Главная
страница 1


Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет менеджмента

Отделение прикладной политологии



Программа дисциплины

Теория и практика федерализма: сравнительный анализ




для направления 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра

Автор программы:

Стародубцев А.В., к.полит.н., доцент кафедры прикладной политологии, astarodubtsev@gmail.com

Одобрена на заседании кафедры [Введите название кафедры] «___»____________ 20 г

Зав. кафедрой [Введите И.О. Фамилия]


Рекомендована секцией УМС [Введите название секции УМС] «___»____________ 20 г

Председатель [Введите И.О. Фамилия]


Утверждена УС факультета [Введите название факультета] «___»_____________20 г.

Ученый секретарь [Введите И.О. Фамилия] ________________________ [подпись]

Москва, 2012

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Теория и практика федерализма: сравнительный анализ».

Программа разработана в соответствии с:


  • Образовательным стандартом Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» по направлению подготовки 030200.62 «Политология»;

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 030200.62 «Политология», утвержденным в 2012 г.

2Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Теория и практика федерализма: сравнительный анализ» являются:

2.1Расширение категориального и понятийно-терминологического аппарата

2.2Повышение уровня исследовательских компетенций

2.3Формирование знаний о принципах и проблемах функционирования федеративных государств, а также способах и практиках преодоления этих проблем

2.4Углубление знаний о теории форм государственно-территориального устройства, механизмах функционирования государственного аппарата в многосоставных обществах

2.5Формирование знаний о связи между формой государственно-территориального устройства, политическим режимом, типом партийной системы и особенностями разделения властных полномочий по горизонтали.




3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать основы теории государственно-территориального устройства и подходы к определению федерализма, сущность региональной политики и процессов (де)централизации, территориальные аспекты различных моделей организации многосоставных обществ и основы территориального управления в авторитарных государствах;

  • Уметь анализировать политическую ситуацию, интерпретировать политические события и феномены в терминах политической науки, оценивать политический процесс и политические события с точки зрения их последствий для всей политической системы.

  • Иметь навыки читать англоязычную литературу и выражать свои мысли на английском языке.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:




Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции




ОК-1

[Глаголы-подсказки, даны по мере повышения уровня освоения: дает определение, воспроизводит, распознает, использует, демонстрирует, владеет, применяет, представляет связи, обосновывает, интерпретирует, оценивает]




владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию

информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, способность логически верно

и аргументировано строить различные виды речи


ОК-1

Применяет полученные знания для формирования и аргументации собственной точки зрения по вопросам, обсуждаемым на курсе

Дискуссии по важнейшим вопросам курса в рамках как семинарских, так и лекционных занятий

владеть иностранным языком на уровне, достаточном для профессионального общения;

для поиска и анализа иностранных источников информации



ОК-3

Использует английский язык в качестве рабочего языка в ходе лекционных и семинарских занятий

Прослушивание англоязычных лекций, обсуждение семинарских вопросов, чтение и обсуждение текстов на английском языке

знание основных этапов и характеристик политической истории России и зарубежных

стран, особенностей исторических традиций в политическом развитии, владение навыками

политического анализа исторических процессов


ПК-4

Воспроизводит основные события, связанные со становлением федеративных отношений в Российской Федерации.
Владеет основными фактами о федеративной структуре власти в США, Германии, Бельгии, Индии и др.

Чтение текстов к семинарским занятиям и их обсуждение с преподавателем

применение основных теоретико-методологических подходов в политическойкомпаративистике; способность методологически корректно сравнивать политические

системы, институты и процессы



ПК-6

Интерпретирует федеративные отношения с точки зрения нового институционализма, модели принципал-агентских отношений.
Знает основные положения сообщественной и интегральной моделей демократии.
Применяет различные подходы к определению федерализма.

Чтение текстов к семинарским занятиям и их обсуждение с преподавателем.
Участие в дискуссиях по важнейшим вопросам курса.



4Место дисциплины в структуре образовательной программы


Для специализации 030200.62 настоящая дисциплина является дисциплиной по выбору.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:



  • Введение в политологию

  • Категории политической науки

  • Политический анализ

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • самостоятельный поиск информации из открытых источников;

  • изучение текстов на английском языке;

  • знание основ институционального устройства современного государств.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • Сравнительная политология

  • Современная российская политика

5Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Введение. Территориальное измерение политики. Дебаты о формах государственно-территориального устройства.

6

2

0

0

4

2

Что такое (де)централизация?

6

2

0

0

4

3

Федерализация: причины, процесс и последствия

12

2

2

0

8

4

Управление многосоставным обществом: А. Лейпхарт vs. Д. Хоровиц

12

2

2

0

8

5

Кровеносная система государства, или основы бюджетного федерализма

12

2

2

0

8

6

США как прототип федеративного государства

12

2

2

0

8

7

Бельгия: усложнение системы как эффект многосоставного общества

12

2

2

0

8

8

Латиноамериканские федерации

12

2

2

0

8

9

Советская территориальная система

12

2

2

0

8

10

Федерализм и децентрализация в России

12

2

2

0

8







108

20

16

0

72


6


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры **

1

2

3

4

Текущий

(неделя)








Эссе







*




Письменный текст на английском языке объемом 7000 – 10000 знаков с пробелами, сданный не позднее, чем за семь дней до даты зачета в электронном виде.

Реферат
















Коллоквиум
















Домашнее задание
















Итоговый

Зачет








*









6.1Критерии оценки знаний, навыков



Эссе представляет собой письменный текст на английском языке, объем которого составляет 7000 – 10000 знаков с пробелами, сданный не позднее, чем за семь дней до даты зачета в электронном виде. Эссе должно отражать знание студентом основных понятий и закономерностей, изученных в рамках курса, а также содержать ссылки на изученную в рамках курса литературу.

Зачет будет представлять собой собеседование по основным проблемам, затронутым студентом в эссе. На зачете студент должен показывать знание предмета и основной литературы по нему.

Все оценки выставляются по 10-бальной шкале.

6.2Порядок формирования оценок по дисциплине
(подробные методические рекомендации по формированию оценок по дисциплине приведены в приложении)

Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях, выставляя оценки за активность в ходе семинарских дискуссий. Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная.

Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов, выставляя оценки за правильность выполнения домашних заданий. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа.
Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Онакопленная= 0,6* Отекущий + 0,2* Оауд + 0,2* Осам.работа

где

Отекущий = Оэссе

Способ округления накопленной оценки – в пользу студента.


Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом:
Если дисциплина преподается один модуль:

Орезульт = 0,8* Онакопл + 0,2 *Озач

Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме зачета – в пользу студента.



ВНИМАНИЕ: оценка за итоговый контроль блокирующая, при неудовлетворительной итоговой оценке она равна результирующей.

7Содержание дисциплины


    Тема 1. Введение. Территориальное измерение политики. Дебаты о формах государственно-территориального устройства.

    Введение в курс. Что такое территория? Границы: административные, государственные, символические. Понятие региона. Регионы и государства: перипетии во взаимоотношениях. Формы территориальной организации государства. Унитарные и федеративные государства: где границы? Конфедеративные образования.

    Литература

    Filippov M., Ordeshook P.C., Shvetsova O. Designing Federalism. A Theory of Self-Sustainable Federal Institutions. Cambridge: Cambridge University Press, 2004. P. 5 – 15.

    Riker W. Federalism: Origin, Operation, Significance. Boston and Toronto, 1964. P. 1 – 10.

    Filippov M. Riker and Federalism // Constitutional Political Economy. 2005. №16. P. 93 – 111.

    Тема 2. Что такое (де)централизация?

    Понятие и типы децентрализации. Факторы и эффекты децентрализации.

    Литература

    Treisman D. The Architecture of Government. Rethinking Political Decentralization. NY: Cambridge University Press.

    Rodden J. Comparative Federalism and Decentralization: On Meaning and Measurement // Comparative Politics. 2004. Vol. 36. №4. P. 481 – 500.

    Тема 3. Федерализация: причины, процесс и последствия.

    Сценарии формирования федеративного государства. Локк, Гоббс и федералисты о том, почему создается (федеративное) государство. США и Швейцария как примеры воплощения сценария централизации. Сценарий децентрализации: сохранение единства через институциональное закрепление единообразия. Лейпхарт и Хоровиц: федерализм как способ решения проблем в многосоставных обществах. Бельгия и Нигерия как случаи децентрализации.

    Тема 4. «Управление многосоставным обществом: А. Лейпхарт vs. Д. Хоровиц»

    Группа делится на две команды, каждая из которых является сторонницей либо консоциональной, либо интегральной модели демократии. Центральный вопрос дискуссии – какая система более эффективна с точки зрения сохранения единого государства?

    Литература

    Лейпхарт А. Демократия в многосоставных обществах: сравнительное исследование. М: Аспект-Пресс, 1997.

    Horowitz D. Ethnic Groups in Conflict. Berkeley – Los Angeles – London. 1985.

    Тема 5. Кровеносная система государства, или основы бюджетного федерализма

    Понятие региональной политики. Основные направления деятельности федерального правительства в рамках региональной политики. Межправительственные отношения в контексте федеративной системы. Элементы и инструменты межбюджетных отношений: безвозмездные трансферты и безвозмездные кредиты. Социально-экономические и политические факторы реализации региональной политики.

    Литература

    Rodin J. Rethinking Russian Federalism& The Politics of Intergovernmental Relations and Federal Reforms at the Turn of Millenium. Unpublished dissertation. Stockholm, 2006. P. 1 – 35.

    Тема 6. США как прототип федеративного государства

    Правовое положение штатов. Сенат как верхняя палата парламента. Региональное представительство в Конгрессе. Роль Верховного Суда и местного самоуправления.

    Вопросы для семинара:


  1. Проанализируйте систему сдержек и противовесов вертикального разделения властей в США.

  2. Как в американской федеративной системе реализуется удовлетворение общенациональных потребностей?

    Литература

    Конституция США.

    Elazar D.J. American Federalism: A View from the State. NY, 1972. P. 1 – 30.

    Тема 7. Бельгия: усложнение системы как эффект многосоставного общества

    Этапы федерализации Бельгии. Опыт существования внетерриториальных субъектов федерации. Ограничения этнофедерализма.

    Вопросы к семинару


  1. Что такое бельгийская система – путь к распаду или шанс выжить?

  2. Сравните сообщественную модель А. Лейпхарта и её реализацию в Бельгии. Есть ли отличия? Если да, то с чем они связаны?

    Литература

    Конституция Бельгии.

    Dunn J.A. The Revision of Constitution in Belgium: A Study in the Institutionalization of Ethnic conflict // The Western Political Quarterly. 1974. No. 1. P. 143 – 163.

    Loh W.D. Natonalist Attitudes in Quebec and Belgium // The Journal of Conflict Resolution. 1975. No. 2. P. 217 – 249.

    Тема 8. Советская территориальная система

    Понятие социалистического федерализма. Федеративная система СССР и РСФСР до 1988 г. Причины и содержание реформирования государственно-территориальной системы в 1988 – 1991 гг. Последствия реформы.

    Вопросы к семинару



  1. В чем отличие от социалистического федерализма от «буржуазного»?

  2. Можно ли территориальную систему СССР и РСФСР считать федеративной?

  3. Проанализируйте проект создания СССР 1991 г. с точки зрения основных элементов федеративной системы.

    Литература

    Slezkine Y. The USSR as a Communal Apartment, or How a Socialist State Promoted Ethnic Particularities // Slavic Review. 1994. Vol. 53. P. 414 – 452.

    Тема 9. Федерализм и децентрализация в России

    Федеративные отношения и региональная политика в России в 1991 – 1999 гг. Федеративные реформы Владимира Путина и их последствия.

    Задание к семинару

    Проанализируйте процесс формирования федеративного государства в России с точки зрения сценариев централизации и децентрализации.

    Литература

    Hale H.E. The Makeup and Breakup of Ethnofederal States: Why Russia Survives Where the USSR Fell // Perspectives on Politics. 2005. Vol. 3. No. 1. P. 55 – 70.


8Образовательные технологии


Деление на лекции и семинары проводится условно – все занятия ведутся интерактивно.

9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1Тематика заданий текущего контроля

Примерные темы для эссе



  1. Губернаторские выборы в России с позиции теории федерализма

  2. Представительство этнических интересов в федеративной структуре России

  3. Представительство региональных интересов в федеративной структуре России

  4. Роль и место Совета Федерации в современной России

  5. Уровень политической автономии субъектов федерации в современной России

9.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины





  1. Подходы к понятию «регион»

  2. Подходы к определению понятий «федерализм», «федеративное государство»

  3. Понятие унитарного государства

  4. Понятие конфедеративного государства

  5. Понятие и типы децентрализации.

  6. Содержание, причины и последствия формирования федеративного государства по сценарию централизации

  7. Содержание, причины и последствия формирования федеративного государства по сценарию децентрализации

  8. Сообщественная модель управления многосоставным обществом

  9. Интегральная модель управления многосоставным обществом

  10. Понятие и содержание бюджетного федерализма

  11. Понятие и содержание региональной политики

  12. Соединенные Штаты Америки: формирование федеративного государства и его современная структура

  13. Бельгия: формирование федеративного государства и его современная структура

  14. Особенности федерализма в латиноамериканских государствах

  15. Территориальная структура СССР

  16. Развитие федеративного государства в РФ

  17. Современное состояние федеративного государства в РФ

  18. Особенности региональной политики в РФ

  19. Основные тезисы работы У. Райкера «Федерализм»

  20. Основные тезисы работы Designing Federalism М. Филиппова, П. Ордушека и О. Швецовой

  21. Основные тезисы работ Д. Элейзера

  22. Основные тезисы работы А. Лейпхарта «Демократия в многосоставном обществе»

  23. Основные тезисы работы Д. Хоровица «Этнические группы в конфликте»

  24. Основные тезисы работы Слезкина «СССР как коммунальная квартира»


10Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

10.1Базовый учебник

Курс авторский, базового учебника нет. Студенты должны ориентироваться на специально подготовленный к курсу ридер.


10.2Основная литература


Лейпхарт А. Демократия в многосоставных обществах: сравнительное исследование. М.: Аспект-Пресс, 1997.

Федералист. Политические эссе Александра Гамильтона, Джеймса Мэдисона и Джона Джея. М.: Литера, 1994.

Dunn J.A. The Revision of Constitution in Belgium: A Study in the Institutionalisation of Ethnic Conflict // The Western Political Quarterly. o. (Mar., 1974). 143 – 163.

Elazar D.J. American Federalism: A View from the States. NY: Thomas Y. Crowell Company, 1972.

Elazar D.J. Exploring Federalism. Tuscaloosa and London: The University of Alabama Press, 1991.

Filippov M., Ordeshook P.C., Shevtsova O. Designing Federalism. A Theory of Self-Sustainable Federal Institutions. Cambridge: Cambridge niversity Press, 2004.

Filippov M. Riker and the Federalism // Constitutional Political Economy. 2005. №16. P. 93 – 111.

Horowitz D. Ethnic Groups in Conflict. Berkeley – Los Angeles – London. 1985.

Loh W.D. Nationalist Attitudes in Quebec and Belgium // The Journal of Conflict Resolution. No. 2 (Jan., 1975). 217 – 249.

Riker W. Federalism: Origin, Operation, Significance. Boston and Toronto: Little, Brown and Company, 1964.

Rodin J. Rethinking Russian Federalism. The Politics of Intergovernmental Relations and Federal Reforms at the Turn of the Millenium. npublished dissertation. Stockholm: Stockholm University, 2006.

Slezkine Y. The USSR as a Communal Apartment, or How a Socialist State Promoted Ethnic Particularism. // Slavic Review 53. 1994. 414 – 452.

Treisman D. The Architecture of Government. Rethinking Political Decentarlization. NY: Cambridge University Press.

10.3Дополнительная литература


Бо О. Федерация между государством и империей // Ab Imperio. 2009. №4. С. 319 – 349

Бусыгина И.М. Регионы Германии. М.: РОСПЭН, 2001.

Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского / Сочинения: в 2 тт. Т. 2. М.: Мысль, 1991.

Захаров А. E pluribus unum. Очерки современного федерализма. М.: Московская школа политических исследований, 2003.

Захаров А. Федерация, суверенитет и принцип субсидиарности // Ab Imperio. 2009. №4. С. 350 – 355.

Ковачев Д.А. Разграничение предметов ведения между федерацией и её субъектами в зарубежных странах. М., 1995.

Локк Д. Два трактата о правлении / Сочинения: в 3 тт. Т. 3. М.: Мысль, 1985.

Согрин В. Политическая история современной России. 1987 – 1994. От Горбачева до Ельцина. М., 1994.

Стародубцев А. Прыжок вниз: научные дискуссии и политическая практика децентрализации. Препринт М-Центра. СПб, 2009.

Туровский Р.Ф. Центр и регионы: проблемы политических отношений. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2007.

Федерализм по-российски // Pro et Contra. 2000. №1. (http://www.carnegie.ru/ru/print/55843-print.htm)

Черепанов В.А. Федеративная реформа в России. М.: Изд-во «Социально-политическая мысль», 2007.

Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 года / Э. Хобсбаум. СПб: Изд-во «Алатейя», 1998.

Элейзер Д. Дж. Сравнительный федерализм // Политические исследования. 1995. №5.

Benz A. Inter-Regional Competition in Cooperative Federalism: New Modes of Multi-level Governance in Germany // Regional and Federal Studies: 4. 2007. P. 421 – 436.

Comparative Federalism and Federation: Competing Traditions and Future Directions / Ed. by M. Burges and A.-G. Gagnon. NY: Harvester, 1993.

Church C., Dardanelli P. The Dynamics of Confederalism and Federalism: Comparing Switzerland and the EU // Regional and Federal Studies: 2. 2005. P. 163 – 185.

Zariski R. Approaches to the Problem of Local Autonomy: The Lessons of Italian Regional Devolution // West European Politics: 3. 1985. 64 – 81.



World Development Report Entering the 21st Century. Washington: World Bank.

11Материально-техническое обеспечение дисциплины


Для отдельных занятий используется мультимедийное оборудование.




Смотрите также:
Программа дисциплины Теория и практика федерализма: сравнительный анализ  для направления 030200. 62 «Политология» подготовки бакалавра
171.37kb.
1 стр.
Программа дисциплины Политическая география  для направления 030200. 62 Политология подготовки бакалавра
463.85kb.
4 стр.
Программа дисциплины Политика и религия для направления 030200. 62 «Политология» подготовки бакалавра
219.61kb.
1 стр.
Программа дисциплины Власть и повседневность для направления 030200. 68 Политология подготовки бакалавра
322.59kb.
1 стр.
Программа дисциплины «Политическая история России и зарубежных стран. Часть ii» Направление 030200. 62 Политология
500.35kb.
5 стр.
Программа дисциплины «Основы менеджмента»
367.27kb.
1 стр.
Программа дисциплины Свобода собраний и роль массовых мероприятий в публичной политике (Freedom of assembly and the role of mass actions in public policy) для направления 030200. 68«Политология»
123.81kb.
1 стр.
Программа дисциплины «Теория и методология политических исследований»
371.1kb.
3 стр.
Программа дисциплины "Основы регионального и электорального анализа"
212.27kb.
1 стр.
Программа дисциплины «История политических учений»
720.75kb.
5 стр.
Программа дисциплины «Молодежная политика современности»
159.39kb.
1 стр.
Программа дисциплины «Теория и практика информационно-аналитической работы»
272.18kb.
1 стр.