Главная
страница 1страница 2 ... страница 6страница 7


СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка

2. Анализ соревновательной деятельности фехтовальщиков на саблях

3. Организационно-методические рекомендации по подготовке юных

фехтовальщиков на саблях

4. Программа обучения по возрастным этапам тренировки.

5. Психологическая подготовка

6. Медико-биологический контроль

7. Инструкторская и судейская практика

8. Воспитательная работа

9. Приложение

10. Список рекомендуемой литературы

Данная программа содержит теоретический и практический материал для организации работы отделения фехтования краевой детско-юношеской спортивной школы. Разработка настоящей программы вызвана необходимостью совершенствования учебно-тренировочного процесса в связи с изменением в основном составе боевых действий и возрастанием требований к подготовке занимающихся фехтование детям и подросткам.

Программа адаптирована и разработана на основе «Примерной программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва по фехтованию» Государственного комитета РФ по физической культуре и спорту.

Программа предназначена тренерам-преподавателям ДЮСШ, СДЮСШОР, педагогам дополнительного образования, а также студентам, получающим образование в данной области



Отличительными особенностями данной программы является анализ учебно-тренировочной и соревновательной деятельности фехтовальщиков на саблях, акцент на организацию воспитательной работы, создание ситуации успеха, использования личностно-развивающих воспитательных технологий в процессе работы с детьми, а также на психологическую и восстановительную подготовку фехтовальщиков.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Проблема личности занимает одно из первых мест среди проблем, которые всегда привлекали внимание ученых. В настоящее время актуальной является задача воспитания духовно богатой, творческой, активной гармонично развитой личности. Огромное значение для формирования гармонически развитой личности имеет физическая культура, выработка устойчивой мотивации на здоровье и формирование практических навыков ведения здорового образа жизни. Физическая культура как неотъемлемая часть общей и профессиональной культуры должна быть важнейшей составляющей частью решения проблемы преобразования самого человека, его отношения ко многим явлениям общественной жизни, подготовке здоровой молодежи к труду. В настоящее время большое значение приобретает индивидуально-личностное и физическое развитие личности, которое реализуется на основе личностно-развивающих воспитательно-образовательных технологий.

Цель фехтования - гармоническое развитие занимающихся, всестороннее совершенствование их двигательных способностей, совершенствование психических познавательных процессов, укрепление здоровья, обеспечение творческого долголетия. В процессе занятий формируются жизненно важные двигательные навыки и умения, приобретаются специальные знания, воспитываются моральные и волевые качества. Фехтование - ациклический, сложно координационный вид спортивных единоборств. Процесс подготовки в фехтования - это, прежде всего, процесс технико-тактического совершенствования спортсмена, который начинается с юных лет и продолжается до конца его спортивной карьеры.

Разработка настоящей программы вызвана необходимостью совершенствования учебно-тренировочного процесса в связи с изменением в основном составе боевых действий и возрастанием требований к подготовке занимающихся фехтованием детям. Программа для отделения фехтования КДЮСШ составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральным законом от 13.01.96 №12-фз и Типовым Положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей (Постановление правительства РФ от 07.03.95 №233), нормативными документами Министерства общего и профессионального образования РФ и Министерства РФ по физической культуре, спорту и туризму, регламентирующими работу спортивных школ.

В основу программы положены нормативные требования по физической и технико-тактической подготовке, научные и методические разработки по фехтованию отечественных и зарубежных тренеров и специалистов, применяемые в последние годы для подготовки высококвалифицированных спортсменов.

В программе даны конкретные методические рекомендации по организации и планированию учебно-тренировочной работы на разных ее этапах, отбору и комплектованию учебных групп в зависимости от возраста, уровня развития физических и психофизиологических качеств и от специальных способностей занимающихся. Программа предусматривает помощь тренеру во всестороннем контроле уровня подготовленности учащихся от начала их занятия фехтованием и до уровня высшего спортивного мастерства.



Цель данной программы: определить направление и содержание учебно-тренировочной и воспитательной работы отделения фехтования КДЮСШ.

Программный материал объединен в целостную систему многолетней спортивной подготовки и предполагает решение следующих задач:

- привлечение максимально возможного числа детей к систематическим занятиям спортом;

- содействие всестороннему, гармоничному физическому развитию и укреплению здоровья учащихся;

- развитие познавательных психических процессов: восприятие, воображение, внимание, память, мышление и т.д.

- воспитание высоких волевых, морально-этических и нравственно-эстетических качеств спортсменов;

- развитие физических качеств фехтовальщиков: силы, гибкости, быстроты, выносливости, координационных способностей;

- формирование системы специальных знаний, умений и навыков, необходимых для успешной деятельности в фехтовании;

- осуществление подготовки спортсменов высокой квалификации, подготовки резерва в сборные команды России;

- организация профессиональной подготовки (подготовку тренеров и судей по фехтованию).

. Занятия по фехтованию рассчитаны на 10 лет работы с детьми и подростками (с 9 и до 18 лет).

Продолжение занятий и перевод учащихся на следующий этап обучения осуществляется по итогам сдачи контрольно переводных нормативов и оформляется приказом директора КДЮСШ. Продолжительность занятий и число учащихся в группах соответствует нормативным требованиям подготовки спортсменов.

В программе определены пути организации и планирования учебно-тренировочной работы на разных ее этапах, отбора и комплектования учебных групп в зависимости от возраста, уровня развития физических качеств и от специальных особенностей занимающихся.

Основными показателями выполнения программных требований по уровню подготовленности учащихся являются: выполнение контрольных нормативов, овладение теоретическими знаниями, умениями и навыками по организации и проведению тренировочных занятий и соревнований на учебно-тренировочном этапе и этапе спортивного совершенствования, выполнение нормативных требований по присвоению спортивных разрядов Всероссийской единой спортивной классификации в соответствии с требованиями по годам обучения.

2. АНАЛИЗ СОСТАВА СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ НА САБЛЯХ.

Проблемы формирования состава соревновательной деятельности и оптимизации методики технико-тактического совершенствования являются актуальными по ряду объективных причин, связанными с существенными нововведениями в правила соревнования, приведшими к внешне выражаемым изменениям в особенностях применения средств единоборства.

Основным источником получения современного материала для определения адекватных инновационных путей в методике тренировки фехтовальщиков служит соревновательная деятельность в избранном виде спорта.

Изучая соревновательную деятельность квалифицированных фехтовальщиков на саблях, мы обратили внимание на изменчивость показателей применения спортсменами главных средств единоборства и состава ошибок, допускаемых при их реализации в условиях протекания соревновательного поединка (таб. 1-3).

Анализ боевой деятельности фехтовальщиков на саблях свидетельствует (таб. 1), что атаки находят самое широкое применение и вносят наиболее существенный вклад в общую успешность соревновательной деятельности в сравнении с другими средствами ведения поединков, являясь при этом весьма эффективными боевыми действиями. Их высокая результативность обусловлена особенностями фехтования на саблях, в котором атакующий имеет больше шансов на успех. Основной причиной нерезультативного применения атакующих действий является неадекватный выбор спортсменами направления нападения в завершающей части. Объективно лимитированные пространственные и временные характеристики нападений, при острой конфликтной борьбе с противником за дистанцию, во многом обуславливают данное положение.

С наибольшими объемами применяются простые атаки (табл.2), их невысокая результативность связана с простотой предугадывания противником финала нападения.

Основной причиной нерезультативного применения простых атак является неадекватный выбор спортсменами направления нападения в завершении атаки. Атаки с финтами, с действием на оружие и комбинированные (последние используются крайне редко), имеющие более сложную двигательную структуру, выполняются с объемом немногим менее 30% от общего числа атакующих действий. Причем наиболее результативны атаки с действием на оружие, где основной причиной нерезультативного применения является тактически неадекватный выбор спортсменами направления нападения в завершении атаки. Атаки с финтами имеют достаточно высокую результативность, однако, ужесточение требований правил соревнований к временному опережению противника встречным нападением привило к тому, что при их выполнении стали превалировать временные ошибки.

Вместе с тем, для фехтовальщиков на саблях типично выполнение основных атак, отличающихся своей низкой результативностью (табл.3).

Главенствующей причиной нерезультативного применения основных атак является неадекватный выбор спортсменами направления нападения в завершении атак, что связанно с высокой степенью их предсказуемости для противника. Высокие требования к уровню развития переключения от неудачной атаки к повторной, от обороны к нападению делают временные ошибки главенствующими при выполнении повторных и ответных атак. Данные разновидности атак в месте с атаками на подготовку выполняются в объеме чуть выше 29% от всего их количества. Так как успешное их выполнение обеспечивается, высоки требованиями к технической подготовленности фехтовальщиков и, особенно к уровню развития специальных тактических умений. Самыми результативными из них являются атаки на подготовку. Основной причиной нерезультативного применения данных атак является неадекватный выбор спортсменами направления нападения в завершении атаки, что обусловлено закономерностями сабельного фехтования.

Средствами противодействия атакам являются защиты с ответами и контратаки (таб.1). При этом очевиден приоритет использования защит 24,2%, при результативности 36,6%. Основной причиной их нерезультативного применения является неадекватное определение направления нападения противника (75%). Что обусловлено объективными трудностями эффективной реализации защит в сабельном фехтовании, связанными с наличием большой поражаемой поверхности и вариативными способами достижения победы (ударом или уколом), при высочайшей скорости взаимодействия спортсменов на относительно небольшой дистанции.

Лишь в одном случае из трех, после выполненной защиты применялся ответ, что согласуется с успешностью применения защит (36,6%).Исключительно высока результативность ответов и контрответов (таб.1), связанна с объективными трудностями противодействия им (крайне малая дистанция, позволяющая нанести простой ответ, необходимость атакующему преодолеть инерцию движения вперед и переключиться от нападения к парированию ответа). Успешно выполнив защиту, спортсмен значительно снижает степень тактической неопределенности боевой ситуации для выбора способа собственного действия. Главенствующей ошибкой при реализации ответов также является неадекватный выбор направления нападения (84,6%).

Контратаки выполняются значительно реже (17,5%) и с низкой результативностью (18,2%) (таб.1). Основной причиной нерезультативного применения контратак, является их тактическая неадекватность (83,8%), что связанно с неправильной оценкой спортсменом складывающейся ситуации, при преднамеренном характере их применения.

Объем применения контрзащит 2,5% с контрответами 0,8% в боевом арсенале квалифицированных фехтовальщиков на саблях незначителен (таб.1). Основной причиной нерезультативного применения контрзащит, являются временные ошибки (54,8%). Результативность контрответов очень высокая (94%).

Ремизов выполняются редко (0,6%) и весьма результативно 75,3% (таб.1). Основной причиной нерезультативной реализации ремизов (83,6%), является их тактическая неадекватность, так как более 90% всех ответов в поединках квалифицированных фехтовальщиков на саблях являются простыми по способу и весьма однотипными по выполнению.

Данное исследование позволило выявить объективные показатели применения главных средств единоборства и состав ошибок при их реализации, позволяющие оптимизировать процесс подготовки совершенствования операционного состава основного соревновательного упражнения у саблистов.

3. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Многолетняя подготовка строится на основе следующих методических положений:

- построение программы с учетом принципов воспитывающего обучения, использование определенных средств, методов и приемов спортивной подготовки фехтовальщиков;

- использование единой педагогической системы, обеспечивающей преемственность задач, средств, методов организационных форм подготовки всех возрастных групп.

- формирование целевой направленности по отношению к высшему спортивному мастерству в процессе подготовки всех возрастных групп;

- внедрение оптимального соотношения различных сторон подготовленности спортсмена в процессе многолетней тренировки;

- применение средств общей и специальной подготовки, соотношение между которыми постепенно изменяются: из года в год увеличиваются удельный вес объема средств специальной подготовки по отношению к общему объему тренировочной нагрузки и соответственно уменьшается удельный вес средств общей подготовки;

- увеличение объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок, их неуклонный рост на протяжении многолетней подготовки. Каждый период очередного годичного цикла должен начинаться и завершаться на более высоком уровне тренировочных нагрузок по сравнению с соответствующим периодом годичного цикла.

Программа разработана на основе следующих принципов:

- общепедагогических: воспитывающее обучения «воспитание в процессе обучения активной жизненной позиции, трудолюбия, старательности и доброжелательности»,

- сознательности и активности (формирование стойкого интереса к занятиям, сознательного контроля и анализа своих действий, творческого индивидуализации (учет возрастных и индивидуальных особенностей в освоении отношения, инициативности и самостоятельности), доступности и учебного материала, регулярность занятий чередование нагрузок и отдыха), наглядности (создание правильного представления на основе зрительного, слухового, тактильного и мышечного восприятия);

- спортивной тренировки – направленности к высшим достижениям

(полное развитие способностей занимающихся и реализация их на соревнованиях самого высокого ранга), специализация и индивидуализация

(сосредоточение времени и сил на избранной специализации, учет индивидуальных особенностей в тренировочном процессе), единство всех сторон подготовки (имея общую цель, все виды подготовки должны осуществляться в единстве, подкрепляя и дополняя друг друга), непрерывности и цикличности (для достижения высоких результатов необходимы многолетние круглогодичные тренировки с повторением и развитием процесса), максимальности и постепенности повышения требований (достижение цели невозможно без высокого уровня всех сторон подготовки), волнообразности динамики нагрузок (постоянное повышение тренировочных требований без ущерба для здоровья и возможно при волнообразном наращивании нагрузок, как в одном занятии, так и в циклах разной продолжительности).

Процесс развития специальных двигательных качеств в фехтовании представляет собой многолетнюю деятельность и является составной частью каждого тренировочного занятия.

Для решения задач программы фехтования необходимо использовать разнообразные методы и приемы:

- словесный - команды и распоряжения, указания и инструктаж (максимально кратко и точно), описание и объяснения, пояснение и сравнение (целесообразно-образное сравнение), обсуждение и оценка, убеждение и понуждение, самоотчеты и самооценки, лекции и беседы;

-наглядный: показ тренера, фото и кинопоказ, графическое изображение;

- практический: целостного и расчлененного упражнения, упрощенного и усложненного упражнения, игровой, круговой и самостоятельный.



Разработка и внедрение данной программы по фехтованию предполагает реализацию личностно- развивающих подходов:

Системно-структурного: построение системы занятий фехтованием на основе воспроизведения структуры двигательных действий в умениях и навыках, определяющих целостность обучения и воспитания физических качеств учащихся

Личностно - ориентированного: организация занятий с учетом потребностно-мативационной сферы, направленных на усиление личной заинтересованности в приобретении знаний о собственном организме, здоровье и понимание влияния на него физического упражнений;

Деятельностного: применение приемов, которые подразумевают повышение доли самостоятельности учащихся в учебной деятельности , приобретение знаний и формировании естественных видов движений;

Интегративного: проведение занятий, которое в содержание программного материала по физическому воспитанию включает компоненты творческой деятельности, обеспечивающее гармоничное развитие физических, духовных, нравственных, эстетических основ личности.
Особо значимым является подход, который ориентирует воспитательно-образовательный процесс на разностороннее развитие личности и ее самоопределение во время творческого овладения двигательной физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
Программа по фехтованию предусматривает реализацию следующих видов и компонентов, входящих в содержание спортивной подготовки фехтовальщиков:

физическая подготовка — общеразвивающие упражнения, способствующие повышению общей дееспособности; специальные упражнения направленно совершенствуют качества, необходимые фехтовальщику: силу, быстроту, ловкость, Прыгучесть, выносливость, простую и сложную реакцию, чувство дистанции.

техническая подготовка — овладение навыками выполнения и применения различных фехтовальных действий, умение не только выполнять приемы, но и применять их в условиях соревновательного боя.

психологическая подготовка — базовая (психологическое развитие образование и обучение), к тренировкам (формирование значимых мотивов и благоприятных отношений к тренировочным требованиям и нагрузкам), к соревнованиям (формирование состояния «боевой готовности», способности к сосредоточенности и мобилизации).

тактическая — имеет своей целью поддержать и совершенствовать имеющиеся тактические навыки и умения прививать новые ,исправлять стойкие недостатки, расширять и углублять репертуар боевых действий.

теоретическая — лекционная, входе практических занятий, самостоятельная ( приобретение системы специальных знаний, необходимых для успешной деятельности в фехтовании).

соревновательная— соревнования, боевая практика, модельные тренировки, прикидки (приобретение соревновательного опыта, повышение устойчивости к соревновательному стрессу и надежности выступлений).

Требования к организации занятий по фехтованию
Основными формами учебно-тренировочной работы по фехтованию являются: теоретические и практические занятия, тренировки, соревнования, инструкторская и судейская практика, тренировочные занятия в спортивных лагерях, учебно-тренировочные сборы, профилактические и оздоровительные мероприятия.

Учебно-тренировочные занятия проводятся в специально оборудованных фехтовальных залах. В зале должны быть: электрофиксатор уколов (ударов), катушки - сматыватели с проводами и вилками, токопроводящие дорожки, нейтрализующие уколы, нанесенные в пол. При залах необходимы дополнительные помещения: раздевалки, комната для тренеров, оружейная, душевые, туалеты, мастерская. Для занятий физической и технической подготовкой фехтовальщиков требуется спортивный зал размером 28х 36м (вмещающий 8 фехтовальных дорожек), Пол в спортивном зале деревянный, соответствующий общепринятым стандартам. Освещение зала должно соответствовать нормам ,установленным правилами соревнований (хорошее освещение, свет равномерен над всей площадкой, без прямого попадания в глаза занимающимся).

Помещение должно быть хорошо проветриваемым, а на случай жаркой погоды функционировать кондиционеры, температура воздуха 18-20 градусов при влажности 50-60%. Стены должны быть однотонные, не яркие. Отделка зала и подсобных помещений должна быть удобна для уборки, которая проводится ежедневно 2 раза.

Важно, чтобы на тренировках фехтовальщики были в специальной фехтовальной форме: фехтовальная маска, фехтовальный защитный костюм, перчатка, жесткости и бандажи.

Занятия по ОФП и СФП, рекомендуется проводить во весь период учебного года, и в особенность в подготовительный и переходный период. При выполнении упражнений, направленных на развитие отдельных физических качеств, нужно помнить о том, что, применяя силовые упражнения необходимо избегать продолжительных статических положений, связанных с чрезмерным напряжением и задержкой дыхания. Силовые упражнения рекомендуется чередовать с упражнениями на быстроту и на расслабление.

Перед соревнованиями тренеру важно проводить установочную беседу со спортсменами (значение соревнований, сведения о командах соперников), после окончания, провести анализ выступления. Разбор прошедших соревнований следует проводить не сразу по окончании соревнований, а дать спортсменам время для отдыха и анализа своих действий в спокойной обстановке. При этом необходимо дать возможность участникам высказаться, максимально привлекая их к самоанализу. При организации работы по фехтованию в КДЮСШ необходимо иметь следующие документы: программу, учебный план, годовой график распределения учебного материала, расписание занятий,

Каждый тренер-преподаватель должен иметь рабочий план, программный материал по возрастным группам, план воспитательной работы, календарный план соревнований, журнал учета.
4. ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ПО ВОЗРАСТНЫМ ЭТАПАМ ТРЕНИРОВКИ

Программа изучения спортивного фехтования занимает длительное время из-за большого числа специализированных положений и движений, а также разнообразия проявлений двигательных и психических качеств, которые требуются от занимающихся. При этом юные и взрослые фехтовальщики находятся в равных условиях, ибо ведут бои в основном по тем же правилам. Используется одинаковое оружие и защитные экипировки ,включая размеры и вес клинков.

Однако обучение детей и подростков имеет существенные особенности из-за ограниченности уровней их физической и психической подготовленности в каждом возрасте. Имеет свое значение динамика развития различных двигательных и психических качеств, а также характеристики и длительность воздействия пубертатного периода на их проявления. Поэтому при построении многолетней тренировки в целях систематизации содержания обучения необходимо разделить его на возрастные ступени.

Оценивая распределение средств фехтования по годам обучения, следует иметь в виду, что последовательность усложнения его содержания разработана и успешно апробирована занимающимися всех возрастов.


4.1. Группы начальной подготовки


Этап начальной подготовки охватывает младший школьный возраст (9-10 лет)- возраст интенсивного роста и развития всех функций и систем организма детей.

Высока двигательная активность и значительное развитие двигательных функций являются благоприятным периодом для начала регулярных занятий физической культурой и спортом. Главная цель ранних занятий физической культурой и спортом –создать прочную основу для воспитания здорового , сильного и гармонично развитого поколения.



следующая страница >>
Смотрите также:
Пояснительная записка Анализ соревновательной деятельности фехтовальщиков на саблях
1097.99kb.
7 стр.
Вероятностная оценка эффективности соревновательных действий в теннисе
57.23kb.
1 стр.
Пояснительная записка к докладу Колмакова Алексея Николаевича главы городского округа город Рассказово Тамбовской области
513.26kb.
2 стр.
Пояснительная записка Общие сведения об учителе
241.99kb.
1 стр.
Пояснительная записка материалы по обоснованию проекта том II
2112.41kb.
10 стр.
Пояснительная записка к годовому отчету ОАО кб «Торжокуниверсалбанк»
867.03kb.
6 стр.
Пояснительная записка 3 Основные понятия 5
514.57kb.
3 стр.
Пояснительная записка Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей
3499.73kb.
16 стр.
Пояснительная записка к докладу о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов
413.29kb.
3 стр.
Пояснительная записка к публичному докладу с. 2 Основные сведения о деятельности школы с. 3-5
835.04kb.
6 стр.
Пояснительная записка о школьном музее
155.54kb.
1 стр.
Пояснительная записка к отчёту о контрольной деятельности контрольно-ревизионного отдела
185.59kb.
1 стр.