Главная
страница 1
Центральная городская детская библиотека






Жизнь дана на добрые дела
литературная игра для младших школьников

по сказке В.П. Катаева «Цветик-семицветик»

Большой Камень, 2012
Цель

  1. Познакомить детей с творчеством писателя В.П. Катаева

  2. Воспитывать у детей чувства ответственности за свои поступки, милосердия и сострадания,

  3. Закрепить знания текста сказки «Цветик-семицветик»


Оборудование

  1. Портрет писателя Катаева В.П.

  2. Выставка книг

  3. Телевизор

  4. Компьютер

  5. Кроссворд с приготовленными листками ответов: лепесток, баранки, вороны сосульки, Витя, салки

  6. Детские кубики с наклеенными буквами – и, г, р, у, ш, к, и

  7. Медальки для награждения детей в виде «цветика-семицветика»

  8. Мультфильм «Дудочка и кувшинчик» (Союзмультфильм, 1950 г.)

  9. Компьютерная викторина «Цветик-семицветик»

  10. Видеоролик «Лети, лепесток»

  11. Видеоролик «Весенняя капель» (поздравление маме или любая песня о маме)

  12. Цветик-семицветик: сердечко на стебельке и лепестки 9 расцветок (отдельно каждый лепесток)

  13. Костюм девочки Жени, цветок и верёвочка


Ход мероприятия
Ведущий:

Ребята, у каждого из вас есть праздник, который вы все любите, он бывает только раз в году. Какой это праздник?



Дети:

День рождения.



Ведущий:

Вот такой же праздник, есть у книг и их авторов. Сегодня мы пригласили вас на праздник книги, посвященный писателю-юбиляру этого года. Взгляните на книжную выставку! Видите ли вы среди них знакомые вам книги? А кто автор этих произведений?


(Если дети затрудняются с ответом, то библиотекарь им подсказывает, обращая внимание на портрет писателя)
Ведущий:

Валентин Петрович Катаев родился 28 января 1897 года, в городе Одессе у Чёрного моря в семье учителей. Он принимал активное участие в Октябрьской революции и гражданской войне. Многие его книги связаны с этими событиями, а также с Одессой и морем. Валентин Петрович написал много произведений для взрослых, с некоторыми из них вы познакомитесь в старших классах. Валентин Петрович -прекрасный детский писатель, написавший немало книг для детей. Об одной из них мы сегодня с вами и побеседуем. Это произведение называется «Цветик-семицветик». Книга написана в далёком 1940 году. А читали эту книгу несколько поколений детей и, конечно же, полюбили ее. Она, наверное, нравилась вашим бабушкам и дедушкам, родителям и старшим братьям и сестрам. Я предлагаю вам сейчас посмотреть отрывки из мультфильма, созданного по этой замечательной сказке



Демонстрируется видеоролик «Лети, лепесток» (песня на фоне кадров мультфильма)
Ведущий

(После просмотра видеоролика)

Понравилась вам эта песня-фильм? А вы читали эту сказку?



Дети:

Да

Ведущий:

Замечательно. А как вы думаете, почему книга называется «Цветик -семицветик»?

Дети:

Волшебный цветок состоит из семи лепестков разного цвета.



Ведущий:

Ребята, как вы думаете эта книга - рассказ или сказка?



Дети:

Сказка.


Ведущий:

Почему?
Дети говорят о фее, о волшебном цветке и о волшебных событиях.


Ведущий:

Ребята, я предлагаю вам немного поиграем по этой сказке. Я буду задавать вам вопросы, а вы на них отвечать. В ходе игры мы с вами разгадаем кроссворд «Цветик-семицветик». В конце мероприятия те ребята, которые были самыми активными, получат медали. Итак, начинаем:


Какая часть цветика-семицветика является волшебной?
Дети:

Лепесток
(Ведущий прикрепляет слово «лепесток» к кроссворду)


Ведущий:

Ребята, взгляните, перед вами 9 разноцветных лепестков, нужно выбрать из них 7 лепестков, которые составили бы цветик-семицветик.


(Лепестки: жёлтый, красный, зеленый, синий, оранжевый, фиолетовый, голубой)
Дети вместе с библиотекарем составляют цветик-семицветик
Ведущий:

Вот вместе с этим волшебным цветком мы с вами сегодня и будем путешествовать по страницам сказки. Мы будем отрывать по лепестку и вспоминать, какие желания главной героини сказки исполнил каждый из них


(Слышится тихий плач, в зал входит девочка Женя, в руке у неё верёвочка без баранок, она плачет)
Женя:

Что же мне делать? Как я попаду домой?


Ведущий:

Девочка, как тебя зовут? Откуда ты?


Женя:

Женя. Я из сказки «Цветик-семицветик».


Ведущий:

Ребята, а почему Женя плачет?



Дети:

Собака съела баранки.


(Ведущий прикрепляет к кроссворду слово «баранки»)
Ведущий:

А почему собака съела баранки?



Дети:

Женя считала ворон


(Ведущий прикрепляет к кроссворду слово «вороны»)
Женя:

Да, ребята, вы правы. Мама дала мне деньги. Я купила на них баранки, а собака их съела, пока я считала ворон. Бежала я, бежала, а собаку так и не догнала, только сама заблудилась.



Ведущий:

Успокойся. Я помогу тебе. Денег у меня нет и баранок тоже нет, но у меня есть волшебный цветок, он тебе поможет.



(Подаёт девочке цветок и что-то шепчет ей на ухо).

Женя радостно:

Спасибо тебе, добрая волшебница!


Уходит.
Ведущий:

Ребята! Я не волшебница, но я сказала девочке по секрету волшебные слова из сказки Валентина Петровича Катаева «Цветик - семицветик». А вы догадались, какие волшебные слова я сказала Жене?


Дети хором читают волшебное заклинание:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли –

Быть по - моему вели.
Ведущий:

А как эти слова помогали девочке?



Дети:

Когда девочка загадывала желание, она произносила волшебное заклинание, и цветок исполнял её желание.



Ведущий:

Вспомните, какое было первое желание Жени?


Дети:

Очутиться дома с баранками.


Ведущий:

Лепесток, какого цвета помог исполнить это желание?



Дети:

Желтый
(Ведущий отрывает лепесток)


Ведущий:

Сколько баранок купила Женя?



Дети:

Семь


Ведущий:

А кому и какие?


(После ответа ребят, ведущий зачитывает отрывок из книги, в которой говорится о баранках).
Демонстрируется видеоролик - поздравление маме
Ведущий:

Вы сейчас прослушали песню о маме. Как вы думаете, почему я включила вам эту песню?



Дети:

В сказке рассказывается о маме Жени.



Ведущий:

Как цветик-семицветик связан с Жениной мамой?



Дети:

Женя разбила мамину любимую вазу



Ведущий:

Какой лепесток помог Жене?



Дети:

Красный
(Ведущий отрывает красный лепесток)


Ведущий:

А сейчас отгадайте мою загадку:

Наш серебряный кинжал

Недолго дома полежал.

Мы поднять его хотели,

А он к порогу побежал!

или

Она растёт вниз головой.



Растёт не летом, а зимой!

(сосулька)
Ведущий:

Почему я вам загадала загадку о сосульке, ведь действие сказки происходит в летнее время?



Дети:

Потому что девочка попала на Северный полюс, очень сильно замёрзла, и на носу у неё повисла сосулька.



(Ведущий прикрепляет к кроссворду слово «сосульки»)
Ведущий:

Ребята, вспомните, какой лепесток помог Жене попасть на Северный полюс?



Дети:

Синий
(Ведущий отрывает лепесток)


Ведущий:

Кого повстречала девочка на Северном полюсе?


Дети:

Медведей


Ведущий:

А какие медведи сильно напугали Женю?



Дети:

Женю напугали семь медведей: первый - нервный, второй - злой, третий - в берете, четвёртый - потёртый, пятый - помятый, шестой - рябой, седьмой - самый большой.



(Если дети будут путаться в ответах, то зачитать отрывок из книги)
Ведущий:

Какой лепесток спас Женю от холода и медведей, т.е. вернул домой?



Дети:

Зелёный
Ведущий отрывает зелёный лепесток


Ведущий:

А следующее задание у нас связано вот с этими цветными кубиками. На каждом кубике буква. Нужно из букв составить слово, которое определит следующее желание Жени.


Дети складывают слово «игрушки»
Ведущий:

Какие игрушки прибежали к Жене?



Дети:

Куклы, мячики, самолёты, шарики, пушки, танки, парашютисты, дирижабли и т.д.



Ведущий:

А какой лепесток исполнил её желание?



Дети:

Оранжевый


(Ведущий отрывает оранжевый лепесток)
Ведущий:

Какой лепесток помог Жене избавиться от игрушек?


Дети:

Фиолетовый


(Ведущий отрывает фиолетовый лепесток)
Ведущий:

Ребята, посмотрите, остался один единственный лепесток - голубой! На что потратила его Женя?



Дети:

На выздоровление мальчика



Ведущий:

А чем был болен мальчик?


(Дети отвечают, что у мальчика не ходили ноги)
Ведущий:

А как звали мальчика, которому помогла Женя?



Дети:

Витя
(Ведущий прикрепляет к кроссворду слово «Витя»)


Ведущий:

В какую игру Женя предложила поиграть Вите?


Дети:

В салки
(Ведущий прикрепляет к кроссворду слово «салки», поясняет, что означает слово «салки»)


Ведущий:

А мы давайте тоже сейчас с вами поиграем, только это будет не бег, а интеллектуальная игра. Мы с вами будем отвечать на вопросы викторины по сказке «Цветик-семицветик»


(Демонстрируется компьютерная викторина)
Ведущий:

Ребята, посмотрите, наш кроссворд отгадан. Прочитайте, какое получилось слово. (Павлик) А есть ли такой герой в сказке? Кто он?


Дети:

Это Павлик - младший брат Жени.


Ведущий:

Итак, девочка потратила все 7 лепестков цветика-семицветика, загадав 7 желаний. Ребята, по вашему мнению, какое желание было самым важным, самым правильным?



Дети:

Седьмое желание было самым правильным, т.к. последний лепесток был потрачен на то, чтобы помочь в беде другому человеку.



Ведущий:

Скажите ребята, разве обязательно иметь волшебный цветок, чтобы помогать людям и просто делать добрые дела?



Дети:

Достаточно иметь доброе сердце, чтобы делать добрые дела, чтобы приходить на помощь другим в трудную минуту. И не ждать, когда об этом тебя попросят.



Ведущий:

Ребята, а если бы у вас был цветик-семицветик, какое самое заветное желание вы попросили бы его исполнить?


(Ответы детей)
Ведущий:

Ребята, все вы, конечно, понимаете, что волшебных цветов на свете не бывает. А для того, чтобы исполнялись наши с вами заветные желания, надо чаще о них вспоминать и самим добиваться, чтобы их осуществить, чтобы не зря прожить свою жизнь. Валентин Петрович Катаев был очень добрым человеком, любил людей, и не даром по его сказке был снят мультфильм «Цветик-семицветик», чтобы дети учились делать добрые дела.



\

Ведущий:

Сказка «Цветик-семицветик» - не единственная, которую Валентин Петрович Катаев придумал для ребят. В нашей библиотеке вы можете почитать другие его сказки - «Жемчужина», «Пень», «Голубок», «Дудочка и кувшинчик». Я думаю что, они вам всем понравятся. А закончить нашу встречу я предлагаю просмотром ещё одного замечательного мультфильма, созданного также по сказке Валентина Петровича Катаева. Он называется «Дудочка и кувшинчик». Давайте его сейчас посмотрим.


Демонстрация мультфильма
Подведение итогов и награждение «медалькой-цветком» самых активных читателей

Используемая литература:


  1. Модылевская Г.И. Нестандартные формы работы с детской книгой // Начальная школа. – 1995. - № 3. – С. 33-35

  2. Щедрова Е.В. Лети, лети, лепесток! : видеоролик по мультфильму «Цветик-семицветик» и песне «Лети, лепесток», в исполнении детской эстрадной студии «Дельфин» // www.viki.rdf.ru


Смотрите также:
Центральная городская детская библиотека Жизнь дана на добрые дела литературная игра для младших школьников по сказке В. П. Катаева «Цветик-семицветик» Большой Камень, 2012
103.33kb.
1 стр.
Урок чтения в 3 классе по сказке В. П. Катаева «Цветик-семицветик» (урок-беседа) Учитель : Маликова Е. И. 2007 Цель
39.37kb.
1 стр.
Методико-библиографическое пособие в помощь библиотекарю и учителю литературы г. Большой Камень 2006 78. 5
115.59kb.
1 стр.
Урок- конференция по творчеству В. Катаева и его книге «Цветик семицветик»
43.24kb.
1 стр.
Спешите делать добро. Литературный час по творчеству В. Катаева
34.69kb.
1 стр.
Положение о платных услугах в мбук «Центральная городская библиотека»
144.01kb.
1 стр.
Центральная городская детская библиотека им. А. С. Пушкина отдел библиотечных инноваций
84.67kb.
1 стр.
Волгоградское муниципальное учреждение культуры «Централизованная система городских библиотек» Центральная городская библиотека
205.07kb.
1 стр.
Волгоградское муниципальное учреждение культуры «Централизованная система городских библиотек» Центральная городская библиотека
278.98kb.
1 стр.
Виртуальный музей как востребованный формат библиотечной услуги в модельной библиотеке Марина Викторовна Малахова, заведующая методико-библиографическим отделом мкук «Корочанская центральная районная библиотека имени Н
98.98kb.
1 стр.
Волгоградское муниципальное учреждение культуры «Централизованная система городских библиотек» Центральная городская библиотека
295.31kb.
1 стр.
1. Чьё имя носит Центральная детская библиотека и в каком году оно было присвоено?
12.28kb.
1 стр.