Главная
страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5

Основные задачи:


  • совершенствование механизма поддержки социально-значимых видов услуг;

  • развитие коммерческих отношений с местными товаропроизводителями;

  • продвижение продукции республиканских производителей на внутреннем рынке;

  • совершенствование инфраструктуры рыночной торговли;

  • улучшение обеспечения сельского населения товарами первой необходимости, включая малые населенные пункты;

  • улучшение качества услуг, повышение уровня культуры и внедрение прогрессивных форм обслуживания, организация новых видов услуг;


3.3.1.2. Анализ ситуации

Потребительский рынок характеризуется динамичным развитием и высокой степенью товарного насыщения.

По состоянию на 1.01.06 г. в сфере торговли, общественного питания и оказания бытовых услуг занято 4800 человек, что составляет 9% от общей численности занятых в экономике.

Основными тенденциями развития потребительского рынка последние несколько лет являются увеличение объемов оборота предприятий отрасли, динамичное развитие инфраструктуры отрасли и повышение качества оказываемых услуг.

Оборот розничной торговли в 2005 г. составил 2689 млн. руб. и превысил показатель прошлого года на 21% в сопоставимых ценах или на 31% в действующих.

В расчете на одного жителя реализовано потребительских товаров на сумму 23523 руб., против 17862 руб. в 2004 г.

В структуре продаж непродовольственной группы товаров наблюдается значительный рост реализации товаров длительного пользования. Этому во многом способствовало развитие системы потребительского кредитования. В 2005 г. количество предприятий торговли, реализующих товары в кредит, увеличилось на 40% и составило 14 единиц. Сумма товаров, проданных в кредит, составила 189 млн. руб., или 16% от оборота розничной торговли непродовольственными товарами.

В 2005 г. в торговой сети произошли как количественные, так и качественные изменения. За счет нового строительства и реконструкции существующих помещений вновь открыто 18 объектов торговли. Вновь открытые предприятия, как правило, отличаются высоким уровнем технологической оснащенности и дизайна.

Общий объем капитальных вложений в 2005 г. в сферу торговли составил около 70 млн.руб.

На 1.01.06 г. в организованном секторе розничной торговли функционирует 425 стационарных предприятий, что на 11 единиц больше, чем в 2004 г. Мелкорозничная сеть представлена 48 предприятиями.

Одной из составляющих розничной торговли является рыночная торговля. В городе функционирует 1 рынок и 3 микрорынка.

Успешно развивается и отрасль общественного питания.

Объем оборота общественного питания в 2005 г. по сравнению с 2004 г. возрос на 6 % и составил 141 млн. 864 тыс. руб.

В городе и районе функционирует 138 предприятий общественного питания, что на 8% или 10 ед. больше, чем в прошлом году.

Анализ состояния развития отрасли общественного питания свидетельствует о том, что наиболее быстрыми темпами растет сеть общедоступных предприятий. За 2005 г. их количество возросло на 18% и составило 66 единиц. Наибольший удельный вес в общем количестве общедоступных предприятий составляют кафе – 52%, закусочные – 20%.

Уверенными темпами растет количество цехов по выработке и реализации полуфабрикатов, кулинарных, мучных кондитерских изделий и салатов с применением прогрессивных технологий и современного торгово-технологического оборудования.

В последние годы в экономическом развитии бытовых услуг населению прослеживаются устойчивые положительные тенденции.

В 2005 г. объем бытовых услуг, оказанных населению города и района, составил 102030 тыс.руб, что выше уровня 2004 г. на 19%. На одного жителя было оказано бытовых услуг на 893 руб.

На 1.01.06 г. насчитывается 93 предприятия бытового обслуживания (104% к уровню 2004 г.). Состояние бытовых услуг все еще не отвечает современным требованиям.

Одной из наиболее актуальных проблем отрасли остается доступность услуг сельскому населению. Значительно сократилось количество приемных пунктов. Редко используются выездные формы обслуживания.


3.3.1.3. Основные направления

Для эффективного развития потребительского рынка основными направлениями развития являются:

1. Преобразование неорганизованного сектора торговой отрасли в цивилизованные формы его организации.

2. Повышение уровня обслуживания и качества предоставляемых услуг;

3. Сохранение социально-значимых видов услуг, не представляющих коммерческого интереса для предпринимателей.

4. Формирование системы товародвижения, создающей благоприятные возможности для местных товаропроизводителей и способствующей оптимизации на рынке соотношения местной и завозной продукции.


3.3.1.4. Основные мероприятия
В целях реализации Программы в рамках направлений необходимо осуществить следующие мероприятия:

1. Преобразование неорганизованного сектора торговой отрасли в цивилизованные формы его организации:

- содействие внедрению новых технологий на предприятиях торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;

- содействие в привлечении инвестиционных ресурсов для реализации проектов предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;

- дальнейшее развитие продовольственных и вещевых рынков и преобразование их в торговые комплексы;

- развитие инфраструктуры сельских товарных рынков;

- разработка перспективных прогнозов развития предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;

- развитие сети предприятий службы быта различных форматов (крупных универсальных предприятий, сервисных центров и комплексов, специализированных и узкоспециализированных предприятий, приемных пунктов).


2. Повышение уровня обслуживания и качества предоставляемых услуг:

- пропаганда лучших достижений рестораторов, кулинаров в деле организации питания населения путем проведения конференций, выставок и конкурсов;

- подготовка и повышение квалификации кадров, создание системы внутрифирменного обучения, обеспечивающей систематическое обучение;
3. Сохранение социально-значимых видов услуг, не представляющих коммерческого интереса для предпринимателей:

- поддержка за счет средств местных бюджетов социально-значимых видов бытовых услуг;

- привлечение потребительской кооперации к оказанию социально-значимых видов услуг сельскому населению;

- разработка мер по привлечению инвестиций для развития инфраструктуры социально-значимых видов услуг.


4. Формирование развитой системы товародвижения, создающей благоприятные возможности для отечественных товаропроизводителей и способствующей оптимизации на рынке соотношения отечественных и импортных товаров:

- реализация мероприятий, способствующих развитию местного промышленного производства, конкурентоспособности предприятий промышленности и выпускаемых ими товаров;

- обеспечение координации работы с предприятиями местной промышленности, предприятиями, имеющими цеха по производству продовольственных товаров и товаров народного потребления, в части организации встреч с представителями предприятий торговли по вопросам выпуска продукции и товаров, их реализации, улучшения качества и дизайна товаров, упаковки, выполнения заявок торговли;

- систематическая организация для населения распродаж продовольственных товаров и товаров народного потребления местного производства по сниженным ценам;

- организация и проведение выставок-ярмарок;

- ежегодное участие предприятий промышленности в республиканском конкурсе «Лучший товар Республики Татарстан».


3.3.1.5. Ожидаемые результаты
Реализация Программы позволит достичь следующих результатов:

- рост физических объемов оборота розничной торговли на уровне не ниже 5% в год, показатель объема услуг потребительского рынка увеличить в 2 раза;

- увеличение доли непродовольственных товаров в обороте розничной торговли сельской местности до 30%;

- получение потребителем товаров в необходимом объеме, соответствующего качества, ассортимента, сортности, комплектности, упаковки за счет оказания услуг организациями инфраструктуры;

- привлечение инвестиционных ресурсов в развитие инфраструктуры, реконструкцию и строительство предприятий потребительского рынка в объеме более 100 млн.руб.;

- увеличение числа занятых на предприятиях потребительского рынка на 277 человек за счет мероприятий по созданию новых рабочих мест;

- формирование информационно-аналитических систем товарных рынков, снижение затрат и сроков проведения операций за счет своевременного получения участниками рынка информации о спросе и предложении, местонахождении товаров, ценах, условиях их поставки;

- повышение конкурентоспособности товаров местных товаропроизводителей;

- в сфере общественного питания реализация данных мероприятий к 2010 г. позволит увеличить товарооборот до 250 млн. руб.,

- создание развитой инфраструктуры бытового обслуживания, обеспечивающей предоставление широкого спектра услуг;

- разнообразие форм бытового обслуживания и качество обслуживания позволит удовлетворить потребности самых широких слоев населения;

- при среднегодовых темпах роста 6% объем бытовых услуг к 2010 составит 170 млн.рублей.


3.3.2. Развитие потребительской кооперации

3.3.2.1. Цели и задачи

Цель:


- качественное обеспечение потребностей сельского населения в разнообразных товарах и услугах.

Основная цель может быть конкретизирована следующими подцелями:

- достижение положительных финансово-экономических показателей;

- развитие собственного производства для удовлетворения потребностей сельского населения.

Основными задачами являются:

- создание и обеспечение условий для защиты прав пайщиков, четкое разграничение их ответственности;

- создание и обеспечение эффективного механизма управления;

- создание и обеспечение условий развития потребительской кооперации путем привлечения дополнительных паевых взносов и других внебюджетных источников;

- создание и обеспечение инвестиционной привлекательности предприятий системы потребительской кооперации;

- улучшение профессиональной и экономической подготовки кадров и формирование кадрового потенциала.


3.3.2.2. Анализ ситуации.
Бугульминское РайПО обслуживает 53 населенных пункта с населением более 20 тыс.чел. и объединяет 7860 пайщиков. На предприятии трудятся 270 человек.

Торговую деятельность осуществляют 36 магазинов.

Городская розничная торговая сеть представлена 8 магазинами, входящими в состав ООО «Горкоопторг». Сельское население обслуживают 28 торговых предприятий (или одна треть магазинов на селе).

В 2005 г. оборот розничной торговли Бугульминского РайПО составил 84452 тыс.руб., что в сопоставимых ценах составило 102% к уровню 2004 г. Сельским жителям через магазины Бугульминского РайПО реализовано товаров на 51115 тыс.руб., что в сопоставимых ценах составило 99,6% к уровню 2004 г.

Удельный вес розничного оборота предприятий Бугульминского РайПО в общем обороте торговли составил 3,1% (в 2002 г. - 3,4%, в 2000 г. - 5%).

В структуре розничного товарооборота 86% занимает группа продовольственных товаров и 14% непродовольственных, что свидетельствует о слабом развитии сети магазинов по торговле непродовольственными товарами. Из-за нехватки оборотных средств Бугульминское РайПо обеспечивает сельское население строительными материалами и товарами сложно-технического ассортимента лишь по заявкам. Ассортиментная политика, в основном, направлена на обеспечение потребностей сельчан лишь в товарах повседневного спроса.

Постепенно сокращается количество торговых предприятий. Из-за нерентабельной работы в последнее время закрыто 3 магазина, обслуживающих сельское население, сдано в аренду – 6.

В условиях низкой покупательской способности сельского населения важным фактором, влияющим на развитие торговли непродовольственными товарами, является развитие потребительского кредита. Однако данная форма торговли в нашем районе пока не развивается.

Бугульминское РайПО обеспечивает жителей малонаселенных пунктов, в которых отсутствуют стационарные магазины, товарами первой необходимости. В настоящее время выездная торговля организована в 26 малонаселенных пунктах.

Оборот общественного питания в 2005 г. составил 7524 тыс.руб, что на 21,6% больше показателя 2004 г. в действующих ценах или на 5% меньше в сопоставимых ценах. Доля собственной продукции в товарообороте общепита РайПО составила 82% (6172 тыс.руб.).

Удельный вес оборота общественного питания предприятий РайПО в общем обороте общественного питания составил 5,3%.

В системе Бугульминского РайПО 3 предприятия осуществляют деятельность по производству пищевых продуктов. Объем производства в 2005 г. составил 22330 тыс.руб. или 100% к уровню 2004 г.

Объем заготовительного оборота увеличен по сравнению с 2004 г. на 41% (3240 тыс.руб.).

3.3.2.3. Основные мероприятия

С целью реализации Программы необходимо осуществить следующие основные мероприятия:

- минимизации издержек обращения (оптимизация активов, переход на упрощенный режим налогообложения, реструктуризация задолженностей по электроэнергии, газу, теплу и прочим коммунальным платежам, усиление контроля над уровнем накладных расходов);

- восстановление, развитие сети предприятий потребительской кооперации;

- расширение товарного ассортимента, в том числе увеличение доли продукции собственного производства в товарообороте;

- совершенствование форм продажи товаров, таких как по заявкам, в кредит, сезонная распродажа, а также уценка товаров (реализация промтоваров пайщикам в кредит без процентов, реализация строительных материалов и крупногабаритных товаров с доставкой на дом, полнопайщикам при этом доставку осуществлять бесплатно).

- организация (в т.ч. в сельских магазинах) пунктов закупки всех видов сельхозпродукции и сырья, их первичной обработки, предоставления услуг, включая придорожный сервис, приема заказов на бытовые услуги, работы с надомниками, привлечения заемных средств обслуживаемого населения;

- восстановление сети заготовительных пунктов в сельской местности.


3.3.2.4. Ожидаемые результаты
Реализация Программы позволит достичь следующих результатов:

- рост физических объемов оборота розничной торговли на уровне не ниже 5% в год;

- увеличение продажи товаров промышленной группы на 8% и доведение до 25% за счет вовлечения в оборот товаров сложно-технического ассортимента, мебели;

- создание благоприятных условий для развития системы потребительской кооперации и обеспечения обслуживания сельского населения недорогими товарами и услугами;

- увеличение доли потребкооперации на потребительском рынке до 5%;

- рост объемов продаж собственной продукции на уровне не ниже 10% в год.


3.4. Развитие инфотелекоммуникационной инфраструктуры.
3.4.1. Цель и задачи развития
Цель:

- повышение качества жизни населения за счет расширения услуг связи, повышение качества и доступности всех видов услуг связи для всех потребителей в каждом населенном пункте в Бугульминском муниципальном районе.


Задачи:

- ускоренное развитие инфокоммуникационной инфраструктуры, новых технологий и услуг, в том числе обеспечения доступности услуг связи для всех потребителей в каждом населенном пункте;

- повышение эффективности функционирования телекоммуникационной инфраструктуры и инвестиционной привлекательности отрасли, дальнейшее развитие конкурентной среды на рынке услуг связи в Бугульминском муниципальном районе, обеспечение надежности, устойчивости и безопасности функционирования сетей информатизации и связи;

- повышение эффективности сетей телерадиовещания на основе обновления и модернизации технических средств передающей сети. Подготовка сети к переходу на цифровое эфирное вещание;

- модернизация и строительство новых сетей распределительных систем кабельного телевидения. Внедрение цифровых технологий в сетях кабельного телевидения, широкополосного доступа и создание цифровой интерактивной инфраструктуры;

- развитие современной почтовой инфраструктуры, техническое перевооружение объектов почтовой связи на основе внедрения современных инфокоммуникационных технологий.


3.4.2. Анализ ситуации
Рынок телекоммуникационных услуг в Бугульминском муниципальном районе сформирован из следующих сегментов: местная телефонная связь, междугородная, международная телеграфная связь, мобильная связь, телевидение и радиовещание, сети кабельного телевидения, почтовая связь.

За период с 2001 по 2005 годы сети телекоммуникаций получили дальнейшее ускоренное развитие. В целом по отрасли связи годовой валовой доход возрос с 43,0 млн. рублей в 2001 году до 148,7 млн. рублей в 2005 году. Средняя заработная плата возросла с 3264 в 2001 году до 6760,3 рубля в 2005 году.

За прошедшие годы отрасль связи добилась знаковых успехов, и приблизилась к решению важной социальной и экономической задаче – созданию инфраструктуры сетей связи, обеспечивающей все слои общества широким спектром услуг связи. Создан конкурентоспособный рынок, ведется сбалансированная тарифная политика. Отрасль стала стабильной и инвестиционно привлекательной.

На 113,7 тыс. жителей города и района сегодня приходится 23,9 тыс. номеров общей монтированной емкости проводной связи. Все городское и районное население в Бугульминском муниципальном районе имеет возможность смотреть многопрограммное телевидение.

По почтовой связи удалось достигнуть положительный финансовый результат, увеличить объемы предоставляемых услуг в 2005 году на 23,0 %.
3.4.3. Основные направления и мероприятия в области связи
Основные направления:

- ускоренное развитие и техническое перевооружение инфраструктуры связи, с учетом приоритета развития в сельской местности;

- цифровизация процессов формирования, обработки, коммутации и передачи сигналов электросвязи, включая процессы формирования информационных ресурсов;

- развитие инфокоммуникационной транспортной среды на базе волоконно-оптических линий связи, создание сетей связи следующего поколения;

- обеспечение взаимодействия сети связи с национальными сетями связи на базе использования признанных стандартов и технических рекомендаций, согласование сетей обработки информации и услуг с целью обеспечения использования доступа к расширяющимся информационным ресурсам;

- обеспечение доступности инфокоммуникационных услуг во всех населенных пунктах в Бугульминском муниципальном районе для всех потребителей, повышение качества предоставляемых услуг и создание условий для предоставления универсальных услуг;

- создание условий для повышения инвестиционной привлекательности отрасли и развития новых технологий и услуг;

- обеспечение устойчивости и безопасности функционирования сетей связи и инфокоммуникационной инфраструктуры;

- развитие телевизионного и радиовещания в цифровом формате с предоставлением современных информационных услуг;

- внедрение новых технологий в сетях наземного телерадиовещания, обеспечивающих предоставление широкого спектра качественных услуг связи;

- развитие цифровых технологий в сетях кабельного телевидения и систем широкополосного доступа, обеспечивающих предоставление широкого спектра качественных услуг связи;

- развитие современной почтовой инфраструктуры, обеспечение гарантированного предоставления универсальных почтовых услуг связи на территории Бугульминского муниципального района.


Основные мероприятия:

1.Разработка проектов и утверждение специализированных программ развития:

- программы развития и модернизации сетей связи общего пользования, обеспечивающей повышение качества оказываемых услуг и их доступности для всех потребителей независимо от их места нахождения и имущественного положения;

- отраслевой инвестиционно-инновационной программы.

2.Совершенствование антимонопольной и тарифной политики:

- содействие обеспечению равных благоприятных условий для всех операторов связи в процессе осуществления их производственно-хозяйственной деятельности и внутриотраслевой конкуренции;

- разработка и реализация системы управления обязательным обеспечением базового набора услуг связи в любом населенном пункте в Бугульминском муниципальном районе в заданные сроки, с заданным качеством, по доступной цене.

3.Содействие развитию производственно-хозяйственных связей и внутриотраслевой координации деятельности хозяйствующих субъектов:

- обеспечение сохранения в необходимых объемах и совершенствования системы инструментов централизованного управления сетями связи в целях обеспечения их устойчивого и надежного функционирования в форме единого производственно-хозяйственного комплекса в составе единой сети связи Российской Федерации как в мирное время, так и в особые периоды при возникновении чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и политического (военного) характера;

- обеспечение взаимодействия сети связи с национальными сетями связи на основе развития системы информирования и контроля за использованием признанных стандартов и технических рекомендаций;

- координация действий операторов связи в Бугульминском муниципальном районе по формированию и развитию на ее территории современной инфокоммуникационной транспортной среды на основе организации прогнозирования перспективных потоков информации и обеспечивающих их суммарных мощностей объектов связи;

- правовое и организационное содействие обеспечению полноценного и эффективного участия операторов проводной связи в оснащении строящихся жилых домов телекоммуникациями для оказания максимального прогрессивного спектра услуг связи (телефон, многопрограммные радио и телевидение, интеллектуальные услуги, Интернет, услуги телематических служб и служб передачи данных).



3.4.4. Ожидаемые результаты
Реализация системы мероприятий по развитию инфраструктуры связи и позволит добиться следующих результатов:

- создание в Бугульминском муниципальном районе высокоскоростной информационно-транспортной сети, обеспечивающей представление широкого спектра современных видов инфокоммуникационных услуг потребителям всех уровней;

- обеспечить к 2010 году общую телефонную обеспеченность на 100 человек проводной связи – 22,2 ед. (в 2015 году -30,6%);

- полностью ликвидировать очереди на установку проводных телефонов в Бугульминском муниципальном районе к 2010 году;

- обеспечить к 2010 году обеспеченность населения мобильной сотовой связи на 100 человек –30,5 ед. (в 2015 году -50,6%);

- обеспечить к 2010 году организацию трансляции телевизионных и радиопрограмм по сетям кабельного телевидения и широкополосного доступа в цифровом формате;

- обеспечить к 2015 году переход на наземное цифровое теле- и радиовещание, что позволит не только увеличить качество сигнала, но и увеличить до 3-5 программ, передаваемых на одном канале, что даст возможность развивать многопрограммное телевидение в сельской местности.

3.5. Развитие транспортной инфраструктуры
3.5.1. Цель и задачи
Цель - изменение среды жизнедеятельности людей и хозяйствования общества, обеспечивающей содействие экономическому росту, повышению экономической безопасности, а также повышению качества жизни населения и условий хозяйствования за счёт развития транспортного комплекса.

Для реализации цели развития транспортной системы в Бугульминском муниципальном районе необходимо решение следующих основных задач:

- опережающее количественное и качественное развитие транспортного комплекса в структуре отраслей экономики в Бугульминском муниципальном районе, обеспечивающее возрастающие потребности в перевозках грузов и населения;

- обеспечение территориальной транспортной доступности, качества дорог и транспортных услуг, стимулирующих мобильность населения и формирующих основу для дополнительного развития перспективных социальных и коммерческих отраслей его обслуживания;

- улучшение взаимодействия и координации работы всех видов транспорта.


<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Программа социально-экономического развития бугульминского муниципального района на 2006-2010 годы
1570.24kb.
5 стр.
Программа социально-экономического развития Бугульминского муниципального района на период 2011-2015 гг. Бугульма, 2011 год
769.49kb.
7 стр.
Аналитическая записка о выполнения Прогноза социально-экономического развития Балезинского района на 2010-2012 годы, Программы социально-экономического развития Балезинского района на 2010-2014 годы
1129.38kb.
7 стр.
Программа социально-экономического развития добринского муниципального района липецкой области
1539.77kb.
8 стр.
Программа социально-экономического развития муниципального образования «город глазов» на 2010 2014 годы 2009
3983.11kb.
23 стр.
Информация о выполнении Плана социально-экономического развития Балезинского района на 2012 год по реализации Программы социально-экономического развития Балезинского района на 2010-2014 годы
1383.43kb.
7 стр.
Программа социально-экономического развития муниципального района «Борзинский район»
4560.89kb.
24 стр.
Краткая характеристика общих тенденций социально-экономического развития муниципального района за 2010 год
433.24kb.
3 стр.
Паспорт программы Социально-экономическое положение
2291.44kb.
13 стр.
Программа социально-экономического развития муниципального образования «Юкаменский район» на 2010-2014 г г
5210.06kb.
24 стр.
Администрация борисоглебского муниципального района
225.32kb.
1 стр.
Программа социально-экономического развития муниципального образования «красносельское сельское поселение»
1039.62kb.
12 стр.