Главная
страница 1страница 2 ... страница 6страница 7
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

(МОУ «Белоколодезская СОШ»)

I. Пояснительная записка.

Цель и задачи воспитания и социализации обучающихся.

Ценностные установки воспитания и социализации обучающихся
Программа построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, и направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России.

Программа направлена на:

  • освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения;

  • формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учетом потребностей рынка труда;

  • формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих личности обучающегося и ориентированной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;

  • формирование экологической культуры.

Исходя из опыта, традиции школы разработчики программы пришли к выводу о том, что именно уклад школьной жизни, ее дух, образ жизни учебного заведения оказывают мощное и постоянное воспитательное воздействие на обучающихся, поэтому цель программы воспитания и социализации - создание такого уклада школьной жизни, который формирует социально активную, духовно здоровую, творческую личность.

Практика убедила нас в том, что в образе и жизни школы, духе, стиле взаимодействия должна находиться культура – совокупность всего того, что делает человека человеком, основная социальная функция, которой – человекотворная, человекоформирующая. Ее высшее предназначение: созидать, творить человека, его духовный мир, его духовное здоровье. Именно культура составляет вечное и нерушимое прибежище, где дух человеческий находит пути ко всему просветленному и прекрасному.



Развитие такой личности является целью и основной задачей данной программы, содержание которой отражает основные направления этого развития:

Личностная культура



  • Способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни;

  • Готовность открыто выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать свои поступки, намерения;

  • Способность к правильному морально-нравственному выбору;

  • Трудолюбие, бережливость, способность к преодолению трудностей;

  • Осознание ценностей других людей, ценности человеческой жизни, умение противостоять действиям, представляющим угрозу физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности своей и других.

Семейная культура

  • Осознание ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству;

  • Понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших, ответственность за родных;

  • Бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода.

Социальная культура

  • Осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных, духовных и нравственных ценностей;

  • Приобретение лидерских качеств и участие членов гимнастического сообщества в решении социально значимых проблем;

  • Активная жизненная позиция, чувство ответственности за свою страну, приобретение навыков гражданского участия в решении актуальных социальных проблем через социальные проекты, участие во Всероссийских акциях и в решении актуальных проблем местного сообщества;

  • Знание законов, провозглашенных Конституцией РФ. Адекватное восприятие ценностей общества: прав человека, правового государства;

  • Готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи, поддержать межэтнический мир и согласие.

Целью и конечным результатом деятельности является выпускник основной школы.

Модель выпускника основной школы


Умеющий осуществлять устойчивый ценностный выбор



Выпускник школы – носитель высоконравственных ценностей, субъект социальных отношений




Принявший ответственность на себя за свою жизнь и жизнь окружающих

Признающий окружающих как данность и не подавляющий интересы других людей



Способный к духовно-нравственному самосовершенствованию, творчески преобразующий окружающий мир


II. Основные направления воспитания и социализации обучающихся

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов);

Воспитание социальной ответственности и компетентности (ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны);

Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности);

Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни (ценности: жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой);

Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии (ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, выбор профессии);

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание (ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности).
III. Содержание воспитания и социализации обучающихся,

виды деятельности и формы занятий

3.1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

Задачи:

• общее представление о политическом устройстве российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о символах государства, их историческом происхождении и социально-культурном значении, о ключевых ценностях современного общества России;

• системные представления об институтах гражданского общества, их истории и современном состоянии в России и мире, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

• понимание и одобрение правил поведения в обществе, уважение органов и лиц, охраняющих общественный порядок;

• осознание конституционного долга и обязанностей гражданина своей Родины;

• системные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны, знание национальных героев и важнейших событий отечественной истории;

• негативное отношение к нарушениям порядка в классе, школе, общественных местах, к невыполнению человеком своих общественных обязанностей, к антиобщественным действиям, поступкам.

Содержание деятельности

Изучают Конституцию Российской Федерации, получают знания об основных правах и обязанностях граждан России, о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о символах государства Флаге, Гербе России, о флаге и гербе Белгорода и Белгородской области, в котором находится образовательное учреждение.

Знакомятся с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, в том числе и героями Великой Отечественной войны – учителями-ветеранами, ветеранами педагогического труда школы, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, изучения учебных дисциплин).

Знакомятся с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России пополняя и посещая выставочные залы музея «Истории села Белый Колодезь», (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий в музей района, путешествий по родному краю и местам великих сражений. Знакомятся с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным праздникам).

Знакомятся с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина (в процессе экскурсий, встреч и бесед с представителями общественных организаций, посильного участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых для жителей села, в социально-значимых акциях, «Ветеран живет рядом», «Военные реликвии моей семьи – история моей родины», миссии волонтеров в дом ветеранов войны и труда).

Участвуют в беседах о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, в проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими.

Получают опыт межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми — представителями разных народов России, знакомятся с особенностями их культур и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурных праздников).

Участвуют во встречах и беседах с выпускниками школы, знакомятся с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма, изучают историю школы.




Виды деятельности и формы организации

Тематика занятий

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Классные часы, беседы, часы общения, дискуссии

Единый классный час

«Как мы выполняем законы школы».



Из истории школы. Открытие. Школа в годы войны. Диалог размышление «Какая она, наша школа?». «Экскурсии в музей истории села»

Из истории пионерской дружины.

«Поступки настоящего солдата». Из истории комсомольской организации. Встречи: «Они учились и работают в нашей гимназии»

Особенности и традиции школы. Встречи с ветеранами педагогического труда. Сбор материалов «Ими гордится школа»

Музейные уроки, посвященные учителям ветеранам ВОВ «Юность, опаленная войной». Встречи с учителями работавшими в школе «Одной мы связаны судьбой», «Разговор по душам» - с выпускниками-учителями работающими в школе.

Свобода. Существуют ли правила свободной жизни. Границы свободы

Защита Родины - почетная обязанность. Права и обязанности военнослужащего. Право и обязанность на защиту своей страны. Проблемы российской армии.


День знакомства с традициями школы.

Классный час «Чего мы хотим и что с нами будет». Деловая игра «Модель ученика 6 класса»

Презентация «Гербы Белгородчины. Значение геральдических изображении».

Тест «Я – гражданин России» (права и обязанности несовершеннолетних)



Устный журнал «Символы моей страны (формирование государственной символики: герб, гимн и флаг РФ). Символы моего села, района, города.

«Конституция как главный закон государства» (Конституция РФ. Государственное устройство России). День флага Белгородской области

Отношение к символам своей страны, государственный ритуал. «От первых стягов земли русской до знамени Победы» - музейный урок.

Сущность понятия гражданина. Права и обязанности гражданина. Право на образование и труд. Право и обязанность на защиту своей страны

Что такое «закон». Что такое «общественный порядок». Ответственность за нарушения общественного порядка.



Тест «Я гражданин России» (правовой статус гражданина России)

Привычки, традиции, нравы, формы поведения. «Знаю ли я свои права»

Правила и нормы поведения в обществе:

Социальные нормы;

Правовые нормы


«Мужество солдата. Как мы это понимаем».

Литературная гостиная «Слово о родном крае» - поэты Белгородчины о своей малой Родине.

«Поступки настоящего солдата».



Духовная жизнь. Сознание ума, чувств и их согласованность с нравственностью

Рассуждение на тему: «Взаимосвязь нравственных позиций общества: «Я хочу!», «Я могу!», «Я должен!»

Час рассуждения: «Незнание законов не освобождает от ответственности», справедливо ли это, по-вашему мнению?

Подросток и закон. Юридические границы подросткового возраста. Как вы понимаете выражение «риск – благородное дело». Любой риск можно считать оправданным или нет»

Всеобщая декларация прав человека: Общечеловеческие правовые документы; Идеал современного права; Права человека – мера его свободы.

Беседа на тему: «Человек и человечность: Мораль и гуманизм; Моральные нормы и поступки людей»

Права на службе человека

Рассуждение на тему: «В 14 лет подросток уже отвечает по закону…»

Диагностическая беседа «Как я представляю свои права и обязанности гражданина»

Деловая игра «Создаем конституцию класса».

Ролевая игра «Воспользуйся своим правом» (6 пунктов: 3- искренних, 3 - фальшивых).

Диалог-размышление «Зачем гражданину его права»



Диагностическая беседа «Что такое свобода?»

Деловая игра «Манифест свободного человека» (Разработка правил «Как пользоваться свободой».

Ролевая игра «Трудный выбор».

Диалог-размышление «Зачем человеку дана свобода?»

Диалог-размышление «Нужна ли профессиональная армия».

Диалог размышление «Готов ли я стать военным».

Конкурс-испытание «Солдатские будни».

Диалог-размышление «Проблемы российской армии»



Классный час «Правовая культура как составляющая общей культуры личности»

Классный час «Мораль и право»

Диалог-размышление «Закон и порядок».

Диалог-размышление «Как обеспечить свою безопасность».

Диалог-размышление «Зачем общественный порядок нарушается».

Встреча-беседа с представителями органов внутренних дел, «Правопорядок».

Диалог-размышление «Как не стать жертвой преступления»


«Каким нам представляется настоящий солдат».

«Мужество солдата как - мы это понимаем»

«Защитники России» (о Героях России)

«Путь мужества и славы» (о Героях Белгородчины – презентация)

«Каким нам представляется настоящий солдат».

Классный час «С русским воином через века…» (встреча с отцами военнослужащими).

Тестирование: «Что вы себе никогда не позволите, общаясь с любимым и дорогим для вас человеком?»




Формы участия граждан в политической жизни страны:

Участие в политических и общественных движениях;

Обращения в парламент и местные законодательные органы власти с предложениями и проектами;

Участие в собраниях и митингах;

Акция за кандидатов в депутаты


Конкурсы чтецов произведений на патриотическую тему (авторские стихи) (ежегодно) .

Литературная гостиная «Я люблю тебя край мой родимый»

Составьте список действий, которые могут вам повредить.

Уроки Мужества (в День защитника Отечества, 9 мая).

«Каким нам представляется настоящий солдат».



«Поступки настоящего солдата»

Встречи с выпускниками, служившими в армии.

Игра-путешествие «Святое Белогорье»;

«Бережем свое национальное достояние»



Литературная гостиная «А память, как колодец глубока»

Игра «В мире рыцарей немного - шире рыцарям дорогу!»


Утверждение человеческого достоинства в межличностном общении. Классный час-рассуждение: «Я не поступаю так: это ниже моего достоинства» Долг и совесть. Разговор по существу

заочная экскурсии в воинскую часть. «Дисциплина и свое мнение в армии». Литературная гостиная «С любовью к родине дыша»

Викторина: «Богатырская застава»

«Моё многонациональное село»

Проект «Книга памяти» (воспоминания учеников и их родственников – в музее села)

Реализация программы «Зеленая планета», зеленые островки памяти.

1. Деловая игра «Ученик школы».

2. Экскурсия в музей истории села.



Конкурс школьных плакатов «Я, ты, мы»

Конкурс чтецов «Поэзия народов мира»

Конкурс школьных плакатов «Я, ты, мы»

Участие в военно-патриотических играх «Зарница» и «Орленок»







«Что? Кто? Когда?» (планирование, ответственность каждого в реализации планов гражданско-патриотической направленности, разработка моделей ученика 7-8 класса)







Юридическая консультация: «Подросток и его права»

Литературная гостиная «Пою тебе, мой край родной» (о поэтах, писателях Белгородского края)

Проект: «Говорят мудрые» (высказывания великих людей о родине, Отечестве, вере, преданности).







Беседа «Правовые основы современного общества»

Классный час «Конституция РФ – основа общественной системы»

Час общения «Задержан полицией. Как вести себя»

Классный час «Неформалы. Кто они такие? Взаимоотношения с законом»

Лекция «Правовое государство – наше будущее или нынешний день»

Лекция «Право в системе социальных норм»

Экспресс-анкета «Что ты знаешь о своих правах и обязанностях»

Классный час «Мораль и право – дороги ведущие к человечности»

Ролевая игра «Суд над социально опасными преступлениями молодежи»

Диагностика-самооценка «Я – человек, но какой?»

Круглый стол «Расскажи мне об этом»

Лекция «Декларация прав ребенка»

Час общения «Твой друг – адвокат»

Конкурс «Знаешь ли право»

Беседа «Правовые отношения в ученическом коллективе»




Конкурс на лучшую защитную речь. Необходимо продолжить фразу «Да, он виновен, но заслуживает снисхождения»

Лекция «Защита человеческого труда в современных условиях»

Дискуссия «Добро и зло. Причины наших поступков»

Викторина «Знаешь ли Ты трудовое законодательство»

Обзор публикаций СМИ «Рассказы о жестокости и сочувствии»

Ролевая игра «Устройство на работу»

Классный час «Суд над сигаретой (обсуждение запрета на курение в общественных местах)»

Диалог «Собственность права и обязанности»

Юридическая консультация «Можешь ли ты стать бизнесменом?»

Классный час «Брак. Его правовые нормы»

Классный час «Демократия и свобода - что это такое?»

Лекция «Свобода печати и телевидения и права человека»

Классный час «Права работника и работодателя»

Классный час «Как бороться за свои права»

Ролевая игра «Товар, покупатель и продавец»

Дискуссия «Образование и право»

Выпуск бюллетеня «Закон об образовании»

Круглый стол «Свобода – это то, что позволено законом»




Экологический проект «Можно ли рвать цветы?»

Проект «Моя малая Родина»

Толерантность. Единство разных.

Викторина «Как живешь ты, отчий дом»










Дебаты «Доступность и востребованность культурного досуга и занятий спортом в нашем городе»

Общешкольные мероприятия

Цикл радиопередач «Дни воинской славы», «Маленькие герои большой войны» (День юного героя-антифашиста), «Солдат всегда солдат» (ко Дню защитника Отечества). Операция «Поиск»: «Реликвии моей семьи – история моей Родины». Операция «Радость людям» (поздравления ветеранов войны и труда). «Одной мы связаны судьбою» (встреча поколений – День народного единения). Уроки Мужества. Акция «Наши дела – Святому Белогорью». Волонтерские миссии. «Об ответственности за себя и за других». Экскурсии по местам боевой славы на Белгородчине к памятникам, обелискам, в музеи. Конкурсы знатоков истории Отечества, Родного края. Игра-путешествие по станциям:

-города-герои;

- военная история моего края;

- героическая хроника ВОВ;

Семейная викторина: «Что знаю я о селе своем»

Неделя толерантности «Пою мое Отечество» (культура, экономика, природа народов, населяющих нашу Родину).

Просмотр фильмов, спектаклей на военно-патриотическую тему.

Посещение музеев, выставок, концертных программ патриотической тематики.




следующая страница >>
Смотрите также:
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования
1034.82kb.
7 стр.
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования
1454.63kb.
7 стр.
Пояснительная записка 4 программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 11
2784.77kb.
21 стр.
Пояснительная записка к Программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
721.8kb.
3 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования государственного образовательного учреждения Прогимназия №1644 Юго-Западного окружного управления образования Департамента образования г. Москвы
2647.55kb.
12 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования бухарест 2012 Содержание
2745.25kb.
17 стр.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
544.27kb.
4 стр.
Правила приема обучающихся в Школу на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования
88.26kb.
1 стр.
Программа духовно нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального
817.25kb.
4 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011-2016 годы Дон-Терезин, 2011
14565.38kb.
77 стр.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
453.2kb.
3 стр.
Духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
884.61kb.
4 стр.