Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4



Методические рекомендации по созданию системы информирования и оповещения населения на базе автоматизированных рабочих мест ЦУКС главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации

2012 год


Содержание


Принятые сокращения

3

Введение

4


  1. Общие положения

5

  1. Анализ созданных и функционирующих на территории субъекта информирования и оповещения населения с целью их использования при централизованном информировании и оповещении населения при угрозе и возникновении ЧС, а также в повседневной деятельности.

6

3. Мероприятия по организации информирования и оповещения населения при угрозе или возникновении ЧС и в режиме повседневной деятельности.

10

4. Рекомендации по оснащению автоматизированных рабочих мест ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту Российской федерации.

11

5. Направления дальнейшего развития системы информирования населения.


13

Приложение 1. Проект договора с телерадиовещательной компанией

15

Приложение 2. Проект соглашения с телерадиокомпанией компанией

22

Приложение 3. Проект соглашения с оператором сотовой связи

26

Приложение 4. Проект соглашения о взаимодействии с владельцами средств отображения информации (уличные светодиодные экраны, внутренние плазменные панели)

34

Приложение 5. Проект соглашения о взаимодействии с филиалом в субъекте РФ открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи «Ростелеком»

36

Приложение 6. Алгоритм действий специалиста по информированию и оповещению населения дежурной смены ЦУКС ГУ МЧС России по Удмуртской Республике при получении информации об угрозе (возникновении) ЧС (происшествия)

44

Приложение 7. Алгоритм действий оперативного дежурного пункта управления ГО Удмуртской Республики при получении информации об угрозе (возникновении) ЧС (происшествия)

46

Приложение 8. Схема взаимодействия органов управления, организаций при решении задач по информированию населения.

47


Принятые сокращения


Сокращение

Полное наименование

РСЧС

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

ЕДДС

Единая дежурно - диспетчерская служба

СМИ

Средства массовой информации

НЦУКС

Национальный центр управления в кризисных ситуациях

ЦУКС

Центр управления в кризисных ситуациях

ОКСИОН

Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей

МКИОН

Мобильный комплекс информирования и оповещения населения

ТК

Терминальный комплекс

ЧС

Чрезвычайная ситуация

ГГС

Громкоговорящая связь

СМС

Технология, позволяющая осуществлять прием и передачу коротких текстовых сообщений сотовым телефоном

ВЦСС МЧС России

Ведомственная цифровая сеть связи МЧС России

АРМ

Автоматизированное рабочее место



Введение
Важнейшей задачей выполнения мероприятий по защите населения при угрозе или возникновении стихийных бедствий, крупных производственных аварий и катастроф является своевременное информирование населения о возможной либо уже сложившейся обстановке, правилам поведения и способах защиты.

Анализ рисков чрезвычайных ситуаций и происшествий показывает, что с одной стороны идёт нарастание и увеличение угроз, обусловленных ЧС природного и техногенного характера, с другой стороны в результате развития технической базы, появления новых информационных технологий, расширения технических возможностей современных средств оповещения и информирования возникла возможность адекватно отвечать на данные угрозы в вопросах оповещения населения.

Эти технологии позволяют информировать и оповещать людей различными типами оконечных устройств индивидуального и коллективного пользования (мобильные и стационарные телефоны, компьютеры с выходом в Интернет, теле и радиоприемники, централизованные системы оповещения).

Создание комплексной системы информирования и оповещения населения обеспечит своевременное информирование и максимально возможный охват населения при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации, независимо от места нахождения человека, а также обеспечить параллельное выполнение функций информирования на различных уровнях системы антикризисного управления, что в конечном итоге минимизирует потери среди населения и уменьшит материальный ущерб.





  1. Общие положения

1.1. Настоящие рекомендации разработаны в целях реализации Федерального закона от 12 февраля 1998г. №28-ФЗ «О гражданской обороне», от 21 декабря 1994г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г.


№ 177 «Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени», совместного Приказа МЧС России, Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации и Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 422/90/376 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения".

1.2. Рекомендации предназначены для территориальных органов МЧС России, органов управления РСЧС всех уровней при организации работы по информированию и оповещению населения с использованием современных телекоммуникационных и инфокоммуникационных технических средств и технологий.

1.3. Этапы создания системы информирования и оповещения населения на базе автоматизированных рабочих мест ЦУКС главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации:

1.3.1. Анализ систем информирования и оповещения населения субъекта Российской Федерации, в том числе путем проведения социологических исследований.

1.3.2. На основе анализа разработка концепции, плана мероприятий и источников их финансирования по развитию и совершенствованию системы информирования и оповещения населения, в том числе программно-целевыми методами.

1.3.3. Выработка технических и организационных решений по внедрению методов и способов информирования и оповещения населения.

1.3.4. Создание комплексной системы информирования и оповещения населения, в том числе оснащение рабочих мест ЦУКС главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, ЕДДС муниципальных образований, организаций привлеченных для информирования и оповещения населения необходимыми программно-техническими и телекоммуникационными средствами.

1.3.5. Разработка соглашений, регламентов и инструкций по информированию и оповещению населения.



2. Анализ систем информирования и оповещения населения
2.1. Для решения задач по информированию и оповещению населения, обеспечения доведения информации до человека независимо от его местонахождения, необходимо провести анализ административно-территориального деления субъекта Российской Федерации, численности населения, возможностей телекоммуникационных и инфокоммуникационных технических средств и технологий на территории.

2.2. Способы и технические средства информирования и оповещения населения:


Централизованные системы оповещения

Системы централизованного оповещения являются составной частью системы антикризисного управления Российской Федерации и представляют собой организационно-техническое объединение сил и специальных технических средств оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи.

За создание новых и реконструкцию существующих систем централизованного оповещения несут персональную ответственность главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, руководители органов местного самоуправления, потенциально-опасных объектов.

Реконструкция (создание) региональных, местных и локальных систем оповещения - составная часть мероприятий, проводимых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, эксплуатирующими потенциально-опасные объекты на соответствующих территориях с целью защиты населения. В рамках реконструкции действующих систем централизованного оповещения целесообразно предусматривать в местах массового пребывания людей замену имеющихся оконечных систем сиренного типа оповещения обеспечивающих только подачу сигнала «Внимание всем!» на системы громкоговорящего голосового оповещения, с помощью которых можно обеспечить информирование населения.

Соответствующие методические рекомендации по реконструкции (созданию) централизованных систем оповещения МЧС России разработаны и в данных рекомендациях не рассматриваются.
СМС рассылка сообщений

Возможности федеральных и региональных операторов сотовой связи рассматриваются по следующим направлениям:

а) количество операторов сотовой связи работающих на территории субъекта и число абонентов подключенных к данным операторам связи.

б) зоны покрытия территории субъекта операторами связи с адресами установки базовых станций сотовой связи.

в) наличие технической возможности проводить СМС или широковещательную рассылку сообщений у региональных представительств операторов связи:

- наличие в субъекте СМС центра;

- при отсутствии в субъекте СМС центров федеральных провайдеров связи возможна рассылка СМС сообщений через:

* регионального представительства провайдеров связи расположенного в другом субъекте Российской Федерации при наличии в субъекте инженерной службы и интерфейса предоставляющего удаленный доступ к СМС центру;

* НЦУКС в соответствии с действующими соглашениями с федеральными операторами сотовой связи.

- необходимое время для подготовки и передачи информации, скорость доставка сообщения при массовой СМС рассылке;

- номер информационного канала при широковещательном способе рассылки (Cell Broadcast).

г) возможность СМС рассылки по зарегистрированным абонентам на конкретных базовых станциях за последние 2-3 суток, для адресного информирования и оповещения.

д) контактные данные руководителей и ДДС (Call-центров) операторов и их режим работы.
Информирование абонентов операторов фиксированной телефонной связи

Некоторые операторы фиксированной телефонной связи имеют техническую возможность через Call-центры с использованием оборудования обзвона абонентов-должников передать речевую информацию на телефонные аппараты абонентов с привязкой к району, где произошло событие.

Направления по обследованию:

а) Количество операторов фиксированной телефонной связи работающих на территории субъекта и число абонентов подключенных к данным операторам связи

б) скорость доставки сообщений (в среднем по 1 информационному (телефонному) каналу скорость составляет 1,5 абонента в минуту)

г) контактные данные руководителей и ДДС (Call-центров) операторов и их режим работы.


Информирование через СМИ

Для информирования населения через СМИ необходимо ежегодно проводить аккредитацию средств массовой информации:

- телекомпаний;

- радиокомпаний;

- информагентств;

- печатных изданий.

В рамках заключенных соглашений аккредитованные СМИ размещают информационные сообщения в телеэфире в новостных блоках и репортажах, по бегущей строке, в эфире радиостанций и на Интернет сайтах информагентств, в печатных изданиях.

Для оперативного информирования и оповещения населения в студиях теле и радиовещательных компаний закладываются заранее записанные сообщения для информирования населения, с отработкой соответствующих инструкций и регламентов. Кроме того, применяются технические средства обеспечивающие принудительное прерывание каналов вещания теле- радиокомпаний вещающих на территории субъекта для трансляции оперативного информационного сообщения с рабочего места ЦУКС.

Направления по обследованию:

а) количество СМИ и число людей пользующихся данными информационными ресурсами на территории субъекта Российской Федерации (необходимо проведение социологического исследования);

б) время выхода в эфир и доведения до населения информационного сообщения;

в) техническая возможность установки оборудования обеспечивающего принудительное прерывание каналов вещания теле- радиокомпаний для трансляции оперативного информационного сообщения с рабочего места ЦУКС;

г) необходимый носитель и технические параметры информационного материала для записи и закладки сообщений для населения в студиях теле и радиовещания;

д) контактные данные руководителей и студий, их режим работы.


Информирование через Интернет

Интернет в настоящее время в силу своей доступности стал одним из основных источников получения информации. Существует несколько способов размещения информации на интернет ресурсах среди них можно выделить следующие:

а) размещение информации на официальных интернет сайтах Главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации. При этом возможно одновременное размещение информации на новостном портале Яндекс – новости;

б) размещения информационного сообщения на интернет телевидении МЧС – 112;

в) размещение на сайтах операторов связи, предоставляющих услуги интернет, и на наиболее посещаемых новостных интернет сайтах, форумах и социальных сетей.

Одной из особенностей данного способа является быстрое доведение достоверной информации из официальных источников до заинтересованных средств массовой информации, позволяющее ликвидировать «информационный вакуум», предотвращая, таким образом, распространение недостоверной информации.

Направления по обследованию:

а) количество операторов связи, предоставляющих услуги Интернет, наиболее посещаемые новостные Интернет сайты, форумы, сайты социальных сетей и число людей пользующихся данными информационными ресурсами на территории субъекта Российской Федерации (необходимо проведение социологического исследования);

б) время выхода информационного сообщения и его доведения до населения;

в) необходимое оборудование и каналы для опубликования оперативного информационного сообщения с рабочего места ЦУКС;

г) необходимые параметры информационного материала для его публикации на интернет ресурсах;

д) контактные данные руководителей, ДДС операторов интернет и информагентств, их режим работы.


Информирование в местах массового пребывания

В местах с массовым пребыванием людей информирование населения осуществляется с помощью системы ОКСИОН, по средствам коллективных средств отображения (уличные светодиодные экраны рекламных компаний, внутренние плазменные панели), а также по голосовым системам управления эвакуацией и оповещения людей при пожаре.

Направления по обследованию:

1) наличие в местах массового пребывания людей технических средств информирования населения: уличные светодиодные экраны рекламных компаний, внутренние плазменные панели, устройства типа «Бегущая строка». Проработать техническую возможность сопряжение данных технических средств с единой сетью системы ОКСИОН;

2) наличие на объектах с массовым пребыванием людей речевых систем оповещения и управления эвакуацией людей и дежурного персонала объектов для использования данных систем в целях информирования населения.
Информирование на наземном общественном транспорте

Создание системы информирования и оповещения людей на наземном общественном транспорте с возможностью оперативной передачи информации из ЦУКС пассажирам, перевозимым транспортными компаниями.

Направления по обследованию:

1) рассмотреть возможность передачи оперативной информации, по средствам телефонной связи, диспетчерам транспортных организаций, с последующей передачей информации по средствам радиосвязи водителям трамваев, троллейбусов, автобусов, для информирования населения через громкоговорящие системы на транспорте;

2) наличие записывающих систем речевого информирования пассажиров в транспорте для использования данных систем в режиме повседневной деятельности в целях воспроизведения информации МЧС России.
Подвижные средства информирования

Территории, не охваченные стационарными автоматизированными средствами информирования и оповещения населения, оповещаются мобильными средствами громкоговорящей связи:

- мобильные комплексы информирования и оповещения населения (МКИОН);

- автомобили полиции;

- автомобили, оборудованные системами громкоговорящей связи.
Исходя из анализа для обеспечения эффективного и гарантированного доведения информации до населения необходимо комплексное использование всех видов и способов информирования населения.
3. Мероприятия по организации информирования и оповещения населения при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций и в режиме повседневной деятельности.
3.1. Организация информирования и оповещения населения при угрозе или возникновении ЧС и в режиме повседневной деятельности включает в себя комплекс мероприятий:

а) заключение соглашений с организациями, привлекаемыми для решения задач информирования и оповещения населения на основе проведенного анализа систем информирования и оповещения населения;

б) дооснащение автоматизированных рабочих мест специалистов ОДС ЦУКС задействованных в информировании населения;

в) организация и проведение обучения и тренировок со специалистами ЦУКС, диспетчерами ЕДДС муниципальных образований и дежурными службами организаций.



3.2. В соглашениях определяются:

- порядок приёма/передачи информации;

- временные регламенты выполнения процедур по информированию населения;

- формат передачи информации;

- контактные лица, телефоны, электронные адреса;

- ресурсы и виды средств информирования и оповещения населения привлекаемые;

- ответственность сторон;

- периодичность размещения ежедневной справочной, предупредительной и иной информации, связанной с обеспечением безопасности жизнедеятельности и информированием населения об угрозах ЧС, правилам поведения в случае их возникновения и способам защиты от них.

3.3. Заключение соглашений и регламентов взаимодействия оперативно-дежурной смены ЦУКС Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации, диспетчеров ЕДДС муниципальных образований рекомендуется со следующими организациями, расположенными на территории субъекта:

а) операторами сотовой связи:

б) региональными операторами фиксированной телефонной связи;

в) средствами массовой информации (телекомпании, радиокомпании, печатные издания, информагентства);

г) владельцами средств отображения информации (уличные светодиодные экраны, внутренние плазменные панели);

д) владельцами информационных Интернет сайтов;

е) организациями наземного общественного транспорта;

ж) территориальными органами федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации по вопросам осуществления оперативного информирования и оповещения населения с использование ГГС автомобилей экстренных оперативных служб.

3.4. Примеры соглашений с организациями участвующими в информировании населения приведены в приложениях № 1-5 к настоящим методическим рекомендациям.
4. Рекомендации по оснащению автоматизированных рабочих мест ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации.
4.1. Организация информирования населения о прогнозируемых и произошедших ЧС возлагается на Главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации и осуществляется через оперативные дежурные смены органов повседневного управления:

а) Центры управления в кризисных ситуациях;

б) единые дежурно - диспетчерские службы муниципальных образований.

4.2. В Центрах управления в кризисных ситуациях рекомендуется привлечь к выполнению мероприятий по информированию и оповещению населения не менее двух специалистов из состава ОДС.

4.3. Для решения данной задачи требуется организационное и техническое оснащение рабочих мест специалистов по информированию и оповещению населения Центров управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС Росси по субъектам Российской Федерации.

В составе оперативной дежурной смены Автоматизированные рабочие места комплектуются:

1) техническими средствами связи:

- телефонной связью, в том числе ВЦСС МЧС России;

- виртуальной частной сетью ОКСИОН;

- интернетом;

- электронной почтой.

2) программно-аппаратным комплексом автоматизированного рабочего места оперативного дежурного по ОКСИОН.

3) техническим комплексом «Перехват» для организации принудительного прерывания аудиоканала теле- радиовещания телерадиокомпаний.

4) комплексами автоматизированных систем оповещения (АСО-8 (16, 32, 64).

5) флеш-модемом для рассылки СМС сообщений.

6) микрофоном для записи речевых сообщений.

7) оргтехникой для организации взаимодействия с дежурными службами организаций участвующих в информировании населения в режиме повседневной деятельности и в режиме угрозы ЧС (факс, принтер, сканер).

8) рабочей документацией организации информирования населения:

- алгоритмами действий и инструкциями по организации информирования и оповещения в режиме чрезвычайной ситуации и в режиме повседневной деятельности (приложения № 6, 7);

- реестром организаций участвующих в информировании с контактными телефонами и электронными адресами для рассылки информации;

- схемами организации взаимодействия (приложение № 8);

- текстовыми сообщениями по основным рискам возникновения чрезвычайных ситуаций (происшествий);

- формализованными бланками заявок для отправки специалистам вышестоящих органов управления МЧС России, дежурным службам организаций участвующих в информировании населения.

4.4. Для сокращения времени информирования населения специалистами ЦУКС главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации организуется взаимодействие с ЦУКС регионального центра МЧС России и НЦУКС по следующим направлениям:

- использование технической возможности межрегионального и федерального информационного центра ОКСИОН (ФГБУ ИЦ ОКСИОН») с целью вывода информационного материала на терминальные комплексы ОКСИОН, расположенные в зоне ЧС (происшествия);

- использование возможностей федеральных теле- и радиоканалов для информирования населения в зоне ЧС (происшествия), а также использование возможностей федеральных операторов сотовой связи по адресной рассылке СМС сообщений абонентам, на территории которой произошла чрезвычайная ситуация.

4.5. В повседневном режиме функционирования системы информирования и оповещения населения предусматривается выполнение следующих мероприятий:

- организация ежедневного взаимодействия по средствам телефона с дежурными министерств, ведомств, организаций участвующих в информировании и оповещении населения с уточнением ответственных лиц и номеров телефонов и т.д.;

- осуществление размещения на информационных ресурсах положительной статистической информации, информации по безопасности жизнедеятельности и сезонным рискам, информации пропагандирующей добровольчество в области пожарной охраны;

- проведение проверок функционирования подсистем массового информирования, сбора информации и передачи данных ТК ОКСИОН;

- проведение учений, тренировок, занятий по информированию и оповещению населения об угрозах возникновения чрезвычайных ситуаций;

- проведение мониторинга информационных сообщений на теле- и радиоканалах, в сети Интернет с целью отслеживания материалов, касающихся ЧС, происшествий с целью немедленного реагирования по фактам выявленной информации или опровержения недостоверной;

- проведение ежедневной проверки работоспособности систем оповещения;

- ежедневное уточнение списков телефонов заносимых в систему оповещения АСО;

- ежеквартальное проведение проверки централизованной системы оповещения с включением всех средств информирования и оповещения населения (за исключением сети электросирен, проверка которых осуществляется в рамках комплексной проверки системы оповещения субъекта, проводимой в соответствии с Положением по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения, утвержденным совместным приказом МЧС России, Минкомсвязи России и Минкультуры России от 7.12.2005 № 877/138/597).


следующая страница >>
Смотрите также:
Принятые сокращения
605.88kb.
4 стр.
Принятые сокращения: 5
226.07kb.
1 стр.
Принятые в тексте сокращения
833.37kb.
6 стр.
Принятые сокращения
91.94kb.
1 стр.
Принятые сокращения и основные определения Фонд
929.07kb.
5 стр.
Принятые сокращения кгр коронарография
136.97kb.
1 стр.
Принятые сокращения и термины
215.54kb.
1 стр.
Техническое задание сокращения, принятые в документе iso
208.16kb.
1 стр.
1. Принятые сокращения
153.94kb.
1 стр.
Рекомендации по способам сокращения расходов за счет сокращения объемов используемого сетевого трафика при использовании iPhone за границей (в роуминге)
42.28kb.
1 стр.
Определения, термины, сокращения
74.59kb.
1 стр.
Сообщения
307.16kb.
1 стр.