Главная
страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5

3.5.2. Анализ ситуации
Бугульминский муниципальный район занимает уникальное транспортное географическое расположение на Юго–Востоке Республики Татарстан, по ее территории проходят ключевые магистральные железнодорожные пути, автомобильные дороги и воздушные трассы, обеспечивающие перевозки грузов и пассажиров во всех направлениях. Уникальность такого положения характеризуется четырьмя факторами:

- прохождением кратчайшей трансконтинентальной железнодорожной магистрали в направлении «Запад-Восток», а также железнодорожного пути, связывающего поволжские крупные промышленные города по направлению «Север - Юг»;

- прохождением автомобильных дорог федерального значения в трех направлениях: «Запад-Восток», «Запад - Юго-Восток» и «Север - Юг»;

- прохождением воздушных трасс во всех направлениях.

На пересечении указанных магистральных транспортных коммуникаций находится Бугульминский транспортный узел, Бугульминский железнодорожный узел, Бугульминский аэропорт, что позволяет осуществлять смешанные перевозки.

В районе пересечения крупных транспортных путей формируется достаточно стабильная и эффективно действующая полоса экономического роста, охватывающая примерно 35-45 % промышленного потенциала Юго - Востока Республики Татарстан.

По оценке в 2006 году вклад транспорта в городской ВП составит более 6%. Местный транспорт обладает потенциалом повышенного воздействия на создание добавленной стоимости и формирование ВП. Транспортная отрасль в Бугульминском муниципальном районе, с позиций инвестиционной активности, находится в фазе «оживления».

В последние годы в структуре грузоперевозок на первом месте находится автомобильный транспорт, на долю которого приходится 62,8% перевозимых грузов, и этот показатель имеет тенденцию к росту. Это обусловлено транспортно-географическим расположением города и района. Воздушный транспорт формирует незначительную долю грузоперевозок (менее процента). В 2005 г. автомобильные перевозки пассажиров составили 87 % от их общего объема.

Бугульминский муниципальный район имеет плотность автомобильных дорог (0,491 км/км2) , что выше среднероссийского показателя.

Протяженность железнодорожных путей общего пользования, проходящих по территории Бугульминского муниципального района, составляет 96 км и 9,2 км путей промышленного железнодорожного транспорта.

Для транзитных и межрегиональных перевозок грузов важное значение имеет железная дорога «Москва - Ульяновск – Уфа - Челябинск», которая является кратчайшим участком трансконтинентальной железнодорожной магистрали «Москва – Дальний Восток». Данный магистральный транспортный путь не только самый короткий, но и скоростной, так как имеет наилучший профиль железнодорожных путей, позволяет осуществлять движение поездов с большей массой, а поэтому он - самый экономичный.

Железнодорожным транспортом за 2005 год было отгружено 249,9 тыс. тонн грузов. За 2005 года железнодорожным транспортом перевозка грузов увеличилась на 4,2%, пассажиров на 10,1 % по сравнению с 2004 годом. Через ж/д станцию Бугульма в 2005 году было отправлено 207,6 тыс. пассажиров.

По станции Бугульма в 2006 - 2010 году предусмотрено выполнить работы по механизации горки малой мощности. Решение данного вопроса обусловлено предполагаемым ростом в течение ближайших 3-х лет объемов перевозок на путях не общего пользования станции в 2 раза, на предприятиях Нижнекамского промышленного узла: по нефтеперерабатывающему заводу рост объемов составит более 7 млн. тонн в год, по ТАИФ НК – 3 млн. тонн в год.

Механизация сортировочной горки по станции Бугульма позволит увеличить пропускную и перерабатывающую способность горки на 480 вагонов в сутки, сократить простой вагонов с переработкой на 2 часа, простой транзитных вагонов без переработки сократится до 1 часа, повысится производительность труда на 7%.

Выполнен большой объем работ по благоустройству на привокзальной площади. В сентябре 2005 года открылся железнодорожный вокзал станции «Бугульма» после реконструкции. На реконструкции вокзала в 2002 – 2005г. освоено средств в размере 34 млн. рублей. Финансирование работ производилось ОАО "Российские железные дороги" и бюджетом Республики Татарстан.

В плане модернизации и развития воздушного транспорта в 2005 – 2010г. предусмотрено приобретение 4-х самолетов АН – 140 на сумму 1284 млн. рублей за счет лизингового фонда, а также приобретение 3 современных и экономичных самолетов АН – 148 за счет лизингового фонда, взамен отрабатывающих ресурс самолетов ЯК-40. Кроме того, запланировано на 2005-2008 г.г. произвести капитальный ремонт и модернизацию 8 самолетов ЯК – 40 на сумму 132,31 млн. рублей и 10 авиадвигателей АИ – 25.

Несмотря на общий значительный потенциал районного транспортного комплекса, в отрасли существует много проблем, к основным из них можно отнести:

- несоответствие развития транспортного комплекса возрастающим потребностям в его услугах отраслей экономики и населения Бугульминского муниципального района;

- недостаточно используется транзитный потенциал Бугульминского муниципального района при формировании и функционировании федеральных и республиканских транспортных коридоров;

- слабо развита кольцевая структура автомобильных дорог вокруг города Бугульма;

- имеет место неудовлетворительное качество районных и городских дорог;

- доля дорог, не имеющих асфальтобетонного покрытия до сетей автодорог общего пользования, составляет около 13 %; значительная часть существующих конструкций автомобильных дорог не удовлетворяют требованиям движения автотранспорта, так как запроектированы под осевую нагрузку 6 тонн, а в условиях возрастающей интенсивности движения транспорта и проезда по дорогам Бугульминского муниципального района большегрузных автомобилей несущая способность конструкций дорожных одежд снижается интенсивнее; дороги имеют повышенную долю опасных участков, 5 мостов в Бугульминском муниципальном районе, находятся в аварийном состоянии;

- на дорогах федерального, территориального и районного значения отсутствуют удовлетворяющие санитарным и экологическим нормам обустроенные промежуточные стоянки отдыха пассажиров; не достаточно создаются и надежно функционируют системы связи, технической и медицинской помощи.

- существующая планировочная структура способствует транзиту транспорта через центр; плотность населения города, плотность мест приложения труда и объектов обслуживания распределены по отношению друг к другу крайне неравномерно; в результате центр воспринимает большую долю транзитных потоков, что приводит к разрушению исторической застройки, повышению аварийности, замедлению транспортного потока и загрязнению воздушного бассейна.


3.5.3. Основные направления развития транспортного комплекса Бугульминского муниципального района
Проведение работ по обеспечению сохранности автомобильных дорог и улучшению транспортно-эксплуатационного состояния дорожной сети, уменьшению отставания по срокам ремонтов.

Реконструкция наиболее загруженных участков дорожной сети на подходах к населенным пунктам и городам республики и строительство обходов населенных пунктов.

Использование выгодного экономико-географического и геополитического положения Бугульминского муниципального района с целью развития транспортных коридоров.

Создание условий для обеспечения равных возможностей хозяйствования и конкуренции предприятий всех форм собственности, определяющих, в итоге, формирование системы эффективно работающих транспортных организаций, осуществляющих перевозку основной части грузов промышленных предприятий и населения.


3.5.4. Мероприятия по совершенствованию общего механизма управления транспортным комплексом
Обеспечить разработку и реализацию в рамках системы стратегического планирования развития транспортного комплекса республики программы и схемы строительства, модернизации и эксплуатации сети местного значения, что позволит оптимизировать соответствующие дорожные работы и целенаправленно обеспечивать повышение транспортной доступности в разрезе населенных пунктов Бугульминского муниципального района.

Обеспечение на основе создания Региональной автоматизированной информационно-управляющей системы Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан (АИУС-РТ) и республиканской транспортно-логистической системы реализации механизма текущего оперативного управления транспортным комплексом Бугульминского муниципального района.

Стимулирование формирования крупных конкурентоспособных специализированных транспортных организаций Бугульминского муниципального района, способных обеспечить перевозку основной части региональной промышленной продукции.

Обеспечение в процессе реорганизации ОАО «Российские железные дороги» участия в формировании и реализации стратегии развития железнодорожного комплекса Бугульминского муниципального района.

Создание условий, способствующих развитию отношений промышленных предприятий Бугульминского муниципального района по выпуску промышленной продукции для нужд железнодорожного комплекса.

В целях эффективной деятельности транспортной отрасли рационально перераспределить транспортные потоки путем строительства транспортных развязок, введения на ряде улиц одностороннего движения, что позволяет равномернее распределить транспортную нагрузку и уменьшить ее в центре города.

В целях упорядочения и повышения эффективности воздействия на развитие объектов транспортного комплекса осуществить разработку совместно с статистическими органами рекомендаций по совершенствованию стандартов статистики, применяемых для учета объектов транспортного комплекса, с последующим их представлением в Федеральную службу государственной статистики Российской Федерации в Республике Татарстан.

Разработка и внедрение системы видео паспортизации и диагностики автомобильных дорог Бугульминского муниципального района. Проведение мониторинга состояния дорожной сети, объектов благоустройства и инженерных сооружений.


3.5.5.Разработка и реализация проектов создания и модернизации отдельных объектов транспортного комплекса
В рамках основных положений и идей федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.), в целях повышения эффективности использования бюджетных средств, выделяемых на дорожное строительство осуществить:

- внедрение на высококатегорийных автодорогах Бугульминского муниципального района системы раннего оповещения образования гололеда;

- приобретение и ввод в эксплуатацию современных подметально-всасывающих агрегатов для уборки пыли, мусора и воды. (Предполагаемый срок реализации проекта – 2006-2010 гг.);

- внедрение общереспубликанской системы качественной санации трещин на асфальтобетонных покрытиях, в том числе с использованием катион активных водо-битумных эмульсий для ямочного ремонта струйно-впрыскивательным методом. (Предполагаемый срок реализации проекта – 2006-2010 гг.).

- внедрение технологии восстановления дорожного покрытия на глубину 500мм методом холодного ресайклинга с использованием вспененного битума. (Предполагаемый срок реализации проекта – 2006-2015 гг.).

- с целью повышения сдвигоустойчивости и устойчивости асфальтобетона к образованию колеи внедрить технологию производства щебеночно-мастичного асфальтобетона (ЩМА), которая позволит продлить срок службы дорожного покрытия до 20-25 лет. (Предполагаемый срок реализации проекта – 2006-2015 гг.).

- использование для устройства оснований дорожных одежд битуминозных пород в комплексе с модифицированными серобитумными вяжущими (Предполагаемый срок реализации проекта – 2006-2015 гг.).

- внедрение геосинтетических материалов для укрепления откосов земляного полотна, оснований автомобильных дорог и создания армирующей прослойки в асфальтобетонных покрытиях. (Предполагаемый срок реализации проекта – 2006-2015 гг.);

- внедрение технологии получения композитного материала методом пултрузии, стойкого к ударам, коррозии и длительным климатическим воздействиям, для строительства пешеходных мостов и сходов, настилов автомобильных мостов, водоотводных лотков, барьерных ограждений, сигнальных столбиков, дорожных знаков. (Предполагаемый срок реализации проекта – 2006-2015 гг.);

- обновление самолетного парка и модернизацию комплекса аэропорта «Бугульма», в том числе:

- создание условий, обеспечивающих проведение модернизации и приобретения флота, в том числе (лизинговые схемы).
3.5.6. Ожидаемые результаты
Достижение к 2010г. в транспортной и дорожной отрасли Бугульминского муниципального района:

- отношения дорог с асфальтобетонным покрытием (на 1.01.2006 г. – 625,2 км.) к общей протяженности дорог общего пользования (на 1.01.2006 г. – 716,7 км.) на уровне не менее 95% (на 1.01.2006 г. – 87%);

- увеличение общего объема перевозимых промышленных грузов товаропроизводителей в 1,5 раза при возрастании доли автотранспорта в грузоперевозках до 75 %, (на 1.01.2006 г. – 69 %);

- снижение воздействия транспорта на окружающую среду, посредством перехода к эксплуатации на городских маршрутах автобусов, работающих на компримированном природном газе;

- улучшение состояния городских экосистем за счет полного вывода транзита за пределы города.

- сокращение на 5 – 7 % ежесуточного пробега транспортных средств за счет оптимизации маршрутов и графиков движения, исключения «холостых» пробегов, получения возможности эксплуатации транспорта с учетом реально существующей на данный момент времени обстановки; это позволит экономить моторесурс и, соответственно, увеличивать сроки общей и межремонтной эксплуатации транспортных средств, снижать расход горюче-смазочных материалов, материальные затраты, связанные с содержанием и ремонтом транспортных средств и дорожного полотна, и т.д.;

- повышение регулярности движения до 20%;

- сокращение времени ожидания транспорта населением от 15 до 30%;

- развитие малого бизнеса, создание дополнительных рабочих мест и привлечение инвестиций в транспортную инфраструктуру за счет развития систем сервисного обслуживания и сферы услуг вдоль автодорожных магистралей.

3.6.Развитие промышленности
3.6.1. Цели, задачи
Составление программы социально-экономического развития Бугульминского муниципального района в разделе «промышленность» имеет своей сутью достижение следующих целей:

- увеличение темпов роста промышленного производства;

- увеличение доли добавленной стоимости в выпуске продукции промышленными предприятиями с одновременной оптимизацией ее структуры;

- увеличение доли прибыльных предприятий;

- повышение уровня заработной платы работников промышленных предприятий.

Для достижения означенных целей в процессе реализации Программы необходимо найти решение следующих задач:

- эффективное вовлечение и использование в процессе производства инструментов финансового рынка (лизинг, все виды кредитования);

- эффективное вовлечение и использование в процессе производства инструментов фондового рынка;

- повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и внедрение программ ресурсосбережения и ресурсосберегающих технологий;

- вовлечение в процесс производства инновационных изделий и технологий;

- эффективное управление производственными процессами, финансовыми потоками, собственным имуществом на основании повышения качественного уровня подготовки и моральной ответственности специалистов, а также решения актуальных задач социальной политики.
3.6.2. Анализ ситуации
Ведущими отраслями промышленности Бугульминского муниципального района являются машиностроение и металлообработка. Кроме того, успешно в районе развиваются приборостроение, отрасль легкой, лесной, деревообрабатывающей, пищевой и перерабатывающей промышленности, а также производство строительных материалов.

Всего промышленными предприятиями района за 2005 год отгружено продукции на сумму 9,3 млрд. руб. Более половины общего объема отгруженной промышленной продукции (64,5 %) приходилась на предприятия нефтедобычи, машиностроения и металлообработки; на предприятия пищевой промышленности приходилось 26,5 % общего объема отгрузки; доли лесной, деревообрабатывающей, легкой промышленности не превышали 6 % общего объема производства. Общий объем производства в действующих ценах удвоится к 2010 году, его структура в целом останется прежней, однако возможно увеличение доли производства продукции предприятиями пищевой отрасли, за счет снижения доли прочих отраслей и незначительного (в пределах 1 %) снижения доли производства продукции предприятиями нефтегазодобычи, машиностроения и металлообработки.

Потребительских товаров в 2005 году, по оценке, было произведено на сумму 433,1 млн. руб. (15,5 % от общего объема производства промышленной продукции в районе). К 2009 году, учитывая сложившийся на сегодня уровень инфляции, его перспективный анализ, а также расчет потенциала промышленных предприятий, производящих данный вид товаров, в действующих ценах этот показатель удвоится.

Несколько подробнее следует остановиться на предприятиях, деятельность которых в процессе реализации плана стратегического развития была особенно заметна на общем фоне планомерного развития комплекса промышленных предприятий района.

ОАО «Бугульминский электронасосный завод» за 2005 год отгружено продукции на сумму 1 015,4 млн. руб. (36,2 % от общего объема промышленного производства в районе). Индекс физического объема завода за 2005 год составил 123,8 %, что связано с увеличением выпуска электродвигателей, трансформаторных подстанций, станций управления, погружных насосов и проведением капитального ремонта электронасосов и электродвигателей. Индекс физического объема завода в перспективе до 2010 года будет составлять в среднем 105,0 % ежегодно.

Группой внедрения техники завода проводятся изыскания в области разработки новых видов материалов; в частности, такой разработкой явился низколигированный чугун, превосходящий по ряду параметров все материалы аналогичного направления использования. Также группой, согласно стратегическому плану развития завода, проводится разработка и внедрение нового вида продукта, доля которого в 2006 году составит 10 % в объеме выпуска продукции, в 2007 году – 20%.

Бугульминский механический завод ОАО «Татнефть» за 2005 год произвел продукции и услуг на сумму 297,3 млн. руб. (10,6 % от общего объема отгрузки промышленной продукции в районе). Индекс физического объема завода составил за 2005 год 78,0 %. С учетом специфики производимой продукции и процесса производства, программой социально-экономического развития завода предусмотрен рост индекса физического объема продукции (производства) до 2010 года на 1 % ежегодно.

Бугульминским механическим заводом освоены, запущены в производство и готовятся к производству в ближайшие годы следующие виды изделий:

- воздухосборники с антикоррозийным покрытием;

- новые кольцевые и торцевые фрезы;

-холодильные испарители и конденсаторы, испарители термосифонные, вакуумные конденсаторы;

- новые виды АВО;

- новые виды нефтегазосепараторов;

- групповые замерные установки;

- новые виды цепных приводов для нефтедобывающего оборудования.

Согласно стратегическому плану развития завода до 2010 года в процессе производства предусмотрены реконструкция, модернизация и организация ряда рабочих участков, создание стендов для испытания готовых изделий, а также совершенствование технологии производимой продукции.

Филиал МОАО «Нефтеавтоматика» БОЗНА за 2005 год отгрузил продукции на сумму в 53,1 млн. руб. Индекс физического объема завода за 2005 год составил 129,7 %; до 2010 года величину этого показателя планируется сохранять на уровне не ниже 103,0 % ежегодно.

Заводом в 2005 году были изготовлены опытные образцы и прошли испытания новые виды продукции – система измерения количества и качества нефти и массовые счетчики нефти, а также приборы для очистки нефти от механических примесей и опытный образец смесителя «Вихрь».

Стратегический план развития предприятия до 2010 года предусматривает модернизацию существующего производственного оборудования, а именно:

- установка ленточнопильного станка (энергозатраты снизятся в 4-6 раз, отходы уменьшатся в 5-7 раз);

- установка системы струйной очистки (улучшится качество выпускаемых изделий);

- установка воздушной компрессорной установки «Шторм-2000» и фильтровентиляционного агрегата;

- освоение технологии литья сталей из жаропрочных сплавов;

- организация участка сборки-сварки жаропрочных труб;

- монтаж установки для термообработки сварных швов;

- установка комплекса очистки гальваностоков от загрязняющих веществ;

- строительство системы сбора и очистки поверхностных вод.

Филиал ОАО «Татарстан СЭТЭ» «Бугульминский молочный комбинат» за 2005 год отгрузил продукции на сумму 102,9 млн. руб. Индекс физического объема комбината в среднем за 2005 год составил 171,3 %. Произведенная реконструкция завода позволила расширить ассортимент (свыше 40 видов выпускаемой продукции), сэкономить энергоресурсы и повысить эффективность предприятия в целом. Индекс производства завода, по предварительным оценкам, ежегодно, до 2010 года составит 102,0 %.


3.6.3. Существующие проблемы.
Анализируя ситуацию в отрасли «промышленность», формируя цели и задачи реализации Программы социально-экономического развития Бугульминского муниципального района нельзя не отметить ряд проблем, препятствующих динамичному и стабилизированному развитию комплекса промышленных предприятий района, основными из которых являются:

- высокая степень зависимости основных промышленных производств района от ситуации на нефтяном рынке;

- высокая степень зависимости финансово-хозяйственной и социально-экономической деятельности основных промышленных предприятий от действий собственников-нерезидентов;

- высокий уровень износа основных производственных фондов промышленных предприятий;

- недостаточный объем инвестиционных вложений в реальный сектор экономики региона;

- недостаточная эффективность реализации программ энерго- и ресурсосбережения;

- недостаточный уровень внутреннего спроса на продукцию ряда промышленных предприятий;

- принятие решения гиганта нефтяной промышленности Татарстана – ОАО «Татнефть» - о передаче активов НГДУ «Иркеннефть» в ведение НГДУ «Лениногорскнефть».

Исходя из анализа текущего состояния промышленности Бугульминского муниципального района, анализируя прошлые достижения отрасли, можно выявить наиболее вероятные перспективные пути развития комплекса промышленных предприятий в разрезе производства основных видов продукции:

1. Продолжится развитие машиностроения и приборостроения для нефтегазодобывающей отрасли, но уже в среднесрочной перспективе значение их для Бугульминского муниципального района будет ослабевать, по мере снижения нефтедобычи, экспорта нефти и истощения запасов природного углеводородного сырья. Однако, отсутствие в вышеназванных отраслях крупных моно производств и наличие универсальных технологий сохранит возможность перепрофилирования предприятий в смежные отрасли. Также, в среднесрочной перспективе, необходимо организовать систему предприятий, разрабатывающих месторождения природных битумов и каменного угля, залежи которых на территории района имеют республиканское значение.

2. Возможно стабильное развитие предприятий пищевой отрасли, положительным фактором деятельности которой является наличие в районе как источников формирования стоит заметить, что ее благосостояние зависит от платежеспособного спроса, который, в свою очередь, во многом зависит от финансового состояния предприятий.

3. Развитие сферы производства строительных материалов будет затруднено высокими издержками и низким внутренним спросом, несмотря на скрытый высокий потенциал производства. В ближайшее время необходима организационная реструктуризация, отчуждение неиспользуемых производственных мощностей и промышленных площадей, а также интенсификация политики формирования портфеля заказов на продукцию.


3.6.4. Ожидаемые результаты
- удвоение объема производства промышленной продукции к 2010 году в действующих ценах (2005 год – 2,8 млрд. руб., 2010 год – 5,8 млрд. руб.);

- удвоение величины добавленной стоимости продукции промышленных предприятий в действующих ценах (2005 год – 1,3 млрд. руб., 2010 год – 2,2 млрд. руб.);

- увеличение доли добавленной стоимости в выпуске продукции промышленными предприятиями (2005 год – 35,8 %, 2010 год – 38,4 %);

- оптимизация структуры добавленной стоимости с опережающим ростом доли оплаты труда и социальных отчислений;

- становление и упрочение промышленного комплекса Бугульминского муниципального района в долгосрочной перспективе.

3.7. Развитие аграрно–промышленного комплекса
3.7.1. Цель и задачи

Цель:


- обеспечение потребностей населения в высококачественной продукции аграрно-промышленного комплекса на основе роста эффективности агропромышленного производства, его конкурентоспособности и достижение на базе этого конечной цели - повышение качества жизни населения.
Задачи:

- производство высококачественных и конкурентоспособных по ценовым параметрам продуктов питания и других продуктов переработки сельскохозяйственного сырья;

- обеспечение потребности города и района необходимым количеством продовольствия собственного производства по доступным для всех слоев населения ценам;

- сохранение и воспроизводство природных ресурсов, используемых в сельскохозяйственном производстве.




      1. Анализ ситуации

Природно-экономические условия Бугульминского муниципального района благоприятствуют для ведения сельскохозяйственного производства:

- развитая инфраструктура (дороги, ремонтная база, электро- и газоснабжение);

- плодородная почва (черноземы).

Одной из особенностей экономики последних лет в нашей стране является урбанизация, т.е. ориентация на городские проблемы. С началом перестройки начался массовый отток сельского населения, рушились колхозы и совхозы, некогда передовые хозяйства пришли в упадок. Основным итогом земельной реформы стало изменение структуры землепользования – появились разнообразные формы собственности: государственная, муниципальная, частная. На сегодняшний день ресурсный потенциал сельских товаропроизводителей используется недостаточно эффективно. Производство валовой продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах 1994 г.) год от года снижается.

Основными проблемами, сдерживающими развитие АПК Бугульминского муниципального района, являются:

- отсутствие эффективной кредитно-финансовой системы, недостаточный объем финансирования, необходимый для инвестирования в оборотные и внеоборотные активы сельскохозяйственных предприятий;

- отсутствие системы госзаказа и гарантированного сбыта определенного объема сельхозпродукции государства по фиксированным ценам в условиях регулирования рынков важнейших сельскохозяйственных продуктов при замораживании цен на сельхозпродукцию, что определяет низкую доходность сельскохозяйственных предприятий, низкую среднемесячную заработную плату работников сельского хозяйства, которая по итогам 2005 года составила 2926 руб.;

- недостаточное выделение бюджетных средств на приобретение минеральных удобрений, уменьшение объемов их внесения, что привело к отрицательному балансу питательных веществ;

- доля убыточных предприятий по итогам 2005 года составляет 61 %;

- высокий уровень износа сельскохозяйственной техники, автомобилей, оборудования, зданий, сооружений; уровень износа тракторного парка составляет - 85 %, комбайнов – 70 %;

- отсутствие средств для внедрения малозатратных и ресурсосберегающих технологий, систем, машин и оборудования, обеспечивающих рост производительности труда и производство высококачественной сельскохозяйственной продукции;

- нехватка квалифицированных специалистов и кадров массовых профессий.
3.7.3. Основные направления

Главным направлением в развитии сельского хозяйства в районе остается его интенсификация, активное внедрение ресурсосберегающих технологий, повышение эффективности производства и доходности производителей сельскохозяйственной продукции, развитие продовольственного рынка.

Для обеспечения дальнейшего развития сельского хозяйства в районе необходимо решить ряд задач по следующим направлениям:

- производство высококачественных и конкурентоспособных по ценовым параметрам продуктов питания и других продуктов переработки сельскохозяйственного сырья;

- реформирование АПК как одного из ведущих секторов экономики района, учитывая аграрный потенциал и преимущества транспортного узла, позволяющие продвигать продовольственные товары, как на республиканском рынке, так и в соседние регионы;

- система мер поддержки сельхозпроизводителей на муниципальном уровне (финансовое и правовое консультирование, повышение квалификации и т.п.);

- фактическое закрепление имущественных паев работников хозяйств в соответствии с действующим законодательством;

- сохранение и повышение плодородия почв, увеличение урожайности возделываемых культур на основе внесения полного объема минеральных и органических удобрений;

- восстановление поголовья скота, увеличение среднесуточных привесов за счет полноценного, сбалансированного рациона (корма изготовленные на комбикормовых предприятиях по дифференцированным рецептурам для разных видов скота и разных его возрастов);

- реализация руководителями хозяйств системы оперативных мер по поддержке личных подсобных хозяйств сельского населения (снабжение кормами, транспортные услуги, закупка продукции у населения и др.);

- организация в системе Бугульминского РайПО действенных закупок из хозяйств населения производимой продукции для повышения занятости сельского населения и вовлечения в рыночный оборот продукции частных хозяйств;

- обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей стабильным сбытом товаров на колхозном рынке.




      1. Основные мероприятия

Для обеспечения устойчивого экономического развития агропромышленного комплекса необходимо осуществить следующие мероприятия:


1. В области земледелия:

- оптимизация структуры посевных площадей, сориентированная на производство и реализацию пшеницы с высоким содержанием клейковины, ржи с наличием соответствующего уровня крахмала, пивоваренного ячменя, а также таких ликвидных и высокодоходных культур, как гречиха, горох, рапс, картофель;

- рациональное расширение и обновление посевов многолетних трав и доведение их структуре пашни до 25%;

- внедрение в полном объеме ресурсов и влагосберегающей технологии возделывания зерновых и зернобобовых культур;

- дальнейшее освоение разработанных полевых и кормовых севооборотов, в основе которых должно быть оптимальное чередование культур;

- улучшение качества реализуемой продукции:

- подбор сортов, ориентированных на товарные цели;

- соблюдение технологической дисциплины на возделывании зерновых и технических культур;

- своевременная подработка товарных партий на току.

- осуществление дальнейшей биологизации:

- эффективное использование навоза и навозной жижи;

- эффективное использование сидеритов, которые в 2,5 раза дешевле внесения навоза и доведение их удельного веса до 30% паров;

- на 50% посевов зерновых использование измельченной соломы в качестве органического удобрения;

- применение дешевых биологических препаратов и удвоение финансирования на их приобретение;

- использование средств химической защиты растений, исходя из фактического фитопатологического состояния посевного материала, наличие болезней растений и видового состава сорняков.
2.В области животноводства:

- стабилизация и рост производства продукции животноводства на основе внедрения современных инновационных технологий мирового уровня;

- повышение уровня воспроизводства стада;

- внедрение новейших технологий искусственного осеменения, применение современных методов профилактики и лечения животных.


3. В области экономики

- задействование внутренних резервов самих сельхозтоваропроизводителей на основе углубления хозяйственного расчета, бюджетирование дохода каждым хозяйствующим субъектом с умелым грамотным использованием механизмов финансового регулирования и стимулирования;

- обеспечение систематического контроля и регулярного анализа финансово-хозяйственной деятельности по выявлению упущений в работе и имеющихся резервов.
4. Создание условий для развития предпринимательства, фермерских хозяйств и личных хозяйств сельского населения.
5. Дальнейшее привлечение инвесторов в сельскохозяйственное производство, развитие социальной инфраструктуры и диверсификации занятости сельского населения.

Общие условия развития сельскохозяйственного производства формируются, в основном, на республиканском уровне – правовая база реформирования аграрных отношений, бюджетная поддержка, целевые программы и др.

В рамках направления необходимо:

- стимулировать приход частных инвестиций для создания современного конкурентоспособного производства;

- проводить такую социальную политику, которая бы позволяла обеспечивать привлекательность жизни на селе;

- создать условия доступности кредитов, которые сельхозпроизводители берут для своих нужд;

- увеличить закупки сельскохозяйственной техники за счет лизинга, сделать ее более доступной, удлинить сроки лизинговых платежей, уменьшив уровень процентных ставок по лизингу;

- страхование агропромышленного производства, особенно урожая;

- сохранить бюджетную поддержку агропромышленного комплекса, особенно в направлении повышения плодородия почв, проведения мелиоративных мероприятий, осуществления работ по борьбе с вредителями и болезнями сельхозкультур, предупреждения и ликвидации карантинных и особо опасных инфекционных заболеваний животных, проведения мероприятий по охране окружающей среды.
В условиях рыночного реформирования экономики оперативность решения многих задач зависит от региональной власти. Именно на местах обеспечивается единство экономики и социальной сферы, формируются условия жизнедеятельности людей, создается среда для удовлетворения основных потребностей.

На муниципальном уровне необходимо решить следующие задачи:

- повысить уровень жизни населения на селе за счет финансовой поддержки социальной инфраструктуры и доходов населения;

- определить порядок и формы переподготовки и повышения квалификации кадров в области агропромышленного производства;

- компенсировать часть затрат на приобретение материальных ресурсов, дотации на поддержку племенного животноводства и элитного семеноводства.
Состояние дел на селе во многом зависит непосредственно от руководителя хозяйств. Именно от них зависит решение таких задач как:

- оптимизация и повышение эффективности сельскохозяйственного производства;

- обеспечение систематического контроля и регулярного анализа финансово-хозяйственной деятельности по выявлению упущений в работе и имеющихся резервов;

- своевременная выплата заработной платы;

- получение дополнительных доходов для ликвидации долгов за счет оказываемых услуг населению (транспорт, мельница, пилорама и т.д.);

- стимулировать развитие личных хозяйств населения, обеспечивая их дешевыми кормами.




      1. Ожидаемые результаты

Реализация программы обеспечит:

- рост объема производства к 2010 году зерна на 4113 тонн (10,5%), молока – на 735 тонн (3,7%), мяса на 91 тонну (5%);

- среднемесячная заработная плата одного работника составит 7100 рублей;

- уровень рентабельности сельскохозяйственных предприятий – 15%;

доля безубыточных предприятий – 100%.



3.8. Развитие архитектуры и градостроительства
3.8.1. Цели, задачи, прогнозы и программные мероприятия по развитию архитектуры и градостроительства на 2005-2010 годы.
Цель:

- обеспечение устойчивого развития территории Бугульминского муниципального района на основе территориального планирования и градостроительного зонирования.

Задачи:

- обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных фактов при осуществлении градостроительной деятельности;



- осуществление строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки;

- участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия;

- недопущение нарушения законодательства о градостроительной деятельности.
3.8.2.Анализ реальной ситуации, задачи и пути решения проблем
В соответствии с Генеральным планом города Бугульмы, утверждённым в 1974 году, город развивался в основном за счет использования своих внутренних территориальных ресурсов путем реконструкции деревянного фонда, повышение этажности и плотности застройки. К настоящему времени эти ресурсы практически исчерпаны, строительство осуществляется отдельными объектами за счет сноса ветхого жилья.

В 2007 году ГУП «Татинвестгражданпроект» должна завершиться разработка Генерального плана города Бугульмы. Для реализации проектных решений данного Генплана необходима разработка проекта городской черты, предусматривающего расширение территории города.

В последние годы в городе построен ряд объектов общественного, спортивного, культурно-развлекательного, торгового и жилищного назначения, которые улучшили архитектурный облик города Бугульмы: ледовый дворец «Юбилейный», торговый комплекс по ул. Ленина – ул. Казанская, оптово-розничный центр «Эссен», 8-квартирный жилой дом по ул. М.Джалиля. В плане сохранения исторического лица города и улучшения архитектурного облика проведена реконструкция железнодорожного вокзала, привокзальной площади и имеющихся там зданий и сооружений, автовокзала, здания Татфондбанка, русского драматического театра, Дома юстиции, здания Татарского культурного центра, мечети. В западной части города построены мечеть и храм.

Вместе с тем, в области архитектуры и градостроительства как в республике в целом, так и в городе Бугульме накопилось много нерешённых проблем. Существует острый дефицит профессиональных кадров в органах архитектуры и градостроительства. В настоящее время с принятием новых законов в области землеустройства, местного самоуправления, технического регулирования старая законодательная база в значительной степени утратила свою работоспособность. Новый Градостроительный кодекс РФ, реализуя требования закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», значительно изменил принципы организации градостроительства.

Направленность перемен – четкое разделение компетенции, особое внимание к процедурным вопросам, системное решение правовых аспектов взаимодействия субъектов градостроительной деятельности, обеспечивающее, в конечном итоге, максимально объективную и гарантированную регистрацию прав на недвижимое имущество.

В новых условиях изменение целевого назначения земель, отвод земельного участка, строительство объекта не может быть осуществлено без утверждения документов территориального планирования и правил землепользования и застройки. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Не допускается принятие решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии градостроительной документации.
3.8.3. Основные направления действий и мероприятия
Организация подготовки, согласования и утверждения Генеральных планов города и сельских поселений, проекта городской черты, правил землепользования и застройки г.Бугульмы.

Организация разработки и утверждения документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Организация совместной подготовки документов территориального планирования с органами местного самоуправления.

Ведение информационной системы градостроительной деятельности.


3.8.4. Ожидаемые результаты
Реализация основных направлений развития градостроительства и архитектуры на территории Бугульминского муниципального района позволит обеспечить:

- разработка и реализация схемы территориального планирования Бугульминского муниципального района;

- разработка и реализация генерального плана города Бугульмы, рабочего поселка Карабаш и сельских поселений;

- разработка проекта городской черты;

- разработка правил землепользования и застройки.
3.9. Развитие строительного комплекса
3.9.1. Цель и задачи

Цель:


- реализация программы социально-экономического развития Бугульминского муниципального района по отрасли строительства и промышленности строительных материалов, в том числе:

- удовлетворение спроса населения на доступное и комфортное жильё по программе социальная ипотека;

- обеспечение объектами социальной и инженерной инфраструктуры;

- обеспечение промышленного строительства в различных отраслях экономики.

Задачи:

- повышение качества и конкурентоспособности строительной продукции;



- модернизация базы стройиндустрии и промышленности строительных материалов;

- увеличение объёмов инвестиций в развитие промышленности строительных материалов;

- снижение себестоимости строительства за счёт внедрения передовых технологий проектирования и производства работ, снижения ресурсо- ,энерго- , материало- и трудоёмкости строительства;

- совершенствование системы подготовки кадров и управления отраслью;

- развитие и воспроизводство минерально-сырьевой базы промышленности строительных материалов.
3.9.2. Анализ ситуации
В условиях развития рыночной экономики в Бугульминском муниципальном районе удалось сохранить основной производственный и кадровый потенциал строительной отрасли. Появились строительные фирмы нового поколения, среди них ОАО «Еврострой», ХОО «ВЕКТОР», ООО «ИПЦ», ОАО «Бугульминский стройтрест», ООО «Жилсервис» и другие. Сегодня в строительном комплексе функционирует около 46 организаций различных форм собственности, обеспечивающих строительство и реконструкцию предприятий и объектов всех отраслей и сфер экономики Бугульминского муниципального района, 6 предприятий промышленности строительных материалов. В отрасли завершен процесс приватизации, доля организаций частной и смешанной формы собственности составляет более 99% действующих организаций.

Строительный комплекс Бугульминского муниципального района обеспечивает рабочими местами более 1350 человек. В 2005 г. объём выполненных подрядных работ строительными организациями и предприятиями составил 726,3 млн. руб., или 111,7%. к уровню 2004 г. Предприятиями промышленности строительных материалов произведено продукции на 73,3 млн. рублей (105,8 % к уровню 2004 г.).

С 1999 года в Бугульминском муниципальном районе отмечается тенденция к росту темпов инвестиционной и строительной деятельности.

На развитие экономики и социальной сферы в 2005 году использовано инвестиций в размере 1,364 млрд. руб., рост к уровню 2004 года составил 106,1 %. Рост объемов в строительстве в определенной степени обеспечивается за счет привлечения средств бюджетов всех уровней.

В Бугульминском муниципальном районе ежегодно вводится свыше 40 тыс. кв. метров жилья или свыше 0,35 кв. метров на одного проживающего.
К числу положительных тенденций в развитии строительного комплекса относятся:


      1. Существующая минерально-сырьевая база строительной индустрии в целом соответствует действующим мощностям промышленности строительных материалов в Бугульминском муниципальном районе и обеспечивает возможности существенного развития их производства.

      2. Среднемесячная заработная плата одного работника в отрасли «Строительство» по крупным и средним организациям в 2005г. возросла на 13,7% в сравнении с 2004 годом и составила 7382 рубля.

В последние годы в Бугульминском муниципальном районе в промышленности строительных материалов реализован ряд проектов модернизации и создания новых производств, введены новые мощности по выпуску оконных и дверных блоков улучшенной конструкции из алюминия, ПВХ и дерева, ряда отделочных материалов.

На основании проведенного анализа деятельности строительного комплекса выявлены основные проблемы, сдерживающие его развитие и препятствующие достижению поставленных целей. К их числу относятся:



  1. Правовой вакуум в техническом регулировании в связи с введением в действие Федерального закона от 27.12.02 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и отсутствием на сегодняшний день федеральных технических регламентов, из-за чего в проектной документации тиражируются устаревшие технические решения, мало проектов с использованием современных ресурсо- и энергосберегающих строительных материалов и прогрессивных систем домостроения.

  2. Недостаточный ассортимент производства местных ресурсо- и энергосберегающих строительных материалов. Это связано с низким уровнем инвестиций в развитие местной базы стройиндустрии, несмотря на значительные инвестиции в отрасль строительства.

  3. Отставание в реформировании системы подготовки кадров для отрасли, как рабочих специальностей, так и инженерно-технических работников.

  4. Низкое качество отдельных видов местного минерального строительного сырья (месторождения глины), отсутствие месторождений (керамзитовое сырье) вблизи центров потребления, т.е. проблемы, решение которых за счет местных сырьевых источников возможно не всегда.


3.9.3. Приоритетные направления развития базы стройиндустрии и промышленности строительных материалов
Исходя из анализа текущего состояния, прогнозных показателей и стратегических направлений развития Бугульминского муниципального района, приоритетными направлениями развития базы стройиндустрии и промышленности строительных материалов являются:

- увеличение объемов выпуска и организация производства ресурсо- и энергосберегающих стеновых материалов - пористо-пустотелых керамических камней («тёплой керамики») из местных кирпичных глин;

- организация производства других видов строительных материалов и изделий в соответствии с перечнем перспективных отраслевых инвестиционных проектов;

- разработка инновационных энергосберегающих технологий обогащения, модификации и переработки местного низко - и среднекачественного минерального сырья с целью получения на его основе конкурентоспособной продукции.

Для обеспечения снижения себестоимости жилья необходимо также упорядочение рынка строительных материалов и защита местных производителей и инвесторов, создающих новые рабочие места и обеспечивающих расширение местной налогооблагаемой базы.
3.9.4. Перечень мер по развитию строительного комплекса


  1. Обеспечение прозрачности и повышение роли подрядных торгов.

  2. Создание рынка земельных участков под застройку (проведение открытых аукционов).

  3. Разработка и реализация долгосрочных инвестиционных программ развития территорий Бугульминского муниципального района, обеспечивающих опережающее развитие социальной и инженерной инфраструктуры.


3.9.5. Ожидаемые результаты


  1. Увеличение объемов вводимого жилья и повышение его качества, развитие объектов социальной и инженерной инфраструктуры и промышленности в соответствии с параметрами развития этих отраслей.

  2. Расширение номенклатуры и увеличение объема выпуска продукции промышленности строительных материалов и стройиндустрии в 1,3 раза.

  3. Увеличение добавленной стоимости в производстве строительных материалов на 5 %.

  4. Снижение сырьевых и энергетических затрат на производство продукции на 4%.

  5. Сокращение числа убыточных строительных предприятий.

  6. Увеличение налогооблагаемой базы организаций и предприятий не менее чем в 1,2 раза к 2010 году.

  7. Рост средней заработной платы до 12500 руб.



3.10.Охрана окружающей среды и рациональное природопользование
3.10.1. Цель и задачи оптимизации государственного управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования
Целями разработки комплекса программных мероприятий являются: сохранение и восстановление природных систем и их биологического разнообразия; обеспечение благоприятного состояния окружающей среды как необходимого условия улучшения качества жизни и здоровья населения Бугульминского муниципального района.

Задачами являются: реализация государственной политики в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования с учетом политических, экономических, технологических, правовых, социальных, медицинских, санитарно-гигиенических, противоэпидемических мер, направленных на создание благоприятных условий жизнедеятельности; минимизация ущерба, наносимого природной среде при разведке и добыче полезных ископаемых; рекультивация земель, нарушенных в результате разработки месторождений полезных ископаемых; предотвращение негативных экологических последствий от хозяйственной деятельности.


3.10.2. Анализ ситуации
Состояние и охрана атмосферного воздуха. Атмосферный воздух является одним из жизненно важных элементов окружающей среды, необходимых для существования, характеризуется сложным и многокомпонентным составом с учетом множества различных привносимых в данную среду веществ. Попадающие в воздух примеси переносятся, рассеиваются, вымываются и в конечном итоге концентрируются в почве, биоте, поверхностных и подземных водах.

Основными веществами, загрязняющими воздушную среду Бугульминского муниципального района, являются летучие органические соединения (ЛОС - предельные и непредельные углеводороды, бутилацетат, этилацетат, бутанол, этанол, бутадион, изобутилен, изопрен, метанол, ацетон, ксилол и др.), а также диоксид серы, оксиды азота, оксид углерода, углеводороды и взвешенные вещества. Основными веществами, загрязняющими атмосферный воздух, являются: ЛОС –2,4 тыс.т.; оксид углерода –1,8 тыс.т.

Выбросов загрязняющих веществ стационарными источниками в 2005 г. составил 5,648 тыс. т, (в 2004 г. – 6,236 тыс. т), или 4,1 % от всех выбросов в г.Бугульма.

В 2005 г. выбросы загрязняющих веществ в атмосферу осуществляли предприятия отраслей: теплоэнергетики –40,5 %; легкой – 21,8 %, машиностроение – 11,5%.

Большой вклад в загрязнение атмосферного воздуха вносит автотранспорт. Выбросы от автотранспорта по Бугульминскому муниципальному району в 2005 г. составили 8,3 тыс.т. или 59,7 % от общих выбросов по району. Суммарные выбросы загрязняющих веществ, промышленных предприятий и автомобильного транспорта в 2005 г. составили 13,9 тыс. т.

В Бугульминском муниципальном районе проводится немало мероприятий по снижению отрицательного воздействия на окружающую среду. На очистку загрязняющих веществ поступило 1,79 тыс.т., из них 1,72 тыс.т. уловлено и обезврежено, что составляет 23,4 % от общего количества выделяющихся веществ, без очистки выброшено 5,58 тыс.т., что позволило уменьшить количество выбросов на 0,588 тыс.т. Произошло за счет выполнения технических и природоохранных мероприятий, так например, в ООО «Промышленная экология» с 2003 года был осуществлен переход с использования попутного сырого нефтяного газа на сухой природный газ при нагреве нефтешлама в печи, в связи с чем снизилось количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, были введены в эксплуатацию установки очистки газа.



Состояние, охрана и использование водных ресурсов. Бугульминский муниципальный район относится в основном к бассейнам рек Степной Зай, Дымка, Бугульминский Зай. Наиболее крупной рекой является Степной Зай (240 км). Кроме этого свыше 50 км - Дымка, Бугульминский Зай, Лесной Зай.

Кроме естественных водотоков и водоемов на описываемой территории расположены антропогенные водные объекты - водохранилища, пруды. Среди водохранилищ наиболее крупными являются Карабашское, построенное в 1957 году на р.Бугульминский Зай, с зеркалом пруда 7,3 кв.км, полным объемом 52,4 млн. м3, полезным 51,1 млн. м3.

В 2004 г. Юго-Восточной СИАК осуществлялся контроль гидрохимического состояния рек и Карабашского водохранилища. Практически все обследованные водоемы имеют превышение нормативов ПДК. Причиной такого состояния является сброс загрязняющих веществ с поверхностным стоком и неэффективная работа БОС (перегрузка по гидравлике, физический износ оборудования БОС ОАО «Бугульма-Водоканал»).

По результатам анализов Юго-Восточной СИАК максимальные превышения ПДК загрязняющих веществ в реках: р.Ст. Зай – аммония 3,3 ПДК, нитритов – 13,13 ПДК., фосфатов - 15,5 ПДК, БПК5 1,5 ПДК, сульфатов - 1,4 ПДК, нефтепродуктов - 6,2 ПДК, железа –6,9 ПДК.

В целом качество поверхностных вод в 2005 г. не изменилось по сравнению с предыдущим годом.

В 2005 году в Бугульминском муниципальном районе было использовано 14,36 тыс.м3 водных ресурсов. На хозяйственно-питьевые нужды населения и работающих на предприятиях – 7,84 тыс.м3 воды, на производственные нужды промышленности – 3,5 тыс. м3.

Общий объем сброса загрязненных сточных вод составил в 2005 г. – 13,698 тыс. м3.

ОАО «Бугульма-Водоканал» эксплуатируются две станции очистки сточных вод. Для принятия сточных вод г. Бугульма действуют биологические очистные сооружения проектной производительностью 22,0 тыс. м3/сут. Очистные сооружения эксплуатируются с 1980г. Фактическое среднесуточное поступление сточных вод около 38 тыс. м3/сут., дефицит мощности БОС 73 %. Сброс производится в р. Бугульминский Зай. Для достижения эффективной очистки сточных вод необходимо расширение ОСК.

Разработан проект «Расширение 1-й очереди ОСК в г.Бугульма» на 25 тыс. м3/сут. Строительство начато в 1992 году. В 2003 году выделено и освоено 5 млн.руб. Освоено – 9,0 % от стоимости. С 2004 г. финансирование отсутствовало, строительство не велось.

Для принятия сточных вод р.п. Карабаш действуют биологические очистные сооружения проектной производительностью 0,6 тыс. м3/сут. Очистные сооружения эксплуатируются с 1957 г. Фактическое среднесуточное поступление сточных вод – 1,25 тыс. м3/сут, дефицит мощности БОС около 200 %. Сброс производится в р. Степной Зай. Эффективность очистных сооружений недостаточна из-за физического износа, перегрузки по гидравлическим показателям.

Разработан проект «Реконструкция и расширение ОС в р.п. Карабаш», производительностью на 7 тыс. м3/сут. Строительство не начато из-за отсутствия финансирования.

В 1996 году начата программа «Чистая вода», в рамках которой проведены работы по реконструкции действующих и строительство новых водозаборных сооружений общей мощностью 36000 м3/сут. В связи с пуском водозаборов «Коногоровка» и «Вязовка» первой очереди, объем подачи родниковой воды уже увеличился на 7 тыс.м3/сутки. К концу 2006 года завершится строительство и обустройство второй очереди указанных водозаборов. Таким образом, в 2007 году город и район будут обеспечены полностью чистой родниковой водой.

Лесное хозяйство является важной составляющей ресурсного потенциала города и района. Общая площадь лесхоза 43,8 тысячи гектаров. Лес – восстанавливаемый ресурс, однако в силу целого ряда природных, биологических и антропогенных факторов он восстанавливается медленно. Нередко естественное возобновление лесных площадей затягивается на многие годы. Поэтому на значительных площадях требуется искусственное восстановление леса – посадка или посев основных лесообразующих древесных пород.

В 2005 году произведены работы по лесовосстановлению в лесном фонде на площади 150 гектаров. Созданы придорожные лесные полосы на площади 42 гектара.

Выращивание посадочного материала производится в пи­томнике лесхоза, носящем зва­ние «Лесной питомник высокой культуры». Здесь выращивается посадочный материал в количе­стве 2,2 – 2,5 млн. штук, в основ­ном – сосна, ель, лиственница, тополь гибрид 38 (без пуха). А в 13 теплицах – около 150 тысяч штук сеянцев березы. Для озе­ленения имеются саженцы туи западной, ели голубой, липы, шиповника, спиреи.

Лесхоз также производит заготовку и переработку древесины – по сплошным руб­кам около 20 тыс. м3 и выборочно – 13 тыс. м3. Вырубка произ­водится спелого леса и выбо­рочно – больного, отставше­го в росте.



Земельные ресурсы (почвы) находятся в депрессивном состоянии. В Бугульминском муниципальном районе сельхозугодия подвержены эрозии, общая площадь эродированных земель за 2005 г. – 27,2 тыс.га. Это связано, главным образом, с малой облесенностью пашни и значительными уклонами, а также распашкой значительной части сельхозугодий и несоблюдением агротехнических приемов.

Отходы производства и потребления. В Юго-Восточном регионе преобладает нефтегазодобывающая промышленность, основными видами отходов которой являются нефтешламы, отработанные нефтепродукты, отходы, образующиеся при эксплуатации автотранспорта и нефтяного оборудования, обтирочные материалы, отходы черных и цветных металлов. Количество отходов образовавшихся в течение 2005 года составляет 61,97 тыс.т.: бытовые – 54 тыс. т; промышленные – 7,97 тыс. т.

Для складирования и захоронения твердых бытовых отходов в Бугульминском муниципальном районе действует ООО «Полигон ТБО» отвечающие строительным нормам и правилам. Количество принятых отходов в 2004 г. от жилого сектора – 158,8 тыс. м3, от предприятий и организаций – 49,92 тыс. м3.

Для вывоза ТБО задействовано 21 мусоровоз. В г.Бугульма расположено 69 контейнерных площадок, 534 контейнера.

С целью снижения нагрузки на городскую свалку и улучшения санитарно-экологического состояния в городе ведется работа по селективному сбору отходов. На территории Бугульминского муниципального района действуют 6 фирм, осуществляющих селективный сбор ТБО. За 2005 год собрано 5,9 т. макулатуры. В Бугульминском муниципальном районе действуют 23 санкционированных свалок ТБО.

Одним из важных в городе и районе является вопрос утилизации биологических отходов.

За 2005 г. на территории Бугульминского муниципального района образовалось 22 т. биологических отходов захоронения. В Бугульминском муниципальном районе насчитывается 17 мест утилизации биологических отходов.

Все санкционированных биотермические ямы не имеют ограждения. Территория приспособленных биотермических ям не имеет траншеи по периметру с обваловкой, отсутствуют навесы над ямами, помещения для хранения дезосредств и инвентаря.

Учитывая вышеизложенное, требуется разработка Комплексной программы по охране окружающей среды и рациональному природопользованию, с применением новейших технологий сортировки и переработки ТБО.


3.10.3. Основные направления
- обеспечение благоприятной среды обитания для населения;

- создание условий и механизмов обеспечения населения экологически чистой продукцией;

- внедрение рыночных механизмов охраны природы, в том числе стимулирующих повторное использование и вторичную переработку промышленных товаров.
3.10.4. Основные мероприятия
Основная организационная мера по воспроизводству минерально-сырьевой базы – это использование местного минерального сырья в отраслях охраны окружающей среды (очистка питьевых и промышленных вод, изоляция и поглощение радиоактивных отходов).

Для существенного улучшения качества поверхностных вод необходимо обеспечить:

- модернизацию сооружений полной биологической очистки сточных и ливневых вод; цехов обезвреживания осадков сточных вод; канализационных сетей и сооружений;

- обеспечение удовлетворительного технического состояния гидротехнических сооружений;

- осуществление противоэрозионных мероприятий.

С целью улучшения качества атмосферного воздуха необходимо реализовать мероприятия по:

- замене устаревшего технологического оборудования на современное;

- переводу автотранспорта на экологически чистые виды моторного топлива;

- созданию газозаправочных станций автомашин и станций по их ремонту и техобслуживанию.

С целью охраны почв от истощения, разрушения, загрязнения, предотвращения деградации природных комплексов, повышение плодородия почв планируется решение следующих задач:

- улучшение качества природной среды посредством достижения оптимальных показателей элементов агроландшафта (защитные лесные насаждения, снижение распаханности земель сельхозназначения) посредством перехода на экологически сбалансированную адаптивно-ландшафтную систему земледелия;

- предотвращение опустынивания и восстановление хозяйственного потенциала деградированных земель сельскохозяйственных угодий (защитные лесные насаждения, противоэрозионные мероприятия);

- предотвращение загрязнения почв нефтью и нефтепродуктами, тяжелыми металлами и другими супертоксикантами;

- совершенствование системы нормирования в области охраны и рационального использования почв;

- восстановление нарушенных земель (лесовосстановление, залужение).

Реализация мероприятий позволит остановить деградацию и загрязнение почв, перейти на прогрессивные методы ведения адаптивного сельскохозяйственного производства, что приведет к повышению плодородия почв.


3.10.5. Ожидаемые результаты
В области обеспечения экономики Бугульминского муниципального района основными видами природных ресурсов:

- по геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы:

- обеспечение населения Бугульминского муниципального района качественной питьевой водой из защищенных подземных источников, что позволит улучшить санитарно-эпидемиологическое благополучие района;



- по лесным ресурсам:

- увеличение лесистости территории Бугульминского муниципального района на 0,3 % за счет создания лесных насаждений;

- поддержание и сохранение защитных функций лесов за счет увеличения лесов до 15 %.

- по охране и рациональному использованию водных ресурсов:

- строительство, реконструкция и модернизация сооружений полной биологической очистки сточных вод, сооружений для очистки поверхностного стока в городе и районе; канализационных сетей и сооружений с целью предотвращения загрязнения, истощения водных ресурсов, что позволит:

- улучшить качество поверхностных водных объектов и перевести их из категории «Загрязненные» в категорию «Умеренно загрязненные» и «Чистые».

- по охране почв и рациональному использованию земельных ресурсов:

- создание защитных лесных насаждений (противоэрозионных, полезащитных), что позволит увеличить показатель облесенности пашни до 1,1 % в 2010 г.;

- восстановление нарушенных земель с созданием на этих территориях луговых и лесных биоценозов;

- утилизация пестицидов с истекшим сроком годности и запрещенных к применению до 2010г.


IV. РАЗВИТИЕ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ НАУКИ

4.1. Цели, задачи
Целью развития науки является обеспечение потребностей общества в новых знаниях на основе выполнения актуальных фундаментальных и прикладных исследований и разработок, наращивании научного потенциала и его реализации для социально-экономического, интеллектуально-духовного и культурного развития города и района.

Специфика научной деятельности Бугульминского муниципального в том, что она, так или иначе, организационно и финансово, привязана к сфере обеспечения нефтедобычи (в основном – к АО «Татнефть»). Таким образом, основными задачами в процессе достижения главной цели науки в Бугульминском муниципальном районе будут:

- непрерывное и качественное пополнение научной базы, с использованием как собственных достижений, так и результатов исследований сторонних научных организаций;

- диверсификация научных исследований и разработок в смежные отрасли народного хозяйства;

- активизация кадровой политики, направленная на привлечение научных работников различных направлений фундаментальной науки.

Основной задачей в перспективе, является организация научно-исследовательских работ в области разработки и обустройства месторождений природных нефтебитумов и каменного угля.


4.2. Анализ ситуации
Научную деятельность в Бугульминском муниципальном районе осуществляют два научных учреждения - региональный научно-технологический центр Урало-Поволжья, филиал ОАО «ВНИИнефть» (РНТЦ «ВНИИнефть»), и Татарский научно исследовательский институт нефти (ТатНИПИнефть). Всего в 2005 году этими учреждениями было выполнено научно-исследовательских и проектных работ на общую сумму свыше 640 млн. руб.; в 2006 году, при сохранении тенденции роста, выявленной в 2005 году, ожидается увеличение объема выполненных научных работ на 10 %.

В научных учреждениях города и района работают 50 кандидат наук и 10 докторов наук.

ТатНИПИнефть, являясь структурным подразделением АО «Татнефть», выполняет научно исследовательские работы в области геологии и разработки нефтегазовых месторождений, технологии разработки нефтегазовых месторождений, строительства, эксплуатации и ремонта скважин, повышения нефтеотдачи пластов и защиты нефтепромыслового оборудования от коррозии; проектно-изыскательские работы в области обустройства нефтегазовых месторождений, промышленного и гражданского строительства. Основным заказчиком работ является АО «Татнефть» и предприятия АО «Татнефть».

РНТЦ «ВНИИнефть» создан в районе для решения проблем вовлечения в активную разработку ресурсов природных битумов Республики Татарстан. Это одно из немногих (практически единственное) в России предприятие, занимающееся всем комплексом вопросов, связанных с добычей природных битумов скважинным способом.

Основными направлениями научно-исследовательских и опытно-промышленных работ РНТЦ «ВНИИнефть» являются:

- проведение геологоразведочных работ и подсчет запасов;

- бурение скважин, в том числе с горизонтальным стволом;

- создание методов увеличения битумоотдачи и обработки призабойной зоны эксплуатируемых скважин;

- разработка и выпуск опытных партий нестандартного оборудования для добычи, освоения и ремонта скважин;

- создание технологий переработки природных битумов для получения нетрадиционных нефтепродуктов.

С учетом специфика залежей разработан ряд оригинальных технологий и технических средств для освоения скважин и подъема продукции.

За период деятельности РНТЦ «ВНИИнефть» обоснованы принципы рентабельной разработки природных нефтебитумов, опубликовано более 100 научных статей, создано 68 изобретений, из которых 25 запатентованы.

Технологии и технические средства, разработанные РНТЦ «ВНИИнефть», используются в Западной Сибири, Пермской, Ульяновской, Оренбургской областях, Республике Башкортостан и других регионах России.
4.3. Проблемы и пути развития
Существующие проблемы в научной сфере носят не экономический, а, скорее, организационный характер. Главной из них является структурная и финансовая зависимость от ОАО «Татнефть». Жизненно необходимо интенсивное использование и дальнейшее развитие существующих разработок в области освоения запасов природных нефтебитумов и каменного угля, а также внедрение технических, технологических и теоретических инноваций во все стадии процесса развития народного хозяйства. Желательным также было бы объединение научных коллективов предприятий и организаций на базе существующих НИИ в консорциум для совместной разработки и внедрения инновационных продуктов и технологий для всех отраслей народного хозяйства региона.
V. МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ
Учитывая комплексный характер Программы, сложные взаимосвязи между отдельными направлениями ее реализации, предусматривается следующий механизм управления реализацией Программы.

Отдел экономики исполнительного комитета Бугульминского муниципального района на основании мониторинга выполнения Программы ежегодно составляет отчеты по реализации разделов Программы и предоставляет их главе Бугульминского муниципального района.

Одновременно с отчетом, при необходимости, готовится обоснование корректировки перечня индикаторов оценки эффективности Программы и их значений. При этом материал готовится во взаимоувязке всех разделов. Мониторинг хода выполнения Программы осуществляется ежеквартально.

Центры ответственности за реализацию разделов Программы направляют ежеквартально в отдел экономики отчеты о ходе реализации Программы.

Отдел экономики Бугульминского муниципального района ежегодно формирует перечень программ, планируемых для разработки, а также предложения по приостановке или отмене действующих программ.

Реестр всех программ ведется отделом экономики Бугульминского муниципального района.



VI. Общие выводы


Таким образом, в результате реализации программы предполагается достичь результатов, основные параметры по которым приведены в таблице.

Прогнозные значения основных параметров социально-экономического развития Бугульминского муниципального района до 2010 года



Наименование параметра

Значение параметра по годам

2005 г.

2010 г.

Валовой территориальный продукт, млн. руб.

4589,9

6702,2

Рост ВТП, %




146

ВТП в т.ч. по отраслям (млн.руб.):







- промышленность;

861,6

1312,1

- капитальное строительство;

320,0

452,8

- транспорт и связь;

315,8

492,0

- сельское хозяйство;

158,8

224,5

- торговля и общепит.

253,3

370,5

Прибыль прибыльных предприятий, млн.руб.

656,9

560,6

Численность населения на конец периода, всего

113,4

112,0

Численность занятых в экономики, в т.ч.:

51,8

50,2

В материальном производстве

26,5

24,7

В непроизводственной сфере

25,3

25,5

Уровень безработицы (удельный вес численности безработных в численности экономически активного населения).

2,15

1,8


Средняя заработная плата по крупным и средним предприятиям, руб.

7778,1

14850

Денежные доходы на душу населения (в среднем за месяц), руб.

5424,3

8540,0

Уровень жизни (отношение среднедушевого дохода к минимальному потребительскому бюджету), ед.

1,03

1,07

Ввод в действие жилья, тыс.кв.м.

40,1

40,4






<< предыдущая страница  
Смотрите также:
Программа социально-экономического развития бугульминского муниципального района на 2006-2010 годы
1570.24kb.
5 стр.
Программа социально-экономического развития Бугульминского муниципального района на период 2011-2015 гг. Бугульма, 2011 год
769.49kb.
7 стр.
Аналитическая записка о выполнения Прогноза социально-экономического развития Балезинского района на 2010-2012 годы, Программы социально-экономического развития Балезинского района на 2010-2014 годы
1129.38kb.
7 стр.
Программа социально-экономического развития добринского муниципального района липецкой области
1539.77kb.
8 стр.
Программа социально-экономического развития муниципального образования «город глазов» на 2010 2014 годы 2009
3983.11kb.
23 стр.
Информация о выполнении Плана социально-экономического развития Балезинского района на 2012 год по реализации Программы социально-экономического развития Балезинского района на 2010-2014 годы
1383.43kb.
7 стр.
Программа социально-экономического развития муниципального района «Борзинский район»
4560.89kb.
24 стр.
Краткая характеристика общих тенденций социально-экономического развития муниципального района за 2010 год
433.24kb.
3 стр.
Паспорт программы Социально-экономическое положение
2291.44kb.
13 стр.
Программа социально-экономического развития муниципального образования «Юкаменский район» на 2010-2014 г г
5210.06kb.
24 стр.
Администрация борисоглебского муниципального района
225.32kb.
1 стр.
Программа социально-экономического развития муниципального образования «красносельское сельское поселение»
1039.62kb.
12 стр.