Главная
страница 1
Культурный альянс Пермь – Питер
Дни Пермской культуры в Санкт-Петербурге
9-20 ноября 2010 года

Театральная программа
Пермский академический театр оперы и балета им. П.И. Чайковского

9 ноября

19.00 А. Чайковский. Опера «Один день Ивана Денисовича»

На сцене Михайловского театра

Заключенный под номером Щ-854 переживает еще один день в советском лагере. В этом вся история. Композитор Александр Чайковский вслед за Александром Солженицыным средствами лаконичными, а потому чрезвычайно действенными, передает нечеловеческую атмосферу лагерной жизни, в которой главному герою удается выжить и (пусть прозвучит затасканно) остаться человеком.

Весь текст «Одного дня Ивана Денисовича» уместился в два оперных действия, всего полтора десятка сцен. Среди которых есть, к примеру, «Словарь». Исполнители - в заскорузлых робах и шапках-ушанках - исполняют со сцены текст солженицыновских сносок. Получается что-то вроде: «Ку-у-ум - по-лагерному - опер-упол-но-мочен-ный… БУ-уР - барак усиленного ре-жима…» При всей простоте — это одна из самых выразительных сцен произведения. Если не считать финальной арии Шухова про то, что «таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три. Из-за високосных годов – три дня лишних набавлялось…»

Премьера оперы «Один день Ивана Денисовича» состоялась в мае 2009 года. Режиссер-постановщик - Георгий Исаакян, дирижер-постановщик - Валерий Платонов. На премьере присутствовала вдова писателя Александра Солженицына Наталья.


Пермский академический театр оперы и балета им. П.И. Чайковского

10 ноября
19.00 А. Рубинштейн. Опера «Христос»
На сцене Михайловского театра

В опере «Христос» сам Христос на сцене не появляется. По замыслу режиссера-постановщика зрители могут слышать голос Спасителя, но не видеть его.
Духовная опера Антона Рубинштейна — это семь этюдов на евангельскую тему. А именно: Рождество и поклонение волхвов, Нагорная проповедь, Гефсиманский сад, Благовещение, искушение Христа в пустыне, Тайная вечеря, суд Пилата.

С произведением связана почти детективная история. «Христос» более века считался утраченным. Когда-то Рубинштейн написал его для германского театра, исполнена опера была лишь однажды — в 1894 году в Лейпциге. Автор хотел увидеть ее и в России, но через полгода после премьеры композитор умер. Правнук Рубинштейна Антон Шароев нашел партитуру в берлинской библиотеке, причем хранители сами не знали, что за русская опера записана у них на микрофильмах.

Премьера оперы «Христос» состоялась в декабре 2008 года в Пермском театре оперы и балета имени Чайковского. Режиссер-постановщик — Георгий Исаакян. Дирижер-постановщик — Антон Шароев


Театр «Балет Евгения Панфилова»
12 ноября
19.00 Одноактные балеты: «Casting-off» («Отторжение»), «Вальсы для помутненных рассудком»
На сцене Михайловского театра

В 2009 году балет «Отторжение» стал лауреатом «Золотой маски» как лучший спектакль в современном танце и лучшая работа по свету в музыкально театре. Автор идеи, постановщик, хореограф — Лариса Александрова. Костюмы - Максим Обрезков, Ольга Гребенкина. Это балет в одном действии на музыку Александра Вертинского, Владимира Мартынова и группы «Les Reines Prochaines».

Постановщик, автор идеи и хореографии Лариса Александрова объясняет, на какие вопросы она искала ответы, когда делала «Отторжение»: «Кто же дергает нас за ниточки в этом странном театре жизни? Почему мы идем по пути иллюзий и разочарований, повторяя все тот же сценарий? Что соединяет нас, заставляя лететь в бесконечном кружении страстей, а затем разбрасывает как осколки... осколки счастья... такого желанного и недостижимого...? Судьба? Или наш сокровенный Страх? И как же остаться целым перед мучительной необходимостью сделать Выбор в состоянии вечной амбивалентности...». В общем – лучше смотреть.

«Вальсы для помутненных рассудком» - балет в одном действии, поставленный Евгением Панфиловым в 1991 году. Спектакль был восстановлен в 2004-м, через два года после трагической гибели хореографа.

Музыкальная основа спектакля - вальсы французского композитора Эмиля Вальдтейфеля. Панфилов говорил о них и о своей постановке так: «Бравурные аккорды парижского «короля вальсов» предназначены, казалось бы, только для изысканного великосветского бала, но... смотрим с юмором на бал дня сегодняшнего. Стиль - классическое «крэйзи», с которым, как с песней по жизни шагаем. Игра ситуаций абсурдна и непредсказуема, но всех переполняет такой упоительно нелепый оптимизм!»


Еще одна цитата. На сей раз из «Музыкального словаря» Римана: «Лучшие вальсы Вальдтейфеля не лишены пикантной грации…» То же самое можно сказать почти обо всех постановках театра «Балет Евгения Панфилова», одного из первых частных театров России и яркого подтверждения хореографической мощи Перми.
Театр «Сцена-Молот»
13 ноября
На сцене
Молодежного театра (старая сцена, наб. реки Фонтанки, 114)
19.00  Д. Ретров. «Коммуниканты»
21.00 В. Павлова. «Павлова. Стихи о любви». Поэтический спектакль
Д. Ретров. «Коммуниканты».  
Место действия в спектакле «Коммуниканты» – сауна. Действующие лица – депутат, две проститутки, милиционер и гастарбайтер.

Работая с политиками разных уровней, драматург Денис Ретров уловил и зафиксировал уникальное качество людей, живущих в этой среде – все они общаются посредством «птичьего языка», основанного на жестах, догадках, намеках и многолетнем опыте выживания в среде, где постоянно подслушивают и выслеживают. Главный герой «Коммуникантов» – речь, а точнее невозможность нормального говорения, высказывания, коммуникации между… кем? Соотечественниками? Россиянами? Гражданами? Любое из этих слов вызывает, по меньшей мере, неловкость…


Литературный критик Андрей Немзер о Поэтическом спектакле «Павлова. Стихи о любви»: «Вера Павлова свою мелодию нашла - восемнадцать лет она пишет о счастье ... Зима, лето, гаммы и прописи, отрочество и юность, губы и ладони, грех и похоть, страх и трепет, тяжесть и нежность, кровь и любовь, жизнь и смерть перестают быть «просто словами» только при встрече счастья».
Театр «Сцена-Молот»
14 ноября
20.00  П. Пряжко. «Чукчи».
На сцене Молодежного театра (старая сцена, наб. реки Фонтанки, 114)

Это репертуарный спектакль молодого театра «Сцена-Молот», премьера состоялась буквально в прошлом году. Чукчи в этом спектакле понимаются даже не анекдотически (то есть через призму стереотипов), а сверханекдотически. Потому что история совсем не про людей народа чукчи. А про людей вообще (ну или, во всяком случае, про ту часть человечества, что живет западнее Чукотки и восточнее Финляндии) - наивных, смешных, несчастных, но, кажется, хороших. Основная интонация: ирония пополам с сожалением, почти по-чеховски. Хотя все чуть сложнее: трагикомедия местами превращается в просто трагедию. «Чукчи», однако, непростые.


Пермский академический Театр-Театр
15 ноября
19.00 «Доктор Живаго». Музыкальная фантазия по одноименному роману


Бориса Пастернака
На сцене Балтийского дома (Александровский парк, 4)
Режиссер Борис Мильграм несколько лет назад вернулся из Москвы в Пермь, чтобы возглавить Академический театр драмы (нынешнее название Театр-Театр). В числе первых премьер были два музыкальных спектакля. Первый — «Владимирская площадь» по «Униженным и оскорбленным» Федора Достоевского (такое же представление шло в театре Ленсовета в Петербурге). И второй спектакль — «Доктор Живаго» по одноименному роману Бориса Пастернака и на музыку Александра Журбина. Местная пресса с некоторым недоумением писала, что драмтеатр запел и (с чуть большим недоумением) запел хорошо. Зрителям тоже понравилось. И хотя формально «Доктор Живаго» — «музыкальная фантазия», публика панибратски называет его «мюзиклом». Хуже спектакль от этого не становится.


Пермский академический Театр-Театр

16 ноября
19.00 «Жизнь человека». Арт-опера по пьесе Леонида Андреева
На сцене Балтийского дома
(Александровский парк, 4)
Даже если дать короткую, в одну фразу, характеристику этому представлению -получится любопытно. Судите сами: арт-опера по пьесе Леонида Андреева в постановке пермского министра культуры на музыку композитора Владимира Чекасина.
Осенью 2009-го режиссер (а последние два года — глава краевого минкульта) Борис Мильграм представил публике спектакль «Жизнь Человека». Широкими мазками (как и в тексте Андреева) изображено, как родился, возмужал, влюбился и умер главный герой. Леонид Андреев хотел рассказать об универсальной человеческой судьбе, движении личности от гармонии к трагедии. Борис Мильграм создал на эту большую тему эпическое полотно, какое выйдет про всякую человеческую жизнь, если проявить к ней должный интерес.

  Другая характеристика спектакля — мультижанровость. В арт-опере (эту характеристику придумали создатели представления) нашлось место элементам драматического театра, хореографии, эксцентрики, цирка и даже изобразительного искусства (обратите внимание на сценографию).


Режиссер-постановщик и автор идеи - Борис Мильграм, композитор - Владимир Чекасин, сценограф - Теодор Тэжик.


Пермская краевая филармония
20 ноября
19.00, Проект «Сделано в Перми»: В. Хлебников «Дети выдры».
На сцене Санкт-Петербургской ф
илармония (Большой зал, Михайловская ул., 2)
Составляющие необычного концертного проекта: музыканты-шаманы из Тувы; ансамбль, исполняющий музыку авангардизма и минимализма; а также духовное наследие русского поэта Серебряного века. Теперь по порядку про каждый из элементов, сочетание которых называется «Дети Выдры». Автор музыки и всего проекта — композитор Владимир Мартынов.

Ансамбль «Хуун-Хуур-Ту» владеет мастерством одного из древнейших на Земле типов музицирования — горлового пения. Тувинские музыканты без преувеличения - мировые знаменитости. Ансамбль Opus Posth - признанные мастера в исполнении сочинений Яниса Ксенакиса, Мортона Фельдмана, Филиппа Гласса. Вместе они рассказывают историю «Дети Выдры», созданную на основе двух «сверхповестей» Велимира Хлебникова («Дети Выдры» и «Зангези»). «Сверхповесть» — термин Хлебникова, введенный им для обозначения новой текстовой реальности, заключающейся в сочетании как бы не сочетающихся друг с другом текстов. Эта «сочетаемость несочетаемого» лежит в основе и музыкальной композиционной структуры «Детей Выдры». Синтез архаичного прамузыкального тувинского горлового пения с современными композиторскими методиками работы с материалом прошел на Урале. А потому Пермская краевая филармония с полным правом делает на афише «Детей Выдры» приписку: «Сделано в Перми».



Билеты можно заказать по телефону: 8(812) 380-80-50, приобрести на сайте www.bileter.ru или в кассах площадок.

Программа выставок

 

Пермский музей современного искусства



5 ноября

Открытие выставки «Видение» (выставка российского и международного видео-арта)
Работа выставки: 6 ноября - 5 декабря
Креативное пространство «Ткачи» (Наб. Обводного канала, 60)
Портал Openspace.ru назвал «Видение» «самой представительной выставкой видео, которая была когда-либо показана в России». Первый раз собрание видеоарта показали в Музее современного искусства PERMM в августе 2009 года. Теперь собрание покажут петербургской публике.

Посмотреть есть на что. На «Видении» представлены работы зарубежных классиков (Нам Джун Пайка, Билла Виолы, Ширин Нешат, Фишли и Вайса, Марины Абрамович), известных русских художников (группы «АЕС+Ф», Дмитрия Гутова, Ольги Чернышевой, Ильи и Эмилии Кабаковых, Александра Гнилицкого), а также произведения молодых (Александры Галкиной, Владимира Логутова, Максима Свищева, группы «Зер Гут» и др.). Также на «Видении» можно познакомиться с «Кремастером» Мэтью Барни, сборником работ Олега Кулика, группы «Синие носы» и Владислава Мамышева-Монро. Кураторы — Хуан Пунтэс (кстати, нью-йоркский галерист) и Наталия Миловзорова.



Билеты можно приобрести при входе на выставку или заказать по телефону:

(812) 920-50-13
Пермский музей современного искусства

5 ноября

Открытие выставки «Портреты неизвестных», авторы: Н.Резник и Д. Давыдов

Работа выставки: 6 ноября - 5 декабря 


Креативное пространство «Ткачи», (Наб. Обводного канала, 60)
Пермские фотографы Наталья Резник и Денис Давыдов - участники летних международных фотошкол в Петербурге и Липтовском Микулаше (Словакия). Их работы выставлялись на московской «Фотобиеннале – 2010». В Петербурге они представляют серию снимков «Портреты неизвестных». Глянцевым портретам столичных знаменитостей здесь противопоставлены люди никому неизвестные, с их реальными историями, надеждами и мечтами. Экспозиция составлена из двух самостоятельных проектов - «Виртуальные знакомства» и «Другие», соединенных одной общей мыслью, а именно - интересом к человеку, его отношениям с миром и другими людьми. Проект фотоживописи «Виртуальные знакомства», над которым авторы работали в течение нескольких лет в Праге, рассказывает о судьбе пожилых людей, выходцев из бывших союзных республик, мечтающих наладить свою личную жизнь в Европе и найти вторую половину через Интернет. Проект «Другие» снят в Перми. Впрочем, герои там все не то чтобы типичные уральцы, скорее наоборот - какие-то вызывающе неместные. Короче, другие.

Билеты можно приобрести при входе на выставку или заказать по телефону:

(812) 920-50-13


Пермский музей современного искусства

18 ноября

Открытие выставки «Экспедиция» (инсталляция М. Павлюкевича и О.Субботиной)
Работа выставки: 19 ноября - 8 декабря
Русский музей (Мраморный дворец, Миллионная ул., 5/1)
Михаил Павлюкевич и Ольга Субботина — семейная пара художников. Их графика и живопись известны по выставкам в Перми, в России и за рубежом. В 2009 году они приняли участие в проекте «Вектор Перми», объединившем известных пермских художников. Куратором «Вектора» был Виталий Пацюков. В 2010 году специально к фестивалю современного искусства «Живая Пермь» Михаил Павлюкевич и Ольга Субботина создали инсталляцию «Экспедиция». Черно-белая графика, подчеркнуто европейская эстетика и кажущаяся хрупкость материла, имитирующего пепел, в сочетании с белыми парафиновыми свечами создают иллюзию. Кто-то разглядит топографическую карту, кто-то горный ландшафт со знакомыми атрибутами путешествия, а кто-то поиски метафизического знака перехода черного в белое, огня в пепел и абстрактного узора расплавленного парафина в фигуративную графику. Художники чутко улавливают движение времени и ищут красоту на тонких гранях перехода графики в объект, фигуративности в абстракцию.

Пермский музей современного искусства

19 ноября

Открытие выставки «Выбор народа» (Пермь, Санкт-Петербург, Виталий Комар, США)
Работа выставки: 20 ноября - 8 декабря
Новый музей современного искусства (6-я линия Васильевского острова, д.29)

Билеты можно приобрести при входе на выставку или заказать по телефону:

(812 )323-50-90


Пермский центр развития дизайна

11 ноября

Открытие выставки «Я ЛЮБЛЮ П»
Работа выставки: c 12 ноября
Центр современного искусства им. Сергея Курехина (Средний пр., д.93, ст. метро «Василеостровская»)
Если кто не знает: земляничного цвета литера П - это с недавних пор символ Перми, не путать с гербом. Две скульптуры в виде больших красных «П» уже украшают улицы города, в скором времени спектр применения символа расширится. Он будет использоваться в дизайне остановок, указателей, расписаний общественного транспорта и т. д. Как показал конкурс, организованный Пермским центром развития дизайна, применять алую литеру как элемент промышленного и графического дизайна можно и в сотнях других изделий. «П» может проглядывать в дорожных знаках, одежде, мебели, архитектуре и т. д. Всего на выставке «Я люблю П» представлено 270 способов использования пермского символа. Экспозиция составлена из лучших идей, присланных для участия в конкурсе. Кстати, автор логотипа Перми - дизайнер Артемий Лебедев, является арт-директором Пермского центра развития дизайна.

Вход свободный
Пермская художественная галерея 
9 ноября

Открытие выставки - Пермский вариант футуризма «Как знак всемирной динамики», автор: П.И. Субботин-Пермяк.
Работа выставки: c 10 ноября - 26 ноября
Ценральный музей связи имени А.С. Попова (Почтамтский пер., д. 4)
Слова «пермский вариант футуризма» - вовсе не оправдание, не попытка набить цену провинциальной безделушке. Футурист Петр Субботин-Пермяк - фигура масштаба Владимира Маяковского или Василия Каменского, правда, менее известная. Объясняется это просто: в Москве Субботин жил недолго (уехал на родину поднимать художественное образование) и рано умер. Творческое наследие Субботина-Пермяка - вариант «пермского футуризма» - хранится в Пермской художественной галерее и Краеведческом музее в Кудымкаре (Пермский край), который носит имя П. И. Субботина-Пермяка.
В Петербурге можно увидеть эскизы праздничного оформления Москвы к юбилею Красной Армии 1919 года авторства Субботина-Пермяка, а также зарисовки с натуры, абстрактные авангардные рисунки тушью и пером. Особый интерес представляют живописные произведения 1914–1922 годов.

На выставке произведения Субботина-Пермяка дополнены «динамическими» фразами из книги Василия Каменского, друга и единомышленника художника, «Биография Его - меня Великого футуриста».



Иллюстрация: Петр Субботин-Пермяк, «Ау-ау». Фонды Пермской государственной галереи

Билеты можно заказать по телефону 8(812) 322- 00- 94 или приобрести в кассах площадок.

Справки по телефону 571-05-89, Пресс-служба Комитета по культуре


Смотрите также:
Программа Пермский академический театр оперы и балета им. П. И. Чайковского
110.59kb.
1 стр.
П. И. Чайковский опера "Иоланта" 11 сентября, начало в 18: 30, Магнитогорский театр драмы
16.63kb.
1 стр.
Театры Новосибирска
31.16kb.
1 стр.
Театр оперы и балета им П. И. Чайковского
94.96kb.
1 стр.
Иветта Мурадян балерина училась в институтах исскусства Армении
71.52kb.
1 стр.
Айкануш aсатрян балерина работала в театрах Армении
48.99kb.
1 стр.
1. в соответствии с Указом Президента Чувашской Республики от 6 марта 2002 г
1659.91kb.
10 стр.
Название театра и улица
58.54kb.
1 стр.
На экране улица Артёма, здание театра, памятник А. Соловьяненко
26.75kb.
1 стр.
Урок музыки во 2 классе. Тема урока: «Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера»
20.96kb.
1 стр.
Гбук во «Воронежский государственный театр оперы и балета» 394018, г. Воронеж, пл. Ленина
30kb.
1 стр.
Премьеры 2009 года в музыкальных театрах г. Екатеринбурга Екатеринбургский театр оперы и балета
117.51kb.
1 стр.