Главная
страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5

27

Обслуживание систем охлаждения турбогенераторов.
Эксплуатация: контроль за t; чистота водорода; герметичность (т.е. контроль за давлением внутри генератора); t воды на входе и выходе генератора (при водяном охлаждении); контроль за уровнем масла.

Системы охлаждения: косвенная и непосредственная.

В турбогенераторах, мощностью 2,5-12МВт применяется воздушное охлаждение, которое выполняется по замкнутой системе: воздух, отобравший теплоту от обмоток и др. элементов, поступает в воздухоохладитель, где отдает теплоту воде, проходящей по трубкам, и затем, охлажденный, вновь направляется в машину.

Для турбогенераторов, мощностью30МВт, применяется косвенная водородная система охлаждения. В среде водорода изоляция обмоток работает надежно и долговечно. Уменьшается опасность развития пожара в машине при её повреждении, т.к. водород не поддерживает горение.

Водородное охлаждение в обслуживании сложнее, чем воздушное. Во-избежании попадания воздуха в машину, и образования взрывоопасной смеси, давление водорода приходится постоянно поддерживать выше атмосферного. Следовательно, корпус машины должен быть газоплотным (устанавливают уплотнения, для предотвращения утечки водорода).

При непосредственной системе охлаждения, в качестве охлаждающей среды используется водород, вода или тр-ное масло. Теплота от меди обмоток отбирается охл-щей средой, непосредственно соприкасающейся с медью.

Попадание воздуха или водорода в систему водяного охлаждения обмоток, может привести к образованию газовых пробок в головках и каналах проводников стержней обмотки, что нарушит нормальную циркуляцию охлаждающего конденсата и вызовет сильный быстрый перегрев проводников.

Персонал должен 2 раза в смену осматривать газовую ловушку, подключенную к сливному коллектору через постоянно открытый вентиль, для контроля за появлением газа в конденсате. При появлении газа в ловушке, делается его химический анализ. Для вытеснения воздуха из водяной системы, её заполнение конденсатом производится при открытых дренажах на напорном и сливном коллекторах обмотки, на теплообменниках и фильтрах. Система считается заполненной лишь после прекращения выделения пузырьков воздуха из контрольных дренажных трубок обмотки статора.

При появлении в корпусе генератора небольшого количества воды, её следует слить и проверить, нет ли течи или конденсации влаги на стенках газоохладителей. Если нет, а вода скапливается вновь, то это указывает на появление течи в системе водяного охлаждения обмотки. В этом случае генератор должен быть немедленно разгружен и отключен от сети.

Для контроля за наличием циркуляции конденсата, по всем параллельным ветвям под клинья в пазах статора заложены терморезисторы, от которых при повышении t сверх 75ºС, обеспечивается подача сигнала, после чего нагрузка генератора должна быть уменьшена настолько, чтобы t снизилась до 75ºС. При первой возможности генератор останавливают для выяснения причины повышения нагрева. Работа генератора при отсутствии циркуляции запрещается во всех режимах, кроме режима холостого хода (ХХ) без возбуждения.

Температура входящего конденсата должна поддерживаться на уровне 40±5ºС, а t выходящего конденсата не должна превышать 85ºС.

28

Подготовка персонала для работы на энергообъектах.


  1. Медкомиссия (лица, достигшие 18 лет);

  2. Вводный инструктаж, инструктаж по ТБ;

  3. Обучение (знать теорию по ТБ и ПТЭ – правила технич. эксплуатации);

  4. Пройти инструктаж;

  5. Стажировка (наблюдение за старшим);

  6. Сдать дублирование (под наблюдением старшего – учеба длится 6 мес.);

  7. После учебы сдать экзамен – определяется группа допуска;

  8. Самостоятельная работа.


28

Основные неисправности электродвигателей.
При включении эл/двигатель не вращается, гудит или вращается, но очень медленно. Обрыв в цепи статора. Во-избежании сгорания двигателя, необходимо отключить его выключатель, пускатель или контактор.

  • Обрыв или слабый контакт в цепи фазного ротора. Двигатель при этом повреждении может вращаться, но с малой частотой. Ток статора колеблется с частотой скольжения. При нарушении контакта в обмотке ротора, из двигателя могут появиться искры и дым.

  • Механическое заедание в двигателе или механизме. Для проверки отсутствия заедания, необходимо провернуть агрегат за муфту.

  • Недопустимая несимметрия зазора между ротором и статором. При этом двигатель проворачивается за муфту без заедания. Сопротивление изоляции обмотки в норме. Причина неисправности устанавливается путём измерения зазора при снятых торцевых крышках.

  • Недостаточное превышение пускового момента двигателя над начальным моментом механизма. При повышенном напряжении двигатель разворачивается нормально. Необходимо заменить двигатель на другой, с более высоким пусковым моментом или с большей мощностью.

  • Витковое замыкание в обмотке статора. Как правило, в крупных двигателях, и тем более, высоковольтных, витковое замыкание при первом же включении сопровождается появлением замыкания на корпус и коротким замыканием между фазами.

  • Неправильная схема соединения обмотки статора в звезду, вместо треугольника.

При работе двигателя обнаружен повышенный нагрев подшипника скольжения.

  • низкий уровень масла, медленное вращение смазочного кольца, загрязнение масла;

  • появление осевых усилий на вкладыш, вызванных износом деталей полумуфт (пальцев, зубьев, шестерен и т.д.);

  • плохая шабровка вкладыша или нарушение её, в результате частичного подплавления баббита.

При работе двигателя обнаружен повышенный нагрев подшипника качения.

  • отсутствие смазки, в результате её вытекания или высыхания из-за несвоевременной замены;

  • излишки смазки – обычно наблюдается после ремонта. Необходимо уменьшить (до 2/3);

  • появление дефектов в подшипнике: раковин, трещин, срабатывание, разрушение сепаратора и задевание его за обоймы подшипника – сопровождается появлением ненормального шума при вращении подшипника.

При работе двигателя обнаружен повышенный нагрев его корпуса.

  • перегрузка двигателя по току; – засорение водяных охладителей; – забивание грязью и пылью защитных сеток в торцевых щитах со стороны подвода холодного воздуха; – забивание грязью и пылью вентиляционных каналов стали статора и ротора (продуть сжатым воздухом).

Нарушение изоляции между листами стали статора. При работе двигателя, из него появились искры и дым. Защита не работает. Вероятная причина – задевание ротора за статор. Необходимо аварийно отключить двигатель.

Сильная вибрация электродвигателя. При появлении вибрации, превышающей норму, двигатель должен быть выведен в ремонт при первой возможности, а при сильной и возрастающей вибрации – должен быть остановлен аварийно.
29

Переключения при выводе в ремонт выключателей и вводе их в работу после ремонта.
Выключатели предназначены для отключения токов КЗ и для нечастых включений и отключений в любых режимах. Ремонт выкл. целесообразно производить при отключенных эл/цепях, в которых они установлены. Но отключения эл/цепей на длительный срок не всегда возможны, поэтому вывод в ремонт их выкл. осуществляется одним из способов:

  • при схемах с одним выкл. на цепь и двумя системами шин, выкл. выводят из схемы, а вместо него в схему вводят шиносоединительный выключатель (ШСВ);

  • при схемах с одним выкл. на цепь, одной или двумя основными и обходной системами шин, цепь заводят на обходную систему шин и её выкл. заменяют обходным;

  • при схемах с двумя выкл. на присоединение и двумя системами шин, выводимый в ремонт выкл. и его разъединители, с обеих сторон отключают.

Для замены ШСВ, требуется два непродолжительных отключения цепи: одно – для установки перемычки, вместо выводимого в ремонт выкл.; другое – для снятия перемычки, после окончания ремонта. Необходимо также освобождать одну из систем шин, для включения на неё цепи, выкл. которой выводится в ремонт. В случае замены выкл. цепи обходным выкл., все переключения проводят без отключения цепи и освобождения рабочей системы шин, что является преимуществом.

Основные группы операций при замене выключателя цепи обходным выключателем:

  • включением обходного выкл. с мин. уставками на его защитах, обходную систему шин опробуют напряжением. Отключают обходной выкл., при этом с обходной системы шин снимают напряжение;

  • включением на обходную систему шин разъединителя цепи, выкл. которой предполагается вывести в ремонт, подают напряжение на обходную систему шин;

  • включают обходной выкл. с уставками на его защитах, соответствующими уставкам защит цепи и введёнными в схему дифференциальной защиты шин (ДЗШ) тр-рами тока обходного выкл. Отключают выводимый в ремонт выкл. цепи;

  • отключают ДЗШ и из её схемы выводят тр-ры тока отключенного в ремонт выкл. цепи;

  • при необходимости, с выводимого в ремонт выкл., переводят на обходной выкл. быстродействующие основные защиты, которые затем проверяют под нагрузкой и включают в работу, потом включают устройства автоматики;

  • отключают разъединители и выводимый в ремонт выкл. заземляют.

Основные группы операций при вводе в работу выключателя цепи, включенной с помощью обходного выключателя, после окончания ремонта:

  • с вводимого в работу выкл. снимают заземление;

  • к тр-рам тока вводимого в работу выкл. подключают временные, проверенные от постороннего источника тока защиты;

  • при помощи испытательных блоков к схеме ДЗШ подключают цепи тр-в тока, вводимого в работу выкл.;

  • включают линейные и шинные разъединители и выкл. цепи, после чего, отключают обходной выкл.;

  • переводят с обходного выкл., проверяют под нагрузкой и включают по нормальной схеме, с действием на введённый в работу выкл. все защиты цепи, а временно включенные защиты отключают; включают устройство автоматики;

  • отключают разъединители цепи от обходной системы шин.


29

Общие положения по ликвидации аварий.


  • Быстрая оценка аварийного положения и немедленное принятие мер, обеспечивающих безопасность персонала и устраняющих угрозу повреждения оборудования;

  • выполнение ряда операций, предотв-щих развитие аварии и устраняющих аварийный режим;

  • своевременное информирование вышестоящего дежурного о причинах аварии и принятых мерах по её ликвидации.

Объективное суждение о создавшемся аварийном положении производится на основании: сигнализации положения выключателей, показаний изм. приборов; выпавших флажков устройств РЗ и автоматики; световых табло на панелях щитов управления.

Оценивая аварийное положение по указателям РЗ, учитывают принципы их действия, виды повреждений, на которые реагируют защиты, и зоны их действия. По общему представлению об аварии, намечается ориентировочный план действия по её ликвидации.

Все переключения в аварийных условиях выполняются персоналом в строгом соответствии с ПТЭ, правилами по ТБ и с обязательным применением защитных средств.

30

Что понимается под обслуживанием вторичных устройств.
Для управления и контроля за работой оборудования на станциях и ПС сооружаются щиты управления: главные и местные (блочные, агрегатные, цеховые). На щитах управления сосредотачиваются аппараты дист. управления выключателями и разъединителями, аппараты регулирования режима работы генераторов и синхронных компенсаторов, контр.-изм. и сигнальные приборы, устройства аварийной сигнализации, средства связи. В помещениях щитов управления эл/станций и ПС размещают панели устройств РЗ и автоматики, регистрирующие приборы, осциллографы и пр. Все аппараты управления, сигнализации и регулирования, эл/изм. приборы, реле защиты и автоматики – относятся к вторичным устройствам.

Обслуживание. Все вновь смонтированные вторичные устройства перед включением в работу, налаживают и испытывают повышенным напряжением. Изоляция вторичных цепей должна выдерживать напряжение 1000В переменного тока, в течение 1 мин.

Вторичные устройства, аппараты и соединяющие их цепи подвергают систематическому профилактическому контролю и восстановлению.

Находящиеся в эксплуатации приборы, реле защиты и автоматики должны быть закрыты и опломбированы, регулярно осматриваться дежурным персоналом, при необходимости очищаться от пыли и загрязнений.

30

Основные методы контроля состояния изоляции.
Изоляция предназначена для изолирования токоведущих частей друг от друга и для изолирования от нетоковедущих частей. Нетоковедущие части – это корпус.

Изолирующие материалы: твердые (фарфор, стекло, пластик, картон); жидкие (масло); газообразные (элегаз и воздух сжатый или атмосферный); силикон.

Электрические свойства изоляторов зависят от состояния их поверхности. Изоляторы должны периодически очищаться от загрязнений.

В ряде случаев это производится во время ремонта. В закрытых РУ налет пыли удаляется под напряжением специальной щеткой и пылесосом. На открытых РУ иногда практикуется обмывка изоляторов прерывистой струёй воды под напряжением, с помощью специальных прерывателей типа ПСВФ. Допустимые расстояния от прерывателей до обмываемых изоляторов при U=110кВ – не менее 3,5м, а при U=220кВ – не менее 5м.

При эксплуатации опорных изоляторов необходимо следить за состоянием мест склейки элементов между собой и с арматурой. Поверхность цементных швов следует защищать влагостойкими покрытиями от проникновения в них влаги, т.к. замерзание влаги в цементной связке создает дополнительные механические напряжения в фарфоре и фланцах.

Твёрдая изоляция измеряет коэффициент абсорбции, жидкая изоляция – tg угла диэлектрических потерь, т.е. степень увлажнения. Состояние изоляции судим по манометрам. Коэффициент абсорбции контролирует коэффициент влаги (если коэффициент = 2%, то это хорошо). Измерение изоляции производят с помощью мегомметра и сравнивают с предыдущими измерениями.



Твёрдую изоляцию сушат вентиляторами или в печках.

<< предыдущая страница  
Смотрите также:
Курс лекций по дисциплине Эксплуатация электрооборудования электрических станций, сетей и систем наименование дисциплины для специальности
724.35kb.
5 стр.
Объем и нормы
6101.86kb.
32 стр.
Рабочая программа по дисциплине «Техника микропроцессорных систем в коммутации» (тмпс в К) (наименование дисциплины) для специальности
207.29kb.
1 стр.
Учебная программа по дисциплине «История психологии» 4 курс 7 семестр (наименование учебной дисциплины) для специальности 050706 «Педагогика и психология»
728.1kb.
4 стр.
Зоны деятельности компании по районам г. Москва в части касаемо распределительных электрических сетей (рэс)
44.96kb.
1 стр.
Технической эксплуатации электрических станций и сетей
4242.6kb.
21 стр.
Конспект лекций по дисциплине Эксплуатация ЭВМ и систем
1997.39kb.
19 стр.
Адаптационные дисциплины Программное обеспечение вычислительных систем и сетей
899.58kb.
6 стр.
Курсовая работа по дисциплине «эксплуатация судовых энергетических установок»
214.86kb.
1 стр.
Лабораторная работа №9 цифровые системы
47.38kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины
146.83kb.
1 стр.
Рабочая программа по дисциплине: «Основы управления локомотиворемонтным предприятием» (Наименование дисциплины) для специальности
389.73kb.
1 стр.