Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 Экономический анализ – основа концепции территориально-пространственного развития муниципального образования (на примере г.о.Владикавказа Республика Северная Осетия – Алания) Решения в области градостроительства при разработке схем территориально-пространственного развития муниципальных образований в современных условиях должны быть основаны на взвешенной экономической оценке текущей ситуации с учетом внешних макроэкономических тенденций и определением места (специализации) муниципального образования в системе межрегиональных экономических связей. Что, в свою очередь, позволит определить на этой основе базовые территориально-экономические решения. В данной статье предлагаются инструменты экономического анализа и описывается их практическое применение при разработке рекомендаций территориально-пространственного развития муниципального образования на примере г.о.Владикавказа, как составляющей части генплана. Общая методика экономического анализа сводится к последовательности следующих процедур:
Разработка стратегического плана и концепции территориально-пространственного развития г.о.Владикавказ, в первую очередь, базируется на параметрах долгосрочного развития России, Южного федерального округа и Республики Северная Осетия – Алания, определенных в соответствующих плановых и прогнозных документах (Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020г., Стратегия социально-экономического развития республики Северная Осетия – Алания до 2030 года, Схема территориального планирования Республики Северная Осетия – Алания). Рассмотрение макроэкономических условий развития г.о.Владикавказ решает две задачи: 1) формирование общей картины, анализ общих проблем и тенденций развития единой территориальной социально-экономической системы, неотъемлемым элементом которой является г.о.Владикавказ; 2) определение места и роли г.о.Владикавказ в достижении общесистемных целей более высокого порядка на перспективу. Федеральный уровень (уровень РФ) В таблице 1 указаны наиболее значимые макроэкономические условия, оказывающие общесистемное влияние на национальную экономику и особенно отражающиеся на развитии народного хозяйства г.о.Владикавказ. Приведены сценарии развития РФ на прогнозный период (до 2020г.). Таблица 1 Макроэкономические условия развития г.о.Владикавказ на федеральном уровне
Рекомендации для стратегического плана: Опираясь на сложившиеся положительные макроэкономические условия развития г.о.Владикавказ и учитывая негативные факторы его развития, необходимо препятствовать нарастающим угрозам и максимально использовать долгосрочные возможности развития, в том числе посредством активного участия городского округа в реализации долгосрочных целевых программ национального масштаба. Сравнительная оценка уровня социально-экономического развития г.о.Владикавказ на фоне общероссийских и республиканских тенденций в разрезе основных социально-экономических показателей дала следующие результаты: Демографические процессы г.о.Владикавказ в 2007г. не оказывали сдерживающего влияния на экономическое развитие: естественный прирост в отличие от общероссийского уровня положителен (1,1‰ против -2,6‰). Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в 2007г. в г.о.Владикавказ ниже, чем в среднем по России, на 42% (8559,5 руб. против 13593,4 руб.), тогда как средний размер назначенных месячных пенсий больше на 13% (3532,7 руб. против 3116,0 руб.). Социальная сфера г.о.Владикавказ представляется более защищенной, чем в целом по стране (в округе шире охват детей дошкольными образовательными учреждениями: 62,5% против 58,3% в среднем по стране на конец года, больше число больничных коек, приходящихся на 10 000 человек населения: 148 ед. против 107 ед. соответственно). Так же в городе зафиксирован невысокий уровень безработицы (1,98% против 4,68% по стране). Однако наблюдается значительное отставание г.о. Владикавказ в производственно-экономической сфере: валовой региональный продукт на душу населения меньше, чем в среднем по стране, в четыре раза (54022,6 руб. против 232990,0 руб.); объем отгруженных товаров обрабатывающего производства на душу населения меньше в 2,8 раза (34910 руб. против 98440 руб.). Существенно ниже среднероссийского уровня показатели развития строительной сферы: объем работ, выполненных по виду деятельности “Строительство” (в фактически действовавших ценах) в городском округе составил 10836,9 руб./чел. против 23192,2 руб./чел. в целом по стране; ввод в действие жилых домов общей площади составил 0,38 м2/чел против 0,43 м2/чел по стране). Практически одинаковые показатели г.о.Владикавказ и РФ в торговле и сфере услуг: оборот розничной торговли на душу населения в 2007г. составил в округе 75021,00 руб./чел. против 76542,25 руб./чел. в стране (разница -2%), объем платных услуг на душу населения составил в округе 24819,70 руб./чел. против 24190,14 руб./чел соответственно (разница +3%). На сравнительно низком уровне находится инвестиционная активность городского округа: инвестиции в основной капитал на душу населения составили 13112,21 руб./чел. против 47295,77 руб./чел. в среднем по стране, что ниже более чем в 3,5 раза. По результатам анализа сформированы рекомендации для стратегического плана развития г.о.Владикавказ:
Окружной уровень (уровень СКФО) Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО) занимает 0,99% территории России, на его долю приходится 6,47% населения страны. С учетом геополитического положения, роли в социальной, культурной и экономической сферах страны СКФО является одним из ключевых регионов РФ. В целях иллюстрации современной ситуации разработана карта-группировка субъектов СКФО в разрезе уровней развития экономики и социальной обеспеченности населения (рис. 1). На ней выделены 3 группы регионов: регионы-локомотивы, регионы в стадии трансформации и проблемные регионы.
В настоящий момент перспективы регионов СКФО, и в том числе Республики Северной Осетии – Алании и г.о.Владикавказ, прежде всего связаны с реализацией плана строительства рокадной автодороги, которая соединит все столицы республик Северного Кавказа, а также с активным развитием малой электроэнергетики (миниГЭС на горных реках), производством конструкционных, и в том числе строительных, материалов, организацией туристско-рекреационного, бальнеологического и агропромышленного кластеров и улучшением показателей в социальной сфере. Региональный уровень (уровень республики Северная Осетии – Алании) Республика Северная Осетия-Алания занимает скромное место в экономическом потенциале страны. Её территория составляет 0,05% площади Российской Федерации, численность населения – 0,5% численности населения РФ, удельный вес ВРП республики – 0,17% в общероссийском объеме, основных фондов – 0,23%, инвестиций в основной капитал – 0,14%. По большинству из этих показателей Северная Осетия-Алания занимает 66-80 места среди 83 регионов Российской Федерации. Численность населения г.о.Владикавказа составляет 47,19% численности населения Республики Северная Осетия – Алания, но при этом ВРП городского округа составляет 41,69% ВРП республики. Это несоответствие свидетельствует об особенностях структуры занятости республики и её города-центра, поскольку концентрация организационно-обслуживающих функций в городском округе обуславливает меньший объем ВРП. Во Владикавказе сосредоточено более половины обрабатывающих производств Республики Северная Осетия – Алания (52,4%), более 90% производства и распределения электроэнергии, газа и воды. Значительную долю занимает городской округ в совокупном обороте розничной торговли (81,5%) и обороте общественного питания (66,8%), объеме платных услуг населению (77,0%) республики. В городском округе оседает 32,5% всех инвестиций республики (в 2007г. инвестиции в основной капитал в г.о.Владикавказ составили 4101,5 млн. руб.), выполняется 47,9% строительных работ, вводится 68,0% кв. м жилья. Республика Северная Осетия – Алания имеет более благоприятную демографическую ситуацию по сравнению с городским округом: естественный прирост выше (в республике коэффициент естественного прироста +2,5‰, в г.о.Владикавказ +1,1‰). В последние два десятилетия в Республике Северная Осетия – Алания происходят процессы ослабления поляризации и дезиндустриализации (таблица 2). Вследствие экономических механизмов перераспределения сократилась доля г.о.Владикавказ в населении и в объеме производства промышленной продукции республики. Столица показывает повышенную динамику роста в строительной сфере (большая часть возводимого жилья республики приходится на Владикавказ), что характеризует повышение уровня жизни городского населения.
В целом столица Республики Северная Осетия - Алания играет ведущую роль в ее социально-экономическом развитии. Все возможности и угрозы, стоящие перед республикой, характерны и для городского округа. Стратегическая роль городского округа видится в качестве современного креативного центра с комфортной средой обитания, территориальной системы сбалансированного развития народного хозяйства, научного и инновационно-производственного центра, центра туризма и рекреации РСО-А, общественно-культурного и этноконфессионального центра, крупнейшего транспортно-инфраструктурного и торгово-логистического узла. Анализ внутреннего потенциала позволяет описать особенности внутреннего содержания развития народного хозяйства, раскрыть специфику институциональной и инфраструктурной среды, а также обнаружить уникальные черты инвестиционной привлекательности городского города. Результаты внешнего и внутреннего анализа хорошо интегрируются в известной матрице, составляющей SWOT-анализ развития г.о.Владикавказа (таблица 3). Таблица 3 SWOT-анализ развития г.о.Владикавказа
На основании результатов анализа социально-экономического развития города, определения основных трендов, направлений и условий будущего развития мировой, российской и региональной экономики, а также с учетом потенциала, рисков развития г.о.Владикавказ и брендов города миссия г.о.Владикавказ представлена в следующей формулировке: Владикавказ в XXI веке: «Многофункциональный город постиндустриального типа экономики и социального партнерства, развития науки и инновационных технологий, город коммуникативного общения, туризма и рекреации». Понимание перспектив развития г.о.Владикавказа позволяет предъявлять следующие требования к его территориально-пространственной организации. Во-первых, стратегическое территориально-пространственное развитие городского округа, его комплексное и взаимосвязанное развитие и прилегающих к нему территорий возможно только в рамках Владикавказской агломерации (Большого Владикавказа). Это даст возможность учесть все перспективные экономико-социальные возможности, позволит интенсифицировать взаимодействие между ядром развития городского округа и тяготеющим к нему хозяйственным комплексом пригородных территорий (агломерации), выполняющим совместно с городом функции социально-экономического взаимодействия. Во-вторых, для эффективной реализации социально-экономического потенциала г.о.Владикавказ необходима структурная трансформация народного хозяйства города, отход от доминирования промышленности, преимущественное развитие сферы услуг, логистических, торгово-выставочных и туристско-рекреационных направлений:
Данное направление требует активного участия Администрации в локализации производств на территории городского округа, управлении территориальным развитием предприятий. Реализация данного подхода возможна за счет использования инструментов и рычагов государственного регулирования:
В-третьих, для более сбалансированного территориального развития необходимо полицентрическое развитие города по принципу выделения, наряду с историческим, нескольких внутригородских центров (2-3), равномерно концентрирующих деловую, торгово-развлекательную и культурно-общественную активность. «Mixed-use» застройка – уплотнение городского пространства, формирование центров городской жизни по принципу многофункциональности с целью «генерации потоков» различных целевых групп. В результате мероприятий, изложенных в концепции возможны качественные преобразования и новые освоения в городском округе г.о.Владикавказ. Качественные преобразования
Новое освоение
Стратегия разрабатывалась интерактивным методом совместно со всеми заинтересованными структурными элементами и субъектами влияния, представленными на территории г.о.Владикавказ: государственными структурными подразделениями, бизнес-сообществом и общественными организациями, а также при активном участии населения. Стратегия нацелена на поиск, консолидацию и использование общественного согласия. В ходе её реализации ожидается упрочение механизма городского общественного партнёрства, позволяющее согласовать совместные действия по достижению стратегических целей. 1 Сформировано на основе «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г.» Смотрите также: На примере г о. Владикавказа Республика Северная Осетия – Алания
207.8kb.
1 стр.
Сравнительный анализ территориального устройства республики северная осетия-алания и кемеровской области
45.02kb.
1 стр.
Закон Республики Северная Осетия-Алания от 15 августа 2007 г. N 38-рз "О государственных наградах Республики Северная Осетия-Алания"
210.25kb.
1 стр.
Закон республики северная осетия-алания №1-рз от 24. 01. 06г г. Владикавказ о пожарной безопасности в республике северная осетия-алания {Изменения и дополнения
151.34kb.
1 стр.
Закон Республики Северная Осетия Алания Об особо охраняемых природных территориях Республики Северная Осетия Алания Глава I. Общие положения Статья Предмет регулирования
574.04kb.
2 стр.
9. Вопросы государственного земельного надзора
20.16kb.
1 стр.
Республика Северная Осетия-Алания
64.8kb.
1 стр.
Территориального планирования республики северная осетия алания
4549.28kb.
19 стр.
Программа «Программа модернизации системы здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания»
3750.85kb.
24 стр.
-
149.09kb.
1 стр.
Осетия алания республиканское управление оценки качества образования
471.4kb.
3 стр.
Осетия алания республиканское управление оценки качества образования 537.5kb.
3 стр.
|