Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1страница 2 ... страница 8страница 9 Страница из Доклад о положении с правами человека в России за 2003 год Россия Ежегодный Доклад о положении с правами человека в странах мира за 2003 год Подготовлено Бюро по вопросам демократии, прав человека и труда, Государственный департамент США, Вашингтон, округ Колумбия, 25 февраля 2004 г. [1] Конституция 1993 года создала систему государственной власти с сильным главой государства (президентом), правительством, возглавляемым премьер-министром, и двухпалатным законодательным органом - Федеральным собранием, состоящим из нижней палаты (Государственной Думы) и верхней палаты (Совета Федерации). В стране существует многопартийная система, но пропрезидентская партия, контролирующая свыше двух третей Госдумы, обеспечивает поддержку большинством всех президентских проектов. Президент Владимир Путин был избран в марте 2000 г. Новый состав Госдумы избран 7 декабря в ходе избирательного процесса, который Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) охарактеризовала как проведенный технически хорошо, но отмеченный широким злоупотреблением административными ресурсами проправительственными партиями, систематически пристрастным освещением в СМИ и неравноправными возможностями для политических партий. Конституция предусматривает независимость судебной ветви власти. Несмотря на серьезную нехватку ресурсов и коррупцию, а также на сохраняющееся неправомерное воздействие со стороны других ветвей власти, судебные органы продолжали демонстрировать несколько большую независимость, а система уголовного правосудия медленно проходила реформирование. [2] Министерство внутренних дел (МВД), Федеральная служба безопасности (ФСБ), Прокуратура и Федеральная налоговая полиция отвечают за правоохранительную деятельность на всех уровнях государственной власти. ФСБ наделена широкими правоохранительными функциями, включая борьбу с преступностью и коррупцией, помимо своей основной обязанности по обеспечению безопасности, проведению контрразведки и противодействию терроризму. Действия ФСБ подлежат лишь ограниченному надзору со стороны органов прокуратуры и судов. Основная задача вооруженных сил - национальная оборона, хотя государство применяло вооруженные силы в локальных внутренних конфликтах, они также были в распоряжении государства на случай гражданских беспорядков. Власти все чаще пытались устранить угрозы безопасности в различных частях страны путем использования военизированных элементов силовых структур. Сотрудники силовых структур, в особенности в аппарате органов внутренних дел, продолжали допускать многочисленные и серьезные нарушения прав человека. [3] Население страны составляло примерно 145 миллионов. Экономика продолжала развиваться, а рост внутреннего валового продукта (ВВП) составил 7 процентов по сравнению с 4,5 процентов в 2002 году; объем ВВП составил $365 миллиардов. Промышленное производство выросло на 5,9 процентов, а реальный доход увеличился на 8,6 процентов; в то же время, примерно 27 процентов населения продолжало жить ниже официального прожиточного уровня в $73 в месяц. На ноябрь, официальная безработица составляла 8,6 процента против 7,1 процента на конец 2002 г. Коррупция продолжала оставаться негативным фактором в развитии экономики и коммерческих отношений. [4] Хотя государственные власти в целом соблюдали права своих граждан в некоторых областях, по ряду направлений ситуация с правами человека ухудшилась. По-прежнему плохо обстояли дела с правами человека в продолжающейся борьбе с сепаратистами в Чечне, где федеральные силовые структуры продемонстрировали недостаток уважения к основным правам человека. Имелись заслуживающие доверия сообщения о серьезных нарушениях, включая многочисленные сведения о незаконных убийствах и о нарушениях прав гражданских лиц в чеченском конфликте со стороны как государства, так и чеченских боевиков. Поступали сообщения об участии как государства, так и повстанцев в исчезновениях людей в Чечне по политическим мотивам. Парламентским выборам, состоявшимся 7 декабря, не удалось соответствовать международным стандартам, хотя процесс голосования технически прошел удовлетворительно. Уголовные обвинения, угрозы ареста либо настоящий арест, примененные в отношении основных источников финансовой поддержки оппозиционных партий, а также конфискация партийных материалов у оппозиционных партий, подорвали возможности партий конкурировать. [5] Имелись заслуживающие доверие сообщения о том, что сотрудники правоохранительных органов нередко прибегали к пыткам, насилию и другим жестоким или унижающим человеческое достоинство действиям, часто оставаясь безнаказанными. Проблемой продолжали оставаться неуставные отношения в вооруженных силах. Условия содержания в тюрьмах по-прежнему были суровыми и нередко опасными для жизни. Произвол при совершении ареста и длительное досудебное содержание под стражей, хотя и сокращенное существенно в новом Уголовно-процессуальном кодексе, остаются проблемами, как и коррупция в милиции. Несмотря на некоторые улучшения, оценки прогресса на пути реализации важных преобразований в уголовно-процессуальном кодексе, начатых в 2002 году, на конец года были неоднозначными. Государственная защита судей от угроз со стороны подозреваемых - членов организованных преступных групп была недостаточной, а серия дел по обвинению в шпионаже в прошедшем году продолжилась и породила дополнительную озабоченность отсутствием надлежащих правовых процедур и влиянием ФСБ на судебные слушания. Власти продолжали ущемлять право граждан на неприкосновенность частной жизни. [6] Давление со стороны государства продолжало ущемлять свободу самовыражения, а также независимость и свободу некоторых средств массовой информации, в особенности крупных общенациональных телевизионных сетей и региональных СМИ; это привело к уничтожению последней крупной негосударственной телевизионной станции; в то же время, в прессе по-прежнему выражалось широкое разнообразие мнений. Власти, преимущественно на местном уровне, ограничивали свободу собраний и накладывали ограничения на некоторые религиозные группы. Проблемами оставались дискриминация в обществе, угрозы и насилие в отношении членов некоторых религиозных меньшинств. Местные органы власти ограничивали свободу передвижения граждан, в основном путем отказа в выдаче требуемой по закону регистрации новым жителям из других регионов страны. Государственные институты, предназначенные для защиты прав человека, были относительным слабыми, но оставались деятельными и публичными. Государство ввело ограничения на деятельность в Чечне как неправительственных (НПО), так и международных организаций. Этнические меньшинства, включая цыган и выходцев с Кавказа и из Центральной Азии, сталкивались с широко распространенной государственной и общественной дискриминацией, а подчас и с насилием. Все более ограничивались права работников, имелись сообщения о случаях принудительного и детского труда. Торговля людьми, в особенности женщинами и девушками, являлась серьезной проблемой. Соблюдение прав человека Раздел 1 Соблюдение права на неприкосновенность личности, включая свободу от: a. неправомерного или незаконного лишения жизни [7] Подтвержденных сообщений о политических убийствах государственными агентами не было; однако, продолжали поступать заслуживающие доверия сообщения о том, что федеральные вооруженные силы занимались незаконными убийствами в Чечне. Были также заслуживающие доверия сообщения о том, что вооруженные силы в ряде случаев применяли необоснованную силу в ходе чеченского конфликта в местах проживания значительного гражданского населения, что привело к многочисленным жертвам (см. Раздел 1 (ж)). Эти действия они совершали в основном безнаказанно; в то же время, известно, по крайней мере, об одном обвинительном приговоре - 25 июля военный суд вынес обвинительный приговор полковнику Юрию Буданову за совершение похищения, убийство и злоупотребление служебными полномочиями в деле о смерти 18-летней чеченской женщины (см. Раздел 1 (ж)). Неуставные отношения в вооруженных силах привели к смерти военнослужащих (см. Раздел 1 (в)). [8] Независимые негосударственные органы прессы и СМИ сообщали о том, что неизвестные лица убили нескольких журналистов, как предполагается, из-за их деятельности (см. Раздел 2 (a)). [9] Нападения на этнические и расовые меньшинства привели, по крайней мере, к одной смерти (см. Раздел 5). [10] В стране произошел ряд убийств государственных чиновников, некоторые из которых могли иметь политические мотивы и быть связанными либо с непрекращающимися столкновениями в Чечне, либо с их политической деятельностью. Хорошо известный депутат Госдумы и сопредседатель Либеральной партии России Сергей Юшенков был застрелен 17 апреля. Юшенков являлся резким критиком администрации Путина по ряду вопросов и был одним из соперников в борьбе за лидерство в своей партии. Ряд наблюдателей утверждали, что осуществленное профессиональным киллером убийство имело политические мотивы. Первые судебные слушания по делу Юшенкова прошли 26 декабря. Прокурор выдвинул обвинение против шести лиц, в том числе Михаила Коданева, сопредседателя Либеральной партии России и одного из приверженцев противника администрации Путина Бориса Березовского. [11] Юрий Щекочихин, депутат Госдумы и заместитель главного редактора "Новой Газеты", скончался в июле при загадочных обстоятельствах. Вместе с Юшенковым незадолго до смерти он начал расследование обвинений в адрес ФСБ в ответственности за серию взрывов жилых домов в 1999 году. В декабре партия "Яблоко" приступила к собственному расследованию обстоятельств смерти Щекочихина. [12] Четырнадцатого мая городской суд в Санкт-Петербурге вынес обвинительный приговор всем четырем подозреваемым в убийстве в 1999 году члена законодательного собрания Санкт-Петербурга Виктора Новоселова. Артур Гудков, сыгравший ключевую роль в убийстве, получил пожизненное заключение, остальные трое получили меньшие сроки заключения. Сотрудники правоохранительных органов по-прежнему занимались поиском лица или лиц, являвшихся заказчиками этого убийства. [13] Двадцать шестого июня суд оправдал всех обвиняемых по делу об убийстве в 1994 году Дмитрия Холодова (см. Раздел 2 (a)). [14] Хотя в 2002 году ФСБ заявила о том, что задержала шестерых неназванных подозреваемых по обвинению в убийстве в 1998 году Галины Старовойтовой, известного депутата Госдумы, расследование продолжалось, и в конце года подозреваемые по-прежнему находились под стражей. Правозащитники убеждены, что подозреваемые не были организаторами убийства, а некоторые утверждали, что за убийством стояла Либерально-демократическая партия России. [15] Чеченские повстанцы убили нескольких гражданских лиц и активизировали убийства гражданских чиновников и сотрудников милиции, связанных с назначенной федеральным центром чеченской администрацией (см. Раздел 1 (ж)). Чеченские боевики убили нескольких солдат федеральных сил, которых они захватили в плен (см. Раздел 1 (ж)). В Чечне в течение года было похищено и убито большое число лиц (см. разделы 1 (б), 1 (в), и 5). В этой деятельности оказались замечены обе стороны, а также уголовные элементы. Власти приписывают взрывы в Дагестане и ряде городов на юге страны чеченским повстанцам. [16] Государственные силы и чеченские боевики активно пользовались противопехотными минами в Чечне и Дагестане с августа 1999 года; в прошедшем году в Чечне было множество пострадавших от противопехотных мин среди гражданских лиц. (б) Исчезновения [17] Имелись сообщения об участии органов государственной власти в исчезновениях в Чечне по политическим мотивам. Согласно данным НПО "Мемориал", с начала конфликта федеральные вооруженные силы задержали тысячи лиц из Чечни. Как утверждает общество "Мемориал", в течение года отмечено 472 случая исчезновений. Статистика общества "Мемориал" основана только на 25 - 30 процентах территории Чечни, к которым общество имело доступ; по их оценкам, реальные цифры были, по крайней мере, в три раза больше. Из 472 исчезновений, 269 человек пропали без следа, 48 были позднее найдены мертвыми со следами пыток, а 155 позже после уплаты выкупа отпущены. Согласно обществу "Мемориал", в прошедшем году число исчезновений резко выросло, за исключением внезапного сокращения в период перед проведением референдума по конституции в марте и президентских выборов в октябре. [18] Так, например, организация Human Rights Watch (HRW) сообщила о том, что российские силы "стали причиной" исчезновения, по крайней мере, 26 человек в период между концом декабря 2002 года и концом февраля 2003 года. Это самый высокий уровень исчезновений людей, зафиксированный HRW с 1999 года. Организация HRW сообщила о том, что 2 июня представители силовых структур захватили пятерых мужчин, включая Саид-Магомета Имакаева и Руслана Утсаева, и увезли их из их домов в чеченской деревне Новые Атаги. Российские федеральные войска задержали сына Саид-Магомеда Имакаева, Саид-Хусейна Имакаева в декабре 2000 г. Было, по крайней мере, одно сообщение о похищении сотрудника НПО в Чечне и угрозах в его адрес (см. Раздел 4). [19] Похищение в августе 2002 года неизвестными лицами главы организации "Врачи без границ" в Дагестане, граничащем с Чечней, по-прежнему не раскрыто. Милиция и силы безопасности продолжали вести расследование по делу. Это событие, а также общие проблемы с безопасностью в регионе, вынудили ООН и многие НПО временно приостановить свою деятельность, хотя в ноябре Международный комитет Красного креста (МККК) возобновил свою деятельность в Дагестане. [20] Велись многочисленные расследования похищений, однако на 1 января только одно из 1178 уголовных дел, начатых в связи с похищениями, привело к началу уголовного преследования против одного из сотрудников государственных правоохранительных органов. По мнению многих обозревателей, во многих из этих убийств были замешаны государственные силовые структуры. Это заставило Рудольфа Биндига, докладчика Совета Европы, выразить недовольство атмосферой безнаказанности государственных войск в Чечне. [21] Не было продвижения в уголовном расследовании исчезновения в 2000 году бывшего председателя Чеченского парламента и бывшего полевого командира Руслана Алихаджаева, которого, как считается, федеральные силы удерживали в Шали; разрешение этого дела представляется маловероятным. [22] Общество "Мемориал" в начале года подсчитало, что количество лиц, безвестно пропавших в Чечне с 1999 года, могло составить от нескольких сотен до более 2 тысяч. Российские и чеченские официальные лица, включая Президента Чечни Ахмеда Кадырова, признают, что исчезновения продолжаются, но приписывают многие из них боевикам-сепаратистам. Общество "Мемориал" и другие наблюдатели отмечали, что за похищения ответственны также и силовые структуры Кадырова. Хотя многие исчезновения по-прежнему не расследованы, похитители освобождали большинство из заложников чаще всего после того, как их родственники вносили выкуп. [23] К похищениям нередко прибегают уголовные группировки на Северном Кавказе, некоторые из которых могут иметь отношение к элементам повстанческих сил. Основным мотивом в таких случаях является получение выкупа, хотя некоторые дела имеют политическую или религиозную окраску. Захватчики заложников многих своих жертв содержали в Чечне или Дагестане. (в) Пытки и другое жестокое, бесчеловечное или унижающее человеческое достоинство обращение или наказание [24] Конституция запрещает пытки, насилие и другое грубое или унижающее обращение или наказание; однако, имелись заслуживающие доверия сообщения о том, что сотрудники правоохранительных органов нередко занимаются такой практикой для принуждения к признанию вины подозреваемыми, а также что органы государственной власти часто не привлекают должностных лиц к ответственности за такие действия. Ни законодательство, ни Уголовный кодекс не дают определения пыткам: они упоминаются только в конституции. В результате было затруднительно привлекать правонарушителей к ответственности. Единственное обвинение, которое прокуратура могла выдвинуть против полиции, заключалось в превышении ими служебных полномочий или в совершении простого (без отягчающих обстоятельств) нападения. [25] Группы защитников прав заключенных, а также другие организации правозащитников, зафиксировали многочисленные случаи пыток и избиений задержанных и подозреваемых сотрудниками правоохранительных и исправительных органов. Организации правозащитников описывают практику таких злоупотреблений как широко распространенную. Многочисленные сообщения в прессе отмечали, что милиционеры зачастую избивают людей по незначительному поводу или без повода, либо применяют непомерную силу для усмирения задержанных. [26] Хотя не было никаких указаний на возвращение к широкому применению психиатрических методов в отношении политических заключенных, одна НПО сослалась на слова Сергея Волкова, которого власти охарактеризовали как специалиста по "сектам", который утверждал, что около 10 Свидетелей Иеговы содержатся в психиатрической больнице в Пензе, где врачи пытались "вернуть им душевное здоровье". Правозащитники, включая Юрия Савенко, главу Независимой психиатрической ассоциации России, утверждали, что именно политические соображения повлияли на психиатрическую экспертизу, проведенную под руководством Министерства здравоохранения, которая сделала вывод о том, что Платон Обухов, дипломат, обвиняемый в шпионаже, является душевнобольным. На конец года Обухов проходил лечение в психиатрической лечебнице в Подмосковье. [27] Физическое насилие со стороны сотрудников милиции чаще всего совершалось в течение первых нескольких часов или дней ареста и принимало обычно одну из четырех форм: избиения кулаками, дубинками или иными предметами; удушение при помощи противогазов или мешков; электрошок, либо подвешивание за части тела (например, подвешивание пытаемого за запястья, завязанные за спиной). Обвинения в насилии сложно доказывать из-за отсутствия доступа к профессиональным медикам, а также поскольку используемые методы зачастую не оставляют следов на теле. Имелись заслуживающие доверия сообщения о том, что государственные силовые органы и чеченские боевики пытали задержанных в Чечне (см. Раздел 1 (ж)). [28] Сообщения беженцев, НПО, а также прессы позволяют говорить о систематических избиениях, арестах и вымогательствах милицией, направленных против лиц с темным цветом кожи, либо тех, кто похож на выходцев с Кавказа, из Центральной Азии или Африки, а также цыган (см. Раздел 5). Милиция продолжала угрожать адвокатам защиты, в том числе путем избиений и арестов, и продолжала запугивать свидетелей (см. Раздел 1(д)). [29] По крайней мере в одном случае милиция избила демонстрантов (см. Раздел 2 (б)). [30] На протяжении года продолжались различные нарушения в отношении военнослужащих, в том числе практика "дедовщины" (насильственные, подчас приводящие к смерти избиения молодых новобранцев в вооруженных силах, МВД и пограничных войсках). В сообщениях прессы упоминаются находящиеся на действительной службе и отставные военные, Главная военная прокуратура и НПО, следящие за ситуацией в вооруженных силах, которые отмечали, что подобное жестокое обращение нередко состояло в избиениях или угрозах еще более жестокого обращения для вымогательства денег или вещей. Третьего сентября главный военный прокурор объявил о том, что в армии в течение первой половины года зафиксировано примерно 2000 случаев неуставного обращения, что на 30 процентов больше, чем в тот же период в 2002 году. Согласно утверждениям главного военного прокурора, в течение года было открыто свыше 300 уголовных дел по поводу неуставных отношений в армии. Он подсчитал, что в первой половине года вне боевых ситуаций погибло 1200 солдат, среди которых не менее 16 стали жертвой неуставных отношений. Не менее пяти других случаев смерти среди военнослужащих были результатом насилия и избиений. Военнослужащие зачастую не сообщали о неуставных отношениях своим командирам или военным прокурорам из боязни расправы, так как в некоторых случаях говорилось о том, офицеры не препятствовали или даже поощряли побои как средство контроля в своих подразделениях. Были также сообщения о том, что офицеры использовали побои для наведения дисциплины среди солдат, которых они считали "невнимательными к исполнению своих обязанностей". Неуставные отношения, как считается, были серьезной проблемой в Чечне, особенно там, где контрактники и призывники служили вместе. [31] И Союз солдатских матерей, и Главная военная прокуратура получают многочисленные сообщения о "неуставных отношениях", при которых офицеры или сержанты избивают или унижают своих подчиненных. Наблюдатели также обычно приписывали эту тенденцию стрессовым ситуациям, например, унижающим достоинство или несоответствующим условиям проживания, которые повсеместны в армии, а также широко распространенной отправке неопытных офицеров запаса на действительную службу на 2 года в качестве командиров низовых подразделений войск. [32] Несмотря на признание серьезности проблемы, руководство вооруженными силами предприняло лишь поверхностные попытки провести радикальные изменения в программах подготовки, обучения и управления в подразделениях, чтобы бороться со злоупотреблениями. Ограниченность этих усилий была вызвана, по крайней мере, частично, отсутствием финансирования и занятостью руководства неотложными проблемами реорганизации, а также боевыми действиями в Чечне. Хотя Главная военная прокуратура продолжала сотрудничать с Союзом солдатских матерей в расследовании нарушений, Союз солдатских матерей считает, что из-за опасений мести, безразличия командиров, а также намеренных попыток сокрыть эти деяния большинство случаев дедовщины и насилия зафиксированы не были. [33] Условия содержания в тюрьмах оставались чрезвычайно суровыми и нередко опасными для жизни. Министерство юстиции осуществляло управление пенитенциарной системой в централизованном порядке из Москвы. Министерства юстиции, здравоохранения, обороны и образования также содержали исправительные объекты. В системе уголовного правосудия было пять основных форм содержания под стражей: центры временного содержания милиции, учреждения досудебного содержания под стражей, известные как специальные изоляторы (СИЗО), исправительно-трудовые колонии (ИТК), тюрьмы для тех, кто нарушил правила нахождения в ИТК, а также воспитательно-трудовые колонии (ВТК) для несовершеннолетних. Ответственность за содержание исправительных учреждений в стране лежала на Главном управление исполнения наказаний (ГУИН) Министерства юстиции. На август месяц под стражей в системе уголовного правосудия находилось примерно 877000 заключенных. Мужчины содержались отдельно от женщин, а несовершеннолетние - от взрослых. ФСБ продолжала использовать Лефортовский изолятор временного содержания в Москве в соответствии с президентским указом от 1998 г. Докладчики Совета Европы в 2002 году призвали передать исправительную систему Министерству юстиции "без проволочек". "Лефортово" представляется единственным СИЗО, не попавшим под контроль Министерства юстиции. [34] Государство не публиковало статистики по числу задержанных и заключенных, убитых или умерших во время содержания под стражей, или по количеству подвергнутых наказанию сотрудников правоохранительных и тюремных органов. По оценке Московского центра содействия реформе уголовного правосудия, в предыдущие годы в исправительных учреждениях ежегодно умирали от 10000 до 11000 заключенных, из них 2500 в СИЗО. В течение этого года оценка была несколько ниже. Большинство умерли в результате плохих санитарных условий или отсутствия медицинской помощи (самая распространенная причина смерти - сердечные заболевания). В прессе нередко сообщалось о лицах, пострадавших от неправомерного обращения, получивших травмы или убитых в различных СИЗО; в некоторых из этих случаев говорилось о постоянных нарушениях со стороны одних и тех же должностных лиц. [35] Проблемой продолжало оставаться жестокое обращение по отношению к заключенным со стороны других заключенных. Распространенным было насилие среди заключенных, включая побои и изнасилование. Действовала практикуемая самими заключенными изощренная система каст, в которой осведомители, гомосексуалисты, насильники, жертвы изнасилования в тюрьме, растлители малолетних и другие считаются "неприкасаемыми" и подвергаются очень суровому обращению, при незначительной или практически никакой защите со стороны тюремной администрации. Смотрите также: Доклад о положении с правами человека
897.64kb.
8 стр.
Доклад о положении с правами человека
1007.45kb.
6 стр.
Доклад о положении с правами человека
756.62kb.
5 стр.
Доклад о положении с правами человека в Республике Мордовия за 2004 год
355.21kb.
5 стр.
Доклад о положении с правами человека
1586.22kb.
7 стр.
Доклад о положении с правами
818.07kb.
4 стр.
Доклад о положении с правами
1661.18kb.
9 стр.
Доклад о положении с правами человека
696.5kb.
6 стр.
Доклад о положении с правами человека в Липецкой области за 2009 г
458.75kb.
3 стр.
Доклад о положении с правами человека в Воронежской области в 2005 году
1206.87kb.
11 стр.
Доклады Госдепартамента Political Asylum Research and Documentation Service (pards) llc
42.37kb.
1 стр.
Доклад о положении с правами человека 767.03kb.
4 стр.
|