Главная
страница 1
На правах рукописи

Садко

Николай Владимирович

Основные направления сохранения здоровья трудовых ресурсов городского электрического транспорта

(на примере г.Хабаровска)

14.02.03 – общественное здоровье и здравоохранение




АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени

кандидата медицинских наук

Хабаровск – 2011


Работа выполнена на кафедре общественного здоровья и здравоохранения ГБОУ ВПО «Дальневосточный государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития России




доктор медицинских наук, профессор

Солохина Людмила Васильевна

Научный руководитель:



доктор медицинских наук, профессор

Киселев Сергей Николаевич

доктор медицинских наук, профессор

Кицул Игорь Сергеевич

Официальные оппоненты:



Ведущая организация:

ФГАОУ ВПО «Cеверо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова»


Защита диссертации состоится «___»________2011 года в___часов на заседании диссертационного совета Д 208.026.02 при ГБОУ ВПО «Дальневосточный государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития России по адресу: 680000, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 35.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Дальневосточного государственного медицинского университета по адресу: г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 35.

Автореферат разослан «___» _________ 2011 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат медицинских наук Ю.В. Кирик

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Здоровье – это первая и наиважнейшая потребность человека, определяющая его способность к труду и гармоничному развитию общества в целом, так как оно является не только предпосылкой к самоутверждению и благополучию человека, но и к дальнейшему социальному прогрессу (Лисицин Ю.П., 1980, 1988, 1998, 2001, 2003; Овчаров К.В., 1992, 1994, 1999, 2002; Щепин О.П., 1999, 2001, 2002, 2003, 2007; Димов, В.М., 1999; Стародубов В.И., 2001, 2002, 2003, 2004, 2009).

Анализ современной медико-демографической ситуации в нашей стране и, особенно, в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) свидетельствует о сохраняющихся неблагоприятных тенденциях в состоянии здоровья населения трудоспособного возраста. В Хабаровском крае интенсивность смертности населения трудоспособного возраста от болезней системы кровообращения, болезней органов пищеварения превышает среднероссийские показатели в 1,4 раза, от внешних причин – на 34%, болезней органов дыхания – на 20%. По данным Министерства экономического развития России в последние годы потери лиц трудоспособного возраста в результате преждевременной смертности опережают потери населения в целом. К сожалению, данная тенденция сохранится и в ближайшие 10-15 лет.

В связи с этим сохранение здоровья населения трудоспособного возраста является сегодня актуальной проблемой. Данной проблеме в Хабаровском крае уделено значительное внимание в ряде научных исследований (Капитоненко Н.А., 1999; Дьяченко В.Г., 2000, 2001; Онищенко, Г.Г., 2001; Пригорнев В.Б., 2003 ; Солохина Л.В., 2004; Киселев С.Н., 2005; Мотрич Е.Л., 2006;;).

На решение задачи сохранения здоровья работающих влияет целый ряд факторов. Подходы к решению этой непростой задачи зависит не только от характера производства, но и от политики развития здравоохранения, научного обоснования и реализации комплекса мероприятий, направленных на сохранение здоровья нации (Кучеренко В.З., 2005; Щепин О.П., 1997, 1998; Овчаров В.К., 1998; Филатов В.Б., 1999; Хальфин Р.А., 200; Щепин О.П., 1997, 1998). Вместе с тем, остается формальным подход к диспансеризации: при росте числа хронических заболеваний не увеличивается доля больных, взятых на диспансерный учет (Измеров Н.Ф., 2003, 2005).

Пассажирский транспорт, как одна из социально-значимых отраслей народного хозяйства, играет большую роль в обеспечении качества жизни населения. Пожалуй, это один из немногих секторов экономики, результаты которого в полной мере ощущают на себе все жители. От эффективности функционирования пассажирского транспортного комплекса во многом зависит сохранение социальной, экономической и политической стабильности жизни муниципального образования.

В соответствии со Стратегическим Планом развития города Хабаровска до 2020 года предполагается модернизация транспортной системы города с акцентом развития экологически чистого транспорта — троллейбусов и трамваев.

В связи с этим, снижение заболеваемости и сохранение здоровья работников отдельных специальностей, в частности работников городского пассажирского электротранспорта, является актуальной задачей.

Сохранение здоровья работников городского электрического транспорта, как развивающегося наибольшими темпами в современных экономических условиях, является наиболее важной задачей муниципальных органов власти.

Следует отметить, что изучение здоровья данной категории работников касалось, в большей степени, влияния санитарно – гигиенических условий труда, факторов профессионального риска на здоровье отдельных категорий по виду деятельности и по полу (Мажбиц Е.Г, 2006).

Исследований, посвященных изучению образа жизни, уровня и качества жизни сотрудников предприятия, участвующих непосредственно в работе общественного транспорта в условиях реализации ведомственной программы развития городского электрического транспорта не проводилось.

Таким образом, все вышеизложенное определяет актуальность исследования.

Цель исследования: на основе социально - гигиенического исследования разработать предложения, направленные на повышения эффективности медико-социального обеспечения работников городского электрического транспорта.

Задачи исследования:


  • изучить особенности формирования трудовых ресурсов в Хабаровском крае, муниципальном унитарном предприятии «Трамвайно-троллейбусное управление» (МУП «ТТУ») г. Хабаровска;

  • проанализировать заболеваемость работников городского электрического транспорта (ГЭТ) по данным обращаемости, медицинских осмотров, социологического исследования;

  • оценить уровень и качество жизни работников ГЭТ по данным анкетирования, адекватность кадровой политики на предприятии;

  • изучить влияние социально - гигиенических факторов на здоровье работников ГЭТ;

  • научно обосновать и разработать предложения, направленные на повышение эффективности медико-социального обеспечения работников городского электрического транспорта.

Научная новизна заключается в том, что:

  • изучены тенденции заболеваемости работников ГЭТ с временной утратой трудоспособности, по данным профилактических осмотров;

  • проведен многофакторный анализ здоровья работников ГЭТ на основе медико-биологических, социально-экономических и психологических параметров;

  • проанализированы особенности кадрового потенциала подвижного состава ГЭТ, уровень и качество жизни;

  • разработаны предложения по оптимизации медико – социального обеспечения работников.



Теоретическая и практическая значимость исследования.

Методологические подходы к изучению здоровья работников электрического транспорта с учетом социально – экономических условий, комплекса поведенческих факторов, особенностей образа и качества жизни могут быть использованы в качестве тео­ретической базы в исследовании здоровья различных профессиональных групп населения. Кроме того, разработаны концептуальные основы комплексной целевой программы оптимизации медико – социального обеспечения здоровья работников электрического транспорта, включающие социальные, оздоровительные и реабилитационные мероприятия, формирование санитарно-гигиенического поведения (здорового образа их жизни).

Результаты настоящего исследования использованы при разработке программы развития транспортной системы органами муниципального управления в г. Владивостоке, в г. Хабаровске.

Результаты настоящего исследования используются в учебном процессе на кафедре общественного здоровья и здравоохранения Дальневосточного государственного медицинского университета при проведении занятий со студентами и циклов повышения квалификации организаторов здравоохранения.



Основные положения, выносимые на защиту.

Негативные тенденции формирования трудовых ресурсов Хабаровского края, МУТ ТТУ обуславливают необходимость совершенствования кадровой политики.

Методологические подходы к изучению здоровья работников электрического транспорта, качества жизни связаны с анализом и учетом социально – экономических условий, комплекса поведенческих факторов.

Концептуальная модель комплексной целевой программы оптимизации медико – социального обеспечения здоровья работников электрического транспорта развивается по трем основным направлениям: эффективная кадровая политика, оздоровительная и реабилитационная работа по повышению адаптационных механизмов и формированию санитарно-гигиенического поведения (здорового образа их жизни).



Апробация работы. Результаты проведенного исследования доложены и обсуждены на региональной научно-практической конференции студентов и молодых ученых с международным участием (Владивосток, 2010), симпозиуме «Актуальные проблемы экспериментальной, профилактической и клинической медицины» (Владивосток 2010), региональной научно – практической конференции «Состояние и перспективы развития педиатрической службы в системе муниципального здравоохранения» (г. Якутск, 2010), XI Тихоокеанской научно-практической конференции студентов и молодых ученых с международным участием «Актуальные проблемы экспериментальной, профилактической и клинической медицины» (г. Владивосток, 2010), Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Современные проблемы педиатрии» (г. Якутск, 2011).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 6 печатных работ, в том числе 1 публикация в рекомендованных ВАК изданиях.

Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, пяти глав, заключения, выводов и практических рекомендаций, списка литературы, включающего 270 источников, из которых 225 – отечественных и 45– зарубежных, приложений. Общий объем работы –147 машинописных страниц. Диссертация проиллюстрирована 20 таблицами, 18 рисунками.

Содержание работы

Во введении обоснована актуальность проведенного исследования, определены его цель и задачи, показана научная новизна, научно -практическая значимость, изложены основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе представлен обзор отечественных и зарубежных источников по исследуемой проблеме, проанализированы особенности формирования трудового потенциала в Российской Федерации, Дальневосточном федеральном округе, научно – методические основы обеспечения профессионального здоровья работающего населения, особенности профессиональной деятельности и проблемы охраны здоровья работников ГЭТ, методические подходы к изучению качества жизни.

Во второй главе представлена методика и организация исследования. В соответствии с целью и задачами исследования объектом изучения явились работники МУП «Трамвайно - троллейбусное управление» г. Хабаровска.


Задача этапа

Методы отбора и виды наблюдения

Методы сбора первичной информации, источники

Информации



Первый

Изучить особенности формирования трудовых ресурсов ДФО, Хабаровского края, подвижного состава МУП ТТУ, оценить уровень жизни работников ГЭТ


Сплошное статистическое наблюдение за период 2004-2009 гг. (486 чел. – водители и кондуктора)


Официальные статистические данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства здравоохранения Хабаровского края, МУП ТТУ

Второй

Характеристика динамики и тенденций показателей заболеваемости с временной утратой трудоспособности, патологической пораженности

Сплошное статистическое наблюдение

За период 2004 -2009 гг.

(632 чел.)


форма № 16 – ВН «Сведения о причинах временной нетрудоспособности», выкопировка данных из первичной медицинской документации

Третий

Получить углубленную социально-гигиеничес-кую характеристику работающих, их семей, условий и образа жизни

Выборочное исследование (345 чел.)

Опрос по разработанной программе: карта «Медико-социальная характеристика работника ТТУ и его семьи»

Четвертый

Изучить качество жизни

Выборочное исследование (345 чел.)

Интервьюирование по общему опроснику SF - 36

Таблица 1

Этапы исследования


Для решения поставленных задач в работе были использованы следующие методы исследования: информационно – аналитический, статистический, медико – демографический, контент – анализ, SWOT – анализ (Strength and Weaknesses, Opportunities and Threats – сильные и слабые стороны, возможности и угрозы), а также социологического исследования, сравнительного и экономического анализа.

Программа исследования включала 4 направления:



  • анализ тенденций формирования трудовых ресурсов в ДФО, Хабаровском крае, МУП «ТТУ» г. Хабаровска в условиях модернизации транспортной системы;

  • изучение заболеваемости работников МУП «ТТУ» по данным экспертизы временной нетрудоспособности и профилактических осмотров;

  • комплексная социально – гигиеническая характеристика условий и образа жизни работников ГЭТ, санитарно – гигиенического поведения в связи с самооценкой здоровья;

  • изучение качества жизни работников МУП «ТТУ».

Настоящее исследование проводилось по принципу многоступенчатого отбора с использованием методов сплошного и выборочного наблюдения.

В табл. № 1 представлены этапы исследования, объекты и объем выборки, методы сбора первичной информации, отбора и обработки данных на каждом этапе исследования.

Обработка материала проводилась в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем X пересмотра. Обработка собранных материалов исследования производилась на персональном компьютере IBM PC при помощи программы Statistica 6.

В третьей главе, состоящей их трех разделов, представлены тенденции формирования трудового потенциала в ДФО, Хабаровском крае, основные характеристики работников МУП ТТУ г. Хабаровска в 2004- 2009 гг.

Установлено, что по сравнению с 1990 г. численность населения края сократилась на 13% или 218 тыс. человек, за изучаемый период - на 1,8%. Несмотря на наметившиеся положительные тенденции медико – демографических показателей и снижение естественной убыли в 4 раза, показатель рождаемости ниже в 2009 г. на 16,4% (12,6 против 15,0 на 1000 населения), а общей смертности выше в 1,5 раза (13,6 против 9,2 на 1000 нас.), чем в 1990 г. При стабильной доле трудоспособного населения в общей численности населения в пределах 60 – 65 % (2009 г. – 65 %, в России – 62,3 %), идет его убыль и увеличение совокупности лиц в возрасте 40 лет и старше.

Особую тревогу вызывает резкое сокращение детского населения, несмотря на то, что его доля в структуре населения Дальнего Востока несколько выше, чем в Российской Федерации: 17,3 % против 15,9 % соответственно, с 2001 г. число детей сократилось на треть (0,7 млн. человек или 33,3 %). В Хабаровском крае доля населения моложе трудоспособного возраста ниже, чем в ДФО и составляет 16 %.

Но если рождаемость в ближайшие годы мало поможет экономике, то снижение преждевременной смертности – реальный фактор. Стандартизованный показатель смертности мужчин в Хабаровском крае в 2008 г. превышает среднероссийский уровень на 13,6 %, в том числе по причине болезней системы кровообращения – на 20,5%, внешних причин – на 33%.Стандартизованный показатель смертности женщин в крае превышает среднероссийский уровень на 12,4 %, в том числе по причине болезней системы кровообращения – на 14,4%, болезней органов дыхания – 39,4%, пищеварения – на 44,4%, внешних причин – на 41,7%.

В структуре смертности населения трудоспособного возраста в 2008 г. в Хабаровском крае, также как в Российской Федерации и ДФО, болезни системы кровообращения заняли впервые первое ранговое место; при снижении смертности от данной причины за исследуемый период, в Хабаровском крае среди мужчин показатель вырос за год на 2,1% и превышает среднероссийский уровень на 17,4%. Смертность от внешних причин занимает второе ранговое место (276,7 на 100 тыс.), а показатель выше, чем в Российской Федерации на 34%. Третье место занимают новообразования (85,1 на 100 тыс.), четвертое – болезни органов пищеварения (61,6 на 100 тыс.), пятое – болезни органов дыхания (49,6 на 100 тыс.): интенсивность смертности, за исключением новообразований, превышает российский уровень на 19 и 44 % соответственно.

Высокий уровень смертности взрослого населения в основных рабочих возрастах предопределил главные потери в ожидаемой продолжительности жизни, которая в крае на 2,53 года ниже, чем в Российской Федерации (65,27 против 67,8 лет), среди мужчин - на 2,6 года (59,2 против и 61,8 лет), среди женщин - на 2,33 года (71,87 против 74,2 года).

Ключевым фактором развития муниципальной транспортной системы является совершенствование системы управления кадровыми ресурсами, формирование коллектива, который способен адекватно реагировать на меняющиеся требования рынка и обеспечивать эффективное функционирование и безопасность транспорта.

За исследуемый период число водителей электротранспорта сократилось на 4,5%, кондукторов возросло на 39,1%. Коэффициент оборота кадров по увольнению среди водителей снизился с 19,3 до 14,7%, среди кондукторов – повысился с 22,3 до 72,7%; соответственно растет интенсивность оборота кадров по приему среди кондукторов с 39,2 до 65,8%, что свидетельствует о значительных кадровых проблемах.

Совершенствование системы организации труда и мотивации предполагает обеспечение конкурентного уровня оплаты труда. За исследуемый период заработная плата выросла у водителей в 2,17 раза, кондукторов – в 1,56 раза при увеличении прожиточного минимума в 2,1 раза.

Уровень покупательской способности практически не изменился у водителей (в 2004 г. - 2,3 разовые единицы, в 2009 г.- 2,4), у кондукторов, напротив, снизился с 2,1 до 1,57 разовых единицы и значительно ниже показателя 2008 г. в Хабаровском крае (2,68), Российской Федерации (3,64). Данная тенденция и определяет высокий уровень текучести кадров: самому высокому уровню покупательной способности кондукторов в 2004 г. (2,1) соответствовал самый низкий оборот кадров по увольнению (22,3%). Выявлена сильная обратная корреляционная зависимость между интенсивностью оборота кадров по увольнению и уровнем покупательской способности: у кондукторов rxy = - 0,92, у водителей rxy = - 0,9 (р<0,001).

Расчет ожидаемой численности работников с учетом «естественной убыли», методом передвижки возрастов позволил установить, что к 2014 г. трудовые ресурсы подвижного состава ГЭТ сократятся по естественным причинам (смертности, выходу на пенсию) на 7,1 % при снижении доли работников до 40 лет с 62,6% до 41,3%.

Анализ заболеваемости с временной утратой трудоспособности (ЗВУТ) работников ГЭТ показал, что за период 2004 - 2009гг. ее уровень вырос на 19,2% (р<0,05) со среднегодовым темпом прироста 4,0%. Наибольший прирост показателя зарегистрирован в 2008 г. -15,6%. Рост ЗВУТ обусловлен увеличением числа случаев по причине болезней костно-мышечной системы (в 1,65 раза, p< 0,001) и по причине болезней органов дыхания (на 35 %, p< 0,05).

Число дней нетрудоспособности на 100 работников возросло на 17,6% при максимальном показателе в 2007 г. и среднегодовом темпе прироста 2,7% (р<0,05).

Следует отметить более высокий уровень ЗВУТ среди работников МУП ТТУ по сравнению с работающим населением в Хабаровском крае, что обусловлено условиями труда, профессиональными факторами риска. Вместе с тем, основные тенденции до 2009 г. совпадали, но при снижении числа случаев на 100 работающих в 2009 г. в Хабаровском крае, в МУП ТТУ уровень остался прежний и достоверно превышает краевой уровень: 42,8±2,2 против 30,65±0,05 случаев на 100 работников (p<0,001).

В 2009 г. 92,6 % случаев заболеваемости с временной утратой трудоспособности работников ГЭТ формировало 5 классов заболеваний. В структуре случаев ЗВУТ первое ранговое место занимают болезни органов дыхания (44,8%), среди которых острые респираторные заболевания верхних дыхательных путей составляют 84,1% при росте частоты показателя за исследуемый период в 2,1 раза. На втором месте - болезни костно-мышечной системы (32,98%) с преобладанием шейного остеохондроза (60%), частота которого возросла в 1,9 раза. Третье место занимают болезни системы кровообращения (8,5%), среди них гипертоническая болезнь - 80% при снижении уровня в 1,5 раза. На четвертом месте – травмы и отравления (4,2%), среди них бытовые травмы – 91,6%, травмы на производстве – 8,4%, уровень которых снизился в 3 раза. На пятом - болезни мочеполовой системы – 3,9%.

Структура заболеваемости с ЗВУТ в Хабаровском крае имеет качественное отличие: если первое и второе ранговые места занимают те же классы, то на третьем – травмы и отравления, четвертом – болезни системы кровообращения, пятом – болезни органов пищеварения.

Таблица 2

Динамика показателей заболеваемости с ЗВУТ по полу работников

МУП ТТУ за 2004 -2009 гг.

Показатель

2004

Pm

2005

2006


2007



2008

2009

Pm


Число случаев на 100 женщин

43,93,4

44,9

51,0

52,0

59,8

55,9±3,4

Число дней на 100 женщин

614,640,6

614,1

765,8

848,8

889

872±45,4

Число случаев на 100 мужчин

27,91,1

29,9

27,9

28,2

27,8

28,51,1

Число дней на 100 мужчин

385,49,3

416,4

400,8

390,7

404,1

384,59,0

Выявлены гендерные особенности: ЗВУТ женщин достоверно превышала мужскую за весь исследуемый период (р<0,001) (табл.2). В 2009 г. средняя длительность одного случая нетрудоспособности среди женщин составила 15,6 дня, мужчин – 13,5 дня. Основной резерв снижения заболеваемости с временной утратой трудоспособности – это группа «часто и длительно болеющих», составляющая 10-12 % работников и обеспечивающая 38% заболеваемости.

За исследуемый период уровень патологической пораженности среди работников ГЭТ возрос на 16,2% (p<0,05), в т.ч. заболеваний системы кровообращения выявлено больше на 28,5%, костно-мышечной системы – на 47,6 % (p<0,05).

В структуре патологической пораженности первое ранговое место занимают болезни системы кровообращения (27%) на втором месте – болезни костно- мышечной системы (20%), на третьем – болезни мочеполовой системы (17%), на четвертом – болезни органов пищеварения (13%).



В четвертой главе рассмотрена роль социально – гигиенических факторов, особенностей образа жизни в формировании здоровья работников МУП ТТУ по данным социологического исследования.

Установлено, что большинство опрошенных составили женщины (69±2,48%) среди которых к возрастной группе 20-29 лет относилась каждая седьмая (13,3±2,2%), к группе 30 - 39 лет - 42,3±3,2%, 40 - 49лет – 25,1±2,8%. Среди мужчин большинство представлено возрастной группой 20-29 лет (33,3±4,5%), в возрасте 30-39 лет - 13±3,2%, 40-49 лет – 20 ±3,8%.

Большинство респондентов составили водители (45 ±2,6%) и кондукторы (25±2,6%), к операторам службы движения относился каждый девятый - 11±1,6%, к ревизорам и контролерам – 10 ±1,6%.

На долю респондентов со средним образованием приходится около трети опрошенных (28,3%), среднее специальное имеют - 38,4%, ниже среднего – каждый десятый (10,1%), высшее образование – 15,5% и незаконченное высшее – 8,2%.

Стаж работы у 27,5% респондентов составил до 10 лет, 32,3% - 11-20 лет, 21-30 лет – 37,3%, и у 3,1% респондентов стаж работы более 31 года.

Большинство респондентов (71,9±2,4%) состоит в браке (в том числе в гражданском). Обращает на себя внимание, что к приоритетным семьям по медико-демографическим факторам риска относится 38,9±2,6% семей, из которых 20,1±2,12% - неполные и 18,8±2,1% - многодетные.

Нами установлено, что доход ниже прожиточного минимума на одного члена семьи отмечается в большинстве семей (89,4±1,6%). Основные расходы в потребительской корзине респондентов всех возрастных групп составляют питание, содержание жилища, содержание детей – до 80%, приобретение одежды – 6%, на отдых остается 3 %.

Анализ жилищных условий показал, что более половины респондентов (63,5 %) живет в отдельной квартире, 12,9% – в коммунальной, и каждый четвертый (23,6%) – в общежитии. На наличие постоянных стрессовых факторов в семье указали 41,5% респондентов, среди которых главные – финансовые. Среди работников со стажем работы менее 10 лет достоверно больше респондентов чувствуют себя уставшими, приступая к работе, (р<0,05), что обусловлено внутрисемейными проблемами.

По данным нашего исследования более трети опрошенных не удовлетворены работой (39,7±2,6%), каждый второй (47,3±2,7%) хотел бы изменить место работы, среди которых каждый пятый (21,4±3,3%) из профессиональной группы водителей.

Главный фактор, определяющий мотивацию к работе — это зарплата. По данным опроса материальное положение не удовлетворяет большинство респондентов (62,5±2,5%). Второе ранговое место среди причин неудовлетворенности связано с характером работы, а именно, чрезмерным нервно – эмоциональным напряжением (24,3±2,2 %).

Обращает на себя внимание, что каждого восьмого (11,8 %) не устраивает стиль руководства, отсутствие перспектив для роста отмечает 11,1±1,68 % опрошенных, плохой психологический климат – 5,6 ±1,2 %.

Среди факторов, необходимых для сохранения или улучшения здоровья 41,1±2,5 % респондентов считают, что нужно сохранять положительный эмоциональный тонус, 34±2,5% - регулярно заниматься физической культурой и быть удовлетворенным работой, 31,3±2,4 % – следовать рекомендациям здорового питания и контролировать вес, 29,9 ±2,4 % – иметь хорошие внутрисемейные отношения, 24,3±2,4 % - контролировать артериальное давление, 17,4 ±1,9 % – отказаться от курения, 5,6±1,2 % - отказаться от злоупотребления алкоголем.

Однако, в действительности, ежедневно занимаются физической культурой 8,3±1,4 % опрошенных, а каждый шестой (16,0±1,9%) – только в выходные дни (рис.2). Следует рекомендациям здорового питания каждый пятый (19,4±2,1%) респондент и только половина (49,0±2,6 %) ответила положительно на вопрос о регулярности принятия пищи (3 – 4 раза в день), следят за весом – 27,1±2,3 %. Регулярно посещает врача каждый четвертый (25,0 ±2,3%), среди которых только около половины (45±2,6%) состоит на диспансерном учете; контролирует артериальное давление каждый шестой (16,7 ±1,9%).

По результатам социологического исследования только каждый третий (36,6±2,6%) оценил свое здоровье как хорошее, половина (52,3±2,7%) – как удовлетворительное и каждый девятый (11,1±1,7%) – как неудовлетворительное.



Рис. 1. Распределение респондентов при ответе на вопрос «Что Вы делаете для сохранения или улучшения собственного здоровья?» на 100 опрошенных.


Объективность самооценки здоровья подтверждается достоверным различием частоты лиц с хроническими заболеваниями и часто болеющих со здоровыми.

К группе часто и длительно болеющих (ЧДБ) относятся 17,4±2,0% от всех респондентов, каждый пятый респондент (20,1±2,2%) состоит на диспансерном учете. При этом 1-2 раза в течение года болеет с временной утратой трудоспособности половина опрошенных (47,6±2,7%), 3 и более раз – каждый десятый (9,3±1,5%). Следует отметить, что группу часто болеющих в 40,0 % случаев составляют лица до 30 лет.

Изучение уровня медицинской активности респондентов показало, что в случае острого заболевания за медицинской помощью большинство (70,4±2,3%) не обращается, почти половина (48,9,1±2,6%) занимается самолечением, ссылается на недостаток времени для посещения врача каждый пятый (22,7±2,2%), не доверяет врачу каждый десятый (9,9±1,56%) респондент. Только чуть более половины респондентов (60,5±2,5%) считает, что назначения врача нужно выполнять. Информацию о профилактике заболеваний, здоровом образе жизни каждый третий получает из газет и журналов (37,7 ±2,5%) и телевидения и радио (30,7±2,4 %), во время медицинских осмотров – 27,7±2,3 %, читают специальную литературу 16,0±1,9 % опрошенных. Однако каждого шестого (15±1,86%) вообще не интересует подобная информация.

Большинство опрошенных (66,4±2,5%) не удовлетворены медицинской помощью и считают, что необходима система коллективного добровольного страхования работодателем для улучшения качества медицинской помощи.

Интервьюирование с использованием опросника SF- 36 позволило установить, что самые высокие показатели КЖ имеет группа в возрасте от 20 до 29 лет кроме показателей СФ и РЭФ (они самый низкие в этой группе), что свидетельствует о формировании с возрастом и опытом работы умения полноценно функционировать в обществе и выполнять свою работу, несмотря на значительные стрессовые нагрузки.

Таблица 3

Сравнительные данные показателей качества жизни (КЖ) у работников МУП ТТУ в возрастной группе 20-39 лет без факторов социально – гигиенического риска и с сочетанием факторов риска

Шкалы опросника

SF-36


С факторами риска

(М± m)


n=84

Без факторов

риска


(М±m)

n=74


Физическое функционирование (ФФ)

74,1±0,37*

84,2±0,33*

Ролевое физическое функционирование (РФФ)

66,4±0,42*

80,9±0,49*

Общее здоровье (ОЗ)

61,7±0,48*

71,9±0,45*

Жизнеспособность (Ж)

73,1±0,57

71,1±0,64

Социальное функционирование (СФ)

60,9±0,76*

88,7±0,64*

Ролевое эмоциональное функционирование (РЭФ)

63,8±0,6*

81,3±0,64*

Психическое здоровье (ПСЗ)

49,5±0,88*

74,7±0,61*

* - достоверные различия в ответах, р<0,001

В то же время, по результатам опроса, выявлено значимое влияние сочетания социально-гигиенических факторов риска на КЖ респондентов, при этом сравнивались группы 20-39 лет (табл.3). Так, плохие жилищные условия, уровень дохода семьи ниже прожиточного минимума, неполная семья приводит к нарушению КЖ как по физическому, так эмоциональному и социальному функционированию (р<0,01).



В пятой главе рассмотрены предложения по совершенствованию медико – социального обеспечения работников ГЭТ.

С целью улучшения условий предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания, создания экономических условий для стабильного развития муниципального транспорта города, в г. Хабаровске реализуется ведомственная целевая Программа «Развитие наземного городского пассажирского транспорта в г. Хабаровске на 2009-2011 годы». Ожидаемые результаты реализации Программы предусматривают рост объема пассажирских перевозок на 6,1%, увеличение протяженности троллейбусной линии в 1,5 раза, количества подвижного состава: трамваев – на 13,5% и троллейбусов – на 31,9% и др. Вместе с тем, оценивая фактические данные, следует отметить, что ожидаемое число единиц трамваев и троллейбусов ниже, чем плановые, также не достигнуты плановые показатели перевезенных пассажиров, заработной платы водителей. Проведенный контент – анализ свидетельствует об отсутствии в Программе отдельного раздела, включающего медико-социальные мероприятия для поддержания и сохранения здоровья работников ГЭТ. Для определения сильных и слабых сторон развития ГЭТ нами использовался SWOT – анализ.

Модель программы оптимизации сохранения здоровья работников ГЭТ направлена на активизацию деятельности по совершенствованию трех компонентов, определяющих здоровье человека: среда, организм, поведение, которые включают медико – биологические, социально – экономические, психологические и экологические условия и включает три направления.

Цель первого направления – повышение уровня и качества жизни работников, создание безопасных условий труда.

При выполнении этой цели главными задачами являются: повышение уровня и качества жизни населения, создание оптимальных социально – гигиенических условий на работе, гигиеническая регламентация производственных факторов риска, оптимальная кадровая политика предприятия.

Ведущее место в реализации комплекса мер превентивного характера отводится органом Роспотребнадзора, проведению социально – гигиенического мониторинга, охране труда в обеспечении производственной безопасности.

Значительное место принадлежит кадровой политике, совершенствованию системы организации труда, мотивации, закреплению персонала.

Основные показатели результативности: средний уровень заработной платы и покупательской способности по категориям работников; интенсивность оборота кадров по увольнению; средний уровень выплат по компенсациям и социальным льготам; процент уволившихся работников со стажем менее 3 лет; доля работников подвижного состава, имеющих неудовлетворительные жилищные условия; процент сотрудников, довольных проводимыми социальными программами, средний возраст парка подвижного состава и др.

Цель второго направления программы – сохранение и укрепление здоровья работников, усиление профилактических мер по поощрению и защите здоровья.

Задачи: повышение эффективности периодических медицинских осмотров, диспансеризации; снижение заболеваемости с временной утратой трудоспособности; комплексная профилактика, развитие системы восстановительного лечения для повышения адаптационных возможностей организма; целевые межведомственные профилактические программы.

Следует отметить, что с 2008 г. МУП ТТУ не имеет медицинской службы – врачебный здравпункт закрыт. Учитывая опыт организации медицинской помощи работникам промышленных предприятий, акционерных обществ, для усиления профилактической работы и охраны здоровья работников ГЭТ необходимо восстановить медицинскую службу, предполагающую организацию медицинской помощи по принципу на «рабочем месте» (структурно – организационное размещение медицинских работников в специально предусмотренном помещении - здравпункте); материально – техническое обеспечение оздоровительных мероприятий (массаж, физиотерапия, фитолечение и др.); внедрение на «рабочем месте» оздоровительных технологий первичной профилактики важнейших неэпидемических заболеваний или на договорной основе использование оздоровительных центров (бассейн, тренажернй зал, массаж и др.), в частности, оздоровительного центра работников локомотивных бригад Дальневосточной железной дороги; санаторно – курортное оздоровление работников.

Основные показатели результативности: доля лиц часто, длительно болеющие (ЧДБ), в том числе в возрасте до 30 лет; динамика распределения работников по группам здоровья; процент нетрудоспособности; динамика частоты заболеваемости с временной утратой трудоспособности по классам болезням; динамика средней длительность одного случая нетрудоспособности; уровень патологической пораженности; доля сотрудников до 30 лет, получивших оздоровление; доля работников, посещающих оздоровительный центр на регулярной основе; процент сотрудников, удовлетворенных медицинским обслуживанием на «рабочем месте».

Цель третьего направления по выполнению программы – формирование здорового образа жизни, самосохраняющего поведения и обучение самоуправлению здоровьем. Основными задачи третьего направления являются: снижение распространенности первичных факторов риска хронических неэпидемических заболеваний; пропаганда и популяризация санитарно – гигиенических навыков, формирования здорового образа жизни; обучение самоуправлению здоровьем и само - и взаимопомощи; повышение медицинской активности, адекватного выполнения назначений врача.

Основные показатели результативности: индекс здоровья; удельный вес лиц с 1,2 группой здоровья; доля курящих среди работников; доля работников с повышенной массой тела; распространенность артериальной гипертонии среди работников.



В заключении обобщаются результаты исследования, изложенные в диссертации.

Выводы

1. Сокращение численности населения Хабаровского края, особенности медико-демографических показателей подтверждают сохранение негативных тенденций формирования трудовых ресурсов: показатель миграционного прироста в крае меньше в 3,5 раза по сравнению со среднероссийским уровнем и в 10 раз – с Центральным федеральным округом, интенсивность смертности населения трудоспособного возраста от болезней системы кровообращения, болезней органов пищеварения превышает среднероссийские показатели в 1,4 раза, от внешних причин – на 34%, болезней органов дыхания – на 20%.

2. Установлено, что среди водителей и, особенно, кондукторов МУП ТТУ регистрируется сверхвысокий показатель интенсивности оборота кадров по увольнению (в 2009 г - 14,7 и 72,7% соответственно), кратно отличный от оптимального уровня. Кроме того, с учетом «естественной убыли» к 2014 г. число работников подвижного состава сократится по естественным причинам на 7,1 % при снижении доли работников до 40 лет с 62,6 до 41,3%.

3. За исследуемый период заработная плата выросла у водителей в 2,17 раза, кондукторов – в 1,56 раза при увеличении прожиточного минимума в 2,1 раза. Выявлена сильная обратная корреляционная зависимость между интенсивностью оборота кадров по увольнению и уровнем покупательской способности (rxy = - 0,9, р<0,001); но если уровень покупательской способности у водителей ниже краевого показателя на 3%, у кондукторов - на 30%. По данным анкетирования каждый второй респондент (47,3±2,7%) хотел бы изменить место работы, из них каждый пятый (21,4±3,3%) - из группы водителей.

4. За период 2004 -2009 гг. уровень ЗВУТ работников ГЭТ достоверно вырос на 19,2% (р<0,05), в том числе по причине болезни костно-мышечной системы – в 1,65 раза (р<0,001), болезней органов дыхания – на 35 % (р<0,05). Регистрируется рост патологической пораженности на 16,2% (p<0,05), в т.ч. заболеваний системы кровообращения - на 28,5%, костно-мышечной системы – на 47,6 % (p<0,05). Выявлены качественные различия структуры ЗВУТ работников МУП ТТУ и населения Хабаровского края, что обусловлено особенностями профессиональной деятельности.

5. Ухудшение показателей здоровья работников ГЭТ обусловлен не только особенностями профессиональной деятельности, но и социально– гигиеническими факторами. В зоне риска по медико – демографической характеристике семьи находится 38,9±2,6% семей, по жилищно – бытовым условиям – 28,4±2,4%, материальному положению – 89,4±1,6%. По данным социологического исследования неудовлетворительные жилищные условия среди ЧДБ встречались в 54,1% случаев, среди здоровых – 8,8% (х2=3,86, р<0,05). К приоритетным семьям с двумя и более факторами риска относится более половины семей (62%). Большинство респондентов находятся в зоне риска по установке на здоровый образ жизни (76,6±2,2%), половина (49,0±2,6 %) – по качеству питания.

6. Изучение медицинской активности респондентов свидетельствует об отсутствии ответственности пациентов за состояние здоровья и исход лечения заболевания и низкой саналогической культуре: в случае острого заболевания за медицинской помощью большинство не обращается (70,4±2,3%), почти половина (48,9,1±2,6%) занимается самолечением, ссылается на недостаток времени для посещения врача каждый пятый (22,7±2,2%), не доверяет врачу каждый десятый (9,9±1,56%) респондент. Только чуть более половины респондентов (60,5±2,5%) считает, что назначения врача нужно выполняет.

7. Выявлено значимое влияние сочетания социально-гигиенических факторов риска на КЖ респондентов: плохие жилищные условия, уровень дохода семьи ниже прожиточного минимума, неполная семья приводит к нарушению КЖ как по физическому, так эмоциональному и социальному функционированию (р<0,01).

8. Установлено влияние факторов нездорового образа жизни на здоровье работников ГЭТ: с «хорошим» здоровьем курят 45,8±4,3% респондентов, а с «удовлетворительным» – 56,6±3,6% (р>0,05), при этом в последней группе больше пачки в день – 10,0±2,2% против 2,9±1,1% (р<0,05); оценили свои внутрисемейные отношения как хорошие, доброжелательные более половины (59,4±4,2%) респондентов с «хорошим» здоровьем и только каждый третий с «удовлетворительным» (35,2±3,5%) (р<0,001).

9. Результаты исследования позволили разработать теоретические и методологические основы для сохранения здоровья работников ГЭТ и обосновать стратегические направления оптимизации охраны здоровья работников городского электрического транспорта в рамках медико- социального блока Программы «Развитие наземного городского транспорта» c использованием межведомственного сотрудничества.


Практические рекомендации

1. Администрации муниципальных образований:

1.1. Для обеспечение надежности и безопасности городского электрического транспорта требуется координация всех служб и комплексный подход к охране их здоровья на основе соответствующих нормативно - распорядительных документов, регламентирующих финансовые средства и организационные мероприятия для охраны труда, санитарно – гигиенического и инженерно - технического обеспечения, повышения качества жизни, сохранения и укрепление здоровья работников на основе первичной и вторичной профилактики.

1.2. Рекомендовать отнести работников ГЭТ к группе социального риска и в структуре целевой муниципальной программы развития транспортной системы предусмотреть блок медико – социальных мероприятий с мониторингом предложенных целевых показателей.

2. Территориальным органам управления здравоохранением:

2.1.Участвовать в создании и реализации целевых комплексных программ охраны здоровья работников пассажирского транспорта.

2.2. Наладить взаимодействие и преемственность в деятельности различных ведомств по вопросам сохранения и укрепления здоровья работников пассажирского транспорта для реабилитации людей, отвечающих за безопасность пассажиров.

3. Администрации предприятий:



3.1. Для поддержания качественного и количественного кадрового состава на оптимальном уровне, необходимо оценивать уровень текучести персонала, создавать систему мотивации. Систематический процесс, направленный на мониторинг мобильности кадров, изучение причин увольнения, прогнозирование потребности в кадрах, создание привлекательного имиджа, оценку уровня покупательной способности работников позволит вовремя скорректировать выявленные несоответствия и повысить эффективность работы предприятия.

Список работ, опубликованных по теме диссертации

  1. Садко, Н.В. Актуальные проблемы здоровья работников подвижного состава (водителей) городского электрического транспорта [текст]/ Н.В. Садко // Материалы VIII Всероссийского Конгресса «Профессия и здоровье».Том 2. Москва, 25-27 ноября 2009 г. – Москва: Изд-во «Дельта», 2009. – С. 71-73.

  2. Садко, Н.В. Трудовой потенциал подвижного состава городского электрического транспорта: особенности структуры и динамики заболеваемости [текст]/ Н.В. Садко // Состояние и перспективы развития педиатрической службы в системе муниципального здравоохранения: Сборник статей межрегиональной научно - практической конференции. 5 апреля 2010 г. – Якутск: Изд-во Якутского университета, 2010. - С. 221-223.

  3. Садко, Н.В. Особенности заболеваемости работников подвижного состава городского электрического транспорта на примере г. Хабаровска [текст]/ Н.В. Садко // Актуальные проблемы экспериментальной, профилактической и клинической медицины: тезисы докладов XI Тихоокеанской научно-практической конференции студентов и молодых ученых с международным участием (21-22 апреля 2010г.). Владивосток: «Медицина ДВ», 2010. - С. 308-309.

  4. Солохина, Л.В Проблемы здоровья населения трудоспособного возраста Дальневосточного Федерального округа [текст]/ Л.В. Солохина, Н.В. Садко //Современные проблемы педиатрии: Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. 15 апреля 2011 г. – Якутск: Изд-во Якутского университета, 2011. - С. 221-223.

  5. Солохина, Л.В. Медико – демографические особенности формирования трудовых ресурсов Дальневосточного федерального округа [текст]/ Л.В. Солохина, Н.В. Садко, И.В. Акимов//Дальневосточный медицинский журнал. – 2011. -№ 2. – С.91-94.

  6. Садко, Н.В. Актуальные проблемы и факторы, влияющие на заболеваемость работников городского электрического транспорта [электронный ресурс]/Н.В. Садко// Вестник общественного здоровья и здравоохранения Дальнего Востока России: электронный журнал, 2011, №1.

URL: http://vozzdvr.fesmu.ru/20111/2011107.aspx.


Смотрите также:
Основные направления сохранения здоровья трудовых ресурсов городского электрического транспорта (на примере г. Хабаровска) 14. 02. 03 общественное здоровье и здравоохранение
305.37kb.
1 стр.
Медико-социальные основы формирования репродуктивного здоровья населения республики башкортостан 14. 02. 03 общественное здоровье и здравоохранение
628.2kb.
4 стр.
Закономерности формирования психического здоровья детей коренного населения республики тыва 14. 00. 33 общественное здоровье и здравоохранение 14. 00. 09 педиатрия
733.68kb.
3 стр.
«медико-социальное исследование бронхиальной астмы среди городского населения (на примере г. Уфы)» >14. 00. 33 общественное здоровье и здравоохранение
351.74kb.
1 стр.
Оптимизация оказания медицинской помощи детям с неонатальными инфекциями 14. 01. 08 Педиатрия 14. 02. 03 Общественное здоровье и здравоохранение
1204.29kb.
7 стр.
Муп г. Хабаровска хпатп -1-225,5 млн руб
36.4kb.
1 стр.
Становление и развитие судебной медицины в казанской губернии и республике татарстан 14. 00. 24 «Судебная медицина» 14. 00. 33 «Общественное здоровье и здравоохранение»
723.94kb.
4 стр.
Рейтинговая оценка знаний студентов 4 курса лечебного факультета по дисциплине общественное здоровье и здравоохранение в весеннем семестре 2012-2013ГГ
189.62kb.
1 стр.
Совершенствование системы медико-социальных мероприятий как основа управления здоровьем мужчин призывного возраста (по материалам Республики Татарстан) 14. 00. 33. общественное здоровье и здравоохранение
601.42kb.
3 стр.
День здоровья в кгкоу «Минусинский детский дом»
22.22kb.
1 стр.
Министерство здравоохранения РФ
142.35kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение»
583kb.
4 стр.