Главная
страница 1
Опанасенко Л.Н.,

Заместитель директора по УВР

НОУ Православной гимназии г.Калининграда

Реализация Стандарта православного компонента общего образования

в Православной гимназии Калининградской Епархии
В системе современного российского образования много перемен. Они связаны, прежде всего, с введением федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС). В образовательных организациях, учрежденных Русской Православной Церковью это связано с введением Стандарта православного компонента общего образования.

НОУ Православная гимназия г. Калининграда – общеобразовательное учреждение, учредителем которой являются Калининградская Епархия Русской Православной Церкви и Кафедральный Собор Христа Спасителя г.Калининграда.

Основной целью деятельности Гимназии является предоставление учащимся высокого качества образования в соответствии с ФГОС и требованиями, предъявляемыми Стандартом православного компонента.

Для реализации Стандарта православного компонента необходимо сформировать определённые условия, среди которых важное место занимает качественная реализация ФГОС. Проиллюстрировать это можно на материале сравнительной таблицы 1., в которой сопоставлены характеристики портрета выпускника согласно Стандарту православного компонента и ФГОС. Сравнение характеристик позволяет сделать вывод не только об отсутствии противоречий между ними, но и о том, что Стандарт православного компонента раскрывает имплицитное содержание ФГОС.

Стандарт православного компонента нацелен на «встраивание религиозного (православного) компонента в структуру ФГОС».

Таблица 1.

«Портрет» выпускника школы

Стандарт православного компонента

Утвержден решением Священного Синода

Русской Православной Церкви

27 июля 2011 г. Журнал № 76



ФГОС

Приказ


Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413

    • укорененный в православной вере, традиции и культуре;

    • любящий свой край и свое Отечество, знающий русский и родной язык, ощущающий тесную связь со своим народом, его культурой;

    • осознающий и принимающий цели, идеалы и ценности Православия;

    • умеющий учиться, осознающий ценность учебы, труда и творчества как дара Божия;

    • социально активный, способный к жертвенному служению ближним, к миссионерской деятельности.




  • любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

  • осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;

  • креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;

  • осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством;



Следующим условием, необходимым для реализации Стандарта является нормативно-правовая база соответствующего содержания.

Гимназия обеспечена нормативно-правовой базой функционирования системы основного и дополнительного образования на основе отечественных духовно-нравственных и культурно-исторических традиций, содержание которой позволило приступить к реализации Стандарта православного компонента:


  • Устав НОУ Православной гимназии г.Калининграда

  • Основная образовательная программа

  • Концепция воспитательной деятельности

  • Лицензия

  • Конфессиональное представление Русской Православной Церкви.

  • Свидетельство о государственной аккредитации начальной школы

К организационным условиям можно отнести организацию работы учреждения в режиме «школы полного дня», включение в структуру управления должности духовного попечителя (духовника) Гимназии в качестве штатной единицы и расположение Гимназии в составе храмового комплекса Кафедрального Собора Христа Спасителя г.Калининграда.

«Школа полного дня» создает условия для непрерывного воспитательного влияния и контроля за формированием навыков и развитием способностей обучающихся.

Опыт работы духовника показывает, что сопровождать работу по религиозному воспитанию в системе может священник, который является штатным сотрудником Гимназии, действующим в соответствии с должностными обязанностями, а не несёт дополнительную нагрузку на общественных началах.

Расположение Гимназии на территории Кафедрального Собора создаёт благоприятные условия для выстраивания системы литургического воспитания. Педагоги приглашают священников собора на классные мероприятия и сами проводят занятия непосредственно в храме. В дни двунадесятых праздников педагоги и гимназисты участвуют в Божественной литургии, исповедуются и причащаются Святых Христовых Тайн.

Стандарт православного компонента большое внимание уделяет кадровым условиям.

На сегодняшний день Гимназия полностью укомплектована педагогическими кадрами:

95% педагогического состава имеет высшее образование по профилю предмета, 2 кандидата педагогических наук, 40% педагогов имеют высшую и первую квалифицированную категории.

Обеспечение требований Стандарта к квалификации педагогов по учебным предметам православного компонента общего образования осуществляется в процессе взаимодействия с Калининградским областным институтом развития образования, экспериментальной площадкой которого Гимназия является с 2009 г. На его базе ведётся переподготовка (640 уч.ч.) и повышение квалификации (от 72 до 150 уч.ч.) педагогов по направлению «Преподавание духовно-нравственных дисциплин». 52% педагогов Гимназии имеют дипломы о переподготовке или свидетельства о повышении квалификации по данному направлению.

В Гимназии ведётся работа по организации сопровождения педагогов вероучительных дисциплин методистами КОИРО и духовником Гимназии. Перспективное направление работы – выстраивание системы наставничества.

На сегодняшний день Гимназия имеет достаточную материально-техническую базу для реализации Стандарта православного компонента и ФГОС:



  • располагается в 2-х новых корпусах, отвечающих современным требованиям к зданиям общеобразовательных учреждений;

  • каждый учебный кабинет оснащён интерактивным комплексом и необходимой мебелью;

  • производится комплектование специализированных кабинетов химии, физики, биологии;

  • оборудованы спортивный зал, спортивная и игровая площадки;

  • Гимназия имеет выход в Интернет, организовано системное сопровождение сайта Гимназии;

  • формируются библиотека и медиатека;

  • формируется музей Церковных древностей.

Условия финансирования, определённые Уставом Гимназии, обеспечиваются за счёт средств родителей обучающихся, государственной субвенции на обучающихся начальной школы, средств учредителей и попечителей Гимназии.

Стандарт православного компонента большое внимание уделяет взаимодействию Церкви, семьи и школы в деле воспитания обучающихся.

Гимназия видит пути реализации данного условия через:


  • вовлечение родителей в осуществление воспитательной работы, их участие в деятельности родительского совета, родительских комитетов классов, непосредственное живое участие в делах – мероприятиях образовательного учреждения;

  • повышение педагогической культуры родителей, реализующееся как в традиционных формах (беседы, консультации, дни открытых дверей и т.д.), так и в формах, соответствующих специфике образовательного учреждения:

  • беседы духовника с родителями обучающихся (на родительских собраниях и в индивидуальном порядке).

  • совместное посещение богослужений в дни Двунадесятых и Великих праздников.

  • совместные паломнические поездки.

  • проведение лекций для родителей на духовно-нравственные темы.

С 2010 г. организованно неформальное общение родителей обучающихся Гимназии (Клуб родителей обучающихся) на основе самоорганизации с привлечением специалистов, направленное на повышение уровня их образованности в вопросах семейного воспитания, взаимодействия с педагогами и администрацией образовательного учреждения.

Новая перспективная форма – интерактивные родительские собрания с участием педагогического коллектива Гимназии, на которых совместно вырабатываются единые требования и подходы к воспитанию обучающихся.

Все перечисленные условия способствуют формированию особого уклада школьной жизни, основанного на ценностях христианской культуры.

Мы стремимся к реализации Стандарта православного компонента во всех сферах жизнедеятельности Гимназии: на уроках, во внеурочной, внеклассной и внешкольной деятельности, на занятиях дополнительного образования.



Освоение православного компонента в урочной деятельности происходит тремя путями:

  • Через введение в учебный план специальных предметов православного духовно-нравственного содержания.

  • Через предметы дополнительного образования, преподаваемые во второй половине дня.

  • Через интеграцию основ православной культуры в содержание общеобразовательных предметов и предметов дополнительного образования.

Таблица 2.

Компонент

Предмет

Класс

Кол-во часов

Региональный

Православная культура

2-7

207

Библейская история Древнего мира

5-6

52

История России в VIII-XVII вв.

6

17

Живое слово (православная литература)

5-6

105

Гимназический

Основы Православной веры

9-10

70

История Христианской Церкви

9-10

105

Дополнительное образование

Греческий язык и культура

9

35

Логика

10

35

Церковное пение

1-7

204

Церковнославянский язык

3-8

208

Введение в латинский язык и античную культуру

5-8

210

В Гимназии реализуются программы инвариантной части Стандарта православного компонента: Церковное пение, Латинский язык, Церковнославянский язык, Основы православной веры, История Христианской Церкви. Это авторские программы, написанные педагогами Гимназии, которые одновременно являются специалистами Российского университета им. Канта. Программы прошли экспертизу в Калининградском областном институте развития образования и были представлены в Синодальный отдел образования вкупе с другими материалами, необходимыми для получения конфессионального представления.

В ближайшее время необходимо выстроить взаимодействие педагогов вероучительных дисциплин с целью соединения у обучающихся знаний, полученных на занятиях, с содержанием Богослужений, а также того и другого – с личным опытом детей и педагогов.

В Гимназии изучаются дисциплины, программы которых разработаны и апробированы специалистами региона. В их числе:



  • Живое слово (в курс включены произведения художественной литературы, общекультурного наследия русского народа, а также образцы зарубежной классической литературы православной направленности).

  • Библейская история Древнего мира (интегрируется в программу по истории Древнего мира или изучается отдельным курсом в 5-6 классах).

  • История России в VIII-XVII вв. (на основе интеграции истории РПЦ в программу по истории России).

  • Русская художественная культура (интегрирована в курс мировой художественной культуры).

  • Русские умельцы (курс интегрирован в предмет технология).

Они обеспечены учебно-методическим сопровождением и эффективны в применении.

В Стандарте присутствуют предметы, обязательные для изучения в гимназиях. Это греческий язык и логика. Для нас наибольшую трудность составляет греческий язык (этот предмет согласно учебному плану изучается в 10 классе), в связи с тем, что таких специалистов в Калининградской области нет.



Отдельного внимания заслуживает проблема интеграции православной культуры в предметы учебного плана. Особую сложность для администрации составляет определение системы мер мотивации педагогов на модернизацию рабочих программ с учётом требований Стандарта православного компонента. Педагогами же проблема зачастую формулируется как затруднение в нахождении места интеграции в содержании урока без нарушения логики преподаваемого предмета. Управленческая задача, решением которой мы занимаемся сейчас, верно нацелить педагогов на грамотное применение интегративных методик. Педагоги нуждаются в системном сопровождении процесса интеграции. Важно выстроить стратегические направления работы методической службы гимназии и как один из приоритетов определить взаимодействие по обмену опытом с православными образовательными учреждениями России и стимулирование процесса самообразования и повышения квалификации педагогов в направлении духовно-нравственного развития и воспитания.





Смотрите также:
Реализация Стандарта православного компонента общего образования в Православной гимназии Калининградской Епархии
99.61kb.
1 стр.
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования Иностранный язык
185.66kb.
1 стр.
Пояснительная записка 3 Общие положения 11
428.88kb.
3 стр.
Закона РФ от 10. 07. 1992 г. «Об образовании»
444.24kb.
3 стр.
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования музыка
174.75kb.
1 стр.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования
2641.81kb.
15 стр.
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 4 класс создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования
199.14kb.
1 стр.
Рабочая программа учебного предмета
670.31kb.
5 стр.
Программа по физическому воспитанию «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов»
1022.9kb.
6 стр.
Программа по физическому воспитанию «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов»
1021.38kb.
5 стр.
Программа дня общеобразовательных школ рб тимербаева З. Ш,, Салимова М. Т., Япаров И. М
284.68kb.
1 стр.
Методическое письмо "О преподавании учебного предмета "история" в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования"
536.15kb.
4 стр.