Главная
страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5

21

Аккумуляторные батареи (АБ) и их обслуживание.
На станциях и ПС применяются свинцово-кислотные аккумуляторы типа С (СК) в открытых стеклянных сосудах, а аккумуляторы большой ёмкости – в деревянных баках, выложенных внутри свинцом. Аккумуляторные пластины разной полярности находятся в одном сосуде, отделяются друг от друга сепараторами. Сосуды заполняются электролитом (водным р-ром чистой серной к-ты). Положительные и отрицательные пластины выполняются из чистого свинца, но разной формы.

Основными характеристиками аккумуляторов типа С (СК) являются: номинальная ёмкость, продолжительности и токи разряда, максимальный ток заряда.

В эксплуатации ёмкость ак-ра зависит от концентрации и t эл/лита, от режимного разряда. С ростом плотности эл/лита, ёмкость ак-ра возрастает. Однако крепкие р-ры способствуют ненормальной сульфатации пластин. Повышение t эл/лита, также приводит к возрастанию ёмкости, что объясняется снижением вязкости и усилением диффузии свежего эл/лита в поры пластин. Но с повышением t увеличиваются саморазряд ак-ра и сульфатация пластин. В помещении, где установлена АБ, t воздуха должна быть в пределах 15-20ºС.

АБ могут работать в режиме постоянного подзаряда, как без добавочных элементов и элементного коммутатора, так и при наличии этих устройств.

Для заряда и подзаряда крупных АБ, применяются двигатели-генераторы. В качестве подзарядных устройств применяют выпрямители. Следят за нагревом полупроводниковых эл-тов, t окружающ. воздуха, отсутствием кислотных паров и влаги в помещении.

При осмотре АБ проверяются целостность сосудов и уровень эл/лита, правильность положения покрывных стекол, отсутствие коробления пластин и их цвет, уровеньи характер шлама;измеряются плотность и t эл/лита, напряжение контрольных элементов; проверяется исправность элементного коммутатора, вентиляции и отопления (в зим. время) аккумуляторного помещения. Результаты заносятся в журнал. Периодичность осмотров устанавливается местной инструкцией.

Текущие ремонты АБ производятся аккумуляторщиками, или специально обученными эл/монтёрами.

Плановые кап. ремонты, с заменой всех, или значительной части пластин, сепарации и эл/лита назначаются при сильном износе пластин и потере батареей ёмкости, поручается специализированным организациям.


22

Приёмка кабельной линии в эксплуатацию.
Прокладка и монтаж кабельных линий всех напряжений, сооружаемых строительно-монтажными организациями других ведомств, и передаваемых затем в эксплуатацию энергосистеме, производятся под техническим надзором её эксплуатационного персонала. Ведётся контроль за качеством работ, проверяется состояние прокладываемого кабеля на барабанах, качество применяемых муфт и монтажных материалов. Принимаются скрытые работы, к которым относятся осмотр проложенного кабеля, проверка соблюдения необходимых расстояний в местах сближений и пересечений сооружаемой линии с другими кабелями и подземными коммуникациями, монтаж муфт и др.

Приёмка кабельной линии в эксплуатацию осуществляется специальной комиссией, проверяется техническая документация и производится обход трассы.

Техническая документация: план трассы; план профиля трассы; акты на скрытые работы (подписанные обеими сторонами); акты испытания кабельной линии (производится постоянным током, на прочность изоляции под напряжением).

Для включения кабельной линии в работу, производятся:



  • определение целостности кабеля и фазировка его жил;

  • измерение сопротивления заземления у концевых муфт;

  • проверка действия устройств защиты от блуждающих токов;

  • определение активного сопротивления жил кабеля и рабочих ёмкостей (при U=20кВ и выше);

  • измерение сопротивления изоляции;

  • определ. характеристик масла в маслонаполненных кабельных линиях (при U=110кВ и выше).

При приёмке в эксплуатацию маслонаполненных кабельных линий, принимается и весь комплекс сооружений: маслоподпитывающие устройства, кабельные колодцы для муфт, туннели, каналы, антикоррозийная защита, система сигнализации и автоматики, установленная на линии.
22

Организация и порядок переключений.
Электрооборудование может находиться в одном из следующих оперативных состояний: в работе, в ремонте, в резерве (ручном или автоматическом). Изменением оперативного состояния оборудования, операции с которым требуют координации действий дежурного персонала нескольких энергообъектов, руководит диспетчер энергосистемы; а оборудованием местного значения – начальники смен электростанций, диспетчеры предприятий электросетей, дежурные ПС.

Распоряжение о переключении отдаётся непосредственно подчинённому персоналу. В нем указывается последовательность и конечная цель переключений. Распоряжение повторяется дежурным и записывается в оперативный журнал. Заданная последовательность операций проверяется по оперативной схеме.

В соответствие с распоряжением о переключении, дежурный заполняет специальный бланк, в котором последовательно записывает все операции с коммутационными аппаратами, устройствами релейной защиты и автоматики, операции по проверке отсутствия напряжения и наложению заземлений и др. Бланк является оперативным документом.

При переключении дежурный, имея при себе заполненный бланк, действует в следующем порядке:

1). На месте выполнения операции внимательно проверяет по надписи наименование эл.цепи и название коммутационного аппарата, к приводу которого он подошел. Выполнение операций по памяти, без проверки надписи, категорически запрещается;

2). Убедившись в правильности выбранного коммутационного аппарата, зачитывает по бланку содержание операции, и после этого выполняет её. При выполнении переключений двумя лицами, операция выполняется после повторения её исполнителем и получения соответствующего подтверждения контролирующего;

3). Выполненную операцию отмечают в бланке, чтобы избежать пропуска очередной операции.

Переключения должны производиться строго по бланку. Изменить установленную в нем последовательность операций не допускается. При возникновении сомнений в правильности производимых операций, их следует прекратить, проверить по оперативной схеме последовательность записанных в бланке операций и в случае необходимости, заполнить новый бланк.

Переключение выполняется выключателем. С обеих сторон выключателя есть разъединители (линейный и шинный). При отключении линии, отключаем сначала выключатель, затем линейный и шинный разъединители. Включение – в обратном порядке.

По окончании переключений, в оперативном журнале производится запись о всех операциях с коммутационными аппаратами, изменения в схемах релейной защиты, заземлениях и т.д.

Об окончании переключений сообщается дежурному, отдавшему данное распоряжение.



23

Перевод присоединений с одной системы шин на другую.
В нормальных условиях эксплуатации РУ, все секции и системы шин (кроме обходной) должны постоянно находиться в работе. Это обеспечивает необходимую надежность эн/снабжения потребителей, т.к. при повреждении и отключении защитой одной из систем шин, другая остаётся в работе. Для проведения плановых ремонтных работ на одной из систем шин, она освобождается путём переключения (перевода) всех присоединений на другую рабочую систему шин. Необходимым условием для перевода является равенство потенциалов обеих систем шин. В схемах с шиносоединительным выключателем (ШСВ), это условие обеспечивается включением ШСВ, электрически соединяющим между собой обе системы шин.

Перевод присоединений с системы шин с 1 на 2 выполняется следующим образом: проверяют синхронность напряжений обеих систем шин; включают ШСВ и с его привода снимают оперативный ток; проверяют включенное положение ШСВ; включают на систему шин 2 разъединители всех переводимых присоединений; отключают с системы шин 1 разъединители всех присоединений, кроме разъединителей ШСВ и тр-ра напряжения; переключают питание цепей РЗ, автоматики и измерительных приборов на тр-р напряжения системы шин 2; проверяют по амперметру отсутствие нагрузки на ШСВ; на привод подают оперативный ток и отключают ШСВ; проверяют по вольтметру отсутствие напряжения на системе шин 1.
23

Организация эксплуатации оборудования подстанций и электрических сетей.
Обслуживание оборудования ПС в эл.сетях производится дежурным персоналом, закреплёным за этими ПС, под руководством диспетчера энергосистемы или диспетчера предприятия эл.сетей. При этом возможно применение трёх форм обслуживания:

  1. Дежурство персонала на ПС – предусматривает круглосуточное дежурство (на щите управления, или в специально отведенной комнате, находящейся на территории ПС) Круглосуточное дежурство устанавливается на ответственных узловых ПС;

  2. Дежурство персонала на дому – где имеются телефон и вызывная сигнализация, срабатывающая при перегрузке или автоматическом отключении оборудования. По её сигналу дежурный немедленно отправляется на ПС. При такой форме обслуживания достаточно иметь двух дежурных на каждую ПС ;

  3. Оперативно–выездные бригады (ОВБ) – применяются на ПС, эксплуатируемых без дежурного персонала. В обычных условиях ОВБ дежурит на одной из ПС. По распоряжению диспетчера сетевого предприятия, она выезжает на автомашине, оборудованной радиосвязью, на закрепленные за ней ПС, где производит переключения, осмотры, допуски к работам, устраняет ненормальные режимы работы оборудования и ликвидирует аварии.

В ряде случаев оперативное обслуживание ПС без дежурного персонала производится несменным, специально обученным и допущенным к оперативной работе персоналом. Это целесообразно в периоды массовых ремонтов оборудования, когда ОВБ сильно загружены работой. В этом случае мастер, инженер службы ПС, прибывший на ПС для выполнения ремонтных работ не только руководит ремонтом оборудования, но и производит вывод из его работы, подготавливает рабочие места, допускает к работе ремонтников. По окончании ремонта, оборудование вводится в работу тем же лицом.

Эффективность эксплуатации ПС без постоянного дежурства повышается, благодаря внедрению устройств автоматического повторного включения (АПВ), автоматического ввода резерва (АВР) и телемеханики. При отклонении режима работы от нормального, сигналы телемеханических устройств поступают на диспетчерский пункт эл.сети или базисную ПС, где имеется дежурный. По полученным сигналам устанавливается характер нарушения режима и определяется срочность выезда на ПС ОВБ.



24

Параллельная работа трансформаторов.
Трансформаторы предназначены для того, чтобы преобразовывать одно напряжение в другое.

Условия включения трансформаторов на параллельную работу:



  • тр-ры должны иметь одинаковые коэффициенты трансформации;

  • тр-ры должны иметь одинаковые схемы соединения обмоток тр-ра;

  • тр-ры должны иметь одинаковые схемы напряжения короткого замыкания;

  • мощности в параллель работающих тр-ров не должны отличаться более, чем на 50.

Параллельная работа двухобмоточных тр-ров допускается при равенстве номинальных первичных и вторичных напряжений, равенстве напряжений КЗ и тождественности групп соединения обмоток. Распределение нагрузки между тр-рами при соблюдении этих условий параллельной работы происходит пропорционально их номинальным мощностям.

Допускается параллельная работа двух и трёхобмоточных тр-ров между собой на всех трёх обмотках, а также двухобмоточных с трёхобмоточными тр-рами, если предварительные расчёты подтверждают, что ни одна из обмоток параллельно соединённых тр-ров не нагружается выше её нагрузочной способности на тех ответвлениях и в тех режимах, в которых предусматривается параллельная работа. Приводы РПН всех параллельно работающих тр-ров при необходимости изменения уровня напряжения должны включаться одновременно и обеспечивать одновременное окончание процесса переключения с одного ответвления на другое.

Включение тр-ров на параллельную работу допустимо только после предварительной фазировки, важно установить не только одинаковое чередование фаз, но и совпадение всех трёх фаз подключаемого тр-ра и сети.

24

Эксплуатация компрессорных установок.
Компрессорная установка предназначена для приготовления сжатого воздуха.

Установка для приготовления и схема распределения сжатого воздуха состоят из следующих элементов: компрессоров с эл.приводом и автоматич. управлением пуска и остановки; змеевиковых охладителей воздуха с водомаслоотделителями и продувочными клапанами после каждой ступени компрессора; воздушных всасывающих фильтров для очистки воздуха; воздухосборников (ресиверов) для хранения сжатого воздуха; редукторных клапанов; воздухопроводов; арматуры; приборов и вспомогательных устройств.



Эксплуатация компрессорных установок. Необходимое давление воздуха в воздухосборниках поддерживается периодическими пусками компрессоров. Время между остановкой и последующим пуском, определяемое расходом воздуха на утечки и вентиляцию, должно быть не менее 60 мин.

Операции вкл. и откл. компрессора автоматизированы. Блокировки в цепи включения компрессоров исключают: одновременный пуск нескольких компрессоров, чтобы резко не снижать напряжение в сети собственных нужд; пуск при t масла в картере, ниже 10ºС; включение эл.двигателя компрессора прежде, чем произойдёт включение эл.двигателя вентилятора.

Автоматич. остановка резервного и рабочих компрессоров происходит при давлении воздуха в сети выше номинального (4,05 МПа).

Компрессорные установки снабжаются устройствами технологической защиты, действующими на остановку компрессоров.

В обязанности эксплуатационного персонала, обслуживающего компрессорную установку, входят: систематическое наблюдение (не реже 1 раза в сутки) за работой компрессора и эл.двигателей; их t; давлением масла в системе смазки и воздуха в каждой ступени; проверка уровня масла в картере, доливка и смена его; наблюдение за давлением воздуха, запасенного в воздухосборниках; продувка водомаслоотделителей и мест сбора конденсата; содержание в чистоте оборудования и помещения компрессорной установки.

В компрессор заливается профильтрованное спец. масло. При сниженном уровне масла, работа компрессора не допускается. Смена масла – через 800-1000 ч. работы компрессора.

Об исправности редукторного клапана и правильностью его регулировки судят по показаниям манометра.

Кап. ремонт производится по мере надобности, но не реже 1 раза в 2-3 года.


25

Периодические и внеочередные осмотры линий.
Осмотры производятся для выявления возникающих на ВЛ дефектов, чтобы в дальнейшем эти дефекты устранять. Периодические осмотры ВЛ 6-750кВ проводятся эл/монтёрами не реже 1 р. в 6 мес. Однако ВЛ, проходящие в нас. пунктах, промыш. районах, местах сильного загрязнения рекомендуется осматривать чаще, 1 раз в 3 мес. Обходчик передвигается по краю трассы, внимательно осматривая (иногда с помощью бинокля) все элементы линии (нах-ся под напряжением) и одновременно трассу.

Наиболее распространёнными являются дефекты:



  • проводов (набросы, обрывы, перегорания жил проводов и тросов, оплавления жил, разрегулировка и изменение стрел провеса проводов и тросов);

  • изоляторов и арматуры (механические повреждения и загрязненность изоляторов, трещины в шапках, перекрытия гирлянд, сильные отклонения поддерживающих гирлянд изоляторов);

  • трубчатых разрядников (неудовлетворительное крепление, загрязнение, повреждение лаковой пленки, отсутствие указателей срабатывания);

  • опор и фундаментов (трещины, оседание и выдергивание, ослабление и повреждение оттяжек опор, наличие загнивания, обгорания и расщепления деталей деревянных опор, наклоны опор);

  • трасс и просек (пожароопасные материалы на краю трассы, наклоненные деревья на краю трассы просек, отсутствие сигнальных знаков у автомобильных дорог и т.д.).

О всех выявленных неисправностях, обходчик делает подробные записи в листе осмотра. С этими записями знакомится мастер и назначает сроки устранения повреждений. Период. осмотры проводятся также инж.-техническим персоналом, чтобы оценить техн. состояние линии, и наметить мероприятия.

Внеочередные осмотры производятся: после авт-ких отключений ВЛ, по распоряжению дежурного диспетчера; при неблагоприятных метеоусловиях (туман, гололед); при лесных и степных пожарах; во время ледохода и разливов рек и т.д. Оперативность в организации этих обходов имеет исключительно важное значение.
25

Самостоятельные действия опер-го персонала станций и ПС при ликвидации аварий.
Самостоятельность действия при ликвидации аварий заключается в том, что все оперативные действия выполняются без разрешения вышестоящего оперативного персонала, в соответствие с требованиями местных инструкций, на основе анализа аварийной обстановки, но с обязательным последующим уведомлением диспетчера о выполненных операциях. Целью самостоятельных действий является устранение возникшей опасности для людей, быстрейшее восстановление эл/снабжения потребителей, отделение повреждённого оборудования или участка, если это не мешает подаче (приёму) напряжения.

В случае возникновения пожара, к тушению которого можно приступить только после снятия напряжения, разрешается отключение установки или оборудования.

При отключении воздушной или кабельной линии, работающей в режиме тупикового (одностороннего) питания, когда эл/снабжение потребителей внезапно прекращается, разрешается немедленно, без осмотра оборудования включить под напряжение отключившуюся линию, если не сработал АПВ (автоматическое повторное включение). Повторное ручное включение линии, без осмотра оборудования, не производится.

При автоматическом отключении силового тр-ра и прекращении эл/снабжения потребителей, в работу немедленно включается тр-р, находящийся в резерве. При его отсутствии, разрешается включение вручную отключившегося тр-ра, без осмотра как самого тр-ра, так и обесточенных шин. Если ручное включение тр-ра под нагрузку окажется неуспешным, производится осмотр оборудования ПС. Обнаруженное во время осмотра поврежденное оборудование отключается сначала выключателем, а затем разъединителем, и на неповрежденную часть подается напряжение.



Операции, самостоятельное выполнение которых категорически запрещается, без разрешения вышестоящего дежурного:

  • включать под нагрузку транзитные линии и тр-ры, без предварительной проверки синхронизма;

  • отключать транзитные линии и тр-ры при исчезновении напряжения на шинах, кроме случаев,

когда повреждены сборные шины и их оборудование;

  • включать питающие потребителей линии, отключенные автоматами частичной разгрузки, при дефиците тока в энергосистеме.

26

Основные виды неисправностей трансформаторов.
Вывод тр-ра из работы является необходимым, при обнаружении:

  1. Сильного неравномерного шума и потрескивания внутри тр-ра;

  2. Ненормального и постоянно возрастающего нагрева тр-ра при нормальных нагрузке и охлажлении;

  3. Выбросе масла из расширителя, или разрыве диафрагм выхлопной трубы;

  4. При обнаружении течи масла, с понижением уровня его ниже уровня масломерного стекла;

  5. При необходимости немедленной замены масла, по результатам лабораторных анализов.

Изменение гула тр-ра, по сравнеию с обычным, может свидетельствовать об обрыве заземлений деталей активной части внутри бака, работе тр-ра не в полнофазном режиме (обрыв цепи одной из фаз со стороны питания, распресовке магнитопровода).

26

Эксплуатация комплектно-распределительных устройств (КРУ).
С помощью КРУ можно подключать и тр-ры и линию. Бывают стационарные (оборудование внутри каждой ячейки КРУ встраивается неподвижно) или выкатные (выключатели, разъединители, измерительные тр-ры размещают на выкатных тележках). Конструктивно всё пространство в шкафах КРУ разделено металлическими перегородками на отсеки аппаратов высокого напряжения, сборных шин, РЗ, измерений и управления. Это сделано с целью локализации очагов аварий и удобства обслуживания.

Для защиты персонала от случайного прикосновения к токоведущим частям, находящихся под напряжением, в КРУ предусмотрена блокировка: в КРУ стационарного исполнения – блокируются сетчатые двери ячеек, которые открываются только после отключения выключателей и разъединителей присоединения; в КРУ выкатного исполнения имеются автоматические шторки, закрывающие доступ в отсек неподвижных контактов при выкаченной тележке.

При эксплуатации шкафов КРУ не допускается принудительное деблокирование аппаратов и защитных ограждений, отвинчивание съёмных деталей шкафов, поднятие и открытие шторок.

Осмотры КРУ производятся по графику: при постоянном дежурстве персонала – не реже 1 р. в 3 суток, а при обслуживание эл/установки ОВБ (опер.-выезд. бриг.) – не реже 1 раза в месяц.



При осмотре проверяется: состояние выключателей, приводов, разъединителей, первичных разъединяющих контактов (чтобы не грелись), блокировки; степень загрязненности и отсутствие видимых повреждений изоляторов; состояние вторичных цепей (зажимных рядов, гибких связей соединителей штепсельных разъёмов, реле, измерительных приборов); действие кнопок управления выключателей.

Наблюдение за уровнем масла в выключателях ведется через смотровые окна, за оборудованием – через сетчатые ограждения. Для осмотра сборных шин без снятия напряжения предусмотрены смотровые люки, закрытые защитной сеткой.



Проверяется работа сети освещения и отопления помещений и шкафов КРУ. Для создания в шкафах микроклимата, необходимо следить за уплотнением дверей, днищ и мест стыковки шкафов, применять утепление стенок и дверей шкафов минераловатными плитами, оборудовать шкафы авт. устройствами эл/обогрева, включаемыми при недопустимом повышении влажности воздуха.

Эффективным способом борьбы с увлажнением поверхности изоляторов, является смазка их гидрофобными пастами, которые препятствуют возникновению сплошных, проводящих ток дорожек при загрязнении и увлажнении поверхности изоляторов.


27

Эксплуатация шин и токопроводов.
При эксплуатации не допускается нагрев шин выше 70ºС, при t окружающего воздуха 25ºС.

Задачей эксплуатации является контроль за неисправностью контактных соединений шин и состоянием изоляции. Опорные фарфоровые одноэлементные изоляторы внутренней и наружной установок испытываются повышенным напряжением промышленной частоты, продолжительность испытаний – 1мин. Опорно-стержневые изоляторы, напряжением 35кВ и выше – на подвергаются электрическим испытаниям. Состояние подвесных изоляторов на ПС контролируется штангой, с переменным искровым промежутком.

На эл/станциях соединения выводов генераторов с блочными тр-рами выполняются открытыми шинными мостами или комплектными пофазноэкранированными токопроводами. По сравнению с открытыми шинами, токопроводы обладают рядом эксплуатационных преимуществ: токоведущие части и изоляторы предохраняются от пыли и атмосферных осадков, исключается возможность возникновения междуфазных КЗ на генераторном напряжении, обеспечивается безопасность обслуживания.

Экраны токопроводов делают составными из ряда секций с телескопическими перемещениями подвижных цилиндров по неподвижным, закрепленным на станинах. Такая конструкция обеспечивает доступ к изоляторам при их чистке и ремонте. Для осмотра конт-ных соединений, в кожухах токопроводах предусмотрены смотровые окна.

При осмотре токопроводов измеряется t экранов и поддерживающих конструкций, которая не должна превышать 50ºС. Металлические конструкции, находящиеся в эл/магнитном поле переменного тока нагрузки, нагреваются вихревыми токами, для уменьшения которых, отдельные секции экранов изолируют друг от друга резиновыми уплотнителями. Одну из опорных станин каждой секции заземляют, а другую – изолируют от земли во избежание образования замкнутых контуров.

Оборудование, встроенное в токопроводы (изоляторы, изм. тр-ры, разрядники и др.), подвергается электрическим испытаниям в соответствие с установленными для него нормами.

<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Курс лекций по дисциплине Эксплуатация электрооборудования электрических станций, сетей и систем наименование дисциплины для специальности
724.35kb.
5 стр.
Объем и нормы
6101.86kb.
32 стр.
Рабочая программа по дисциплине «Техника микропроцессорных систем в коммутации» (тмпс в К) (наименование дисциплины) для специальности
207.29kb.
1 стр.
Учебная программа по дисциплине «История психологии» 4 курс 7 семестр (наименование учебной дисциплины) для специальности 050706 «Педагогика и психология»
728.1kb.
4 стр.
Зоны деятельности компании по районам г. Москва в части касаемо распределительных электрических сетей (рэс)
44.96kb.
1 стр.
Технической эксплуатации электрических станций и сетей
4242.6kb.
21 стр.
Конспект лекций по дисциплине Эксплуатация ЭВМ и систем
1997.39kb.
19 стр.
Адаптационные дисциплины Программное обеспечение вычислительных систем и сетей
899.58kb.
6 стр.
Курсовая работа по дисциплине «эксплуатация судовых энергетических установок»
214.86kb.
1 стр.
Лабораторная работа №9 цифровые системы
47.38kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины
146.83kb.
1 стр.
Рабочая программа по дисциплине: «Основы управления локомотиворемонтным предприятием» (Наименование дисциплины) для специальности
389.73kb.
1 стр.