Главная
страница 1
VII ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ,
ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся МОУ школы № 139 г.о. Самара – это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования cформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:



  • неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

  • факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;

  • чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;

  • активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

• особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы (необходимость лежать в постели, болезненные уколы), неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, что обусловливает, в свою очередь, невосприятие ребёнком деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой (ребёнок всегда стремится к удовлетворению своих актуальных потребностей, он не знает, что такое будущее, и поэтому ни за что не пожертвует настоящим ради будущего и будет сопротивляться невозможности осуществления своих желаний).

Наиболее эффективным путём формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми (учителем, воспитателем, психологом, взрослыми в семье) самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в образовательном учреждении, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.

Однако только знание основ здорового образа жизни не обеспечивает и не гарантирует их использования, если это не становится необходимым условием ежедневной жизни ребёнка в семье и образовательном учреждении.

При выборе стратегии воспитания культуры здоровья в младшем школьном возрасте мы учитываем психологические и психофизиологические характеристики возраста. Опираемся на зону актуального развития, исходим из того, что формирование ценности здоровья и здорового образа жизни – необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы, требующий соответствующей здоровьесберегающей организации всей жизни образовательного учреждения, включая её инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания.

Одним из компонентов формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является просветительская работа с родителями (законными представителями) обучающихся, привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе с детьми, участия в совместных проектах, праздниках, к разработке программы формирования ценности здоровья и здорового образа жизни.

Разработка программы формирования ценности здоровья и здорового образа жизни, а также организация всей работы по её реализации строиться на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности.



Задачи программы:

  • сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

  • научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

  • научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

• сформировать представление о правильном (здоровом)
питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

  • сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

  • дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

  • дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

  • обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

  • сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

  • сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.




    1. Модель организации работы образовательного учреждения МОУ школы № 139 г.о. Самара

по формированию у обучающихся экологической культуры здорового и безопасного образа жизни.
В школе создана и активно функционирует «Служба здоровья», где совместно с педагогами сотрудничают медики и другие приглашенные специалисты, для решения задач связанных с сохранением здоровья учащихся в учебном процессе. Межведомственный подход помогает сохранять здоровье школьников в условиях учебной нагрузки. Взаимодействие педагогов с узкими специалистами – медиками, психологами, другими специалистами позволяют решать вопросы сохранения здоровья детей в учебном процессе, формировать у школьников и их родителей культуру здорового образа жизни.
Цели и задачи «Службы здоровья»

1. Содействие администрации и трудовому коллективу образовательного учреждения в создании условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся и работников школы.

  1. Содействие всем участникам образовательного процесса в приобретении знаний, умений, навыков, необходимых для формирования устойчивой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни.

  2. Формирование базы данных о состоянии здоровья, индивидуальных психофизиологических особенностях и резервных возможностях организма воспитанников школы.

  3. Разработка и реализация индивидуальных и коллективных программ оздоровления участников образовательного процесса, исходя из особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, региональных условий.

  4. Разработка организационно-педагогических рекомендаций по оптимизации образовательного процесса на валеологической основе.

6. Организация валеологической оценки образовательного процесса, условий обучения и воспитания.

7. Разработка образовательных программ, направленных на сохранение здоровья воспитанников, на обучение их здоровому образу жизни.


Основные направления работы службы здоровья в школе.






Комплексная

диагностика

здоровья








Оценка


факторов

здоровья








Экспертиза

учебно-воспитательного

процесса






Обеспечение


профориентационной

работы

Аналитико-

статистическая

работа



Консультационная

работа


«Здоровый

учитель –

здоровые

дети»

Поддержка

детской

Служба


здоровья

Обобщение

передового

опыта


Выполнение

внедренческих



инициативы

Работа с

родителями

Профилактическая

работа



функций

Оценка


эффективности

и социумом

Оздоровительная

работа



деятельности




Коррекционная

работа









Обучение здоровью








Планирование деятельности участников Службы здоровья.


Специалисты С.З.

Виды деятельности.

Время проведения.

Руководитель С.З.

Управленческая деятельность.

Работа в рамках СанПиНа.

Профилактика здоровья учителя, орг. мероприятия.


Постоянно

Заведующий валеологическим

отделом.


Аналитическая деятельность

Преподавание основ науки о здоровом образе жизни для учителей.



Сентябрь, май
Октябрь.

Заведующий отделом детского движения.

Организация самовоспитания и саморазвития учащихся.

Организация самостоятельной работы учащихся.

Сотрудничество с общественными организациями школьников.


В начале учебного года.

Учителя

Формирование навыков ЗОЖ у учащихся.

Обучение здоровью (для детей).

Просвещение родителей.


В течение года.

Председатель экспертной комиссии.

Анализ школьных факторов риска. Экспертиза школы, расписания, учебных предметов, уроков.

Октябрь, январь.

Социальный педагог

Диагностика здоровья. Работа с особыми категориями детей.

Сентябрь, май

Медицинские работники

Диагностика здоровья. Сезонная профилактика.

Диспансеризация.

Профилактика здоровья учителя, диагностика, реабилитация.


Сентябрь, май.
Начало учебного года.

Постоянно



Психологи, логопеды

Диагностика здоровья.

Коррекционная и реабилитационная работа.

Прием детей в школу.

Профилактика здоровья учителя, консультации.



Сентябрь, май

По мере необходимости в течение всего года.

Перед началом учебного года.

Постоянно.



Учителя физкультуры

Диагностика физического развития учащихся.

Формирование навыков ЗОЖ.

Повышение оздоровительной направленности физического воспитания школьников.

Организация мероприятий в целях профилактики здоровья учителей.



Сентябрь, май.
Ежеурочно.

По отдельному плану.



Представители школьного самоуправления

Детское движение в защиту здоровья.

В течение года.

Представители родительской общественности.

Работа в органах школьного самоуправления.

Проведение совместных мероприятий.



В течение года.

Информационно – аналитический отдел.

Изучение и анализ семей.

Обработка данных всех категорий направления.

Выпуск газеты.


Сентябрь

Ежемесячно




Первый этап – анализ состояния и планирование работы образовательного учреждения по данному направлению, в том числе по:

  • организации режима дня детей, их нагрузкам, питанию, физкультурно-оздоровительной работе, сформированности элементарных навыков гигиены, рационального питания и профилактике вредных привычек;

  • первичный мониторинг состояния соматического и психологического здоровья первоклассников

  • организации просветительской работы образовательного учреждения с учащимися и родителями (законными представителями);

  • выделению приоритетов в работе образовательного учреждения с учётом результатов проведённого анализа, а также возрастных особенностей обучающихся на ступени начального общего образования.

Второй этап – организация просветительской работы образовательного учреждения.

1. Просветительско-воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, включает:



  • внедрение в систему работы образовательного учреждения дополнительных образовательных программ,( эстетической и спортивной направленности) направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, которые должны носить модульный характер, реализовываться во внеурочной деятельности либо включаться в учебный процесс;

  • лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;

  • проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и других активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни;

  • создание в школе Службы здоровья включающей представителей администрации, педагогов, медицинских работников

2. Просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами и родителями (законными представителями), направленная на повышение квалификации работников образовательного учреждения и повышение уровня знаний родителей (законных представителей) по проблемам охраны и укрепления здоровья детей, включает:

  • проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов, методических семинаров, Дней открытых дверей и т. п.;

  • приобретение для педагогов, специалистов и родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;

  • привлечение педагогов и родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.

6.2. Структура системной работы по формированию
экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
на ступени начального общего образования

Приоритетные направления здоровьесохраняющей среды ОУ.


  1. Профилактика и систематическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся;

  2. Выполнение санитарно –гигиенических норм образовательного процесса;

  3. Рациональная организация учебного процесса;

  4. Физкультурно – оздоровительная работа;

  5. Просветительско – воспитательная работа, направленная на формирование основ здорового образа жизни, воспитание культуры здорового человека;

  6. Многоплановая методическая работа с педагогами;

  7. Организация просветительской работы с родителями и учениками;

  8. Использование учебных пособий и программ здоровьесберегающей направленности: «Букварь здоровья», «Разговор о правильном питании», «Все цвета, кроме черного».




  • Во второй половине дня на базе школы работает танцевальная секция. Для малышей организованы занятия ритмикой.

При школе функционирует большое число различных секций, кружков, клубов: волейбол, баскетбол, футбол, легкая атлетика, шахматы, шашки, настольный теннис, лыжная секция, хореография.

Работа коллектива школы по данному направлению направлена на сохранение физического, психологического и духовно - нравственного здоровья.


  • Немаловажное значение в развитии и становлении личности подростков играет социализация молодежи. В школе создано и успешно работает ученическое самоуправление, тренинги по общению. Кроме того, налажен выпуск газеты «139 новостей ». Газета создается исключительно силами учащихся нашей школы.

  • Школа № 139 ориентирована на личностное развитие ребенка. Именно поэтому внеклассная жизнь очень насыщена различными КВНами, конкурсами, проектами, играми, соревнованиями, марафонами, турнирами. Педагоги стараются вовлечь всех детей в интересную общественную жизнь в надежде, что во взрослой жизни им это пригодится. Кроме того, это позволяет и родителей приобщить к совместным проектам.

Системная работа на ступени начального общего образования по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни может быть представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков – по созданию здоровьесберагающей инфраструктуры, рациональной организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся, эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, реализации образовательной программы и просветительской работы с родителями (законными представителями)




Формирование культуры здорового
и безопасного образа жизни МОУ школы № 139




Просветительская

работа

с родителями

(законными представителями)

Реализация дополнитель-

ных

образовательных

программ

Эффективная организация физкультурно-оздоровительной
работы


Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности
обучающихся





Здоровье-сберегающая, комфортная образовательная среда




6.2.1. Здоровьесберегающая инфраструктура
МОУ школы № 139 включает:



  • соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;

  • наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;

• организацию качественного горячего питания учащих
ся, в том числе горячих завтраков, и обедов;

  • оснащённость кабинетов, физкультурного зала, тренажерного зала спортплощадок, кабинетов хореографии, малого спортивного зала необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;

  • наличие помещений для медицинского персонала;

  • наличие помещений для специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу (медицинский кабинет, кабинет психолога, сенсорная комната);

  • наличие необходимого (в расчёте на количество обучающихся) и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (логопеды, учителя физической культуры, психологи, медицинские работники).

Ответственность и контроль за реализацию этого блока возлагается на администрацию образовательного учреждения.
6.2.2. Рациональная организация учебной
и внеучеб
ной деятельности обучающихся МОУ школы № 139
направлена на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, включает:

• соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения;



  • использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и психологическим особенностям (использование методик, прошедших апробацию);

  • введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;

  • строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;

  • индивидуализация обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования, дистанционное образование;

Эффективность реализации этого блока зависит от деятельности каждого педагога.
6.2.3. Эффективная организация

физкультурно-оздоровительной работы,
направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья, включает:

  • полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);

  • рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;

  • организацию занятий по лечебной физкультуре;

  • организацию занятий в бассейне;

  • организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3-м и 4-м уроками;

  • организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;

  • организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;

  • регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).

Реализация этого блока зависит от администрации образовательного учреждения, учителей физической культуры, а также всех педагогов.
6.2.4. Реализация дополнительных образовательных
программ предусматривает:
• внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс;

  • проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т. п.;

  • создание общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей (законных представителей), разрабатывающих и реализующих программу Службы здоровья

Программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, предусматривают разные формы организации занятий:

  • интеграцию в базовые образовательные дисциплины;

  • проведение часов здоровья;

  • факультативные занятия;

  • проведение классных часов;

  • занятия в кружках;

  • проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и т. п.;

  • организацию дней здоровья.


6.2.5. Просветительская работа с родителями
(законными представителями) включает:


  • лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей и т. п.;

  • приобретение для родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;

  • организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.


Смотрите также:
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
160.75kb.
1 стр.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
130.64kb.
1 стр.
Программа формирования здорового и безопасного образа жизни
180.31kb.
1 стр.
Муниципального общеобразовательного учреждения
540.32kb.
3 стр.
Пояснительная записка. Планируемые результаты освоения обучающимися ооп ноо. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ооп ноо. Содержательный раздел
3569.6kb.
18 стр.
Орви и орз, проводит разьяснительную работу с родителями. Также в школе проводится акетирование учащихся и родителей по вопросам удовлетворенности обучающихся школьным питанием и исследование дозировки домашнего задания
643.88kb.
4 стр.
Программа деятельности по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни красноярск 2010
310.03kb.
1 стр.
Гносеологические корни формирования культуры здоровья
110.41kb.
1 стр.
Лекция «организация работы по гигиеническому воспитанию, пропаганде формирования здорового образа жизни во врачебно-физкультурных диспансерах»
433.44kb.
3 стр.
Формирование здорового образа жизни
60.68kb.
1 стр.
Ственная медицинская академия последипломного образования методологии профилактической медицины и формирования здорового образа жизни сборник научных статей десятой межрегиональной научно-практической конференции
1414.79kb.
5 стр.
Конкурс «вуз здорового образа жизни»
184.47kb.
1 стр.