3. Здания и сооружения загородного оздоровительного учреждения
3.1. При проектировании загородных оздоровительных учреждений здания для проживания детей должны быть не выше 2-х этажей и рассчитаны на изолированное размещение не более 4-х отрядов.
Окна комнат спальных и кружковых помещений следует ориентировать по сторонам горизонта:
-
от 70 до 200° - во ИВ и ИГ климатических подрайонах северной широты и III, IV климатических районах;
-
от 70 до 290° - во ПА и НБ климатических подрайонах северной широты и I климатическом районе.
Допускается ориентировать не более 25 % жилых комнат в пределах от 290 до 70°.
13
СанПиН 2.4.4.1204—03
Окна варочных залов пищеблока следует ориентировать в пределах от 290 до 70° северной широты во всех климатических районах. При необходимости должны предусматриваться регулируемые солнцезащитные устройства.
3.2. В зависимости от климатического района в отапливаемых помещениях должны размещаться:
Название помещений
|
Климатические районы
|
Жилые комнаты, обеденные залы
|
1,Н
|
Медицинский пункт, изолятор
|
I, II, III
|
Сушилка для одежды и обуви, дом сторожа
|
I, И, III, IV
|
-
Состав и площади помещений загородного оздоровительного учреждения должны соответствовать требованиям строительных норм и правил (прилож. 5).
-
Спальные комнаты для девочек и мальчиков должны быть раздельными.
-
Стирка личных вещей детей проводится в специально выделенных помещениях при прачечных или в умывальных комнатах спальных корпусов в специально выделенных промаркированных для этих целей тазах.
-
Медицинский пункт допускается блокировать с изолятором. В учреждениях вместимостью до 300 мест медицинский пункт можно блокировать с административными помещениями только при наличии отдельно стоящего изолятора. При блокировке помещений наружные входы в них должны быть отдельными.
-
В медицинском пункте размещают кабинет врача-педиатра площадью не менее 10 м2, кабинет зубного врача - не менее 14 м2, процедурную - не менее 12 м2, комнату медицинской сестры - не менее 10 м2, туалет на 1 унитаз с умывальником в шлюзе.
-
В изоляторе должно быть не менее 2 палат (для капельных и кишечных инфекций). Количество коек в палатах изолятора, включающего боксы, принимается из расчета не менее 2 % вместимости загородного оздоровительного учреждения (площадь на 1 ребенка не менее 6 м2).
-
Изолятор помимо палаты бокса должен иметь следующий набор помещений: процедурную, санитарный узел, буфетную с помещением для мойки посуды не менее 6 м2, помещение для обработки и хранения уборочного инвентаря, приготовления дезрастворов (площадью не менее 6 м2), оборудованное поддоном, подводкой хо-
14
СанПиН 2.4.4.1204—03
лодной и горячей воды, вентиляцией. Во вновь строящихся и реконструируемых учреждениях необходимо предусмотреть душевую для обработки больных детей.
-
Оборудование помещений медицинского пункта должно соответствовать действующим санитарным правилам, обеспечено необходимым инвентарем, лекарственными средствами, перевязочным материалом для оказания медицинской помощи.
-
Проживание персонала в помещениях медицинского назначения не допускается.
3.7. Количество мест в обеденных залах столовой рассчитано на
одновременное обслуживание всех детей (в одну смену) из расчета
1,0 м
2 на одно место. Для младших школьников (6—9 лет) выделяют
обеденные залы вместимостью не более 100 мест.
3.7.1. У входа в зал или в отдельном помещении устанавливают умывальные раковины на двух уровнях (для младших и старших школьников) из расчета 1 на 20 детей. Для вытирания рук используют электрополотенце или бумажные салфетки (полотенца).
-
Не допускается размещать в подвальных и цокольных этажах зданий оздоровительных учреждений помещения для пребывания детей, столовые, помещения медицинского назначения. Использование помещений подвального и цокольного этажей должно осуществляться в соответствии с требованиями строительных норм и правил.
-
Состав и площади жилых, производственных, складских, культурных и служебно-бытовых помещений должны отвечать требованиям санитарных и строительных норм и правил (прилож. 5).
4. Санитарно-техническое благоустройство загородных оздоровительных учреждений
-
Здания загородного оздоровительного учреждения следует оборудовать системами хозяйственно-питьевого, противопожарного, горячего водоснабжения, канализацией и водостоками в соответствии с нормами проектирования внутреннего водопровода и канализации зданий, горячего водоснабжения. Все системы должны находиться в рабочем состоянии.
-
Учреждения должны быть обеспечены доброкачественной питьевой водой в соответствии с гигиеническими требованиями к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения.
15
СанПиН 2.4.4.1204—03
Разрешение на использование водного объекта для питьевых целей допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.
Норма расхода воды на 1 место - 130 л в сутки, в т. ч. горячей -40 л.
-
Горячим водоснабжением следует обеспечивать производственные помещения пищеблока, прачечную, постирочную, бани, душевые, умывальные, ногомойки, кабины личной гигиены девочек, а также помещения медицинского назначения. На случай аварийной ситуации в помещении пищеблока устанавливают резервные источники горячей воды.
-
Устройство канализации следует предусматривать в жилых корпусах, столовой, кухне, помещениях культурно-массового и медицинского назначения, физкультурно-оздоровительных и служеб-но-бытовых помещениях, прачечной, душевой, а также в отдельно стоящих уборных и умывальных.
При размещении учреждений в районах, не имеющих централизованной канализации, допускается устройство местных систем удаления и очистки сточных вод. Вопросы о выборе и устройстве местных систем канализации решаются с центрами Госсанэпиднадзора по месту размещения загородного оздоровительного учреждения.
4.5. Отопление следует предусматривать в зданиях и сооруже
ниях в соответствии с п. 3.3 настоящих санитарных правил.
Температура воздуха в жилых комнатах должна быть не ниже 18 °С, в палатах изолятора - 20 °С, в вестибюле - 16 °С. Относительная влажность составляет 40—60 %.
4.6. Производственные помещения столовых, централизован
ных кухонь, обеденных залов, помещения для занятий дополнитель
ным образованием детей (кружков, секций, клубов, студий и т. п.) в
зависимости от вида деятельности следует оборудовать вытяжной
вентиляцией с механическим побуждением в соответствии с требо
ваниями санитарных и строительных норм и правил.
Душевые и туалеты должны иметь самостоятельную вытяжную вентиляцию.
4.7. Все основные помещения должны иметь естественное осве
щение. Без естественного освещения допускаются помещения, рег
ламентированные строительными нормами и правилами.
Коэффициент естественного освещения (КЕО) в основных помещениях столовой, культурно-массового и физкультурно-оздоро-
16
СанПиН 2.4.4.1204—03
вительного назначения, в спальных комнатах должен быть не менее 1 %, в помещениях для кружковой деятельности - не менее 3,5—4 %. Для искусственного освещения обеденных залов, помещений культурно-массового назначения в зданиях круглогодичного функционирования рекомендуется использовать люминесцентные лампы. В спальных корпусах дополнительно предусматривается дежурное (ночное) освещение. Искусственная освещенность должна отвечать требованиям санитарным и строительным нормам и правилам в зависимости от назначения помещений учреждения (табл. 4.1).
Таблица 4.1
Искусственная освещенность в основных помещениях загородных оздоровительных учреждений при использовании люминесцентных ламп
Наименование помещений
|
Освещенность, лк
|
Поверхности, к которым относятся нормы освещения
|
Спальные комнаты
|
75
|
Горизонтальные поверхности на уровне 0,8 м
|
Помещения для занятий дополнительным образованием детей
|
300—500
|
-»-
|
Комната педагогов
|
300
|
-»-
|
Уборные, умывальные
|
75
|
на полу
|
Комнаты гигиены девочек, душевые
|
75
|
на полу
|
Обеденный зал и зрительный
|
200
|
Рабочие поверхности на уровне 0,8 м
|
Раздаточная
|
300
|
-»-
|
Холодные и горячие цехи, доготовочные и заготовочные
|
200
|
-»-
|
Моечные
|
200
|
-»-
|
Библиотека
|
300
|
-»-
|
Кабинет врача, процедурный
|
300
|
-»-
|
Изолятор
|
150
|
Горизонтальные поверхности на уровне 0,5 м
|
Примечание: при использовании ламп накаливания нормы освещенности уменьшаются вдвое.
17
СанПиН 2.4.4.1204-03
5. Отделка помещений и оборудование загородных оздоровительных учреждений
5.1. Поверхности стен, потолков, полов основных помещений
загородных оздоровительных учреждений должны быть гладкими,
позволяющими проводить их уборку (мытье) и дезинфекцию.
-
Стены и потолки спальных помещений, помещений для массовой работы и занятий дополнительным образованием, а также изолятора, медпункта и административных помещений должны быть окрашенными красками светлых тонов с коэффициентом отражения 0,7—0,8.
-
Используемые отделочные, строительные и полимерные материалы должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение с областью применения для детских и оздоровительных учреждений.
-
Стены производственных и складских помещений пищеблока следует облицовывать керамической глазурованной плиткой или окрашивать на высоту 1,8 м (коридоров - на высоту 1,5 м) влагостойкими материалами, допускающими систематическую очистку и влажную обработку с использованием дезинфицирующих средств.
-
Для покрытия полов спальных комнат, помещений для кружковых занятий и секций, медицинского пункта, административных помещений следует использовать дерево (дощатые полы, покрытые масляной краской). Допускается использование линолеума, имеющего санитарно-эпидемиологическое заключение с областью применения в детских и оздоровительных учреждениях.
-
Полы в помещениях с влажным режимом: душевых, туалетах, комнаты гигиены девочек, кладовых для сбора грязного белья и других, покрывают метлахской плиткой. Полы в помещениях столовой и душевых оборудуют сливными трапами с уклонами к отверстиям трапов.
-
Оборудование и мебель учреждения должны соответствовать гигиеническим и педагогическим требованиям и учитывать росто-возрастные особенности детей. Не допускается оборудование спален двухъярусными кроватями.
-
Спальные помещения оборудуют кроватями, тумбочками, шкафами для одежды, полками для хранения обуви. Расстояния между кроватями - не менее 50 см.
-
Медицинские помещения обеспечивают необходимым инвентарем и оборудованием в соответствии с их назначением. Не до-
18
СанПиН 2.4.4.1204—03
пускается в качестве стульев и кушеток использовать мягкую мебель (диваны, кресла, стулья с мягкой обивкой).
5.5. Необходимо засетчивать окна (при необходимости и двери) в помещениях спален, столовой, медицинского назначения от залета комаров, мух, москитов и других насекомых.
6. Содержание помещений и участка загородного оздоровительного учреждения
6.1. Перед началом оздоровительного сезона проводится гене
ральная уборка территории оздоровительного учреждения.
Необходимо проводить обрезку низко растущих и сухих веток деревьев, кустарников, вырубку молодой поросли, скашивание травы. Не допускается хранение сухого валежника и мусора на территории.
-
Ежедневно технический персонал убирает все помещения влажным способом с применением разрешенных моющих средств при открытых окнах и фрамугах. К уборке спален, которая проводится 2 раза в день (после ночного и дневного сна), можно привлекать детей, начиная с 10 лет.
-
Перед началом оздоровительной кампании и по окончании каждой смены технический персонал проводит генеральную уборку: моет полы, стены, двери, окна, осветительную арматуру, отопительные приборы, вентиляционные решетки и протирает мебель с использованием разрешенных моющих и дезинфицирующих средств (прилож. 6).
-
Перед началом работы загородных оздоровительных учреждений и в дальнейшем проводится профилактическая дезинфекция, дезинсекция и дератизация помещений (согласно договору между оздоровительным учреждением и организациями, имеющими разрешение на данный вид деятельности).
-
Постельные принадлежности (матрацы, подушки, одеяла) -перед началом каждой смены следует проветривать и просушивать на воздухе. Один раз в год перед началом оздоровительной компании постельные принадлежности должны подвергаться химической чистке. Постельные принадлежности, бывшие в употреблении по другому назначению, должны подвергаться камерной дезинфекции.
-
В случае регистрации капельных или кишечных инфекций, постельные принадлежности двукратно чистят щеткой с использованием дезсредств. При возникновении заболевания вирусным гепатитом обязательна камерная обработка постельных принадлежностей.
19
СанПиН 2.4.4.1204—03
6.7. В умывальных, душевых, постирочных, комнатах гигиены
девочек и уборных ежедневно моют полы, стены, дверные ручки
горячей водой с применением моющих средств. Кроме того, полы
протирают по мере загрязнения, но не менее 3 раз в день.
Унитазы моют 2 раза в день при помощи квачей и щеток горячей водой с применением моющих средств; для удаления мочекис-лых солей используют разрешенные препараты. Дезинфекцию унитазов проводят в конце дня.
6.8. Помещения столовой подлежат ежедневной влажной уборке.
Уборку обеденных столов, производственных помещений, оборудования и инвентаря проводит персонал учреждения после каждого приема пищи.
Генеральную уборку проводят перед каждой сменой, используя моющие и дезинфицирующие средства (мытье стен, осветительной арматуры, очистка стекол от пыли и копоти и т. п.).
6.9. Уборочный инвентарь (тазы, ведра, щетки, тряпки и др.)
должен быть промаркирован и закреплен за отдельными помеще
ниями. После использования уборочный инвентарь моют горячей
водой с моющими и дезинфицирующими средствами и хранят в спе
циально выделенных для этого шкафах или помещениях.
Уборочный инвентарь для уборки санитарных узлов должен иметь сигнальную окраску (красную, оранжевую) и храниться отдельно.
Моющие и дезинфицирующие средства хранят в таре изготовителя в специально отведенных помещениях в соответствии с инструкциями.
Уборка производственных, вспомогательных, складских и бытовых помещений столовой проводится уборщицами; рабочие места убирают сами работающие, а туалеты - только закрепленный технический персонал.
6.10. Уборка территории оздоровительного учреждения прово
дится ежедневно: утром за 1—2 ч до выхода детей на участок и в
течение дня по мере необходимости. В сухую погоду поверхности
площадок и травяной покров необходимо поливать за 20 мин до
начала спортивных занятий.
Мусор собирают в мусоросборники и при заполнении 2/з их объема вывозят на полигоны твердых бытовых отходов в соответствии с договором на вывоз бытовых отходов. После освобождения контейнеры (мусоросборники) должны быть очищены и обработаны средствами, разрешенными в установленном порядке в соответ-
20
СанПиН 2.4.4.1204—03
ствии с указаниями по борьбе с мухами. Категорически запрещается сжигать на территории бытовой мусор и листья.
Смену песка в песочницах проводят при загрязнении яйцами гельминтов и механическими примесями.
-
Банные дни проводят не реже 1 раза в 7 дней.
-
Следует иметь не менее 3 смен постельного белья и 2 смен наматрасников.
-
Постельное белье и полотенца для лица и ног меняют по мере загрязнения, но не реже 1 раза в неделю.
-
Грязное белье в спальных помещениях складывают в специальные мешки (матерчатые, клеенчатые, пластиковые), которые доставляют в прачечную учреждения, либо после сортировки отправляют в централизованную прачечную. Для сбора и сортировки грязного белья необходимо иметь специальную комнату при прачечной. После использования матерчатые мешки стирают, клеенчатые и пластиковые обрабатывают мыльно-содовым раствором, а при наличии инфекции - одним из дезинфицирующих средств. Помещение для сбора грязного белья, после его отправки в прачечную, необходимо дезинфицировать.
-
Для раздельного хранения чистого белья и постельных принадлежностей оборудуют кладовые (3 помещения).
7. Режим дня в загородных оздоровительных учреждениях
7.1. В целях оздоровления и обеспечения полноценного отдыха
детей и подростков необходимо обеспечить рациональную органи
зацию режима дня:
-
оптимальное чередование всех видов деятельности с учетом возраста, пола, состояния здоровья и функциональных возможностей детей;
-
максимальное пребывание детей на свежем воздухе и использование естественных факторов природы;
-
проведение оздоровительных, физкультурных, культурных мероприятий;
-
достаточную продолжительность сна;
-
полноценное питание.
7.2. Режим дня в оздоровительных учреждениях строится в за
висимости от возраста детей. В распорядке дня необходимо выде
лять детям не менее 1,5 ч свободного времени, с распределением его
на первую и вторую половины дня (прилож. 7).
21
СанПиН 2.4.4.1204—03
-
Каждому ребенку рекомендуется заниматься не более чем в 2 кружках и одной спортивной секции. Занятия кружка проводятся не чаще 2 раз в неделю и продолжаются не более двух часов. Занятия физической культурой и спортом должны проводиться ежедневно.
-
В учреждении организуются с учетом воспитательной и оздоровительной направленности в соответствии с возрастом детей следующие виды деятельности. Для детей 6—10 лет допускается: уборка постелей, несложные работы по уходу за помещениями и территорией, сбор ягод и лекарственных трав под наблюдением воспитателя; для старших школьников - дежурство по столовой (сервировка столов, уборка грязной посуды), для детей старше 14 лет - уборка обеденного зала, благоустройство территории, уборка спальных комнат.
-
Не разрешается привлекать детей к работам, связанным с большой физической нагрузкой (переноска и передвижение тяжестей, пилка дров, стирка постельного белья); с опасностью для жизни (мытье окон, протирка светильников), опасным в эпидемиологическом отношении (уборка санузлов, умывальных комнат, уборка и вывоз отбросов и нечистот, обработка чаши бассейна); запрещена уборка мест общего пользования: лестничных площадок, пролетов и коридоров, мытье полов с применением моющих и дезсредств.
-
При дежурстве в столовой дети не допускаются к приготовлению пищи, чистке вареных овощей, раздаче готовой пищи на кухне, резке хлеба, мытью посуды, разносу горячей пищи. Запрещен вход детей в производственные помещения пищеблока.
-
Дежурство детей по столовой и территории лагеря должно быть не чаще одного раза в 7—10 дней.
8. Организация питания в загородных оздоровительных учреждениях
-
Требования к устройству, содержанию помещений пищеблока, оборудованию, инвентарю, посуде и таре должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к организации общественного питания.
-
Пищеблоки, независимо от вместимости учреждения, должны иметь полный набор производственных цехов, обеспечивающих поточность технологического процесса согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них продовольственного сырья и пищевых продуктов.
22
СанПиН 2.4.4.1204—03
-
Технологическое оборудование, инвентарь, посуда, тара выполняются из материалов, имеющих санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам и нормам. Производственное оборудование и разделочный инвентарь закрепляются за каждым цехом и имеют специальную маркировку (прилож. 8).
-
При технологических процессах приготовления блюд и работе оборудования должна быть исключена возможность контакта сырых и готовых к употреблению продуктов.
-
Транспортирование пищевых продуктов проводят в условиях, обеспечивающих их сохранность и предохранение от загрязнения (прилож. 9).
-
Пищевые продукты, поступающие на пищеблок, должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к продовольственному сырью и пищевым продуктам, и сопровождаться документами, удостоверяющими их качество и безопасность, с указанием даты выработки, сроков и условий хранения продукции. Сопроводительный документ необходимо сохранять до конца реализации продукта. Для контроля за качеством поступающей продукции проводится бракераж и делается запись в журнале бракеража продукции (прилож. 10).
-
Не допускается хранение скоропортящихся продуктов без холода. В холодильных камерах должны строго соблюдаться правила товарного соседства. Сырые и готовые продукты следует хранить в отдельных холодильных камерах. В небольших учреждениях, имеющих одну холодильную камеру, а также в камере суточного запаса продуктов, допускается их совместное кратковременное хранение с соблюдением условий товарного соседства (на отдельных полках, стеллажах). Условия и сроки хранения продуктов должны соответствовать требованиям санитарных правил (прилож. 11, 12).
-
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных и массовых отравлений среди детей и подростков в оздоровительные учреждения не допускается принимать:
-
продовольственное сырье и пищевые продукты без документов, подтверждающих их качество и безопасность;
-
продовольственное сырье и пищевые продукты с истекшими сроками реализации, признаками порчи и загрязнения;
-
мясо и субпродукты сельскохозяйственных животных без клейма и ветеринарного свидетельства;
-
мясо 2—3 категории;
-
мясо водоплавающей птицы (утки, гуси);