Главная
страница 1
Боровская муниципальная общеобразовательная основная школа

Буйского муниципального района Костромской области.


Урок физики в 8 классе

« Здравствуй, физика теплоты!»
Учитель: Лапина Г.Г.

Борок


Октябрь 2006 г

Цели урока:


1 Дидактические:
создать условия для повторения материала о видах теплопередачи и количестве теплоты, используя проблемное обучение.
2. Образовательные:
Сделать сравнительный анализ видов теплопередачи, учить решать с их помощью качественные задачи.
3. Развивающие:
Развивать когнитивную среду учащихся, формировать представление о процессе научного познания.
4. Воспитательные:
Прививать культуру умственного труда, учить ребят работать в группе, учить строить свои знания самостоятельно в совместном поиске.


Тип урока: творческая мастерская .

Особенности технологии мастерских.
Педагогические мастерские- это форма организации учебно- воспитательного процесса, которая создаёт творческую атмосферу, психологический комфорт, способствует росту личности учителя и ученика, дарит радость сотворчества.

В мастерской ребёнок способен строить свои знания самостоятельно в совместном поиске, который мастером продуман и организован на основе определённых принципов.


1. Мастер:

  • Создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении;




  • Включает эмоциональную сферу ребёнка, обращается к его чувствам, будит личную заинтересованность ученика в изучении проблемы ( темы);




  • Работает вместе со всеми, мастер равен ученику в поиске знания;




  • Не торопится отвечать на вопросы;




  • Необходимую информацию подаёт малыми дозами, обнаружив потребность в ней ребят;




  • Исключает официальное оценивание работы ученика ( не хвалит, не ругает, не выставляет отметок в журнал), но через социализацию, афиширование работ даёт возможность появления самооценки и её измерения, самокоррекции;




  • Продумывает чередование индивидуальной и коллективной работы, что создаёт атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, повышения уровня коммуникативной культуры, даёт реальное понятие о диалоговом способе восхождения к истине.

2. Важен не столько результат, сколько сам процесс, в котором реализуются законы проблемного обучения.


3.Один из главных принципов мастерской- принцип выбора вида деятельности, способа предъявления результата. Без выбора нет свободы. При всём разнообразии мастерских есть некий общий алгоритм процесса .
А) « Индуктор»-ввожу, навожу, побуждаю. Создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика , создание личного отношения к предмету обсуждения.

Это задание вокруг слова, предмета, образа, рисунка, воспоминания, чаще неожиданное для ученика, в чём-то загадочное, личностное. Важны подбор и подача индуктора.


Б) Работа с материалом:
1. « Самоконструкция»-индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.
2 « Социоконструкция»-построение этих элементов группой.
3. « социализация»- всё, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.
4. « Афиширование»- вывешивание произведений-работ учеников и мастера ( текстов, рисунков, схем, проектов, решений ) в классе и ознакомление сними.
5. « Разрыв»- внутреннее осознание участниками мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, сверке нового знания с источником.
В) « Рефлексия» -самоанализ, анализ движения собственных мыслей, чувств.

В мастерской предусматривается множество заданий, « подсказок», которые будут поданы в тот момент, когда в них возникнет необходимость.

Учитель предварительно работает с большим объёмом информации, чтобы в мастерской остаться в тени.

« Открытия», « озарения « ждут учеников в мастерской . Каждый ученик свои старые знания по какой-либо проблеме сверяет с новыми знаниями, ученик выстроил их сам, он испытывает « разрыв», обращаясь к самому себе, к своему « я», верит в свои возможности.



Уточним некоторые понятия:


  • Индуктор вводит в проблему на основе опыта;




  • Проблема выдвигается учащимися;




  • Исследование учащимися проводится индивидуально или в группах ( самоконструкция и социоконструкция);




  • Творческий процесс ( побуждающий метод ассоциаций)- постижение истины, творческая реализация идей, создание творческого продукта ( деконструкция)




  • Осознание закономерностей процесса, содержания, отношений, выстраивание в логике собственных знаний с осознанием шагов, этапов, выводов, понятий;




  • Разрыв- психологическое состояние, когда участнику мастерской открывается новое видение закона, образа, ситуации, отношений, явлений.




  • Социолизация- обнародование, обсуждение мнений, чтение текстов слов, афиширование;




  • Рефлексия- авторефлексия ( я осознаю, что думаю) , отражение того, что думают другие.



Творческая деятельность организуется по правилам:


  • Диалог в сотворчестве;

  • Свобода выбора действий;

  • Равенство всех участников;

  • « благоустройство « пространства;

  • Отсутствие оценки;

  • Право на ошибку.


Ход урока:

Эпиграф:

Что? Почему? Зачем? И Где?

Живут в земле, в огне, в воде.

Вот в первый раз

огонь добыт.

( А почему огонь горит?)

Зерно

Под солнцем проросло

( Зачем растению тепло?)

Дым- лёгкий,

А скала- тверда.

Что значит « лёд»

А что « вода»7

Что? Почему? Зачем? И Где?

Вопросы ставим мы себе.

Вот почему из года в год.

Наука движется вперёд
Класс делится на три группы. Каждая группа выбирает себе название из предложенных ( на выбор три вида теплопередачи)

« Конвекция»,

« теплопроводность»,

« излучение»
1 этап
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ:
однажды художник нарисовал иллюстрацию к стихотворению М.Ю. Лермонтова « Парус» и принёс её редактору издательства. Помните строки:

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом...

Редактор, бывший старый «морской волк», посмотрел на рисунок . Потом усмехнулся и спросил: « вы бывали когда- нибудь на море или хотя бы на большом озере? Вы можете указать, куда ветер несёт ваш парусник?» Приуныл художник, задумался. Помогите ему ответить на этот вопрос. Затрудняетесь? Тогда давайте вместе выясним, как возникает ветер на море.





Учитель : У меня есть к вам ещё три вопроса:


  • Почему дрожит мышка?

  • Зачем женщины носят вуаль?

  • Почему в тропиках нет шмелей?




  1. Мышки дрожат не только от холода. Почему дрожит мышка?

( Для того, чтобы согреться. При дрожании скелетных мышц тепла выделяется не так уж и много , но биохимические реакции выделения тепла резко увеличиваются. Подрожит мышка, постучит зубками и запустит свою отопительную систему на полную мощность. Механическая энергия превращается во внутреннюю)


  1. Женщины утверждают, что вуаль греет. Они считают, что без неё лицо зябнет. Правы ли они ?

(При взгляде на лёгкую ткань вуали , нередко с довольно крупными ячейками, не очень веришь этому утверждению. Но как бы крупны не были ячейки в вуали, воздух через такую ткань проходит всё же с некоторым замедлением. Тот слой воздуха, который непосредственно прилегает к лицу и, нагревшись, служит тёплой воздушной маской. Удерживается вуалью и не так быстро сдувается ветром, как при отсутствии её. Поэтому не основания не верить женщинам, что при небольшом морозе и слабом ветре лицо во время ходьбы зябнет в вуали меньше, чем без неё.)
3. Почему в тропиках нет шмелей?

( Лохматая шубка позволяет шмелям собирать нектар и пыльцу даже в Заполярье. Под такой одёжкой тело шмеля при усиленной работе мышц нагревается до 40 ° С. И чем севернее живёт шмель, тем он крупнее и лохматее. В тропиках нет шмелей- перегреваются


. Учитель:

Здравствуй, физика теплоты! Без тепла нет жизни. Но слишком сильный холод и жара разрушает всё живое.

Все тела, даже глыбы льда излучают энергию, но слабо нагретые тела излучают мало энергии, и это излучение не воспринимается человеческим глазом.

В 18 веке многие учёные считали, что теплота- это особое вещество « теплород», невесомая « жидкость», содержащаяся в телах. Сейчас мы знаем, что это не так. Сегодня мы будем говорить о теплоте, о тепловых явлениях

Задания выявят ваши знания, эрудицию, умения.
Итак, начнём с первого задания.

2 Этап
Задание1 : заполнить маршрутные листы.
Цель: сравнение видов теплопередачи.
Группам раздаются листы , которые надо заполнить.


Теплопроводность.
Определение:
Носитель тепла:
Среда :
Пример:

конвекция.
Определение:
Носитель тепла:
Среда :
Пример:

излучение.
Определение:
Носитель тепла:
Среда :
Пример:

Ребята вывешивают свои работы на доске.

..Задание 2. « Что мы думаем по этому поводу ?»
Сейчас вам будут представлены слайды. Ваша задача их рассмотреть и высказать своё мнение по поводу того, что вы видите.

Слайд № 1






Два человека живут в разных климатических поясах, а одеты оба тепло. Почему?

Слайд № 2


. Ещё раз хочу обратить ваше внимание на теплоизлучение. Якобы, используя этот способ теплопередачи, известныё древнегреческий учёный Архимед спас город от неприятеля. Послушайте легенду об этом.


« Легенда об Архимеде»

Во время нападения римлян на Сиракузы ( это случилось около 214 г до н э ) город спас Архимед. Он сжёг римский флот солнечными лучами, отражёнными от полированных щитов. Как рассказывают, на берегу выстроилось множество солдат, которые одновременно направили 2 солнечные зайчики» от своих щитов на корабли. Так был уничтожен весь флот противника; об этом гласит легенда.



Учитель: А мог ли Архимед уничтожить флот таким способом?
Рассказ 1:

В 1973 г один греческий инженер попытался повторить то, что сделал Архимед. С помощью 70 зеркал размерами 1*1,5 м солнечные лучи были направлены на шлюпку, которая стояла в 50 м от берега. Как только все солнечные лучи сфокусировали точно на шлюпке, она почти тотчас вспыхнула и вскоре была охвачена пламенем. Видимо, Архимед и вправду мог сжечь флот.



Рассказ 2:

Позвольте нам добавить. Группа французских студентов тоже проверила эту легенду на опыте. Из сухого дерева была изготовлена миниатюрная копия старинного корабля, просмолена и загружена резаной шерстью. Тридцать студентов, взяв карманные зеркала, с расстояния 20 м навели « солнечные зайчики» на борт кораблика. Через 1,5 мин он уже пылал, подожжённый лучами света- своеобразным оружием, изобретённым Архимедом.


Задание 3. « Решение качественных задач»

Переходим к решению качественных задач, применяя все свои знания, эрудицию и находчивость.


Задачи для 1 группы:

1. Зачем кусты роз на зиму укрывают опилками ?

2. Зачем ручку у кочерги делают деревянной?

3. Загадка:



Зимой нет теплее,

Летом холоднее. ( погреб)

Задачи для 2 группы:
1. Какая земля прогревается солнечными лучами быстрее: чернозём или песчаники ?

2. Почему сосуд с жидкостью нагревают снизу ?

3. Загадка:

Два арапа- родные братья,

Ростом по колено,

Везде с нами гуляют,

От мороза защищают. ( Сапоги)

Задачи для 3 группы:

1. Зачем на зиму в домах вставляют вторые рамы ?

2. Почему алюминиевая кружка с горячим чаем обжигает губы, а фарфоровая чашка нет ?

3. Загадка:



Под окошком гармонь

Горяча как огонь. ( батарея отопления)


Задание 4. « Четыре портрета физической величины»
Мы с вами на уроках говорили о физических величинах, в частности таких как

  • количество теплоты,

  • температура,

  • удельная теплоёмкость

  • и другие.

Каждая величина имеет как бы четыре облика, 4 лица: название, обозначение, единицу измерения, смысл. Сейчас я предлагаю вам поучаствовать в конкурсе, который называется « Четыре портрета физической величины»

Перед вами таблица, надо заполнить пустые клетки.


Название величины


обозначение

Единица измерения

смысл

Количество теплоты











Удельная теплоёмкость











Плотность











Температура













Задание 5. « Заселите остров формулами»

Учитель:

Не изучишь теплоту

Напишешь формулу не ту,

А когда всё повторишь

То и задачу ты решишь!

Вам предлагается выполнить задание « Заселите остров формулами»

Ребятам надо собрать на одном острове из кусочков правильные формулы. ( Листы с макетами группам предложены)
Задание 6 « Решение задач на вычисление»
А теперь попробуем решить следующие задачи и посмотрим, что у нас получится.
Задачи для 1 группы:
1. Какое количество теплоты требуется для нагревания стальной детали массой 400 г от 15 °С

до 1215 °С ?


2. На сколько градусов нагреется серебряная ложка массой 50 г , получив 100 Дж теплоты ?


Задачи для 2 группы:
1. Какое количество теплоты выделилось при охлаждении чугунного утюга массой 3,2 кг от 80°С

до 15 °С ?


2. На сколько градусов нагреется цинковая деталь массой 40 г, если ей сообщить 760 Дж энергии ?
Задачи для 3 группы:
1. Определите удельную теплоёмкость металла массой 100 г, если при нагревании от 20 °С

до 40 °С внутренняя энергия увеличилась на 280 Дж .


2. Какое количество теплоты потребуется для нагревания бруска серебра массой 20 кг на 20 °С

?


Задание 7 « Загадки с подсказками»
Для 1 группы:
Это физическое тело, с которым вы знакомы все. Что это за тело? Подсказки:
1. С помощью этого тела можно продемонстрировать закон Паскаля и упругость газов.

2. Его можно использовать в науке: для исследования некоторых физических явлений

3. С ним дружат некоторые спортсмены

4. Оно имеет наименьшую площадь поверхности из всех геометрических фигур того же объёма.

5. По нему плакала Таня. ( мяч)
Для 2 группы:
В природе очень много веществ. Об одном из них пойдёт сейчас речь. Что это за вещество? Подсказки:
1. Из этого вещества на 65 % состоит организм взрослого человека.

2. Со всеми тремя его агрегатными состояниями мы довольно часто встречаемся.

3. Его можно использовать для уменьшения трения.

4. Его используют в системах нагрева и охлаждения.

5. Это вещество называют « соком жизни» на Земле. ( вода)

Для 3 группы:


Речь пойдёт о живом существе . Кто оно? Подсказки:
1. Чувствительность его глаз так велика, что при идеальных условиях видимости они могут увидеть ночью с вершины высокой горы свет горящей спички на расстоянии 80 км.

2. Мощность развиваемая его сердцем приблизительно 2,2 Вт

3. Его мозг за 0, 05 с распознаёт объект, изображение которого зафиксировал глаз.

4. За свою жизнь оно съедает 40 т пищи.

5. Это самое умное животное на Земле. ( Человек)

3 этап:

Афиширование работ.
Все работы ребята вывешивают и защищают их

4 этап

«Рефлексия»
Физика теплоты- огромная наука, и естественно, что сегодня мы только кратко отразили некоторые тепловые явления. Физика- удивительная наука, и надо шаг за шагом познавать её !

« Рефлексия»:Дети отмечают , какие чувства, переживания они испытали в ходе мастерской ( радостные, весёлые, грустные, добрые, умный урок, поучительный урок и др )



Все предложенное на уроке: задачи, рассказанные истории:


  • Помогли понять , что раньше не понимал;

  • Запомнятся надолго;

  • Заставили задуматься;

  • Запали в душу;

  • Вызвали сомнения;


Смотрите также:
Урок физики в 8 классе «Здравствуй, физика теплоты!»
126.67kb.
1 стр.
Урок физики в условиях дистанционного обучения в 11 а классе «Основные понятия кинематики»
63.2kb.
1 стр.
Урок физики в 8-м классе по теме Делимость электрического заряда. Строение атома Цели урока: показать, что электрический заряд можно делить на части; познакомить учащихся с электроном; познакомить учащихся с планетарной моделью атома по
35.38kb.
1 стр.
[Теплофизика и теоретическая теплотехника] по физико-математическим наукам
54.37kb.
1 стр.
Программа «Лазерная физика»
24.4kb.
1 стр.
"Мир дискретных объектов физика частиц. Модель частицы (корпускула). От физики Аристотеля до физики Ньютона."
267.12kb.
1 стр.
Уроков физики в 7 классе с применением игровых технологий из опыта учителя физики Суховой Н. В
90.2kb.
1 стр.
Урок физики в 7-м классе по теме «давление в природе и технике»
36.16kb.
1 стр.
Учебный план подготовки бакалавра физики 13 Программы учебных дисциплин 14 Программы практик 14 Фактическое ресурсное обеспечение ооп бакалавриата по направлению подготовки 011200. 62 Физика, профиль «Физика конденсированного состояния»
360.58kb.
1 стр.
Кафедра физики и медицинской информатики вопросы зачетного теста по дисциплинам «физика» и «МЕДИЦИНСКАЯ И БИОЛОГИЧЕСКАЯ физика» для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов Киров – 2011 Разде акустика
269.4kb.
1 стр.
Урок в 7 классе. «И думал о счастье…»
60.94kb.
1 стр.
Урок физики в 9 классе: «Колебания, волны, звук»
84.65kb.
1 стр.