Главная
страница 1страница 2страница 3
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для специалистов системы высшего образования

по развитию одаренности у детей и подростков
Введение

Несмотря на достигнутые в предыдущие годы позитивные результаты реализации федеральных целевых программ по улучшению положения детей в Российской Федерации, сохраняется много вопросов в сфере обеспечения полноценной жизнедеятельности детей, которые требуют решения на государственном уровне, в том числе поддержка одаренных детей, говорится в Федеральная целевая программа «Дети России».

В настоящее время в системе высшего образования отсутствует единая система работы с одаренными детьми и подростками. Одной из важнейших проблем является создание особых условий, развивающей среды для одаренных детей. Это позволит актуализировать их потенциал и обеспечить его оптимальную реализацию на всех этапах становления личности.

Возможные пути решения проблемы.



  1. Организация «лицейских» классов в общеобразовательных школах с участием кафедр вуза.

  2. Организация «университетских» групп в учреждениях начального или среднего профессионального образования с участием кафедр вуза.

  3. Создание Научного общества одаренных учащихся.

  4. Дополнительное образование для одаренных детей.

  5. Мониторинг развития одаренных учащихся.

  6. Создание системы психологического сопровождения одаренных учащихся.

Данные направления работы позволят создать интеллектуальную творческую среду, направленную на формирование нового содержания образования для работы с разными категориями одаренных детей:

    • разработка и внедрение в учебный процесс современных моделей учебной деятельности, использующих новые образовательные технологии развивающего обучения и воспитания, здоровьесберегающие технологии, ориентированные на творческое развитие личности: метод проектов, технологии разноуровневого обучения, компьютерные технологии в преподавании предметов, проблемное обучение, технологию мастерских и т.д.;

    • создание творческой среды для развития одаренных детей (проведение олимпиад, интеллектуальных марафонов, турниров, конференций и т.д.);

    • развитие самостоятельности через организацию самоуправления и воспитания лидерских качеств у одаренных детей;

    • формирование устойчивой потребности к научной и исследовательской деятельности.

К работе с одаренными детьми могут привлекаться высококвалифицированные специалисты, сотрудники кафедр, имеющие достаточный опыт педагогической и научной работы, которые обеспечивают единство учебной и внеучебной деятельности учащихся, позволяющее удовлетворять интересы и склонности, реализовать и совершенствовать личностные качества и способности одаренных детей.

Методические рекомендации направлены на ознакомление специалистов системы высшего образования с формами работы вуза с одаренными школьниками.


Организация «лицейских» классов

в общеобразовательных школах с участием кафедр вуза

Совокупность условий эффективности развития одаренности старшеклассников лицейских классов:

а) группа социально-педагогических условий (становление инновационных образовательных систем в России, формирование специализированных учебных заведений нового типа в системе «школа-вуз»);

б) группа организационно-педагогических условий (ранняя профориентация и пролицейское образование, отбор учащихся и психологическая поддержка учебного процесса, взаимодействие преподавателей школы и вуза, развитие форм работы с одаренными учащимися на уроках и во внеурочное время, система промежуточной и итоговой аттестации);

в) группа дидактических условий (структурирование учебно-тематических планов и программ с определением оптимального соотношения базисной и вариативной части, приоритетным положением в учебном плане профильных дисциплин, способствующих развитию одаренности лицеистов, координация эффективных форм, методов и приемов в организации учебного процесса);

г) группа психологических условий (создание благоприятного социально-психологического климата и личностно-развивающей среды для одаренных учащихся) [7].

Непрерывный переход от школы к вузу через единый экзамен

Анализ успеваемости учеников лицейских классов

Развитие профильной одаренности в стенах вуза путем углубления профилизации

Р

А



З

В

И



Т

И

Е



О

Д

А



Р

Е

Н



Н

О

С



Т

И

У



Ч

А

Щ



И

Х

С



Я

Развивающие и индивидуальные формы занятий

Внеурочная деятельность

Учебный план лицейских классов

Ознакомительная практика в вузе

Обеспечение высокого качества знаний и развитие творческих способностей лицеистов

Адаптация детей к учебному процессу в лицейских классах

Конкурсный набор в лицейские классы

Обеспечение контингента одаренных учащихся лицейских классов путем их подготовки к набору в лицейские классы

Обеспечение нормативно-правовой основы деятельности лицейских (профильных) классов, квалифицированного контингента преподавателей, становление системы взаимодействия вуза и школы

Учебные программы по базовым профильным и гуманитарным дисциплинам

Рисунок П.1 – Модель развития одаренности учащихся

путем создания «лицейских» классов

Организационно данная модель реализуется через систему мероприятий, направленных на развитие одаренности учащихся.



Функции административных работников вуза

Директора институтов, как структурных подразделений университетов, реализуют организационно-правовое обеспечение деятельности «лицейских» классов, обеспечение квалифицированного контингента преподавателей, становление форм взаимодействия в системе школа и вуз:



  • разработка Положения о «лицейском» классе;

  • заключение договора с образовательным учреждением общего образования;

  • разработка учебных планов лицейских классов, а также порядка промежуточной и итоговой аттестации (разработка порядка внедрения лекционно-зачетной системы для лицейских классов);

  • структурирование учебно-тематических планов и программ с определением оптимального соотношения базисной и вариативной части, приоритетным положением в учебном плане профильных дисциплин, способствующих развитию одаренности лицеистов;

  • координация эффективных форм, методов и приемов в организации учебного процесса;

  • организация ознакомительной практики лицеистов в вузе и внеурочной творческой деятельности (научной практики);

  • создание системы научной практики лицеистов;

  • развитие профильной одаренности в стенах вуза путем углубления профилизации в соответствии с отдельными учебными планами;

  • предоставление материально-технической базы (помещения, компьютерные классы, лаборатории и др.);

  • организация взаимодействия преподавателей школы и вуза;

  • взаимодействие с родительским комитетом и классными руководителями «лицейских» классов.

  • анализ успеваемости выпускников лицейских классов на первых курсах вуза и корректировка на этой основе учебной деятельности лицейских классов;

  • анализ результатов обучения выпускников лицейских классов в вузе весь период обучения;

  • формирование в вузе научной школы на базе лицейского образования (лицеист-студент-аспирант-докторант).

Директор подготовительных курсов организует систему ранней профориентации учащихся школ района, города, региона с ориентацией на подготовку их к обучению в лицейских классах:

  • ознакомление с основными направлениями учебной и научной деятельности вуза;

  • обеспечение контингента одаренных учащихся лицейских классов путем их подготовки к набору в лицейские классы;

  • конкурсный набор в лицейские классы.

Функции преподавательского состава кафедр вуза

Профессорско-преподавательский состав кафедр вуза обеспечивает высокое качество знаний и уровень развития творческих способностей лицеистов:



  • разработкой учебных программ по базовым, профильным гуманитарным и техническим дисциплинам;

  • разработкой и реализацией мероприятий и форм промежуточного и итогового контроля с учетом специфики обучения одаренных детей (творческие задания, курсовые работы, реферирование, составление кроссвордов, коллажей, мультимедийных презентаций, моделей экспериментов);

  • реализацией профильного компонента в учебном плане лицейских классов при совместной работе преподавателей школы и вуза;

  • разработкой развивающих (метод проектов, мозговой штурм, проблемное обучение с элементами исследовательской деятельности, организация семинарских занятий) и индивидуальных форм учебных занятий (наставничество, тьюторство);

  • индивидуализацией и разнообразием форм внеурочной творческой деятельности лицеистов, обеспечивающих практическое применение знаний по профильным предметам (экскурсии, стажировки, факультативные занятия);

  • интенсификацией учебного процесса в специализированных учебных группах на факультетах вуза с углублением профилизации в них;

  • формированием основ научного мышления и деятельности одаренных учащихся.

Функции психолога или психологической служба вуза

Психологи вуза обеспечивают создание благоприятного социально-психологического климата и личностно-развивающей среды для одаренных учащихся психологическую поддержку учебного процесса в лицейских классах через:



  • обеспечение психологических аспектов ранней профориентации;

  • разработку процедур выявления одаренных детей и подростков;

  • проведение психологической диагностики одаренных учащихся;

  • взаимодействие со школьным психологом;

  • проведение семинаров для педагогов и психологов школы и вуза, а также для родителей одаренных детей на тему психологических особенностей одаренных детей;

  • обучение педагогов и родителей приемам организации взаимодействия с одаренными детьми;

  • адаптацию детей к учебному процессу в лицейских классах;

  • индивидуальное и групповое консультирование педагогов, учащихся, родителей;

  • проведение тренингов с одаренными детьми.

Дифференциация образования осуществляется путем развития адаптивных разноуровневых форм обучения и контроля за успеваемостью учащихся во всех звеньях учебного процесса общеобразовательной школы.

Гуманитаризация образования реализуется следующим образом:



  • в учебном плане классов технического профиля наряду с дисциплинами естественно-математического цикла необходимо углубленное изучение в качестве профильных предметов экономики и иностранного языка, сохранение в полном объеме базовых дисциплин гуманитарного цикла за счет введения авторских учебных программ;

  • школа предоставляет лицеистам возможность реализации их гуманитарных наклонностей за счет мероприятий, проводимых во вторую половину дня;

  • возможно расширение профилей лицейских классов за счет углубления сотрудничества с различными институтами и кафедрами вуза, включая экономико-гуманитарный, с выходом в перспективе на гуманитарные лицейские классы.

Гуманитаризация образования является одним из основных инструментов развития склонностей учащихся к мыслительной деятельности.

Гуманизация образования предусматривает:



  • предоставление лицеистам возможности выбора профиля образования при поступлении в лицейские классы школы за счет расширения направленности лицейских классов совместно с различными институтами и кафедрами вуза;

  • предоставление лицеистам возможности выбора преподавателя по профильным дисциплинам путем работы в паре учителя школы и преподавателя вуза при проведении практических (семинарских) занятий;

  • предоставление лицеистам, не справляющимся с учебными нагрузками в лицейских классах, возможности перехода в общеобразовательный класс любой школы, в том числе по месту жительства лицеиста;

  • психологическое сопровождение учебного процесса как в период набора лицеистов, так и в учебном году;

  • адаптацию лицеистов к формам обучения, характерным для вуза: лекционно-зачетной системе, переводным семестровым зачетам и экзаменам и т.п.; элементы научной деятельности;

  • развитие форм единого экзамена, обеспечивающего свободу выбора лицеистом будущей специализации в вузе;

  • использование в учебно-воспитательном процессе преимуществ взаимодействия лицейских классов со всеми возрастными группами учащихся школы путем проведения совместных учебных занятий и мероприятий во вторую половину дня.

Ранняя профилизация осуществляется в тесном взаимодействии с вузом путем:

  • в ходе практики 10-х лицейских классов на кафедрах и в подразделениях вуза;

  • использования на практике небольших исследований, полученных в лицейских классах на занятиях по профильным дисциплинам, в 11-х лицейских классах.

Все это может реализоваться в рамках дополнительного предмета «Введение в специальность», предусмотренного учебным планом лицейских классов.

Учебный процесс в лицейских классах основывается на индивидуализации работы с одаренными учащимися как в плане реализации их дополнительных запросов, так и в плане работы с отстающими, адаптации их к учебному процессу. В этой связи проводится работа по следующим направлениям:



  • развитие навыков самообразования с привлечением учебного телевидения и программ компьютерной поддержки;

  • организация учебного центра по иностранным языкам германской и романской групп;

  • организация постоянно действующего кабинета психологической поддержки;

  • развитие форм эстетического воспитания на базе сотрудничества с учреждениями культуры;

  • индивидуальная работа преподавателей-предметников с лицеистами в ходе подготовки творческих работ, рефератов и сообщений к конференциям различного профиля, олимпиадам.

Невозможно создать изолированную систему лицейских классов в старшем звене средней школы без ориентации работы всей школы на единую цель – интегрированное обучение детей и развитие профильной одаренности, как один из моментов интеграции, специфический для старшего звена. Поэтому важным направлением работы является открытие в школе пролицейских классов, в учебном плане которых центр тяжести перенесен на профильные дисциплины гуманитарного и естественнонаучного цикла, включая иностранные языки (не менее двух для каждого учащегося), театральное искусство, право, с привлечением педагогических кадров вуза. Таким образом, обеспечивается непрерывный переход учебных программ от пролицейских к лицейским классам, их согласованность и взаимодополнение. Открытие пролицейских классов может проходить по следующим этапам: 9-е, 8-е и 5-е пролицейские классы соответственно. В этом плане важно взаимодействие не только с 5-9 классами, но и с начальной школой. С начальной школой взаимодействие ведется по следующим направлениям:

  • подготовка педагогических кадров для начальной школы на базе вуза для преподавания иностранного языка и информатики;

  • поиск талантливых педагогических кадров среди выпускников вуза и их подготовка к работе в начальной школе через Институты регионального развития образования и другие учебные заведения;

  • организация в начальной школе факультативных занятий, развивающих мыслительные способности учащихся (компьютерный игровой цикл, конструирование и моделирование, театральное искусство и др.).

Лицейские классы средней школы способны обеспечить уровень лицейского образования. Базисный лицейский учебный план предоставляет возможность развития одаренности учащихся старших классов за счет использования вариативного компонента учебного плана.

Следующим важным аспектом становления лицейского образования в средней школе является четкая организация взаимодействия школы и вуза в ходе учебного процесса. Это достигается системой мероприятий по подбору, расстановке кадров и контролю за их деятельностью.

Существуют два возможных направления организации взаимодействия вуза и школы:


  1. разделение между учителем и преподавателем вуза базового (стандартного) компонента и "углубления" соответственно;

  2. совместное преподавание в едином учебном процессе.

Однако результаты проведенных исследований выявили существенные недостатки первого направления, так как получены негативные результаты:

  • рассогласование в темпах изучения предмета, в нормах и требованиях к знаниям учащихся;

  • невозможность выработки единой стратегии в вопросах содержательной и методической преемственности;

  • отсутствие взаимообучения, методического взаимообогащения преподавателей высшей и средней школы;

  • отсутствие персональной ответственности за конечные результаты обучения.

В связи с этим в образовательной практике более продуктивным представляется организация совместной работы преподавателей школы и вуза по единой учебной программе с разделением обязанностей в соответствии с их индивидуальным педагогическим мастерством. При оценке итогов совместной работы критерием успешности может служить успеваемость не только в школе, но и на начальных курсах профильных факультетов вуза.

Лицейское образование не может быть реализовано без конкурсного отбора одаренных учащихся. При разработке критериев отбора необходимо учитывать негативную практику образовательных учреждений, зачислявших детей по результатам письменных экзаменов по профильным предметам. Более эффективно и объективно оценить одаренность и профессиональную направленность личности поступающих в вуз позволяет процедура, включающая собеседование с элементами письменного экзамена по профильным предметам [7].

Дополнительным важным фактором может служить психологическая диагностика поступающих в вуз. После проведения обследований, обработки анкет детей и родителей проводятся индивидуальные консультации. Итогом реализации данной технологии является рейтинговый список учащихся, баллы которого учитываются при зачислении наряду с оценками по собеседованиям по профильным дисциплинам.

Однако качественный набор одаренных, всесторонне развитых абитуриентов невозможен без профессиональной ориентации школьников района, города, региона, их подготовки к обучению в лицейских классах. Эту задачу способна самостоятельно решить школа с лицейскими классами при условии подчинения ее деятельности единой образовательной цели в системе взаимодействия школа-вуз.

Выделяют следующие этапы предпрофильной подготовки учащихся:


  • обеспечение высокого качества знаний и развитие мыслительных способностей учащихся начальной школы;

  • развертывание во времени процесса гуманитаризации образования путем открытия в среднем звене пролицейских классов;

  • знакомство школьников района, города, региона с основными направлениями деятельности лицейских классов и вуза.

Эффективной формой подготовки контингента будущих лицеистов может служить организация и проведение межшкольных факультативов по профильным предметам, организованные на базе лицейского образовательного процесса конкретной школы во вторую половину дня для учащихся.

В учебно-воспитательном процессе лицейских классов необходим адаптационный период, предусматривающий:



  • систему психологической поддержки учащихся;

  • формирование коллектива единомышленников – всех участников учебно-воспитательного процесса.

Изначально высокая мотивация лицеистов на получение разностороннего образования, способность их к самостоятельной учебной деятельности позволяют в дальнейшем интенсифицировать процесс обучения на основе использования эффективных учебных технологий и преимуществ лекционно-зачетной системы.

Однако лекционно-зачетная система и сами вузовские формы контроля успеваемости должны быть адаптированы с учетом психологических особенностей старшеклассников.

Непреложным условием развития одаренности старшеклассников является совместная работа школы и вуза не только в учебном процессе лицейских классов, но и при реализации специфического лицейского образовательного компонента – внеурочной творческой деятельности лицеистов (научной практике) на кафедрах вуза, призванной применить для небольших самостоятельных научных исследований углубленные знания по профильным предметам.

В основу методики организации практики, носящей ознакомительный характер для десятиклассников и исследовательский характер для одиннадцатиклассников положен учет индивидуальных особенностей и интересов одаренных учащихся. Итогом ознакомительной практики становится выбор кафедры и руководителя научной практики. Основным критерием является успешность творческой деятельности каждого лицеиста. Возможны различные формы организации практики для каждого из учащихся с учетом способностей и индивидуальных особенностей личности: от теоретического исследования и реферирования до небольшой практической или конструкторской работы в составе микролаборатории студентов и аспирантов. Наиболее эффективной формой подведения итогов научной практики является конференция. Сложившаяся система научной практики является одним из основных факторов развития одаренности в непрерывном образовательном процессе "школа-вуз".

Другим важным фактором в реализации профессионального выбора лицеиста является особая форма итоговой аттестации лицеистов – единый экзамен. Необходима выработка процедуры единого экзамена на основе максимальной реализации взаимных интересов школы и вуза-учредителя.
Организация «университетских» групп

индивидуального образовательного маршрута

Малоразработанным направлением является сотрудничество вуза со школами в области выявления учащихся с достаточным интеллектуальным и профессиональным потенциалом, возможным для определения степени одаренности учащихся. В целях личностного продвижения и развития одарённых подростков - обучающихся в школе достаточно перспективным является сотрудничество учреждений общего образования с вузом через реализацию такой формы сотрудничества как «университетские» группы, в состав которых войдут одаренные учащиеся из различных школ.

Данные группы позволят учащимся углубленно изучать спецпредметы и реализовать свой потенциал в конкретной научной или профессиональной области.

Организационно данная деятельность реализуется через систему мероприятий, направленных на развитие одаренности учащихся.



Функции административных работников вуза

Директора институтов реализуют организационно-правовое обеспечение деятельности «университетских» групп, обеспечение квалифицированного контингента преподавателей, становление системы взаимодействия школ и вуза:



  • разработка Положения об «университетской» группе;

  • заключение договора со школами и родителями учеников;

  • разработка учебных планов университетских групп, а также порядка промежуточной и итоговой аттестации;

  • структурирование учебно-тематических планов и программ с приоритетным положением в учебном плане профильных и специальных дисциплин, способствующих развитию одаренности учащихся;

  • координация эффективных форм, методов и приемов в организации учебного процесса;

  • организация ознакомительной практики учащихся в вузе и внеурочной творческой деятельности (научной практики);

  • создание системы научной практики учащихся;

  • организация взаимодействия преподавателей школ и вуза;

  • создание объединений педагогов для работы с одарёнными детьми;

  • формирование в вузе научной школы на базе непрерывного образования.

Директор подготовительных курсов организует систему ранней профориентации учащихся школ района, города, региона с ориентацией на подготовку их к обучению в университетских группах:

  • ознакомление с основными направлениями учебной и научной деятельности вуза;

  • обеспечение контингента одаренных учащихся из системы общего образования путем их подготовки к набору в университетские группы;

  • конкурсный набор в университетские группы;

  • непрерывность перехода из общего образования в вуз через единые экзамены.

Функции профессорско-преподавательского состава кафедр вуза

Профессорско-преподавательский состав обеспечивает высокое качество знаний и уровень развития творческих способностей учащихся НПО и СПО:



  • разработка мероприятий и форм промежуточного и итогового контроля с учетом специфики обучения одаренных детей (творческие задания, олимпиады, конкурсы профессионального мастерства, фестивали, выставки, моделирование экспериментов, создание прототипов технических устройств);

  • составление индивидуального учебного плана и индивидуального образовательного маршрута одаренного учащегося;

  • разработка развивающих (метод проектов, мозговой штурм, проблемное обучение, организация исследовательской деятельности) и индивидуальных форм учебных занятий (наставничество, тьюторство, репетиторство, модерирование, консультирование, учебные контракты);

  • индивидуализация и разнообразие форм внеурочной творческой деятельности одаренных учащихся, обеспечивающих практическое применение знаний по спецпредметам (экскурсии, стажировки, факультативные занятия, мастер-классы);

  • интенсификация учебного процесса в специализированных учебных группах на факультетах вуза с углублением специализации в них;

  • формирование основ научного мышления и деятельности одаренных учащихся;

  • развитие личностного и профессионального потенциала одаренных учащихся.

Функции психолога или психологическая служба вуза

Психологи обеспечивают создание благоприятного социально-психологического климата и личностно-развивающей среды для одаренных учащихся психологическую поддержку учебного процесса в «университетских» группах:



  • обеспечение психологических аспектов профориентации;

  • разработка процедур выявления одаренных учащихся;

  • проведение психологической диагностики одаренных учащихся;

  • проведение семинаров для педагогов школ, а также для родителей одаренных детей на тему психологических особенностей одаренных детей;

  • обучение педагогов и родителей приемам организации взаимодействия с одаренными детьми;

  • адаптация детей к учебному процессу в «университетских» группах;

  • индивидуальное и групповое консультирование педагогов, учащихся, родителей;

  • проведение тренингов с одаренными детьми.

Важными аспектами, обеспечивающими эффективную реализацию деятельности по развитию одаренных детей и подростков в системе школа-вуз, являются возможность составления индивидуального учебного плана и индивидуального образовательного маршрута одаренного учащегося.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая одаренному учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями одаренного учащегося (уровень одаренности), а так же существующими стандартами содержания образования.

Более широкие возможности реализации потенциала одаренного учащегося предоставляет разработка индивидуальной образовательной траектории, предполагающая несколько направлений:



  1. содержательное (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут);

  2. деятельностное (специальные педагогические технологии);

  3. процессуальное (организационный аспект).

определяет виды образовательной деятельности обучающегося, формы взаимодействия и диагностики

следующая страница >>
Смотрите также:
Методические рекомендации для специалистов системы высшего образования по развитию одаренности у детей и подростков
439.1kb.
3 стр.
Методические рекомендации г. Москвы "кондитерские изделия для детей и подростков"
406.67kb.
1 стр.
Методические рекомендации по профилактике суицида среди детей и подростков
988.86kb.
11 стр.
Методические рекомендации по формированию, упорядочению и описанию дел учебных заведений
109.55kb.
1 стр.
Гигиенические требования по ограничению доз облучения детей при рентгенологических исследованиях методические рекомендации
732.78kb.
5 стр.
О реализации многоуровневой системы высшего образования на геологическом факультете
21.4kb.
1 стр.
Методические рекомендации 25 сентября 2001 г. N 2510/9978-01-34
514.51kb.
3 стр.
Методические рекомендации по указанной проблематике. Рекомендуется руководителям структурных подразделений, методистам, педагогам учреждений дополнительного образования детей и молодежи
1221.48kb.
5 стр.
Методические рекомендации для учителей и инструкторов физической культуры организаций для детей-сирот и детей
241.36kb.
1 стр.
Методические рекомендации профилактика и лечение сопутствующих заболеваний (туберкулеза, вирусных гепатитов и иппп) у взрослых
1146.26kb.
7 стр.
Методические рекомендации по указанной проблематике. Рекомендуется руководителям структурных подразделений, методистам, педагогам учреждений дополнительного образования детей и молодежи
1224.24kb.
6 стр.
Рекомендации по совершенствованию и развитию нормативно-правовой базы
135.31kb.
1 стр.