Главная
страница 1страница 2 ... страница 11страница 12


ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
На правах рукописи
ФАТЕЕВ Константин Валерьевич
ДИССЕРТАЦИЯ

НА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ

КАНДИДАТА ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ

УВОЛЬНЕНИЯ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ ГРАЖДАН, ПРОХОДЯЩИХ ЕЕ ПО КОНТРАКТУ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Диссертация защищена в диссертационном совете Военного университета 20 апреля 2000 г. В настоящей программе «Военное право» приводится извлечение из диссертации.)
Специальность: 20.02.03. Военное право,

военные проблемы международного права

Научный руководитель - Заслуженный юрист

Российской Федерации, академик Академии

военных наук, доктор юридических наук,

профессор СТАРОВ Борис Федорович




МОСКВА - 2000


О Г Л А В Л Е Н И Е

Введение............................................................................................... 3

Глава I. Понятие и основания увольнения с военной службы граждан, проходящих ее по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации....................................................................................................15

1. Сущность увольнения с военной службы военнослужащих, проходящих ее по контракту...................................................................... 15

2. Становление и развитие законодательства об основаниях увольнения с военной службы.....................................................................46

3. Виды правовых оснований увольнения с военной службы граждан, проходящих ее по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации ...................................................................................................73

Глава II. Правовое регулирование порядка увольнения с военной службы по контракту граждан Российской Федерации.........................156

1. Полномочия должностных лиц по увольнению с военной службы военнослужащих, проходящих ее по контракту......................................156

2. Порядок увольнения с военной службы военнослужащих, проходящих ее по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации..................................................................................................170

Заключение.........................................................................................209

Список литературы.............................................................................213

Приложения........................................................................................223



Введение.

Актуальность диссертационного исследования.

Проведение военной реформы и процесс реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации требует дальнейшего развития и совершенствования военного законодательства, обеспечения законности в деятельности органов военного управления и должностных лиц, соблюдения прав военнослужащих и членов их семей.

Успешная реализация мероприятий и достижение целей военной реформы зависит от выполнения ряда задач, среди которых выделяются качественное совершенствование организационно-штатной структуры Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, обеспечение их боевой и мобилизационной готовности, гарантирующей военную безопасность страны, приведение штатной численности военнослужащих на уровень, адекватный существующим и потенциальным военным угрозам, с учетом экономических возможностей государства, создание эффективной системы гарантий военнослужащим, увольняемым с военной службы по контракту.

Чтобы отвечать своему назначению, правовые нормы по вопросам увольнения с военной службы граждан, проходящих ее по контракту, должны быть научно обоснованными. Они должны правильно отражать реальные процессы, истинные причины соответствующих явлений, точно учитывать потребности Вооруженных Сил, личные интересы увольняемых, а также возможности государства.

Субъективизм, игнорирование объективной действительности особо нетерпимы в работе с военнослужащими, так как здесь ошибки могут повлечь за собой тяжкие последствия.

Отсюда ясно, что раскрытие и дальнейшее развитие теоретических основ увольнения с военной службы, постоянное совершенствование законодательства в этой области и разработка практических рекомендаций, направленных на правильное применение действующего законодательства при увольнении с военной службы командирами (начальниками), кадровыми органами, должностными лицами юридической службы, имеют большое и актуальное значение.

В последние годы в связи с проводимым реформированием Вооруженных Сил Российской Федерации с военной службы досрочно увольняется значительное число офицеров, прапорщиков и мичманов, многие из которых находятся в трудоспособном возрасте и не выслужили установленных сроков, дающих право на пенсионное обеспечение. Из-за ограниченного финансирования Вооруженных Сил, обострения социальных проблем в армии и на флоте, снижения жизненного уровня военнослужащих и членов их семей возросло количество военнослужащих, увольняемых по истечении срока контракта либо досрочно, что ведет к оттоку квалифицированных специалистов из Вооруженных Сил.

С принятием в 1998 г. федеральных законов “О воинской обязанности и военной службе” и “О статусе военнослужащих” законодатель значительно расширил основания увольнения с военной службы, в том числе и досрочные основания увольнения с военной службы. Однако новые основания увольнения с военной службы и порядок увольнения по этим основаниям до настоящего времени исследованы недостаточно, какого-либо специального научного исследования, посвященного наиболее полному изучению аспектов, связанных с увольнением с военной службы граждан, проходящих ее по контракту, не проводилось. Не в полной мере дает ответ на указанные вопросы утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237 Положение о порядке прохождения военной службы1.

Эти проблемы необходимо решать в соответствии с принципами правового государства, на основе Конституции Российской Федерации, Декларации прав и свобод человека и гражданина, федеральных законов “Об обороне”, “О воинской обязанности и военной службе”, “О статусе военнослужащих”, других нормативных правовых актов, с учетом обеспечения требуемой укомплектованности войск (сил), с анализом демографических факторов, возможностей государства на переход к комплектованию Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов в добровольном порядке (по контракту).

Ранее предпринимались попытки рассмотрения некоторых вопросов увольнения с военной службы. Отдельные правовые вопросы, связанные с увольнением с военной службы рассматривались в диссертационных исследованиях Овсянко Д.М., Назарчука А.П., а некоторые аспекты деятельности органов военного управления, их должностных лиц, органов военной прокуратуры и военных судов по данному вопросу в той или иной мере затрагивались в работах российских ученых Антошина А.М., Артамонова Н.В., Белявского В.Г., Бурдина П.К., Дамаскина О.В., Загорского Г.И., Колибаба Г.Н., Коровникова А.В., Краснова Н.И., Кузнецова Н.И., Мигачева Ю.И., Попова Л.Л., Романова П.И., Серегина В.П., Старова Б.Ф., Стрекозова В.Г., Тер-Акопова А.А. и других авторов.

Законодательство Российской Федерации, регулирующее увольнение с военной службы по контракту, а также правовое положение военнослужащих, увольняемых с военной службы и граждан, уволенных с военной службы, является крайне несистемным. Одновременно действуют, например, около 80 актов бывшего Союза ССР и Российской Федерации, которые далеко не всегда согласуются друг с другом. Пакет “военных законов”, принятых в 1992-1999 гг., в совокупности с другими нормативными актами, определенная практика их применения, в том числе и судебная, только положили начало формированию в системе взаимоотношений “личность (военнослужащий) - государство” механизма взаимной ответственности этих субъектов общественных отношений друг перед другом при окончании военной службы.

На протяжении длительного периода времени вопросам увольнения с военной службы уделялось недостаточное внимание. Основная задача государства сводилась к организации военной службы, а вопросы, связанные с окончанием военной службы практически оставались без рассмотрения. Вместе с тем, из общего количества писем, поступивших в Приемную Министра обороны Российской Федерации с 1994 по ноябрь 1999 г. (всего по годам: 47485; 43486; 42894; 31647; 24382, 16738) обращения, связанные с увольнением с военной службы составляют в среднем 42,2 %, причем в последние два года они составили 54,3 % от общего количества обращений. Среди тех, кто обращался непосредственно в Приемную Министра обороны Российской Федерации с 1994 по ноябрь 1999 г. (всего по годам: 4600, 3240, 2597, 2221, 1982, 1224) по вопросам увольнения с военной службы 66,8 % (60,4; 66,7; 71,4; 80,8; 54,7 - См.: График 1 приложения 3).

Среди поступающих в военные суды жалоб военнослужащих продолжает резко расти количество обращений по вопросам, связанным с увольнением с военной службы. Из общего числа жалоб, поданных в военные суды в первом полугодии 1998 г., жалобы на неправомерное увольнение с военной службы занимали второе место - 698 обращений. В это число не входили жалобы по жилищным вопросам при увольнении с военной службы (386 обращений) и нарушение условий контракта о прохождении военной службы со стороны Министерства обороны (98 обращений). Указанное наглядно отражено в схеме 1 приложения 3.

К настоящему времени не дано четкого понятия увольнения с военной службы, не показаны отличия от увольнения с государственной службы или увольнения с работы работника по трудовому договору, не исследованы

причины и основания увольнения с военной службы. Нуждается в исследовании правовое регулирование порядка увольнения с военной службы и полномочий должностных лиц в этом вопросе.

Отсутствие комплексного исследования по указанным вопросам еще более подчеркивает актуальность выбранной темы диссертационного исследования.



Объектом диссертационного исследования является совокупность правовых отношений в процессе прекращения военно-служебных отношений по инициативе сторон увольнения.

Предметом диссертационного исследования является увольнение с военной службы как особый правовой институт военно-служебных отношений в процессе окончания военной службы. Структурными частями предмета изучения являются понятия: увольнение, основание и причина увольнения с военной службы, их виды, принципы увольнения с военной службы, полномочия должностных лиц по увольнению с военной службы, порядок увольнения и другие вопросы, находящиеся в границах объекта исследования.

Цель и задачи исследования.

Целью диссертационной работы является комплексное исследование социально-правовой сущности увольнения с военной службы по контракту, его правового регулирования и разработка научно-практических рекомендаций по совершенствованию военного законодательства.

Достижение цели предполагает решение следующих задач:

1. Определение исходных теоретических положений, раскрывающих социально-правовую сущность увольнения с военной службы граждан, проходящих ее по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации.

2. Определение понятия увольнение, правовых оснований увольнения и их последствий.

3. Анализ правовых норм, закрепляющих основания увольнения с военной службы в Российской Федерации, а также в дореволюционной России, СССР, США, Великобритании, ФРГ, Франции.

4. Разработка научно-практических рекомендаций по совершенствованию законодательства об увольнении с военной службы, обеспечению законности увольнения с военной службы и аргументация создания стройной и непротиворечивой системы законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы увольнения с военной службы, в т.ч. принятие нормативных правовых актов, учитывающих особенности увольнения с военной службы по основаниям, впервые установленным законодателем в 1998 году в Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе».

Методология и методика исследования.

Методологическую основу диссертационного исследования составляют комплекс научных методов познания социально-политических явлений и процессов: общенаучные и частнонаучные, специальные методы познания социально-правовых явлений - конкретно-исторический, социологический, системно-структурный, сравнительно-правовой, программно-целевой и др. В исследовании используются также общелогические методы познания (анализ, синтез, обобщение), с помощью которых выявляются закономерности, существующие в сфере государственно-правовых явлений, проблемы и пути совершенствования правового регулирования увольнения с военной службы по контракту.

Юридической базой исследования являются: Конституция Российской Федерации, федеральные законы «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», другие федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, а также законодательные и иные нормативные правовые акты СССР, регламентирующие вопросы увольнения с военной службы.

Исходной теоретической базой работы являются научные труды ученых дореволюционного, советского и современного периодов, работы зарубежных ученых, специальная литература в области теории государства и права, административного и военного права.

Эмпирическую базу данной работы составляют документы за период 1993 - 1999 годов архивов и делопроизводств управлений кадров видов Вооруженных Сил, доклады о состоянии правовой работы видов Вооруженных Сил, анализы деятельности и справки о работе приемных Министра обороны Российской Федерации и главнокомандующих видами Вооруженных Сил, материалы Военной коллегии Верховного Суда РФ, обзоры правоприменительной судебной практики, социологические исследования, проведенные лично автором (таблицы 1-4 приложения 3).

Научная новизна и теоретическая значимость исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что данная диссертация представляет собой первое комплексное, монографическое исследование организационно-правовых вопросов увольнения с военной службы граждан, проходящих ее по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Теоретическая значимость работы определяется разработкой обладающих определенной научной новизной положений, выводов и практических рекомендаций, включающих:

- определение понятия увольнения с военной службы, принципов, закономерностей, юридических и материальных предпосылок увольнения, правовых оснований увольнения с военной службы, классификацию их видов и порядка увольнения по ним;

- понятие и содержание полномочий должностных лиц по увольнению с военной службы;

- предложения и выводы по совершенствованию военного законодательства, регулирующего увольнение с военной службы граждан, проходящих ее по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации.



Основные положения, выносимые на защиту:

1. Определение понятия «увольнение с военной службы» как совокупности правоотношений между субъектами увольнения с военной службы, урегулированных на основе норм военного права в отношении блага, находящегося в распоряжении управомоченной стороны и охраняемого государством, посредством осуществления субъективных прав и выполнения юридических обязанностей.

2. Основание увольнения с военной службы представляет собой конкретный юридический факт, с которым законодатель связывает наступление правовых последствий в виде окончания военно-служебных отношений, а причина увольнения с военной службы является фактическим жизненным обстоятельством, выступающим в роли предпосылки юридического факта окончания военной службы.

3. Под увольнением с военной службы в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта понимается совокупность юридических действий управомоченных должностных лиц в пределах предоставленной им дисциплинарной власти, направленных на прекращение с военнослужащим военно-служебных отношений, в связи с невыполнением последним добровольно взятых на себя обязательств по прохождению военной службы в течение срока заключенного контракта и исполнению общих, должностных и специальных обязанностей военнослужащего.

4. Сущностью полномочия должностного лица по увольнению с военной службы является часть его компетенции и совокупность персонифицированных юридических обязанностей и субъективных прав по исполняемой должности, связанной с осуществлением государственных функций по работе с кадрами.

5. Предложения по совершенствованию законодательства об увольнении с военной службы, сформулированный проект федерального закона «О внесении изменений в федеральные законы «О воинской обязанности и военной службе» и «О статусе военнослужащих» (прилагаемый к работе).



Практическая значимость исследования.

Практическое значение работы заключается в том, что полученные результаты, теоретические положения и выводы могут быть использованы в деятельности органов военного управления и их должностных лиц, в совершенствовании федеральных законов «О воинской обязанности и военной службе» и «О статусе военнослужащих».

Результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе на военно-юридическом факультете Военного университета при преподавании учебных дисциплин: «Военная администрация», «Прокурорский надзор», «Административное право», «Правовая работа в Вооруженных Силах Российской Федерации», а также при изучении курса «Военное право» курсантами и слушателями других военных образовательных учреждений профессионального образования Российской Федерации.

Материалы данной диссертации легли в основу комментариев к федеральным законам «О воинской обязанности и военной службе» (Издательство «За права военнослужащих», М., 1999 г., 480 с.), «О статусе военнослужащих» (Издательство СПАРК, М., 1998 г., 576 с.), а также справочного пособия «Увольнение с военной службы» (Издательство Бизнес Консалтинг Центр, М., 1998 г., 335 с.), написанных автором настоящего исследования в соавторстве. Комментарии и справочное пособие плодотворно используются в учебном процессе Военного университета, в других военных образовательных учреждениях профессионального образования, в системе общественно-государственной подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации.


Объем диссертации и ее структура.

Диссертационное исследование изложено на 232 листах машинописного текста. Оно состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Во введении обосновывается актуальность, новизна, теоретическая и практическая значимость работы, определяются цель и задачи исследования, его методологические основы, указываются основные положения, выносимые на защиту, и апробация результатов исследования.

В первой главе «Понятие и основания увольнения с военной службы граждан, проходящих ее по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации» на основе анализа Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации и иных нормативных правовых актов рассматривается сущность увольнения с военной службы, анализируются закономерности и признаки увольнения с военной службы, основные тенденции становления и развития законодательства об основаниях увольнения с военной службы, исследуются понятия основание и причина увольнения, дается классификация оснований увольнения с военной службы, их правовое регулирование.

Во второй главе - «Правовое регулирование порядка увольнения с военной службы по контракту граждан Российской Федерации» исследуются полномочия Президента Российской Федерации, воинских должностных лиц, связанные с увольнением с военной службы военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, излагается порядок увольнения с военной службы, вырабатываются предложения и рекомендации по его совершенствованию.

В заключении изложены основные выводы исследования и научно-практические рекомендации по совершенствованию действующего законодательства, регулирующего увольнение с военной службы военнослужащих, проходящих ее по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации.

В приложении приведены проект федерального закона «О внесении изменений в федеральные законы «О воинской обязанности и военной службе» и «О статусе военнослужащих», алгоритм действий военнослужащего при исключении из списков личного состава воинской части, связанный с его увольнением с военной службы, а также статистические данные по вопросам увольнения с военной службы, собранные автором в ходе проведенного исследования.

Апробация результатов исследования.

Диссертация подготовлена на кафедре военной администрации, административного и финансового права Военного университета, где проводилось ее обсуждение.

Положения и выводы, полученные диссертантом в ходе проведенного исследования были апробированы им в выступлениях перед практическими работниками кадровых органов видов Вооруженных Сил, на курсах усовершенствования военных юристов по специализации “юрисконсультская работа”, на научно-практических конференциях и семинарах, при проведении лекций в системе общественно-государственной подготовки в Военном университете, Военно-экономическом университете, при проведении учебных занятий с курсантами и слушателями Военного университета.

Материалы диссертации послужили основой для подготовки автором информационно-правовых справочных систем для ЭВМ «Социально-правовая защита граждан, уволенных с военной службы, лиц приравненных к ним по обеспечению, и членов их семей» (ИПСС «Военный пенсионер»)2, «Социально-правовая защита инвалидов войн, вооруженных конфликтов и военной службы» (ИПСС «Инвалид военной службы») 3, которые более двух лет используются при консультировании граждан, уволенных с военной службы, Центром переподготовки и переквалификации военнослужащих «Кутузовский», органами службы занятости г. Москвы, юридическими консультациями Межрегиональной коллегии адвокатов помощи предпринимателям и гражданам и другими.



Глава I. Понятие и основания увольнения с военной службы граждан, проходящих ее по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации

1. Сущность увольнения с военной службы военнослужащих, проходящих ее по контракту.

Основой выделения увольнения с военной службы военнослужащих, проходящих ее по контракту4, в самостоятельный объект и предмет исследования является, по нашему мнению, одна из объективных закономерностей, которая связана с прохождением военной службы и ее неизменным атрибутом, окончанием военно-служебных отношений путем увольнения с военной службы. Увольнение с военной службы оформляется в систему качественно своеобразных общественных отношений. Часть этих отношений опосредуется нормами права, совокупность которых по существу, является правовым выражением указанной закономерности.

О понятии увольнения с военной службы можно говорить в широком и узком смысле.

В научной и юридической литературе увольнение с военной службы относят к юридическим фактам, связанным с изменением служебно-правового положения военнослужащих в процессе фактического выполнения ими воинской обязанности. Именно с этим юридическим фактом законодательство, по мнению Д.М. Овсянко, связывает прекращение военно-служебных отношений.5 В Положении о порядке прохождения военной службы увольнение с военной службы рассматривается как обстоятельство (событие), которым в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», другими федеральными законами и указанным Положением определяется служебно-правовое положение военнослужащих при прохождении военной службы.6

Юридические факты - это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми норма права связывает наступление определенных юридических последствий7. С данной позиции о понятии увольнения с военной службы как юридическом факте можно говорить в узком смысле.

Однако, юридические факты являются предпосылками правоотношений8. По нашему мнению, нельзя говорить об увольнении с военной службы как о предпосылке правоотношений. Увольнение с военной службы - является совокупностью правоотношений, постольку, поскольку обозначает отношения между военнослужащими и должностными лицами, органами военного управления, урегулированные на основе норм права, и позволяет уяснить, каким образом право воздействует на поведение указанных субъектов при прекращении военно-служебных отношений.

Как правильно отмечает С.С. Алексеев, правоотношение «выражает особую общественную связь между лицами, связь через права и обязанности»9. Возникают эти права и обязанности на основе норм права. Без норм права правовые отношения не могут возникать. Такова закономерность. При этом структура правоотношений при увольнении с военной службы наглядно проявляется только во взаимодействии прав и обязанностей его участников. Праву одного субъекта увольнения с военной службы соответствует обязанность другого субъекта увольнения.

Правоотношения при увольнении с военной службы имеют ряд признаков, характерных для любого правоотношения:

- они возникают только на основе норм права;

- они охраняются государством и обеспечиваются государственным принуждением;

- они реализуются на основе субъективных прав и юридических обязанностей;

- это волевые отношения, поскольку для их возникновения необходима воля его участников10.

Возникновение правоотношений при увольнении с военной службы осуществляется на основе материальных и юридических предпосылок.

Материальные предпосылки увольнения с военной службы - это жизненные интересы и потребности участников (субъектов) увольнения. Под их влиянием участники увольнения вступают в отношения с военнослужащими, органами военного управления, их должностными лицами. Другими словами, это совокупность различных обстоятельств (социально-экономических, политических, семейных и иных), требующих правового регулирования.

Юридические предпосылки увольнения с военной службы состоят из трех составляющих: норма права; правосубъектность; юридический факт. Если таких предпосылок нет, правоотношение невозможно.

В чем значение нормы права для такого правоотношения как увольнение с военной службы? Прежде всего, норма права и правоотношение - это составные части одного механизма - механизма правового регулирования увольнения с военной службы. Кроме того, норма права - это основа возникновения правоотношения, поскольку она устанавливает круг субъектов правоотношений, предусматривает условия их возникновения, содержит санкции за невыполнение предусмотренного нормой правила поведения при увольнении с военной службы.

Наконец, норма права определяет субъективные права и юридические обязанности участников увольнения с военной службы.

Любое правоотношение имеет следующую структуру: субъект; объект; субъективное право; юридическая обязанность.

Субъектами увольнения с военной службы являются военнослужащие и должностные лица (командиры, начальники), которые имеют определенные субъективные права и несут те или иные юридические обязанности.

Субъекты увольнения с военной службы для реализации своих прав и выполнения обязанностей должны обладать правоспособностью и дееспособностью. В отношении военнослужащего правоспособность - это его способность иметь права и обязанности, а дееспособность - это способность такого лица своими действиями осуществлять права и обязанности. Дееспособность связана с рядом свойств личности - возрастом, психическим здоровьем и зависит от них. Правоспособность и дееспособность, вместе взятые, составляют правосубъектность.

Объектом увольнения с военной службы - является такое благо, по поводу чего субъекты увольнения с военной службы вступают в юридические связи и на что направлены их права и обязанности. При увольнении с военной службы для военнослужащего благом выступают совокупность льгот, гарантий и компенсаций, которые поставлены законодателем в зависимость от оснований увольнения, а также обретение большей свободы в действиях и поведении, которые невозможны при прохождении военной службы (например, занятие коммерческой деятельностью, выезд за пределы территории Российской Федерации без разрешения командования и другие). Благом для противоположного субъекта увольнения с военной службы выступают интересы военной службы (например, при увольнении военнослужащего, невыполняющего условия контракта о прохождении военной службы, на его должность будет назначен другой военнослужащий). Объект увольнения с военной службы является благом, находящимся в распоряжении управомоченной стороны и охраняемым государством. Военнослужащий не может самостоятельно прекратить военно-служебные отношения и констатировать увольнение с военной службы. Так, самовольное оставление части или места службы продолжительностью свыше десяти суток военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, является преступлением против военной службы, предусмотренным ст. 338 Уголовного кодекса Российской Федерации, за которое предусмотрена санкция, вплоть до лишения свободы.

В содержании увольнения с военной службы, как совокупности правоотношений, существуют две стороны: юридическая и фактическая.

Юридическое содержание увольнения с военной службы - это возможность, необходимость или запрещенность определенных действий управомоченного или обязанного лица.

Фактическое же содержание увольнения с военной службы включает в себя сами действия, в которых реализуются права и обязанности. Юридическое содержание шире фактического, так как включает в себя неопределенное количество возможностей, тогда как фактическое - только один из возможных вариантов реализации субъективного права.

Субъективное право увольнения с военной службы - это мера возможного поведения управомоченного лица в целях удовлетворения его интересов, обеспеченная юридическими обязанностями других лиц.

Существуют следующие признаки субъективного права увольнения с военной службы:

а) это мера возможного поведения, т.е. поведения субъекта увольнения с военной службы в определенных законом границах, при этом носитель субъективного права имеет выбор: действовать определенным образом или воздержаться от действий;

б) содержание субъективного права увольнения с военной службы устанавливается нормами военного права на основе определенных юридических фактов;

в) цель субъективного права в удовлетворении интересов управомоченного лица;

г) субъективное право увольнения с военной службы состоит не только в возможности, но и в юридическом или фактическом поведении управомоченного лица.

Субъективное право увольнения с военной службы состоит из ряда правомочий:

- право на собственные действия с целью использования полезных свойств объекта увольнения с военной службы;

- право на принятие юридических решений;

- право требовать от другой стороны исполнения обязанности;

- право на принудительное исполнение обязанности.

В этой связи юридическая обязанность увольнения с военной службы выступает как мера необходимого поведения, предписанная обязанному лицу и обеспеченная в случае необходимости государственным принуждением.

Юридическая обязанность увольнения с военной службы имеет следующие признаки:

- это мера необходимого поведения, обеспечивающая интересы других лиц;

- это реальное фактическое поведение обязанного лица;

- основанием возникновения юридической обязанности увольнения с военной службы является норма права и конкретные юридические факты (основания увольнения);

- невыполнение или ненадлежащее выполнение юридической обязанности влечет предусмотренные законом санкции и меры государственного принуждения.

Таким образом, понятие увольнения с военной службы можно рассматривать в широком и узком смысле. В узком смысле - это юридический факт (событие, обстоятельство), связанный с окончанием военно-служебных отношений, в широком - увольнение с военной службы рассматривается как совокупность правоотношений между субъектами увольнения с военной службы, урегулированных на основе норм военного права в отношении блага, находящегося в распоряжении управомоченной стороны и охраняемого государством, посредством осуществления субъективных прав и выполнения юридических обязанностей.

С правовой точки зрения об увольнении с военной службы можно говорить и как об особом правовом институте прохождения военной службы11. В теории права термин «институт» означает совокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, которые образуют самостоятельную обособленную группу, проникнуты внутренним единством и охватывают все существенные моменты регулирования соответствующего участка. Главная функция правового института состоит в обеспечении цельного, относительно законченного регулирования в пределах конкретного участка общественных отношений данного вида12.

Различают юридические и правовые институты. Н.М. Казанцев так определяет юридический и правовой институты: юридический институт - это урегулированный писаным, позитивным правом, законом институт, чаще всего урегулированный законом правовой институт, но далеко не всегда; правовой институт - это еще не юридический, но уже выше чем просто социальный институт, урегулированный правом, сочетающим в себе обычно право и писаное, иначе позитивное право, т.е. законодательство13. Правовой институт реализуется в ряде юридических институтов, содержащихся в различных отраслях законодательства14. С указанной точкой зрения можно согласиться, полагая увольнение с военной службы как частное, а прохождение военной службы - как общее. Вместе с этим можно рассматривать увольнение с военной службы как юридический подинститут военной службы.

Увольнение с военной службы имеет самостоятельные правовые источники. Правовыми источниками увольнения с военной службы являются внешние формы выражения военного законодательства, т.е. исходящие от органов государственной власти официально-документальные формы выражения и установления правовых норм.

Нормативными правовыми актами, регулирующими увольнение с военной службы, являются следующие законодательные и иные нормативные акты:



  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.

  2. Специальные федеральные законы и иные законодательные акты, регламентирующие военно-служебные отношения в сфере увольнения с военной службы или в какой-то степени относящиеся к институту увольнения с военной службы. Среди них можно выделить: Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации», федеральные законы «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», «О статусе судей в Российской Федерации», «О прокуратуре Российской Федерации», Уголовный кодекс РФ, Уголовно-исполнительный кодекс РФ, «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации», «О внешней разведке», «О железнодорожных войсках Российской Федерации», «О некоторых вопросах организации и деятельности военных судов и органов военной юстиции», «О федеральной службе охраны», Закон Российской Федерации «О федеральных органах правительственной связи и информации».

  3. Указы Президента Российской Федерации: «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации и Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации» от 11 ноября 1998 г. № 1357, Положение о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237), Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации (утвержден Указом Президента РФ от 14 декабря 1993 г. № 2140), Положение о комиссии по высшим воинским должностям, высшим воинским и высшим специальным званиям Совета по кадровой политике при Президенте Российской Федерации (утверждено Указом Президента РФ от 20 июня 1994 г. № 1292), Положение о военных комиссариатах (утверждено Указом Президента РФ от 15 октября 1999 г. № 1372) и многие другие.

4. Постановления Правительства Российской Федерации: Положение о военно-врачебной экспертизе (утверждено постановлением Правительства РФ от 20 апреля 1995 г. № 390), Положение о вещевом обеспечении военнослужащих (утверждено постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 605) и другие.

  1. Нормативные правовые акты, принимаемые различными федеральными органами, в которых предусмотрена военная служба, например, приказ Министра обороны РФ «О мерах по выполнению Положения о порядке прохождения военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. № 500.

  2. В систему правовых актов об увольнении с военной службы входят наставления и руководства, например, Наставление по учету личного состава Советской Армии и Военно-Морского Флота 1982 г., положения о конкретных органах и их подразделениях, содержащие нормы о статусе тех или иных должностных лиц; должностные инструкции и т.д15.

Правовой институт увольнения с военной службы состоит из первичных единичных юридических положений - правовых норм, устанавливающих многочисленные и разнообразные по характеру и значимости военно-служебные отношения. Нормы, регулирующие увольнение с военной службы, могут функционировать только при условии их внутренней согласованности и скоординированности. Правотворчество в этой области, опираясь на потребности военного строительства, на данные юридической науки, достижения правовой культуры и юридической техники, должно придать юридическим нормам значительную степень конкретности, сформулировать нормы-принципы, нормы-задачи, унифицировать, согласовать весь правовой материал, связанный с увольнением с военной службы, подчинить его определенным юридическим задачам, конкретному правовому режиму регулирования. Указанные задачи могут быть решены посредством системного, кодификационного правотворчества. По мнению автора назрела необходимость в разработке Кодекса о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих, одна из глав которого была бы посвящена увольнению с военной службы. Именно в кодификационных актах получают развитие нормативные обобщения, и таким путем идет процесс построения логически завершенной, структурно замкнутой правовой системы.

В дальнейшем мы будем рассматривать увольнение с военной службы как правовой институт военно-служебных отношений. В этой связи, подходя к определению задач, стоящих перед увольнением с военной службы с широких позиций, можно выделить следующие задачи:

- планирование подготовки, анализ и оценка количественного и качественного состояния военнослужащих, необходимых для прохождения военной службы по контракту;

- создание условий для служебного роста (особенно характерно для такой категории военнослужащих, как офицеры);

- обеспечение и поддержание необходимого уровня физического и интеллектуального состояния военнослужащих;

- оптимизация структур и численности органов военного управления, воинских частей и подразделений, и расходов на их содержание из федерального бюджета;

- создание условий для рационального использования военнослужащих, увольняемых с военной службы и их занятости;

- обеспечение социальной защиты военнослужащих, увольняемых с военной службы и другие.

Следует отметить, что увольнению с военной службы присущ особый административно-правовой режим. Он характеризуется целостной системой регулятивного воздействия на военно-служебные отношения и специфическими приемами регулирования: особым порядком возникновения и осуществления прав и обязанностей; действием единых принципов, общих положений, распространяющихся на данную совокупность норм (принцип стабильности, общеобязательности, подчиненности и др.).

Особенностями увольнения с военной службы являются специфические средства и приемы регулирования: дозволения, запреты, обязывания, подчиненность, а также правовое стимулирование и правовое ограничение. Следует согласиться с мнением, что правовое стимулирование и правовое ограничение - как правовые средства имеют более широкий объем, чем традиционные методы правового регулирования, так как сам метод может выступать в качестве либо стимулирующего, либо ограничивающего фактора. Например, рекомендательный и поощрительный методы являются правостимулирующими по своему позитивному характеру и поэтому могут включаться в понятие «правовое стимулирование»16.

Правовое стимулирование, согласно общепризнанной точке зрения, включает в себя как «позитивные» (субъективные права, льготы, поощрения), так и «негативные» (запреты, обязанности, меры принуждения, взыскания) воздействия17.

Увольнение с военной службы отражает проявление множества управленческих связей и отношений, которые необходимо урегулировать в различных правовых формах при помощи норм военно-служебного характера:

отношения, возникающие между Президентом Российской Федерации - главой государства и федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, например, при увольнении с военной службы высших офицеров;

отношения, возникающие между различными федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба и там, где такая служба не предусмотрена, например, при увольнении с военной службы в связи с переходом на службу в органы внутренних дел;

отношения, возникающие внутри федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, например, определение полномочий должностных лиц по увольнению с военной службы;

отношения, возникающие в процессе организации и функционирования органов исполнительной и судебной власти, а также органов прокуратуры (так называемые внутриорганизационные отношения), например, при восстановлении на военной службе незаконно уволенных военнослужащих;

отношения организационно-управленческого характера, возникающие в области внутренней жизни общественных объединений (воинских коллективов), например, при исключении военнослужащего из списков личного состава воинской части при увольнении с военной службы.

Особенность этих отношений состоит в том, что их основным связующим звеном является военнослужащий, а в общественных объединениях (воинских коллективах) - их уполномоченные должностные лица, которые осуществляют управленческую деятельность внутри этого объединения (командиры, начальники).

В нормах, регулирующих увольнение с военной службы, проявляются также особенности правового регулирования управленческих отношений, которые, в свою очередь, обусловлены спецификой военно-служебной деятельности и предметом военного права. Правовое регулирование в рассматриваемом случае распространяет свое действие преимущественно на такие общественные отношения, в которых исключается юридическое равенство субъектов. Механизм правового регулирования увольнения с военной службы включает в себя следующие специфические средства:

1) предписания; в этом случае одной стороне регулируемых отношений предоставляется определенный объем юридически властных полномочий, адресуемых другой стороне, которая обязана подчиниться предписаниям, исходящим от носителя распорядительных прав;

2) односторонность волеизъявления одного из участников отношений, так как волеизъявление является юридически властным, и поэтому ему принадлежит решающее значение;

3) подчиненность субъектов увольнения с военной службы предписаниям, исходящим от должностных лиц, которые они принимают в соответствии с установленной компетенцией;

4) использование в определенных случаях установленных в нормативных правовых актах дозволений, например, увольнение с военной службы в связи существенным и (или) систематическим нарушением в отношении военнослужащего условий контракта о прохождении военной службы.

Функционирование правового института увольнения с военной службы возможно при использовании следующих методов правового регулирования:

1) установление определенного порядка действий - предписание к действию в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренное различными правовыми нормами. Например, должностные лица органов военного управления обязаны осуществлять установленный в различных правовых документах порядок конкретных действий, связанных с увольнением военнослужащего с военной службы;

2) запрещение определенных действий. Если командир (начальник) не соблюдает это положение, то законодатель устанавливает возможность применения к нему мер государственного принуждения: материального, дисциплинарного, уголовного. Например, при незаконном увольнении с военной службы командир воинской части может быть привлечен к материальной ответственности за ущерб, причиненный излишними денежными выплатами, произведенными в результате незаконного увольнения военнослужащего18;

3) предоставление субъекту рассматриваемых отношений возможности выбора одного из установленных вариантов должностного поведения, которые предусматриваются различными правовыми нормами. Например, военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, при организационно-штатных мероприятиях может быть уволен с военной службы19 либо назначен на воинскую должность20;

4) предоставление возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению, т.е. совершать либо не совершать установленные административно-правовой нормой действия. Этот метод применяется не только при реализации субъективных прав, но и при осуществлении правового статуса военнослужащими, использовании ими предоставленных им прав и правомочий21. Например, офицер имеет право на увольнение с военной службы по состоянию здоровья при признании его военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе, однако такой офицер имеет право продолжить военную службу при его желании22.

Вместе с тем основным методом правового регулирования правового института увольнения с военной службы является метод централизованного, императивного регулирования. Он основан на субординации между участниками увольнения и используется для защиты интересов государства. К указанному методу применима юридическая формула: запрещено все, кроме прямо разрешенного. При таком подходе к правовому регулированию, все, что прямо не разрешено нормой права, не может осуществляться.

Классификация правового института увольнения с военной службы зависит от выбора критерия. Представляется следующая классификация:

а) по сфере распространения - межотраслевой. Институт увольнения с военной службы непосредственно связан с нормами военного права, затрагивает нормы административного права и соприкасается с нормами уголовного и трудового права;

б) по функциональной роли - регулятивный. В зависимости от характера субъективных прав и обязанностей в правовом институте увольнения с военной службы выделяются три основных вида регулятивных норм: управомочивающие (право на увольнение с военной службы или право на совершение какого-либо положительного действия при увольнении, например, право командира на поощрение военнослужащего, увольняемого с военной службы); обязывающие (обязанность увольнения с военной службы либо обязанность совершения определенных действий при увольнении, например, обязанность обеспечить военнослужащего, имеющего общую продолжительность военной службы более 10 лет, и увольняемого по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, жилой площадью); запрещающие (запрет на совершение действий при увольнении с военной службы, которые определены законом как правонарушения, например, увольнение с военной службы без удовлетворения военнослужащего положенными видами довольствия);

в) по кругу лиц - специальный. Правовой институт увольнения с военной службы затрагивает сугубо определенный круг специальных субъектов - военнослужащих, и не распространяется на другие категории, например, на государственных служащих или работников по трудовому договору (контракту);

г) в зависимости от роли в правовом регулировании - процессуальный.

Правовой институт увольнения с военной службы можно рассматривать как деятельность, исполнение полномочий, должностных обязанностей, обеспечение исполнения полномочий. Все эти категории могут непосредственно обозначать собой только процессуальные правовые институты, но никак не материальные. Другое дело, что закон не устанавливает процессуального регулирования этих институтов, а лишь предусматривает его существование23. С одной стороны, категория деятельности не может иметь смысла, если она не будет пониматься процессуально, с другой, конечно, деятельность - это субъективно-правовая процессуальная категория24.

Надо сказать, что юридическая наука и законодательство насыщены термином «деятельность», который строго говоря, сам по себе не имеет юридического значения. Этот термин ни что иное, как эвфемизм процесса, но процесса неурегулированного законом, подчиненного в лучшем случае сложившейся практике и административным обычаям. Эта категория, будучи, используема для описания, а также некоторых регуляций процесса, выражает определенное состояние правового регулирования административного процесса как деятельно-субъективного или субъективно-усмотрительного института.

По мнению автора увольнение с военной службы можно рассматривать как процесс, но не юридический, а правовой. М.С. Строгович писал, что трактовать все как «юридический процесс и объединять под этим абсолютно все - от порядка выдачи справки в учреждении до порядка деятельности законодательного органа - неверно, ибо это не только не повышает значение порядка в теории и практике применения норм права, но и искажает смысл, придаваемый в теории и практике термину «процесс». Процесс есть такая процедура, которая развертывается в виде последовательных, регламентированных друг с другом связанных, облеченных в определенные правовые формы и к определенной правовой цели направленных действий»25. Поддерживая эту точку зрения В.М. Горшенев подчеркивает, что вопрос о различии процесса и процедуры связан с тем, какие имеются юридические результаты в итоге. Результатом процесса является, как правило, изменение материально-правовой характеристики, статуса, состояния, положения субъекта права, либо отказ в таком изменении заинтересованной стороне26.

В этой связи увольнение с военной службы не является юридическим процессом, т.к. представляет собой скорее процесс неурегулированный исчерпывающим образом юридическими нормами, допускающий при его проведении присутствие целесообразности, усмотрения в осуществлении процедур, обычно-правовой порядок прекращения военно-служебных отношений. Такой процесс логичнее назвать правовым процессом.

Увольнение с военной службы включает в свой состав факторы двоякого плана:

- субъективные (индивидуально-психологические и властно-волевые), отражающие внутреннее состояние военнослужащего и командира (начальника), их степень убежденности в наличии конкретных условий, необходимых для увольнения;

- объективные, не зависящие от воли и внутреннего состояния сторон, но учитывающие специфику правового положения военнослужащих.

Теоретико-методологический анализ проблем, связанных с увольнением с военной службы военнослужащих, проходящих ее по контракту, позволяет выявить следующие закономерности:

1. Это объективность востребования правового института увольнения с военной службы как составной части социальной защиты военнослужащих на современном этапе развития общества. Утверждение демократических основ социально-политической жизни в нашей стране способствовало повышению социальной мобильности военнослужащих, что выразилось прежде всего в появлении у них возможности при наступлении неблагоприятных условий по службе, в профессиональной деятельности перейти в другие сферы трудовой деятельности.

2. Это функционирование правового института увольнения с военной службы при использовании методов правового регулирования, присущих военно-служебным отношениям;

3. Это специфичность увольнения с военной службы, строго регламентированный характер и ее отличие от увольнения по трудовому договору работника.

Выявленные закономерности находят отражение в принципах увольнения с военной службы граждан, проходящих ее по контракту. Им отводится важная роль в определении сущности увольнения с военной службы. Принципы увольнения с военной службы - это основополагающие установления, выражающие объективные закономерности и определяющие научно обоснованные направления реализации задач увольнения с военной службы, полномочий субъектов увольнения с военной службы. Принципы увольнения с военной службы должны объективно отражать сущность увольнения с военной службы, ее наиболее важнейшие черты, закрепляя их в нормах, входящих в правовой институт увольнения с военной службы. Отсутствие правовых принципов увольнения с военной службы влечет за собой появление элементов произвольности, неорганизованности, беззакония и несправедливости. Принципы увольнения с военной службы устанавливают важнейшие закономерности в системе организации и осуществления увольнения с военной службы.

Вместе с тем, принципы увольнения с военной службы, как и любые другие принципы правового института - это субъективное понятие. Они формулируются человеком (законодателем) исходя из конкретного правового опыта и правовой культуры и базируются на основных положениях правовой системы с учетом достигнутого уровня развития отраслевого законодательства27.

Принципы увольнения с военной службы отражают объективные связи, возникающие в системе военно-служебных отношений. При классификации принципов увольнения с военной службы можно выделить юридические и организационные принципы.

К юридическим принципам увольнения с военной службы по мнению автора относятся:

1. Принцип законности увольнения. Увольнение с военной службы производится по основаниям, указанным в законе, и в порядке, установленном законодательством по каждому основанию. Указанный принцип (в некоторых нормативных актах он именуется принцип верховенства законов) - это принцип законности организации и деятельности органов военного управления и должностных лиц, вытекающий из принципа законности в государственном управлении, законности в осуществлении должностными лицами органов военного управления управленческих действий. Принцип законности нарушается в случае несоблюдения должностными лицами органов военного управления установленного режима законности, т.е. когда их управленческие действия противоречат зафиксированным нормативным установлениям;

2. Принцип приоритета прав и свобод военнослужащего, их непосредственного действия при увольнении с военной службы. Все должностные лица органов военного управления в пределах своих полномочий обязаны неукоснительно обеспечивать:

реализацию на практике равенства прав на увольнение с военной службы независимо от пола, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства и места военной службы, отношения к религии, убеждений и других обстоятельств;

охрану достоинства личности, недопущение его умаления ни по каким основаниям органами управления и должностными лицами28;

государственную защиту прав и свобод военнослужащего29;

В то же время указанный принцип конституционно ограничен. Права и свободы военнослужащего, их непосредственное действие при увольнении с военной службы ограничены интересами обороны страны и безопасности государства30. Ограничение касается добровольности увольнения с военной службы по инициативе военнослужащего в силу специфики и особенностей, связанных с обязанностями по вооруженной защите государства, с необходимостью выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни.

3. Принцип единоначалия при увольнении с военной службы. Указанный принцип означает: а) сосредоточение в одном лице (командира, начальника) всех функций руководства - командных, административно-хозяйственных, а также контроля за деятельностью подчиненных лиц; б) установление ответственности одного лица за все стороны жизни и деятельности воинской части, соединения (учреждения, заведения) наряду с точным установлением персональной ответственности каждого должностного лица за отдельные стороны жизни и деятельности воинской части, соединения (учреждения, заведения).31

Командир, как единоначальник, вправе единолично принимать решения, отдавать соответствующие приказы и обеспечивать их выполнение.

К организационным принципам увольнения с военной службы относятся:

1. Принцип обязательности для командиров воинских частей (начальников учреждений) решений об увольнении с военной службы военнослужащих, принятых вышестоящими должностными лицами органов военного управления в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Этот принцип вытекает из принципа единоначалия и определяет следующие важнейшие положения: во-первых, принятые вышестоящими должностными лицами решения об увольнении с военной службы военнослужащих обязательны для исполнения нижестоящими должностными лицами; во-вторых, эти решения должны быть законными, т.е. принятыми специальными субъектами в пределах их компетенции и полномочий, и не должны противоречить законам.

В этой связи характерными признаками указанного принципа увольнения с военной службы являются:

а) соответствие основания увольнения с военной службы явлению, обусловившему это увольнение (причине увольнения);

б) письменная форма увольнения в виде приказа (юридического акта), служащего основанием для изменения военно-служебных отношений и последующего их прекращения;

в) строго определенный круг лиц (командиры, начальники), которым предоставлено право производить увольнение;

г) последовательный характер увольнения от одной стадии к другой (подготовка документов к увольнению, издание приказа об увольнении, сдача дел и должности, проводы военнослужащего в запас или отставку, исключение из списков личного состава воинской части и др.);

2. Принцип ответственности командиров (начальников) за подготавливаемые и принимаемые решения по увольнению с военной службы военнослужащих, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.

Данный принцип призван стимулировать добросовестное и правильное выполнение командирами (начальниками) своих должностных обязанностей, невыполнение или ненадлежащее выполнение которых обязательно должно сопровождаться применением мер ответственности (как правило, дисциплинарной и материальной).

Кроме того в число организационных принципов увольнения с военной службы входят общие принципы, применимые ко всякой деятельности, в том числе активность, гибкость, комплексность.

К частным организационным принципам увольнения с военной службы относятся: правомерность увольнения с военной службы; императивность; индивидуальность и персонифицированность; гарантированность восстановления нарушенных прав необоснованным увольнением с военной службы и возмещения ущерба.

Рассматривая увольнение с военной службы как совокупность общественных отношений в процессе окончания военной службы, качественно новое содержание увольнения с военной службы требует адекватных познавательных средств, осмысления принципиально новой военно-правовой концепции, ее понятийно-категорийного аппарата.

Увольнение с военной службы военнослужащих (прекращение военно-служебных отношений и фактическое выбытие их из состава военнослужащих) представляет собой неизбежное, закономерное явление или необходимую меру, продиктованную заботой государства об укреплении различных категорий военнослужащих.

Для полного и всестороннего раскрытия понятия увольнения с военной службы и его сущности необходимо уяснить, что представляют собой понятия: освобождение и прекращение военно-служебных (военно-административных) отношений, т.е. те понятия, которые непременно связаны с увольнением с военной службы. Обратимся к словарям.

В Толковом словаре русского языка указанные понятия разъясняются следующим образом:

Уволить - отстранить от исполнения служебных обязанностей, снять с работы; Освободить военнослужащего от несения службы 32.

Уволиться - освободиться от выполнения служебных обязанностей, уйти с работы; освободиться от дальнейшего несения военной службы33.

Увольнение - см. уволить; кратковременный отпуск военнослужащего (увольнительная записка)34.

Освободить - избавить от кого-чего-нибудь, дать возможность не делать чего-нибудь; То же, что уволить35.

Значение понятий увольнение и освобождение практически совпадают, однако, по нашему мнению, в предмете исследования они имеют различное значение, что будет рассмотрено в дальнейшем.

Расторгнуть - прекратить действие чего-нибудь (договора, соглашения)36.

Прекратить - положить конец чему-нибудь, перестать делать что-нибудь37.

В трудовом законодательстве под увольнением, или прекращением трудового договора, понимается освобождение рабочего или служащего от работы в учреждении, организации, воинской части. В качестве основания для прекращения трудового договора наиболее часто применяется расторжение такого договора по инициативе работника или по инициативе администрации38.

Прекращение трудового договора означает одновременно увольнение работника. Они имеют единый порядок и основание. Поэтому они синонимы, но термин «прекращение» относится к трудовому договору, а термин «увольнение» - к работнику.

Вместе с тем прекращение срока контракта о прохождении военной службы не означает одновременно увольнение с военной службы. Так, военнослужащий, проходящий военную службу по контракту в условиях, объективно исключающих возможность заключения нового контракта (участие в походах кораблей; нахождение в отпуске по беременности, родам и уходу за ребенком; нахождение в плену, в положении заложника или интернированного и при других обстоятельствах), и желающий продолжить военную службу по истечении срока действующего контракта, продолжает прохождение военной службы по контракту. При прекращении указанных обстоятельств он заключает новый контракт в течение одного месяца после прибытия в воинскую часть или увольняется с военной службы39.

Несмотря на то, что военная служба является особым видом федеральной государственной службы40 увольнение с военной службы нетождественно увольнению с государственной службы.

Государственная служба прекращается при увольнении государственного служащего, в том числе в связи с выходом на пенсию. На государственных служащих распространяется действие законодательства о труде с особенностями, предусмотренными Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации». Государственный служащий может быть уволен как по основаниям, предусмотренным Кодексом законов о труде Российской Федерации, так и по дополнительным основаниям, предусмотренным Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» и законами, регламентирующими отдельные виды государственной службы41.

Нормы трудового законодательства и нормы военного законодательства близки по объекту правового регулирования, которым являются правоотношения в сфере реализации гражданами, проходящими военную службу по контракту, своего конституционного права на труд. Прохождение военной службы регулируется прежде всего военно-административным правом, которое ни в коей мере не следует отождествлять с правом трудовым, и контракт о прохождении военной службы - не есть контракт трудовой. Кодекс законов о труде Российской Федерации и Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» в вопросах увольнения с военной службы к военнослужащим не применяются.

В трудовом законодательстве увольнение предполагает прекращение трудовых отношений после выдачи работнику трудовой книжки в день увольнения42. Военно-служебные отношения оканчиваются в день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы 43.

В военном законодательстве используются несколько терминов, связанных с прекращением военно-служебных отношений: прекращение и собственно увольнение.

Прекращение военно-служебных отношений - более объемное понятие, включающее и увольнение, а также и такие события, как например, смерть военнослужащего.

Прекращение военно-служебных отношений производится как по инициативе сторон контракта о прохождении военной службы, так и по инициативе определенных органов, имеющих право его требовать. К таким органам относится суд, вынесший приговор в отношении военнослужащего и установивший меру наказания в виде лишения свободы, запрещение занимать определенную должность и т.п.

Решение, обязывающее к увольнению с военной службы, может вынести коллективный орган, например, товарищеский суд чести офицеров, аттестационная комиссия, ученый совет военно-учебного заведения и т.д., а также должностное лицо, например, Президент Российской Федерации44.

В трудовом законодательстве освобождение работника от работы влечет его увольнение. Освобождение военнослужащего от воинской должности не всегда влечет его увольнение. Военнослужащий освобождается от занимаемой воинской должности в случаях назначения на новую воинскую должность, перевода, прикомандирования, увольнения с военной службы, а также в связи другими обстоятельствами, предусмотренными законодательством РФ, например, путем определения временного служебно-должностного положения военнослужащего путем зачисления его в распоряжение командира (начальника).

В отличии от трудового законодательства в военном законодательстве предусмотрено временное прекращение исполнения военнослужащим обязанностей военной службы путем приостановления военной службы. Приостановление военной службы производится военнослужащим, избранным депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, главами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, депутатами представительных органов местного самоуправления, главами муниципальных образований и осуществляющим указанные полномочия на постоянной основе, а также военнослужащим, осуществляющим полномочия членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и не означает увольнение с военной службы.

Срок приостановления военной службы засчитывается военнослужащим в выслугу лет и в срок службы в присвоенном воинском звании45.

Отстранение от работы в трудовых отношениях всегда носит временный характер и влечет за собой прекращение выплаты зарплаты, поскольку работник не работает. Обычно оно связывается с необходимостью расследования преступления, когда продолжение работы лицом, совершившим его или причастным к нему, может помешать проведению следствия. Отстранение военнослужащего от должности46 является мерой пресечения нарушений воинской дисциплины. Отстранение военнослужащего от должности производится в крайних, не терпящих отлагательства, случаях. Вместе с тем, военнослужащий, отстраненный от должности, не освобождается от исполнения общих обязанностей военнослужащего, не лишается права на получение денежного довольствия в течение определенного срока (до 3-х месяцев).

Прекращение трудового договора прекращает действие трудовых правоотношений работника с работодателем. Этим оно отличается от отстранения работника от работы, когда лишь приостанавливается выполнение работником его трудовой функции по трудовому договору (контракту), с приостановкой, как правило, выплаты заработной платы за время отстранения.

Увольнение с военной службы в отличие от увольнения работника влечет издание двух правовых актов: приказа по личному составу об увольнении с военной службы и приказа по строевой части об исключении военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы, тогда как увольнение работника предполагает издание одного приказа о его увольнении. Поэтому при исследовании увольнения с военной службы нельзя исключить из рассмотрения такое понятие, как исключение военнослужащего из списков личного состава воинской части.

Толковый словарь русского языка под редакцией С.И. Ожегова и Н.Ю.Шведова трактует понятие -“исключить” - как удалить кого-нибудь из состава чего-нибудь (исключить из списков; исключить из института)47, а понятие “удалить” - как заставить уйти откуда-нибудь, покинуть какое-либо место48. Однако унифицированного определения понятию “исключение из списков личного состава воинской части” дать нельзя, т.к. это юридическое действие присутствует каждый раз, когда военнослужащий перемещается по службе из одной воинской части в другую, увольняется с военной службы и в иных случаях.

Исключение военнослужащего из списков личного состава воинской части при его увольнении с военной службы является юридическим фактом утраты статуса военнослужащего и прекращения военно-служебных отношений. При этом военнослужащие полностью удовлетворяются всеми видами положенного им довольствия и снимаются с их обеспечения. Дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части является окончанием военной службы49. С исключением из списков личного состава воинской части военнослужащие утрачивают свой статус и переходят в иную категорию - граждан, уволенных с военной службы.

Можно выделить следующие характерные признаки исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части при его увольнении с военной службы:

1) фиксирование юридического факта исключения из списков личного состава воинской части путем издания приказа соответствующим командиром (начальником);

2) утрата статуса военнослужащего;

3) снятие с материальных (финансового, продовольственного, вещевого) и иных видов обеспечения с учетом занимаемой воинской должности;

4) исключение из штатно-должностных книг и списков личного состава подразделения (воинской части, учреждения, организации и т.п.);

5) прекращение исчисления выслуги лет для назначения пенсии;

6) ограничение прав на льготы, гарантии и компенсации, которыми военнослужащий был наделен при наличии статуса военнослужащего;

7) возникновение правового положения гражданина, уволенного с военной службы.

Исключению из списков личного состава воинской части предшествует сдача дел и должности, которая является обязанностью военнослужащего и необходимым условием для проведения окончательного расчета с увольняемым военнослужащим, за исключением случаев, указанных в п. 7 ст. 51 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе”: гибели (смерти) военнослужащего, либо признания его в установленном порядке безвестно отсутствующим или объявления умершим.

Таким образом можно сделать следующие выводы:

1. Понятие увольнения с военной службы можно рассматривать в широком и узком смысле. В узком смысле - это юридический факт (событие, обстоятельство), связанный с окончанием военно-служебных отношений, в широком - увольнение с военной службы рассматривается как совокупность правоотношений между субъектами увольнения с военной службы, урегулированных на основе норм военного права в отношении блага, находящегося в распоряжении управомоченной стороны и охраняемого государством, посредством осуществления субъективных прав и выполнения юридических обязанностей.

2. Увольнение с военной службы имеет самостоятельные правовые источники и ему присущ особый административно-правовой режим.

3. Увольнение с военной службы можно рассматривать как деятельность должностных лиц и правовой процесс субъектов увольнения.



  1. Принципы увольнения с военной службы - это основополагающие установления, выражающие объективные закономерности и определяющие научно обоснованные направления реализации задач увольнения с военной службы, полномочий субъектов увольнения с военной службы.

5. Увольнение с военной службы имеет существенные отличия от увольнения работников по трудовому законодательству и увольнения с иных видов государственной службы.

6. Указанное выше позволяет говорить об увольнении с военной службы как особом правовом институте военно-служебных отношений, функционирование которого возможно при использовании специфических методов правового регулирования.




следующая страница >>
Смотрите также:
Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук организационно-правовые вопросы
2839.52kb.
12 стр.
Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук майора юстиции вахидова андрея тимуровича тема: организационно-правовые основы поступления граждан на военную службу по контракту в вооруженные силы
2761.98kb.
13 стр.
Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук Теоретические и правовые основы уголовной ответственности за преступления против военной службы
3959.9kb.
16 стр.
Письмо Департамента научных и научно-педагогических кадров от 15 февраля 2012 года №09-176
9.48kb.
1 стр.
Отчет о работе совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук
104.73kb.
1 стр.
Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук
2364.13kb.
18 стр.
Этнокультурные особенности хореографического искусства корейцев Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук
2161.79kb.
10 стр.
Оводов Антон Алексеевич кандидат юридических наук
21.82kb.
1 стр.
Школьная адаптация детей и подростков с психическими расстройствами Диссертация на соискание учёной степени кандидата медицинских наук
2154.49kb.
13 стр.
Булгаков сергей николаевич образ международного терроризма в сети интернет
1949kb.
8 стр.
Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук Специальность: 07. 00. 07 этнография, этнология, антропология
3450.05kb.
22 стр.
Диссертация на соискание ученой степени кандидата медицинских наук Научные руководители: доктор медицинских наук, профессор
1316.4kb.
7 стр.