Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 В.М. Дианова (СПбГУ) Инициативы ЮНЕСКО в области совершенствования и развития философского образования Созданная в 1945 г. Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) всегда придавала большое значение работе по формированию философского мировоззрения, способствующего взаимопониманию людей на планете, соблюдению принципов равенства и основных свобод человека, независимо от пола, расы, языка и религии. Еще в период второй мировой войны собрались вместе министры образования союзных стран для того, чтобы обсудить возможность создания организации, которая через моральные и интеллектуальные средства могла бы способствовать укреплению мира, свободного от ненависти, вражды, мракобесия и предрассудков. Войну они рассматривали как следствие идеологических ошибок, допущенных в образовании. Во время первой конференции созданной организации (Лондон, 1945), Леон Блюм, ее вице-президент отметил, что эта война, по существу, была "идеологической" и показал, как образование, культура и наука могут быть использованы против общих интересов человечества. В преамбуле к Уставу ЮНЕСКО, который был принят 16 ноября 1945 года, отмечено, что война стала возможной благодаря отказу от демократических принципов достоинства, равенства и взаимного уважения людей. В 1946 году была разработана программа по философии, направленная на обеспечение того, чтобы «общественное сознание прониклось целым рядом философских и нравственных идей, которые следует рассматривать в качестве минимального набора представлений, имеющих целью укрепить уважение к человеческой личности, любовь к миру, неприятие узкого национализма и права грубой силы, солидарность и преданность идеалам культуры» 1. С тех пор признание высокой миссии философии и неустанное намерение ее многообразной реализации сопутствует всей деятельности ЮНЕСКО. Истории этого вопроса посвящено отдельное исследование 2. Признание огромной роли философии в выработке мировоззрения, в осознании прав человека, в формировании свободы мышления побуждает ЮНЕСКО неустанно поощрять международные философские исследования; стимулировать и координировать деятельность философских ассоциаций, университетов и издателей; способствовать международным встречам философов, стимулировать и инициировать международные обмены преподавателей и студентов университетов, осуществляющих подготовку в конкретных отраслях философии. Задачи по осуществлению этой многообразной деятельности впоследствии были отражены в Парижской декларации по философии, принятой участниками международной научной дискуссии «Философия и демократия в мире», организованной ЮНЕСКО в Париже 15 и 16 февраля 1995 г. В декларации отмечено, что рассматриваемые философией проблемы носят универсальных характер для жизни и самого существования человека; что философский анализ может и должен способствовать взаимопониманию и решению вопросов, касающихся взаимоотношений между людьми; что философский опыт, который не исключает никакие идеи из свободного обсуждения и способствует установлению точных определений используемых понятий, проверке достоверности мысли и подробному рассмотрению аргументов оппонента, позволяет каждому научиться мыслить независимо; что преподавание философии способствует развитию открытости умов, гражданской ответственности, взаимопониманию и терпимости в отношениях между людьми и группами; что преподавание философии, формируя независимо мыслящих, вдумчивых людей, способных противостоять различным формам пропаганды, готовит каждого человека к тому, чтобы принять на себя ответственность за решение серьезнейших вопросов современного мира, в частности в области этики; что развитие философских дискуссий в области образования и культурной жизни, тренируя у людей способность к суждению, имеющую фундаментальное значение для любой демократии, вносит весомый вклад в их формирование как граждан. Участники дискуссии (Декларация была принята 22 представителями разных стран, в том числе Российской Федерации) взяли на себя обязательство делать все зависящее от них для достижения этих целей и в этой связи провозгласили, что:
Значимость поставленных задач и масштабы их реализации способствовали тому, что в 2002 году решением ЮНЕСКО был учрежден "День философии в ЮНЕСКО", отмечаемый вначале лишь в Париже, а с 2005 года объявленный как "Всемирный день философии», который планировалось отмечать во всем мире ежегодно в третий четверг ноября. Этот день призван привлечь внимание общественности к современным проблемам философии и способствовать широкому обсуждению интеллектуалами разных стран новых вызовов, с которыми сегодня сталкивается человечество. Особую важность проведение этого мероприятия приобретало в тех странах, которые пока не включили философское образование в свои учебные программы. Заметим, Всемирный день философии не относится к сугубо профессиональным праздникам, напротив, его цель – привлечь к философствованию широкие ряды непрофессионалов, сделать философию более востребованной и тем самым способствовать формированию философского мировоззрения и взаимопонимания между народами. Основными темами Дней философии, которые проходили во Франции, Чили, Марокко, Турции, Италии и России были: культурное разнообразие, проблемы войны и мира, прав человека, глобализации, науки и этики, философского диалога между культурами детей4. Значимой вехой в продвижении инициатив в области совершенствования и развития философского образования стала разработка межсекторальной долгосрочной стратегии по философии (2005), подготовленной по инициативе Турции и в соответствии с просьбой, сформулированной Исполнительным советом ЮНЕСКО. Представленная секторами ЮНЕСКО, а также организациями, образовательными и научно-исследовательскими учреждениями, экспертами из мира философии, стратегия в своей основе содержит три основных темы и, соответственно, направления деятельности: • философия перед лицом глобальных проблем; • преподавание философии в мире; • развитие философской мысли и философских исследований. Формированию этой стратегии способствовало обширное исследование, посвященное преподаванию философии в мире, под названием «Философия – школа свободы: преподавание и обучение философии». В качестве основополагающей цели исследования рассматривалось обеспечение в приоритетном порядке удовлетворения потребностей в области философии, необходимое в условиях формирования общества знаний. 5 Для реализации указанной стратегии было намечено к проведению ряд встреч, для которых государства-члены направили своих представителей и экспертов. Эти встречи должны были способствовать углубленному обсуждению преподавания философии, выявлению реальных способов, направленных на его улучшение, сравнению преподавания философии в разных странах, и тем самым обеспечить обмен опытом в этой сфере. После того, как в начале 1960-х годов в организацию вступили новые африканские государства, основное внимание ЮНЕСКО стала уделять развивающимся странам. Этим, возможно, можно объяснить географию проведения региональных заседаний. Проведение встреч предусматривало охват следующих регионов мира: Арабский регион: Тунис, Тунис, 11-12 мая 2009 года; Азия и Тихоокеанский регион: Манила, Филиппины, 25-26 мая 2009 года; Латинская Америка и Карибский бассейн: Санто-Доминго, Доминиканская Республика, 8 - 9 сентября 2009 года; Африка: Бамако, Мали, 1-2 сентября 2009 года (франкоязычные страны); Порт-Луи, Маврикий, 7-8 сентября 2009 года (англо-говорящие страны). Последнее в серии этих региональных совещаний, направленных на поощрение преподавания философии во всем мире, состоялось в Милане (Италия) с 14 по 16 февраля 2011 года, на котором шла речь о состоянии преподавания философии в Европе и Северной Америке. Все эти совещания проходили на самом высоком уровне, с участием высокопоставленных представителей правительств и экспертов в области философии. Их проведение, безусловно, содействовало взаимопониманию между философами, а также укреплению местной, региональной и глобальной осведомленности о богатых философских традициях различных регионов. Участникам была предоставлена возможность обменяться мнениями и идеями относительно проблем, возникающих на национальном и региональном уровнях, выявлялись возможности для продвижения интеллектуального и научного сотрудничества в целом, обсуждались задачи по достижению целей качественного образования. Вопросы преподавания философии обсуждались на этапах дошкольного и начального обучения, в средней школе и высшем образовании. На последнем региональном совещании в Милане вопросам, связанным с институционализацией философии для детей, эволюцией подготовки учителей, местом философии в образовании и воспитании подростков, формированием механизмов мобильности и академических степеней, особенностей преподавания философии и многообразия подходов уделялось особое внимание. Был актуализирован вопрос о создании центров обучения философии для детей. Такие центры уже существуют в ряде стран Латинской Америки и Карибского бассейна. Их цель - представить философские принципы простым языком, доступным маленьким детям. В 1998 году ЮНЕСКО было проведено исследование о преподавании и методике обучения детей философствованию. Речь шла о возникновении особой теории обучения философствованию, т.е. имелся в виду не институциональный аспект, предполагающий передачу знания, а функциональный, реализуемый в форме дискуссий. Что касается философии в средней школе, то здесь, ввиду прогрессирующего экономического и технического образования, была отмечена необходимость предусмотреть в учебных планах место наук о человеке во всех его измерениях: этическом, культурном, социальном, антропологическом. Особую миссию в реализации поставленных задач играют кафедры ЮНЕСКО, являющиеся составляющей частью «Всемирного плана межвузовского сотрудничества и академической мобильности», принятого на 26-ой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в 1991 г. На сегодняшний день программа УНИТВИН/Кафедры ЮНЕСКО насчитывает около 800 кафедр ЮНЕСКО и сетей УНИТВИН в 126 странах. Сеть УНИТВИН – одна из важнейших видов межсекторальной деятельности в области образования. Кафедры ЮНЕСКО призваны способствовать обмену опытом, знаниями и информацией по всему комплексу вопросов, относящихся к высшему образованию и развитию науки. Работа региональных кафедр способствует вхождению вузов и научных учреждений в действующую систему многостороннего межвузовского и научного сотрудничества. В России успешно функционирует Координационный комитет кафедр ЮНЕСКО Российской Федерации. Половина российских кафедр (27) сосредоточена в Москве. В области философии существуют следующие университетские кафедры ЮНЕСКО и сетей УНИТВИН:
Реализация задач в сфере философского образования неразрывно связана с решением проблем, лежащих в области образования в целом. ЮНЕСКО считает образование своим приоритетным направлением деятельности с момента основания организации. Основополагающими документами для работы нынешних кафедр ЮНЕСКО стали рекомендации 48-й Международной конференции ЮНЕСКО по образованию «Инклюзивное образование: путь в будущее» (Женева, Швейцария, 25-28 ноября 2008 года), Всемирной конференции ЮНЕСКО по образованию в интересах устойчивого развития (Бонн, Германия, 31 марта – 2 апреля 2009 года), Всемирной конференции по высшему образованию (Париж, Франция, 5-8 июля 2009 года), решения 182-й сессии Исполнительного совета ЮНЕСКО (документ 182 EX/8). Принятая в Дакаре в 2000 году программа «Образование для всех», реализация которой рассчитана до 2015 года, является, пожалуй, основополагающим документом в этой области. Она предусматривает: 1. Расширять и улучшать дошкольное воспитание и образование. 2. К 2015 году ввести бесплатное и обязательное всеобщее начальное образование. 3. Обеспечить равный доступ к программам обучения и приобретения жизненных навыков. 4. Повышение на 50% уровня грамотности взрослых к 2015 году. 5. Ликвидировать гендерный разрыв в начальном и среднем образовании к 2005 году, а на всех ступенях образования — к 2015 году. 6. Добиться всестороннего повышения качества образования. Создание национальных планов действия и объединение совместных усилий ЮНЕСКО и стран-участниц путем укрепления регионального сотрудничества для успешного преподавания философии в этом контексте является насущной задачей. 1 Меморандум о программе ЮНЕСКО в области философии (24 июня 1946 г.) Цит по: http://unesdoc.unesco.org/images/0013/001386/138673r.pdf 2 Patrike Vermeren. Lа Filosophie saisie par L'UNESСO http://unesdoc.unesco.org/images/0013/001327/132733f.pdf 3 Парижская декларация по философии http://unesdoc.unesco.org/images/0013/001386/138673r.pdf 4 См.: Степанянц М.Т. Всемирный день философии 2009 // Вопросы философии, 2010, 4. 5 См.: Преподавание философии в мире (обзор исследования ЮНЕСКО «Философия. Школа свободы») Обзор подготовила Е.О. Труфанова // Вопросы философии, № 10, 2008. Смотрите также: В. М. Дианова (СПбГУ)
107.46kb.
1 стр.
Студенты спбгу
563.57kb.
9 стр.
Европейский мегаполис и мультикультурализм: степень совместимости
243.72kb.
1 стр.
Завершила работу выездная школа Физического факультета спбГУ
1095.95kb.
18 стр.
«Неделя науки» в спбГУ
1157.42kb.
6 стр.
Профессора спбгу наградят за заслуги своего ученика
524.12kb.
4 стр.
Министр финансов декан нового факультета спбГУ
1068.83kb.
7 стр.
Интервью декана факультета политологии спбгу станислав Еремеев
629.22kb.
9 стр.
Студенческий протест против повышения цен в столовых спбГУ
153.86kb.
1 стр.
СПбгу участник Международной молодежной школы «Нейротехнологии 2010. …»
185.23kb.
1 стр.
СПбгу и День студента
880.76kb.
16 стр.
СПбгу начнет выдавать дипломы американского образца 168.09kb.
1 стр.
|