Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4страница 5

В области условий и охраны труда:


        - анализ состояния условий и охраны труда на предприятиях, в организациях;

        - осуществление методического контроля за деятельностью служб охраны труда на предприятиях всех форм собственности;

        - активизирование качественного проведения аттестации рабочих мест на предприятиях;

        - организация выполнения на предприятиях и в организациях нормативных, законодательных, директивных документов, постановлений правительства и органов государственного управления охраной труда ;

        - организация информационного и нормативного обеспечения охраны труда на предприятиях города и района, пропаганда безопасности труда;




В области занятости:


        - совершенствование форм взаимодействия с работодателями;

        - регулирование трудовой миграции;

        - поддержка предпринимательской инициативы незанятого населения;

        - организация общественных работ;

        - содействие в трудоустройстве граждан, особо нуждающихся в социальной защите;

        - повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;

        -организация профессиональной ориентации и психологической поддержкинаселения;

        - развитие социального партнерства на рынке труда.






2.5.4. Основные мероприятия
В рамках обозначенных направлений предусматривается:
В области доходов, трудовых отношений:

        - проведение работы по контролю за полнотой и своевременностью выплаты заработной платы в организациях города и района;

        - усиление мер административного воздействия на руководителей, виновных в невыплате или в несвоевременной выплате заработной платы;

        - изучение причин низкого уровня оплаты труда в организациях, рекомендации доведения ее минимального уровня до величины прожиточного минимума, участие в разработке мероприятий по повышению зарплаты;

        - доведение до предприятий через средства массовой информации величины Социального индекса для проведения индексации зарплаты;

        - сокращение объемов выплаты заработной платы «серыми» схемами путем содействия территориальным подразделениям контрольных, надзорных органов исполнительной власти в работе по борьбе с незаконными выплатами заработной платы работодателями и ликвидации задолженности по выплате заработной платы.

В области условий и охраны труда:


        - осуществление методического контроля за деятельностью служб охраны труда на предприятиях всех форм собственности;

        - усиление мер административного воздействия на руководителей, виновных в нарушении законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда;

        - обеспечение согласованности совместных действий органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а так же профессиональных союзов по реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда, направленной на обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

        - поддержание банка данных о состоянии условий и охраны труда на предприятиях, в организациях и учреждениях города и района.


В области занятости:


        - осуществление контроля за своевременным представлением работодателями сведений о потребности в работниках; выявление предприятий и организаций, нуждающихся в работниках и не известивших об этом центр занятости;

        - заключение соглашений о сотрудничестве в условиях реализации мероприятий по оптимизации численности;

        - организацию и проведение ярмарок вакансий рабочих и учебных мест, специализированных мини-ярмарок для граждан, особо нуждающихся в социальной защите;

        - обеспечение временной занятости населения, включая несовершеннолетнюю молодежь, в свободное от учебы время и дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу, путем организации временных и общественных работ.





2.5.5. Ожидаемые результаты
Результатами реализации указанных мероприятий будут:

В области доходов, трудовых отношений:


        - индикатор качества жизни к 2010 году достигнет нормативного уровня, равного 1.

Прогноз изменения основных параметров уровня жизни приведен в табл.: Прогнозные параметры, характеризующие уровень жизни населения.

В области условий и охраны труда:


        - произойдет снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости (число пострадавших на производстве из расчета на 1000 работающих снизится с 4,5 – в 2004 году до 4,0 – в 2010 году);

        - численность работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, снизится с 20,8% до 16,0%;

        - удельный вес работников, занятых тяжелым физическим трудом, снизится с 2,1% до 1,6%;


- произойдет снижение числа человеко-дней нетрудоспособности в расчете на одного пострадавшего с 34,1 до 25,0.

В области занятости:


        - уровень регистрируемой безработицы не превысит 1,8 % от численности экономически активного населения при сохранении сложившихся тенденций на рынке труда;

        - оказание услуг по вопросам трудоустройства;

        - ежегодное трудоустройство не менее 7000 человек, из них в рамках специальных программ не менее 6400 человек;

        - ежемесячная поддержка доходов не менее, чем 800 безработных граждан.



Прогнозные параметры, характеризующие уровень жизни населения


Параметр

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Темпы роста реальной заработной платы, %

119,7

123,4

115

113

113,2

113,7

114


Среднемесячная заработная плата (в среднем за год), руб.

6301,1

7778,1

8950

10110

11450

13020

14850


Денежные доходы на душу населения (в среднем за месяц), руб.

4758,7

5424,3

5970

6250

6885

7725

8540


Уровень жизни (доходы на душу населения к минимальному потребительскому бюджету на члена типовой семьи), раз.

1,0


1,03


1,04


1,03


1,04


1,05


1,07



2.6. Социальная защита населения
В период проведения экономических реформ происходят изменения в социальной структуре общества. Низкий уровень доходов, расслоение общества, скрытая и явная безработицы, инфляция требуют принятия оперативных и действенных мер социальной поддержки нетрудоспособного и неспособного к самообслуживанию населения.

В сложившихся экономических условиях предпринимаются меры, направленные на смягчение отрицательных последствий резкого падения уровня жизни.



2.6.1. Цели и задачи

Цели:


  1. предотвращение падения уровня жизни, малообеспеченных слоев населения;

  2. обеспечение социальной защищенности малоимущих и социально-уязвимых групп населения до уровня не ниже нормативного;

  3. повышение эффективности социальной помощи;

  4. обеспечение адаптации граждан к изменяющимся условиям социально-экономической среды через содействие самореализации личности.

Задачи:


  1. беспечение реализации всех предусмотренных законодательством социальных гарантий;

  2. усиление адресности социальной поддержки малообеспеченных граждан на основе учета материального положения семей;

  3. стимулирование направления средств коммерческими предприятиями и общественными организациями на благотворительные цели;

  4. рост уровня пенсионного обеспечения граждан через развитие системы открытых и корпоративных негосударственных пенсионных фондов.

  5. обеспечение осуществления мер, стимулирующих активную трудоспособную часть общества к улучшению своего благосостояния.


2.6.2. Анализ ситуации
2.6.2.1. Характеристика пенсионного обеспечения в Бугульминском муниципальном районе

В Республике Татарстан Бугульминский муниципальном район относится к числу регионов демографического неблагополучия: высокая смертность, низкая плотность и сокращение сельского населения, высокая доля населения старше трудоспособного возраста и т.п. Высок коэффициент демографической нагрузки, характеризующий нагрузку на экономику непроизводительного населения – детей и стариков. Это свидетельствует о высокой доле затрат на пенсии и другие виды социальных пособий.

В Бугульминском муниципальном районе по расчетным данным на 01.01.2006 года проживает 113 тыс. человек, из них:

28 603 пенсионеров (25 % от общего количества населения) в т.ч.:

- по возрасту- 20848 чел. (73% от общего количества пенсионеров), из них участников ВОВ – 322 чел;

- по инвалидности –3196 чел. (11% от общего количества пенсионеров), из них инвалидов ВОВ – 182 чел.;


Средний размер пенсии составляет – 2465 руб.
Количество пенсионеров, получающих пенсию:

- ниже ПМ пенсионера – 5 890 человек (20,6 % от общего количества пенсионеров);

- выше ПМ пенсионера – 22 713 человек (79,4 % от общего количества пенсионеров).
Городская и районная база данных на эти категории населения находится в актуальном состоянии. Работа ведется совместно с отделением Пенсионного фонда РТ по Бугульминскому муниципальном району, ОАО «ЕРРЦ», обновление базы производится ежемесячно.

По состоянию на 01.01.06 г. размер базовой части трудовой пенсии по старости составлял 1007 рублей, а средний размер пенсии по городу и району – 2465 рублей, или 140% от прожиточного минимума пенсионера.

При активной поддержке Правительства республики развивается система учреждений негосударственного пенсионного обеспечения – негосударственные пенсионные фонды (далее - НПФ). В настоящее время Управлением Пенсионного фонда в Бугульминском муниципальном районе организована работа по приему заявлений от застрахованных лиц о переходе из ПФР в НПФ.

В результате предпринимаемых мер в области повышения уровня пенсий стабильно растет количество получателей пенсий в максимальном размере (27,6% от общей численности пенсионеров), а численность пенсионеров, получающих минимальную пенсию, ежегодно уменьшается (составляет 1,8% от получателей пенсий по состоянию на 01.01.06 г.). Ежегодно снижается численность получателей пенсии ниже прожиточного уровня.

Для повышения уровня жизни населения в области пенсионного обеспечения проводятся следующие мероприятия:

- своевременный прием сведений для назначения пенсий и введение их в базу данных ПФР;

- информирование застрахованных лиц о состоянии их лицевых счетов;

- сокращение сроков назначения пенсий;

- своевременное проведение индексации и перерасчета размеров пенсии;

- проведение разъяснительной работы для населения.


2.6.2.2.Социальная поддержка и социальное обслуживание населения Бугульминского муниципального района.

Составной частью системы социальной защиты является социальная поддержка населения – реализация мер социальной помощи и предоставление социальных услуг в рамках социальных гарантий.

В районе функционирует развернутая структура учреждений социальной защиты, деятельность которых направлена на реализацию льгот и гарантий, оказание помощи наиболее, уязвимым категориям населения и лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

В период перехода к новой системе оплаты жилищно-коммунальных услуг сформирована республиканская программа предоставления субсидий в соответствии с максимально допустимым уровнем роста платежа населения за жилищно-коммунальные услуги в зависимости от дохода семьи.

В настоящее время численность граждан, получающих социальную поддержку в виде субсидий, компенсационных выплат, пособий, составляет в городе и районе 31 696 человек.

Субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг получают ежемесячно около 18,6 тысяч семей (43% от общего количества домохозяйств в городе и районе).

Наряду с льготами и услугами, которые гарантированы государством (законами РФ и РТ), администрация города и района ежегодно вводит дополнительные льготы для отдельных категорий населения. Это организация отдыха и оздоровления в г. Сочи ветеранов войны и детей из малообеспеченных семей, льготы по оплате за жилье и коммунальные услуги Почетным гражданам, выделение денежных средств участникам, инвалидам ВОВ и вдовам погибших в связи с проведением различных праздников. Всего оказывается дополнительных льгот и услуг на сумму более 18 млн. рублей.

Решаются вопросы обеспечения социальной защищенности малоимущих и социально-уязвимых групп населения до уровня не ниже нормативного.

Наличие полного банка данных адресной социальной защиты населения города и района и внедрение информационных технологий в отрасль социальной защиты позволяют учитывать все виды социальной поддержки различным категориям граждан, предоставлять их адресно.

В интересах пожилых людей, инвалидов, детей развивается волонтерское движение и добровольчество, участие общественных организаций в решении социальных вопросов в рамках социального партнерства. В целях повышения добровольческого участия граждан в решении социально-значимых задач, распоряжением главы администрации от 31.03.2005 г. № 308/1 был утвержден организационный комитет и План мероприятий по подготовке и проведению Весенней Недели Добра. Волонтеры привлекались к оказанию социально-бытовой помощи ветеранам, уборке и благоустройству улиц, территории учреждений социальной защиты, жилья и дворовых построек ветеранов войны и пожилых граждан, находящихся на социальном обслуживании, проводились марафоны по сбору вещей, бытовой техники и книг, организовывались целевые однодневные заезды.


Социальное обслуживание

В настоящее время система социального обслуживания населения в городе и районе представлена 6 типами учреждений - центр социального обслуживания населения, центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства, дом для одиноких престарелых, территориальный центр социальной помощи семье и детям, социальный приют для детей и подростков «Ялкын», центр реабилитации детей-инвалидов. Численность граждан получающих помощь в этих учреждениях ежегодно растет, за 2005 год обслужено более 31,9 тыс. человек.

В центре социального обслуживания населения функционирует – 6 отделений социальной помощи на дому, 2 специализированных отделения социально-медицинского обслуживания, отделение срочного социального обслуживания, социально-реабилитационное обслуживание, социальная столовая, социальная парикмахерская, социальный магазин «Вторые руки». Все это создано для улучшения жизни малообеспеченных граждан, а также для проведения оздоровительных и социально-реабилитационных мероприятий с гражданами сохранившими способность самообслуживания.

В центре социальной адаптации для лиц без определенного места жительства оказываются социально-бытовые, социально-медицинские, социально-правовые услуги.

Эффективной формой социального обслуживания граждан пожилого возраста является специальный Дом для одиноких престарелых с комплексом служб социально-бытового назначения. В Доме проживает 70 пожилых граждан.

Территориальный центр социальной помощи семье и детям обслуживает детей из многодетных, малообеспеченных, неполных семей и семьи с детьми-инвалидами.

В Социальном приюте для детей и подростков «Ялкын» проживает 30 детей из неблагополучных семей, ведется большая работа по профилактике безнадзорности.

В Центре реабилитации детей-инвалидов важное место отводится комплексной медико-социальной реабилитации детей.

Реабилитация инвалидов

Забота о гражданах с ограниченными возможностями и детях-инвалидах выражается в создании условий их интеграции в общество путем организации реабилитационного процесса, обеспечении безбаръерной среды жизнедеятельности инвалидов.

Основным механизмом осуществления реабилитации инвалидов является Индивидуальная программа реабилитации инвалида, которая включает перечень реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление способностей инвалида к бытовой, общественной и профессиональной деятельности.

С целью координации деятельности реабилитационных учреждений, обеспечения анализа выполнения индивидуальных программ реабилитации и обеспечения поиска оптимальных решений, в соответствии с распоряжением Главы администрации Бугульминского муниципального района № 462 от 20.05.03г. функционирует рабочая группа по реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов и детей-инвалидов, в состав которой вошли представители управлений социальной защиты, здравоохранения, образованием, архитектуры и градостроительства, жилищно-коммунальные службы и строительные организации, а также Координационный совет по делам инвалидов при главе администрации и общественные организации инвалидов. Управлением социальной защиты совместно с активистами обществ инвалидов был составлен справочник-путеводитель по городу Бугульма. В справочнике представлены объекты, исследуемые, в основном, на доступность с точки зрения инвалидов, пользующихся коляской, и незрячих людей. Обследовались медицинские учреждения, центральные магазины, пункты общественного питания и другие социальные объекты.

В г.Бугульма действует филиал Республиканской библиотеки для слепых и слабовидящих детей, который обеспечивает инвалидов литературой с укрупненным шрифтом по системе Брайля и «говорящей» литературой на русском и татарском языках. В территориальном обществе глухих регулярно проводится просмотр видеофильмов и телевизионных телепередач с параллельным сурдопереводом «вживую».

Управление социальной защиты работает в тесном контакте с отделением медико-социальной экспертизы, центром занятости населения, управлениями здравоохранения и образованием.


Развитие социальных технологий

В отрасли становится повседневной практикой внедрение новых социальных технологий, инновационных форм социального обслуживания, в т.ч. с элементами хозрасчетной деятельности.

Наряду с традиционными формами социального обслуживания разработаны и внедряются нетрадиционные формы на основе предпринимательской деятельности.

При Центре социального обслуживания населения организованна социально-производственная служба, которая оказывает следующие услуги: парикмахерской, автостоянки.

В связи с организацией социально-производственной службы появилась возможность и для получения доходов на укрепление материально-технической базы, а также стимулирование труда социальных работников.

В перспективе намечается открытие: социального бюро, социального такси, дома-интерната на 15 мест в р.п. Карабаш, хоспис на дому, мастерскую по ремонту обуви и бытовой техники.

В целях развития социального обслуживания населения, предполагается: развивать и совершенствовать систему платных услуг по обслуживанию пожилых граждан и инвалидов, совершенствовать оказание социально-психологических услуг, шире привлекать внебюджетные источники финансирования.

В практику работы учреждений социального обслуживания семьи и детей повсеместно внедряется социальный патронаж семей «группы риска», семейные воспитательные группы при приютах и социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних.

Постоянно ведется поиск и внедрение новых реабилитационных технологий хозяйства.

Расширение социальной базы отрасли

В интересах пожилых людей, инвалидов и детей развивается взаимодействие органов социальной защиты с общественными, некоммерческими организациями.

Развитие благотворительной деятельности через социальные конкурсы «Общественная инициатива», «Человек – золотое сердце» привлекает в социальную сферу дополнительное финансирование.

Однако существующая система социальной защиты остро нуждается в негосударственной составляющей, в развитии конкурентной среды, в притоке предприимчивых людей, что возможно при внедрении государственных и муниципальных заказов на социальные услуги. Социальному инвестированию бизнеса необходимо программное обеспечение.
Проблемы социальной защиты населения

Несмотря на значительную положительную динамику социальной защищенности населения Бугульминского муниципального района, система социальной защиты населения в настоящее время не отвечает в полном объеме основной цели социальной политики – повышению качества жизни населения до уровня не ниже нормативного и имеет следующие проблемы:

- несовершенство нормативной правовой базы;

- невозможность контролировать деятельность негосударственных организаций и предприятий, а также частных лиц, деятельность которых направлена на предоставление социальных услуг;

- нет принципа договорной основы социальной поддержки, содействующие самореализации семей, конкретной личности;

- значительного укрепления требует материально-техническая база отрасли.


2.6.3.Основные направления и мероприятия
Для достижения основной цели всех решений в социальной сфере – формирование средних слоев, устойчивое сохранение и укрепления качества жизни, укрепление социальной стабильности – необходимо провести следующие мероприятия:

- совершенствование законодательной, нормативной правовой и научно-методической базы отрасли (для этого необходимо вопросы, которые невозможно решить в городе, отправлять для решения в вышестоящие органы вплоть до КМ РТ);

- усиление мер экономической и административной ответственности должностных лиц, собственников, осуществляющих функции работодателя, за нарушение прав трудящихся на полную, своевременную оплату выполненной работы;

- создание мер поддержки работодателей, обеспечивающих трудоустройство, занятость, решение вопросов социальной защиты населения;

- создание дополнительных рабочих мест путем стимулирования предпринимательской деятельности;

- продолжение развития и совершенствования системы оказания помощи в денежной и натуральной форме малообеспеченным категориям граждан, что является необходимым условием продолжения экономических реформ, улучшения общественно-политической ситуации;

- оказание социальной поддержки работающих граждан за счет собственных средств предприятий;

- повышение профессионального уровня работников сферы социальной защиты и социального обеспечения, модернизация учреждений социального обслуживания, повышение качества представляемых услуг;

- необходимо упорядочить структуру управления, объединив усилия социальной защиты, пенсионного обеспечения и социального страхования населения, приблизив при этом процесс назначения пенсий, пособий и всей социальной защиты к человеку.
2.6.4. Ожидаемые результаты
Программа социальной защиты населения в Бугульминском муниципальном районе играет важную роль в проведении эффективной социальной политики в городе и районе, она должна способствовать тому, чтобы в центре внимания всех руководителей, принимающих те или иные решения, стоял человек и его семья, их благосостояние и благополучие.

К 2010г:


На уровне государства:

- сохранится и оптимизируется система социальной поддержки (государственных гарантий);

- сформируется рынок социальных услуг: до 20 % объема услуг по социальному обслуживанию будет предоставляться учреждениями негосударственной формы собственности;

- средний размер пенсии достигнет уровня прожиточного минимума пенсионера.

На муниципальном уровне:

- увеличатся дополнительные льготы для отдельных граждан, в основном для малоимущих (ремонт квартир, оказание помощи в приобретении квартир и др.;

- улучшится профилактика безнадзорности и беспризорности в результате воспитания среди подростков здорового образа жизни;

- ежегодный рост количества предприятий города и района, взаимодействующих со службами социальной защиты.

На уровне предприятий и организаций города и района:

- увеличится помощь предприятий малого и среднего бизнеса в результате чего появится возможность приобретения компьютерной техники для дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями;

- расширится сфера услуг.

2.7. Жилищная политика и развитие жилищно-коммунального хозяйства
2.7.1. Цели и задачи
Цель: обеспечение стандартов качества условий проживания населения и предоставляемых жилищно-коммунальных услуг при оптимальных расходах.
Задачи:

- повышение качества жилищно-коммунальных услуг;

- обеспечение адресной социальной защиты населения при оплате жилищно-коммунальных услуг;

- обеспечение доступности жилья для населения путем реализации программы ипотечного жилищного кредитования, институционального развития рынка недвижимости и использования договоров социального найма в отношении граждан, нуждающихся в жилых помещениях.


2.7.2. Анализ ситуации
В Бугульминском муниципальном районе площадь жилищного фонда составляет 2452,4 тыс. м2. Обеспеченность жильем в среднем по городу и району на 1.01.06 г. достигла 21,6 м2 на одного жителя.

Инфраструктурное развитие коммунального комплекса характеризуется уровнем благоустроенности жилищного фонда города и района водопроводом на 96,1%, канализацией на 88,4%, централизованным отоплением на 98,3% газопроводом на 99,1%.

Завершена Программа ликвидации ветхого жилищного фонда. В ходе реализации Программы ветхого жилья в Республике Татарстан, большое количество граждан улучшили свои жилищные условия. Им были предоставлены благоустроенные квартиры взамен жилых помещений, подлежащих сносу. В 2005 г. 50 ордеров получили граждане, переселяемые из ветхого жилья.

Новая масштабная экономическая программа - Программа социальной ипотеки в Республике Татарстан дает возможность стать доступной для основной части работающего населения за счет собственных накоплений и посредством жилищных кредитов реально улучшить свои жилищные условия.

На сегодняшний день 233 семьи по Бугульминскому муниципальному району включены в Сводный список семей по Республике Татарстан с целью последующего предоставления им жилых помещений и получения кредитов для завершения строительства в сельской местности на условиях социального ипотечного кредитования.

В 2006 г. планируется предоставление участникам данной Программы новых благоустроенных квартир в домах, расположенных по ул. Дзержинского; ул. М. Джалиля; ул. Д. Давыдова; ул. Нефтяников; ул. Сельхозтехника.

В г.Бугульма с 2003 года внедрена новая система оплаты жилищно-коммунальных услуг, включающая компенсации малоимущим и наиболее уязвимым слоям населения в виде предоставления адресных жилищно-коммунальных субсидий.

На 2005 г. в Бугульминском муниципальном районе установлены следующие стандарты, действующие при оплате жилищно-коммунальных услуг:

- предельная стоимость предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 м2 общей площади жилья в месяц - 30,64 рублей. 35.27 – 2006 г.;

- стоимость капитального ремонта жилищного фонда на 1 м2 общей площади жилья в размере 1,05 рублей в месяц. 1,19 – 2006 г.


2.7.3. Основные мероприятия
1.Развитие рынка жилья и создание инфраструктуры для реализации программ ипотечного строительства:

2.Реализация мероприятий по реформированию ЖКК, в том числе развитие конкурентных отношений в жилищном хозяйстве, переход к профессиональному управлению жилищным фондом.

3.В Бугульминском муниципальном районе должно быть обеспечено качество жилищно-коммунального обслуживания потребителей, надежность работы инженерно-коммунальных систем жизнеобеспечения, комфортность и безопасность условий проживания граждан.
2.7.5. Ожидаемые результаты
Мероприятия Программы позволят обеспечить следующие результаты:

- обеспеченность общей площадью на одного жителя достигнет 23 м2 в 2010 году;

- улучшить качество жилищно-коммунального обслуживания потребителей, обеспечить надежность работы инженерно-коммунальных систем жизнеобеспечения, комфортность и безопасность условий проживания граждан города и района;

- повысить эффективность работы предприятий ЖКК и снизить затраты на предоставление жилищно-коммунальных услуг;

- создать экономический механизм, стимулирующий экономное использование предприятиями энергетических и материальных ресурсов и сокращение нерационального потребления коммунальных услуг при гарантированном и бесперебойном их предоставлении;

- ликвидировать критический уровень износа основных фондов ЖКК, довести сроки проведения капитального ремонта жилищного фонда до нормативного уровня, снизить износ основных фондов водопроводно-канализационного хозяйства до 40%, ликвидировать дефицит хозяйственно-питьевой воды.



III. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА


3.1. Создание благоприятного предпринимательского климата
Цель:

В целях развития и поддержки малого предпринимательства содействие муниципалитета состоит в решении правовых и экономических вопросов для свободного развития малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих:



  1. Повышение социальной эффективности деятельности малых предприятий - рост численности занятых в секторе малого предпринимательства, средних доходов и уровня социальной защищенности работников малых предприятий и, как следствие, формирование среднего класса;

  2. Повышение темпов развития малого предпринимательства, как одного из факторов социально-экономического развития района, увеличение доли малого предпринимательства в формировании всех составляющих внутреннего валового продукта (производство товаров, оказание услуг, чистые налоги), расширение сфер деятельности и экономическое укрепление малых предприятий.

Задачи:


Для достижения поставленной цели в сфере малого предпринимательства должны быть решены задачи:

  1. Формирования правовой среды, обеспечивающей беспрепятственное развитие сферы малого предпринимательства;

  2. Формирования инфраструктуры, обеспечивающей доступность для субъектов малого предпринимательства необходимых услуг и ресурсов;

  3. Повышения эффективности деятельности и органов местного самоуправления по поддержке малого предпринимательства;

  4. Стимулирование привлечения инвестиций в сектор малого предпринимательства;

  5. Организация курсов для предпринимателей, работающих с инновационными проектами и претендентами на получение кредита.


3.1.1. Анализ ситуации

Для того чтобы выявить спектр направления развития малого предпринимательства в экономике города и района, рассмотрим динамику числа и структуры малых предприятий.

Общее количество субъектов малого предпринимательства, складывающегося из малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в Бугульминском муниципальном районе за 2005год, составляет 3460 ед., из них:


  • 1115 ед. – юридические лица, имеющие статус малого предприятия,

  • 2308 ед. – физические лица,

  • 37- фермерские хозяйства.

В сравнении с 2004 годом общее количество субъектов малого предпринимательства в Бугульминском муниципальном районе уменьшилось на 36%, что связано с перерегистрацией индивидуальных предпринимателей.

На малых и средних предприятиях города и района работает более 10 тыс. 500 человек или почти 20% от численности работников занятых в экономике города и района.

Средняя заработная плата работника малого предприятия в 2005 году, составляет 6 500 руб., что на 8,2%, выше уровня 2004 года.

Одним из показателей, позволяющих оценить экономический эффект деятельности малых предприятий, является отгрузка товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по всем видам деятельности за 2005 г. Этот показатель составил 1 607,4 млн. рублей, что в 1,5 раза выше аналогичного периода уровня 2004 года. Наибольший объем выпуска товаров и услуг достигнут в отрасли торговля и общественное питание (около 22% от общего выпуска). Значительные уровни выпуска получены в строительства – 17%, в промышленности отрасли– 14%, в научной деятельности –20%, в отрасли ЖКХ – 7%, прочие – 20%.

Выручка от реализации товаров, продукции, работ и услуг малыми предприятиями города и района за 2005год составила 2 480,7 млн. рублей, что 7% выше предыдущего года.

Доля поступлений налоговых платежей от субъектов малого предпринимательства в бюджете города и района составила 21%.

В г. Бугульме функционирует 4 филиала банков России и Татарстана. Этими банками в 2005году было выдано, кредитов на сумму 1 119,4 млн. руб. из них:

- юридическим лицам – 262, 7 млн. рублей;

- индивидуальным предпринимателям- 856,7 млн. рублей.
3.1.2. Основные направления
С целью исключения возможности дублирования проверок контролирующих органов, отделом экономики, органов Госсанэпиднадзора, Альметьевским органом Госалкогольинспекции РТ разработка плана-графика совместных проверок, в соответствии с которым субъект малого предпринимательства (СМП) подвергается проверке не чаще одного раза в год.

Поддержка создания и развитие фермерских хозяйств через развитие инфраструктуры информационно-консультационных, финансовых и юридических услуг;

Развитие заготовительной деятельности продукции, производимой в личных подсобных хозяйствах.

Создания и развития частных управляющих компаний и поставщиков услуг- в жилищно-коммунальном хозяйстве СМП через развитие инфраструктуры информационно-консультационных, финансовых и юридических услуг в данной области.

Участие в мероприятиях, с целью усиления борьбы с теневой экономикой в сфере индивидуально-предпринимательской деятельности по пресечению нарушений налогового законодательства, прежде всего, через выявление организации и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты физическим лицам менее минимального размера оплаты труда и менее прожиточного минимума, а также использующих «конвертные схемы» при выплате заработной платы.
3.1.3. Ожидаемые результаты
В результате реализации Программы к 2010 году:

- доля субъектов малого и среднего предпринимательства в валовом региональном продукте составит 14%;

- доля налоговых платежей субъектов малого и среднего предпринимательства в общей сумме налоговых доходов составит 12%;

- заработная плата работников, занятых в малом предпринимательстве, к 2010 г. возрастет на 13% по сравнению с 2005г.;

- увеличение рабочих мест до 3 тыс.человек.


3.2. Межбюджетные отношения
3.2.1.1. Реформирование бюджетного процесса
Цель:

- существенное повышение социальной и экономической эффективности расходов бюджета. Повышение результативности бюджетных расходов и оптимизация управления бюджетными средствами. Создание условий для максимально эффективного управления бюджетными доходами и расходами в соответствии с государственной политикой.


Задачи:

- внедрение критериев и подходов к определению ключевых структурных и временных приоритетов районной политики бюджетных расходов на основе учета результативности бюджетных услуг;

- внедрение системы планирования, мониторинга и оценки социальной и экономической эффективности действующих и новых программ бюджетных расходов на среднесрочную перспективу. Совершенствование стимулов для эффективной работы муниципальных органов, включая повышение ответственности при планировании, управлении и контроле бюджетных расходов, с одновременным повышением ответственности за достижение запланированных показателей результатов деятельности;

- повышение прозрачности информации о доходах и расходах бюджета, ответственности за его формирование, утверждение, исполнение, мониторинг и оценку в соответствии с приоритетами государственной политики.


3.2.1.2.Анализ ситуации
Несмотря на определенные успехи в области реформирования бюджетной системы, в Бугульминском муниципальном районе в настоящее время отсутствуют включенные в бюджетный процесс механизмы среднесрочного планирования, обеспечения результативности бюджетных расходов. Можно выделить следующие проблемы:

  1. разработка среднесрочного финансового плана осуществляется для каждого бюджетного цикла отдельно, используется годовой период планирования бюджетных расходов;

  2. муниципальный заказ на управление в составе индикаторов оценки деятельности органов муниципальной власти не всегда сбалансирован с выделяемыми бюджетными средствами;

  3. процедура рассмотрения проекта бюджета представительным органом власти района в основном ориентирована на технические детали в ущерб оценке приоритетов бюджетной политики и их реализации.

Таким образом, сложившиеся традиции и организация бюджетного процесса ограничивают возможности и институциональные стимулы повышения эффективности управления муниципальными финансами и переориентацию деятельности администраторов бюджетных средств с освоения выделенных им ассигнований на достижение конечных общественно значимых и измеримых результатов.

3.2.1.3.Основные направления деятельности и мероприятия
Суть реформирования бюджетного процесса состоит в смещение акцентов бюджетного процесса от «управления бюджетными ресурсами (затратами)» на управление результатами.

Основные направления реформирования бюджетного процесса:



  1. Выделение бюджетов действующих и принимаемых обязательств,

  2. Совершенствование среднесрочного финансового планирования.

  3. Совершенствование и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования.

  4. Упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета.

Основные мероприятия реформирования бюджетного процесса:

  1. Закрепление решениями Бугульминского муниципального района, муниципальными правовыми актами, расходных обязательств муниципального образования. Формирование реестра расходных обязательств.

  2. Нормативное закрепление порядка и методики определения состава и объема бюджета действующих и принимаемых обязательств. Переход на порядок формирования бюджета с выделением бюджетов действующих и принимаемых обязательств. При этом основным принципом бюджетного планирования должно стать гарантированное обеспечение действующих обязательств в соответствии с целями и ожидаемыми результатами государственной политики. Выделение ассигнований на новые обязательства может и должно осуществляться только в случае и пределах превышения прогнозируемых бюджетных ресурсов над расчетным объемом действующих обязательств.

Ключевой элемент реформы бюджетного процесса – распределение основной части бюджета принимаемых обязательств только между действующими и (или) вновь принимаемыми бюджетными программами. Для реализации этого принципа предстоит расширить и углубить систему индикаторов Системы индикативного управления экономикой района.

  1. Одним из основных элементов бюджетной реформы является переход к среднесрочному бюджетному планированию, в рамках которого бюджетный цикл начинается с рассмотрения ранее одобренных в предыдущем бюджетном цикле основных параметров среднесрочного финансового плана на соответствующий год.

Предстоит разработать и принять порядок формирования перспективного финансового плана, процедуры пересмотра его параметров и использования их при формировании проекта бюджета, методологию увязки среднесрочного прогнозирования бюджетных доходов со сценарными макроэкономическими условиями. Обеспечить разработку среднесрочного финансового плана начиная с 2006 года в формате справочно–информационного сопровождения бюджета на планируемый год, а с 2008г. в формате трехлетнего укрупненного бюджета.

  1. В отличие от сметного планирования программно – целевое бюджетное планирование исходит из необходимости направления бюджетных ресурсов на достижение общественно значимых и, как правило, количественно измеримых результатов деятельности администраторов бюджетных средств.

Расширение сферы применения и повышения качества программно – целевых методов бюджетного планирования предполагается осуществить путем:

  1. предоставления ежегодно субъектами бюджетного планирования докладов о результатах и основных направлениях своей деятельности,

  2. совершенствования методологии разработки и реализации региональных целевых программ;

  3. использования в бюджетном процессе ведомственных программ;

  4. распределения части бюджета принимаемых обязательств на конкурсной основе по результатам оценки действующих и предлагаемых к принятию бюджетных программ.


3.2.1.4. Ожидаемые результаты.
Переход к программно-целевому бюджетному планированию, способствующему повышению социальной и экономической эффективности расходов бюджета, повышению результативности бюджетных расходов и оптимизации управления бюджетными средствами. Переход к бюджетной политике, создающей условия для максимально эффективного управления бюджетными доходами и расходами в соответствии с государственной политикой.
3.2.2.1. Реформа межбюджетных отношений
Цель:

- обеспечение самостоятельности и ответственности органов местного самоуправления, повышение ответственности за эффективное управление бюджетными средствами от имени и в интересах населения. Повышение эффективности бюджетных расходов. Обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджетной системы в целом и каждого из ее уровней. Выстраивание межбюджетных отношений, способствующих реализации единой бюджетной политики на всей территории Бугульминского муниципального района.


Задачи:

  1. Разработка, апробирование и переход к новым формализованным методикам межбюджетных отношений (создание районных фондов финансовой поддержки поселений, муниципального района и распределение дотаций из указанных фондов).

  2. Разграничение доходных источников и упорядочение расходных полномочий бюджетов разных уровней на долговременной основе для создания условий выравнивания уровня бюджетной обеспеченности Бугульминского муниципального района в целях обеспечения равных возможностей доступа граждан к социальным услугам.

  3. Стимулирование органов местного самоуправления к оздоровлению местных бюджетов и проведению необходимых реформ.

  4. Повышение прозрачности информации о доходах и расходах бюджетов, ответственности за их формирование, утверждение, исполнение, мониторинг и оценку в соответствии с приоритетами государственной политики.

  5. Повышение эффективности районных целевых программ.


3.2.2.2. Анализ ситуации
Главной задачей проводимых реформ в сфере разграничения доходных и расходных полномочий между всеми уровнями государственной власти в Российской Федерации является создание условий сбалансированности всех уровней бюджетной системы. Проведенный анализ данных по исполнению консолидированного бюджета Бугульминского муниципального района за последние годы показывает, что в условиях подготовки к введению новых условий бюджетной системы, в связи с закреплением ряда доходных источников за федеральным бюджетом и бюджетом республики, ранее зачисляемых в бюджет района, не происходит сокращение как дефицита бюджета Бугульминского муниципального района, так и дефицита консолидированного бюджета.

Несмотря на изменившиеся условия, одной из основных задач в сфере управления финансами в Бугульминском муниципальном районе остается задача обеспечения формирования реальных бюджетов всех уровней и качественное их исполнение, собственные доходы в которых будут позволять осуществлять гарантированные государством функции по обеспечению населения всех административно-территориальных формирований Бугульминского муниципального района бюджетными услугами.

Одним из основных условий решения поставленных задач является реализация на территории Бугульминского муниципального района федерального законодательства, в соответствии с которым проведено разграничение расходных обязательств. При этом необходимо исключить и не допускать принятия нормативных правовых актов на одном из уровней государственной и муниципальной власти, возлагающих расходные обязательства на бюджет другого уровня власти. В то же время при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями обязательным условием является установление нормативов, используемых для расчета субвенций бюджетам.

3.2.2.3. Основные направления
Межбюджетные отношения в Бугульминском муниципального районе должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, республики Татарстан в сфере межбюджетного регулирования, способствовать достижению целей.

Основные направления деятельности:



  1. Повышение ответственности органов местного самоуправления за формирование и исполнение местных бюджетов.

  2. Совершенствование процессов взаимодействия исполнительных органов муниципальной власти с органами местного самоуправления при составлении и исполнении бюджетов.

  3. Разграничение расходных и доходных обязательств, в том числе закрепление принципов делегирования полномочий и их финансирования с одного уровня на другой.

Целью разграничения расходных полномочий на долговременной основе является обеспечение наиболее эффективного и наименее затратного производства государственных и муниципальных услуг с закреплением их за тем уровнем власти, который может обеспечить оптимальное производство этих услуг.

Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:



  1. упорядочение перечня государственных и муниципальных услуг с выведением из их состава тех, с которыми может справиться негосударственный сектор;

  2. четкое определение «поставщика» конкретной государственной и муниципальной услуги для повышения качества и ответственности за ее предоставление;

  3. сокращение взаимных расчетов за оказание государственных и муниципальных услуг между уровнями власти;

  4. оптимизация сети бюджетных учреждений - каждый уровень власти в силу долговременного закрепления за ним полномочия по оказанию конкретной государственной и муниципальной услуги будет мотивирован к наиболее эффективному развитию соответствующих бюджетных учреждений.

Достижение поставленных задач будет иметь своими результатами систематизацию расходов бюджета Бугульминского муниципального района и бюджетов поселений, повышение ответственности за результаты социально - экономического развития, увеличение возможностей и выравнивание условий для финансирования закрепленных за каждым уровнем власти расходов и обеспечение тем самым повышения уровня жизни, доступа граждан вне зависимости от места их проживания к основным государственным и муниципальным услугам и социальным гарантиям.
3.2.2.4. Мероприятия в рамках основных направлений
Основным приоритетом является достижение равного доступа населения Бугульминского муниципального района к получению гарантированных государством бюджетных услуг на всей территории района.

  1. Разработка и принятие нормативных правовых актов, регулирующих межбюджетные отношения, в том числе:

- закрепляющих принципы и методику распределения финансовой помощи муниципальным образованиям Бугульминского муниципального района;

- вводящих методику индикаторов результативности межбюджетного регулирования;

- вводящих методику мониторинга за финансовым состоянием бюджетов муниципального района и контроля за качеством управления финансами муниципального района;

- утверждающих порядок опубликования и консолидации отзывов на законы, регулирующие межбюджетные отношения в районе.



  1. Упорядочение перечня государственных и муниципальных услуг, инвентаризация сети бюджетных учреждений для определения доступности и качества конкретной государственной и муниципальной услуги населению различных территорий.

  2. Разграничение расходных полномочий между бюджетом Бугульминского муниципального района и бюджетами поселений.

  3. Разграничение доходных источников между бюджетом Бугульминского муниципального района и бюджетами поселений.


3.2.2.5. Ожидаемые результаты
Доведение к 2010 обеспеченности 68% административно-территориальных единиц Бугульминского муниципального района до уровня, позволяющего обеспечивать закрепленные расходные полномочия за счет собственных доходных источников. Обеспечение равного доступа населения Бугульминского муниципального района к бюджетным услугам, гарантированным государством.


3.3. Развитие инфраструктуры непроизводственных отраслей
3.3.1. Развитие потребительского рынка
3.3.1.1. Цель и задачи

Цель:


  • наиболее полное удовлетворение покупательского спроса населения в качественных товарах и услугах, повышение уровня торгового обслуживания населения, поддержка и развитие социально-значимых видов услуг.

<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Программа социально-экономического развития бугульминского муниципального района на 2006-2010 годы
1570.24kb.
5 стр.
Программа социально-экономического развития Бугульминского муниципального района на период 2011-2015 гг. Бугульма, 2011 год
769.49kb.
7 стр.
Аналитическая записка о выполнения Прогноза социально-экономического развития Балезинского района на 2010-2012 годы, Программы социально-экономического развития Балезинского района на 2010-2014 годы
1129.38kb.
7 стр.
Программа социально-экономического развития добринского муниципального района липецкой области
1539.77kb.
8 стр.
Программа социально-экономического развития муниципального образования «город глазов» на 2010 2014 годы 2009
3983.11kb.
23 стр.
Информация о выполнении Плана социально-экономического развития Балезинского района на 2012 год по реализации Программы социально-экономического развития Балезинского района на 2010-2014 годы
1383.43kb.
7 стр.
Программа социально-экономического развития муниципального района «Борзинский район»
4560.89kb.
24 стр.
Краткая характеристика общих тенденций социально-экономического развития муниципального района за 2010 год
433.24kb.
3 стр.
Паспорт программы Социально-экономическое положение
2291.44kb.
13 стр.
Программа социально-экономического развития муниципального образования «Юкаменский район» на 2010-2014 г г
5210.06kb.
24 стр.
Администрация борисоглебского муниципального района
225.32kb.
1 стр.
Программа социально-экономического развития муниципального образования «красносельское сельское поселение»
1039.62kb.
12 стр.