Главная
страница 1страница 2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели и задачи предмета «Культура родного края».

Появление предмета «Культура родного края» в школах своевременно и насущно. Этот курс является существенным дополнением к школьному кругу предметов мировоззренческого направления. Современная общественная ситуация такова, что предметы социально-гуманитарного цикла играют особую роль в образовании и воспитании подрастающего поколения многонациональной России.

Задачами курса «Культура родного края», преподаваемого в школьных образовательных учреждениях Чувашской Республики и чувашской диаспоры являются:

1. Сохранение чувашской культуры, как элемента культуры всего человечества, как составляющей ноосферы планеты.

2. Реализация образовательных и воспитательных задач, общих для всех гуманитарных предметов школьного курса. Они общеизвестны, но, реализуясь через предмет родной ребенку культуры, способны затронуть глубинные струны души и сознания, их воздействие возможно чуть ли не на генетическом уровне.

Содержательное наполнение курса, основанное на исключительно научно обоснованных фактах и выводах, а так же методическое использование приемов и принципов научного исследования позволит задействовать курс «Культура родного края», в реализации задач и целей предметов школьного негуманитарного цикла.

3. Участие в формировании современного чувашского этнического самосознания, которое в свою очередь предполагает:

а) Возрождение, сохранение и развитие положительных черт чувашского менталитета:

высокая нравственность, безоговорочное осуждение распущенности;

истинное почитание своей семьи, родителей, родственников;

исключительное трудолюбие, осуждение праздности, лени;

толерантность, неагрессивность, терпимость;

честность, вежливость в отношениях с людьми;

искренность, тонкость восприятия, глубина чувств, внешнее спокойствие, сдержанность;

высокий художественный вкус;

экономичность, неприхотливость, отсутствие меркантильности, вещизма;

стремление к здоровому образу жизни, неприятие пьянства;

осознанность сопричастности природе, бережное отношение к ней;

преданность своей семье, родителям, своему роду, родине, традициям.

б) Нивелировку отрицательных черт чувашского менталитета, развившихся по причине крайне низкого уровня этнического самосознания, возникшего в определенных исторических условиях:

низкая самооценка;

нигилизм по отношению к своей национальной культуре;

зависть к успеху другого;

излишняя интравертность и трагичность восприятия.

4. Развитие избирательного критического отношения к информации современных коммуникационных средств. Выработка определенного «иммунитета», невосприимчивости к низкопробной духовной пище, и в то же время толерантного отношения к ценностям других этносов.

5. Возможность возникновения и сохранения между поколениями отношений нового уровня. Осознанное обращение современного ребенка к миру его дедов и прадедов, как к последнему уникальному поколению, для которого народная культура была естественной средой существования.

Воплощение данных задач предмета «Культура родного края» позволит школьному учебно-воспитательному процессу существенно расширить, актуализировать свои возможности в реализации следующих целей:

1.Экономическая:

« Десятки самых успешных стран доказали всему миру, что экономический рост обеспечивался не самими экономическими

идеями, а опорой на традиции народов, на народную трудовую этику, т. е. в конечном счете - на культуру» (из Послания Президента Чувашской Республики Государственному Совету Чувашской Республики «КРЕПКАЯ СЕМЬЯ - СИЛЬНАЯ ЧУВАШИЯ» 2003 год).

2.Социальная:

а) Социально устойчивая, толерантная, патриотичная личность, осознающая и сознательно поддерживающая связь поколений, имеющая в своем духовном багаже морально-нравственные критерии, позволяющие адекватно воспринимать любую информацию - гарант социальной стабильности современного общества. Культура родного края - один из немногих предметов школьного курса, позволяющий систематически, эффективно и ненавязчиво воспитывать в учащихся социальные качества гражданина.

б) Особая роль в решении специфических проблем Чувашии - рост числа психических заболеваний, суицид, алкоголизм принадлежит факторам непосредственно связанным с этнопсихологией и этногенетикой. Эффективная нивелировка негативного воздействия этих и аналогичных им факторов возможна при обязательном участии школьного учебно-воспитательного процесса, причем средствами имеющими этническое содержание. Роль предмета «Культура родного края», в данном случае, трудно переоценить.

в) В системе школьного образования только на уроках «Культура родного края» рассматриваются вопросы семьи и воспитания детей.

««Крепка семья - крепка держава» гласит пословица, и это значит, что от прочности семьи зависит, в конечном счете, благополучие нашего общества» (из Послания Президента Чувашской Республики Государственному Совету Чувашской Республики «КРЕПКАЯ СЕМЬЯ - СИЛЬНАЯ ЧУВАШИЯ» 2003 год).

г) Привитие навыков здорового образа жизни, в том числе потребности в постоянной физической нагрузке, осознание

опасности наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения, - один из решающих факторов в проблеме оздоровления подрастающего поколения. Актуальность этой проблемы не позволяет игнорировать широкие возможности предмета «Культура родного края» в комплексной пропаганде здорового образа жизни в школьном учебно-воспитательном процессе.

3.Политическая:

Предмет «Культура родного края» дает наиболее цельное и системное воплощение понятия «Чувашская Республика» (как объекта государственности, так и субъекта Федерации) в курсе всего школьного образования.

4.Историческая:

Исторический путь развития и становления чувашского этноса насчитывает более 4 тысяч лет. Итог этого пути -Чувашская Республика в составе Российской Федерации - гарант существования и дальнейшего развития чувашского этноса. Само существование и развитие любого народа невозможно без культурной и исторической преемственности. В современных условиях преемственность, достаточно высокого уровня, осуществима лишь в системе образования (прежде всего в виде курса истории и культуры родного края).

5.Культурологическая:

Культурное наследие чувашей - многообразно, а по некоторым своим компонентам - уникально. Многообразие культуры субъектов Федерации определяет многообразие всей российской культуры. Сохранность компонентов определяет сохранность всей культуры. Таким образом, многообразие и сохранность чувашской культуры (на современном этапе осуществление этого возможно лишь при обязательном участии школьного учебно-воспитательного процесса) есть один из гарантов развития и сохранности как российской, так и мировой культуры.

6.Педагогическая:

Реализация данных задач позволит поднять на качественно новый уровень учебно-воспитательный процесс, как в школе, так и в обществе в целом.

7.Научно-методическая:

Уникальность, многопрофильность и насыщенность содержательного компонента курса «Культура родного края», изучение и обобщение опыта многолетней и самоотверженной работы учителей, разработка и воплощение полного учебно-методического комплекта позволит актуализировать ряд научно-методических инноваций в педагогике, истории, этнографии, культурологии.

В более обобщенной форме цель предмета выражается в осознанном восприятии детьми своей принадлежности - народу, Чувашии, России, Земле и ответственности за все это.

«Я - Чуваш - Россиянин - Землянин» или «Я - ... - житель Чувашии - России - Земли».

Тематическое содержание предмета «Культура родного края».

Уже более 10 лет в школьную систему образования введены уроки «Культура родного края». Но, до сих пор не полностью используется весь уникальный учебно-воспитательный потенциал этого предмета. Причины этого кроются, в том числе и в отсутствии адекватной программы. Имеется ряд программ и, прежде всего, разработки основоположников образовательного курса «Культура родного края» А.Г. Григорьева и М.И. Скворцова, а так же ряд авторских программ. У каждой из этих работ есть свои несомненные достоинства. Вместе с тем, в них недостаточно, урезанно представлены материалы по истории чувашского народа.

Тематическое содержание предмета «Культура родного края» должно в обязательном порядке содержать в себе курс истории чувашского народа, так как развитие культуры любого народа связано с динамикой исторического процесса. (Необходимо уточнить название предмета, например: «История и культура родного края», «История и культура чувашского края», «Родной край»).

В современных школах содержание предмета «История» насыщенно и многообразно. Оно включает в себя историю человечества в целом и, параллельно, историю России, точнее, историю становления российской государственности и русского народа. История других народов, составляющих население субъектов федерации, должна отражаться в образовательных программах самих субъектов, возможно в виде национально-регионального компонента. В силу содержательности школьного курса истории, ограниченности времени, трудности сопоставления тем вплоть до IX века н.э., роль национально-регионального компонента незначительна, хотя его присутствие в соответствующих темах обязательно. (Наличие НРК в других предметах школьной программы ни в коей мере не может заменить полноценный курс «Культура родного края». Но это не умаляет значения национально-регионального компонента. Его обоснованное присутствие во всех школьных курсах, не допускающее буквального дублирования тем КРК, является, в том числе, перспективным фактором развития методических инноваций.)

Тематическое содержание КРК включает в себя:

1. Историю и культуру чувашского народа.

2. Историю и культуру чувашского края.

Темы история чувашского народа рассматривают период со 2 тысячелетия до н. э. и до середины XVI века (вхождение в состав России).

Темы культуры чувашского народа до XVI-XVH веков необходимо изучать одновременно с историческими событиями, так как материальное воплощение этого периода представлено в основном археологическими находками и памятниками. Наиболее сохранны и богаты источники, отражающие чувашскую культуру XVII-XX веков. Именно на этом материале возможно формирование наглядного представления о реальной жизни предыдущих поколений.

Разнообразные формы сохранения, накопления и обогащения традиций, интеллектуального и духовного потенциала нации составляют уникальный вклад каждой нации в общечеловеческую цивилизацию. Как носитель гуманистического (культурного) начала человечество может сохраняться и развиваться только при сохранении, взаимодействии и прогрессе составляющих этносов, их языков и культур. Именно национальные культуры во всем разнообразии их содержания и формы являются проверенным исторической практикой способом сохранения гуманистического начала, того, что отличает нас от предшествующих этапов развития природы.

Обеспечение этнокультурной преемственности, превращение культурного потенциала нации в достояние каждого человека необходимо потому, что без освоения опыта, накопленного в прошлом, не может быть успешной подготовки новых поколения к реальной жизни, к созидательной, подлинно гуманистической деятельности. Несомненно, школа должна стать той средой, которая развивает в каждом учащемся высокий интеллект, формирует творческую личность, и поэтому работа по возвращению школы в русло гуманизма, по ее ориентации на возрождение и развитие национально-культурного потенциала, приобретает новые возможности сейчас, в связи с реализацией программы внедрения национально-регионального компонента в содержание школьного образования, обязательное введение в учебный план школы предмета «Культура родного края».

АКТУАЛЬНОСТЬ: сегодня наконец-то приходит понимание того, сколь много потеряно там, где нет воспитания детей на своих местных национальных традициях, забыты народные промыслы, дети плохо знают традиции и обычаи своего народа, своей семьи.

ЦЕЛЬ : творческое развитие личности учащихся.

ЗАДАЧИ : - воспитание детей на народных традициях своей малой Родины;

- воспитание любви и интереса к своей малой родине, к ее прошлому, к истории своей семьи;

- приобщение к народным промыслам.

Содержание предмета «Культура родного края» в его стандартизированных рамках и с учетом необходимого варьирования учебной программы, исходит из широкого понимания термина «культура». Её не следует сводить исключительно к сфере искусств, художественного творчества. Понятие «культура» объединяет совокупность знаний, навыков и умений, выработанных всем человечеством, результаты материальной и; духовной деятельности людей в освоении ими окружающего пространства, и все это - в неразрывной связи с повседневным трудом и бытом. Мною составлена программа с учетом краеведческого характера предмета «Культура родного края». И в его содержание, наряду с инвариантными, обязательными для всех темами введены мною темы, не существенные для других, но очень важные для нашего учебного заведения, для наших учеников. Также по программе запланированы экскурсии и практические работы, с удовольствием выполняемые ребятами, иногда даже в содружестве с родителями. Каждый блок темы сопровождается списком используемой при подготовке литературы.



Вводный курс истории родного края «Мой адрес».

Вводный курс необходим и для КРК и для предмета «История». Методологически и даже этически не оправдано то, что в большинстве школ дети начинают изучать этот предмет с истории Древнего мира, а знакомство с историей своей Родины (История Отечества) начинают лишь во втором полугодии 6 класса.

Содержание курса:

Мой адрес в пространстве: имя, фамилия, отчество; квартира, дом; улица, населенный пункт; район; республика; страна; материк; планета; звездная система; галактика; вселенная.

Мой адрес во времени: час, день, месяц, год, век, тысячелетие, эра. Понятие о исторической хронологии.

(Дальнейшие темы раскрывают содержание понятий «Мой адрес в пространстве», «Мой адрес во времени»).



Моя семья, генеалогическое древо. Мой дом, наши соседи. Наша школа, улица, населенный пункт. Наш район. Чувашская Республика, районы, поселения. Наша столица. Природа Чувашии. Государственные символы. Население Чувашской Республики. Этнические группы чувашей. Чувашия в России, республики и области Поволжья, чувашская диаспора. Чуваш, побывавший в космосе -Николаев А.Г.

Путешествие во времени. Как ученые могут путешествовать во времени. История, ее вспомогательные дисциплины; археология. У самого Черного моря. Жизнь причерноморских племен. Великая Булгария, ее распад. Образование Волжской Булгарии и Киевской Руси, строительство городов, торговые и военные отношения, развитие культуры и искусства. Монгольское нашествие. Золотая Орда. Вхождение булгаро-чувашей в Россию. Чуваши и Россия в XVI - XIX веках. Чувашия и Россия - XX век: революция 1917 года, образование СССР, ЧА ССР; Великая отечественная война; распад СССР, Российская федерация, ее президент, Чувашская Республика, первый президент Чувашии, Чувашия XXI века.

Литература: Андриан Николаев. Ч., 89.

Арчиков Е.И. География Чувашской Республики. Ч., 98.

Данилов В.Д. История и культура Чувашской Республики. XX век.(Часть П). Ч., 97. Денисов В.П. Жизнь монаха Иакинфа Бичурина. Ч.,97. Дмитриева Н.И. Чаваш халах культурине верентесси. 5-9 класс. Ш.,95. Дмитриева Э.Я. Города Чувашии. Ч., 87

Егоров Н.И, Долгий, долгий путь к государственности.— «Народная школа», №2,97. Енькка Е. Повествование о чувашах. Ч., 2001.

История родного края. Учебное пособие. Хрестоматия. Часть 1. Ч. 93. Иванов Е.И. Старые Чебоксары. Ч., 94. История Чувашской АССР. Ч., 66.

Каховский В.Ф., Захаров Т.З., Степанов В.Р. Рассказы по истории Чувашии. Ч., 91. Краткая чувашская энциклопедия. Ч., 2001. Кульев О.Г. Таван ен культури. Ч. 2002. Михайлова З.П., Михайлов В.М. Таван ен культури. Авторла верену программи. Ш., 94.

Можаров Г.Г., Никитин А.С. Памятные места и достопримечательности города Чебоксары и ЧАССР. Ч., 87.

Пашков Б.Г. Русь,Россия. Российская империя. Хроника правлений и событий 862-1917 гг. М.,97.

Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества ХП-Х111 в. М.,82. Сергеев Т.С, Зайцев Я.И. История и культура Чувашии. Важнейшие события. Даты. Ч.,95.

Скворцов М.И., Григорьев А.Г. Культура Чувашского края. Учебная программа. Ч, 93. Современная Чувашия. Ч., 97. Учебные пособия по истории России для 4-6 классов. Учебные пособия по предмету «Мой город». Фахрутдинов Р.Г. Очерки по истории Волжской Болгарии. М.,84. Хрестоматия по культуре Чувашского края. Дореволюционный период. Ч., 2001. Чуваши. Этническая история и традиционная культура. Авторы: Иванов В.П., В.В. Николаев, В.Д. Дмитриев. М., 2001.

Шамси С, Исмайлов И. Волжская Булгария в рассказах для детей. Учебное пособие. Казань, 87.

Энциклопедический словарь юного историка. М.,93.

Материалы газет и журналов «Тетте», «Хатер пул», «Халах шкуле», «Хыпар», «Советская Чувашия» и т. д. Видео, аудиокассеты, компьютерные диски, слайд-фильмы из комплекта для уроков КРК.



Вводный курс культуры чувашского народа «Что такое культура».

Этот курс тематически вводный не только для КРК, но и для предметов культурологического цикла. Большинство тем проецируются во все темы последующих курсов и находят там свое дальнейшее развитие. Темы материальной и духовной культуры рассматриваются здесь, большей частью, в искусствоведческом плане, а в последующих классах в этнографическом плане.

Содержание курса:

Культура: искусство, наука, спорт, религия; понятие профессионального и самодеятельного (народного); виды искусства.

Чувашское музыкальное искусство: музыка в жизни древних чувашей, пентатонический музыкальный лад народов Поволжья и других регионов; виды чувашских народных музыкальных инструментов; чувашские народные песни, «Алран кайми...», как гимн народной жизни; чувашские народные танцы, певцы земли чувашской

- Эмине, Хведи Чуваш, Федоров Г.Ф., Михайлов М.Д.; первые чувашские композиторы - Павлов Ф.П., Воробьев В.П., Максимов С. М.; певцы и композиторы твоего района, поселения. Современные певцы Чувашии.



Чувашское изобразительное искусство: изобразительное искусство в жизни древних чувашей, принцип единства эстетического и утилитарного; чувашская народная вышивка; изделия из глины; изделия из древесины; изделия из металлов и других материалов; стиль народного искусства (в сравнении русского и чувашского народного искусств); первые профессиональные художники-Егоров П. Е., Зайцев Ю.А., Спиридонов М. С, Сверчков Н.К; современное изобразительное искусство - Миттов Анатолий Иванович, художники твоего района, поселения.

Чувашское театральное искусство: элементы театральных действий в жизни древних чувашей; профессиональное театральное и киноискусство, Максимов-Кошкинский И.С., театры Чувашии, Ырзем О.И., Павлова Н.В., телевидение и радиовещание Чувашии; деятели театра и кино твоего района, поселения; современные артисты Чувашии.

Древние научные знания: языковые группы и семьи - финно-угорская группа, тюркская группа, славянская группа; особенности чувашского языка; Ашмарин П.П.; древняя чувашская письменность; древние чувашские цифры; древние единицы измерения; чувашский календарь; элементы экология; приметы о погоде; первые чувашские ученые - Бичурин Н.Я., Никольский Н.В., Яковлев И.Я., ученые твоего района, поселения.

Религия: основные мировые религии; основные религиозные конфессии Чувашии (православное христианство, мусульманство, народная религия).

Спорт: элементы физической культуры в жизни древних чувашей; спортивная культура Чувашии, чувашские спортсмены-олимпийцы; спортсмены твоего района, поселения.

Литература:

Анцыгина А.А. Учимся вышивать. Ч. 92.

Волков Г.Н. О традициях чувашского народа в эстетическом воспитании. Ч., 65.

Григорьев А.Г. У истоков профессионального изо. искусства Чувашии. Ч., 78.

Денисов В.П. Жизнь монаха Иакинфа Бичурина. Ч.,97.


Дмитриева Н.И. Чаваш халах культурине верентесси. 5-9 класс. Ш., 95. Дмитриева Э.Я. Города Чувашии. Ч., 87.

Дмитриев В.Д. Старинный чувашский календарь и единицы измерения. Ч., 92. Изобразительное искусство Советской Чувашии. М.,80. Краткая чувашская энциклопедия. Ч., 2001. Кульев О.Г. Таван ен культури. Ч. 2002.

Кузнецова Ф.Д., Кузнецова-Рыцк Э.Ф. Архитектор П. Егоров.4., 67. Культура Чувашского края. 4.1. Учебное пособие. Ч,,94. Матвеев Г.Б. Материальная культура чувашского народа. Ч., 91. МиттовА.И.

Михайлова З.П., Михайлов В.М. Таван ен культури. Авторла верену программи. Ш, 94. Можаров Г.Г., Никитин А.С. Памятные места и достопримечательности города Чебоксары и ЧАССР. Ч„ 87.

Народное музыкальное искусство Чувашии. Ч., 91. Наумов Н.Е. Кулленхи пелу кенеки. Ш., 2002.

Никитин ГА., Крюкова ТА. Чувашское народное изобразительное искусство. Ч., 60. Никольский Н.В. Краткий конспект по этнографии чуваш. Казань, 19. Николаев В.В., Иванов-Орков Г.Н., Иванов В.П. Чувашский костюм: от древности до современности. М.-Оренбург-Ч., 2002. Павлов Ф.П. Собрание сочинений. Ч,,92.

Скворцов М.И., Григорьев А.Г. Культура Чувашского края. Учебная программа. Ч, 93. Смоленский А.В. Чувашские приметы о погоде и влияние ее на хозяйство. Библиотечка «Совет. Чувашии». Ч., 92. Современная Чувашия. Ч., 97.

Трофимов А.А. Древний язык чувашского орнамента. В книге «Чувашское народное творчество». Ч., 98.

Трофимов А.А. Древнечувашская руническая письменность. Ч., 93. Трофимов А.А. Чувашская народная культовая скульптура. Ч. 93. Ургалкина НА. Моисей Спиридонович Спиридонов. Жизнь и творчество. Ч.,75. Федотов М.Р. Н.И Ашмарин. Краткий очерк жизни и деятельности. Ч.,95. Федотов М.Р. Чувашско-марийские взаимосвязи. Саранск,90. Федотов М.Р. Этимологический словарь чувашского языка. 1, 2 том. Ч.,96. Художники Чувашской Республики. Составитель Игнатьев ГА. Ч., 98. Чаваш Республикин композиторесем. Портрет пуххи. Ш.,98. Чаваш Республикин унерсисемсем. Портрет пуххи. Ш.,98. Чаваш писателесем. Портрет пуххи. Ш.,98.

Чернов B.C., Александрова Е.В. Чаваш халах музыка хатересем.—«Хыпар», 30 июня, 95.

Чуваши. Этнографическое исследование в 2 частях. Ч., 56. Чаваш халах искусстви. Ш, 81. Яковлев И.Я. Моя жизнь. Воспоминания. Ч.,97.

Материалы газет и журналов «Тетте», «Хатер пул», «Халах шкуле», «Хыпар», «Советская Чувашия» и т. д. Видео, аудиокассеты, компьютерные диски, слайд-фильмы из комплекта для уроков КРК.



Материальная и духовная культура чувашского народа

XVI - XIX веков.

«Жизнь древних чувашей».

Данный курс состоит из двух тематических блоков:

1 .Материальная культура древних чувашей: земледелие, скотоводство, пчеловодство; орудия труда; одежда и украшения; поселения; дом и его конструкция; интерьер жилища; хозяйственные постройки; бани; мебель и светильники; пища; посуда; весы; музыкальные инструменты; транспорт; игрушки; оружие; промысла; экология.

2.Духовная культура древних чувашей: создание мира и мироустройство по представлению древних чувашей; отражение представлений о мироустройстве в элементах материальной культуры; боги и духи; чук; киремет; числовая символика в мифологии; обряды, связанные с семьей и человеком (обряды детства; имена; семья; элементы этнопедагогики, этика; обряды и наговоры при болезнях; свадьба; рекрутство; похороны); календарные обряды; обряды ситуаций; обряды и религия в наши дни, понятие веротерпимости.

Обе темы взаимосвязаны как в русле человеческой жизни, так и в методологическом плане. Соответственно, подача материала осуществляется в контексте жизненного пути чувашского ребенка, начиная с содержания окружающего мира, в котором ему предстоит появиться. Затем - обряды рождения, воспитания, охранения, наличие и устройство материальных объектов, участие во всех сезонных работах, обрядах, праздниках. А так же проекция элементов материальной и духовной культуры древних чувашей в современную жизнь.

В процессе подачи материала необходимо проводить частичный сравнительный анализ с элементами народной материальной и духовной культуры соседних регионов, что соответствует принципам этнографического исследования.

Содержание курса:

Понятия материальной и духовной культуры. Исследователи народной чувашской материальной и духовной культуры. Мифология,

виды мифов. Миросоздание и мироустройство по представлениям древних чувашей.. Боги, духи верхнего и нижнего миров. Духи среднего мира (арсури, вупар, ийе, вуташ, илыври, вупканидр.). Киремет. Чук. Чувашский культ предков. Числовая символика в мифологии. Отражение представлений о мироустройстве в элементах материальной культуры. Чувашские народные сказки.

Обряды рождения и детства. Имена. Семья. Элементы этнопедагогики - трудовое, умственное, эстетическое, нравственное, экономическое, физическое воспитание. Волков Г.Н. Игры и игрушки. Народная чувашская этика. Семья и общество. Ниме.

Обиталище человека - дом (материал, конструкция; обряды, связанные со строительством; интерьер жилища, мебель, светильники, посуда, орудия труда; духи дома, йерех). Двор - хозяйственные постройки, бани, духи двора. Поселения. Охранные обряды (хер аки, сене вут, сер хапхи).

Одежда. Материалы для одежды и способы их изготовления. Кёпе - крой, детали, отделка, варианты по этногруппам. Сравнительный анализ чувашского кепе и марийского тувыра. Йём. Верхняя одежда. Обувь. Головные уборы: мужские, женские, девичьи, групповые отличия. Украшения: наушные, наносные, шейные, нагрудные, поясные, мужские украшения. Прически. Хранение и стирка одежды. Обрядовая одежда. Обряды, связанные с одеждой.

Земледелие - процесс, орудия труда, мельницы, обряды земледелия. Скотоводство, обряды. Пчеловодство, обряды. Пища -растительная, животная, блюда, хлеб, напитки, пиво, обряды приема пищи. Современная диетология и система питания древних чувашей. Весы. Транспорт. Экология.

Календарные обряды - сурхури, кашарни, ларма, саварни, калам, вирем-серен, манкун, килеш патти, общесельское поклонение киремет, акатуй, симек, учук, сумар чук, аван сари, хывни, чуклеме, карта патти, килеш патти, семейное поклонение киремет, улах. Свадьба. Оружие. Обряды рекрутства. Обряды отдельных ситуаций (клятва, торговля, рыбалка, сбор в дорогу и т. п.). Наговоры. Обряды при болезнях. Похороны. Обряды, сохранившиеся в наши дни. Религия в наши дни, понятие веротерпимости.

Литература: Бытовая культура чувашей. Ч., 85. Волков Г.Н. Чувашская народная педагогика, Ч., 58. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа. Ч., 66. Волков Г.Н.

Гаген-Торн Н. Женская одежда народов Поволжья. Ч., 60. Дмитриева Н.И. Чаваш халах культурине верентесси. 5-9 класс. Ш.,95. Егоров Н.И., Чувашские праздники и обряды. Ч., 91. Изобразительное искусство Советской Чувашии. М.,80. Исследования по истории Чувашии периода феодализма. Ч., 86. История родного края. Учебное пособие. Хрестоматия. Часть 1. Ч. 93. Краткая чувашская энциклопедия. Ч., 2001. Кульев О.Г. Таван ен культури. Ч. 2002. Культура Чувашского края. 4.1. Учебное пособие. Ч,,94. Матвеев Г.Б. Материальная культура чувашского народа. Ч., 91. Месарош Д. Памятники старой чувашской веры. Ч., 2000.

Михайлова 3.П., Михайлов В.М. Таван ен культури. Авторла верену программи. Ш., 94. Наумов Н.Е. Кулленхи пелу кенеки. Ш., 2002.

Никитин Г. А., Крюкова ТА. Чувашское народное изобразительное искусство. Ч., 60. Никольский Н.В. Краткий конспект по этнографии чуваш. Казань, 19. Николаев В.В., Иванов-Орков Г.Н., Иванов В.П. Чувашский костюм: от древности до современности. М.-Оренбург-Ч., 2002. Очерки истории культуры дореволюционной Чувашии. Ч.,85. Салмин А.К. Чувашская народная обрядность. Ч.,94.

Скворцов М.И., Григорьев А.Г. Культура Чувашского края. Учебная программа. 4,93. Тимофеев ГТ. Тахар ял. Ч., 2003.

Хрестоматия по культуре Чувашского края. Дореволюционный период. Ч., 2001. Халах самахлахе

Чернов B.C., Александрова Е.В. Чаваш халах музыка хатересем.—«Хыпар», 30 июня, 95.

Чуваши. Этнографическое исследование в 2 частях. Ч., 56. Чаваш халах искусстви. Ш.,81. Юхма М.Н. Древние чувашские герои и боги. Ч., 96.

Материалы газет и журналов «Тетте», «Хатер пул», «Халах шкуле», «Хыпар», «Советская Чувашия» и т. д. Видео, аудиокассеты, компьютерные диски, слайд-фильмы из комплекта для уроков КРК.



История и культура булгаро-чувашей (до XVII века). «История чувашского народа».

История чувашского народа, оставаясь в программе КРК, должна быть, выделена и отмечена именно как история, но и отделять ее от всего курса нельзя, так как культура чувашского народа развивалась не только по восходящей. Она испытывала и высокие подъемы, и почти гибельные спады. Все эти перемены непосредственно связаны с историческими событиями.



Содержание курса:

Исследователи истории чувашского народа. Проблемы истории чувашского народа.

Как познают историю: место чувашского языка в мировом древе языков;археология; письменные источники; музеи. Отображение исторических событий в произведениях фольклора и творчества народов Поволжья.

Прототюркская эпоха. /II тыс. до н.э. - середина 1тыс. до н.э./

Историко-археологическая картина евразийского континента. Племена Центральной, Средней Азии, Причерноморья, Поволжья. Элементы их быта и культуры.

Огурская эпоха, /середина Iтыс. до н.э./- начало н.э./

Племена и государства евразийского континента. Образование державы Хунну. Шанъюй Модэ. Огурские племена в составе хуннского союза племен.

Оногурская эпоха. /Начало н.э. - III в н.э./

Племена Средней Азии, Причерноморья, Поволжья. Миграции оногурских племен.

Древнебулгарскаяэпоха./1Ув- VIIв./

Предки чувашей в Причерноморье: тюркские и причерноморские племена (сарматы, аланы). Элементы их материальной и духовной культуры: земледелие, скотоводство, поселения, жилища, ремесла, письменность.

Гуннское нашествие в Европу.

Западный Тюркский каганат, его распад и образование Хазарского каганата и Великой Булгарии. Великая Булгария, ее дипломатические и культурные связи с Византией. Распад Великой Булгарии. Черные булгары - часть предков современных балкарцев (версия). Элементы древней культуры в современной традиции кавказских народов. Миграция булгарских племен. Царь Аспарух. Образование Дунайской Булгарии, элементы ее культуры и истории. Булгары, фракийцы, славяне-предки современного болгарского народа. «Серебряные» булгары. Хазарский каганат как государственное

воплощение салтово-маяцкой археологической культуры. Переселение племен Хазарского каганата в ВолгогКамье.

Древние племена Волго-Камъя. Элементы их материальной и духовной культуры. Археологические культуры предков современных поволжских народов.

Булгарская эпоха. /УШв.- 1551 г./

Дозолотоордынский период. /УШв.-1235 г./

Образование Волжской Булгарии. Ее поселения: города, замки, деревни. Виды жилищ. Обустройство и система обороны городов. Торговые связи, товары, караван-сараи, системы торговых отношений Волжской Булгарии. Сельское хозяйство: земледелие, скотоводство, пчеловодство; охота, рыболовство. Ремесла: металлообработка, ювелирное искусство, гончарное искусство, стеклообработка, обработка кожи, кости, дерева. Ткачество, ковровязание, вышивка. Посольство Багдадского халифата, сочинение Ахмет ибн Фадлана. Принятие ислама. Наука и культура Волжской Булгарии. Волжская Булгария и русские княжества: торговые, военные, дипломатические отношения. Взаимовлияние культур и языков.

Золотоордынский период. /1236 г. - 1444 г./

Военная политика монголов. Завоевание Волжской Булгарии. Булгарский улус в составе Золотой Орды. Политика и экономика, культура Золотой Орды.

Междоусобицы Золотой Орды. Поход Тамерлана на Волгу. Опустошение булгарских земель. Переселение булгар.

Казанский период. /1444 г. - 1551 г./

Возникновение Казанского ханства. Положение булгарского населения в условиях противостояния Казанского ханства и Московского государства. Возникновение термина «чуваш». Вхождение булгаро-чувашей в состав России. Политика Московского государства. Нарбеков. Попытки создания булгарского государства. Завоевание Казанского ханства Иваном Грозным. Условия вхождения булгаро-чувашей в состав России.

Финно-угорские и тюркские народы Поволжья и Приуралья.

Литература:

Детская Энциклопедия. Т.8. М.,67.

Детская Энциклопедия. Т.6. М.,67.

Дмитриев В.Д. Мирное присоединение Чувашии к Российскому государству. Ч., 2001.

Дмитриев В.Д. Чувашские исторические предания. Ч.,93.

Дмитриев В.Д. Чувашия в эпоху феодализма. Ч., 86.

Егоров Н.И, Долгий, долгий путь к государственности.—«Народная школа», №2,97.

Енькка Е. Повествование о чувашах. Ч., 2001.

Исследования по истории Чувашии периода феодализма. Ч., 86.

История родного края. Учебное пособие. Хрестоматия. Часть 1. Ч. 93.

История Чувашской АССР. Ч., 66.

Каховский В.Ф., Захаров Т.З., Степанов В.Р. Рассказы по истории Чувашии. Ч., 91.

Каховский Ф.Д. Происхождение чувашского народа. Ч., 65.

Краткая чувашская энциклопедия. Ч., 2001.

Культура Чувашского края. 4.1. Учебное пособие. Ч,,94.

Кызласов

Орлов В.В. П.Е.Ефремов. Легенды и действительность. Ч., 97.

Очерки истории культуры дореволюционной Чувашии. Ч.,85.

Пашков Б.Г. Русь,Россия. Российская империя. Хроника правлений и событий 862-

1917 гг. М.,97.

Плетнева С.А. Беспокойное соседство: Русь и степные кочевники в домонгольское

время.—«Родина» № 12, 96.

Проблемы национального в развитии чувашского народа. Ч., 99.

Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества ХП-Х111 в. М., 82.

Изоркин А.В., Прохорова В.А. Что сообщил анонимный хронограф? Прародина

долины Зеравшан; Голос из глубины веков (Перевод и публикация из книги

П.Добрева «Праболгары: происхождение, язык, культура. Новое прочтение).—

«Чаваш ен» 18 авг.,92, «Правительственный вестник». Май, июнь, июль,93.

Изоркин А.В. Чаваш кун-сулен кенеки (Аталси Палхар патшалахне туни 1100 сул

ситне май).—«Ялав»,. №6, 95.

Сергеев Т.С., Зайцев Я.И. История и культура Чувашии. Важнейшие события.

Даты. Ч.,95.

Смирнов А.П. Волжские Булгары. М.,51.

Скворцов М.И., Григорьев А.Г. Культура Чувашского края. Учебная программа. Ч, 93.

Сокровища хана Кубрата. Из собрания Государственного Эрмитажа. С.-П.,97.

Степи Евразии в эпоху средневековья. Ответственный редактор тома С А. Плетнева. М.,81

Трофимов А.А. Древнечувашская руническая письменность. Ч., 93.

Фахрутдинов Р.Г. Очерки по истории Волжской Болгарии. М.,84.

Федотов М.Р. Чувашско-марийские взаимосвязи. Саранск,90.

Федотов М.Р. Этимологический словарь чувашского языка. 1, 2 том. Ч.,96.

Халиков А.Х. Татарский народ и его предки. Казань,89.

Хрестоматия по культуре Чувашского края. Дореволюционный период. Ч., 2001.

Чаваш самахлахе. 1 пай. Ш.,93.

Чуваши. Этническая история и традиционная культура. Авторы-сост.: Иванов В.П.,

В.В. Николаев, В.Д. Дмитриев. М., 2001.

Чуваши. Этнографическое исследование в 2 частях. Ч., 56.

Шамси С, Исмайлов И. Волжская Булгария в рассказах для детей. Учебное пособие.

Казань,87.

Энциклопедический словарь юного историка. М.,93.

Юрченко А. По серебряному пути Ибн-Фадлана.— «Вокруг света», №10,89. Юхма М.Н. Древние чувашские герои и боги. Ч., 96. Яковлев И.Я. Моя жизнь. Воспоминания. Ч.,97.

Материалы газет и журналов. Видео, аудиокассеты, компьютерные диски, слайд-фильмы из комплекта для уроков КРК.



История и культура чувашского края XVI-XXI веков. «Чувашский край».

В содержание этого курса необходимо включить местный компонент в виде событий и персоналий.

Содержание курса:

Чувашская эпоха /1551 г. - до наших дней/

Положение чувашей в XVI-XVII веках. Образование уездов. Строительство уездных центров. Социальная и налоговая политика российского государства в Чувашском крае. Общинные традиции чувашей. Крестьянские войны XVII века. Запрет народам Поволжья на изготовление и обработку металла. Его последствия для культуры этих народов. Положение чувашей в XVIII веке. Христианизация чувашей. Причины неудач, роль И.Я. Яковлева в распространении православия среди народов Поволжья. Крестьянские восстания в конце XVIII- начала XIX веков. Чувашский край в конце XIX века: развитие промышленности, первые купцы и предприниматели, развитие образования. Формирование негативных черт чувашского менталитета.

Социально-экономическое положение Чувашии в начале XX века, последствия столыпинской реформы. Революционные события на территории Чувашского края. Гражданская война. Образование ЧА О, ЧА ССР. Развитие промышленности. Коллективизация. Положение трудового населения. Изменения в народной культуре народов Поволжья. Деятели политики, экономики, науки, культуры, военоначальники..

Строительство социализма. Репрессии. Изменения в народной культуре. Становление профессионального искусства, персоналии. Великая отечественная война.

История Чувашии с середины 40 годов и до конца XX века.
События и деятели политики, экономики, науки, литературы, музыки, изобразительного искусства, театра, спорта, здравоохранения, образования, СМИ и т.д.

Приволжский регион. Чувашия в XXI веке.

Философские аспекты истории и культуры чувашского народа. Менталитет чувашей. Язык как основополагающий и значимый элемент культуры. Толерантность как основа развития современного общества. Современная значимость и актуальность этнопедагогики. Народное искусство - как непреходящая ценность технократичной цивилизации современности. Сохранность и место чувашской культуры в современной мировой культуре.

Литература: Андриан Николаев. Ч., 89.

Арчиков Е.И. География Чувашской Республики. Ч., 98. Григорьев А.Г. У истоков профессионального изо. искусства Чувашии. Ч., 78. Данилов В.Д. История и культура Чувашской Республики. XX век. (Часть П). Ч., 97. Дмитриева Э.Я. Города Чувашии. Ч., 87. Дубанов И.С. Озера Чувашской Республики. Ч., 2000. Иванов Е.И. Старые Чебоксары. Ч., 94. Изобразительное искусство Советской Чувашии. М.,80. История родного края. Учебное пособие. Хрестоматия. Часть 1. Ч. 93. История Чувашской АССР. Ч., 66.

Каховский В.Ф., Захаров Т.З., Степанов В.Р. Рассказы по истории Чувашии. Ч., 91. Каховский В.Ф. Наша Республика.4., 80.

Константин Иванов, составители А.П. Хузангай, Г.С. Семенова. Ч.,90. Краткая чувашская энциклопедия. Ч., 2001. Культура Чувашского края. 4.1. Учебное пособие. Ч„94.

Можаров Г.Г., Никитин А.С. Памятные места и достопримечательности города Чебоксары и ЧАССР. Ч., 87.

Никитин Г. А., Крюкова ТА. Чувашское народное изобразительное искусство. Ч., 60. Николаев В.В., Иванов-Орков Г.Н., Иванов В.П. Чувашский костюм: от древности до современности. М.-Оренбург-Ч., 2002. Они боролись за счастье народное. Ч., 85. Орлов В.В. П.Е.Ефремов. Легенды и действительность. Ч., 97. Павлов Ф.П. Собрание сочинений. Ч,,92.

Проблемы национального в развитии чувашского народа. Ч., 99. Сергеев Т.С, Зайцев Я.И. История и культура Чувашии. Важнейшие события. Даты. Ч.,95.

Скворцов М.И., Григорьев А.Г. Культура Чувашского края. Учебная программа. Ч, 93. Современная Чувашия. Ч., 97.
Ургалкина Н.А. Моисей Спиридонович Спиридонов. Жизнь и творчество. Ч.,75. Федотов М.Р. Н.ИАшмарин. Краткий очерк жизни и деятельности. Ч.,95. Хрестоматия по культуре Чувашского края. Дореволюционный период. Ч., 2001. Художники Чувашской Республики. Составитель Игнатьев Г.А. Ч., 98. Чаваш Республикин композиторесем. Портрет пуххи. Ш.,98. Чаваш Республикин унерсисемсем. Портрет пуххи. Ш.,98. Чаваш писателесем. Портрет пуххи. Ш.,98.

Чуваши. Этническая история и традиционная культура. Авторы-сост.: Иванов В.П., В.В. Николаев, В.Д. Дмитриев. М., 2001. Юрьев М. Писатели Советской Чувашии. Ч., 75. Яковлев И.Я. Моя жизнь. Воспоминания. Ч., 97. и т.д.

Материалы газет и журналов. Видео, аудиокассеты, компьютерные диски, слайд-фильмы из комплекта для уроков КРК.


следующая страница >>
Смотрите также:
Пояснительная записка цели и задачи предмета «Культура родного края». Появление предмета «Культура родного края»
430.33kb.
2 стр.
Задачами курса «Культура родного края»
248.67kb.
1 стр.
Программа областной очно-заочной краеведческой школы «Культура родного края»
262.71kb.
1 стр.
Конкурс : «История, культура, и природа родного края»
220.25kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству
1116.59kb.
6 стр.
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству
1122.23kb.
6 стр.
Кирябинский спирто порошковый завод Цели и задачи исследовательской работы: Цель
69.32kb.
1 стр.
Программа для 9 класса общеобразовательных школ составители Аристархова Е. В. Булычёв М. В., Самсонов С. И
46.62kb.
1 стр.
Тихонова Елена Вячеславовна, учитель истории Одинцовской сош №9 им. Н. И. Неделина Пояснительная записка Содержание и особенности преподавания предмета
297.6kb.
1 стр.
«Воспитание любви к родному краю и природе родного края»
84.32kb.
1 стр.
Народные промыслы Владимирского края
82.56kb.
1 стр.
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании предмета «Физическая культура»
858.43kb.
3 стр.