Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 Садко Николай Владимирович Основные направления сохранения здоровья трудовых ресурсов городского электрического транспорта (на примере г.Хабаровска) 14.02.03 – общественное здоровье и здравоохранение АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук Хабаровск – 2011 Работа выполнена на кафедре общественного здоровья и здравоохранения ГБОУ ВПО «Дальневосточный государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития России
Научный руководитель:
Официальные оппоненты:
Защита диссертации состоится «___»________2011 года в___часов на заседании диссертационного совета Д 208.026.02 при ГБОУ ВПО «Дальневосточный государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития России по адресу: 680000, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 35. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Дальневосточного государственного медицинского университета по адресу: г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 35. Автореферат разослан «___» _________ 2011 г. Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат медицинских наук Ю.В. Кирик
Анализ современной медико-демографической ситуации в нашей стране и, особенно, в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) свидетельствует о сохраняющихся неблагоприятных тенденциях в состоянии здоровья населения трудоспособного возраста. В Хабаровском крае интенсивность смертности населения трудоспособного возраста от болезней системы кровообращения, болезней органов пищеварения превышает среднероссийские показатели в 1,4 раза, от внешних причин – на 34%, болезней органов дыхания – на 20%. По данным Министерства экономического развития России в последние годы потери лиц трудоспособного возраста в результате преждевременной смертности опережают потери населения в целом. К сожалению, данная тенденция сохранится и в ближайшие 10-15 лет. В связи с этим сохранение здоровья населения трудоспособного возраста является сегодня актуальной проблемой. Данной проблеме в Хабаровском крае уделено значительное внимание в ряде научных исследований (Капитоненко Н.А., 1999; Дьяченко В.Г., 2000, 2001; Онищенко, Г.Г., 2001; Пригорнев В.Б., 2003 ; Солохина Л.В., 2004; Киселев С.Н., 2005; Мотрич Е.Л., 2006;;). На решение задачи сохранения здоровья работающих влияет целый ряд факторов. Подходы к решению этой непростой задачи зависит не только от характера производства, но и от политики развития здравоохранения, научного обоснования и реализации комплекса мероприятий, направленных на сохранение здоровья нации (Кучеренко В.З., 2005; Щепин О.П., 1997, 1998; Овчаров В.К., 1998; Филатов В.Б., 1999; Хальфин Р.А., 200; Щепин О.П., 1997, 1998). Вместе с тем, остается формальным подход к диспансеризации: при росте числа хронических заболеваний не увеличивается доля больных, взятых на диспансерный учет (Измеров Н.Ф., 2003, 2005). Пассажирский транспорт, как одна из социально-значимых отраслей народного хозяйства, играет большую роль в обеспечении качества жизни населения. Пожалуй, это один из немногих секторов экономики, результаты которого в полной мере ощущают на себе все жители. От эффективности функционирования пассажирского транспортного комплекса во многом зависит сохранение социальной, экономической и политической стабильности жизни муниципального образования. В соответствии со Стратегическим Планом развития города Хабаровска до 2020 года предполагается модернизация транспортной системы города с акцентом развития экологически чистого транспорта — троллейбусов и трамваев. В связи с этим, снижение заболеваемости и сохранение здоровья работников отдельных специальностей, в частности работников городского пассажирского электротранспорта, является актуальной задачей. Сохранение здоровья работников городского электрического транспорта, как развивающегося наибольшими темпами в современных экономических условиях, является наиболее важной задачей муниципальных органов власти. Следует отметить, что изучение здоровья данной категории работников касалось, в большей степени, влияния санитарно – гигиенических условий труда, факторов профессионального риска на здоровье отдельных категорий по виду деятельности и по полу (Мажбиц Е.Г, 2006). Исследований, посвященных изучению образа жизни, уровня и качества жизни сотрудников предприятия, участвующих непосредственно в работе общественного транспорта в условиях реализации ведомственной программы развития городского электрического транспорта не проводилось. Таким образом, все вышеизложенное определяет актуальность исследования.
Научная новизна заключается в том, что:
Теоретическая и практическая значимость исследования. Методологические подходы к изучению здоровья работников электрического транспорта с учетом социально – экономических условий, комплекса поведенческих факторов, особенностей образа и качества жизни могут быть использованы в качестве теоретической базы в исследовании здоровья различных профессиональных групп населения. Кроме того, разработаны концептуальные основы комплексной целевой программы оптимизации медико – социального обеспечения здоровья работников электрического транспорта, включающие социальные, оздоровительные и реабилитационные мероприятия, формирование санитарно-гигиенического поведения (здорового образа их жизни). Результаты настоящего исследования использованы при разработке программы развития транспортной системы органами муниципального управления в г. Владивостоке, в г. Хабаровске. Результаты настоящего исследования используются в учебном процессе на кафедре общественного здоровья и здравоохранения Дальневосточного государственного медицинского университета при проведении занятий со студентами и циклов повышения квалификации организаторов здравоохранения. Основные положения, выносимые на защиту. Негативные тенденции формирования трудовых ресурсов Хабаровского края, МУТ ТТУ обуславливают необходимость совершенствования кадровой политики. Методологические подходы к изучению здоровья работников электрического транспорта, качества жизни связаны с анализом и учетом социально – экономических условий, комплекса поведенческих факторов. Концептуальная модель комплексной целевой программы оптимизации медико – социального обеспечения здоровья работников электрического транспорта развивается по трем основным направлениям: эффективная кадровая политика, оздоровительная и реабилитационная работа по повышению адаптационных механизмов и формированию санитарно-гигиенического поведения (здорового образа их жизни). Апробация работы. Результаты проведенного исследования доложены и обсуждены на региональной научно-практической конференции студентов и молодых ученых с международным участием (Владивосток, 2010), симпозиуме «Актуальные проблемы экспериментальной, профилактической и клинической медицины» (Владивосток 2010), региональной научно – практической конференции «Состояние и перспективы развития педиатрической службы в системе муниципального здравоохранения» (г. Якутск, 2010), XI Тихоокеанской научно-практической конференции студентов и молодых ученых с международным участием «Актуальные проблемы экспериментальной, профилактической и клинической медицины» (г. Владивосток, 2010), Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Современные проблемы педиатрии» (г. Якутск, 2011). Публикации. По теме диссертации опубликовано 6 печатных работ, в том числе 1 публикация в рекомендованных ВАК изданиях. Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, пяти глав, заключения, выводов и практических рекомендаций, списка литературы, включающего 270 источников, из которых 225 – отечественных и 45– зарубежных, приложений. Общий объем работы –147 машинописных страниц. Диссертация проиллюстрирована 20 таблицами, 18 рисунками. Содержание работы Во введении обоснована актуальность проведенного исследования, определены его цель и задачи, показана научная новизна, научно -практическая значимость, изложены основные положения, выносимые на защиту. В первой главе представлен обзор отечественных и зарубежных источников по исследуемой проблеме, проанализированы особенности формирования трудового потенциала в Российской Федерации, Дальневосточном федеральном округе, научно – методические основы обеспечения профессионального здоровья работающего населения, особенности профессиональной деятельности и проблемы охраны здоровья работников ГЭТ, методические подходы к изучению качества жизни. Во второй главе представлена методика и организация исследования. В соответствии с целью и задачами исследования объектом изучения явились работники МУП «Трамвайно - троллейбусное управление» г. Хабаровска.
Таблица 1 Этапы исследования Для решения поставленных задач в работе были использованы следующие методы исследования: информационно – аналитический, статистический, медико – демографический, контент – анализ, SWOT – анализ (Strength and Weaknesses, Opportunities and Threats – сильные и слабые стороны, возможности и угрозы), а также социологического исследования, сравнительного и экономического анализа. Программа исследования включала 4 направления:
Настоящее исследование проводилось по принципу многоступенчатого отбора с использованием методов сплошного и выборочного наблюдения. В табл. № 1 представлены этапы исследования, объекты и объем выборки, методы сбора первичной информации, отбора и обработки данных на каждом этапе исследования. Обработка материала проводилась в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем X пересмотра. Обработка собранных материалов исследования производилась на персональном компьютере IBM PC при помощи программы Statistica 6.
Установлено, что по сравнению с 1990 г. численность населения края сократилась на 13% или 218 тыс. человек, за изучаемый период - на 1,8%. Несмотря на наметившиеся положительные тенденции медико – демографических показателей и снижение естественной убыли в 4 раза, показатель рождаемости ниже в 2009 г. на 16,4% (12,6 против 15,0 на 1000 населения), а общей смертности выше в 1,5 раза (13,6 против 9,2 на 1000 нас.), чем в 1990 г. При стабильной доле трудоспособного населения в общей численности населения в пределах 60 – 65 % (2009 г. – 65 %, в России – 62,3 %), идет его убыль и увеличение совокупности лиц в возрасте 40 лет и старше. Особую тревогу вызывает резкое сокращение детского населения, несмотря на то, что его доля в структуре населения Дальнего Востока несколько выше, чем в Российской Федерации: 17,3 % против 15,9 % соответственно, с 2001 г. число детей сократилось на треть (0,7 млн. человек или 33,3 %). В Хабаровском крае доля населения моложе трудоспособного возраста ниже, чем в ДФО и составляет 16 %. Но если рождаемость в ближайшие годы мало поможет экономике, то снижение преждевременной смертности – реальный фактор. Стандартизованный показатель смертности мужчин в Хабаровском крае в 2008 г. превышает среднероссийский уровень на 13,6 %, в том числе по причине болезней системы кровообращения – на 20,5%, внешних причин – на 33%.Стандартизованный показатель смертности женщин в крае превышает среднероссийский уровень на 12,4 %, в том числе по причине болезней системы кровообращения – на 14,4%, болезней органов дыхания – 39,4%, пищеварения – на 44,4%, внешних причин – на 41,7%. В структуре смертности населения трудоспособного возраста в 2008 г. в Хабаровском крае, также как в Российской Федерации и ДФО, болезни системы кровообращения заняли впервые первое ранговое место; при снижении смертности от данной причины за исследуемый период, в Хабаровском крае среди мужчин показатель вырос за год на 2,1% и превышает среднероссийский уровень на 17,4%. Смертность от внешних причин занимает второе ранговое место (276,7 на 100 тыс.), а показатель выше, чем в Российской Федерации на 34%. Третье место занимают новообразования (85,1 на 100 тыс.), четвертое – болезни органов пищеварения (61,6 на 100 тыс.), пятое – болезни органов дыхания (49,6 на 100 тыс.): интенсивность смертности, за исключением новообразований, превышает российский уровень на 19 и 44 % соответственно. Высокий уровень смертности взрослого населения в основных рабочих возрастах предопределил главные потери в ожидаемой продолжительности жизни, которая в крае на 2,53 года ниже, чем в Российской Федерации (65,27 против 67,8 лет), среди мужчин - на 2,6 года (59,2 против и 61,8 лет), среди женщин - на 2,33 года (71,87 против 74,2 года). Ключевым фактором развития муниципальной транспортной системы является совершенствование системы управления кадровыми ресурсами, формирование коллектива, который способен адекватно реагировать на меняющиеся требования рынка и обеспечивать эффективное функционирование и безопасность транспорта. За исследуемый период число водителей электротранспорта сократилось на 4,5%, кондукторов возросло на 39,1%. Коэффициент оборота кадров по увольнению среди водителей снизился с 19,3 до 14,7%, среди кондукторов – повысился с 22,3 до 72,7%; соответственно растет интенсивность оборота кадров по приему среди кондукторов с 39,2 до 65,8%, что свидетельствует о значительных кадровых проблемах. Совершенствование системы организации труда и мотивации предполагает обеспечение конкурентного уровня оплаты труда. За исследуемый период заработная плата выросла у водителей в 2,17 раза, кондукторов – в 1,56 раза при увеличении прожиточного минимума в 2,1 раза. Уровень покупательской способности практически не изменился у водителей (в 2004 г. - 2,3 разовые единицы, в 2009 г.- 2,4), у кондукторов, напротив, снизился с 2,1 до 1,57 разовых единицы и значительно ниже показателя 2008 г. в Хабаровском крае (2,68), Российской Федерации (3,64). Данная тенденция и определяет высокий уровень текучести кадров: самому высокому уровню покупательной способности кондукторов в 2004 г. (2,1) соответствовал самый низкий оборот кадров по увольнению (22,3%). Выявлена сильная обратная корреляционная зависимость между интенсивностью оборота кадров по увольнению и уровнем покупательской способности: у кондукторов rxy = - 0,92, у водителей rxy = - 0,9 (р<0,001). Расчет ожидаемой численности работников с учетом «естественной убыли», методом передвижки возрастов позволил установить, что к 2014 г. трудовые ресурсы подвижного состава ГЭТ сократятся по естественным причинам (смертности, выходу на пенсию) на 7,1 % при снижении доли работников до 40 лет с 62,6% до 41,3%. Анализ заболеваемости с временной утратой трудоспособности (ЗВУТ) работников ГЭТ показал, что за период 2004 - 2009гг. ее уровень вырос на 19,2% (р<0,05) со среднегодовым темпом прироста 4,0%. Наибольший прирост показателя зарегистрирован в 2008 г. -15,6%. Рост ЗВУТ обусловлен увеличением числа случаев по причине болезней костно-мышечной системы (в 1,65 раза, p< 0,001) и по причине болезней органов дыхания (на 35 %, p< 0,05). Число дней нетрудоспособности на 100 работников возросло на 17,6% при максимальном показателе в 2007 г. и среднегодовом темпе прироста 2,7% (р<0,05). Следует отметить более высокий уровень ЗВУТ среди работников МУП ТТУ по сравнению с работающим населением в Хабаровском крае, что обусловлено условиями труда, профессиональными факторами риска. Вместе с тем, основные тенденции до 2009 г. совпадали, но при снижении числа случаев на 100 работающих в 2009 г. в Хабаровском крае, в МУП ТТУ уровень остался прежний и достоверно превышает краевой уровень: 42,8±2,2 против 30,65±0,05 случаев на 100 работников (p<0,001). В 2009 г. 92,6 % случаев заболеваемости с временной утратой трудоспособности работников ГЭТ формировало 5 классов заболеваний. В структуре случаев ЗВУТ первое ранговое место занимают болезни органов дыхания (44,8%), среди которых острые респираторные заболевания верхних дыхательных путей составляют 84,1% при росте частоты показателя за исследуемый период в 2,1 раза. На втором месте - болезни костно-мышечной системы (32,98%) с преобладанием шейного остеохондроза (60%), частота которого возросла в 1,9 раза. Третье место занимают болезни системы кровообращения (8,5%), среди них гипертоническая болезнь - 80% при снижении уровня в 1,5 раза. На четвертом месте – травмы и отравления (4,2%), среди них бытовые травмы – 91,6%, травмы на производстве – 8,4%, уровень которых снизился в 3 раза. На пятом - болезни мочеполовой системы – 3,9%. Структура заболеваемости с ЗВУТ в Хабаровском крае имеет качественное отличие: если первое и второе ранговые места занимают те же классы, то на третьем – травмы и отравления, четвертом – болезни системы кровообращения, пятом – болезни органов пищеварения. Таблица 2 Динамика показателей заболеваемости с ЗВУТ по полу работников МУП ТТУ за 2004 -2009 гг.
Выявлены гендерные особенности: ЗВУТ женщин достоверно превышала мужскую за весь исследуемый период (р<0,001) (табл.2). В 2009 г. средняя длительность одного случая нетрудоспособности среди женщин составила 15,6 дня, мужчин – 13,5 дня. Основной резерв снижения заболеваемости с временной утратой трудоспособности – это группа «часто и длительно болеющих», составляющая 10-12 % работников и обеспечивающая 38% заболеваемости. За исследуемый период уровень патологической пораженности среди работников ГЭТ возрос на 16,2% (p<0,05), в т.ч. заболеваний системы кровообращения выявлено больше на 28,5%, костно-мышечной системы – на 47,6 % (p<0,05). В структуре патологической пораженности первое ранговое место занимают болезни системы кровообращения (27%) на втором месте – болезни костно- мышечной системы (20%), на третьем – болезни мочеполовой системы (17%), на четвертом – болезни органов пищеварения (13%). В четвертой главе рассмотрена роль социально – гигиенических факторов, особенностей образа жизни в формировании здоровья работников МУП ТТУ по данным социологического исследования. Установлено, что большинство опрошенных составили женщины (69±2,48%) среди которых к возрастной группе 20-29 лет относилась каждая седьмая (13,3±2,2%), к группе 30 - 39 лет - 42,3±3,2%, 40 - 49лет – 25,1±2,8%. Среди мужчин большинство представлено возрастной группой 20-29 лет (33,3±4,5%), в возрасте 30-39 лет - 13±3,2%, 40-49 лет – 20 ±3,8%. Большинство респондентов составили водители (45 ±2,6%) и кондукторы (25±2,6%), к операторам службы движения относился каждый девятый - 11±1,6%, к ревизорам и контролерам – 10 ±1,6%. На долю респондентов со средним образованием приходится около трети опрошенных (28,3%), среднее специальное имеют - 38,4%, ниже среднего – каждый десятый (10,1%), высшее образование – 15,5% и незаконченное высшее – 8,2%. Стаж работы у 27,5% респондентов составил до 10 лет, 32,3% - 11-20 лет, 21-30 лет – 37,3%, и у 3,1% респондентов стаж работы более 31 года. Большинство респондентов (71,9±2,4%) состоит в браке (в том числе в гражданском). Обращает на себя внимание, что к приоритетным семьям по медико-демографическим факторам риска относится 38,9±2,6% семей, из которых 20,1±2,12% - неполные и 18,8±2,1% - многодетные. Нами установлено, что доход ниже прожиточного минимума на одного члена семьи отмечается в большинстве семей (89,4±1,6%). Основные расходы в потребительской корзине респондентов всех возрастных групп составляют питание, содержание жилища, содержание детей – до 80%, приобретение одежды – 6%, на отдых остается 3 %. Анализ жилищных условий показал, что более половины респондентов (63,5 %) живет в отдельной квартире, 12,9% – в коммунальной, и каждый четвертый (23,6%) – в общежитии. На наличие постоянных стрессовых факторов в семье указали 41,5% респондентов, среди которых главные – финансовые. Среди работников со стажем работы менее 10 лет достоверно больше респондентов чувствуют себя уставшими, приступая к работе, (р<0,05), что обусловлено внутрисемейными проблемами. По данным нашего исследования более трети опрошенных не удовлетворены работой (39,7±2,6%), каждый второй (47,3±2,7%) хотел бы изменить место работы, среди которых каждый пятый (21,4±3,3%) из профессиональной группы водителей. Главный фактор, определяющий мотивацию к работе — это зарплата. По данным опроса материальное положение не удовлетворяет большинство респондентов (62,5±2,5%). Второе ранговое место среди причин неудовлетворенности связано с характером работы, а именно, чрезмерным нервно – эмоциональным напряжением (24,3±2,2 %). Обращает на себя внимание, что каждого восьмого (11,8 %) не устраивает стиль руководства, отсутствие перспектив для роста отмечает 11,1±1,68 % опрошенных, плохой психологический климат – 5,6 ±1,2 %. Среди факторов, необходимых для сохранения или улучшения здоровья 41,1±2,5 % респондентов считают, что нужно сохранять положительный эмоциональный тонус, 34±2,5% - регулярно заниматься физической культурой и быть удовлетворенным работой, 31,3±2,4 % – следовать рекомендациям здорового питания и контролировать вес, 29,9 ±2,4 % – иметь хорошие внутрисемейные отношения, 24,3±2,4 % - контролировать артериальное давление, 17,4 ±1,9 % – отказаться от курения, 5,6±1,2 % - отказаться от злоупотребления алкоголем. Однако, в действительности, ежедневно занимаются физической культурой 8,3±1,4 % опрошенных, а каждый шестой (16,0±1,9%) – только в выходные дни (рис.2). Следует рекомендациям здорового питания каждый пятый (19,4±2,1%) респондент и только половина (49,0±2,6 %) ответила положительно на вопрос о регулярности принятия пищи (3 – 4 раза в день), следят за весом – 27,1±2,3 %. Регулярно посещает врача каждый четвертый (25,0 ±2,3%), среди которых только около половины (45±2,6%) состоит на диспансерном учете; контролирует артериальное давление каждый шестой (16,7 ±1,9%). По результатам социологического исследования только каждый третий (36,6±2,6%) оценил свое здоровье как хорошее, половина (52,3±2,7%) – как удовлетворительное и каждый девятый (11,1±1,7%) – как неудовлетворительное. ![]() Рис. 1. Распределение респондентов при ответе на вопрос «Что Вы делаете для сохранения или улучшения собственного здоровья?» на 100 опрошенных. Объективность самооценки здоровья подтверждается достоверным различием частоты лиц с хроническими заболеваниями и часто болеющих со здоровыми. К группе часто и длительно болеющих (ЧДБ) относятся 17,4±2,0% от всех респондентов, каждый пятый респондент (20,1±2,2%) состоит на диспансерном учете. При этом 1-2 раза в течение года болеет с временной утратой трудоспособности половина опрошенных (47,6±2,7%), 3 и более раз – каждый десятый (9,3±1,5%). Следует отметить, что группу часто болеющих в 40,0 % случаев составляют лица до 30 лет. Изучение уровня медицинской активности респондентов показало, что в случае острого заболевания за медицинской помощью большинство (70,4±2,3%) не обращается, почти половина (48,9,1±2,6%) занимается самолечением, ссылается на недостаток времени для посещения врача каждый пятый (22,7±2,2%), не доверяет врачу каждый десятый (9,9±1,56%) респондент. Только чуть более половины респондентов (60,5±2,5%) считает, что назначения врача нужно выполнять. Информацию о профилактике заболеваний, здоровом образе жизни каждый третий получает из газет и журналов (37,7 ±2,5%) и телевидения и радио (30,7±2,4 %), во время медицинских осмотров – 27,7±2,3 %, читают специальную литературу 16,0±1,9 % опрошенных. Однако каждого шестого (15±1,86%) вообще не интересует подобная информация. Большинство опрошенных (66,4±2,5%) не удовлетворены медицинской помощью и считают, что необходима система коллективного добровольного страхования работодателем для улучшения качества медицинской помощи. Интервьюирование с использованием опросника SF- 36 позволило установить, что самые высокие показатели КЖ имеет группа в возрасте от 20 до 29 лет кроме показателей СФ и РЭФ (они самый низкие в этой группе), что свидетельствует о формировании с возрастом и опытом работы умения полноценно функционировать в обществе и выполнять свою работу, несмотря на значительные стрессовые нагрузки. Таблица 3 Сравнительные данные показателей качества жизни (КЖ) у работников МУП ТТУ в возрастной группе 20-39 лет без факторов социально – гигиенического риска и с сочетанием факторов риска
* - достоверные различия в ответах, р<0,001 В то же время, по результатам опроса, выявлено значимое влияние сочетания социально-гигиенических факторов риска на КЖ респондентов, при этом сравнивались группы 20-39 лет (табл.3). Так, плохие жилищные условия, уровень дохода семьи ниже прожиточного минимума, неполная семья приводит к нарушению КЖ как по физическому, так эмоциональному и социальному функционированию (р<0,01). В пятой главе рассмотрены предложения по совершенствованию медико – социального обеспечения работников ГЭТ. С целью улучшения условий предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания, создания экономических условий для стабильного развития муниципального транспорта города, в г. Хабаровске реализуется ведомственная целевая Программа «Развитие наземного городского пассажирского транспорта в г. Хабаровске на 2009-2011 годы». Ожидаемые результаты реализации Программы предусматривают рост объема пассажирских перевозок на 6,1%, увеличение протяженности троллейбусной линии в 1,5 раза, количества подвижного состава: трамваев – на 13,5% и троллейбусов – на 31,9% и др. Вместе с тем, оценивая фактические данные, следует отметить, что ожидаемое число единиц трамваев и троллейбусов ниже, чем плановые, также не достигнуты плановые показатели перевезенных пассажиров, заработной платы водителей. Проведенный контент – анализ свидетельствует об отсутствии в Программе отдельного раздела, включающего медико-социальные мероприятия для поддержания и сохранения здоровья работников ГЭТ. Для определения сильных и слабых сторон развития ГЭТ нами использовался SWOT – анализ. Модель программы оптимизации сохранения здоровья работников ГЭТ направлена на активизацию деятельности по совершенствованию трех компонентов, определяющих здоровье человека: среда, организм, поведение, которые включают медико – биологические, социально – экономические, психологические и экологические условия и включает три направления.
При выполнении этой цели главными задачами являются: повышение уровня и качества жизни населения, создание оптимальных социально – гигиенических условий на работе, гигиеническая регламентация производственных факторов риска, оптимальная кадровая политика предприятия. Ведущее место в реализации комплекса мер превентивного характера отводится органом Роспотребнадзора, проведению социально – гигиенического мониторинга, охране труда в обеспечении производственной безопасности. Значительное место принадлежит кадровой политике, совершенствованию системы организации труда, мотивации, закреплению персонала. Основные показатели результативности: средний уровень заработной платы и покупательской способности по категориям работников; интенсивность оборота кадров по увольнению; средний уровень выплат по компенсациям и социальным льготам; процент уволившихся работников со стажем менее 3 лет; доля работников подвижного состава, имеющих неудовлетворительные жилищные условия; процент сотрудников, довольных проводимыми социальными программами, средний возраст парка подвижного состава и др.
Задачи: повышение эффективности периодических медицинских осмотров, диспансеризации; снижение заболеваемости с временной утратой трудоспособности; комплексная профилактика, развитие системы восстановительного лечения для повышения адаптационных возможностей организма; целевые межведомственные профилактические программы. Следует отметить, что с 2008 г. МУП ТТУ не имеет медицинской службы – врачебный здравпункт закрыт. Учитывая опыт организации медицинской помощи работникам промышленных предприятий, акционерных обществ, для усиления профилактической работы и охраны здоровья работников ГЭТ необходимо восстановить медицинскую службу, предполагающую организацию медицинской помощи по принципу на «рабочем месте» (структурно – организационное размещение медицинских работников в специально предусмотренном помещении - здравпункте); материально – техническое обеспечение оздоровительных мероприятий (массаж, физиотерапия, фитолечение и др.); внедрение на «рабочем месте» оздоровительных технологий первичной профилактики важнейших неэпидемических заболеваний или на договорной основе использование оздоровительных центров (бассейн, тренажернй зал, массаж и др.), в частности, оздоровительного центра работников локомотивных бригад Дальневосточной железной дороги; санаторно – курортное оздоровление работников. Основные показатели результативности: доля лиц часто, длительно болеющие (ЧДБ), в том числе в возрасте до 30 лет; динамика распределения работников по группам здоровья; процент нетрудоспособности; динамика частоты заболеваемости с временной утратой трудоспособности по классам болезням; динамика средней длительность одного случая нетрудоспособности; уровень патологической пораженности; доля сотрудников до 30 лет, получивших оздоровление; доля работников, посещающих оздоровительный центр на регулярной основе; процент сотрудников, удовлетворенных медицинским обслуживанием на «рабочем месте». Цель третьего направления по выполнению программы – формирование здорового образа жизни, самосохраняющего поведения и обучение самоуправлению здоровьем. Основными задачи третьего направления являются: снижение распространенности первичных факторов риска хронических неэпидемических заболеваний; пропаганда и популяризация санитарно – гигиенических навыков, формирования здорового образа жизни; обучение самоуправлению здоровьем и само - и взаимопомощи; повышение медицинской активности, адекватного выполнения назначений врача. Основные показатели результативности: индекс здоровья; удельный вес лиц с 1,2 группой здоровья; доля курящих среди работников; доля работников с повышенной массой тела; распространенность артериальной гипертонии среди работников. В заключении обобщаются результаты исследования, изложенные в диссертации. Выводы 1. Сокращение численности населения Хабаровского края, особенности медико-демографических показателей подтверждают сохранение негативных тенденций формирования трудовых ресурсов: показатель миграционного прироста в крае меньше в 3,5 раза по сравнению со среднероссийским уровнем и в 10 раз – с Центральным федеральным округом, интенсивность смертности населения трудоспособного возраста от болезней системы кровообращения, болезней органов пищеварения превышает среднероссийские показатели в 1,4 раза, от внешних причин – на 34%, болезней органов дыхания – на 20%. 2. Установлено, что среди водителей и, особенно, кондукторов МУП ТТУ регистрируется сверхвысокий показатель интенсивности оборота кадров по увольнению (в 2009 г - 14,7 и 72,7% соответственно), кратно отличный от оптимального уровня. Кроме того, с учетом «естественной убыли» к 2014 г. число работников подвижного состава сократится по естественным причинам на 7,1 % при снижении доли работников до 40 лет с 62,6 до 41,3%. 3. За исследуемый период заработная плата выросла у водителей в 2,17 раза, кондукторов – в 1,56 раза при увеличении прожиточного минимума в 2,1 раза. Выявлена сильная обратная корреляционная зависимость между интенсивностью оборота кадров по увольнению и уровнем покупательской способности (rxy = - 0,9, р<0,001); но если уровень покупательской способности у водителей ниже краевого показателя на 3%, у кондукторов - на 30%. По данным анкетирования каждый второй респондент (47,3±2,7%) хотел бы изменить место работы, из них каждый пятый (21,4±3,3%) - из группы водителей. 4. За период 2004 -2009 гг. уровень ЗВУТ работников ГЭТ достоверно вырос на 19,2% (р<0,05), в том числе по причине болезни костно-мышечной системы – в 1,65 раза (р<0,001), болезней органов дыхания – на 35 % (р<0,05). Регистрируется рост патологической пораженности на 16,2% (p<0,05), в т.ч. заболеваний системы кровообращения - на 28,5%, костно-мышечной системы – на 47,6 % (p<0,05). Выявлены качественные различия структуры ЗВУТ работников МУП ТТУ и населения Хабаровского края, что обусловлено особенностями профессиональной деятельности. 5. Ухудшение показателей здоровья работников ГЭТ обусловлен не только особенностями профессиональной деятельности, но и социально– гигиеническими факторами. В зоне риска по медико – демографической характеристике семьи находится 38,9±2,6% семей, по жилищно – бытовым условиям – 28,4±2,4%, материальному положению – 89,4±1,6%. По данным социологического исследования неудовлетворительные жилищные условия среди ЧДБ встречались в 54,1% случаев, среди здоровых – 8,8% (х2=3,86, р<0,05). К приоритетным семьям с двумя и более факторами риска относится более половины семей (62%). Большинство респондентов находятся в зоне риска по установке на здоровый образ жизни (76,6±2,2%), половина (49,0±2,6 %) – по качеству питания. 6. Изучение медицинской активности респондентов свидетельствует об отсутствии ответственности пациентов за состояние здоровья и исход лечения заболевания и низкой саналогической культуре: в случае острого заболевания за медицинской помощью большинство не обращается (70,4±2,3%), почти половина (48,9,1±2,6%) занимается самолечением, ссылается на недостаток времени для посещения врача каждый пятый (22,7±2,2%), не доверяет врачу каждый десятый (9,9±1,56%) респондент. Только чуть более половины респондентов (60,5±2,5%) считает, что назначения врача нужно выполняет. 7. Выявлено значимое влияние сочетания социально-гигиенических факторов риска на КЖ респондентов: плохие жилищные условия, уровень дохода семьи ниже прожиточного минимума, неполная семья приводит к нарушению КЖ как по физическому, так эмоциональному и социальному функционированию (р<0,01). 8. Установлено влияние факторов нездорового образа жизни на здоровье работников ГЭТ: с «хорошим» здоровьем курят 45,8±4,3% респондентов, а с «удовлетворительным» – 56,6±3,6% (р>0,05), при этом в последней группе больше пачки в день – 10,0±2,2% против 2,9±1,1% (р<0,05); оценили свои внутрисемейные отношения как хорошие, доброжелательные более половины (59,4±4,2%) респондентов с «хорошим» здоровьем и только каждый третий с «удовлетворительным» (35,2±3,5%) (р<0,001). 9. Результаты исследования позволили разработать теоретические и методологические основы для сохранения здоровья работников ГЭТ и обосновать стратегические направления оптимизации охраны здоровья работников городского электрического транспорта в рамках медико- социального блока Программы «Развитие наземного городского транспорта» c использованием межведомственного сотрудничества. Практические рекомендации 1. Администрации муниципальных образований: 1.1. Для обеспечение надежности и безопасности городского электрического транспорта требуется координация всех служб и комплексный подход к охране их здоровья на основе соответствующих нормативно - распорядительных документов, регламентирующих финансовые средства и организационные мероприятия для охраны труда, санитарно – гигиенического и инженерно - технического обеспечения, повышения качества жизни, сохранения и укрепление здоровья работников на основе первичной и вторичной профилактики. 1.2. Рекомендовать отнести работников ГЭТ к группе социального риска и в структуре целевой муниципальной программы развития транспортной системы предусмотреть блок медико – социальных мероприятий с мониторингом предложенных целевых показателей. 2. Территориальным органам управления здравоохранением: 2.1.Участвовать в создании и реализации целевых комплексных программ охраны здоровья работников пассажирского транспорта. 2.2. Наладить взаимодействие и преемственность в деятельности различных ведомств по вопросам сохранения и укрепления здоровья работников пассажирского транспорта для реабилитации людей, отвечающих за безопасность пассажиров. 3. Администрации предприятий: 3.1. Для поддержания качественного и количественного кадрового состава на оптимальном уровне, необходимо оценивать уровень текучести персонала, создавать систему мотивации. Систематический процесс, направленный на мониторинг мобильности кадров, изучение причин увольнения, прогнозирование потребности в кадрах, создание привлекательного имиджа, оценку уровня покупательной способности работников позволит вовремя скорректировать выявленные несоответствия и повысить эффективность работы предприятия. Список работ, опубликованных по теме диссертации
URL: http://vozzdvr.fesmu.ru/20111/2011107.aspx. Смотрите также: Основные направления сохранения здоровья трудовых ресурсов городского электрического транспорта (на примере г. Хабаровска) 14. 02. 03 общественное здоровье и здравоохранение
305.37kb.
1 стр.
Медико-социальные основы формирования репродуктивного здоровья населения республики башкортостан 14. 02. 03 общественное здоровье и здравоохранение
628.2kb.
4 стр.
Закономерности формирования психического здоровья детей коренного населения республики тыва 14. 00. 33 общественное здоровье и здравоохранение 14. 00. 09 педиатрия
733.68kb.
3 стр.
«медико-социальное исследование бронхиальной астмы среди городского населения (на примере г. Уфы)» >14. 00. 33 общественное здоровье и здравоохранение
351.74kb.
1 стр.
Оптимизация оказания медицинской помощи детям с неонатальными инфекциями 14. 01. 08 Педиатрия 14. 02. 03 Общественное здоровье и здравоохранение
1204.29kb.
7 стр.
Муп г. Хабаровска хпатп -1-225,5 млн руб
36.4kb.
1 стр.
Становление и развитие судебной медицины в казанской губернии и республике татарстан 14. 00. 24 «Судебная медицина» 14. 00. 33 «Общественное здоровье и здравоохранение»
723.94kb.
4 стр.
Рейтинговая оценка знаний студентов 4 курса лечебного факультета по дисциплине общественное здоровье и здравоохранение в весеннем семестре 2012-2013ГГ
189.62kb.
1 стр.
Совершенствование системы медико-социальных мероприятий как основа управления здоровьем мужчин призывного возраста (по материалам Республики Татарстан) 14. 00. 33. общественное здоровье и здравоохранение
601.42kb.
3 стр.
День здоровья в кгкоу «Минусинский детский дом»
22.22kb.
1 стр.
Министерство здравоохранения РФ
142.35kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» 583kb.
4 стр.
|