Главная
страница 1
Раздаточный материал: "Драматургия ток-шоу: как сформулировать тему, и раскрыть ее, представив спектр мнений"
Разработано: Задорожная Наталья Павловна, канд. пед. наук, доцент, ст.н. сотрудник Лаборатории критического мышления Американского университета в Центральной Азии, тренер и сертификатор международной образовательной программы «Развитие критического мышления через чтение и письмо» и Ирина Анатольевна Чистякова – ст. преподаватель кафедры Международная журналистика Кыргызско-Российского (Славянского) университета для общественного фонда «Информ-Культура»
Свои замечания, предложения и пожелания направляйте специалистам Кластерного Бюро и фонда "Информ-Культура": mmtk@unesco.kz

Введение.

Одна из трудностей, с которой сталкиваются работники телевидения и радио – разработка интересных и качественных ток-шоу. Практикующие журналисты не владеют соответствующими профессиональными навыками. В специальной литературе недостаточно глубоко разработаны вопросы, связанные с драматургией ток-шоу: не конкретизированы подходы к определению тем для ток-шоу; нет четкого разграничения жанров ток-шоу; нигде не описана техника подготовки этого жанра, в частности не прослеживается глубинная связь между умением формулирования и разработки системы вопросов, проблематикой ток-шоу и профессиональной культурой его ведения.


Этот тренинг представляет собой руководство по разработке драматургической концепции телевизионного ток-шоу.


«Классификация вопросов. Сфера применения открытых и альтернативных вопросов».
Открытые и закрытые типы вопросов.
Все вопросы делятся на две большие категории: открытые и закрытые.

Открытые вопросы – это те, отвечая на которые нельзя ограничиться односложным ответом «да» или «нет». Они носят наиболее общий характер и влекут за собой ответы, не ограниченные ни формой, ни содержанием. Если можно так сказать - открытые вопросы более демократичны. Они не ограничивают в ответе, позволяют отвечать как односложно, так и широко - с пояснениями, оправданиям, рассуждениями, повествованием, описаниями и т.д.

Вот примеры вопросов открытого типа:



  1. На какой маршрутке я доеду до ЦУМа?

  2. В котором часу к нам придут гости?

  3. Почему вы проголосовали за кандидата П.?

  4. Какой стандарт высшего образования востребован в современном Кыргызстане?

Как видите, формулируя и задавая собеседнику вопрос открытого типа, можно разговорить собеседника, в ответе на открытый вопрос в речи собеседника могут возникнуть образы и картинки, могут всплыть драматические сюжеты, истории из прошлого. Кроме того, ответы на открытые вопросы выигрышнее цитировать, так как в них чаще и более колоритно отражается индивидуальность мобеседника.
В отличие от открытых, закрытые вопросы требуют утвердительного или отрицательного ответа. Их используют, когда нужно получить жесткую, прямую реакцию собеседника, проявление конкретной позиции (за или против), подтверждение или опровержение факта. Закрытые вопросы, в принципе не располагают ни к описанию, ни к объяснению, а предлагают завершенный, бесперспективный ответ, ответ-утверждение (отрицание)?

Вот примеры вопросов закрытого типа:



  1. Я доеду на этой маршрутке до ЦУМа?

  2. Придут к нам гости после трех?

  3. Вы проголосовали за кандидата П.?

  4. Нужно ли современному Кыргызстану высшее образование советского стандарта?


Закрытые вопросы не стимулируют развитие диалога, так как фактически сообщают собеседнику, что интервьюер заинтересован только в подтверждении или отрицании информации — не более. Большинство закрытых вопросов биполярны, т.е. предполагают всего два предсказуемых варианта ответа — «да» или «нет», не всегда подразумевая объяснения и аргументацию.
Преимущества и недостатки вопросов разного типа.
У открытых вопросов есть общие черты, которые определяют их преимущества и недостатки. Вот некоторые преимущества открытого вопроса:

  • побуждает собеседника отвечать, ни в чем его не ограничивая;

  • дает собеседнику возможность добровольно передать информацию, свободно говорить о своих чувствах, комментировать события;

  • ориентирует человека на размышления, анализ своих поступков, стимулирует рождение мыслей, которые ранее, может быть, и не приходили ему в голову;

  • ставит журналиста перед необходимостью внимательно слушать и наблюдать.



А это недостатки открытых вопросов:

  • могут спровоцировать длинный ответ, поэтому не всегда применимы в условиях лимита времени;

  • способны смутить собеседника, не привыкшего отвечать на общие вопросы;

  • могут вызвать сбивчивый и сумбурный ответ, сложный для понимания;

  • таят в себе необходимость задавать уточняющие вопросы, перебивая собеседника, что может его обидеть и привести к затруднениям в ходе беседы.

Тем не менее, открытые вопросы, несомненно, самый привлекательный инструмент для получения свободных, ярких и ничем не ограниченных ответов, заставляющих думать.


А привлекательность закрытых вопросов в том, что их легко задавать и на них нетрудно отвечать. Журналист при этом полностью контролирует ход беседы, так как этот тип вопроса обладает большей контролирующей возможностью, чем открытый вопрос.

Есть у закрытых вопросов и такие преимущества:



  • позволяют репортеру получить конкретную информацию, не дожидаясь размышлений собеседника;

  • экономят драгоценное время, так как предполагают быструю реакцию и краткие ответы;

  • дают возможность «разогреть» собеседника, не требуя от него серьезной работы ума.


Глубина вопроса.
Хочется отдельно сказать о качестве темы, затронутой в вопросе, потому что от нее зависят глубина и «вес» вопроса.

К примеру, считается, что ответы на закрытые вопросы абсолютно предсказуемы. Однако бывают случаи, когда, ответив «да» или «нет», собеседник пускается в рассуждения. Поэтому, порой вопрос закрытого типа нужен именно для того, чтобы собеседник мог сначала точно озвучить свой взгляд на спорную ситуацию, подтвердить мнение или опровергнуть факт, а затем объяснить свою позицию. Часто в этих непредсказуемых изречениях может содержаться очень ценная информация. Т.е., в данном случае появление закрытого вопроса – необходимое условие появления за ним вопроса открытого - типа почему? или зачем? Как правило, в таких вопросах речь идет не о каком-то обыденном, бытовом предмете, явлении или объекте. Обычно здесь речь идет о комплексных проблемах, социально значимых конфликтах или общественно-полезной информации. Потому что, в отличие от вопросов, нацеленных на выяснение конкретных фактов и обстоятельств дела, вопросы «зачем?» и «почему?», выясняющие цели и причины, можно отнести к более сложному уровню, требующему вдумчивого, концептуального ответа. По своему значению они не просты для ответа, так как побуждают собеседника к размышлению, к разбору и анализу ситуации, выдвижению версий случившегося.

Необходимо сказать, что, с другой стороны, не только вопросы закрытого типа могут порождать лаконичные ответы. Среди открытых есть разновидность – полуоткрытые вопросы, которые предполагают короткие ответы. Полуоткрытые вопросы нужны для того, чтобы получить конкретную информацию.

Например:

- Сколько часов в день вы смотрите телевизор?
Построение вопроса.
Открытые вопросы зачастую начинаются с вопросительных слов, например: Кто? Что? Где? Как? Куда? Сколько? и т.д. Определенный тип вопроса вызывает соответствующий тип ответа. Вот примеры такой зависимости:


  • В вопросе, в котором используется вопросительное местоимение кто в разных его падежах (без предлогов и с предлогами), запрашивается информация об объекте события, его участниках и действующих лицах.

«Кто присутствовал на переговорах?»;

«С кем из участников переговоров удалось найти общий язык?»;

«Кому из членов делегации пришла в голову идея подписания совместного заявления?»;

«Кого из делегатов не устроил текст совместного коммюнике?».


Если объект сообщения представляет собой неодушевленный предмет, то соответственно применяется вопросительное местоимение что и все его грамматические формы.

«Что вы увидели, когда началось солнечное затмение?»;

«Чего вам особенно недоставало во время полета в космос?».


  • Вопрос, использующий вопросительное местоимение что, на самом деле в более распространенной форме звучит: что произошло? — и выясняет, что случилось с объектом сообщения, какие действия он совершил, какие качества приобрел.

«Что вы сделали, когда почувствовали взрыв?»;

«Что произошло на самом деле с самолетом в момент катастрофы?».




  • Вопрос о неясном для спрашивающего обстоятельстве места задается при помощи наречия где. Оттенки обстоятельств происшедшего в вопросах выясняются наречиями куда и откуда.

«Где произошло крушение самолета?»;

«Куда теперь направляется ваша спасательная бригада?»;

«Откуда прилетел самолет с гуманитарной помощью пострадавшим от землетрясения?».


  • Вопрос об обстоятельстве времени оформляется с помощью наречия когда, а об оттенках этого обстоятельства — с помощью наречий с каких пор и до каких пор.

«Когда произошла авиакатастрофа?»;

«С каких пор (с какого момента, с какого времени) вы перестали доверять своим помощникам?»;

«До каких пор (до какого времени) будет работать комиссия по реституции памятников культуры?».


  • Вопрос, открывающийся наречием как, должен выяснить обстоятельства образа действия или события, а ответ — описать, как это произошло.

«Как вышло, что об этой аварии узнали только на следующий день?»;

«Как происходит солнечное затмение?»;

«Как же вам удалось освободить заложников?».


  • То, о чем спрашивает многозначный английский вопрос why, в русском языке задается двумя разными вариантами. Вопрос о целях поступков — с помощью наречия зачем (с какой целью); вопрос о причинах происшедшего — посредством наречия почему (по какой причине).

«Зачем понадобилось такое количество спасательных бригад?»;

«Почему на место происшествия вовремя не прибыла бригада врачей?».


Вопросы закрытого типа чаще всего начинаются с местоимения либо с глагола:

«Вы собираетесь участвовать в выборах?»

«Купите мне собаку?»
Есть еще одна разновидность вопросов закрытого типа – альтернативные. Они загоняют человек в туннель ограниченного выбора:

«Вы желаете купить телевизор или видеомагнитофон?»;

«Вас устроит типовой текст договора или в него нужно внести изменения?».

Конечно, здесь тоже можно ответить: мне не нравится и ни то, и ни другое. Все зависит от качества вопроса, широты темы и конкретных обстоятельств.


Еще раз хочется подчеркнуть, что именно вопрос – его тип, форма, широта, уместность – определяют не только ответ, но и перспективу дальнейшего развития диалога, а также эффективность всей коммуникации. То есть – сможем ли мы достичь поставленной цели.

(При подготовке этой темы использовалось учебное пособие М.Лукиной «Технология интервью»)




«Две типовых формы ток-шоу» (виды вопросов: закрытый альтернативный и открытый, цели)».
Цель вопрошания и типы вопросов
Драматургия ток-шоу тесно связана с вопросно-ответной основой этого жанра. Именно форма, качество, вид и логика последовательности вопросов определяют интригу и динамику развития сюжетной линии программы. Основные вопросы задает ведущий, а отвечают на них разные категории участников ток-шоу (герои, эксперты, зрители и т.д.).

В зависимости от той задачи, которую ставит ведущий на разных этапах программы, он использует различные типы вопросов.

Для того, чтобы получить фактическую информацию о человеке, событии, проблеме формулируются вопросы условно-открытого типа с вопросительными словами Что? Кто? Где? Когда? Сколько? Как?.

Например:

«Что вы увидели на месте происшествия?»

«Кто написал эту статью?»

«Где вы получили высшее образование?» и т.д.
Также функцию сбора информации выполняют вопросы закрытого типа, в формулировке которых уже заложен варианты ответа, и участники только выбирают один из них.

Например:

«У вас есть машина?»

«Вы согласны с мнением своего начальника?»

«Вам это нравится или нет?» и т.д.
Когда необходимо представить различные точки зрения, вызвать размышления о проблеме или инициировать дискуссию, ведущий задает вопросы открытого типа, стимулирующие эти процессы. Такие вопросы формулируются при помощи вопросительных слов Почему? Зачем? Насколько? Какой?
Вопросы, формулирующие проблему.
Вопросительную основу имеет и формулировка проблемы всей программы в целом. В начале программы обычно ведущий называет тему обсуждения и формулирует к ней вопрос, который определяет очень многое: структуру обсуждения, ширину и глубину проникновения в тему, ракурс, в котором рассматривается проблема и, наконец, состав участников программы.

Например:



«Какой стандарт высшего образования востребован в современном Кыргызстане?» или «Конкурентноспособно ли сегодня высшее образование советского образца?».
Эти два вопроса по-разному раскрывают одну тему, которую можно сформулировать так: «Многообразие стандартов высшего образования в современном Кыргызстане: проблемы и перспективы».

В первом случае, целью ток-шоу будет представление различных стандартов высшего образования, существующих сегодня в республике – вместе с проблемами, успехами, перспективами, особенностями, плюсами и минусами. Вопрос, стимулирующий такое развитие дискуссии открытого типа с вопросительным словом «Какой?»

Цель второго ток-шоу – вынести вердикт советскому стандарту высшего образования – быть ему или не быть. Поэтому, участники и аудитория этого ток-шоу сразу должны принять ту или иную позицию и защищать ее на протяжении всей дискуссии. Порождает такую структуру программы первоначальный вопрос – он закрытого типа, альтернативный по сути. Т.е. в формулировке вопроса уже заложен ответ, а участникам необходимо только определиться «за» или «против», выдержит ли конкуренцию советское образование или нет.
Зависимость схемы ток-шоу от формы основного вопроса.
Чаще всего на современном телевидении эксплуатируется вторая форма ток-шоу, с альтернативным вопросом в основе. В качестве примера можно привести популярные программы российского телевидения «Основной инстинкт», «Принцип домино», «Свобода слова». Динамику такой программе задает конфликт, скрытый уже в самой формулировке вопроса. Аудитория делится на два лагеря и участники каждого доказывают свою правоту. В таком ток-шоу главное, чтобы противоборствующие стороны были в одной весовой категории и сумели наиболее полно раскрыть и представить свою позицию.

Первая форма ток-шоу, основанная на открытом вопросе, также эффектна и присутствует в телеэфире. Это такие программы как «Культурная революция» Михаила Швыдкого или «Времена» Владимира Познера. К примеру, последний недавно пригласил на программу экспертов, чтобы обсудить вопрос «О каких угрозах для России говорил Владимир Путин в послании к народу?». Основной вопрос программы (открытого типа) может быть раскрыт только через разнообразные мнения участников. Сложность организации и проведения ток-шоу такого типа заключается в том, что эта форма требует приглашения участников дискуссии очень высокого уровня, мнения которых интересны зрителям.



Программа тренинга:
Упражнение 1. Знакомство.

(Разминка)



Упражнение 2. «Критический анализ ситуации».

Для чего упражнение?

Описанная работа, показывает, что вопросы в нашей жизни возникают не на пустом месте, а обусловлены объективной необходимостью и являются реакцией на определенную ситуацию. А сам процесс вопрошания всегда направлен на решение проблемы, возникшей в этой ситуации.



Упражнение 3. “Poster Session”

Для чего упражнение? Описанная работа, показывает, что, задавая вопрос, мы всегда преследуем какую-либо конкретную цель. Причем можно проследить четкую зависимость: какова цель, таков и вопрос. Или – наоборот: как сформулируешь вопрос, такую цель и достигнешь.

Дальнейшая работа показывает, что не смотря на многообразие ситуаций и вопросов в нашей жизни, их можно классифицировать, при чем по различным основаниям. Например, в зависимости от поставленной цели, можно выделить вопросы, направленные на получение фактической информации, мнения, уточнения информации, оценки, комментария, эмоции и т.д.


Упражнение 4. Поиск истины.

Что дает упражнение? Описанная работа, показывает, какова техника формулирования вопросов. Таблица с вопросительными и ключевыми словами представляет исходный материал для их составления.. Это упражнение подводит участников семинара к пониманию роли вопросов в достижении определенной цели и необходимости их организации в определенной последовательности. Оно способствует совершенствованию навыков формулирования вопросов через овладения техникой вопрошания.
Упражнение 5. Мозговой штурм: «Что такое ток-шоу?».
Упражнение 6. Выбор цели: форма вопроса – форма ток-шоу.

Что дает упражнение? В процессе описанной работы участники тренинга приходят к пониманию, что движение к цели ток-шоу складывается из ответов на вопросы. Кроме того, выполняя это упражнение, они приобретают навык соотнесения формы вопросы и цели ток-шоу, навык выбора ракурса ток-шоу.
Упражнение 7. Зигзаг. (Три типа противоречий в драматургии ток-шоу).

Что дает это упражнение? Эта работа способствует тому, чтобы участники уточнили свое представление о природе конфликта, увидели один из возможных путей выявления конфликтов (противоречий) в жизни и обозначение их в формулировке вопроса. Фактически, это работа над техникой поиска и определения тем и проблем для ток-шоу.
Упражнение 8. Упражнение с мячом.

Что дает упражнение?

Описанная работа, показывает, что в любом конфликте, лежащем в основе проблематики ток-шоу, можно выделить, по крайней мере, один из трех типов противоречий: хочу – (не) могу; хочу – (не)имею; новое – старое.


Упражнение 9. Дискуссия «Уголки» (Схема ток-шоу – характер вопроса – роль ведущего – участники)

Что дает упражнение? Такой ход дискуссии подчеркивает важность вопросов в решении проблемы. Кроме того, подталкивает всех участников к проявление гибкости: важно найти решение, пусть не для всех, но хотя бы для себя. Участники в процессе дискуссии приходят к пониманию взаимосвязи характера проблемного вопроса, формы дискуссии и схемы ее ведения.
Упражнение 10. Мозговой штурм

Что дает упражнение? Такая работа способствует созданию основы для размышления. Участники фокусируются на теме предстоящих размышлений.
Упражнение 11. Анализ ток-шоу (на примере программы «Принцип домино» или др.).

Что дает упражнение? Данная аналитическая работа дает возможность участникам тренинга обобщить весь полученный опыт о драматургии ток-шоу и приближает их к непосредственной разработке программы.
Упражнение 12. Ролевая игра. (Разработка и создание сценария ток-шоу на заданную тему).


Смотрите также:
Руководство по разработке драматургической концепции телевизионного ток-шоу. «Классификация вопросов. Сфера применения открытых и альтернативных вопросов»
129.11kb.
1 стр.
Молодежное ток-шоу «Время активных людей?!»
21.18kb.
1 стр.
Технология подготовки и проведения ток-шоу
35.7kb.
1 стр.
Технология подготовки и проведения ток-шоу
36.95kb.
1 стр.
«жанровое своеобразие ток-шоу в эфире федеральных телеканалов»
17.27kb.
1 стр.
"психологический портрет телеведущего (на примере российских ток-шоу)"
13.04kb.
1 стр.
«популяризация артхаусного кино в телепередачах в формате ток-шоу»
16.12kb.
1 стр.
Примерный перечень вопросов к экзамену Осн сет технологий — при-41 0910 Классификация
50.21kb.
1 стр.
Выпускная квалификационная работа на соискание квалификации инженер
22.98kb.
1 стр.
Инструкция для абитуриентов Тест состоит из 7 групп вопросов по уровням сложности
483.83kb.
3 стр.
Реферат по теме, оговоренной с предполагаемым научным руководителем. Перечень вопросов по теоретическим
67.64kb.
1 стр.
Н. Э. Баумана 9 октября 2010 года Главный Учебный корпус Москва, 2-я Бауманская
13.04kb.
1 стр.