Главная
страница 1


Государственное бюджетное образовательное учреждение

начального профессионального образования

«Профессиональное училище №106»
Секция «Краеведение»

Памятники Сосновского района Челябинской области

Исследовательская творческая работа






Руководитель:

преподаватель русского языка и литературы

Головатенко Надежда Леонидовна

Долгодеревенское


Оглавление Введение…………………………………………………………………………..3

1 Произведение искусства, созданное для увековечения памяти о людях и событиях…………………………………………………………………………4



    1. Значение слова «памятник»…………………………………………….4

    2. История памятников……………………………………………………..4

    3. Памятникоохранительная политика……………………………………8

Выводы по первой главе………………………………………………………..15

2 Памятники Сосновского района Челябинской области…………………..16

2.1 Гражданская война…………………………………………………….16

2.2 Коллективизация……………………………………………………….18

2.3 Великая Отечественная война………………………………………..19

Выводы по второй главе……………………………………………………….22

Заключение……………………………………………………………………..23

Список использованной литературы………………………………………....24

Приложение А…………………………………………………………………25

Приложение Б…………………………………………………………………..26

Приложение В…………………………………………………………………..27

Приложение Г…………………………………………………………………..28

Приложение Д……………………………………………………………………29

Приложение Ж………………………………………………………………….30




Введение.

Международный день памятников отмечается ежегодно 18 апреля в 65 странах. Праздник был утвержден в 1983 году Генеральной конференцией (Ассамблеей) Международного Совета по вопросам охраны памятников. По памятникам археологии, культуры, архитектуры ученые изучают историю, этапы становления государства и вехи развития.

Актуальность исследования состоит в том, что физическое состояние более половины, находящихся под охраной государства памятников истории и культуры России продолжает ухудшаться и характеризуется в наше время как неудовлетворительное. Памятники истории и культуры России составляют весомую долю в культурном и природном наследии мира, вносят важнейший вклад в устойчивое развитие нашей страны и человеческой цивилизации в целом, что и предопределяет высочайшую ответственность российского народа и государства за сохранение своего наследия и передачу его последующим поколениям. Это относится и к памятникам, которые установлены в небольших городах и поселках, на нашей «малой родине», и ответственность за их сохранность лежит на местных жителях. Прошлое забывать нельзя, ведь без него нет будущего.

Целью работы является изучение состояния памятников на территории Сосновского района в населенных пунктах, где проживают наши обучающиеся. Задачи: познакомиться с историей памятников; изучить источники информации по данной теме; собрать материал о памятниках; проанализировать и сделать выводы. Объектом исследования являются памятники, а предметом исследования их сохранность.

1. Произведение искусства, созданное для увековечения памяти о людях и событиях

1.1 Значение слова «памятник»



Памятник,

1) в широком смысле — объект, составляющий часть культурного наследия страны, народа. Совокупность памятников истории и культуры включает предметы, являющиеся (или способные быть) объектами музейного показа, а также недвижимые памятники; по типологическим признакам памятники могут быть разделены на четыре основные категории: археологические памятники, памятники истории, памятники архитектуры и памятники монументального искусства. К памятникам относят также памятники письменности, обладающие историко-познавательным или историко-художественным значением. Охрана памятников истории и культуры является задачей общегосударственного значения и представляет собой существенную часть идеологического воспитания.

2) В узком смысле — произведение искусства, созданное для увековечения памяти о людях и событиях. Для памятника, обычно являющегося средством пропаганды идей господствующего строя, характерна функция активного общественного воздействия; она проявляется не только в идейной программе, но и в самом характере размещения памятника, как правило, рассчитанного на обозрение его значительным числом людей. Важная роль в организации окружающего пространства — необходимая черта художественного памятника независимо от его типа.

1.2 История памятников

Прототипами памятников были погребальные сооружения древнейших человеческих обществ — мегалиты и курганы, а также обелиски, пирамиды, и т. д. В последующие эпохи гробницы и надгробия нередко исполняли роль памятников, однако обычно под памятником в узком смысле подразумевают произведения, в которых мемориальная функция отчётливо преобладает над погребальной или культовой (хотя последние могут и не исключаться).

В античности были созданы основные композиционные типы памятников, развивавшиеся и в последующее время: аллегория, или портретные статуи и скульптурные группы (группа тираноубийц Гармодия и Аристогитона в Афинах, 477 до н. э.;), конные статуи (статуя Марка Аврелия, бронза, между 161 и 180, в 1538 установлена на площади Капитолия в Риме), стелы, арки триумфальные, триумфальные колонны (колонна Траяна в Риме, 111—114, архитектор Аполлодор из Дамаска). Широкое распространение обособленных скульптурных памятников, прославляющих определенную человеческую личность, начинается в Древней Греции; в искусстве эллинизма и Древнего Рима фигуры в подобных монументах уже значительно индивидуализируются. Античные памятники помещались первоначально на священных участках, а с 6 в. до н. э.— в центрах городской жизни (например, на агорах). Памятники Древнего Рима, в особенности триумфальные арки и колонны, стали важными элементами пространственной композиции площадей-форумов. Наиболее характерные виды памятников в средневековой Европе — кресты, отмечавшие те или иные памятные места, а также (преимущественно на Западе) скульптурные изображения донаторов в церквах. Традицией многих стран (в том числе допетровской Руси) было увековечение памяти о выдающихся событиях возведением культовых построек (Василия Блаженного храм в Москве, воздвигнутый в честь победы над Казанским ханством).

Итальянские мастера кватроченто, опираясь на древнеримское наследие, вновь создают чисто светские монументы, иногда — свободно стоящие (конные статуи кондотьеров: Гаттамелаты в Падуе, бронза, 1447—53, скульптор Донателло, Коллеони в Венеции, бронза, 1479—88, открыт в 1496, скульптор Андреа дель Верроккьо). Тенденции к пышной репрезентативности, наметившиеся в памятниках маньеризма, усиливаются в эпоху барокко и классицизма, когда памятник (как правило, прославляющие монархов или полководцев) нередко играют важнейшую роль в городской застройке (памятник Петру I, "Медный всадник", в Петербурге, бронза, 1768—78, открыт в 1782, скульптор Э. М. Фальконе;).

В период позднего классицизма, или ампира, вновь получают распространение архитектурные монументы, обычно посвященные военным победам (арка на площади де Голля в Париже, 1806—37, архитектор Ж. Ф. Шальгрен; Александровская колонна в Ленинграде). Со 2-й половины 18 в. всё чаще сооружаются памятники выдающимся общественным деятелям и творческим личностям (памятники: И. А. Крылову в Ленинграде, бронза, 1848—55, скульптор П. К. Клодт; И. В. Гёте и Ф. Шиллеру в Веймаре, бронза, 1857, скульптор Э. Ричель), иногда камерные по характеру, рассчитанные на чисто ландшафтное окружение. С 19 в. большой популярностью пользуются также памятники литературным героям. Сама организация постановки памятника существенно меняется: если ранее вопросами сооружения памятников ведали исключительно государственные учреждения (в России — министерство двора), то в 19 в. отдельные памятники создаются на средства, собранные различными общественными комитетами и комиссиями (например, памятник А. С. Пушкину в Москве, бронза, гранит, открыт в 1880, скульптор А. М. Опекушин, архитектор П. С. Богомолов).

Нарастание психологической конкретности образа в скульптурном памятнике 19 в. порой сочетается с утратой монументальности и ансамблевой связи с архитектурой. Вместе с тем в конце 19 — начале 20 вв. возникает ряд гигантских, подавляющих своими масштабами монументов, отражающих рост империалистических тенденций (памятник О. Бисмарку в Гамбурге, камень, 1901—1906, скульптор Х. Ледерер). Усиление общественно-политической роли пролетариата отражается в памятниках, славящих труд ("Памятник труду" в Брюсселе, бронза, с 1880-х гг., открыт в 1930, скульптор К. Менье). В 20 в. особую актуальность обретает идея архитектурных и архитектурно-скульптурных мемориальных сооружений, как правило, посвященных памяти жертв 1-й и 2-й мировых войн. Трагические события и героические свершения военных лет послужили стимулом для создания ряда монументов, преодолевающих стилистический консерватизм многих памятников 19 и 20 вв. и отмеченных острой экспрессивностью, метаморфической насыщенностью образов [памятник "Разрушенный город" в Роттердаме, бронза, 1953, скульптор О. Цадкин; П. героям Варшавы ("Варшавская Нике") в Варшаве, бронза, 1964, скульптор М. Конечный]. Интенсивно развивается новый тип неизобразительного памятника, лишённого аллегорических или портретных фигур и близкого по духу к архитектуре малых форм (памятник жертвам 2-й мировой войны 1939—45 в Милане, нержавеющая сталь, пластмасса, 1948, коллектив БПР).

С первых лет Советской власти проблема сооружения памятников , наглядно раскрывающих историю развития революционных идей и передающих пафос социалистического переустройства общества, рассматривалась как одна из важнейших задач искусства (это воззрение с наибольшей силой выразилось в ленинском плане монументальной пропаганды). Если ранние советские памятники чаще всего были невелики по размерам и по характеру близки станковой скульптуре, то для монументов 1920—30-х гг. типичны решения, способствующие более активному включению памятников в городской ансамбль или окружающую природу (памятник В. И. Ленину на Земо-Авчальской ГЭС, бронза, гранит, 1927, скульптор И. Д. Шадр, архитектор С. Е. Чернышев), многофигурные композиции, поясняющие основную мысль памятника с помощью дополнительных образов (памятник Т. Г. Шевченко в Харькове, бронза, гранит, открыт в 1935, скульптор М. Г. Манизер, архитектор И. Г. Лангбард). Особенно широка программа сооружения памятников, посвященных подвигу советского народа в Великой Отечеств, войне 1941—45; наряду с многочисленными мемориальными сооружениями воздвигнуты памятники, включающие реальные предметы (танки, артиллерийские орудия, самолёты), а также портретные монументы. Важную роль в патриотическом воспитании играет и практика создания бюстов дважды Героев Советского Союза и дважды Героев Социалистического Труда. В 1960—1970-е гг. возросшие масштабы городских пространств предопределяют укрупнённую более лаконичную пластику скульптурных памятников, иногда — использование символических неизобразительных форм. Необычайно многообразна тематика советских памятников: посвященные выдающимся лицам и событиям прошлого и современности, они в совокупности представляют собой образную летопись наиболее прогрессивных тенденций в истории и культуре. Среди примечательных монументов 1950—70-х гг.— памятник А. С. Пушкину в Ленинграде (бронза, гранит, открыт в 1957, скульптор М. К. Аникушин, архитектор В. А. Петров), В. В. Маяковскому в Москве (бронза, гранит, открыт в 1958, скульптор А. П. Кибальников;), К. Марксу в Москве (гранит, открыт в 1961, скульптор Л. Е, Кербель, архитектор Р. А. Бегунц и др.), В. И. Ленину в Кремле (бронза, гранит, лабрадорит, открыт в 1967, скульптор В. Б. Пинчук, архитектор С. Б. Сперанский ), В. И. Ленину на площади Ильича в Москве (бронза, гранит, открыт в 1967, скульптор Г. Йокубонис, архитектор В. Чеканаускас), В. И. Ленину в Берлине (гранит, открыто 1970, скульптор Н. В. Томский, архитектор Й. Нетер).

1.3 Памятникоохранительная политика

К сожалению, к настоящему времени значительная часть памятников отечественной истории и культуры уничтожена, находится под угрозой уничтожения или резко снизила свою ценность в результате прямого или косвенного воздействия хозяйственной деятельности, а также из-за недостаточной охраны от разрушительных воздействий природных процессов.

Острота этой ситуации во многом обусловлена резко снизившимся в последнее десятилетие объемами и качеством работ по поддержанию памятников (ремонт, реставрация и т.п.), все шире распространяющейся их бесхозностью, заметным снижением общей эффективности государственного и общественного контроля в этой сфере, а также снижением финансирования. По оценкам специалистов РАН, состояние находящихся на государственной охране памятников истории и культуры почти на 80% характеризуется как неудовлетворительное. Около 70% от их общего числа нуждается в принятии срочных мер по спасению от разрушения, повреждения и уничтожения в результате проявления различных негативных явлений и процессов, включая экологические1. Среди них такие широко известные в России архитектурные комплексы как внесенные в список Всемирного наследия ЮНЕСКО памятники белокаменной архитектуры Владимирской области; кремли Великого Новгорода, Нижнего Новгорода и Астрахани; Кирилло-Белозерский монастырь в Вологодской области и многие другие. Чрезвычайно остро стоит проблема сохранения памятников деревянного зодчества. Только за период с 1996 г. по 2001 г. было безвозвратно утрачено по меньшей мере 700 недвижимых объектов культурного наследия народов России1.

Физическое состояние более половины находящихся под охраной государства памятников истории и культуры страны в 2004 г. продолжало ухудшаться и характеризуется в настоящее время как неудовлетворительное. По оценкам экспертов, около 70% от общего числа памятников нуждается в принятии срочных мер по спасению от разрушения, повреждения и уничтожения в результате проявления разных негативных явлений и процессов, особую роль среди которых играют экологические.

Известно, что состояние памятников истории культуры во многом зависит от влияния различных природных факторов, способных привести к их деградации, причем от этого могут пострадать не только сами сооружения, но и находящиеся в них экспозиции и фонды. Поэтому экологический мониторинг состояния музеев, библиотек, архивов, научных и учебных учреждений, имеющих статус особо ценных объектов культурного наследия народов России, начатый еще в середине 1990-х гг., продолжен и сейчас.

Практически каждый памятник испытывает в большей или меньшей мере негативное воздействие разного рода экологических факторов. Наиболее частые проблемы - это несоблюдение температурно-влажностного режима внутри зданий, наличие грызунов, насекомых, развитие грибков и плесени, подтопление фундаментов, подвальных помещений и коммуникаций, а также загрязнение воздушного бассейна.

Разрабатывая региональные стратегии политики в области сохранения памятников истории и культуры, специалисты называют следующие приоритетные направления охраны культурного наследия от негативных последствий проявления факторов риска, в том числе - экологического риска:

согласование всех видов работ на землях историко-культурного назначения; разработка и утверждение проектов охранных зон;

контроль за ведением нового строительства;

страхование памятников;

вывод экологически вредных производств с территорий памятников и с земель историко-культурного назначения;

противоаварийные работы, консервация памятников;

проведение инженерно-экологических мероприятий (защита от вибрации, блуждающих токов, экологизация транспортных схем городов, понижение уровня грунтовых вод, устройство ливневых канализаций, вертикальная планировка и благоустройство исторических территорий, берегоукрепительные работы);

кадровое обеспечение и финансирование работ по систематическому контролю состояния объектов культурного наследия.

В соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ" основной задачей в сфере культурного наследия является обеспечение сохранности объектов культурного наследия всех видов и категорий, включая осуществление их государственной охраны, сохранения, использования и популяризации в соответствии с законодательством.

Главным необходимым условием обеспечения сохранности объектов культурного наследия в настоящее время является совершенствование государственной политики на основе всестороннего учета состава и состояния объектов культурного наследия, современных социально-экономических условий развития общества, реальных возможностей органов власти, местного самоуправления, общественных и религиозных организаций, иных лиц, особенностей национально-культурных традиций народов Российской Федерации и множества других факторов.

Государственная политика по обеспечению сохранности объектов культурного наследия должна исходить из признания приоритетности сохранения историко-культурного потенциала как одного из главных социально-экономических ресурсов существования и развития народов Российской Федерации и реализовывать комплексный подход к решению вопросов государственной охраны, непосредственного сохранения, распоряжения и использования объектов культурного наследия всех видов и категорий.

Существующая система государственной охраны объектов культурного наследия была сформирована на основе принципов, определенных в 60-х - 70-х годах прошлого века, и обеспечивала сравнительно приемлемое состояние важнейших памятников в условиях социалистической плановой экономики. Колоссальные экономические и социальные изменения в России, произошедшие за последние 20 лет, потребовали коренной модернизации этой системы. Важным шагом на этом пути стало принятие в 2002 г. долгожданного закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Новый закон вел целый ряд важных новых понятий и норм, предопределяющих регламентацию охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия. Однако его полноценное практическое использование требовало разработки и утверждения нескольких подзаконных актов, в частности Положений о Едином государственном реестре объектов культурного наследия, о государственной историко-культурной экспертизе объектов культурного наследия и др. К сожалению, все эти акты до сих пор остаются в стадии разработки.

На протяжении 1990-х годов в соответствии с приказом Министерства культуры РСФСР от 26 января 1990 № 33 "О реорганизации структуры управления делом охраны памятников истории и культуры" система государственной охраны памятников состояла, в основном, из региональных организаций и учреждений по охране и использованию памятников, созданных органами управления культурой субъектов Российской Федерации. Несмотря на то, что впоследствии указанный приказ Министерства культуры РСФСР вступил в противоречие с законодательством и был отменен, в 60 субъектах Российской Федерации полномочия государственных органов охраны памятников продолжают осуществлять местные специализированные организации, в 18 субъектах Российской Федерации структуры, выполняющие эти функции отсутствуют вовсе и только в 4 регионах образованы уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренные Федеральным законом от 25 июня 2002 г. № 73 ФЗ2.

Необходимо отметить, что в ходе осуществленной в соответствии с принципами административной реформы реорганизации структуры федеральных органов исполнительной власти не был создан предусмотренный Федеральным законом от 25 июня 2002 г. № 73 ФЗ федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный в области государственной охраны объектов культурного наследия, хотя отдельные полномочия Российской Федерации в этой сфере и были возложены на Минкультуры, Росохранкультуры и Роскультуры.

Между тем, создание такого органа не противоречит идее жесткого разграничения правоприменительных функций органов исполнительной власти (в том числе, функций по непосредственному осуществлению государственной охраны) и соответствующих надзорных функций.

В сфере культурного наследия, как особо общественно значимой, жесткий государственный надзор за исполнением законодательства целесообразно дополнить институтами широкого общественного контроля, в частности, практикой общественных экспертиз и обсуждений.

Таким образом, новый закон отразил наиболее актуальные проблемы сохранения культурного наследия в новых экономических и социально-политических условиях. Вместе с тем для реализации закона необходимы подзаконные акты, в которых более детально разработаны вопросы сохранения исторических центров городов (система охранных зон, размеры допустимых "вторжений" в историческую среду центра города), более четко регламентированы отношения новых владельцев памятников и государственных учреждений охраны.

Согласно Федеральному закону "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" общественные и религиозные организации вправе оказывать содействие федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в области государственной охраны объектов культурного наследия, в сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия.

Созданная в 1965 году Всероссийская общественная организация ’Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры" (ВООПиК), стала первой неправительственной структурой в сфере сохранения наследия, объединив в своих рядах не только краеведов-любителей, но, прежде всего, специалистов: архитекторов, историков, искусствоведов, музейных и архивных работников, реставраторов, инженеров-технологов, археологов.

История охраны культурного наследия России насчитывает более трех веков - в этот период формировалось охранное законодательство, создавалась государственная охранительная система, вырабатывались основные методические принципы охраны памятников, складывалась отечественная реставрационная школа.

Последние десятилетия с его новыми экономическими и социально-политическими реалиями обострило ряд проблем в области охраны объектов старины, решение которых невозможно без учета опыта прошлых лет. Одна из этих проблем - приватизация памятников и формирование различных форм собственности на них. В связи с этим регламентация прав собственников со стороны государства, выработка оптимальных отношений сторон - один из важнейших вопросов сегодняшней памятникоохранительной политики.

Выводы по первой главе: Памятники составляют часть культурного наследия страны, народа. Охрана памятников истории и культуры является задачей общегосударственного значения и представляет собой часть идеологического воспитания.

2. Памятники Сосновского района Челябинской области
2.1 Гражданская война
В июле 1919 года шли бои за деревни Бухарино и Есаулка Сосновского района. Бои шли упорные, с переменным успехом: красные, белые, красные. По старой дороге, говорят, толпами и поодиночке раненые красноармейцы продвигались в Челябинск. Для многих это был последний путь: хозяева здешних хуторов преследовали их и убивали и тут же среди травы наскоро хоронили. Столь высока была ненависть к тем, кто поднял руку на старые порядки. И все же здесь произошел перелом в разгроме колчаковцев.

По воспоминаниям жителей деревни Бухарино (так им рассказывали родители),население старалось избежать контактов с войсками. В то же время в избах на столах семьи оставляли еду. Бои приближались, а хозяйки специально стряпали хлеб, пироги. Они наливали молоко в кринки, прикрывали полотенцем, а сами уходили, прятались. То есть надеялись «задобрить» духов войны, но держались от них подальше.

Бои шли вокруг деревни и в согринах. Согрины – это болотистая местность, где косили камыш на корм скоту. Но они были опасными, эти согрины. Местные жители знали, что там попадались колодцы. Если провалиться – можно и не выбраться надо быстрей выпрыгивать, хвататься за кочку. Когда бои закончились, то в согринах были найдены утонувшие и раненые. Их вытаскивали. Раненых потом оставляли в домах. Кто – то из них умирал, а кто – то выздоравливал, возвращался к жизни. Убитых собрали со всей округи и похоронили. «Поставил в храме свечку, и за души убиенные, и за молодость, и за Родину, скорбящую.»

Гражданская война прошла кровоточащей раной по многим семьям. Случалось и такое – отец и младший сын шли воевать за белых, старшие сыновья за красных…

…В 1987 году в Сосновский райком комсомола пришел немолодой человек. Он приехал из Ленинграда, в поселке Мирный жила его сестра, и он сам когда – то здесь жил. Это был Тимофеев Михаил Васильевич. Он помнил и бои в гражданскую, и знал место захоронения недалеко от Мирного.

Здесь когда – то стояло несколько домов, местечко называлось «Контроль». Белых тогда схоронили в заброшенном колодце, а красные были похоронены в погребе разрушенного дома.

Могилы заровнялись. Не осталось никаких следов. Теперь трудно определить, что здесь шла дорога, стояли дома. Осталось ровное пшеничное поле – Братское поле.

«Не плугами поле пораспахано. А распахано поле конскими копытами,

Засеяно казачьими головами.

Засеял эту легку пашенку

Один полковничек.

Остановился он тут и прослезился:

«Понапрасну эти

Буйные головушки пропали»

Позднее, в 1987 году Михаил Васильевич Тимофеев пришлет письмо: «Высылаю чертеж памятника, сделанного согласно размерам имеющегося обелиска. Остается заказать гранитные блоки соответствующего размера и мраморную мемориальную доску 50*60 см с текстом такого содержания: «Вечная память бойцам Красной армии, погибшим в боях за освобождение Южного Урала от колчаковцев в июле 1919 года. От комсомольцев Сосновского района 1987 г.» С уважением, Тимофеев М.В.»

Памятник сделают и установят к ноябрю 1987 года. (приложение А).

Данного памятника государственных реестрах охраны памятников Челябинской области нет, как нет и памятника находящегося в районе деревни Ужовка.

Как рассказывала когда- то Осинцева Анна Михайловна, в доме №12, переулок Береговой, в сараях находились пленные партизаны. Их расстреляли на бегу речку Зюзелги, около берез.

В память о событиях гражданской войны и установлен памятник в Ужовке. На памятнике . На памятнике надпись: «Слава героям- партизанам, павшим за Советскую власть. От пионеров пионерского лагеря «Ласточкино гнездо» ЧТЭЦ-1 1965г.» (приложение Б).
2.2 Коллективизация
На кладбище поселка Есаульский стоит скромный памятник, посвященный Кудрину М.С., одному из первых организаторов колхоза “Ленинский путь”, зверски убитому кулаками в июле 1930 г.

Памятник расположенный на могиле Есаульского кладбища. Могила оформлена двумя рядами силикатного кирпича. Верх памятника сделан из железа, окрашенного в светлую краску, на верху звезда, высота памятника 1,5 метра.

Кудрин Матвей Степанович (16.11.1886-30-06.1930)- активный борец за советскую власть родился в деревне Ужовка Челябинской обл. в крестьянской семье. Здесь прошли его детские и юношеские годы, известно что до 1917 г . Кудрин М.С. работал писарем в конторе в деревне Ужовка.

Участник гражданской войны. Во время гражданской войны, приблизительно в 1919 году Кудрин М.С. вступил в партию.

После окончания гражданской войны вернулся в д. Ужовку, был первым и единственным коммунистом в деревне. В 20 –е годы Кудрин М.С. продолжал работать писарем в конторе в деревне Ужовка активно проводил среди односельчан политику советской власти , благодаря активной деятельности Кудрина весной 1930 г. в д. Ужовка был организован колхоз «Ленинский путь». Кудрин резко выступил против местных богатеев, не смотря на сопротивление с их стороны, местные богатеи-Резипин ,Зарянов, Колмогорцев решили отомстить Кудрину и вечером 30 июня 1930 зверски убили его.

Кудрин М.С. был похоронен на кладбище пос. Есаульского. До 1967 г. На его могиле стоял небольшой памятник.

В 1967 г. Первоначальный памятник был заменен на существующий.

8 Мая 1964 г. Пионеры Есаульской Школы взяли шефство над могилой коммуниста М.С. Кудрина – одного из первых зверски убитого кулаками

Описание жизни и деятельности коммуниста имеется в школьном музее (приложение В).
2.3 Великая Отечественная война
Великая Отечественная война- источник боли, гордости и славы нашего народа. В Сосновском районе свято чтят память тех, кто в те страшные годы спасли нашу Родину от фашистских полчищ и много работали, чтобы спасти ее из руин. Памятник, установленный в поселке Есаульском прославляет воина и труженика тыла. Идея создания памятника Победы принадлежала Суровяткину Г.Н., который в то время работал управляющим Есаульской сельхозтехникой. Им было все закуплено для строительства памятника и заказан проект. Из воспоминаний бывшего директора Есаульского РТП Ротатова В.И. узнали, что при строительстве памятника случались проблемы, задержки. Уходя со своего поста, Геннадий Николаевич просил Ротатова В.И., которого назначили на его место, особое внимание уделить строительству площади и памятнику, что он и сделал. В строительстве памятника принимали участие рабочие и служащие Есаульского РТП, жители поселка, ветераны В.О.войны и школьники.

Памятный знак представляет собой скульптурную композицию выполненную из железобетона высотой 3,5 м. Постамент в виде трапеции, прямоугольный в плене (0, 4,3x0,9 м.) из красного кирпича. На втором плане стена(7,0x2,0 м.) из бетона. На правой стороне стены укреплены 20 мемориальных плиток с текстом: «Память о вас будет жить в реках». Ниже пятиконечная звезда и 52 фамилии погибших. Внизу георгиевская лента. Звезда выполнена из гипса выпуклых рельефом. Остальные элементы выполнены контррельефом. На левой стороне звезды декоративные тематические барельефы из гипса: изображение бойцов, идущих в атаку, ордена Победы и ордена Красного Знамени. Памятный знак стоит на двухступенчатой площадке(0,2xI0,0x3,0 м.) из бетонных плит. Перед стеной цветник, прямоугольный в основании.

9 мая 1985 года к 40-летию Победы и был открыт этот памятник. На открытии памятника (вспоминает Круглова В.М.) присутствовали ветераны Великой Отечественной войны, парадное шествие устроили в этот день школьники Есаульской средней школы, выступали Суровяткин Г.Н., Ротатов В.И., Рабкесова В.Я. С доски памяти, где перечислены фамилии односельчан, погибших на войне, было торжественно снято белое полотнище, под звуки поселкового духового оркестра. На этом незабываемом празднике присутствовали дети тех, кто погиб на войне и они были благодарны за то что память об их родителях сохранена. На стене памяти перечислены фамилии не только тех, кто жил когда-то в Есаулке , но и тех кто проживал в близлежащих деревнях (Ужовка, Заварухино), так как в то время в армию призывали этих людей из Есаульского сельского совета. Во время праздника выяснилось, что на памятнике нет фамилии одного из погибших односельчан. Вскоре эта ошибка была исправлена. Много раз памятник реставрировали, в этом принимал участие житель поселка Харин С.А. Каждый год в начале мая площадь перед памятником приводят в порядок активисты поселка, школьники Есаульской школы и воспитанники Есаульского детского дома (приложение Г).

Поселок Теченский возник в результате переселения людей из подсобного хозяйства треста №42 ЧПС в 1958 году после радиационной аварии на ПО «Маяк». Поэтому в поселке не было погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Но люди переехали со «старой усадьбы» и перевезли с собой память и память о земляках – участниках войны в сердцах теченцев. В 2001 году по инициативе Ланге Г.И., председателя сельского совета, на территории п.Теченский начали сооружение обелиска, посвященного памяти участников войны. Заканчивал строительство обелиска и разрабатывал сквер, занимался посадкой деревьев уже новый глава администрации Гребеньков А.А. (приложение Г).

Простой обелиск состоит из стены грубых гранитных валунов, а в центре мраморная мемориальная доска, но как дорог он жителям п.Теченский. Сюда приходят не только на празднование Дня Победы. Школьники поддерживают порядок у памятника круглый год, чистят снег, обкашивают деревья. И сквер вписался в интерьер поселка, стал его неотъемлемой частью. Рядом с обелиском проходят часы мужества, а молодожены возлагают цветы.

Село Долгодеревенское, улица 1 Мая, школа, а рядом с ней символический памятник ученикам- первым выпускникам этой средней школы. 20 июня 1941 года в районной газете было опубликовано письмо учителя Андрея Ивановича Воронцова о том, что выпускники школы идут учиться в институты и военные училища. Но учиться им не довелось. Они добровольцами ушли на фронт. До Победы не дожил никто. Им поставили памятник На каждой символической могиле- мраморная плита с фамилией погибшего. Автором памятника стал Валентин Иванович Кузнецов, а строили его своими руками Александр Степанович Кузнецов, учитель труда, завхоз школы Василий Кимаковский и сам Валентин Иванович Кузнецов. Доставали сами мрамор, щебень, гальку, цемент, помогали в этом мраморный рудник, комхоз, ПМК (приложение Д).

Памятник в селе Саккулово представляет прямоугольное двухметровое основание, на котором установлена скульптура солдата, взметнувшаяся ввысь на три метра. По бокам памятника развороты, на которых высечены имена погибших.

Памятник установлен по инициативе сельского совета и жителей села в честь 30-летия Победы над фашистской Германией.

Памятник расположен на центральной площади. Это скульптура воина в полный рост (высота 3 метра) из бетона. Лицо и одежда реалистично детализированы. За скульптурой стена со встроенным постаментом. Стена из оштукатуренного кирпича (высота 2 метра; основание 3,5 на 0,2 метра). Лицевая плоскость облицована мраморными плитами, на которых углубленным рельефом обозначены 220 фамилий погибших земляков. Постамент одноступенчатый (высота 2 метра; основание 1,0 на 0,6 м.) из оштукатуренного кирпича, облицованный мраморными плитами. На лицевой плоскости постамента пятиконечная звезда и две лавровые ветви. Ниже текст: «Вечная слава воинам-землякам, павшим в боях за Советскую Родину.1941-1945». Текст и другие элементы исполнены углубленным рельефом и тонированы. Знак установлен на бетонной площадке. Скульптура изготовлена на Московском комбинате «Монумент-скульптура» по заказу дирекции Муслюмовского совхоза (приложение Ж).
Выводы по второй главе: Все памятники находятся в удовлетворительном состоянии. Памятники участникам Великой Отечественной войны используются в майские праздники для патриотического воспитания подрастающего поколения.


Заключение

В данной исследовательской творческой работе поставленная цель (изучение состояния памятников на территории Сосновского района Челябинской области) выполнена. Было найдено значение слова «памятник», подробно изучена и представлена в первой главе история памятников с глубокой древности до сегодняшних дней. К сожалению, к настоящему времени часть памятников отечественной истории и культуры уничтожена, находится под угрозой уничтожения или резко снизила свою ценность в результате прямого или косвенного воздействия хозяйственной деятельности, а также из-за недостаточной охраны от разрушительных воздействий природных процессов. Это недопустимо, так как памятники составляют часть культурного наследия страны, народа и охрана памятников истории и культуры является задачей общегосударственного значения, представляет собой существенную часть идеологического воспитания.



Во второй части работы представлены сведения о памятниках истории Сосновского муниципального района, которые есть в списках районного краеведческого музея, но на учете не состоят. При сборе информации о памятниках было выявлено, что все они находятся в удовлетворительном состоянии, благодаря заботе поселковых администраций, местных активистов и школьников. Памятники участникам Великой Отечественной войны используются в майские праздники для патриотического воспитания подрастающего поколения.

Список использованной литературы

  1. Веденин ,Ю.А. Культурное и природное наследие России.- М., 1995.




  1. Вопросы охраны и использования памятников истории и культуры.- М., 1990.




  1. Историко-революционные памятники СССР. Краткий справочник.- М., 1972.




  1. Круглова, М. Монументы в архитектуре городов.- М., 1952.




  1. Кулемзин, А.Н. Охрана памятников в России.- Томск, 1999.




  1. Михайлова, Н.В. Государственно-правовая охрана историко-культурного наследия России во второй половине XX века.- М., 2001.




  1. Михайлова, Н.В. Историко-культурное наследие России: проблемы охраны.- М., 1999.




  1. Охрана и использование памятников культуры: сборник нормативных актов и положений.- М., 2004.




  1. Полякова, М.А. Охрана культурного наследия России.- М., 2005.




  1. Советская скульптура наших дней, [1960—1970, Сб. ст.].- М., 1973.




  1. Советский энциклопедический словарь.- М., Советская энциклопедия,1987.




  1. Углева, И.К. Культурное наследие: современные проблемы. -М., 1987








Приложение А

мирный.jpg мирный 2.jpg

Чертеж памятника п. Мирный на братском поле, сделанный ветераном войны М.В. Тимофеевым
Приложение Б

ужовка (дом).jpg

Деревня Ужовка, пер. Береговой, дом 12, где находились пленные партизаны.

c:\documents and settings\преподаватель\рабочий стол\dsc01051.jpg

Памятник героям-партизанам д. Ужовка
Приложение В

z:\головатенко н.л\памятники\кудрин\фото-00612.jpgПамятник М.С. Кудрину

z:\головатенко н.л\памятники\кудрин\фото-0063.jpg

Приложение Г

z:\головатенко н.л\памятники\есаулка\фото-00602.jpg

Памятник в Есаулке, посвященный погибшим в ВОВ

теченскийц.jpg

Памятник в п. Теченский

Приложение Д

долгая.jpg

Памятник с. Долгодеревенское


Приложение Ж

z:\головатенко н.л\памятники\сакулова\безимени-1.jpg

z:\головатенко н.л\памятники\сакулова\фото-00592.jpg

Памятник в с. Саккулово


Смотрите также:
Секция «Краеведение» Памятники Сосновского района Челябинской области Исследовательская творческая работа
262.62kb.
1 стр.
Закон челябинской области о пожарной безопасности в Челябинской области Принят постановлением
101.4kb.
1 стр.
Исследовательская работа Номинация «Географическое краеведение»
122.36kb.
1 стр.
С. Уйское Челябинской области 16 августа 2010 г
35.12kb.
1 стр.
Статья отнесена к разделу «Преподавание географии». Внеклассная работа. Секция «Краеведение»
228.58kb.
1 стр.
Инвестиционный паспорт Чесменского муниципального района Челябинской области
241.31kb.
1 стр.
Методические рекомендации по организации автоматизированных рабочих мест системы исполнения регламентов предоставления государственных
115.21kb.
1 стр.
О приобретении имущества в государственную собственность Челябинской области
26.49kb.
1 стр.
Сокращенное наименование мкдоу №17 г. Аши
285.51kb.
1 стр.
Состав проекта
1179.5kb.
8 стр.
Как написать письменные работы по детской литературе
138.89kb.
1 стр.
Как написать письменные работы по детской литературе
121.05kb.
1 стр.