Главная
страница 1
Терапия искусством.

Екатерина Сапожкова

Мне очень повезло в детстве, потому что меня никогда не учили рисовать. Училась я неважно,и тройки по рисованию в моем дневнике мирно уживались с тройками по остальным предметам. Я не знала тогда никаких художественных правил, основ композиции, мне не нужно было рисовать «красивенько» или так, чтобы мои рисунки кому-то понравились. Просто рисование приносило мне огромное удовольствие. У меня была полная свобода самовыражения. Когда мне было грустно, я рисовала и придумывала целые истории о нарисованных персонажах, совершенно неправильных с точки зрения анатомии, композиции и здравого смысла. Они переходили на другие картины, на другие листы бумаги, становились многосерийными героями, путешествовали, влюблялись, улетали на неведомые планеты, встречались там с удивительными животными,. В эти часы - школьные неприятности, домашние трудности, (мама растила нас с сестрой одна), частые пребывания в больницах, детские комплексы и проблемы , --- все это отходило на задний план, все изменялось и на несколько часов открывалась дверь в чудесный , счастливый, волшебный мир . С тех пор прошло очень много времени , но для меня в плане рисования изменилось немного , разве что сюжеты картин стали другие и вместо бумаги и фломастеров теперь я рисую на больших холстах масляными красками. Ах да, сейчас за это мне платят деньги, ( это приятный побочный эффект). Я тогда не знала, что рисование для меня было своеобразной терапией, побегом от реальности , что творчество помогло мне поверить в свои силы, дало надежду стремится к чему-то большему , понять себя, раскрыться как личности и избавится от многих комплексов и проблем.



(картина Наташи Величко , 17 лет рабдиосаркома нижней челюсти, рецидив , перенесла пересадку костного мозга)

Что такое арт-терапия? Если сказать очень просто- это исцеление творчеством. Терапия творчеством в философском понимании есть терапия творческими занятиями, сопряженными с поисками смысла жизни , своего места среди людей и природы, познанием себя. Терапия творчеством постепенно складывалась из следующих , самостоятельных воздействий , соединившихся впоследствии в психологической и психотерапевтической практике в неразделимое целое. Это терапевтическая увлеченность различными творческими занятиями, терапевтическое самораскрытие в творчестве, целебный поиск смысла жизни. В опубликованной Американской арт-терапевтической ассоциацией брошюре «Профессия арт-терапевта» (ААТА , 1994 ) арт-терапия характеризуется как « …форма лечения, при которой устанавливаются отношения между пациентом и психотерапевтом, определяющие изменения в состоянии пациента и достижения терапевтических эффектов. Арт - терапевты работают с разными пациентами, детьми и взрослыми, у которых имеются эмоциональные, физические, психические и психосоциальные проблемы. Используя изобразительные средства в клинических условиях, арт-терапевты стремятся достичь терапевтических целей, определяемых характером имеющихся у человека расстройств. »


(рисунок Алены Ржановой , лимфогранулематоз , 15 лет)

Как также написано в информационном бюллетене Американской арт-терапевтической ассоциации (ААТА 1998) , «Арт-терапия – это профессия, связанная с использованием пациентом различных изобразительных материалов и созданием визуальных образов, процессом изобразительного творчества и реакциями пациента на создаваемые им продукты творческой деятельности, отражающие особенности его психического развития, способности, личностные характеристики, интересы, проблемы и конфликты.» По мнению руководителя программы арт-терапевтического образования, профессора Лондонского Университета и почетного президента Британской ассоциации арт-терапевтов Д. Уоллер, арт-терапия основана на представлениях о том , что создание и восприятие визуальных образов является важным аспектом познавательной деятельности человека ; что изобразительное творчество в присутствии специалиста позволяет пациенту актуализировать и выразить как ранние , так и актуальные в контексте «здесь –и –сейчас» осознаваемые и неосознаваемые чувства и потребности , в том числе те , выражение которых с помощью слов слишком сложно: и наконец , что визуальный образ является средством коммуникации между психотерапевтом и пациентом.

Арт –терапия бывает разная, например как самая распространенная – изотерапия ;, так и музыкотерапия , танцетерапия, этнотерапия, библиотерапия, драматерапия, сказкотерапия, маскотерапия, игротерапия, цветотерапия, фототерапия, куклотерапия, песочная терапия, артсинтезтерапия, и оригами.


(рисунок Толика Мельниченко , 7 лет . гемофилия , тяжелая форма )
Терапия искусством является относительно новым методом психотерапии. Впервые этот термин был использован Анрианом Хиллом в 1938 году при описании своей работы с больными туберкулезом и вскоре получил широкое распространение. В настоящее время им означают все виды занятий искусством , которые проводятся в больницах и центрах психического здоровья, хотя многие специалисты в этой области считают такое определение слишком широким и неточным. Эффективность применения искусства в контексте лечения основывается на том , что этот метод позволяет экспериментировать с чувствами , исследовать и выражать их на символическом уровне. Символическое искусство восходит к пещерным рисункам первобытных людей. Древние использовали символику для идентификации своего места в мировом космосе и поисков смысла человеческого существования. Искусство отражает культуру и социальные характеристики того общества , в рамка которого оно существует. Это особенно подтверждается в наше время быстрой сменой стилей в искусстве в ответ на изменения в культурных течениях и ценностях. Примитивное, доисторическое искусство как и арт-терапия основано на спонтанном самовыражении и в известной мере игнорирует эстетические критерии в оценке его результатов и профессионализма автора. Архаические формы искусства дольше всего сохранились в народном творчестве .Присущие им наивность и непосредственно-действенный характер, а также опора на символический язык коллективного бессознательного в период существования «высокого» академического искусства для многих людей были источником душевного здоровья. Примитивность узоров , ритмика орнамента- успокаивают. Простейший орнамент – последовательность крестиков во время вышивки или резьбы на дереве—своеобразная медитация, которая приводит в состояние покоя и удовлетворенности.

На начальных этапа терапия искусством отражала представления психоанализа , согласно которому конечный продукт творчества пациента, будь то что-то нарисованное карандашом , написанное красками, вылепленное или сконструированное , расценивается как выражение неосознаваемых процессов , происходящих в его психике. В 20-е годы Принцхорн провел классическое исследование творчества пациентов с психическими отклонениями и пришел к выводу , что их художественное творчество отражает наиболее интенсивные конфликты. В Соединенных Штатах одной из первых начала заниматься терапией искусством Маргарет Наумбург. Она разработала несколько обучающих программ по теапии искусством для детей. В своей работе Наумбург опиралась на идею Фрейда о том , что первичные мысли и пережвания , возникающие в подсознании, чаще всего выражаются в форме образов и символов , а не вербально.




(Ярослав Романенко , 4 года ретинобластома , ребенок погиб.)
Первый раз приходить в отделение детской онко-гематологии очень страшно. Само слово –«онкология» уже вызывает страх, а когда это имеет отношение к детям , страшно тем более. Больничные стены , лысенькие дети , с капельницами , некоторые сильно перевязанные или раздувшиеся от гормонов , меня это очень пугало , когда я собиралась идти в первый раз.. Тем более была поразительна и неожиданна та радость, и положительность с которой дети меня встретили. Ожидаешь страдания , горя , неблагополучия , -- а встречаешь улыбки , радостное внимание , интерес и готовность к действию. Именно дети , их помощь , помогла мне начать занятия , абстрагироваться от больничной обстановки.
. Ребенок попавший в отделение онко-гематологии испытывает страшный шок. Болезнь безжалостно и сразу делит жизнь на две половины --- «до» и «после». До – обычная жизнь , будни , школа , друзья , футбол , кружки , после – больничная палата , химиотерапия , уколы , операции , боль, перепуганные заплаканные родители . Привычный мир рушится , и дети и родители понимают , что они уже даже вылечившись , никогда не будут жить так как раньше, никогда не забудут этот период жизни. И самое главное – осознание ребенком того , что он уже не такой как все. Дети быстро узнают те вещи , о которых раньше не имели понятия, и о которых не имеют понятия большинство взрослых: при каких показателях лейкоцитов нельзя будет выходить из палаты , что такое пункция и сколько единиц должны быть тромбы.

(Рисунок Наташи Дегтяревой 15 лет дисгерминома , девочка нарисовала свою жизнь до болезни и после, 5 операций , пересадка костного мозга, ребенок погиб )




(Рисунок Саши 15 лет . апластическая анемия, несколько лет назад , с случае игры с детьми на улице ребенок потерял глаз.)
Во время лечения эмоциональные и физические нагрузки делают ребенка пассивным. Круг его интересов становится узким и привязанным к его состоянию. Потребность в активном взаимодействии с миром снижается . В результате снижается способность к адаптации. Часто бывает так , что ребенок уходит в себя. Он считает . что не сможет найти выход из сложившейся ситуации. Рисование помогает найти выход эмоциям , особенно важно это для тех детей , которые не могут «выговорится», ведь выразить свои проблемы в творчестве легче , чем рассказать о них. В процессе рисования снимается защита , которая есть при вербальном , привычном контакте, поэтому в результате арт-терапии «выговорится» становится намного легче. Рисование , как и сновидение , снимает барьер «эго-цензуры», затрудняющих словесное выражение.

Когда я начинала заниматься с детьми , то была готова к тому , что время занятий будет недолгое , ведь дети проходят химиотерапию, операции, лучевую терапию у них низкие анализы , они быстро устают. Неожиданно выяснилось , что как раз быстро устаю именно я. Дети были готовы рисовать часами , пропуская обед , возвращаясь после процедур , с капельницами в которых по ситуации была или кровь или лекарства.


Рисование продолжалось 3-4 часа , в конце занятий к детям подключались родители , которые брали листки бумаги и с удовольствием рисовали свои собственные картины.


(рисунок Ирины Хмельницкой мамы Данилы Хмельницкого, 7 лет медуллобластома, ремиссия)
Еще в первые мои визиты в отделение стала очень заметна разница , с которой относятся друг к другу здоровые дети ( попробуйте зайти на перемене в школу ), и дети , которые лечатся. У этих детей особенная дружба , в которой нет конкуренции и агрессии , есть теплота , бережность и нежность, они переживают и поддерживают друг друга. Очень часто , вылечившись и разъехавшись по разным городам , они поддерживают связь , стараются встретиться , очень тяжело переживают смерть товарищей. Они никогда не будут жестокими.
Поскольку передо мной изначально не стояла задача рассматривать рисование как процесс исключительно терапевтический, то мы с удовольствием отдались игре и творчеству. Мне очень не хотелось рисовать с детьми страхи , страдания или проблемы. Не хотелось, чтобы они думали об этом на занятиях, хотелось дать им небольшую передышку . пусть даже на несколько часов .Самым главным правилом для меня стало приходить в отделение только с хорошим настроением , что бы не случилось у меня лично или в отделении. Всегда очень важен положительный заряд , улыбка, добрая , веселая энергия , обязательно должен быть элемент игры. (например когда мы складываем листик . чтобы получилась монотипия , дети обязательно дуют три раза и говорят заклинание , каждый свое , без этого рисунок не получится. Верят в это и дуют даже подростки).
Карл Юнг считал, что воображение и творчество являются движущими силами человеческого существования. Роль фантазии и игры в творческом процессе Юнг описывал следующим образом: « Не только художник , но и любой творческий человек , кем бы он ни был , всеми своими величайшими достижениями обязан своей фантазии. Динамическим принципом фантазии является игра , которая считается присущей ребенку и тем самым несовместимой с серьезной работой. Но никакой творческий процесс не может зародиться и существовать без этой игры фантазии.»
Вообще методики терапии искусством основываются на том положении . что внутренне «Я» отражается в визуальных формах с того момента , как только человек начинает спонтанно писать красками , рисовать или лепить. Хотя Фрейд утверждал , что бессознательное проявляет себя в символических образах, сам он не использовал терапию искусством в работе с пациентами и прямо не поощрял пациентов к созданию рисунков. Но его ближайший ученик Карл Юнг настойчиво предлагал пациентам выражать свои мечты и фантазии в рисунках , рассматривая их как одно из средств изучения бессознательного. Мысли Юнга о персональных и универсальных символах и активном воображении пациентов оказали большое влияние на тех , кто занимается терапией искусством.
Первое с чего начинаются занятия с новенькими учениками, которые только поступили на лечение, это попытка снять внутренние запреты и правила. Например : не боятся испачкаться краской, для этого у нас есть правило: «Художников чистых не бывает. Если ты испачкался немножко -- то ты художник , если сильно- талантливый художник , если очень сильно—гений!!! В конце занятия самому грязному художнику (гению) выдается небольшой приз (маленький набор фломастеров , цветные карандаши ). Здесь главное не перегнуть палку , иначе в погоне за гениальностью дети раскрашиваются сами и раскрашивают заодно меня так , что потом меня не всегда пускают в общественный транспорт. Здесь полезно менять поощрения , иногда это за лучший колорит , иногда за самую веселую работу , за самую красивую палитру. Самое сложное это уговорить ребенка забыть все, чему его учили раньше . Забыть , что трава должна быть зеленой , небо синим , а снег – белым. Приветствуется все веселое и яркое , трава – фиолетовая, небо- желтое, земля – розовая. Иногда я прошу детей просто закрасить лист бумаги , но при этом выразить цветом настроение , например этот лист с веселым настроением , а этот грустный , а вон тот дальний очень задумчивый. Также в качестве упражнения мы делаем монотипии. Это довольно просто и удивительно, когда из разноцветных клякс появляется бабочка или цветок или трактор , кто что придумает. Очень интересные упражнения с цветной тушью и мокрым листом. Когда тушь растекается в непредвиденные узоры и нужно придумать сюжет и дорисовать его.

(Максим Степаненко , 8 лет , саркома Юинга , ампутирована нога)


Когда я училась, мне совсем не давалась перспектива , были совершенно не понятны принципы построения. Все оказалось намного проще . В один прекрасный момент преподаватель сжалилась надо мной и объяснила не так, как было написано в книжке , а простым и хитрым способом , поменяв угол зрения. Тогда я сделала вывод , что всегда есть два пути : 1.все можно объяснить сложно 2.все можно объяснить просто. Я стараюсь научить рисованию просто. Показать ребенку возможности живописи , простые , доступные, способы сделать красивый , яркий рисунок. И таким образом дать возможность максимально емко выразить свои чувства. Это также имеет большое значение для повышения самооценки ребенка, осознание своей значимости, уникальности, мотивирует его на дальнейшее творчество. Очень важно хвалить ребенка не только за выполненную работу , а даже за попытку ее выполнить. Слова поощрения, восхищения рисовальными способностями и доброжелательная оценка рисунка должны быть обязательны. Абсолютно не возможен раздраженный тон , уставший , безразличный вид, критика рисунка.


(Я с учеником)
Желательно чтобы каждый урок был интересный и разный , чтобы ребенок узнал что –то новое и полезное для себя. Если тема урока – зима , то на занятии желательно показывать картины художников ,рисующих зиму в разных стилях, техники в которых можно нарисовать снег (например очень интересный эффект получается мочалками или при натирании бумаги свечкой и процарапыванием .) .Тема море - это картины художников-маринистов , энциклопедии с разными видами рыб , экскурс в эпоху динозавров и выяснения какие водоплавающие существовали тогда, размышления какие рыбы могут быть на планете Марс и чем они будут отличаться от рыб на планете Венера и почему? Принести на занятия раковины , которые можно рассмотреть или даже приклеить сверху на готовый рисунок. Если тема – животные , то нужно познакомить детей с интересными фактами о необычных животных и увлекательно рассказать о них. Показать простые формулы рисования животных, поговорить о домашних любимцах , которые ждут маленьких хозяев дома. Художник , занимающийся с детьми , должен при каждом удобном случае собирать материал для уроков , постоянно покупать книги о художниках , о природе, флоре и фауне , о декоративном творчестве , стилях и видах искусства, собирать листья , чучела рыб, корни деревьев, бусинки, раковины , сухие листья ,интересные видеоматериалы, книги о фотографии.

Задание темы урока, ни в коем случае не является обязательным для всех детей. Обычно заданную тему с удовольствием рисуют малыши, старшие дети и подростки ( а в отделении могут проходить лечение подростки до 21 года) выбирают то . что они хотят рисовать сами . Моя задача состоит в том , что бы во время беседы о теме рисунка , мягко помочь выбрать лучший вариант , подсказать наиболее удачную для выбранной темы , технику исполнения (тушь , гуашь , карандаши ,акварель , жатая и смешанная с клеем туалетная бумага, гофро-картон.)

На занятиях мы пробовали рисовать гуашью, акварелью, цветными карандашами, пальцами , мочалками , разноцветной тушью , восковыми мелками , парафиновыми свечками , красками по стеклу (витражи) , красками по ткани, делали и раскрашивали венецианские маски , отливали фигурки и маски из гипса ,делали коллажи, лепили из глины, делали поделки из ракушек , перьев , блесток и ткани , рисовали на гофро-картоне, занимались графикой, рисовали перьями, жатой и намоченной в клее , туалетной бумагой.

(рисунок по ткани Виталика Арсенина , 20 лет , лимфогранулематоз, ремиссия )


Большое значение в моральном состоянии ребенка является одобрение его деятельности. С этой целью мы проводим различные выставки, акции и благотворительные аукционы . Это помогает ребенку установить контакт с окружающим миром потерянный при лечении , повысить собственную самооценку, также возможно определится со своей будущей профессией.


(выставка рисунков пациентов детского онко-гематологического диспансера в галерее «Грифон»)
( совместная выставка рисунков , поделок, фотографий онко-больных детей , проходящих лечение в разных больницах Украины в галерее «Печерской».)

Доказательства полезности метода арт-терапии в том ; что он 1) предоставляет возможность для выражения чувств в социально-приемлемой манере. Рисование , живопись красками или лепка являются безопасными способами разрядки напряжения. 2) ускоряют прогресс в терапии. Подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов , чем в разговоре во время вербальной психотерапии. Невербальные формы коммуникации могут с большей вероятностью избежать сознательной цензуры.3) дает основания для интерпретаций и диагностической работы в процессе терапии. Творческая продукция ввиду ее реальности не может отрицаться пациентом .Содержание и стиль художественной работы предоставляют терапевту огромную информацию , кроме того , сам автор может внести вклад в интерпретацию своих поизведений.4) позволяет работать с мыслями и чувствами , которые кажутся непреодолимыми. Иногда невербальное средство оказывается единственным инструментом , вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения.5) помогает укрепить терапевтическое взаимоотношение. Элементы совпадения в художественном творчестве членов группы могут ускорить развитие эмпатии и положительных чувств :6) способствует возникновению чувства внутреннего контроля и порядка .Рисование , живопись красками, лепка , приводят к необходимости организовывать формы и цвета 7) развивает и усиливает внимание к чувствам. 8) усиливает ощущение собственной личностной ценности , что очень важно для ребенка , повышает художественную компетентность. Побочным продуктом терапии искусством является удовлетворение , возникающее в результате выявления скрытых умений и их развития.

Использованная литература ;

К.Э. Рудестам «Групповая психотерапия»



А.И. Копытин «Основы арт-терапии»


Смотрите также:
Терапия искусством. Екатерина Сапожкова
128.91kb.
1 стр.
Великая княгиня Екатерина Павловна (1788-1818). Жизнь и судьба
213.77kb.
1 стр.
-
470.98kb.
3 стр.
Екатерина Сойкина. Аркадий, не говори красиво Сойкина Екатерина Вячеславовна
803.52kb.
7 стр.
Екатерина первая екатерина вторая каренина анна
357.45kb.
1 стр.
Лучевая терапия местнораспространенного рака шейки матки (оптимизация лечения, факторы прогноза) 14. 01. 12. Онкология 14. 01. 13. Лучевая диагностика, лучевая терапия
781.77kb.
4 стр.
Интегративная танцевально-двигательная терапия
4250.82kb.
27 стр.
Книга «Терапия акупунктуры Хуа То»
22.82kb.
1 стр.
Чемпионаты мира-2011 по зимним олимпийским видам спорта Сноуборд
564.29kb.
4 стр.
Сочинение ученика VIII класса мкоу березовской сош сапожкова Андрея
30.88kb.
1 стр.
Я. А. Рудаев Трансфузионная терапия при хирургических заболеваниях
3476kb.
15 стр.
Р интегральная психология сознание, Дух, Психология, Терапия Издательство аст издательство Института трансперсональной психологии Издательство К. Кравчука Москва 2004
4483.22kb.
22 стр.