Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4


Министерство образования и науки Республики Казахстан

Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова

М.Б.Аманжолова М.К.Тленбекова

СБОРНИК ТЕКСТОВ И

УПРАЖНЕНИЙ ПО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ

РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Учебно-методическое пособие для студентов специальности «Туризм»

Павлодар


В сборнике проведен отбор текстов с учетом специальности
обучающихся. Материал взят из текстов научного, официально -
делового, публицистического стилей. Предусмотрена работа над
понятийным аппаратом, упражнения по формированию
грамматических, орфографических, стилистических и

пунктуационных навыков. В сборник текстов включен учебный объяснительный словарь терминов.



УДК 811.161.1(07) ББК 81.2 Рус-923

С 23



Рекомендовано учебно - методическим советом факультета филологии, журналистики и искусства ПГУ им. С.Торайгырова

Рецензент:

Г.К. Шаикова - кандидат филологических наук, доцент ПГУ им. С.Торайгырова



с

С 23 Аманжолова М.Б., Тленбекова М.К.

Сборник текстов и упражнений по профессиональному русскому языку для студентов специальности «Туризм»: учебно - методическое пособие. – Павлодар: Кереку, 2008. – 54 с.

УДК 811.161.1(07) ББК 81.2

© Аманжолова М.Б., 2008

© Павлодарский государственный

университет им. С. Торайгырова, 2008


Введение

Настоящий сборник предназначен для студентов национальных групп, изучивших в казахской школе основы русской грамматики, в целях углубленной подготовки по соответствующим разделам русского языка, совершенствованию профессиональной русской речи будущих специалистов по туризму.

Цель пособия - подготовить студентов к чтению учебной литературы по специальности, закрепить и активизировать навыки устной и письменной речи в рамках специальности.

Пособие состоит из учебного текста, словаря терминов, ключевых понятий по специальности и системы упражнений.

Тексты пособия отобраны из учебной литературы по специальности. При отборе текстов учитывались морфолого-синтаксические особенности научного стиля русского языка в области туризма.

В раздел «Ключевые понятия» включена специальная лексика. Термины и терминологические сочетания даются в той последовательности, в которой встречаются они в тексте.

Раздел «Задания» включает языковые и речевые упражнения.

Пособие содержит небольшой словарь терминов, объясняющий ключевые понятия и категории стилистики.


1 Определение туризма

Можно ли однозначно ответить на вопрос, что включает в себя такое понятие, как «туризм»? У одних туризм ассоциируется с километрами, пройденными нехожеными тропами, с палаткой, с песнями у костра, для других это поездки по историческим местам, для третьих путешествия по зарубежным странам. И все они правы, поскольку туризм чрезвычайно разнообразен. Сегодня мы воспринимаем туризм как самый массовый феномен XXI в., как одно из самых ярких явлений нашего времени, которое реально проникает во все сферы нашей жизни и изменяет окружающий мир и ландшафт. Туризм стал одним из важнейших факторов экономики, поэтому мы рассматриваем его не просто как поездку или отдых. Это понятие намного шире и представляет собой совокупность отношений и единство связей и явлений, которые сопровождают человека в путешествиях.

Туризм является разновидностью путешествий и охватывает собой лиц, путешествующих и пребывающих в местах, находящихся за пределами их обычной среды, с целью отдыха, в деловых или иных целях. На первый взгляд понятие «туризм» является доступным каждому из нас, так как все мы совершали куда-нибудь поездки, читали в газетах статьи о туризме, смотрели телепередачи о путешествиях, а, планируя свой отпуск, пользовались консультацией и услугами туристских агентств. Однако в научных и учебных целях весьма важно определить взаимоотношения между составными элементами туризма как отрасли народного хозяйства. Хотя в процессе развития туризма появились различные толкования этого понятия, особую значимость при определении этого явления имеют следующие критерии:


  1. изменение места. В данном случае речь идет о поездке, которая осуществляется в место, находящееся за пределами обычной среды. Однако нельзя считать туристами лиц, ежедневно совершающих поездки между домом и местом работы или учебы, так как эти поездки не выходят за пределы их обычной среды;

  2. пребывание в другом месте. Главным условием здесь является то, что место пребывания не должно быть местом постоянного или длительного проживания. Кроме того, оно не должно быть связано с трудовой деятельностью (оплата труда). Этот нюанс следует учитывать, потому что поведение человека, занятого трудовой деятельностью, отличается от поведения туриста и не может классифицироваться как занятие туризмом. Ещё одним

4

условием является то, что путешественники не должны находиться в посещаемом ими месте 12 месяцев подряд и более. Лицо, находящееся или планирующее находиться один год или более в определенном месте, с точки зрения туризма считается постоянным жителем и поэтому не может называться туристом;

3) оплата труда из источника в посещаемом месте. Суть данного критерия в том, что главной целью поездки не должно быть осуществление деятельности, оплачиваемой из источника в посещаемом месте. Любое лицо, въезжающее в какую - нибудь страну для работы, оплачиваемой из источника в этой стране, считается мигрантом, а не туристом этой страны. Это относится не только к международному туризму, но и к туризму в пределах одной страны.

Три этих критерия являются базовыми. Вместе с тем есть особые категории туристов, в отношении которых данные критерии все - таки недостаточны, это беженцы, кочевники, заключенные, транзитные пассажиры, которые формально не въезжают в страну, и лица, сопровождающие или конвоирующие эти группы.

Следовательно, туризм - совокупность отношений, связей и явлений, сопровождающих поездку и пребывание людей в местах, не являющихся местами их постоянного или длительного проживания и не связанных с их трудовой деятельностью.

Во многих языках с давних времен используется слово «туризм» (tourism, tourismе, tourismo), которое произошло от выражения «великий тур» (Gгаnd Тоuг). «Великий тур» означал первоначально ознакомительную поездку. Её совершали в XVII -XVIII ст. молодые представители дворянства, а в XIX ст. такие поездки стали популярны и среди других слоев населения. Как и в прошлые столетия - во времена «великих туров», так и сегодня основное назначение туризма - знакомство с другими странами, народами, средство налаживания контактов и взаимопонимания между ними.

Таким образом, туризм - отрасль экономики, включающая в себя деятельность туристких организаторов, агентов и посредников.

Слова и словосочетания:



  • массовый феномен;

  • сферы жизни;

  • поездка;

  • отрасли народного хозяйства;

  • место;

5

- проживание;



Задание 1

Прочитайте текст, правильно интонируя предложения.

Ответьте на вопросы

  1. Как вы думаете, что включает в себя понятие "туризм"?

  2. Назовите три основные критерии туризма.

  1. Кто относится к особым категориям туристов, в отношении которых данные категории недостаточны?

Задание 2

Составьте словосочетания с данными словами. С некоторыми из них составьте предложения.

Поездка, страна, путешествие, отдых, пассажир, народ.



2 Виды и формы туризма

В качестве признака, позволяющего классифицировать путе­шествия по видам туризма, можно использовать мотивационные факторы. При такой классификации следует исходить из основного мотива, побудившего человека отправиться в поездку. Хотя мотивы не всегда определяются однозначно, все же можно выделить шесть видов туризма в системе его управления:

1) туризм с целью отдыха. Данный вид заключается в
кратковременном или более продолжительном отдыхе с целью
физического или психологического восстановления организма.
Кроме него, к этой группе относится и курортный отдых, при
котором для лечения или восстановления сил используются
природные свойства почвы, климата и морской воды;

2) туризм с целью изучения культуры. Туризм,


ориентированный на познание чужой культуры, подразделяется на
познавательный и паломнический. Познавательный туризм
охватывает собой посещение исторических, культурных или
географических достопримечательностей. Туристы,
путешествующие с познавательной целью, чаще всего интересуются
социальными и экономическими отношениями посещаемых ими
стран. Целью паломнического туризма является посещение мест,
имеющих особое религиозное значение;

3) общественный туризм. В качестве общественного туризма



6

выступают поездки с целью посещения родственников, знакомых, друзей (в международной терминологии известен как visiting friends аnd гelatives - VFR), а также клубный туризм. Клубный туризм отличается тем, что путешествующие сознательно интегрируются в группы. Объединение в группы происходит при наличии интересующей людей развлекательной или спортивной программы;

4) спортивный туризм. К спортивному туризму относятся
поездки с целью активного участия в спортивных мероприятиях, а
также поездки, которые носят пассивный характер участия в
спортивных соревнованиях;

5) экономический туризм - поездки, совершаемые из


профессионального и коммерческого интереса: посещение бирж,
выставок, ярмарок и т.д.;

6) политический туризм подразделяется на дипломатический туризм, участие в конгрессах, а также туризм, связанный с политическими событиями и мероприятиями.

На первый взгляд может показаться, что между формами и видами туризма нет большого различия. В обоих случаях пу­тешествия группируются исходя из определенных точек зрения. Разница состоит в том, что виды туризма различаются по мотивации путешествующих, т.е. по внутренним факторам, а формы туризма -по внешним причинам и воздействиям, что очень важно для менеджмента.

Формы туризма в зависимости от происхождения туристов. Формы туризма в зависимости от его организации (организационной формы). В зависимости от форм организации различают паушальный (предоставление комплекса услуг за одну стоимость) и индивидуальный туризм. Паушальный тур - это стан­дартизированный, предварительно организованный комплекс туристских услуг. Индивидуальный тур имеет те особенности, что турист организует и осуществляет его самостоятельно. Подобные туры называются также одиночными, но это не означает, что нужно путешествовать в одиночку, ведь путешествовать можно и семьей, и при этом путешествие называется одиночным.

Формы туризма в зависимости от длительности пребывания. Продолжительные путешествия, как правило, дополняются непродолжительными поездками. К непродолжительным поездкам относятся транзитные поездки, однодневные поездки и кратковременный туризм.

Транзитный туризм - это остановки туристов по пути следования к месту назначения. Однодневный - это туры



7

продолжительностью в световой день, они не предполагают остановки на ночлег. Особенно важная форма не продолжительного туризма - кратковременный туризм. Кратковременный туризм включает в себя деловой туризм и поездки на выходные дни.

Формы туризма в зависимости от возраста путешествующих. При классификации форм туризма учитывается также возраст пу­тешествующих. По возрастной шкале определены следующие группы туристов: дети, путешествующие со своими родителями; молодежь (туристы в возрасте 15-24 лет); относительно молодые, экономически активные люди в возрасте 25-44 лет; экономически активные люди среднего (45-64 лет) возраста (путешествуют, как правило, без детей); пенсионеры (65 лет и старше).

Формы туризма в зависимости от транспортных средств. В зависимости от транспортного средства, используемого для пе­ремещения туристов из одного места в другое, различаются сле­дующие формы туризма: авиатуризм, автобусный, железнодорожный, автомобильный и морской.

Формы туризма в зависимости от времени года. В зависимости от времени года различается зимний и летний туризм. Сезонная классификация форм туризма показывает колебания спроса на туристские услуги в течение года. Время, в которое совершается максимальное количество поездок, называется туристским сезоном, период спада путешествий - межсезоньем. Туристские сезоны в разных регионах могут не совпадать.

Чтобы классификация туризма была более полной, Всемирная туристская организация предлагает классифицировать туризм по следующим типам: внутренний туризм - путешествия жителей какого-либо региона по этому региону; выездной туризм -путешествия жителей какой-либо страны в другую страну. Эти основные типы туризма могут по-разному сочетаться, образуя категории туризма. Категории туризма могут относиться не только к какой-либо стране, но и к региону; термин «регион» - к какому-то району в пределах какой-либо страны либо к группе стран. Определение «туризм в пределах страны» охватывает собой внут­ренний и въездной туризм; «национальный туризм» - внутренний и выездной туризм; «международный туризм» - въездной и выездной туризм.

Слова и словосочетания:


  • мотивационные факторы;

  • чужая культура;

  • спортивные соревнования;

8

  • политика;

  • услуга;

  • транспортные средства;

  • сезон;

  • регион;

Задание 1

Прочитайте текст. Расскажите, что нового вы узнали о туризме.

Ответьте на вопросы

  1. Человек поехал в Египет, посмотреть пирамиды. К какому виду туризма это относится?

  2. Назовите основную мотивацию политического туризма.

  3. Как вы думаете, почему формы туризма группируются по внешним причинам?

Задание 2 Произведите синтаксический разбор данных словосочетаний.

Основной мотив, восстановление организма, цель туризма, посещение друзей, туристский сезон.



Задание 3

Выпишите из текста прилагательные, укажите окончания.

3 Измерение экономической эффективности туризма

Чтобы получить полную картину воздействия туризма на экономику страны, следует решить четыре последовательные задачи:

1) измерить валовой вклад туризма в национальную экономику,
т.е. узнать «валовые экономические выгоды» от него;

2) определить валовые экономические издержки от


туристической деятельности;

3) установить чистый экономический вклад туризма в наци­-


ональную экономику;

4) резервы, повышающие величину этого вклада.


Для решения названных задач необходимо определить

показатели, наиболее значимые для менеджмента:

Личные доходы граждан. Туризм оказывает непосредственное воздействие на денежные доходы граждан, обеспечивая их занятость

9

в фирмах, на предприятиях и в организациях. С этим понятием тесно связана занятость населения, выражающаяся количеством рабочих мест на полный или неполный рабочий день;

Коммерческие доходы. Это валовые денежные поступления, образующиеся благодаря расходам посетителей. Чистые доходы являются показателем жизнеспособности фирм, обслуживающих туристов. Они создают средства для капиталовложений и показывают эффективность обслуживания туристов той или иной фирмой;

Государственные доходы. Это поступления в государственную казну, образующиеся в результате туристской деятельности. Сюда входят налоги и сборы. Кроме того, в ряде стран есть государственные объекты, которые непосредственно обслуживают туристов. Это места размещения туристов, развлекательные заведения и даже магазины. Поступления от продажи товаров и услуг на этих объектах считаются государственными доходами;

Валовой внутренний продукт (ВВП) формируется и от туристской деятельности внутри страны. Можно рассчитать долю, поступлений от туризма в ВВП.

Слова и словосочетания:



  • экономика страны;

  • валовой вклад;

  • резервы;

  • население;

  • капиталовложение;

  • государственная казна.

Ответьте на вопросы

1. Как вы думаете, насколько может повлиять туризм на


экономику?

2. Что входит к поступлениям в государственную казну?



Задание 1

Найдите словосочетания, связанные со способом согласования. Определите смысловое отношение в них.



Задание 2

Сделайте морфологический разбор данных прилагательных.

Экономические, национальная, туристическая, денежные, государственные.



10

4 Типы туристов
Всех туристов можно классифицировать по следующим признакам:

1) в зависимости от их активности.

Традиционно среди туристов по их активности во время отдыха выделяют шесть групп:

Любители спокойного отдыха. Его представители отправляются в отпуск для того, чтобы освободиться от повседневных стрессов и отдохнуть в спокойной и приятной обстановке.

Любители удовольствий - это тип очень предприимчивых ту-­ристов, которые во время отдыха заняты поиском разнообразных удовольствий и предпочитают светскую атмосферу.

Любители активного отдыха - эти туристы любят природу и создают активную нагрузку своему телу. Предпочитают размеренное движение и пребывание на свежем воздухе.

Любители спортивного отдыха. В отличие от активно отдыха-­ющих у туристов - спортсменов все внимание сконцентрировано на соревнованиях. Для них очень важен спорт - их хобби.

Отдыхающие с целью познания, изучения - этот тип туристов заинтересован в повышении своего образовательного уровня, познании нового.

Любители приключений. К типу искателей приключений можно отнести таких туристов, которые ищут необычных впечатлений с определенной долей риска. Для них риск - это возможность испытать себя;

2) в зависимости от стиля жизни.

В зависимости от стиля жизни выделяют четыре группы ту-­ристов:

Любители наслаждений. Представители данной группы предъявляют очень высокие требования к качеству отдыха. Для них путешествие - это способ самовыражения. От отдыха они желают получить удовольствие, позволить себе некоторые слабости или дать себе спортивную нагрузку.

Тенденциозные туристы. Для туристов, входящих в данную группу, отдых - это возможность найти и проявить себя как личность. Они ищут единения с природой, тишины и возможности психологической разгрузки.

Семейные туристы. В эту группу входят исключительно семьи с детьми. Семейные туристы любят проводить свой отпуск в кругу семьи, друзей, родственников. Они отдыхают в спокойной и удобной обстановке.



11

Всецело отдыхающие. Важнейшим условием для туристов этого типа является возможность отдохнуть. В данную группу входят сравнительно пассивные туристы, которые проводят свой отпуск традиционным способом: довольствуются тишиной, долго спят, любят вкусно и обильно поесть, совершают короткие прогулки или недальние поездки.

Слова и словосочетания:


  • активность;

  • светская атмосфера;

  • свежий воздух;

  • спорт;

  • риск;

  • стиль жизни;

  • удовольствие;

Ответьте на вопросы

1. Какой вид туриста, по их активности, вам более близок?

2.Объясните, чем классификация по стилям жизни отличается от классификации по активности.

Задание 1

Найдите предложения, где поставлены тире между подлежащим и сказуемым. Объясните их употребление.



5 Формы организации туризма

В туристской деятельности по укрупненной оценке выделяют внутренний, или отечественный, туризм и международный, состоящий из въездного и выездного туризма. Кроме того, укрупненной оценке могут подлежать социальный и коммерческий туризм, а также аграрный и городской туризм.

Рекреационный туризм в ряде государств является наиболее массовой формой. Для этого вида туризма характерны большая продолжительность путешествия, меньшее число городов, которые входят в маршрут, и соответственно большая продолжительность пребывания в одном месте. Другая особенность массовых поездок на отдых заключается в широком использовании авиационного транспорта.

Поездки с целью лечения (бальнеологический туризм) отличаются от всех других видов выезда за рубеж, так как они имеют



12

индивидуальный характер. Обычная продолжительность тура на лечение - 24-28 дней. Как правило, организацией маршрутов с целью лечения занимаются только те фирмы, которые специализируются на этом виде туризма, они связаны с различными медицинскими учреж-­дениями и организациями. Поездку на лечение рекомендует врач, а уже затем ее оформляет туристская фирма.

Экскурсионный, или познавательный, туризм включает путешествия и поездки с познавательными целями, поездка может предшествовать отдыху на курорте либо во время отдыха туристы мо-­гут совершать экскурсии, в том числе и в другие города и даже в другие страны. Одной из разновидностей познавательных поездок является автомобильный туризм.

Деловой туризм связан с развитием внешнеэкономических связей, стремлением использовать передовой опыт других стран и народов в создании духовных и материальных ценностей. Наиболее популярным для деловых визитов является первый класс комфорт-­ности и повышен спрос на одноместное размещение.

Этнический туризм связан с посещением родственников или мест рождения родителей.

Религиозный (паломнический) туризм - самый старый вид туризма. В настоящее время он также пользуется спросом и популярностью. В туризме с религиозными целями можно выделить несколько видов путешествий:

паломничество (посещение святых мест для поклонения реликвиям);

- познавательные экуменические поездки (знакомство с


религиозными памятниками, историей религии, культурой религии);

научные поездки (Боголюбов, историков, занимающихся вопросами религии, и др.).

Спортивный туризм - один из видов деятельности различных любительских, спортивных клубов и ассоциаций.

Приключенческий туризм обеспечивает не только пребывание туристов в привлекательном для них месте, но и их занятие необычным видом деятельности:



  • походные экспедиции;

  • сафари-туры (охота, рыбалка, ловля бабочек и т. д.);

- морские путешествия (яхтинг).

Данный вид туризма имеет высокую стоимость, и его можно отнести к разряду элитарного отдыха.

Шоп-туры - это поездки за границу с целью приобретения товаров народного потребления (в основном изделий легкой
13
промышленности) для последующей их реализации.

Хобби-туры реализуют возможность заняться любимым делом в среде единомышленников во время отдыха или путешествия (автолюбителей, филателистов, болельщиков спортивных состязаний, гурманов и др.).



Слова и словосочетания

  • маршрут;

  • авиционный транспорт;

  • туристкая фирма;

  • комфорт;

  • поездки;

  • хобби - туры;

Задание 1

Опираясь на текст, сформулируйте определение терминов. Рекреационный туризм, бальнеологический туризм, экскурсионный туризм, деловой туризм, этнический туризм.



Задание 2

Составьте конспект текста.



Задание 3

Определите вид данных глаголов и приведите к ним видовые пары.

Выделять, отличать,проводить, предлагать, совершать.

С одной стороны, туризм - это природно-культурная сфера, а с другой - сфера гостеприимства. И то, и другое верно. Только приоритет первой сферы рассматривается с точки зрения экономической географии (статики), а второй - с точки зрения региональной экономики (динамики). Так как туризм является отраслью перспективного (динамического) развития, в региональных программах средствам размещения туристов уделяется приоритетное значение. Кроме того, уровень комфортности предоставляемых услуг даже при наличии высокого природно-культурного потенциала постоянно возрастает.

Предприятия, предназначенные для размещения туристов, -гостиницы (отели), туристские базы, пансионаты, мотели, кемпинги различаются по комфортности, вместимости и другим параметрам. Комфорт - это совокупность бытовых условий для полного отдыха человека. По уровню комфортности гостиницам в России и за

14

рубежом присваивается классность, по которой категория обозначается понятием «звезда». При этом в разных странах звезды не одинаковы. Классность гостиницы определяется министерством по туризму конкретной страны.



Для гостиниц установлено 5 категорий: от одной звезды (низшая категория) до пяти (высшая категория); для мотелей - четыре категории в том же порядке, от низшей до высшей. Турбазы, кемпинги, приюты имеют три разряда - А, Б, В. Вместимость гостиниц и мотелей должна составлять не менее 10 номеров. Для номеров установлено пять категорий - высшая, первая, вторая, третья, четвертая, т. е. в порядке, обратном классификации гостиниц.

Классификация гостиниц по категориям основана на комплексе требований к материально-техническому обеспечению, номенклатуре и качеству предоставляемых услуг, уровню обслуживания.

Общие требования к гостиницам сводятся к следующим: архитектурно-планировочные и строительные элементы; благоустройство территории; обеспечение площадки с твердым покрытием для парковки автомобилей, вывеска с названием этой гостиницы и указанием ее категории. В целом под категорией гостиницы (отеля) подразумеваются совокупность услуг, оказываемых в самом отеле, и уровень развития соответствующей инфраструктуры.

Слова и словосочетания:



  • природно-культурная сфера;

  • динамика;

  • потенциал;

  • комфорт;

  • обслуживание;

следующая страница >>
Смотрите также:
Учебно-методическое пособие для студентов специальности «Туризм» Павлодар в сборнике проведен отбор текстов с учетом специальности
690.08kb.
4 стр.
Учебно-методическое пособие для студентов естественных специальностей Павлодар (075. 8) Ббк 20. 1я7 Б81
1215.69kb.
9 стр.
Учебно-методическое пособие для студентов юридических специальностей Павлодар 2008 удк ббк ж
1434.29kb.
6 стр.
Учебно-методическое пособие по библиографическим дисциплинам для студентов заочного отделения специальности 050418 «Библиотековедение и библиография»
2092.22kb.
9 стр.
Учебно-методическое пособие для студентов всех специальностей Павлодар
726.15kb.
3 стр.
Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 1-08 01 01 «Профессиональное обучение»
590.08kb.
4 стр.
Учебно-методическое пособие для заочной формы обучения по специальности
846.77kb.
26 стр.
Учебно-методическое пособие по подготовке к государственной аттестации для студентов специальности 080109. 65 всех форм обучения
1295.84kb.
6 стр.
Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности
1611.09kb.
8 стр.
Учебно-методическое пособие по специальности 1-08 01 01 «Профессиональное обучение
1590.98kb.
7 стр.
Методическое пособие для студентов всех форм обучения специальности «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья
482.09kb.
2 стр.
Н. И. Лобачевского Е. А. Кумагина Программирование под Windows Учебно-методическое пособие
673.61kb.
14 стр.