Главная
страница 1




Московский государственный институт

международных отношений (Университет)

МИД России

Программа курса

«Мировая политика в ХХ1 веке:

акторы и процессы»

Москва, 2008

Программу курса разработали: Лебедева Марина Михайловна, д.полит.н., профессор

© Лебедева М.М.

© МГИМО (У) МИД России

Раздел 1. Организационно-методический
1.1. Место курса в образовательной программе.

Курс предназначен для студентов-магистрантов, обучающихся по направлению «Международные отношения» по программе «Мировая политика», а также другим программам по данному направлению. Курс позволяет магистрантам овладеть современными знаниями и навыками анализа мировых политических процессов и международных отношений через понимание интересов, позиций, деятельности, возможности реализовывать свои цели и интересы различных акторов. Курс рассматривает к развитию каких политических процессов ведет деятельность акторов, а также влияние этой деятельности на смену политической повестке дня. Курс не предполагает наличие конкретных ответов на острые международно-политические вопросы современности по той причине, что их не может быть. Курс ориентирует студенто на то, чтобы уметь ставить вопросы, анализировать ситуацию и уметь действовать в ситуации с минимальными издержками («уметь жить с проблемой»). Кроме того, курс направлен на то, чтобы магистранты умели увидеть проблему и предпринять необходимые действия еще до того, как проблема вызовет серьезные последствия

Это является необходимым современному выпускнику магистратуры по направлению «Международные отношения» для работы в различных аналитических и практических организациях, центрах, а также в научной сфере.

1.2. Цели и задачи курса.

В соответствии с назначением основной целью курса является понимание деятельности акторов мировой политики, т.е. тех участников, которые активно выстраивают современные политические процессы и формируют контуры политической системы мира.

В задачи курса входит научить магистрантов:


  • понимать современное состояние политической системы мира, роль различных акторов в ней;

  • выявлять интересы различных акторов мировой политики;

  • анализировать деятельность акторов на мировой арене;

  • критически оценивать различные теоретические школы и подходы, существующие в данной области;

  • применять теоретические знания для анализа текущих проблем, порождаемых деятельностью различных акторов;

  • демонстрировать аналитические навыки и умения;

  • находить специфику интересов различных акторов при тех или иных вариантах решения международных проблем;

  • выявлять, какие процессы порождаются деятельностью различных акторов;

  • анализировать смену политической повестки дня современного мира;

  • уметь излагать проблему и подходы к ее решению решения в различных видах документов (аналитические записки, сценарные варианты развития событий и т.п.), а также представлять в докладах и научно-практических дискуссиях;

  • уметь совместно с коллегами ставить проблемы и находить решения в условиях, когда нет «идеальных решений».



1.3. Требования к уровню освоения курса (методические рекомендации).

Для овладения курсом магистрант должен быть знаком со следующими базовыми дисциплинами бакалаврского уровня:



  • Мировая политика

  • История международных отношений

  • Теория международных отношений

  • Политология

  • Мировая экономика

  • Международное право


По окончании изучения курса «Мировая полтика в ХХ1 в.» слушатель должен:



ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Знание и понимание


A. Знание и понимание:

1. Политическая система мира и роль различных транснациональных акторов в ней;

2. Теоретические подходы по анализу деятельности акторов;

3. Государство как ключевой актор мировой политики. Различные типы государств;

4. Международные организации и институты в качестве акторов мировой политики;

5. Протестные движения и организации. Их вклад в мировую политику;

6. Региональное измерение транснациональных акторов. Специфика деятельности акторов в различных регионах мира;

7. Взаимодействие акторов: основные проблемы и противоречия.


Методы учения/преподавания

Установочные лекции, в которых обозначаются основные проблемы и противоречия по данной проблеме.

Самостоятельная работа по изучению обязательной литературы, поиску и изучению дополнительной литературы и информации. Работа в команде, состоящей из трех человек, для подготовки проектной презентации на семинаре на основе case study.

Подготовка презентации в Power Point.

Выступление в дискуссии на семинаре при обсуждении презентаций.



Оценивание

Выступление на семинаре с презентациями, участие в дискуссии по презентации других, выполнение письменных работ (аналитическая записка и прогнозно-сценарный анализ), итоговый экзамен в виде эссе по вопросам, поставленным в проблемной форме.





КОМПЕТЕНЦИИ


B. Аналитические компетенции

Магистранты, успешно окончившие программу обучения, приобретут:



1. Способность к сравнительному анализу и синтезу (компаративистика) благодаря анализу деятельности различных акторов на мировой арене;

2. Способность к соединению разнодисциплинарных инструментов в приложении к решению задачи;

3. Знание политической системы на глобальном, региональном и государственном уровнях;

4. Знание основных глобальных тенденций и учет их влияния на развитие и функционирование международных, государственных и региональных институтов;



5. Способность к эффективному делегированию обязанностей (в частности, при подготовке в группе к презентации и непосредственно в ходе презентации, а также при написании письменных работ)

6. Способность к прогнозированию, понимание влияния будущего на настоящее (особенно при прогнозно-сценарного анализа)

Методы учения/преподавания


Лекционные занятия и занятия в рамках научно-практического семинара;
Разработка и осуществление студентами собственных исследований в рамках проекта на научно-практического семинара, а также анализ, представление и обсуждение полученных результатов на семинаре;
Индивидуальные и групповые консультации;
Выполнение различных ролей во время семинара (докладчика, дискутанта, модератора);

Интервью внешних экспертов.



Оценивание

Письменные задания (аналитическая записка и прогнозно-сценарный анализ);

Доклад-презентация, выступление на семинаре;

Работа в составе группы по проекту;

Работа в семинаре в качестве дискутанта и участника семинара

Участие в ситуационном анализе

Итоговый экзамен


C. Системные компетенции

Студенты, успешно окончившие программу обучения, смогут развить:



1. Владение навыками проведения индивидуальных и коллективных научных исследований

2. Способность к принятию решения в условиях неполного комплекта данных

3. Глобальное видение

 4. Умение выбирать конкретные применения знаний и умений к анализу ситуации;

5.Способность управлять разработками, ресурсами и командами в трудовых и учебных контекстах, являющихся
Методы учения/преподавания

Работа над проектами в группах, проведение исследований и предложение путей решения проблем;

Работа с научной литературой и информацией;

Проведение презентаций и дискуссий;

Подготовка аналитических и прогнозных материалов;

Проведение ситуационного анализа.

Оценивание

Работа в семинаре в разных качествах;

Организация и участие в ситуационном анализе;

Письменные работы

Итоговый экзамен



D. Коммуникационные компетенции

В ходе обучения по данной программе студенты получат возможность развить следующие умения:



1. Способность к эффективной презентации своего проекта или компании в рамках международных выставок и конференций

2. Обеспечение привлекательности и живости дискуссий внутри сообщества в режиме реального времени

3. Способность разработать миссию и цель команды

Методы учения/преподавания

Презентации

Разработка и реализация группового проекта

Обсуждение проектов на семинаре

Работа в команде по проекту

Ситуационный анализ

Интервью внешних экспертов



Оценивание

Работа в группе по подготовке материалов презентации;


Участие в дискуссии при обсуждении презентаций;
Участие в ситуационном анализе





  1. 4. Формы контроля по курсу. Критерии оценки знаний, умений, навыков.

Участники курса: магистранты, преподаватель, ассистент (тьютер). В качестве тьютера выступает аспирант кафедры. Его задача – проведение дополнительных консультаций, оказание помощи в подборе литературы, подготовке заданий и т.п.

Занятия проводятся в форме небольшого лекционного введения к каждой теме (20 минут) и научно-практических семинаров, предполагающих выявление магистрантами анализа интересов, целей, роли и т.п. различных акторов по проблемам мировой политики и выступление с докладом в power point, оппонирование доклада и организации дискуссии остальных участников семинара. Для проведения такой работы магистранты разбиваются на группы по 3 человека. Один из магистрантов, не входящий в данную группу из 3-х человек выступает в роли «обязательного» дискутанта. В его задачи входит критический анализ предложенного проекта.

Кроме того, каждый магистрант индивидуально за время изучения курса должен написать 2 вида письменных работ по 3-4 стр. каждая (шрифт 14, интервал -1,5, поля: верхнее и нижнее – 2 см., левое - 2,5, правое – 1,5); увеличение числа станиц влечет за собой снижение оценки (Дополнительные 1-2 стр. ведут к снижению оценки на 5%, т.е. отлично выполненная рабо, но написанная 5 или 6 стр. будет оценена в 95%. Начиная с 7-й стр. каждая дополнительная страница ведет к снижению еще на 5%. Иными словами 7-страничная работа может быть максимально оценена на 90%, 8-страничная – 85 и т.д.): аналитическую справку (срок сдачи 1 ноября), сценарный анализ (срок сдачи 1 декабря). Работы пересылаются на Кафедру мировых политических процессов по элeктронной почте по адресу: World_Politics@MGIMO.ru. и должны быть получены не позднее 23:59 указанного дня сдачи работы, либо заранее сданы лаборанту кафедры. Оба вида работ должны быть сделаны по различным темам. Несданные в срок работы оцениваются 0%. Перенос сроков не допускается (в реальных условиях работы неподготовленные в срок материалы часто оказываются бесполезными).

При подготовке докладов и их обсуждении основной акцент делается на постановке проблемы сквозь призму интересов, ресурсов, целей и т.п. того или иного актора и подходах к решению данной проблемы, а также к каким процессам это ведет и как влияет на смену политической повестки дня.

Два последних занятия посвящены проведению ситуационного анализа. Подготовка к нему ведется на протяжении всего курса и предполагает проведение консультаций, работа в команде, поиск информации.

При подготовке к семинарам и ситанализу предполагает:



  • Знакомство с литературой;

  • Самостоятельный поиск и чтение литературы;

  • Самостоятельный поиск информации в Интернете, справочных изданиях и т.п.;

  • Проведение интервью с экспертами (консультации с преподавателями, практическими работниками, журналистами и др.)

Лучшие проекты предполагается издавать в качестве материалов сборника студентов и аспирантов кафедры, а также рекомендовать к публикации в других изданиях.

Итоговый контроль.

Итоговая оценка магистранта складывается из следующих составляющих:

1.  Выступление на семинарах (доклады, оппонирование, комментарии, ситуационный анализ) – 40% от общей итоговой оценки;

2.  Письменные работы – 35% от общей итоговой оценки;

3.  Оценка на экзамене – 25% от общей итоговой оценки.

Таким образом, курс нельзя освоить заочно (в этом случае не будет сформированы большинство из указанных компетенций) и в случае неучастия магистранта в работе семинара, в том числе и по уважительным причинам, его знания не могут быть оценены положительно.

Суммарная оценка является итоговой по курсу и проставляется в приложение к диплому.
Текущий контроль. В процессе изучения курса в качестве промежуточные контрольных заданий выступают письменные работы и работа на семинаре (включая работу в группе по проектам). Результаты выполнения этих заданий являются основанием для выставления оценок текущего контроля.
Критерии и шкала оценивания письменных работ
Все письменные работы магистров оцениваются по единой системе. Магистр должен представить все предусмотренные учебным планом письменные работы. Каждая работа оценивается отдельно.
Оценка: A:
— аналитичность стиля и подхода, критичность представлений и интерпретаций. В сценарно-прогнозной работе наличие нескольких (не менее двух) сценариев реализации и четкое обоснование самих вариантов и условий их реализаций;

— тщательно продуманный отбор данных и источников, квалифицированные ссылки на использованную литературу (в конце работы как “end notes” );

— всестороннее раскрытие поставленных целей и задач, полное соответствие теме;

— ясная постановка и успешное достижение целей;

— логическая связность и цельность работы, ясные и хорошо обоснованные выводы;

— работа написана грамотным и правильным языком.


Оценка: В:
— стиль и подход — объяснительные с элементами критической интерпретации. В сценарно- прогнозной работе наличие нескольких сценариев, Хорошее обоснование их, а также условий при которых они будут реализованы;

— данные и источники подобраны хорошо, факты используются правильно;

— цели и задачи вполне раскрыты, работа в основном соответствует теме;

— цели ясны, реалистичны и адекватны теме;

— работа достаточно связная и цельная, последовательно обосновывает предлагаемый вывод;

— текст написан грамотным и адекватным языком, ошибок очень немного.


Оценка: С:
— достаточное понимание материала, поверхностных или неадекватных суждений немного. В сценарно-прогнозной работе недостаточно четко обоснованы варианты и условия их реализации;

— стиль скорее описательный или рекомендательный, чем аналитический;

— источниковая база более или менее достаточна;

— видно стремление автора к целостности работы и обоснованности выводов;

— случаи неадекватного использования языка редки.
Оценка: D:
— недостаточное понимание фактов и проблем, есть неадекватный материал. В сценарно-прогнозной работе сценарии плохо обоснованы, или сведены к одному варианту;

— литература подобрана плохо, самостоятельность недостаточна;

— по объему или по качеству работа не соответствует магистерскому уровню;

— цели реалистичны, но несколько ограничены;

— отдельные части связаны между собой, но в логическое целое с ясными выводами не складываются;

— отдельные места изложены совершенно неадекватным языком.


Оценка: Е:

— изложение материала совершенно не соответствует требованиям, плохое знание предмета, тема не раскрыта. В сценарно-прогнозной работе сценарии отсутствуют или не обоснованы;

— использованы неадекватные или несоответствующие теме источники;

— цели поставлены неквалифицированно, они неадекватны, /или/ нереалистичны, и /или/ не достигнуты;

— отдельные части не складываются в единое целое и не приводят к предлагаемым выводам;

— работа изложена неадекватным и неграмотным языком.


Слушатель, получивший за письменную работу оценку Е, не имеет права пересдачи.

Критерии оценки

Письменные работы слушателей магистерских программ оцениваются по следующим критериям:




РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

A

Работа полностью отвечает целям/задачам обучения по данному курсу

B

Работа в основном отвечает целям/задачам обучения по данному курсу

C

Работа отвечает отдельным целям/задачам обучения по данному курсу, однако имеет серьезные недостатки в отношении остальных целей/задач

D

Работа не отвечает большинству или всем целям/задачам обучения по данному курсу

E

Работа совершенно не соответствует/противоречит целям данного курса; и/или не достигла их

РАССУЖДЕНИЯ И АНАЛИЗ

A

Самостоятельное и оригинальное осмысление материала; ясное и убедительное рассуждение; мощный и убедительный анализ

B

Четкость логики и анализа, некоторая оригинальность в осмыслении материала, в целом работа хорошо аргументирована и убедительна

C

Удовлетворительные построение и анализ при отсутствии оригинальности или критического осмысления материала

D

Логика слабая, оригинальность отсутствует и/или материал недостаточно критически осмыслен

E

Логика крайне слабая, отсутствует или неадекватна выбранной теме

РАБОТА С ЛИТЕРАТУРОЙ

A

Умелая организация материала; использован широкий круг адекватных и последних по времени публикаций; тщательно отобраны данные и источники

B

Использовано достаточное количество адекватных и современных данных и источников, материал разумно отобран

C

Использовано удовлетворительное количество адекватных и современных данных и источников; их применение не всегда адекватно

D

Источники и ссылки используются недостаточно, неадекватно или неубедительно

E

Подбор и использование данных и источников неудовлетворительны

ПРИМЕНЕНИЕ ИДЕЙ К ПРАКТИКЕ

A

Обоснованное и оригинальное применение теоретических идей к анализу практического опыта, фактов и проблем, разработка учебных материалов

B

Достаточное применение теоретических идей к анализу сложившейся ситуации и проектированию будущей деятельности

C

Удовлетворительное применение теоретических идей к анализу сложившейся ситуации и проектированию будущей деятельности

D

Слабое применение теоретических идей к анализу сложившейся ситуации и проектированию будущей деятельности

E

Теоретические идеи применяются неадекватно, неверно или вовсе не применяются

ОРГАНИЗАЦИЯ И СТРУКТУРА

A

Работа построена ясно, логично, оригинально и убедительно; удобна для чтения

B

В целом работа организована хорошо, отдельные части соединяются в единое целое и приводят к обоснованному заключению

C

Отдельные части работы связаны между собой, но не объединяются в единое целое, выводы не всегда ясны; текст местами неудобен для чтения

D

Работа неудобна для чтения, отдельные ее части не связываются в единое целое, выводы и заключения не понятны и плохо связаны с текстом

E

Отдельные части работы разрозненны, никак не связаны между собой, выводов и заключений нет

ОБЩИЕ УМЕНИЯ

A

Проявлено абсолютно уместное и точное применение широкого спектра общих умений, предусмотренных данным курсом и заданием




B

Проявлено владение достаточно широким спектром соответствующих умений




C

Проявлено владение удовлетворительным спектром соответствующих умений




D

Использованы отдельные общие умения; они применяются слабо или неадекватно




E

Работа показывает недостаточную компетентность автора в области общих умений; крайне слабая работа


Раздел 2. Содержание курса
2.1. Организационно-методические данные курса.

Вид работы

Трудоемкость

(в акад. часах)



Общая трудоемкость




Аудиторная работа

36 часов

Лекции (суммарно, с учетом брифингов)


10 часов

Семинары/ситуационный анализ

26 часа

Работа с тьютором (не обязательна в ауд.) обязательной)

36 часов (доп.)

Самостоятельная работа




Проект (поиск материала к проекту, соглас. с группой)


30 часов

Написание двух справок (аналит. и прогнозной)

20 часов

Подготовка ситанализа и письменного итогового док.

24 часов

Самоподготовка (изучение рекомендованных материалов, поиск новых материалов отслеживание текущей информации, проведение интервью экспертов и т.д.)

30 часов

Работа с преподавателем, тьютором, а также другими магистрантами он-лайн

20 часов

Виды текущего контроля

качестве






Выступления как докладчика, дискутанта, участника




Аналит. и прогнозная справки




Вид итогового контроля

письменный экзамен-эссе



2. 2. Тематический план курса



Наименование разделов и тем

Дневная форма обучения



Количество часов (в акад. часах и/или кредитах)

Лекции

Практические занятия

Самостоят. работа

Всего часов по теме

Раздел 1. Политическая система мира. Акторы политической системы













Тема 1.1. Эволюция политической системы и характер изменения акторов.

2

нет

8

10

Раздел 2. Государства и межправительственные организации













Тема 2.1. Государства в современном мире.

1

3

16

20

Тема 2.2. Межправительственные организации и институты

1

3

16

20

Раздел 3. Негосударственные акторы

Мировой политики













Тема 3.1. Международные неправительственные организации

0,5

1,5

8

10

Тема 3.2. Территориальные образования как актор мировой политики

0,5

1,5

8

10

Тема 3.3. Протестные движения и экстремистские организазации

0,5

1,5

8

10

Тема 3.4. Бизнес и финансовые структуры как акторы

0,5

1,5

8

10

Раздел 4. Международные процессы и меняющаяся повестка дня













Тема 4.1. Развитие международных процессов: проблемы и действия акторов

0,5

1,5

8

10

Тема 4.2. Изменение международной повестки дня в области безопасности

0,5

1,5

8

10

Тема 4.3. Изменения международной повестки дня в области ресурсов и естественных условий

0,5

1,5

8

10

Тема 4.4. Изменения международной повестки дня в области гуманитарной проблематики

0,5

1,5

8

10

Раздел 5. Выстраивающаяся новая политическая система мира: акторы, процессы, проблематика













Тема 5.1. Взаимодействие акторов и изменение политической системы мира

0,5

1,5

8

10

Тема 5.2. Ситуационный семинар, по согласованной со студентами теме (готовится в течение семестра) течение первых двух

нет

4

26 (включая тьютерство)

30

Итого по курсу:










170


Примечание:

Курс представляет собой научно-прикладной семинар на магистерском уровне, поэтому лекционные формы сведены к минимуму (примерно 20 минут в конце каждой пары), за исключением первой лекции-презентации преподавателя. В первой лекции излагается видение проблемы преподавателем, в остальных - даются установочные моменты на подготовку к следующему семинару.

В принципе возможен другой формат работы: сначала читаются 5 лекций (10 часов, затем начинается работа семинара).

Все материалы (презентации преподавателя и магистров, а также комментарии, вопросы, рекомендации тьютора и т.д). вывешиваются на специально созданном сайте курса.


2.3. Содержание курса.

Раздел 1. Политическая система мира. Акторы политической системы
Раздел 1. Политическая система мира. Акторы политической системы

Тема 1.1. Эволюция политической системы и характер изменения акторов



  1. Понятие политической системы мира

  2. Понятие актора и его роли на мировой арене. Параметры, по которым целесообразно рассматривать акторов мировой политики. Сравнительный анализ их ресурсов, целей, интересов, внутренней организации.


Раздел 2. Государства и межправительственные организации
Тема 2.1. Государства в современном мире.

  1. Государство как ведущий актор на мировой арене. Особенности государства как актора в современных условиях.

  2. Критерии различий государств и возможные классификации государств. Дискуссия о роли государств в современном мире. Государства модерна, премодерна, постмодерна. Проблема несостоявшихся государств (failed states). Односторонность (unilateralism) США на мировой арене.

  3. Проблема государствостроительства.

  4. Конкретная ситауция: государствостроительство в Ираке, Афганистане

Тема 2.2. Межправительственные организации и институты



  1. Межправительственные организации как акторы мировой политики

  2. Проблемы МПО: бюрократизация, негибкость, медленная реакция на изменяющие и т.п. Дискуссия о реформе ООН; реформирование НАТО др. МПО

  3. Конкретная ситуация. Студентами выбирается деятельность МПО по решению той или иной проблемы в области безопасности (выбор согласовывается с преподавателем)


Раздел 3. Негосударственные акторымировой политики

Тема 3.1. Международные неправительственные организации



  1. Неправительственные организации.

  2. Общие характеристики НПО.

  3. Большое разнообразие НПО.

Конкретная ситуация. Деятельность НПО по запрету противопехотных мин.
Тема 3.2. Территориальные образования как актор мировой политики

  1. Варианты территориальных образований. Их особенности.

  2. Регионы внутригосударственные и межгосударственные регионы.

  3. Условия необходимые для того, чтобы территории рассматривались в качестве акторов.

  4. Мегаполис как актор мировой политики. Причины выхода мегаполиса на мировую арену в качестве актора. Современный и средневековый город в политической системе: общее и различное

Конкретная ситуация. Студентами выбирается территориальное образование и рассматривается его деятельность как актора (выбор согласовывается с преподавателем).
Тема 3.3. Протестные движения и экстремистские организации

  1. Протестные движения (этнические, религиозные, антиглобалистские и др.) как актор локальный или глобальный. Типы движений. Примеры движений.

  2. Террористические и экстремистские организации как актор мировой политики.

  3. Роль СМИ в формировании экстремистских движений в качестве актора мировой политики.

Конкретная ситуация. Деятельность антиглобалистов на саммите Группы восьми 2007 г. и 2003 г. (сравнительный анализ)

Тема 3.4. Бизнес и финансовые структуры как акторы



  1. Требования к бизнесу в качестве актора. Проблема лоббирования и коррупции.

  2. Примеры ТНК в качестве акторов. Различия в интересах разного вида бизнеса. (например, нефтяные ТНК, ТНК по новым технологиям и т.п.)

  3. Финансовые структуры в качестве актора.

  4. Конкретная ситуация. Студентами выбирается бизнес- или финансовая структура и рассматривается ее деятельность, возможно деятельность в разных регионах мира (выбор согласовывается с преподавателем).


Раздел 4. Международные процессы и меняющаяся повестка дня
Тема 4.1. Развитие международных процессов: проблемы и действия акторов
1. Глобализация, локализация, изоляционизм интересы и действия различных акторов.

2. Интеграция и дезинтеграция: интересы различных акторов

3. Демократические и авторитарные режимы: как различные акторы взаимодействуют с ними

4. Конкретная ситуация. Голосование по европейской Конституции 2005 г. Студенты анализируют, как различные регионы (например, Франции проголосовали на референдуме)


Тема 4.2. Изменение международной повестки дня в области безопасности.

1. Особенности конфликтов, их урегулирования и отношения к ним различных акторов

2. Терроризм и проблема нераспространения: каково взаимовлияние этой проблематики и развития международных процессов?

3. Архаика и современность в современной войне.

Конкретная ситуация. Проведение военной операции в Ираке 2003 г.
Тема 4.3. Изменения международной повестки дня в области ресурсов и естественных условий

1. Проблемы экологии: отношение разных акторов.

2. Как развитие различных процессов способствует/тормозит решение экологических проблем?

3. Европейский континент: проблемы миграции.



Конкретная ситуация. Страны БРИК: отношения к экологической проблематике (анализ интересов и действий)
Тема 4.4. Изменения международной повестки дня в области гуманитарной проблематики

1. Гуманитарная проблематика как «мягкая сила»?

2. Образовательная сфера: влияние на нее акторов и процессов мировой политики.

Конкретная ситуация Образование в рамках Болонского процесса и в рамках ВТО. Есть ли противоречия и каковы возможные решения?
Раздел 5.

Тема 5.1. Взаимодействие акторов и изменение политической системы мира.



  1. Проблема выстраивания новой политической системы

  2. Роль государств как ключевых акторов в построении политический системы мира

  3. Принципы глобального управления и «распределения ролей» между акторами.

Конкретная ситуация: На примере конфликта в Косово рассматривается взаимодействие акторов
Тема 5.2 (В качестве примера ситуационного семинара). Многоуровневое сотрудничество в противодействии терроризму.

Ситуационный анализ. Подготовка к ситуационному анализу идет с начала занятий по курсу. Студенты готовят письменный отчет по результатам ситуационного анализа (результат ситуационного анализа и письменного отчета по нему включается в результат по третьему срезу).
Примечание: Тема 1. Презентация преподавателя в Power Point. Темы 2.1 - 4.4 презентации студентов в Power Point.


2.4. Самостоятельная работа слушателей
Виды самостоятельной внеаудиторной работы:

  1. Изучение рекомендованной литературы

  2. Самостоятельный поиск информации и литературы

  3. Проведение интервью экспертов по проблемам анализа конкретной ситуации

  4. Работа в группе по подготовке проекта по анализу конкретной ситуации

  5. Подготовка к роли дискутанта и участника семинара

  6. Подготовка двух справок (аналитической и прогнозно-сценарной)

  7. Подготовка материалов (документов) ситуационного анализа и итогового отчета.


Раздел 3. Учебно-методическое обеспечение курса.

3.1.Примерные темы проектов-презентаций по анализу конкретных ситуаций:




  • Государствостроительство в Ираке, Афганистане

  • Студентами выбирается деятельность МПО по решению той или иной проблемы в области безопасности (выбор согласовывается с преподавателем)

  • Студентами выбирается территориальное образование и рассматривается его деятельность как актора (выбор согласовывается с преподавателем)

  • Деятельность антиглобалистов на саммите Группы восьми 2007 г.

  • Студентами выбирается бизнес или финансовая структура и рассматривается ее деятельность (выбор согласовывается с преподавателем).

  • Студентами выбираются две неправительственные организация одна – в США, другая - в Европе, действующие в одной сфере (например, экологии) и проводится сравнительный анализ (выбор согласовывается с преподавателем).

  • Студентами выбираются ТНК (например, Coca-Cola), действующие в этих регионах и проводится их сравнительный анализ

  • На примере конфликта в Косово рассматривается взаимодействие акторов

3.2.Список вопросов для подготовки к экзамену.

Список вопросов заранее магистрантам не дается. Экзамен проводится в мультимедийном классе. Разрешается пользоваться конспектами и материалами работы на семинаре. В билете два вопроса. Магистрант выбирает один и отвечает на него. Время экзамена: 4 акад. часа.

Примерные вопросы:




  1. Лоббирование на наднациональном уровне: акторы и механизмы.

  2. Что позволяет небольшим по территории государствам быть активными на мировой арене?

  3. Глобальное управление: роль различных акторов.

  4. Китай как актор мировой политики

  5. Взаимодействие акторов при гуманитарной интервенции (анализ конкретной ситуации. Пример по выбору студента).

  6. ЕС как актор мировой политики в современном мире

  7. Акторы на пространстве СНГ

  8. Конфликты ХХ1 в.: акторы и факторы (на конкретном примере по выбору студента).

  9. Акторы в Латинской Америке. Феномен «левого уклона» - попытка продолжить коммунистический проект?

  10. Являются ли СМИ актором мировой политики?

  11. Военная операция Израиля в Ливане в 2006 г.: основные акторы.

  12. Особенности различных государств как акторов мировой политики. Какая (какие) типологии могут быть предложены? Проиллюстрируйте конкретными примерами.

  13. Интересы и позиции различных акторов в отношении ядерной программы Ирана.

  14. Интересы различных акторов в отношении интеллектуальных ресурсов.

  15. Ресурсы мировой политики и их использование различными акторами.

  16. Акторы в рамках Болонского процесса.

  17. Является ли Иран актором мировой политики?

  18. Современный терроризм: акторы и факторы

  19. Интересы различных акторов в вопросе о поставках газа в Украину (2005 г.) и Беларусь (2006 г.)?

  20. Выгоды, получаемые различными акторами от развития новых технологий, а также проблемы, создаваемые новыми технологиями для акторов.

  21. Киотский протокол и отношение к нему различных акторов

  22. Ресурсы различных акторов при воздействии на мировую политику (приведите конкретные примеры)

  23. Акторы в арабском мире.

  24. Особенности межправительственных организаций как акторов мировой политики. Проиллюстрируйте конкретными примерами.

  25. Может ли цивилизация в концепции С.Хантингтона о конфликте цивилизаций рассматриваться как актор мировой политики?

  26. Возможности и ограничения государств как акторов мировой политики воздействия на внутриполитические процессы других государств. Проиллюстрируйте на конкретном примере

  27. Ситуация в Ираке в начале ХХ1 в.: интересы основных акторов.

  28. Возможности и ограничения ТНК как актора мировой политики.

  29. Взаимодействие и взаимоотношения Россия – ЕС. Какие акторы включаются и как должны включиться в развитие этих отношений?

  30. Особенности внутригосударственных регионов и мегаполисов как акторов мировой политики. Проиллюстрируйте ответ конкретными примерами.

  31. Особенности международных неправительственных организаций как акторов мировой политики. Проиллюстрируйте конкретными примерами

  32. Россия как региональный актор на пост-советском пространстве.

  33. Особенности религиозных движений как как акторов мировой политики. Все ли они могут быть признаны акторами? Проиллюстрируйте конкретными примерами.

  34. США как актор мировой политики.

  35. Возможности и ограничения межправительственных организаций при воздействии на мировую политику. Приведите примеры

  36. Смысл собственной ядерной программы для Северной Кореи: возможность стать актором мировой политики?

  37. Глобализация vs. регионализация: интересы различных акторов.

  38. Реформа ООН: интересы различных акторов

  39. Возможности города Москвы (или г. Парижа – по выбору студента) как актора мировой политики (если он таковым является, по вашему мнению)

  40. Акторы «цветных революций» на пост-советском пространстве.

  41. Представление об акторах в теоретической школе (нео) реализма и (нео) либерализма

  42. Роль России как актора мировой политики

  43. Основные поля совпадения и расхождения интересов ведущих акторов на мировой арене.

  44. Коррупция на наднациональном уровне: акторы и механизмы (приведите примера).

  45. Как, за счет чего актор может усилить свою «акторность»?

  46. Новые тенденции в международной повестке дня: как в ней отражены акторы и процессы?

3.3.Список рекомендуемой литературы с включением Интернет-источников.

Магистрант самостоятельно подбирает литературу. При подготовке к семинарам магистранты активно должны использовать зарубежные публикации, вновь выходящие книги, а также статьи из журналов, в частности:

Космополис

Мировая экономика и международные отношения

Международные процессы http://www.intertrends.ru/index.htm

Полис

Россия в глобальной политике http://www.globalaffairs.ru



Pro et Contra

International Organization

World Politics

Foreign Affairs http://www.foreignaffairs.org/

Foreign Policy http://www.foreignpolicy.com
Предполагается, что магистранты знакомы с базовой учебной литературой, в которой изложены основы мировой политики, в частности:


  1. Глобализация: человеческое измерение. – М., 2002.

  2. Монбреаль Т.де. Действие и система мира. Пер. с фр. – М.: МГИМО, 2005. (Thierry de Montbrial L’action et le systeme du monde. 2002).

  3. Ди Нольфо Э. История Международных отношений 1918-1999. В 2-х т. – М.: Логос, 2003.

  4. Лебедева М.М. Мировая политика. Издание 2-е.– М. Аспект-Пресс, 2006.

  5. Наринский М.М. История международных отношений 1945-1975. – М., 2004.

  6. Политическая наука: новые направления / Под ред. Р. Гудина и Х.-Д. Клингеманна. М., 1999 (раздел «Международные отношения»).

  7. «Приватизация» мировой политики / Под ред. проф. М.М. Лебедеваой. – М., 2008.

  8. Системная история международных отношений в четырех томах События и документы .1918-2003 / Под ред. А.Д.Богатурова. Том третий события. 1945-2003. М.: Научно-образовательный форум по международным отношениям, 2003.

  9. Современные международные отношения и мировая политика / Под ред. А.В. Торкунова М.: Просвещение, 2004.

  10. Лебедева М.М., Цыганков П.А. Теоретические поиски в международных исследованиях // Международные исследования в 1990-е годы: подходы американских и французских авторов / Под ред. М.М.Лебедевой и П.А.Цыганкова. – М.: МОНФ, 2001

  11. Теория международных отношений на рубеже столетий / Под ред. К. Буса и С. Смита. М., 2002.

  12. Цыганков П. А. Теория международных отношений. М., 2002.


Раздел 4. Материально-техническое обеспечение курса
4.1. Список учебно-лабораторного оборудования.

4.1.1. Мультимедийный класс с компьютерным проектором и возможностью работы в Power Point.

4.1.2. Доступ в Интернет всех участников курса: магистрантов, преподавателя, ассистента (аспирант кафедры).

4.1.3. Мультимедийный класс для проведения итогового экзамена



4.2. Программные, технические и электронные средства обучения и контроля знаний слушателей.

4.2.1. Программное обеспечение для дистанционного обучения с сайта http://moodle.com (загружается бесплатно)


Смотрите также:
Программа курса «Мировая политика в хх1 веке: акторы и процессы»
315.15kb.
1 стр.
Программа «Мировая политика»
44.89kb.
1 стр.
Программа курса " Мировая политика (Часть 1)" Москва, 2008
361.62kb.
1 стр.
Программа курса «Мировая политика и международные отношения»
436.6kb.
4 стр.
Программа элективного курса по обществознанию. Глобальный мир в XXI веке Программа элективного курса по обществознанию
245.43kb.
1 стр.
Название факультетов/институтов направления подготовки Стоимость обучения
141.88kb.
1 стр.
«Теория юридических систем и саморегулирование на финансовых рынках Великобритании и Франции»
1259.17kb.
10 стр.
Россия между прошлым и будущим Пути и перепутья России в ХХ веке
770.42kb.
4 стр.
Краткий обзор по банковской тайне 5 1 Истоки банковской тайны 5 2 Изменения в законодательстве о банковской тайне 9
3014.01kb.
27 стр.
Программа дисциплины «Мировая политика и международная политическая экономия»
431.61kb.
5 стр.
Программа дисциплины «Мода и политика»
116.05kb.
1 стр.
Рапацкой Л. А программа курса: 5-9 кл., 10-11 кл. / Мировая художественная культура: Л. А. Рапацкая
288.35kb.
1 стр.