Главная
страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5

Психика и деятельность. Понятие психической деятельности, её специфика и структура. Основные формы психической деятельности. Осознанные и автоматизированные компоненты деятельности. Социальная обусловленность психической деятельности. Развитие личности в деятельности. Понятие психического нарушения. Психические болезни. Психодиагностика как разновидность диагностической деятельности. Психотерапия, её виды.


Виды и развитие личности в деятельности; эффективность деятельности и здоровье; врач и пациент как партнеры в управлении деятельностью, направленной на здоровье пациента; деятельность и психические процессы (умения, навыки и привычки).

Ощущение. Виды ощущений. Связь различных ощущений с объективными свойствами среды. Модальность ощущений. Свойства ощущений: качество, интенсивность, длительность, пространственная локализация. Пороги ощущений. Сенсибилизация.

Восприятие. Виды восприятия. Физиологические механизмы восприятия. Основные свойства восприятия: предметность, целостность, константность, структурность, осмысленность, апперцепция, активность.

Внимание. Физиологические механизмы внимания и ориентировочный рефлекс. Классификация теорий внимания по Н. Н. Ланге. Концепция установки Д. Н. Узнадзе и внимание. Распределения и объем внимания. Отвлекаемость.

Память. Определение памяти. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание. Теории памяти в психологии: ассоциативная, гаштальттеория памяти, смысловая концепция памяти, психоаналитическая, деятельностная концепция Выготского-Леонтьева. Двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логическая память. Кратковременная, долговременная, оперативная память.

Воображение. Виды и функции. Два вида творческой фантазии – конкретный и абстрактный. Сон и сновидения. Психика и биогенные ритмы организма.

Мышление и речь в психической деятельности.

Мышление как высший психический процесс. Природа и виды мышления. Теории мышления в психологии. Операции мыслительной деятельности. Основные процессы мышления: суждение, умозаключение. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности. Логические операции мышления: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизация.

Индивидуальные стили мышления. Классификация типов мыслительной деятельности (по признакам экстраверсии-интроверсии; доминирования рационального или иррационального, эмоционального или логического).

Особенности творческого мышления. Трехмерная модель интеллекта по Дж. Гилфорду. Оценка интеллекта (уровень интеллектуальных возможностей индивида).

Расстройства мышления. Интеллект. Понятие интеллекта. Концепция развития детского интеллекта по Ж.Пиаже. Критерии интеллектуальной активности.

Речь как средство общения и инструмент мышления. Виды и функции речи. Формирование речи у детей.

Развитие мышления ребенка.



Раздел 3. Психология личности. – 15 часов

Структура личности в психологии. Основные компоненты личности.



Психологические характеристики личности. Понятие личности в психологии. Психические свойства личности. Особенности социализации личности. Интеграция научных дефиниций личности.

Иерархическая структура личности по К. К. Платонову: биологические, конституциональные свойства; особенности познавательных процессов; опыт: умения, знания, навыки; направленности: убеждения, мировоззрение, личностные смыслы, интересы. Проблема личности в работах Б. Г. Ананьева. Комплексный подход Б. Ф. Ломова к исследованию личности.



Три типа теорий личности: психодинамические, социодинамические, интеракционистские. Теория черт личности.

История исследований личности: фрейдизм и неофрейдизм (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, К. Хорни, Г. Салливан); вклад Г. Айзенка, Г. Олпорта и Р. Кеттела в разработку проблемы личности в психологии;

проблема личности в гуманистической психологии (К. Роджерс, Г. Олпорт, А. Маслоу); теория социального научения и вопрос об устойчивости личности; феноменологический подход. Концепция развития личности Э. Эриксона.



Структура личности. В. С. Мерлин, Т. Парсонс, С.Рубинштейн о компонентах личности. Влияние личности пациента на возникновение, течение болезни и возможности влияния болезни на его психику. Личность врача как фактор доверия к нему пациента. Взаимодействие личности и коллектива. Профессиональное взаимодействие. Сущность и структура трудового процесса. Психология совместного коллективного труда. Особенности профессионального взаимодействия врача и трудового коллектива.

Способности. Темперамент. Характер. Воля. Эмоции.

Эмоциональные процессы. Факторы, вызывающие эмоции. Эмоциональное обеспечение поведения. Эмоциональные особенности личности. Понятие о фрустрации. Механизмы интрапсихической защиты. Психология горя. Профилактика страха и тревожности. Классификация эмоциональных проявлений человека: собственно эмоции, аффекты, настроения, стресс, страсть, чувства. Теории эмоций в психологии. Стресс и фрустрация. Патофизиологические механизмы психосоматических заболеваний. Пограничные нервно-психические расстройства. Эмоции и мотивация. Вербализация эмоциональных состояний. Эмоциональные особенности личности. Страдание и горе. Функции горя. Синдром острого горя. Страх и тревожность. Субъективное переживание страха. Развитие и социализация страха. Взаимодействие страха с другими эмоциями. Терапия страха. Психогигиена медицинского работника. Механизмы интрапсихической защиты.

Потребностно-мотивационная сфера личности.


Мотивация поведения. Эффективность деятельности и здоровье.

Представление о мотиве. Теории мотивации. Мотивационная сфера личности. Осознанные и неосознанные мотивы. Мотивы и смысл. Мотивация и здоровье. Мотивация и болезнь. Психологический смысл болезни.

Потребности и отношения личности. Классификация потребностей. Эмоции и потребности.

Мотивационные черты личности: тревожность, агрессивность, устойчивость к фрустрации, уровень притязаний. Мотивы и успешность притязаний.



Психосоциотипы.

Жизненные сценарии в судьбе человека. Адаптивность человека и его инстинкты. Формирование жизненных целей. Личностный рост и комплекс неполноценности. «Локус контроля»: типы и поведения.

Раздел 4. Психология человеческих взаимоотношений. – 20 часов.

Психология общения.


Понятие общения. Содержание, цели и средства общения. Стороны общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная. Виды общения: непосредственное, опосредованное; формальное и неформальное; по числу участников; по характеру используемых средств (вербальное, невербальное). Перцептивная сторона общения. Первое впечатление. Взаимопонимание. Установки. Предубеждения. Эффекты, наблюдаемые при восприятии людьми друг друга: ореола новизны, первичности, стереотипизации. Эмпатия.

Уровни общения: примитивный, «контакт масок», игровой, конвенциональный, деловой, духовный. Эмпатия и эмоциональная идентификация.

Коммуникация; структура коммуникативного процесса. Коммуникативные барьеры. Каналы коммуникации. Трансфер и контртрансфер.

Функции и структура общения. Самопонимание и саморегуляция в процессе общения. Трансактный анализ общения. Компоненты структуры общения и их значение для установления доверительных отношений. Профессиональное общение медика.

Механизмы восприятия людьми друг друга

Восприятие мира. Восприятие как процесс создания субъективного образа объективного мира. Подпороговое восприятие. Восприятие в лечебно-диагностическом процессе.



Внутренняя картина здоровья. Восприятие и деятельность. Свойства восприятия. Классификация восприятий. Восприятие как действие. Вербальная и невербальная коммуникации. Общение как восприятие людьми друг друга: перцепция, идентификация рефлексия, каузальная атрибуция. Закономерности и эффекты социальной перцепции. Интимные межличностные отношения: дружба, любовь, виды любви. Барьеры и конфликты в общении.

Теории межличностного взаимодействия: теория обмена (Хоманс, Дойч, Блау); теория символического интеракционизм; трансакционная теория (Э.Берн); психоаналитические теории.

Виды взаимодействия (кооперация, конкуренция, согласованное взаимодействие, помогающее общение). Компоненты структуры общения и их значение для установления доверительных отношений.

Коммуникативная компетентность. Стратегии, тактики общения. Механизмы восприятия людьми друг друга. Синтоническая модель общения. Виды слушания.

Средства и методы психологического воздействия: вербальная и невербальная информации; вовлечение человека в специальную организованную деятельность; регуляция степени и уровня удовлетворения потребности. Установки. Функции установок. Различия во внушаемости людей.

Правила «хорошего слушания» (психотехнические упражнения).


Психология человеческих взаимоотношений в группах и коллективах. Психология групп.


Структура группы и ее психологическое измерение. Понятие группы. Формирование групп. Классификация групп. Виды малых групп. Межличностные отношения в группах. Влияние группы на личность. Терапевтические группы. Взаимодействие в группе.

Взаимодействие людей в неорганизованных группах. Основные параметры малой группы. Групповые нормы. Социально-психологические явления в малых группах: психологический климат, социальные санкции.

Межличностные отношения в группах. Виды и характер взаимоотношений в группах-диадах и группах-триадах. Эффективность групповой деятельности: определение оптимальной величины группы; коллектив как малая группа.

Личность и группа: двойственность влияния группы на индивида; группа как носитель образцов для подражания; конформное поведение: причины конформизма, нонконформизм.

Руководство и лидерство в группах: типы лидерства; теории лидерства; стили управления, их классификация; особенности администраторских и лидерских качеств руководителя и его управленческий стиль.

Конфликты: типы и фазы протекания; переход из делового конфликта в межличностный; конфликтные личности и способы нейтрализации источников конфликта.

Семья как социально-культурная среда воспитания личности. Семья как малая группа

<< предыдущая страница  
Смотрите также:
Рабочая учебная программа наименование дисциплины психология специальность 040400. 62 Социальная работа
437.46kb.
5 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины: Социальная психология (наименование дисциплины) Специальность
1297.15kb.
5 стр.
Учебная программа дисциплины дисциплина опд. Ф 1 Психология: Социальная психология Укрупненная группа 040000 Социальные науки
98.64kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине История социальной работы По направлению подготовки
172.88kb.
1 стр.
Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению подготовки 040400. 68 Социальная работа Улан Удэ 2012
195.2kb.
1 стр.
Рабочая программа по дисциплине «общественные организации и социальная работа» Для специальности 040101 «Социальная работа»
105.44kb.
1 стр.
1 Цели и задачи изучения дисциплины 1 Цель преподавания дисциплины Учебная дисциплина «Социальная работа молодежных общественных организаций»
287.74kb.
1 стр.
Рекомендуемая тематика научно-практической работы для студентов, обучающихся по направлению 040400. 62 «Социальная работа» Перейти к образовательной траектории Образовательная траектория «Социальная работа в системе социальных служб»
58.42kb.
1 стр.
Учебная программа по дисциплине «Психологическая служба в образовании» (наименование учебной дисциплины) для специальности «Педагогика и психология»
573.43kb.
2 стр.
Учебная программа для специальности 1-03 04 02-02 «Социальная педагогика. Практическая психология»
176.82kb.
1 стр.
Учебная программа по дисциплине «История психологии» 4 курс 7 семестр (наименование учебной дисциплины) для специальности 050706 «Педагогика и психология»
728.1kb.
4 стр.
Программа дисциплины Социальная психология (2 -3 курс) для направления 030300. 62 «Психология» подготовки бакалавра
603.2kb.
5 стр.