Главная
страница 1
HIGHER EDUCATION IN INFORMATION EPOCH: CHALLENGES OF GLOBALIZATION

Vladimir Gritsenko

International Research and Training Centre for information Technologies and Systems

Higher education current tendencies, changes and its reasons are considered. Higher education improvement ways are adduced, taking into account globalization. The report is prepared based on UNESCO World Conference on Higher Education «The New Dynamics of Higher Education and Research for Social Change and Development» (Paris, 5–8 July 2009).
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ИНФОРМАЦИОННУЮ ЭПОХУ: ВЫЗОВЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Гриценко В.И.

Международный научно-учебный центр информационных технологий и систем

Рассмотрены современные тенденции и изменения в системе высшего образования и их причины. Приведены пути усовершенствования высшего образования с учетом глобализации. Доклад подготовлен по материалам Всемирной конференции ЮНЕСКО по высшему образованию «Новая динамика высшего образования и исследований, вследствие социальных изменений и развития» (Париж, 5–8 июля 2009 г.).
Введение

С начала третьего тысячелетия в мире произошли радикальные изменения. Среди вызовов ХХI века терроризм, войны, климатические изменения, спровоцированные эпидемии и пандемии. Ключевая реальность ХХI века - глобализация экономики и, как следствие ее, мировой кризис. Ответ на масштабные, исключительно сложные проблемы и вызовы ХХI века может дать обновленное высшее образование. Каким оно должно быть, какова платформа его развития в ответ на глобальные проблемы, какие социальные обязательства и социальная ответственность высшего образования? Эти и другие проблемы явились главными для Второй Всемирной конференции по высшему образованию «Новая динамика высшего образования и исследований, вследствие социальных изменений и развития» (ВКВО-2009), которая проходила в Париже в Штаб-квартире ЮНЕСКО с 5 по 8 июля 2009 года



Тенденции и изменения в высшем образовании

За последние 50 лет в высшем образовании произошла академическая революция. От отдельных исследовательских университетов, организованных в ХIХ веке, пройден путь, когда в странах мирового сообщества сформировались и функционируют отрасли по производству и обучению знаниям. Что касается академических преобразований конца ХХ века и начала ХХI века, то они отличаются масштабностью, глобальностью и широким охватом населения, организаций и учреждений.

В начале ХXI века высшее образование приобрело характер конкурентного бизнеса. Это повлекло за собой дополнительные проблемы, связанные с поступлением в ведущие институты, конкуренцию университетов за статус и рейтинг и, естественно, за финансирование из государственных и приватных источников. Следует отметить, что включение механизмов рыночной экономики в образование в совокупности усложнило выполнение его основных задач.

Кратко рассмотрим влияние происходящих мировых изменений на важнейшие составляющие образования. К числу основных изменений относятся: глобализация и интернационализация образования.



Глобализация – реальность, которая формируется в результате все большей интеграции мировой экономики, появления новых информационных и коммуникационных технологий, создания международной сети знаний, повышения роли английского языка и воздействия других факторов неподконтрольных академическим учреждениям.

Интернационализация - разнообразие политических решений и программ, осуществляемых правительствами и университетами для реагирования на глобализацию. Основными из них являются: направление на учебу обучаемых в другие страны, создание филиалов зарубежных кампусов, межуниверситетское партнерство и др.

Массовый спрос на высшее образование. Это явление связано с переходом к постиндустриальной экономике, ростом индустрии услуг, развитием информационного общества и экономики знаний. Средний мировой показатель охвата высшим образованием – 25%.

США - первая страна, которая обеспечила массовость высшего образования – около 40% (шестидесятые годы прошлого столетия). В Западной Европе и Японии быстрый рост отмечался в 1980 году, за ними следовали развитые страны Восточной Азии и страны Латинской Америки. Быстрый рост происходит в Китае (23% охвата населения высшим образованием) и Индии.



Неравенство в части доступа к образованию. Проведенные ЮНЕСКО сравнительные исследования по ряду стран показывают, что привилегированные классы сохраняют свои преимущества в части доступа к высшему образованию почти во всех странах. Основу неравенства в образовании составляет социальное неравенство. Страны мирового сообщества принимают меры по расширению доступа к образованию. Следует отметить: Мексику (инвестиция дополнительных образовательных услуг в районах с неблагоприятным положением); Гана, Кения, Уганда, Танзания (сокращение отсева женщин при приеме в Вузы), Индия (резервирование мест в университетах для социально обездоленных и неимущих); Бразилия (резервирование мест для инвалидов и учащихся строго бразильского происхождения).

Мобильность учащихся. Она проявляется в получении образования за рубежом. В целом она растет. Ее основная направленность Юг – Север. Два выраженных потока: по Азии в академические системы Северной Америки, Западной Европы и Австралии; другой выраженный поток проявляется в Европейском союзе, где инициируются различные программы, направленные на поощрение мобильности учащихся.

Преподавание. Учебные программы. Проявляемые тенденции – преподавать меньше базовых дисциплин и предлагать больше профессиональных программ для широкого круга учащихся. Проблемы учебных программ и целей высшего образования особенно важны для развивающихся регионов, где необходимы, как подготовленные профессионально-технические специалисты, так и сильные руководители, обладающие широкими знаниями и способностями. Крайне важная проблема достижения соответствия учебных программ приоритетным проблемам, которые решаются странами на различных этапах своего развития.

Качество. Обеспечение качества в высшем образовании стало одним из первостепенных вопросов для многих стран.

Современный выпускник должен обладать новыми навыками, базой знаний, соответствующей мировым стандартам, рядом профессиональных качеств для жизни и активной деятельности в чрезвычайно сложном, высокодинамичном и взаимозависимом мире. Одна из первоочередных задач в этой части – необходимость международного признания стандартов. На современном этапе это приобретает особую важность и актуальность в связи с быстрым ростом, как традиционных институтов, так и провайдеров. Системы гарантирования качества – это важнейшая часть образования. Она может быть достигнута комплексными усилиями на национальном, региональном и международном уровнях.



Финансирование высшего образования. Массовый спрос на высшее образование и быстрый рост стоимости образования создают сложные и часто не решаемые проблемы в образовательных системах, которые традиционно обеспечивают доступ к бесплатному или в значительной мере субсидируемому высшему образованию. Неустойчивость такой модели финансирования заставляет изменять «социальный договор» между высшим образованием и обществом в целом. Ответственность за оплату обучения и другие расходы все чаще возлагаются на родителей или учащихся. Плата за обучение проявляется даже в Европе, которая давно являлась проводником бесплатного высшего образования.

Высшее образование рассматривалось, как общественное благо (достояние), вносящее свой вклад в жизнь общества путем подготовки образованных граждан. В последние десятилетия высшее образование все чаще рассматривается как «товар индивидуального потребления», приносящий выгоду отдельным лицам. Это приводит к тому, что академические институты и их учащиеся должны оплачивать значительную часть расходов для получения образования. Эти обстоятельства вызывают острые дискуссии по этим проблемам, так как возмещение растущих расходов на обучение расширяют виды деятельности университетов, которые являются отступлением от выполнения их традиционной социальной роли и услуг, имеющих важнейшее значение для современного общества.

Развитие частного высшего образования порождает режимы строгой экономии и как следствие: это проявляется в переполненных лекционных залах, использовании устаревших образовательных фондов, непостоянством профессорско-преподавательского состава, оттоком кадров и рядом других негативных процессов. Это становится серьезной проблемой не только для отдельных стран Африки, но и всех развивающихся стран и стран с переходной экономикой.

В целом частный сектор обслуживает массовую клиентуру, хотя существуют и такие частные университеты, где производится очень тщательный отбор учащихся. Для частного сектора – проблема престижности и качества обучения остается одной из главных.

Необходимо отметить, что в условиях дефицита ресурсов становится заметной тенденция приватизации государственных университетов, в которых отрабатываются различные модели получения доходов.

Преподавательский состав. Прежде всего, наблюдается острый дефицит преподавателей. Миграция кадров высокая. Исследования уровней заработной платы преподавателей показывают, что ее уровень лишь немного выше среднего по стране.

Академический рынок труда носит глобальный характер и многие тысячи преподавателей уезжают за границу для работы во всех ступенях образования существенно развивая картину «утечки мозгов». Отметим еще одно обстоятельство. Профессорский состав в академических учреждениях теряет свою автономию, важные полномочия смещаются от преподавателей в сторону управленцев и чиновников, что, безусловно, связано с понижением уровня академизма университетов. Для многих стран серьезной проблемой является недостаточный профессионализм университетов.



Современный университет решает три основные задачи: преподавание, проведение исследований и оказание услуг обществу. Эти задачи по отношению друг к другу находятся в постоянном напряжении. Выбор приоритетов зависит от многих факторов и представляет достаточно сложную задачу.

Исследовательские университеты находятся на вершине академической системы. Это наиболее дорогостоящие структуры, они обладают современной материальной технической базой, проводят исследования в приоритетных областях: ИКТ, науки о жизни, биотехнологии, науки об информации. Эти структуры поддерживаются правительством. Выполнение конкретных проектов резко повысило их рейтинг, авторитет и престижность. Из важных организационных изменений университетов следует выделить:

  • установление устойчивых трехсторонних связей между университетами, промышленностью и правительством;

  • дифференциацию структур: только ведущих исследования или преподавание, или выполняющих совмещенные функции.

Становление общества знаний, экономика знаний обуславливают необходимость постоянного обновления знаний для всех слоев населения. Образование должно быть непрерывным. При этом оно перестает быть лишь одним из аспектов образования и переподготовки. Оно становится основополагающим принципом образовательной системы и участия в ней человека на протяжении всей жизни.

Демографический фактор является движущей силой развития системы образования и во многом предопределяет содержание проводимых реформ и динамику их развития. Приведем основные демографические тенденции, которые исследованы и выработаны международной организацией Экономического сотрудничества и развития (2008г.):

  • сокращение студентов будет наблюдаться только в отдельных странах;

  • будет происходить дальнейшее расширение социальной базы образования, хотя пока трудно предопределить как это скажется на неравенстве образовательных возможностей различных социальных групп. Подходы и стратегии в части доступа к образованию, их осознание обездоленными группами изменится и займет видное место в национальны программах, реформах и референдумах;

  • будет изменяться контингент учащихся, он будет приобретать неоднородный характер. Произойдет увеличение числа международных студентов, студентов более старшего возраста, студентов, обучающихся неполный рабочий день и др. В большинстве развитых стран большинство студентов будут составлять женщины, охват которых высшим образованием существенно возрастет;

  • структура преподавательского состава по-прежнему будет определяться национальными условиями. Заметно возрастет международная ориентация и мобильность преподавательского состава. Виды деятельности преподавательской профессии будут более выраженными и специализированными. Для многих развивающихся стран будет расти потребность в преподавателях для высших учебных заведений. В результате, заметных изменений уровня их квалификации наблюдаться не будет, что потребует привлечения сотрудников, работающих неполный рабочий день.

Мировой кризис. Проявление кризиса в различных формах будет наблюдаться во всех странах мирового сообщества:

  • исследовательские сектора столкнуться со значительными финансовыми проблемами;

  • будут замедлены темпы развития материально-технической базы университетов;

  • сокращение расходов коснется заработной платы преподавательского состава, что в конечном итоге скажется на качестве образования.

Направления усовершенствования высшего образования

Образование и инновации это капитал ХХI века. Это уже осознало мировое сообщество. Какие практические пути реализации этого тезиса?


Основными тенденциями, оказывающими непосредственное влияние на высшее образование, являются: глобализация; знания как движущая сила развития; ИКТ и их роль в зарождающемся обществе знаний; развитие отношений между высшим образованием, государством, рынком и обществом в целом; постоянные социально-политические перемены, для которых характерны как прогресс, достигнутый в деле обеспечения демократического, основанного на правах человека управления, более справедливого общества, так и сохранение вопиющего неравенства, нищеты, отсутствие безопасности, стабильности, а так же изменения в мировых демографических тенденциях.

Изначальная суть общей концепции усовершенствования высшего образования это образовательные системы, которые поощряют равенство и интеграцию, качество обучения, гибкость и новаторство базируются на убеждении, что образование является правом, основой и предпосылкой устойчивого развития и что оно должно происходить в течение всей жизни. Выбор типа образования означает выбор типа общества. Если система образования характеризуется неравенством и дискриминацией, такое общество не будет устойчивым.

Новые тенденции, в частности: потребность нововведений, расширение области деятельности, создание сети учебных заведений, непрерывное обучение, использование ИКТ, социальная ответственность, изменение роли правительства основательно трансформирует перспективу высшего образования.

Экономический кризис выдвинул на первый план приверженность общества к образованию, что подтверждается решением некоторых ведущих экономических держав вкладывать значительные инвестиции в образование для обеспечения экономического подъема и роста. Одновременно с этим, учебные заведения должны гарантировать большую социальную ответственность. Образование на современном этапе рассматривается не только как совокупность возможностей обучать, но и совокупность средств как выбраться из нищеты и стать на путь мира и устойчивого развития.

Для развития регионального образования необходимо не только разработать новые региональные инструментарии (например, для обеспечения качества и признания), но и учитывать национальные ценности и культуру. Частью таких работ, является уделение особого внимания решению проблем глобализации, с которыми сталкиваются малые государства.

Равенство относится не только к открытости системы высшего образования с точки зрения доступа, которая была в центре внимания до сих пор, но и в плане успеха, который подчеркивает ключевую ответственность высших учебных заведений за стремление своих студентов закончить вуз и интегрироваться в общество. Высокие проценты доступа остаются непродуктивными, если они сочетаются с высоким уровнем отсева. Это требует более эффективных процессов обучения, направленных на достижение социальной значимости, которые требуют во многих случаях глубоких учебных программ, методических инноваций и адекватных механизмов гарантии качества. Система качества должна способствовать улучшению процесса обучения с учетом различных категорий обучаемых и включать, наряду с традиционными учебными программами, программы, не имеющие границ, для частного и непрерывного образования.

Связь между обучением, исследованиями и инновационной деятельностью в рамках систем высшего образования является основой к их устойчивости и их способности отвечать на социальные потребности в обществе знаний и в рамках развития глобальной экономики. Проблема состоит в том, чтобы определить наиболее подходящий уровень концентрации человеческих и финансовых ресурсов для формирования полюсов передового опыта для вузов с различной степенью интенсивности научных исследований и различными видами исследований, а также соответствия научно-инновационной деятельности конкретным потребностям стран и регионов. Возникает вопрос об «элитных университетах» и важности существования различных типов и уровней вузов (политехнические институты, колледжи, курсы повышения квалификации), а также путях, позволяющих обучаемым выбрать «маршрут» среди этого разнообразия, который наилучшим образом соответствует им с точки зрения достижения цели.

Кратко остановимся на содержании заключительного Коммюнике ВКВО-2009.

Высшее образование как общественное благо и стратегический императив для всех уровней образования, и основа для проведения исследований, инноваций и творчества, должно быть предметом ответственности и экономической поддержки со стороны всех органов власти. Как подчеркивается во Всеобщей декларации прав человека, высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого. Высшее образование должно не только давать твердые навыки для нынешнего и будущего мира, но также должно вносить вклад в этическое воспитание граждан, активно участвующих в строительстве мира, защите прав человека и ценностей демократии.

За последние десять лет значительные усилия были предприняты для улучшения доступа к образованию и обеспечения равенства. Однако, самого по себе доступа к образованию, недостаточно. Расширение доступа к высшему образованию должно преследовать также достижение целей равенства, значимости и качества одновременно.

Общество знаний требует разнообразия в системах высшего образования, включающее ранжирование образовательных учреждений, имеющих различные мандаты и работающих с различными типами обучаемых. Помимо государственных учреждений, важную роль играет частное высшее образование, поддерживающее реализацию государственных целей. Общество знаний требует растущей дифференциации функций в рамках системы высшего образования и учреждений, с полюсами и сетями научно-исследовательского опыта, инновациями в области обучения, и новыми подходами к общественной работе. Политика и инвестиции должны поддерживать широкое многообразие высшего образования и научных исследований – включая, но не ограничиваясь университетами – и должны реагировать на быстро меняющиеся потребности новых и различных обучаемых.

Высшее образование должно увеличить масштабы подготовки педагогов, как основной профессии, так и повышение квалификации, по учебным программам, предназначенным для обучения людей знаниям и навыкам, необходимым в двадцать первом веке. Это требует новых подходов, в том числе открытого и дистанционного обучения (ОДО), непрерывного образования и ИКТ. Достижению целей ОДВ также способствует подготовка персонала, планирующего вопросы в области образования, и проведение исследований в целях совершенствования педагогических подходов. Высшие учебные заведения должны вкладывать средства в обучение профессорско-преподавательского состава и сотрудников, чтобы развивать учебно-методические системы за счет новых возможностей (ИКТ, ДО). Обучение, предлагаемое высшими учебными заведениями, должно как отвечать, так и предвосхищать потребности общества: содействовать проведению исследований в области создания и использования новых технологий, обеспечению технической и профессиональной подготовки, обучению предпринимательству и реализовывать программы для непрерывного обучения.

ДО и ИКТ открывают возможности для расширения доступа к качественному образованию, особенно когда открытые образовательные ресурсы совместно используются многими странами и высшими учебными заведениями (трансграничное образование).

Расширение доступа к образованию создает проблемы с качеством высшего образования. Обеспечение качества является одной из важнейших функций современного высшего образования, и это должно волновать все заинтересованные стороны. Это требует создания специальных систем обеспечения, моделей оценки и соответствующей культуры его достижения. Должны быть созданы необходимые механизмы регулирования и контроля. При этом, критерии должны отражать общие задачи в области высшего образования, особенно стремление развивать у студентов критическое и самостоятельное мышления и дать возможность обучения на протяжении всей жизни. Они должны стимулировать инновации и разнообразие. Обеспечение качества в сфере высшего образования требует признания важности привлечения и удержания квалифицированных, талантливых и преданных делу преподавания и научной деятельности сотрудников.

Вузы во всем мире несут социальную ответственность, за то, чтобы помочь преодолеть разрыв в области развития путем увеличения передачи знаний через границы, особенно в развивающиеся страны. Важно проводить работу над поиском общих решений для того, чтобы стимулировать циркуляцию мозгов и смягчить негативные последствия «утечки мозгов». Сети международных университетов и партнерские отношения являются частью этого решения, и способствуют укреплению взаимопонимания и развитию культуры мира.

Трансграничное высшее образование является важным моментом при условии, что предлагается качественное образование, поддерживаются академические ценности, уважаются основные принципы диалога и сотрудничества, права человека, многообразие и национальный суверенитет, существует взаимное признание. При реализации трансграничного образования необходимо препятствовать деятельности так называемых «низкосортных провайдеров высшего образования». Фиктивные провайдеры представляют собой серьезную проблему, решение которой требует многосторонних усилий на национальном и международном уровнях.

Для глобализации высшего образования в интересах всех, важно обеспечить равенство доступа и успеха, повысить качество образования и уважать культурное разнообразие, а также национальный суверенитет. Глобализация выдвигает на первый план необходимость создания национальной аккредитации и систем контроля качества наряду с развитием деловых контактов между ними.

Новые тенденции преобразуют перспективу высшего образования и научных исследований. Они требуют партнерства и согласованных действий на национальном, региональном и международном уровнях в целях обеспечения качества и устойчивости систем высшего образования во всем мире – особенно в Африке к югу от Сахары, малых островных развивающихся государств и других наименее развитых стран. Сюда должно входить также сотрудничество Юг-Юг и Север-Юг-Юг. Усиление регионального сотрудничества желательно в таких областях, как признание квалификаций, обеспечение качества, управление, научные исследования и инновации.

Учитывая необходимость увеличения финансирования научных исследований и разработок во многих странах, образовательные учреждения должны искать новые пути расширения научных исследований и инноваций на основе многостороннего партнерства государственного и частного секторов, включая малые и средние предприятия. Становится все труднее поддерживать здоровый баланс между фундаментальными и прикладными исследованиями в связи с высоким уровнем инвестиций, необходимых для фундаментальных исследований, а также вопросами увязки глобальных знаний с местными проблемами. Системы исследований должны быть организованы более гибко, чтобы активизировать научный и междисциплинарный подход в исследованиях на службу обществу. Высшие учебные заведения должны искать области научных исследований и обучения, которые могут решать вопросы, связанные с благосостоянием населения и создавать прочную основу для развития науки и технологии, соответствующей данной местности. Системы знаний коренных народов могут расширить наше понимание возникающих проблем. Высшее образование должно создать взаимовыгодные партнерские отношения с общинами и гражданским обществом в целях содействия обмену и передаче соответствующих знаний.

Для качества и целостности системы высшего образования очень важно, чтобы профессорско-преподавательский состав имел возможности для проведения научных исследований и повышения квалификации. Педагогическая свобода является одной из фундаментальных ценностей, которая должна быть защищена в сегодняшней меняющейся и нестабильной глобальной окружающей обстановке. В условиях все более скудных ресурсов, заинтересованным сторонам предлагается изучить и усилить использование электронных библиотечных ресурсов и инструментов для поддержки преподавания, обучения и научных исследований.



Выводы

Высшее образование переживает академическую революцию. Основными движущими силами, которые трансформируют этот сектор, являются: увеличение спроса; диверсификация провайдеров высшего образования; влияние информационно-коммуникационных технологий; глобализация, влияющая на преподавание, обучение, науку, научные исследования, процессы взаимодействия и передачи информации. Активизация названных движущих сил открывает перед высшим образованием новые возможности и проблемы, требующие первоочередного решения.

Принятое на ВКВО-2009 Коммюнике по сути является современной платформой в выработке политики и стратегических программ действий в области высшего образования для преодоления кризиса, устойчивого развития, глобализации, эффективного использования нового капитала XX1 века – образование и инновации.

Информационно-коммуникационные технологии – ключ к решению основополагающих проблем высшего образования и научных исследований. Важно это развить в национальных, государственных, региональных и отраслевых научно-технических и социально-экономических программах.



Важно информировать Политическое и Государственное руководство страны об основных решениях ВКВО-2009, и призыве к Правительствам выделять достаточное количество средств для высшего образования и научных исследований.



Смотрите также:
Рассмотрены современные тенденции и изменения в системе высшего образования и их причины. Приведены пути усовершенствования высшего образования с учетом глобализации
169.58kb.
1 стр.
Интенсивные технологии обучения русскому языку в системе высшего образования (на примере нефилологических специальностей вузов Республики Таджикистан) 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
464.78kb.
2 стр.
Экспериментальная учебная программа интегрированного модуля для учреждений высшего образования
279.92kb.
1 стр.
Профессиональная ориентация в системе общего среднего образования Германии: современное состояние и тенденции развития 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
435.78kb.
2 стр.
Руководство по обеспечению Качества в Европейской Зоне Высшего Образования, который был поддержан eua, eurashe и esib и одобрен европейскими министрами образования на саммите в Бергене
436.76kb.
3 стр.
Обеспечение качества высшего образования в республике таджикистан душанбе-2011
707.17kb.
4 стр.
Институциональные конфликты в сфере высшего образования
284kb.
1 стр.
Интернационализация высшего образования на приграничных территориях
186.52kb.
1 стр.
Декларация о Европейском пространстве высшего образования
48.79kb.
1 стр.
Интеграция университетского экономического образования в Болонский процесс через внедрение системы обеспечения качества. Опыт и перспективы регионального вуза
127.34kb.
1 стр.
Отчет о состоянии реформ в системе высшего образования и о состоянии гендерного образования
599.13kb.
6 стр.
Отчет о реформах в системе высшего образования и состоянии гендерного образования в республике таджикистан
682.46kb.
4 стр.