.

Глава государства отметил также, что перед республикой и ее жителями стоят большие, сложные цели, и, чтобы их достичь, нам всем надо быть сплоченными. В этом процессе «каркасом» должна стать мощная политическая партия. Мы должны выдвигать достойных людей, чтобы народ видел, что партия по-настоящему заботится о его благосостоянии, о спокойствии в стране, о процветании Казахстана, заключил Президент.

…Через несколько недель полномочия центрального комитета Гражданской партии истекают. Поэтому первый секретарь ЦК Азат Перуашев отчитался о работе, проделанной ГПК за восемь лет с момента создания. Партия прошла четыре избирательные кампании — 1999, 2003, 2004 и 2005 годов. Ей принадлежат несколько принципиальных новшеств в политической практике не только Казахстана, но всего Центрально-Азиатского региона. В частности, в 1999 году партийцы первыми перешли на широкое применение PR-технологий в предвыборной борьбе. В 2000-м открыты постоянные общественные приемные депутатов, представляющих ГПК в округах. Именно Гражданская партия поставила экспертную работу с депутатами на профессиональный уровень, создав аппарат фракции из числа высококвалифицированных юристов и экономистов.

В 2003 году создан партийный конгресс депутатов всех уровней, благодаря которому около четырехсот народных избранников смогли координировать свои действия. Кроме того, в республике впервые была построена партия, опирающаяся на регионы. Все съезды ГПК проходили в индустриальных центрах — Павлодаре, Усть-Каменогорске, Темиртау, Актобе. В заслугу партии можно также поставить инициирование и проведение в Парламенте Закона «О первом Президенте РК».

А. Перуашев также обосновал стремление Гражданской партии слиться с «Отаном». С первых дней создания ГПК заявила о себе как о политической организации трудящихся промышленных отраслей, прежде всего металлургов и горняков. Она добилась многого на этой стезе. Но, анализируя опыт проведенных кампаний, партийцы пришли к выводу, что лучше признать, что время отраслевых и классовых партий уходит. В современном обществе на первый план выдвигаются общенациональные интересы. Вес эффективности в прежнем качестве ГПК уже достигнут, резерв дальнейшего роста практически исчерпан. За последние годы структура занятости в стране претерпела серьезные изменения. Численность трудящихся в индустриальных отраслях существенно сократилась. Многие «промышленники» ушли в сферу услуг, инфраструктуры, самозанятости. И это нормально, поскольку данный процесс отражает общие тенденции диверсификации экономики. Учитывая, что численность избирателей в Казахстане доходит до восьми с половиной миллионов, удельный вес базового электората ГПК не превышает нынче 12 процентов. В то же время для победы на выборах необходима поддержка более чем половины казахстанских избирателей, и решить эту задачу в рамках классовой партии уже невозможно.

Объединение с «Отаном» для представителей Гражданской партии — возможность реального участия в формировании и проведении государственной политики через вхождение в широкую лидерскую команду. Как выразился первый секретарь, с практической точки зрения, «лучше быть равным среди лидеров, чем претендовать на исключительность, но во втором эшелоне». Также нынешний шаг — путь к реализации наработанного опыта взаимодействия партийцев с союзниками по Народной коалиции Казахстана и формированию мощного индустриального крыла в составе РПП «Отан».

От имени представителей ГПК в Парламенте поддержку слиянию двух партий выразил мажилисмен Амангельды Айталы. Костанайскую делегацию представлял горный мастер, депутат маслихата города Рудного Константин Смирный. Он отметил, что выборы Президента страны показали возможности каждой партии, и в то же время все увидели, какая это сила, когда несколько политических организаций объединились в Народную коалицию Казахстана. Объединенная партия станет подлинно народной, так как объединит в своих рядах представителей всех слоев нашего общества — врачей, учителей, рабочих, молодежь.

Депутат Кызылординского областного маслихата профессор Нурлан Кудайбергенов подчеркнул, что Стратегия Главы государства по вхождению Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран стала идейной платформой, которая позволит республике занять достойное место в современном мире. Однако успех любого начинания зависит от того, насколько едины и дружны те, кто претворяет его в жизнь. Сегодня пример такого единства должны продемонстрировать политические партии, которые всегда были рядом с Президентом и поддерживали его инициативы. Объединение партий «Отан» и «Асар», а теперь и ГПК — первые шаги по созданию общенациональной политической партии, способной успешно воплощать политику лидера нашего государства.

Делегаты съезда также утвердили состав реорганизационной комиссии, которая до объединительного съезда «Отана» подготовит предложения по делегированию представителей ГПК в руководящие органы РПП.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, включая во внимание всё вышесказанное можно констати­ровать, что в республике:

а. отсутствует яркое доминирование какой-либо политической партии или движения. Причины этого лежат в несформированности соци­альной стратификации казахстанского общества. Кроме того, все еще сохраняется недоверие значительной части населения к деятель­ности партий, отсутствуют ясные и научно-обоснованные програм­мы действий;

b. политические перспективы партий зависят от способности выразить политические интересы различных слоев казахстанского общества. Тенденция начавшейся артикуляции и агрегации интересов различ­ных социальных слоев имеет определяющее значение для изменения роли партий и движений в политической жизни Казахстана;

с. на фоне роста значимости проблем социально-экономического ха­рактера постепенно определялась тенденция "аутсайдерства" ряда партий;

d. нерешенность социальных проблем приводила к росту стихийных выступлений населения. В свою очередь это способствовало полити­зации акций протеста, активизации деятельности оппозиционных партий и движений в политической жизни страны;

е. очевидная слабость политического центра при сохранении "средин­ной" линии у политических организаций прежде всего в вопросах обеспечения межнационального согласия и стабильности в общест­ве. Показательно, что политический и социально-экономический курс поддерживали 6 из 9 зарегистрированных политических партий. Среди незарегистрированных, но активных политических организа­ций (а их в 1996 г. было около 22) практически все подвергали кри­тике проводимый правительственный курс реформ;

f. оппозиционные политические организации не имеют широкой обще­ственной поддержки и вследствие этого постоянно перегруппировы­вают свои силы, вступая в кратковременные союзы и блоки с тем, чтобы более точно выразить специфические интересы электората. Когда это не удается, предпринимаются попытки создания новой по­литической организации;

j. в обществе росла социальная база последователей неокоммунистиче­ских и социалистических ценностных ориентации;

h. оппозиция не имела ни интеллектуальной, ни организационной мощи для проведения эффективного противодействия формированию и осуществлению государственного курса, хотя наличествуют внут­ренние ресурсы, которые могут сказаться в локальных масштабах; I. характерной была активизация межпартийных контактов. Практиче­ски все казахстанские партии в своей деятельности ориентировались на опыт близких им по духу зарубежных партий;

i. четко обозначилась тенденция создания политическими партиями собственных коммерческих структур, активное привлечение спонсо­ров, использование помощи от различных зарубежных организаций; к. политические партии стремились использовать в своих интересах интеллектуальную элиту республики. Наблюдалось стремление пар­тийной элиты усилить свое влияние в интеллектуальных кругах1. Анализ динамики развития многопартийности позволяет отметить, что на всех этапах количество партий, политических движений и иных обще­ственных объединений было велико. Однако в их развитии можно выде­лить следующие основные тенденции:



  1. Население Казахстана в большей степени ориентируется на национально-культурные объединения и различные культурологи­ческие общественные движения, чем на партии, что объясняется неверием масс в способность партий повлиять на ход обществен­ных процессов, нечеткости и неконкретности программ сущест­вующих партий, которые к тому же мало информируют массы о
    ее содержании.

  2. Наибольшей популярностью пользуются организации, возглав­ляемые известными лидерами. Особенностью восприятия партий
    населением республики является персонификация их руково­дства, когда программные установки той или иной партии отсту­пают на второй план. Только с ростом политической культуры
    общества подобная персонификация будет отходить на второй
    план, хотя личность лидера всегда будет играть большую роль.
    Тем самым будут созданы предпосылки процесса переориентации
    человеческого сознания к плюрализму воззрений.

  3. Прослеживается тенденция деления ряда партий и политических
    движений по национальному признаку, что таит в себе потенци­альную способность к дисбалансу общественно-политической си­туации на этнической почве.

  4. Властным структурам, как правило, удавалось найти консенсус с
    большинством партий и политических движений, общественных
    объединений, что способствует сохранению гражданского мира и
    стабильности в Республике Казахстан.

5. Проявляются цикличные подъемы и спады общественно-политической активности населения в зависимости от социально-экономических перемен, происходящих в обществе, и выборных кампаний1.

В целом же, анализ складывающейся в Казахстане многопартийной сис­темы показывает, что формирование многопартийности идет сложно, бо­лезненно, противоречиво, вызывая социальную напряженность. Политиче­ские партии, за некоторым исключением, несут в себе черты не политиче­ских организаций, а групп поддержки своих лидеров либо групп давления на политическую власть.

Относительно узкая популярность политических партий, движений и союзов Казахстана объясняется тем, что процесс становления многопар­тийности в республике находится еще в начальной стадии и пока еще рано говорить о формировании сколько-нибудь устойчивой партийно-политической структуры, о четком размежевании социально-политических сил.

Характеризуя сложившийся состав субъектов политического поля Ка­захстана, можно отметить наличие в нем трех основных групп. Это - поли­тические системные субъекты, т.е. вписавшиеся в общественно-политическую структуру, занявшие в ней определенную нишу и признаю­щие установленные нормы отношений и поведения. Политические внесис­темные субъекты, не признающие установленных норм отношений, обла­дающие девиантным поведением - организации деструктивной политиче­ской оппозиции. Неполитические субъекты, оказывающиеся в политиче­ской сфере деятельности на краткосрочный период и в силу борьбы за иные неполитические интересы - директорат и собственники приватизиро­ванных предприятий, профсоюзы, инициативные группы.

Реально складывающаяся в Республике Казахстан многопартийность -непростой, но, несомненно, важный процесс, в котором действующие пар­тии и движения стремятся занять свою нишу. При этом они перед собой ставят вполне определенные цели.

В качестве самого общего вывода можно сделать заключение, что се­годня вырисовываются контуры партийной системы, которая, видимо, в наибольшей степени на данный момент соответствует как раскладу политических сил, конфигурации взаимоотношений элитных, финансовых, промышленных групп, так и уровню политической культуры властной элиты и населения.

СПИСОК ЛИТЕРЕАТУРЫ:


  1. Конституция (Основной Закон) Республики Казахстан // Официальное
    издание. - Алматы, 1995;

  2. Декларация О Государственном суверенитете Казахской ССР // Казах­станская правда. - 28 октября 1990;

  3. Конституционный закон Республики Казахстан от 16.12.1991 г. "О госу­дарственной независимости Республики Казахстан" // Система "Юрист";

  4. Конституция (Основной Закон) Республики Казахстан // Официальное
    издание. - Алматы, 1993;

  5. Закон Республики Казахстан "Об общественных объединениях". Алма­
    ты, 1996;

  6. Закон Республики Казахстан "О политических партиях" // Юридическая
    газета - 24 июля 2002;

  7. Закон Республики Казахстан "О политических партиях". Алматы, 1996;

  8. Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу конституцион­ного закона, "О выборах в Республике Казахстан" // Казахстанская прав­
    да. - 30 сентября 1995;

  9. Закон Казахской ССР "Об общественных объединениях в Казахской
    ССР", Алматы, 1991;

10.Политология: курс лекций/ под ред. проф. Мустафина Т.Т.; А., 1994;

11.Политические партии и право в современном государстве / Юдин Ю.А.; М., 1998;

12.Сапаргалиев Г. А., Конституционное Право РК: Учебник. 1998;

13/'Конституционно-правовое регулирование деятельности политических партий в РК" Б. Машан// "Евразийское сообщество" №1 2000г;

14."Что даст новый закон "О политических партиях" А. Чеботарев // "Пра­вовая реформа в Казахстане" №3 2002г;

15.Дьяченко С.А. "Партогенез в Казахстане: состояние, проблемы и пер­спективы". Алматы: Казахстанский институт стратегических исследова­ний при Президенте Республики Казахстан, 1997;

16.Джунусов А.М. "Политико-правовые аспекты партийного строительства в Республики Казахстан". - Алматы, Кенже-Пресс-Медиа, 2002.-178с.;

17.Назарбаев Н.А. На пороге XXI века. Алматы: Онер, 1996;

18.Абдыгалиев Б. Особенности многопартийной системы в Казахстане //


<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Законодательная институализация политических партий. Что дает новый закон "О политических партиях"
977.11kb.
5 стр.
Законом от 11. 07. 2001 №95-фз «О политических партиях»
111.56kb.
1 стр.
Информация о поступлении и расходовании средств политических партий в IV квартале 2012 года
36.19kb.
1 стр.
Закон Республики Казахстан от 15 июля 2002 года n 344
182.82kb.
1 стр.
Предпосылки образования политических партий в России Теоретико-методологические аспекты проблемы
245.86kb.
1 стр.
Законом от 11. 07. 2001 №95 «О политических партиях»
39.54kb.
1 стр.
Закон от 11. 07. 2001 n 95-фз(ред от 01. 12. 2012)"О политических партиях"
1066.78kb.
4 стр.
Закон о политических партиях принят Государственной Думой
1077.32kb.
4 стр.
Исследование близости политических позиций методом латентно-семантического анализа
39.9kb.
1 стр.
Частота и характер упоминаемости политических партий рк
149kb.
1 стр.
Законом от 11. 07. 2001 №95-фз «О политических партиях»
60.11kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины отечественная история Специальность: 080507. 65 «Менеджмент организации» Барнаул
941.26kb.
5 стр.