Главная
страница 1страница 2
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

«УТВЕРЖДАЮ»


Декан факультета гуманитарного образования

______________________Ромм М.В.

«___» ____________ 2010 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ИСТОРИЯ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

ООП: – специальность 040102 (350100) социальная антропология

Факультет гуманитарного образования

Курс 2, семестр 3

Лекции – 34 ч.

Семинаров – 34 ч.

Контрольная работа 3 семестр

Самостоятельная работа 57 ч.

Экзамен

Всего часов по учебному плану 140 ч.


Новосибирск

2010

Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения по специальности 040102 (350100) социальная антропология


Регистрационный номер 307 мжд/сп от 17.03.2000 г.
В учебном плане НГТУ – ГСЭ 1.2. (дисциплина национально-регионального (вузовского) компонента – 11.
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры социальной работы, протокол № 6 от 18 января 2010 г.

Программу разработала:

к.ф.н.,

доцент кафедры



социальной работы

и социальной антропологии Чуркина Н.А.

к.ф.н.,

доцент кафедры



социальной работы

и социальной антропологии Дегтярева В. В.

Заведующий кафедрой:

д.соц.н., профессор кафедры социальной работы

и социальной антропологии Осьмук Л.А.

Ответственный за основную

образовательную программу

к.и.н., доцент кафедры Социальной работы Скалабан И.А.



1. Внешние требования

1. Требования государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования

по специальности 350100 - СОЦИАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

степень (квалификация) –



1.3. Квалификационная характеристика выпускника

Социальный антрополог



должен быть подготовлен:

к работе на преподавательских и административных должностях в средних и высших учебных заведениях;



  • к профессиональной работе в органах управления государственного, федерального и муниципального уровня, требующей базового высшего образования;

  • к деятельности в общественных и политических организациях;

  • к работе в коммерческих структурах в целях научно-информационного обеспечения их деятельности;

  • к деятельности по социокультурному просвещению общества;


должен знать:


  • знать теоретические основы социальной антропологии как науки;

  • уметь квалифицированно анализировать понятия цивилизации и культуры, архетипы культуры, ментальность, проблемы общественного мнения;

  • знать парадигмы социоантропологического познания , семиотические системы как “кладовые” опыта жизнедеятельности людей;

  • уметь определять показатели социокультурного процесса;

  • уметь исследовать поведение и жизнедеятельность человека в условиях социокультурных перемещений;


2. ОСОБЕННОСТИ (ПРИНЦИПЫ) ПОСТРОЕНИЯ КУРСА

Таблица 2



Название компонента

Краткая характеристика компонента

Основания для введения дисциплины в учебный план подготовки специалиста

Дисциплина вузовского компонента цикла специальных дисциплин по специальности 350100 «Социальная антропология»

Адресат курса

Студенты 2 курса дневного отделения факультета гуманитарного образования специальности 350100 «Социальная антропология»

Основная идея курса

История человечества представляет собой последовательную смену уникальных самобытных цивилизаций, каждая из которых внесла неоценимый вклад в развитие единой человеческой истории.

Основные цели курса

  • Получить целостное представление о понятии и сущности цивилизации.

  • ознакомиться с теоретическими подходами к феномену цивилизация.

  • рассмотреть понятие и теоретические аспекты цивилизационного кризиса.

  • иметь представление о процессе сапиентации и зарождении человеческого общества.

  • познакомиться с материальной хронологией первобытной эпохи человеческой истории.

  • знать хронологию и основные цивилизации человеческой истории.

Характер курса

  • Курс носит преимущественно теоретический характер.

Ядро дисциплины

Составляет представление о цивилизации как материально-духовном феномене.

Связи с дисциплинами основной образовательной программы, предшествующими данному курсу

курс опирается на знания студентов полученные ими в курсах:

ГСЭ.Ф.03 Отечественная история

ГСЭ.Ф.04. Культурология


Связи с дисциплинами основной образовательной программы, следующими за данным курсом

ОПД.Ф.06 История материальной культуры и хозяйства

ОПД.Ф.12 Этносоциология

ДС.05 Антропогеография

ДС.07 Основы религиоведения



Основные понятия курса

цивилизация, культура, кризис, материальная культура, общество, человек, природа, мировоззрение, религия, картина мира, эстетика, искусство, хозяйственная культура.

Практическая часть курса

написание реферата, экзамен.

Описание основных «точек» контроля

Реферат, контрольные недели, рейтинг, выполнение итогового тестового задания.


Используемые технологии организации учебного процесса по курсу

В рамках курса используется лекция-диалог. Организуется рейтинговая система учета знаний студентов.


3. ЦЕЛИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель семинарских занятий по курсу История мировых цивилизаций - глубокое усвоение основных достижений мировых цивилизаций, пополнивших генотип человеческого общества.


Таблица 3

После изучения дисциплины студент будет



Номерцели

Содержание цели

иметь представление:



о сущности понятия цивилизация.



об эволюции представлений о сущности цивилизации.



об индивидуальном облике мировых цивилизаций



о проблеме происхождения человека.



о эволюции доцивилизационного генезиса человечества



социальной структуре древних цивилизаций



о религиозных верованиях древних цивилизаций



о природных условиях и географическом положении древних цивилизаций



о хозяйственной деятельности в рамках цивилизации



о значении цивилизации и ее влиянии на развитие других цивилизаций



о религиозно-философских учениях древних цивилизаций



об особенностях прединдустриальной цивилизации



об основных характеристиках индустриальной цивилизации.



о конфликте цивилизаций.

знать:



основные понятия, категории, событийный аспект истории мировых цивилизаций



предпосылки перехода человечества на ступеньки цивилизации.



хронологические рамки цивилизации.



религиозно-философские основы ислама.



духовные ценности и эстетические идеалы Западноевропейской средневековой цивилизации.



основы христианского вероучения



особенности перехода от Средневековой к Прединдустриальной цивилизации



последствия Великих географических открытий.



основные тенденции развития духовной культуры конца XIX в.



глобальные проблемы современности:



основные характеристики постиндустриальной цивилизации

4. Содержание и структура учебной дисциплины
Таблица 4

Описание лекционных занятий


Тема

Часы

Ссылки

на цели

Семестр 3

Тема 1. Понятие цивилизация. Теории цивилизаций

Экспликация понятия цивилизация. Мировые и локальные цивилизации. Фазы цивилизаций. Структура цивилизаций.

Формирование и эволюция понятия цивилизация. Линейная и циклическая история в концепциях М. Кондорсе, А. Фергюсона, И. Гердера, Д. Вико. Телеологический принцип в теории цивилизации Ф. Гизо и Г. Гегеля. Цивилизации в позитивистской теории О. Конта, Г. Спенсера и Г. Бокля. Понятие цивилизация и культурно-исторический тип в концепции Н.Я. Данилевского. Пять законов исторического развития. Понятие цивилизация в концепции Э. Тейлора. Триада дикость варварство цивилизация в концепции Л.Г. Моргана. Культурно-историческая концепция О. Шпенглера. Теория осевого времени К. Ясперса. Цивилизационная теория А. Тойнби. Концепция культурных суперсистем П. Сорокина. Ментальная методология Анналов. Теория цивилизаций Ф. Броделя. Постмодернизм и новые координаты развития теории цивилизаций.

4


1,2, 15

Тема 2. Предыстория человеческого общества

Становление человеческого общества. Формирование Гомо сапиенс. Развитие мышления. Членораздельная речь первая информационная революция. Образ жизни человека эпохи палеолита: прямохождение, использование усложняющихся орудий труда, освоение огня. Неандертальский человек. Комплексное хозяйство: охота, рыболовство, собирательство. Зарождение домостроительства и искусства. Женские статуэтки. Наскальная живопись. Формирование парной семьи и родовой общины. Культ женщины и матриархат. Экзогамия и эндогамия. Кочевание. Правила социальной жизни. Половозрастное разделение труда. Первичная кооперация.

Мезолит рубеж истории человечества. Переход от ледникового к современному климату. Изобретения эпохи мезолита: лук и стрелы, челны и сети. Поиски новых форм хозяйства. Духовный мир человека мезолита.

Неолитическая цивилизация. Переход от присваивающего хозяйства к производящему неолитическая революция. Развитие оседлости. Изобретения эпохи неолитической цивилизации: гончарный круг и колесо. Общественное разделение труда: выделение земледелия и скотоводства, ремесел, строительства, вождей жрецов и воинов. Возникновение территориальной общины. Неолитические города: Иерихон, Чатал-Хююк. Социальное расслоение общины.

Духовный мир человека неолита. Формирование зачатков наук. Система верований и мифов. Живопись, ритуальная музыка и танцы. Энеолит эпоха перехода к цивилизации. Освоение металлов. Серп и меч символы цивилизации. Расписная керамика. Орошаемое земледелие. Переход к частной собственности. Патриархат.

4


4,5, 16

Тема 3.Цивилизации речных долин

Месопотамская цивилизация. Древнее Двуречье. Истоки Месопотамской цивилизации. Шумерская цивилизация. Развитие ирригационного земледелия, ремесел, транспорта, торговли. Изобретение письменности. Клинопись. Глиняные книги. Формирование многоступенчатого храма-зиккурата. Образование городов-государств. Правители (энси) и цари (лугали). Сакрализация правителей.

Вавилонская цивилизация эпохи Хаммурапи. Законы Хаммурапи первый секуляризованный свод законов. Бронза в ремесле и сельском хозяйстве.

Египетская цивилизация. Природные условия и формирование ранней государственности в Египте. Образование номовых государств. Обожествление фараона. Строительство классических пирамид.

Рост храмовых владений и возвышение жречества. Фараон Аменхотеп IV (Эхнатон) и его реформа.

Основные достижения Египетской цивилизации. Влияние религии на жизнь древнеегипетского общества. Египетская мифология. Важнейшие культы. Египетская письменность: иероглифика, иератика, демотика. Художественная литература: сказки, поучения, лирика.

Научно-практические знания египтян: математика, астрономия, медицина. Система образования. Египетская архитектура. Скульптура и живопись.

Наследие Египта в отношении современников к древнейшим цивилизациям.


2


6,7,8,9,

10, 11, 17



Тема 4. Индийская цивилизация

Возникновение цивилизации в Индии. Природные условия и климат.. Культурно-хозяйственные зоны. Этническая и языковая характеристика Индии.

Городские центры Мохеджо-Даро и Хараппа. Экономическое развитие: сельское хозяйство, ремесла, торговля. Градостроительная культура и особенности планировки. Недешифрованная письменность. Упадок цивилизации и его причины.

Цивилизация Ведийской эпохи. Переселение индоариев. Сословное деление общества. Варны: брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры. Государство и власть в долине Ганга. Ведическая религия и культура.

Держава Маурьев. Ашока и объединение Индии. Превращение буддизма в государственную религию. Образ жизни и обязанности индийцев. Исполнение нравственного закона и поведения (дхарма).

Основные достижения Древнеиндийской цивилизации. Религия в духовной жизни индийцев. Ведизм. Религиозно-философская мысль. Буддизм. Джайнизм. Оформление индуизма. Энциклопедии индийской жизни: Махабхарата и Рамаяна. Религиозная и светская архитектура. Достижения древних индийцев в математике, медицине, астрономии и лингвистике. Аюрведа наука о долголетии. Индийская цивилизация компонент мировой цивилизации.


2


6,7,8,9,

10, 11, 17



Тема 5. Китайская цивилизация

Особенности формирования Китайской цивилизации. Древнейший период Китайской цивилизации. Первое государство Китая. Формирование деспотической государственности. Учение о божественном происхождении царственности. Небесный мандат. Правитель сын Неба. Специфика китайской общины. Аристократическое чиновничество: начальник множества, начальник лошадей, начальник общественных работ.

Идеологическая борьба в Китае. Конфуцианство школа служилых людей. Социальный идеал и порядок. Конфуцианство как регулятор жизни. Даосизм. Недеяние как высшее мастерство жизни.

Первое централизованное государство Китая. Строительство Великой Китайской стены. Достижения Китайской цивилизации. Иероглифическая письменность. Изобретение бумаги. Китайская литература. Знания древних китайцев: основы статистики, математики, календарная система, медицина. Религиозно-философская мысль. Архитектура, скульптура, музыка. Китайские шелка и художественная керамика.


2


6,7,8,9,

10, 11, 17



Тема 6. Городские цивилизации Восточного Средиземноморья

Финикийская цивилизация вариант ближневосточного развития.

Древняя Сирия первые шаги цивилизации.

Цивилизация Древней Палестины.

Древнееврейская культура и религия.

Библейские сказания о богах.

Библейские предания о героях. Ветхий завет.

2


6,7,8,9,

10, 11, 17



Тема 7. Древнегреческая цивилизация

Географическое положение и природа Греции. Переходный период к Античной цивилизации. Ахейская (Микенская) цивилизация..

Гомеровский период темные века в истории Греции. Поэмы Гомера Иллиада и Одиссея. Мир греческой мифологии. Крито-микенские религиозные представления.

Архаическая эпоха начало второй попытки создания цивилизации..

Великая греческая колонизация: причины, основные направления, характер. Архаический полис. Афины демократический полис. Спарта тип греческого полиса. Духовный мир греков архаического периода.

Расцвет полисной системы ценностей. Подъем и расцвет греческой культуры. Система воспитания и образования в афинских школах и гимнасиях. Ученые и философы. Ораторское искусство. Олимпийские игры. Архитекторы, скульпторы, поэты Эллады. В театре Диониса. Образ жизни древних греков. Эллинский быт: нравы, обычаи, мебель, посуда, еда, одежда.

Цивилизация эпохи эллинизма рождение нового мира. Роль эллинистической культуры в цивилизационном развитии человечества.

2


6,7,8,9,

10, 11, 17



Тема 8. Древнеримская цивилизация

Древнеримская цивилизация морская цивилизация. Влияние Этрусской цивилизации.

Римская идеология, система ценностей, ментальность. Письменность и язык. Пантеон римских богов.

Древнеримская цивилизация эпохи республики.

Раннее римское право. Военная экспансия отличительная черта Древнеримской цивилизации. Гражданские войны кризис Древнеримской цивилизации. Обострение социальных противоречий в римском обществе. Великая война Спартака. Личность Спартака.

Основные ценности римского гражданина. Древнеримская цивилизация эпохи Империи. Золотой век Римской империи. Образ жизни римлян в период расцвета Империи. Кризис цивилизационного развития.

Закат Древнеримской цивилизации. Христианство господствующая государственная религия.Варварские королевства проявление регенерации погибающей цивилизации.

Основные достижения Античной цивилизации. Приоритет духовной сферы. Расцвет человеческой личности. Отделение умственного труда от физического. Рождение первосистемы абстрактных наук. Оформление системы образования. Возникновение мировых религий.


2


6,7,8,9,

10, 11, 17



Тема 9. Средневековые цивилизации

Византийская цивилизация.

Арабская исламская цивилизация

Ислам основа арабской цивилизации. Коран священная книга мусульман. Арабский халифат государство мусульман.

Арабская культура в развитии мировой цивилизации. Система этико-правовых предписаний. Учение о предопределении. Наука и образование. Арабская литература. Архитектура арабских городов. Взаимодействие арабской и европейской культур.

Западноевропейская средневековая цивилизация

Переход от Античной к Средневековой цивилизации. Средневековая духовность и патриархализм. Становление единства Западноевропейской средневековой цивилизации. Религия структурообразующий компонент Западноевропейской средневековой цивилизации.

Корпоративизм западноевропейского общества отличительная черта Западноевропейской средневековой цивилизации. Третья городская революция - оживление городской жизни в X - XI вв.

Кризис Западноевропейской средневековой цивилизации..

Основные достижения Западноевропейской средневековой цивилизации.


4


9, 10,

17, 18,


19, 20

Тема 10. Прединдустриальная цивилизация

Вступление Европы в Новое время. Европейская Прединдустриальная цивилизация: границы, структура, факторы развития, природа и люди.

Встреча цивилизаций. Великие географические открытия.

Общество, ориентированное на успех в земных делах. Протестантская этика.

Города, как центры мануфактурного производства и заокеанской торговли. Общетехническая и Великая научная революции. XVII век золотой век европейского абсолютизма.

Возрождение и Реформация этапы цивилизационного развития.

Ренессанс, как тип цивилизационного развития. Выдающиеся деятели эпохи Возрождения: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Рембрандт, Ганс Гольбейн, Питер Брейгель Старший. Становление светской ренессансной литературы. Франсуа Рабле, Сервантес, Лопе де Вега, Шекспир.

Реформация, как этап цивилизационного развития. Первые буржуазные революции начало процесса общеевропейской модернизации.

Век Разума, век Просвещения.

Просвещение третий духовный переворот. Англия родина Просвещения. Французское Просвещение XVIII в. Традиции европейского Просвещения и немецкая общественная мысль.

Американская и Французская буржуазные революции завершающий этап модернизации Великая Французская революция XVIII в. Человек эпохи Прединдустриальной цивилизации. Особенности повседневной жизни и быта человека Прединдустриальной цивилизации.

4


9, 12,

15, 17, 21, 22



Тема 11. Индустриальная цивилизация

Раннеиндустриальная цивилизация. Свободный труд и предпринимательство. Раннеиндустриальное общество и власть в странах атлантической общности. Модернизация американской промышленности. Либерализм и демократия в США. Человек Запада становление национального характера. Раннеиндустриальное общество и власть в странах континентальной общности.

Особенности развития духовной культуры раннеиндустриальной цивилизации. Ментальная структура раннеиндустриального общества: развитие массового сознания и общественной психологии.

Эпоха Индустриальной цивилизации

Вторая промышленная революция и становление мировой индустриальной цивилизации. Изменения в организации производства. Укрепление класса буржуазии. Появление класса промышленного пролетариата. Завершение формирования наций и рост национального самосознания. Духовный мир человека модернизирующегося общества.

Развитие образования. Переход ко всеобщей грамотности. Рождение феномена массовой культуры. Развитие литературы и искусства. Кризис гуманизма: на пути к культу насилия. Закат индустриальной цивилизации.

Субъективизм и иррационализм в массовом сознании. Новый стиль жизни. Индустрия досуга.

Вторая мировая война кризис цивилизационного развития. Особенности политики холодной войны. Локальные конфликты: Партнерство и соперничество сверхдержав. Развитие военно-промышленного комплекса.



4

9, 10, 13, 17, 23

Тема 12.Постиндустриальная цивилизация

Третья научно-техническая революция переход к Постиндустриальной цивилизации. Изменение социальной структуры общества. Новое индустриальное общество. Модернизация экономики на базе новейших технологий. Интеграционные процессы. Создание Европейского Экономического Союза. Становление Постиндустриальной цивилизации. Преодоление вульгарно-материалистических взглядов на природу и общество. Традиции и новые направления в культуре и искусстве. Роль средств массовой информации.

Глобальные проблемы современности: угрозы термоядерной войны, истощение ресурсов планеты, экологический кризис, демографический хаос, новое измерение международного разделения труда, международный терроризм, предвидение отрицательных последствий НТР.

Этнический ренессанс и структура нового миропорядка. Конфликт цивилизаций. Поступательное развитие мировой цивилизации. Рост факторов риска в мировой развитии.


2


9, 10, 14, 24, 25


Таблица 5
Описание семинарских и практических занятий


Тема семинара

Учебная деятельность

Часы

Ссылки

на цели

Семестр № 3

Тема 1.

Понятие и сущность цивилизации. Цивилизационный подход к истории



Понятие цивилизация, культура. Основные теоретические подходы к данным понятиям.

Особенности цивилизационного подхода к историческим процессам и явлениям.

Периодизация исторического процесса в контексте цивилизационного подхода.


6

1,2, 15, 17

Тема 2.

Первобытное общество - предыстория цивилизации




От приматов к Homo sapiens возникновение и эволюция первобытного человека.

Предпосылки и процессы образования первых человеческих объединений в первобытном обществе.

Развитие брачных отношений в первобытном обществе.

Хозяйственная деятельность в родовой общине.

Духовный мир первобытного человека.


4

4, 5, 16

Тема 3. Возникновение и развитие речных цивилизаций Месопотамии и Древнего Египта


Роль географического фактора в становлении и развитии речных цивилизаций Египта и Месопотамии.

Древневосточная деспотия как первая форма государственности на Древнем Востоке. 3.

Духовный мир человека в начале цивилизационного развития человечества (Древний Египет и Месопотамия сходство и различие).


4

3, 6,

7,8,9,


10

Тема 4.

Античная цивилизация




Становление и развитие афинского полиса

Римская республика и римская гражданская община

Духовный взлет мира эллинов

Становление римской средиземноморской цивилизации.

Кризис античной цивилизации

Варварский мир накануне падения Западной Римской империи.

Цивилизация варваров и варваризация Рима.

Взаимосвязь и взаимоуничтожение варварского мира и античной цивилизации.




4

6,7,8,9,

10, 11, 17



Тема 5. Средневековые цивилизации


Возникновение средневековых городов в Европе

Человек Средневековья и его духовный мир

Государственное устройство сословно-представительной монархии.

Особенности византийской цивилизации

Исламская средневековая цивилизация


4

9, 10,

17, 18,


19, 20

Тема 6. Прединдустриальная цивилизация


Типология и периодизация культуры Возрождения.

Итальянское Возрождение: новый образ мира и человека

Великие географические открытия и социально-экономическое развитие Европы.

Реформация в Европе: идеи, события и люди.

Эпоха Просвещения как феномен цивилизационного развития


4

9, 12,

15, 17, 21, 22



Тема 7. Индустриальная цивилизация


США: от становления государства к лидерству в индустриальной цивилизации

Цивилизационный путь стран Востока в новое время

Индустриальная цивилизация XIX начала XX вв.


4

9, 10, 13, 17, 23

Тема 8. Постиндустриальная цивилизация XX века


Предпосылки становления постиндустриальной цивилизации: революционный рывок в области науки, техники, технологий, производства.

Информационная революция.

Мировые войны как проявление кризиса цивилизации XX века.

Дезинтеграции СССР и новая архитектура мира.

Духовный мир и духовные поиски человека постиндустриальной цивилизации.

Перспективы и возможности становления общечеловеческой цивилизации.



4

9, 10, 14, 24, 25




Итого

34






СТРУКТУРА КУРСА



Учебная деятельность
Цели и характер деятельности обучающегося при выполнении

расчетно-графической работы
Гласной целью деятельности обучающегося при выполнении расчетно-графической работы является углубление и приращение научных знаний в рамках определенной темы учебного курса. Выполнение расчетно-графической работы требует довольно основательной подготовленности автора. Деятельность учащегося по выполнению данной работы включает обдуманный выбор темы, библиографический поиск, отбор и анализ содержащихся в научной литературе фактов, положений и выводов, их группировка, логичное изложение в соответствии с планом и собственной оценкой автора, составление справочного аппарата (сносок и списка использованной литературы) и оформление всего текста. Выполняя расчетно-графическую работу, учащийся получает возможность обрести навыки анализа научной литературы, овладеть методикой научного исследования и основами подготовки письменной работы. Написание работы на избранную научную тему, безусловно, содействует более глубокому ознакомлению с материалами, относящимися к соответствующей теме, способствует овладению целым рядом полезных навыков, в частности, умению самостоятельно работать с книгой, помогает выявить интерес и определить круг возможных дальнейших научных занятий.
Основные задачи контрольной работы по курсу состоят в том, чтобы студент мог продемонстрировать следующее:

– умение работать с научной литературой.

– аргументировано излагать свои мысли по рассматриваемому вопросу.

– умение точно формулировать и корректно употреблять термины и понятия.

– умение самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность на всех ее этапах — от планирования исследования, его организационно-методической подготовки и выполнения, до конечного этапа — представления результатов.

– умение показать актуальность выбранной для исследования темы.



Общие требования к расчетно-графической работе:

Расчетно-графическая работа должна:

– раскрывать тему, обладать связностью и цельностью.

– предлагать пути решения содержащейся в теме проблемы.

– нести элементы научности и новизны.

– быть написана хорошим литературным языком.

–содержать ссылки на использованные источники.

– быть оформлена в соответствии с правилами оформления расчетно-графических работ.



Параметры оценки расчетно-графической работы

  • Реальная научная новизна работы — учитываются содержание (суть) предложенного автором подхода, полученных результатов и обоснованность сделанных выводов, вклад автора в изучение данной проблемы исследования.

  • мера самостоятельности в разработке проблемы;

  • трудоемкость — оценка реального объема проделанной работы (трудоемкость организации, методического обеспечения и проведения исследования).

  • Гармоничность (общая культура работы).

Рекомендуемые темы контрольной работ представлены в приложении 1.


6. Правила аттестации студентов по учебной дисциплине

Для оценки качества деятельности обучающегося используется рейтинговая система оценки. Такая система обеспечивает регулярность работы над курсом, поскольку итоговая оценка по курсу формируется как суммарный балл за различные виды деятельности.


Информация о модульно-рейтинговой оценке представлена в таблице 6.

Таблица 6



Учебная деятельность

Срок

сдачи,


защиты

Минимальный

балл


Максимальный

балл


Комментарий

Посещение и конспектирование лекций

В течение семестра

0

8

17 лекционных занятий по 0,5 балла за посещение каждой лекции

Работа на семинарских занятиях

В течение семестра

0

34

В течение курса предусмотрено 17 практических занятий. На каждом занятии студент может получить 0-1-2 балла.

0 баллов – не работал на семинарском занятии

1- балл – участвовал в дискуссии в процессе семинарского занятия

2 балла - активно участвовал в дискуссии в процессе семинарского занятия




Контрольная работа

14 учебная неделя

3

10

Оценивается 3, 5, 10 баллами

Таблица «Теории цивилизаций»

3 учебная неделя

3

5

Таблица оценивается по 3-х балльной шкале:

3 балл – в Таблице отражены основные положения предлагаемых теорий;

4 балла – в Таблице представлены развернутые тезисы по существующим теориям;

5 балла – в Таблице представлены развернутые тезисы, а также представлены цитаты из источников (авторские работы), подкрепляющие заявленные тезисы.



Контрольная работа «Работа с историческими источниками в анализе исторического процесса»

2 учебная неделя

1

3

Работа должна быть составлена на основании анализа специальной литературы и должна отражать основные положения по предъявляемым вопросам.

1 балл- не все вопросы освещены в полном объеме.

2 балла - представлены развернутые тезисы.

3 балла - представлены развернутые тезисы и приведены конкретные примеры исторических источников.



экзамен

сессия

25

40

обязателен по курсу

25 баллов – получены ответы по предлагаемым вопросам;

35 баллов- получены развернутые ответы по предложенным вопросам.

40 баллов – дан исчерпывающий ответ по предложенным вопросам, даны ссылки на конкретных исследователей, ответ подкреплен анализом источниковой базы по заявленным вопросам.



Для получения положительной оценки необходимо набрать не менее 50 баллов.

Студент получает допуск к зачету при условии набора 24 баллов.
90-100 баллов отлично (90 баллов- А-; 95 баллов- А; 98-100 баллов – А+)

74-86 баллов – хорошо (74 баллов – С; 76 баллов – С+; 80 баллов – В-; 84 балла – В; 86 баллов – В+ );

50-73 баллов – удовлетворительно (50 баллов – Е; 60 баллов - D-; 64 балла – D; 66 баллов – D; 69 баллов – D+; 70 баллов – С-;)

25 – 49 баллов (FX) – позволяет студенту пересдать дисциплину, освоив самостоятельно материал.



Если учащиеся не набирают 25 баллов (F), это означает необходимость повторного обучения по данному курсу.
Список рекомендуемой литературы
Основная


  1. Буддийская культура и мировая цивилизация: Материалы третьей Рос. науч. конф., 22-26 сент. 2003 г. /[Редкол.: Наднеева К. А. (отв. ред.) и др.]. - Элиста, 2003.

  2. Вейс Г. История культуры: Костюм. Украшения. Предметы быта. Вооружение. Храмы и жилища. Обычаи и нравы /Г. Вейс. - М., 2002

  3. Генон Р. Восток и Запад: [пер. с фр.]=Orient et Occident /Рене Генон; [вступ. ст. Т. Б. Любимовой]. - М., 2005.

  4. Гизо Ф. История цивилизации в Европе /Франсуа Гизо. - Минск, 2005.-.

  5. Грант М. Цивилизация Древнего Рима: [Пер. с англ.] /Майкл Грант. - М., 2003.

  6. Ерасов Б.С. Цивилизации. Универсалии и самобытность /Б.С. Ерасов; Рос. акад. наук. Ин-т востоковедения. - М.: Наука, 2002

  7. Заров Д.И. Цивилизационные процессы в современном общественном развитии /Д. И. Заров; Сарат. гос. техн. ун-т. - Саратов, 2004

  8. Зарринкуб А.Х. Исламская цивилизация: [перевод] /Абдол Хосейн Зарринкуб. - М., 2004.

  9. Зубанова Л.Б. Объединяющие идеи в динамике цивилизаций /Л.Б. Зубанова; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2002.

  10. Ионов И.Н. Теория цивилизаций от античности до конца XIX века /И.Н. Ионов; Ин-т всеобщ. истории, Рос. акад. наук. - СПб., 2002.

  11. Калашников В.Л. Славянская цивилизация: учеб.-метод. пособие для студентов высш. и сред. учеб. заведений /В. Л. Калашников; Моск. ин-т нац. и регион. отношений, Отд-ние образования Междунар. славян. акад.. - Изд. 3-е, перераб. и доп.. - М., 2003

  12. Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация: от начала до Великой Победы /Сергей Кара-Мурза. - М., 2004.

  13. Керам К.В. Боги, гробницы, ученые: [пер. с англ.] /К. Керам. - М., 2005

  14. Колин К.К. Информационная цивилизация /К.К. Колин; Рос. акад. наук. Ин-т проблем информатики. - М., 2002.

  15. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада: [пер. с фр.] /Жак Ле Гофф. - Екатеринбург, 2005.

  16. Макашов И.Н. Управление в древних цивилизациях /И. Н. Макашов, Н. В. Овчинникова. - М., 2004.

  17. Малявин В.В. Китайская цивилизация /Владимир Малявин. - М.., 2001

  18. Наговицын А.Е. Древние цивилизации: общая теория мифа /А. Е. Наговицын. - М., 2005.- 651

  19. Назаретян А.П. Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории. (Синергетика - психология - прогнозирование): пособие для вузов /А. П. Назаретян. - Изд. 2-е, перераб. и доп.. - М., 2004.

  20. Назаретян А.П. Цивилизационные кризисы в контексте универсальной истории: (Синергетика, психология и футурология) /А.П. Назаретян. - М., 2001.

  21. Осипова-Дербас Л.В. Эволюция цивилизации /Л.В. Осипова-Дербас; Под ред. Бороноева А.О. - СПб., 2002

  22. Пети П. Эллинистические цивилизации: [пер. с фр.] /Поль Пети, Андре Ларонд. - М., 2004.

  23. Поляков В.А. Эволюция человечества: Закономерности развития цивилизации /В.А. Поляков; Междунар. науч. шк. универсологии, Междунар. союз академий, Рос. нац. акад. упр., межсистем. прогнозирования и кардин. психологии и др. - М., 2002

  24. Постзападная цивилизация: Либерализм: прошлое, настоящее и будущее /С.Н. Юшенков, С. Туркин, Ю. Киршин, А. Никитин; ][Под общ. ред. Юшенкова С.Н.]. - М., 2002.

  25. Рол Д. Генезис цивилизации. Откуда мы произошли...: [пер. с англ.] /Дэвид Рол. - М., 2005.

  26. Сергеев Н.А. Эллинская цивилизация в научном творчестве Арнольда Тойнби /Н. А. Сергеев; М-во образования Рос. Федерации, Казан. гос. энергет. ун-т. - Казань, 2003.

  27. Степин В.С. Проблема типов цивилизационного развития /В. С. Степин; Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. - М., 2004

  28. Уорд Л. Психические факторы цивилизации: [Пер. с англ.] /Л. Уорд. - СПб., 2001.

  29. Уэллс Г.Д. Очерки истории цивилизации: Первая публ. в России:[Перевод] /Герберт Дж. Уэллс. - М., 2004.

  30. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций /С. Хантингтон. - М., 2003.

  31. Цивилизация. Восхождение и слом: Структурообразующие факторы и субъекты цивилизац. процесса: [Сб. ст.] /Рос. акад. наук, Науч. совет "История мировой культуры", Комис. по теорет.-методол. проблемам культуры, Комис. по истории кн. культуры и комплекс. изучению кн.; Отв. ред. Э. В. Сайко;. - М., 2003.

  32. Шоню П. Цивилизация классической Европы: [пер. с фр.] /Пьер Шоню; [послесл. В. А. Бабинцева]. - Екатеринбург, 2005


Дополнительная


  1. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. М.,1990. Алексеев В.П. Становление человечества. М.,1984.

  2. Амелина, Е. Понятие «цивилизация» вчера и сегодня / Е. Амелина //ОНиС.-1992.-§2.

  3. Американское общество на пороге XI века: итоги, проблемы, перспективы.-М., 1996.

  4. Античность как тип культуры. М., 1988.

  5. Анурин, В.Ф. Постиндустриальное и/или коммунистическое общество / В.Ф. Анурин // СОЦИС.-1999.-§7.

  6. Артамонов С. Д. Вольтер и его век. М.,1980.

  7. Ахиезер, А.С. Большевизм-социокультурный феномен (опыт исследования). Статья 1 / А.С. Ахиезер, А.П. Давыдов, М.А. Шуровский, И.Г. Яковенко, Е.И. Яркова // ВФ.-2001.-§ 12.

  8. Баткин Л.М. Итальянское возрождение. Проблемы и люди. М.,1995.

  9. Беккин, Р.И. Некоторые элементы исламской экономики / Р.И. Беккин // Проблемы современной экономики.-2002.

  10. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1993.

  11. Богина Ш.А. Этнокультурные процессы в США: конец XVIII - начало XIX вв. М., 1986.

  12. Бонгард-Левин, Г.М. Индия в древности / отв. ред. Г.М. Бонгард-Левин, Г.Ф. Ильин.-СПб.: Алетейя, 2001.

  13. Борисковский П.И. Древнейшее прошлое человечества. М.,1980.

  14. Брагина Л.М. и др. Культура Западной Европы в эпоху Возрождения. М.,1996.

  15. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика, капитализм. XV-XVIII вв. Т.З. М.,1992.

  16. Буданова В.П. Варварский мир эпохи Великого переселения народов. М., 2000.

  17. Васильев Л.С. История Востока. T.I. M.,1994.

  18. Васильев Л.С. Цивилизации Востока: специфика, тенденции, перспективы// Цивилизации. Вып. 3, М.,1995.

  19. Вебер М. Протестанская этика и дух капитализма. М., 1990.

  20. Величие здравого смысла. Человек эпохи Просвещения. М.,1992.

  21. Галбрайт Дж. Новое индустриальное общество. М., 1969.

  22. Гиндилис, А.М. Модели цивилизаций в проблеме SETI / А.М. Гиндилис // ОНС.-2000.-§ 1.

  23. Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т. 3. Человек внутри городских стен. Формы общественных связей. М., 2000.

  24. Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т. 4. Extra muros. Город, общество, государство. М., 2000.

  25. Гребенюк А.В. Цивилизации античного мира и средневековой Европы. М., 1997.

  26. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. 2-е изд. М., 1984.

  27. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990,

  28. Гусева, Н.Р. Индуизм: история формирования. Культовая практика / Н.Р. Гусева.-М.: Наука, 1977.

  29. Даркевич В.П. Народная культура средневековья. М., 1988.

  30. Древняя Индия. Историко-культурные связи / отв. ред. Г.М. Бонгард-Левин.-М.: Наука, 1982.

  31. Древо индуизма / отв. ред. И.П. Глушкова.-М.: Восточная литература РАН, 1999.

  32. Ерасов, Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. Цивилизации: универсальность и самобытность / Б.С. Ерасов.-М.: Наука, 2002.

  33. Еремеев, Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления / Д.Е. Еремеев.-М., 1990.

  34. Ефимов А.В. Очерки истории США от открытия Америки до окончания гражданской войны. М., 1958.

  35. Жданов, Н.В. Исламская концепция миропорядка / Н.В. Жданов.-М.: Международные отношения, 2003.

  36. Замаровский В. Их величества пирамиды. М., 1986.

  37. Иванов, В.В. Культурная антропология и история культуры / В.В. Иванов.-М.: Наука, 1989.

  38. Ионов И.Н., Хачатурян В.М. Теория цивилизаций. СПб., 2002.

  39. История древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищина. 2-е изд. М., 1988.

  40. История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Ч. I, М., 1983; Ч. II, М., 1988.

  41. История древнего Рима / Под ред. В.И. Кузищина. М., 1993.

  42. История древней Греции / Под ред. В.И. Кузищина. М., 1996.

  43. История Европы. М.,1992. Т. 2.

  44. История китайской философии / общ. ред. М.Л. Титаренко.-М.: Прогресс, 1989.

  45. История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины. М., 1986.

  46. История средних веков / под ред. З.В. Удальцовой и С.П. Карпова. М.,1990. T.I. Гл. 7.

  47. Кастельс М. Информационная эпоха. М., 1999.

  48. Керам Х. Боги, гробницы, ученые (любое издание).

  49. Кертман Л.Е. История культуры стран Европы и Америки. М., 1987.

  50. Китайская философия: энциклопедический сл. / гл. ред. М.Л. Титаренко.-М.: Мысль, 1994.

  51. Козловски, П. Современность постмодерна / П. Козловски // ВФ.-1995.-§ 10.

  52. Колосовская Ю.К. Рим и мир племен не Дунае. I-IV вв. н.э. М., 2000.

  53. Конфуцианство в Китае: Проблемы теории и практики: сб. ст. / отв. ред. Л.П. Делюсин.-М.: Наука, 1982.

  54. Котрелл Л. Во времена фараонов. М., 1982.

  55. Крамер С. История начинается в Шумере. М., 1991.

  56. Кудрявцев О.Ф. Ренессансный гуманизм и "Утопия". М.,1991.

  57. Культура Возрождения и общество. М.,1986.

  58. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994

  59. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.,1986.

  60. Мамфорд, Л. Техника и природа человека. Новая технократическая волна на Западе: сб. текстов / под ред. П.С. Гуревича.-М.: Наука, 1986.

  61. Марков Г.Е. История хозяйства и материальной культуры в первобытном и раннеклассовом обществе. М., 1979.

  62. Маркузе Г. Человек в постиндустриальном обществе. М., 1993.

  63. Мечников, Л.И. Цивилизация и великие исторические реки / Л.И. Мечников.-М.: Прогресс, 1995.

  64. Мирзахмедов, А. Феномен ислама / А. Мирзахмедов // СОЦИС.-2003.

  65. Моммзен Т. История Рима. М., 1994.

  66. Монте П. Египет Рамсесов. М., 1989.

  67. Морган Л.Г. Древнее общество. Л., 1934.

  68. Осипов, Ю.М. Философия хозяйства: в 2 кн. / Ю.М. Осипов. –М., 2001.

  69. Основы буддийского мировоззрения (Индия. Китай).-М., 1994.

  70. Природа и древний человек. М.,1981.

  71. Репина Л.П. Женщины и мужчины в истории: Новая картина Европейского прошлого. Очерки. Хрестоматия. М., 2002.

  72. Современные теории цивилизаций. М., 1995.

  73. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

  74. Строгецкий В.М. Полис и империя в классической Греции. Н. Новгород, 1991.

  75. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М.,1989.

  76. Тойнби, А.Дж. Постижение истории / А.Дж. Тойнби.-М., 2002.

  77. Токарев С.А. Ранние формы религии и их развитие. М.,1964.

  78. Тоффлер, Э. Третья волна / Э. Тоффлер.-М., 2001.

  79. Тоффлер, Э. Футурошок / Э. Тоффлер.-М., 2000.

  80. Удальцова З.В. Византийская культура. М., 1986.

  81. Утченко СЛ. Цицерон и его время. М., 1972.

  82. Феномен восточного деспотизма. Структура управления и власти. М., 1993.

  83. Фицджеральд, С.П. Китай. Краткая история культуры. – СПб., 1998.

  84. Фролов Э.Д. Рождение греческого полиса. Л., 1988.

  85. Фурсов А.И. Капитализм и европейская цивилизация. М., 1991.

  86. Хёйзинга Й. Осень средневековья. М., 1988.

  87. Шатохина-Мордвинцева Г.А. Нидерланды в новое и новейшее время. М., 2002.

  88. Шпенглер, О. Закат Европы / О. Шпенглер; вступ. ст. А.П. Дубнов, коммент. Ю.П. Бубенкова и А.П. Дубнова.-Новосибирск, 1993.

  89. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т. 21. Гл.1-2.

  90. Ясперс К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс.-М., 1989. (Любое издание.)

8. КОНТРОЛИРУЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ



следующая страница >>
Смотрите также:
Рабочая программа учебной дисциплины история мировых цивилизаций
490.03kb.
2 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «История развития прокуратуры в России. Прокуратура зарубежных государств»
222.87kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины земельное право
216.79kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история мировых цивилизаций специальность подготовки 030501. 65 Юриспруденция
906.59kb.
4 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины дпп. Ф. 03 История отечественной литературы Томск 2011 Цели и задачи дисциплины
322.7kb.
1 стр.
Учебной дисциплины
599.16kb.
4 стр.
Российская федерация
1061.53kb.
6 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Право на недвижимость
383.1kb.
2 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Исполнительное производство»
473.69kb.
4 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Договорное право»
201.58kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Право собственности и способы его защиты»
604.59kb.
3 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Международное частное право» «International Private Law»
761.58kb.
4 стр.